И макияж, строгий костюм, бизнес-лексика… Увы, работающий на вас имидж - только половина успеха. Неумение подать себя в выгодном свете часто становится непреодолимым препятствием на пути к карьере. Исследования показывают, самые престижные рабочие места получают те, кто сумел убедить руководство, что именно они достойны занимать вакантную должность. Как это сделать? Начнем с самого начала.

Перевоспитай свое внутреннее «Я»
Определи и четко сформулируй цель. Некоторые теряют слишком много времени, потому что не представляют, чем конкретно собираются заниматься: хватаются то за одно, то за другое, в конечном результате у них вообще ничего не выходит. Именно поэтому так важна самоорганизация. Для начала научитесь находить и определять цель, но ни в коем случае не поддавайтесь бесплодным мечтаниям. Важный нюанс - определите, что необходимо и что препятствует достижению цели. Разобравшись в этих деталях, намного легче выполнить поставленную задачу.

Разрабатывай конкретные планы на будущее. Если действительно желаешь добиться результата, старайся планировать практически все: завтрашний день, следующую неделю и даже год, и главное - не забывай записывать цели. Например, возьмись за дело номер один и не отступай, пока не закончишь. Важно установить сроки, в которые необходимо выполнить задание. Например, не просто сказать себе: «Я сделаю это дело», а «я сделаю это и только потом пойду на обед». Таким образом, приучи себя к дисциплине и ответственности. Ставь цель, достигай ее и поймешь, на самом деле это несложно, а просто грамотно организовано и вовремя выполнено.

Не лги себе. Не самообольщайся, не взваливай на себя больше, чем можешь понести. Старайся не брать на себя то, с чем не справишься. Попробуй трезво оценить свои сильные и слабые стороны. Лучше выполнять меньший объем работ, но качественно, иначе создашь впечатление работника, не умеющего справляться со своими обязанностями, а это может существенно повлиять на зарплату и оставить пятно на твоей репутации.
Научись извлекать уроки из критики. Мало кому нравится критика. Мы злимся, нервничаем, оправдываемся, в конечном итоге - нервное расстройство и плохое настроение. Разве это того стоит? Если даже ваше мнение не совпадает с мнением руководителя, согласитесь! Проанализируйте ситуацию и задумайтесь, может, стоит что-то изменить в самой себе?

Правильные мелочи
Именно они во многом формируют мнение о тебе. Первое, что я бы посоветовала, приобрети стильный ежедневник. Приучи себя записывать всю нужную информацию, адреса и телефоны, время и места встреч и т.п. Как можно меньше используй «бумажки», согласись, это производит не самое приятное впечатление. Очень важная деталь - качественные письменные принадлежности. Не кажется ли тебе, что дешевая пластмассовая шариковая ручка во многом проигрывает стильной и презентабельной.

Внешний вид
Руки должны быть всегда ухоженными. Поэтому, в каком бы временном цейтноте ты не была, какой бы усталой себя не чувствовала, всегда помни о руках - они должны быть в порядке. Принято считать, оптимально для офиса подходит французский маникюр. Выглядит стильно и естественно.

Научись правильно подбирать деловой костюм. Жакет и юбка до середины колена - эталон делового стиля. Не стоит брать в пример фото из журналов, в которых демонстрируют бизнес-леди с соблазнительным декольте и супермини-юбке. Выглядит сексуально, но по правилам этикета, офис это не место для демонстрации привлекательных частей тела. Что касается цвета, здесь можешь позволить себе быть непредсказуемой (в рамках приличия, конечно). Но не забывай, одного костюма мало. Их должно быть, как минимум, два. Интересный факт, в Штатах, принято не надевать два дня подряд на работу одну и ту же одежду. Пусть хоть какая-то деталь: блузка, туфли, галстук - говорят о том, что ты ночевала дома, принимала душ, переоделась к новому рабочему дню.

Обувь. У деловой женщины она должна быть безупречной: выглядеть новой, дорогой (а это не всегда зависит от цены, важно правильно ее подобрать) и сочетаться с костюмом. Недопустимо появляться в офисе в пыльной или грязной обуви. Всегда носи в сумке маленькую губку, чтобы твоя обувь выглядела всегда идеально.
Украшения стоит свести к минимуму. Деловой стиль категорически не допускает ничего громыхающего, звенящего: никаких серег до плеч, браслетиков и цепочек. Для офисного дресс-кода больше подходят небольшие, но стильные и, главное, недешевые украшения.

Макияж. Самое главное - научись различать деловой макияж и дискотечный. Старайтесь использовать спокойные, ровные тона. Если ты любительница выделять глаза, тогда для губ оставь полупрозрачные, светлые матовые оттенки, если же наоборот, привлекаешь внимание к своим пухлым губам, то глазам оставь карандаш и тушь. Прическа. Для деловой женщины достаточно просто хорошей укладки. Это не значит, что тебе придется каждое утро бегать в парикмахерскую. Попроси своего мастера сделать укладку и рассказать, как ты сможешь выполнять эти же действия самостоятельно в домашних условиях. Согласись, что женщине со связанными резинкой в пучок волосами трудно произвести впечатление бизнес-леди.

Выработай правильную дикцию и тембр голоса
Умение говорить грамотно, четко и членораздельно - важная составляющая в общении. Когда говоришь монотонным голосом, «глотаешь» окончания слов, тебя могут не только не услышать, но просто не слушать. Поэтому важно научиться контролировать дыхание, четко произносить каждое слово и поддерживать оптимальную силу голоса. Правильное дыхание поможет избавиться и от монотонности речи. Глубокое и полноценное дыхание, при котором работают не только грудная клетка, но и область живота, будет способствовать приданию голосу большей колоритности. Небольшой совет, проведи оценку способности правильно дышать: медленно и глубоко вдохни, а затем на выдохе начни равномерно считать с паузами между цифрами примерно в полсекунды. Нормально, если на одном выдохе досчитаешь до 20-25. Не смогла досчитать до 10, значит, проделывай такие упражнения несколько раз в день. И не забудь о скороговорках. Хотя бы один раз в день четко, сначала не торопясь, проговаривай вслух скороговорку, постепенно ускоряя темп. Не использовать потенциал собственного голоса - невосполнимая потеря.

Изучи терминологию
Уровень профессионализма во многом зависит от знания профессиональной терминологии. Предлагаю минимум, который ты должна знать, если действительно хочешь стать деловой женщиной:
Менеджмент - это управление, т.е. деятельность по координации труда других людей. Функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

Маркетинг - составная часть предпринимательской деятельности, направленная на изучение спроса потребителей, организацию производства и сбыта товаров и услуг.
Брокеры и дилеры - лица, при участии которых заключаются контракты, именно они осуществляют торговлю на товарной бирже.

Дистрибьютор - оптово–посредническая, самостоятельная фирма, обслуживающая различные отрасли торговли.

Товарная биржа - ассоциация торговцев, упорядочивающая и стабилизирующая отношения продавцов и покупателей.

Пошлина - налог на экспортируемые и импортируемые товары, а также товары, перевозимые по территории страны транзитом.

Акцизы - налоги на потребление. Взимаются с потребителей в момент приобретения ими определенных товаров.

Научись правилам этикета
Как правильно пить чай и кофе (практические советы). Чай должен быть, как поцелуй - горячий, крепкий и сладкий. Чтобы научиться «красиво» пить чай или кофе, достаточно запомнить несколько простых правил. Во-первых, чашку необходимо держать за ручку, не вкладывая в нее всех пальцев и не поднимая мизинца. Запомни, чайная ложка предназначена только для размешивания сахара, после чего (внимание, любительницы оставлять ложки в чашке) кладется на блюдце. И кстати, не забудь, блюдце поднимать не нужно - только чашку. Первые глотки не стоит делать с помощью ложечки, лучше подождать, пока напиток остынет. И не забудь, на горячий чай и кофе не дуют.

Если любишь чай с лимоном, запомни, ломтик лимона лучше оставить в чашке. Выпив чай, лимон не съедают. Пакетик чая после заваривания вынимают и кладут на блюдце (не в пепельницу!!!), добавляют сахар и аккуратно пьют.

Приучи себя здороваться за руку. Для мужчин пока остается загадкой - нужно ли здороваться с женщиной за руку. Вообще, это не принципиально, и если тебе не по душе такой метод приветствия - выполнять его не обязательно. Если же ты считаешь, что именно так должна здороваться деловая женщина, то не ставь мужчин в затруднительное положение - протягивай руку первой. Не забудь, что от силы твоего рукопожатия зависит и впечатление, которое ты произведешь на человека. Старайся, чтобы оно было крепким, но не переусердствуй, иначе будешь выглядеть смешно. Важная деталь - при рукопожатии мужчина должен снимать перчатку, к счастью, от женщины этого не требуется.

Улыбайся! Твое лицо должно излучать радость. Улыбка поднимает настроение на целый день, что немаловажно для бизнес-леди, пишет

И запомни самое главное правило: любая вещь должна работать на тебя, свидетельствуя о безупречном вкусе, чувстве меры, такте и авторитете.

« Имидж — ничто, жажда — все», — убеждает нас известный рекламный слоган. На проверку это убеждение, конечно, работает, но далеко не всегда. Взять, например, карьеру. Первоклассные профессиональные навыки и отличные личностные качества, безусловно, очень важны для того, чтобы получить работу мечты и завоевать статус компетентного и надежного сотрудника. Но для продвижения по карьерной лестнице к заветному повышению их может оказаться недостаточно.

Карьеру в любой профессиональной области мы начинаем с позиций молодых специалистов. Со временем становимся первоклассными специалистами — за что нас уважают и ценят. Но для того, чтобы продвижение по карьерной лестнице шло успешно, необходимо сменить свой статус в глазах руководителя со «специалиста» на «профессионала». Специалист ориентирован на предмет своей работы безотносительно внешних обстоятельств. Его задача — делать свою работу хорошо. Профессионал же смотрит на ситуацию шире, чем требуют того непосредственные обязанности. Его первостепенная задача — не выполнить свою работу хорошо, а решить проблему. Для этого профессионал готов выйти за пределы своей компетенции и подтянуть, в случае необходимости, внешние ресурсы — иными словами, взять на себя административные функции. Именно профессионалы — первые кандидаты на вакантные должности руководителей рабочих групп и отделов. С реальной перспективой дорасти и до топовых руководящих позиций.

Стремясь к продвижению по карьерной лестнице, очень важно научиться производить впечатление человека, который готов на большее. Для того, чтобы стать директором по продажам, недостаточно просто хорошо продавать. Необходимо мыслить, преподносить свои мысли, выглядеть как человек, который готов на большее. И отрицать влияние имиджа на карьеру — это все равно, что ходить зимой в летней одежде. Можно замерзнуть и заболеть, а закон природы от этого не изменится. Оценивая перспективность своего сотрудника, руководство обращает внимание не только на его профессионализм, но и на личностные качества. Прежде всего на адекватность, ответственность и коммуникабельность.

Человеку от рождения дается индивидуальность, которую нередко хочется подчеркнуть. И никто не вправе запретить ему самовыражаться. Яркая индивидуальность — это замечательно! Но мало кто решится спорить с тем, что ложка хороша к обеду. Рабочая атмосфера предполагает четкое соблюдение корпоративной культуры компании и, как следствие, соблюдение дресс-кода, принятого в отрасли. В большинстве случаев, дресс-код — не досужее требование руководства. Его принципы, как правило, направлены на стремление подчеркнуть личностные качества сотрудников, которые важны в конкретной сфере бизнеса. Аккуратность и надежность в банковском деле, креативность в творческой среде. Подумай о том, какие качества личностные качества особенно ценятся в твоей отрасли. Умение человека выглядеть адекватно ситуации говорит о том, что он готов не только следовать правилам системы, но созидать ценностям, принятым в его профессиональной среде.

Умение строить успешные, эффективные коммуникации — один из важнейших навыков, которым должен обладать перспективный руководитель. Встречают, как известно, по одежке. И то, как выглядит человек, какое впечатление он производит, напрямую зависит от того, насколько эффективно он сможет вступать в общение с подчиненными и руководителями, коллегами и партнерами — и, как следствие, решать поставленные задачи. Профессионал должен уметь своим внешним видом показывать окружающим, что он с ними — «одной группы крови». Это помогает не только успешно взаимодействовать с окружением, но и создавать команду — а потом вести ее за собой.

Любой, даже самый удачный имидж необходимо регулярно подкреплять достижениями. Имидж, не подкрепленный реальными производственными успехами, может существовать очень ограниченный промежуток времени. Затем он тает так же быстро, как и снег под весенним солнцем. Профессионал должен уметь брать на себя ответственность за выполнение поставленных перед ним задач. Или сознательно мотивировать отказ от заведомо невыполнимых задач, поставленных руководством.

Впечатление о человеке формируется на основе информации, которую он сознательно или неосознанно транслирует в окружающий мир — через внешний образ, речь, манеру поведения. И не нужно быть первоклассным психологом и знатоком человеческих душ для того, чтобы по внешнему образу человека« считать» больше, чем он хотел бы о себе рассказать. 70% информации о собеседнике мы получаем на основе того, как он выглядит. 22% - из того, как он говорит. И только 8% - из того, что он говорит. Соответственно, информационным потоком можно управлять, расставляя правильные визуальные акценты.

Работая над построением имиджа профессионала важно помнить о том, что:

· Чем консервативнее работа, тем формальнее должна быть одежда . Лучше отказаться от остромодных нарядов и отдать предпочтение классическому деловому стилю. Особенно аккуратно нужно выбирать костюм для« свободной пятницы». В случае если в офисе ситуативно допускаются послабления в дресс-коде, не стоит« отрываться на полную катушку». Не один имидж деловой женщины был разрушен стремлением показать коллегам, что она может быть не только бесполым профессионалом, но и женщиной-кошкой.

· Психология цвета работает на имидж . Не секрет, что выбирая« правильные» цвета можно не только влиять на настроение окружающих, но и устанавливать дистанцию для общения. Самый« дистантный» цвет — синий. Он помогает как-бы отделиться от собеседника и подчеркнуть превосходство статуса и серьезность намерений. Не зря синие костюмы — бессменные фавориты гардеробов топ-руководителей и политиков. Синий костюм как нельзя лучше подходит для начала рабочей недели, когда нужно выглядеть особенно серьезно и целеустремленно. Серый — самый нейтральный цвет. Он хорош для середины недели или в ситуациях, когда необходимо подчеркнуть равенство с собеседником. Коричневый — самый мягкий, «уютный» цвет для базы делового гардероба. Идеально подходит для конца недели, когда можно позволить себе выглядеть чуть более расслабленно.

· Одежда — только базовый элемент имиджа . Не забывай про статусные деловые аксессуары. Функциональный смартфон, быстрый ноутбук, качественная канцелярия подчеркнут твое серьезное отношение к делу, мобильность и готовность оставаться на связи всегда.

· Для успешного продвижения в карьере необходимо работать над качеством деловых коммуникаций. Можно ставить под сомнение положение о том, что в карьере знакомства и связи решают если не все, то многое. Но история миллиардера Аристотеля Онассиса заставляет задуматься. В свое время он потратил все свои сбережения на хороший костюм и членство в престижном загородном клубе, а войдя в высшее общество, сумел воспользоваться информацией, которой охотно делились отдыхающие миллионеры. Правильное окружение — один из факторов, открывших ему путь к успеху.

· Информация, влияющая на имидж, может поступать не только напрямую от тебя, но и через третьих лиц. Позаботься о том, чтобы коллеги и партнеры отзывались о тебе в самом лучшем свете и были готовы рекомендовать сотрудничество с тобой своему окружению.

· Так называемый« средовой» имидж не менее важен, чем внешний. Позаботься о том, чтобы окружающее тебя пространство говорило о тебе как об аккуратном и ответственном человеке. Бардак на рабочем столе или вечно грязный автомобиль наводят на размышление о личностных качествах его владельца.

Соблюдай эти правила, и они обязательно помогут тебе добиться больших успехов и карьерных высот. Удачи!

Текст: Татьяна Волкова

В настоящее время для современной женщины уже мало быть просто прекрасной домохозяйкой, женой и матерью. Если вы не хотите выглядеть серой мышкой, а чтобы вас замечали, надо уметь производить впечатление на работе или в окружении людей. А для этого надо освоить образ деловой женщины.

Давно всеми признанное утверждение, что женщины – сильный пол. Некоторые посвящают жизнь семье и в ней реализуют себя, другие – полностью погружаются в работу, строя карьеру. У женщины есть выбор и возможности.

Чтобы быть успешной на работе и достичь желаемого результата, надо создать свой имидж. Но для этого надо выяснить, из каких составляющих он строится.

Одним из главных умений является правильно преподнести себя, а именно – модно и стильно одеваться, умение общаться с людьми. Это ваши внешние данные, включающие также прическу, маникюр, походку. Образ создается и благодаря дикции, позам, взгляду и вашей жестикуляции.

Важны в деловом окружении также личностные качества характера, включающие ваши профессиональные умения, авторитет и как к вам относятся сотрудники, коллеги. Приветствуется интеллект женщины, ее креативное мышление. Правильно созданный деловой имидж оказывает помощь женщине в работе, придает самоуверенности.

Чтобы создать образ, надо придерживаться некоторых правил: вы должны реалистично и адекватно воспринимать вашу самооценку. Следует полностью соответствовать тем ожиданиям коллег, которые вас окружают на работе. Свои мысли надо уметь четко, лаконично выражать, чтобы вас понимали, уметь добиваться поставленных перед собой целей. Надо усвоить, что деловая женщина является публичным человеком. Этот образ может несколько отличаться от вашего внутреннего мира. Со временем образ деловой женщины будет реально помогать вам. Поэтому следует развивать в себе присущие качества характера.

Она должна всегда выглядеть перед окружающими стильно, эффектно, физически подтянутой, с развитыми интеллектуальными способностями. Женщина должна быть целиком гармонична, обладающей уверенностью, целеустремленностью. Ей следует спокойно, адекватно, без истерик, научиться воспринимать любую критику на свой счет, уметь держать себя в руках. Ведь деловая женщина, подобно хорошей актрисе, должна уметь быстро перевоплощаться и подстраиваться в ситуацию, которая складывается на данный момент. Ей надо знать и быть готовой к тому, что со стороны мужчин в особенности, возможны как обсуждения, так и осуждения ее личности.

Чтобы стать деловой женщиной, следует научиться просчитывать на шаг вперед исход дела, развивая свою интуицию, ни в коем случае не доверять своим эмоциям, предчувствиям. Надо стать коммуникабельным человеком, общительным, умеющим ладить со всеми, находить подход к любому человеку. Это искусство.

Надо знать этикет, который должна соблюдать деловая особа. Ведь, не секрет, что первое произведенное на человека впечатление, и будет определяющим во время нового знакомства. Надо научиться внимательно слушать собеседника, не перебивать, научиться расположить его к себе.

Чтобы вам доверяли и уважали, необходимо всегда быть вежливой, уверенной в себе и пунктуальной. Только прекрасно выглядеть – этого уже недостаточно. Надо, чтобы собеседнику было комфортно с вами общаться. Надо освоить вежливые, культурные манеры поведения, стать элегантной, вести себя непринужденно, естественно, не вызывающе.

Каких правил надо придерживаться?

  1. Здороваться с женщинами во время знакомства за руку. Для мужчин эти жесты не уместны.
  2. Иметь при себе необходимые мелочи, создающие образ деловой женщины: кожаную записную книжку, еженедельник, хорошую ручку.
  3. Знать иностранный язык или начать его изучение. Это всегда пригодится.
  4. Умение стильно, правильно одеться. В гардеробе женщины не должно быть вызывающих вещей.
  5. При необходимости умение задавать правильные конкретизирующие вопросы.
  6. Быть пунктуальной, не задерживаться. Если опаздываете, перезвоните и предупредите.

Как говорится, в хорошей русской пословице: «Встречают по одежке, а провожают по уму». И это, как-никак, абсолютно верно. В нашем обществе, внешний вид имеет большое значение. Ну а в деловой сфере - правильно подобранный имидж, просто незаменим. Ведь, по сути, деловым человеком может быть абсолютно каждый, кто в какой - то мере участвует в деловых отношениях. И все-таки, как быть деловым человеком?

Как быть деловым человеком: создаем свой имидж

Что же такое деловой имидж?

Это в первую очередь, сформировавшийся образ делового человека (внешний вид, фасон и качество одежды, определенные качества характера). Здесь, не маловажной целью становится - произвести благоприятное впечатление на окружающих, понравится не за чувство юмора и красивые глаза, а за наличие профессиональных качеств делового человека. С чего же начать?

Чтобы ответить на вопрос, как быть деловым человеком, начните с внешности. Не допускается небрежность в одежде и внешности (у женщин должен быть опрятный макияж, у мужчины полностью отсутствовать щетина на лице). Неряшливый человек, не вызовет у окружающих чувство доверия и надежности. В этом случае необходимо запомнить основные принципы выбора деловой одежды:

Грамотный подбор стиля одежды к конкретной ситуации.

Сочетание единого стиля во всех предметах одежды и выбранных аксессуарах (вряд ли спортивная обувь подойдет к строгому деловому костюму).

Минимализм в цветовой гамме одежды (яркие, броские, разноцветные костюмы желательно полностью исключить).

Конечно, женщине гораздо легче создать деловой образ, но это смотря с какой стороны посмотреть. Женщина, в отличие от мужчины, может изящным нарядом только лишь подчеркнуть свою красоту (в рамках приличия, конечно же), но вот чаще всего, прекрасная половина человечества не может поддержать равновесие между соблазнительным и деловым образом.

Во-вторых, манера общения. Главная задача – правильно определить модель поведения с людьми, и тут все зависит от конкретного случая (нельзя выбрать один стиль общения с пенсионерами и сверстниками. И одинаково вести беседу, и в мужском, и в женском коллективе.

В - третьих, категорически избегать конфликтов в общении. Конечно, порой это становится сложно, бизнес есть бизнес, и здесь необходимо учитывать интересы всех участников, но нельзя в данном случае проявлять враждебность, тем самым вы покажете себя не с лучшей стороны. Очень важно в нужный момент сделать комплимент партнеру, корректно похвалить, но не переусердствовать, соблюдая деловой этикет.

Следуя данным принципам, по созданию внешнего образа, вы сможете, без особых усилий, быть деловым человеком.

Что такое психология бизнеса? Кто по складу своего характера может быть предпринимателем? Об этом беседа наших корреспондентов О. Извековой и В. Романенко с директором Российско-американского психологического центра "Экопси" профессором М. МЕЛИЯ.

Сегодня нас окружают сплошные бизнесмены, менеджеры. Что представляет собой эта новая прослойка "деловых людей"?

Предприниматель - своего рода пилигрим, осваивающий новые сферы бизнеса. Предприниматель заботится о своей прибыли, но при этом он удовлетворяет явные или скрытые платежеспособные потребности общества. Ему характерны, во-первых, четкая ориентация на успех, на результат. Во- вторых, смелость, некоторая жесткость. Он идет на конкуренцию, соперничество, и потому в его характере есть черты агрессивности. В-третьих, эмоциональная стабильность, "подкожный слой оптимизма". Он должен обладать высокой самооценкой, чтобы не быть ранимым. Это позволяет очень быстро оправляться от неудачи и тут же браться за новое дело. В-четвертых, предпринимателя отличает поразительная самостоятельность и инициативность, как ни странно, иногда даже неумение работать "в команде". Должна быть некоторая степень здорового эгоизма. И наконец, предприниматель - это обязательно творец, это - главное!

Смотришь на наших бизнесменов и удивляешься - врач открыл кафе, физик - швейное предприятие...

Вы правы, многие предприниматели (не только у нас, но и, например, в Америке) не имеют специального образования или пришли вообще из другой сферы. Но они обладают великолепной интуицией. Знания, как это ни странно, в некоторых случаях могут помешать быстро принять оригинальное решение. Другое дело менеджер - ему без знаний невозможно. У него принципиально другая задача - сохранение и развитие уже созданного дела. Менеджеры - это как бы стабилизирующая сила в обществе. Они дополняют предпринимателей.

Можно ли сказать, что менеджерский или предпринимательский психологический склад зависит от возраста?

Пожалуй, нет. Один до пенсии будет все время что-то изобретать. А другому и в 20 лет важно прийти каждое утро на рабочее место и иметь четкие обязанности. Да и не надо от всех требовать "давай, твори!" Слава Богу, что есть люди, которые могут выполнять то, что придумано другими.

А зависит ли это от пола?

Предпринимательство психологически ближе к мужскому характеру - независимость, агрессивность, индивидуализм. Зато женщины чаще могут быть прекрасными менеджерами, особенно в малом и среднем бизнесе. Они охотнее и лучше сберегут и обустроят этот "дом", находясь как бы внутри него, решая все социальные, организационные, кадровые вопросы.

Десятилетиями плановое социалистическое хозяйство подавляло в людях предпринимательскую жилку, убивало сам дух экономического творчества. Не потому ли теперь так много появилось бизнесменов?

По-моему, советская система не только не дала погибнуть предпринимательским качествам, а, напротив, развила их. Надо было выполнить план, а реальных возможностей не было, поэтому кипел "творческий процесс" - где-то план скорректировали, где-то фонды выбили, где-то цены завысили. В общем, крутили-вертели... Но, с другой стороны, в связи с этим у нас нарушены этические нормы. У нас нет "морального кодекса строителя капитализма". Раз план надо было дать любой ценой - можно дать взятку, решить вопросы "по блату" и т. д. Это, кстати, принципиально отличает наших бизнесменов от западных. Там существуют религиозная основа, четкие этические нормы бизнеса. Мы же их не только нарушаем, но даже не знаем о них.

В обществе распространено по преимуществу негативное отношение к новоявленным бизнесменам. Хотя специально никто к ним ненависти не насаждал. Почему же их так не любят?

В нашем общественном сознании два образа бизнесмена. Первый - романтический. Это герой, борющийся с чиновниками ради экономического расцвета страны. Второй образ - злодея, распродающего Россию оптом и в розницу: икру ложками едят на своих презентациях, шампанское бочками пьют, а простые люди, кроме хлеба, ничего купить не могут. Эти образы - показатель незрелости как общества, так и самого класса предпринимателей. Наши бизнесмены еще в "подростковом возрасте".

В чем еще, кроме "социального возраста", отличие наших бизнесменов от западных?

Пожалуй, ни одно из наших предприятий не имеет своей миссии. А на Западе это основа в деловой жизни, любой сотрудник представляет, в чем миссия его фирмы. Наши же честно готовы заниматься чем угодно. Конечно для этого есть экономические предпосылки: в условиях нестабильности трудно планировать и думать о будущем, пришли деньги на счет - уже и рад. Миссия же предполагает работу на перспективу, иногда отказ от сиюминутной выгоды.

Зато у нас ярко выражена, и это наша особенность, миссия человека (в отличие от миссии организации). Нашим известным предпринимателям часто задают вопрос: "Почему вы не уезжаете? Денег на билеты не хватает?" Они отвечают: "Хотели бы сделать что-то для процветания России". Сравнивая отношение к своей стране наших предпринимателей и американских, обнаруживаешь, что американцы гордятся своей страной, они благодарны ей за то, что она для них делает. Это любовь детей к родителям. А мы любим свою родину как родители - за то, что мы можем для нее сделать.