Творческая обстановка на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом очень важна, она является наибольшим достижением руководителя коллектива. Для того чтобы ее создать, необходимо поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды компании (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей яркой индивидуальности, превращаясь с течением времени в «серого» члена группы.

Творческая атмосфера - это в первую очередь доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие и безоценочное отношение, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Для создания такой творческой атмосферы необходимы специальные усилия менеджеров по формированию команды и налаживанию коммуникаций.

Как построить отношения в коллективе, чтобы творческое начало каждой личности было направлено на решение задач коллектива, и в каких случаях творческий подход со стороны отдельных работников улучшает результаты деятельности всего коллектива в целом - эти вопросы интересуют многих руководителей.

Грамотно построенная творческая обстановка в компании прямым образом связана с увеличением производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции, благодаря тому, что ее наличие позволяет решить ряд важных проблем:

· существенным образом повышает качество организационных решений,

· помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества,

· приводит к повышению производительности труда в силу оживления производственной деятельности,

· повышает профессиональные навыки персонала.

Для создания творческого коллектива руководителю недостаточно просто хотеть, чтобы специалисты были самыми креативными и продуктивными. Помимо желания требуется понимание определённых правил этой игры, своей ответственности и - некоторые действия по изменению собственного управленческого общения. Сформулируем важные критерии работы творческих специалистов.

1) Креативность - это наличие у сотрудника возможности предлагать нестандартные, творческие идеи в плане решения стиля, концепции оформления, а также необходимость в рамках должностных обязанностей заниматься креативом, предлагать то, чего еще никто не предлагал. Однако следует учесть, что если сотрудник очень неординарен и креативен, а от него ждут монотонного труда, то через определенное время созреет конфликтная ситуация.

2) Продуктивность - это скорость работы творческого сотрудника. На сегодняшний день большая часть работы специалистов выполняется за компьютером, скорость работы напрямую зависит от знания пакета специальных программ и опыта работы в них. Помимо этого, значение имеет характер, темперамент сотрудника, ведь даже саамы креативный сотрудник прекрасно владеющий и программным обеспечением и информацией в целом может долго собираться с мыслями, что элементарные операции у него занимают весьма много времени и что бы работать с ним успешно, надо изначально быть готовым к медлительным реакциям, а есть специалисты, воплощающие свой креатив со скоростью мысли.

3) Корпоративная культура и коммуникабельность - это умение эффективно выстроить отношения с сотрудниками, клиентами и другими окружающими людьми. Творческий сотрудник не обязательно должен обладать этими качествами. Во многих случаях процессы управления выстроены таким образом, что творческому специалисту нежелательно общаться с заказчиком и в этом есть рациональное зерно. Корпоративная культура компании, зачастую принимается творческими сотрудниками как некие правила, которые он может игнорировать, порой достаточно демонстративно, однако подобное поведение чаще прощается, если креативная личность при этом эффективно работает.

4) Творческий рост - эволюцию нельзя остановить, в том числе и в творческих начинаниях.

5) Удовлетворение работой, оплата труда - это своего рода признание уникальности и степени потребности именно в данном творческом сотруднике. Материальная сторона очень важна, как правило, творческие специалисты считаются высокооплачиваемыми сотрудниками.

6) Расширение свободы - в творческом отделе каждый сотрудник уникален, как и ожидаемый результат его деятельности, а непредсказуемый результат тянет за собой обязательное расширение свободы в рамках производственных правил стандартов поведения. Еще одна особенность заключается в том, что расширение свободы творческим сотрудникам должно сопровождаться дополнительными материальными и финансовыми ресурсами.

7) Эффективное взаимодействие творцов - особого внимания заслуживают особенности межличностного взаимодействия внутри творческой группы, так как процессы общения и взаимодействия могут оказывать на сотрудников как мотивирующий результат, так и демотивирующий.

В целом, можно сказать, что руководство креативной деятельностью (в большей степени, чем многие экономические и технологические решения) все-таки требует научного подхода и высокого профессионализма. Это предполагает:

Во-первых, поиск и привлечение работников, обладающих необходимыми творческими способностями и профессиональными навыками, так как компания вынуждена соперничать на кадровом рынке в привлечении творческих работников;

Во-вторых, заполучив эту «движущую силу организации», компания стремится использовать ее с наибольшей отдачей, для чего создаются необходимые организационные условия и психологический климат.

В современных условиях для эффективной работы компании возрастает необходимость выстраивать гибкие, подвижные взаимосвязи в организационной структуре, тесные контакты в процессе нововведений, совместных усилий персонала в подготовке и принятии решений, интенсивных отношений с внутренними и внешними партнерами. Эффективной чертой управления творческими потенциалами сотрудников является тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами.

Очень многое в организации зависит от самого руководителя и избранного им стиля управления. Он может как стимулировать инициативу сотрудников, так и подавлять ее еще в зародыше. Более всего способствует раскрытию творческого потенциала сотрудников демократический стиль управления. Он предполагает делегирование ответственности и значительную степень свободы, устанавливая определенные рамки, определяющие согласованность общих усилий, позволяя контролировать процесс, обеспечивая четкость администрирования. Руководитель, выбирающий демократический стиль управления, поддерживает творческую инициативу, способствует организации креативного процесса, а часто и сам служит вдохновляющим примером для своих сотрудников.

Таким образом, для того чтобы сотрудники могли в полной мере раскрыть свои таланты и направить их на пользу дела, в организации должна быть создана особая творческая среда, основными характеристиками которой являются:

Открытость новому,

Поддержка инноваций;

Доверие и сотрудничество на всех уровнях;

Демократический стиль управления;

Организация обучения и профессионального общения.

Взаимодействие творческих сотрудников с руководством компании должно быть построено так, чтобы новые идеи, которым требуется организационная поддержка, не терялись. Для этого необходимо наладить канал их получения. В зависимости от специфики бизнеса, особенностей корпоративной культуры и размеров организации могут быть использованы различные варианты решений:

· создается отдельная структура, ответственная за инновации;

· назначается менеджер, к которому стекаются все предложения от персонала;

· предложения принимают непосредственные руководители;

· создаются временные творческие группы для решения конкретных творческих задач;

· организуются кружки новаторов, изобретателей;

· проводятся специальные мероприятия - «креативные дни», конференции и фестивали идей;

· устанавливается специальный ящик для сбора идей.

Важный момент в управлении творческими потенциалами заключается в том, чтобы поток идей не прекращался, а произойти это может по следующим причинам: бюрократизм, связанный с процедурой выдвижения идей; отсутствие обратной связи; невостребованность.

Одним из важных факторов для расцвета творчества в организации является постоянный приток в организации новых знаний, информации, впечатлений. Следует сказать, что дело это благодарное - креативные сотрудники с удовольствием учатся, стажируются, посещают конференции и другие мероприятия. Общение с коллегами помогает им раздвигать рамки собственных представлений, улавливать новые тенденции, генерировать новые идеи. Например, японские корпорации для повышения креативности сотрудников намеренно погружают проектные команды в принципиально новую среду - географическую, культурную или интеллектуальную с помощью поездок в новые места и представления знаний из не связанных с их бизнесом областей. Существуют специальные программы развития творческих способностей. Тренинг креативности помогает активизировать творческий потенциал каждого человека за счет осознания внутренних барьеров и лучшего понимания своих возможностей, повышает мотивацию к творческому труду. Овладение методами и технологиями творчества позволяет сделать творческий процесс более эффективным, гарантирует получение идей и решений в любых ситуациях.

Одним из наиболее распространенных барьеров для проявления творчества являются, офисы, не обеспечивающие основных физиологических условий, необходимых для проявления креативности, - достаточность пространства, хорошее освещение, свежий воздух, удобная мебель. Типичная офисная гамма - бело-серо-черная - творчество также не стимулирует, ведь его вдохновляют совсем другие цвета - желтый, оранжевый, синий и фиолетовый.

На сегодняшний день в разных городах мира около 100 Impact Hub и более 16 тысяч резидентов. Первый хаб был основан в Лондоне в 2005 году, и постепенно разрасталась в разные страны мира. В Алматы сформировалась команда из трех соучредителей - Зарины Биюмбаевой, Зульфии Абдухаликовой, Индиры Шах и креативного менеджера Ольги Дружининой.

Концепция хабов заключается в трех составляющих: физическое пространство, программы обучения и поддержки предпринимательства, объединение единомышленников в единое сообщество. С октября 2016 года соучредители пространства занимаются формальным процессом вступления в мировую сеть Impact Hub. По словам Индиры, во время подачи заявки большое внимание уделяется команде, их опыту работы и даже тому, насколько они дружны и разделяют ценности. Полгода девушки готовились подать заявку pre-candidate, в которой они рассказывали о положении социальных предпринимателей, местном рынке, своей команде, видении хаба.

«Мы прошли первый этап, и перешли на стадию candidate, это более глубокая заявка, практически как диссертация, – рассказывает Индира Шах. – Сделали глубокий анализ рынка, рисков, создали бизнес модель. Мы должны показать свою состоятельность как социальное предприятие, - четкое понимание социальной миссии и финансовой устойчивости, а также четкого определения, какого социального эффекта мы хотим достичь. Мы определились, что для нас важны такие вопросы, как образования, инклюзивное общество, поддержка молодежи и так далее».

По мнению соучредителей хаба, пространство объединит людей, стремящихся изменить мир, и поможет им в развитии. Поскольку сам Impact Hub является также социальным предприятием и коммерческой организацией в определенный срок им нужно будет выйти на точку безубыточности. Одна из статей доходов – это членство. Сейчас команда разработала 5 видов резидентства, каждый имеет бесплатный период пользования, своего рода демонстрацию того, что получат участники Impact Hub Almaty. Также для людей с других городов разработан Hub Connect – вид членства, открывающий доступ к информации и услугам, которые могут быть оказаны онлайн. В зависимости от цены участники хаба получают доступ к коворкингу, использованию meeting room, нетворкингу, консалтингу, менторам, акселератору и так далее. Кроме того, резидент Impact Hub Almaty автоматически получает возможность поработать в любом хабе мира. Так, оказавшись в Вене, Тбилиси или Лондоне, они смогут провести там время, пообщаться с единомышленниками и другими социальными предпринимателями.

Компания Chevron поддержала соучредителей хаба с момента возникновения идеи. «У них тоже была возможность увидеть хабы в Лондоне, и они увидели смысл в том, чтобы привнести такой концепт в Алматы, потому что они уже на протяжении многих лет поддерживают аудиторию социальных и творческих предпринимателей», – говорит Индира. По словам Зарины Биюмбаевой, благодаря финансовой поддержке компании, у команды появилась возможность думать в первую очередь о качестве их продукта.




«Конечно, мы должны быть устойчивы, чтобы выплачивать аренду помещения, чтобы нанимать хороших тренеров для наших ребят, чтобы обеспечить их хорошей инфраструктурой, техникой. Дать им возможность выстраивать коммуникации. Но в нашем случае мы ориентируемся больше на социальный капитал, благодаря тому, что Chevron нас поддержал, у нас есть возможность без гонки за деньгами выдерживать наше качество. У нас есть определенный бюджет, который позволит нам больше сделать акцент на качество, потом уже думать о деньгах, – рассказывает Зарина. – Тут стоит вопрос не только окупаемости, но больше цели его существования. Потому что Impact Hub это не бизнес ради бизнеса, это больше миссия. В Казахстане сейчас очень активен класс предпринимательства. Мы рассматривали три этапа развития предпринимательства. Когда Фонд ДАМУ начал поддерживать, затем НПП, потом появились акселераторы, инкубаторы, в которые частный бизнес вкладывал деньги, помогал молодому бизнесу расти и развиваться. В этот момент очень большой акцент ушел в бизнес ради денег и IT проекты. Те люди, которые имели креативный либо социальный эффект бизнеса, оставались в стороне. Нет до сих пор ни одной государственной программы, которая имела бы инструменты поддержки этого вида предпринимательства. Как правило, социальный, творческий и креативный бизнес в нашей среде теряется. Однако именно этот класс может принести наибольший эффект в развитие нашей страны. Такие предприниматели остались без поддержки, они знают причины проблем, они знают проблему, знают, как ее решить, но не знает как выстроить путь к решению и остаться при этом устойчивыми. В связи с этим мы увидели потребность в том, чтобы привезти в Казахстан международную сеть и ее методологию, которая даст качественные инструменты по поддержки этого класса предпринимателей. Чем отличается Impact Hub от остальных coworking space? Да, вроде бы пространство, но это пространство нацелено именно на то, чтобы люди, которые приходят, получали все инструменты развития от идеи до создания организации, а также дальнейшего масштабирования. По статистике, из 100% проинвестированных проектов всего три остаются устойчивыми в виде организации. В связи с этим мы изучили методологию Impact Hub, убедились, что у них очень богатая экспертная база, мы убедились, что у них есть инструменты для всех этих этапов. Но мы понимаем, что мы не можем взять чужое, привезти и сказать, что это будет работать. Наша команда провела огромную работу по адаптации этих инструментов для реалий нашего рынка. До этого мы действовали как проектная команда, но уже на сегодняшний день мы провели ряд сессий с предпринимателями, мы увидели их точные проблемы, и будем работать надо ними».


Зульфия Абдухаликова отмечает, что команда хаба поможет предпринимателям отследить их социальный эффект для включения в отчеты и привлечения финансирования в свои проекты.

«Если говорить об Impact Hub, важно выделить, эту коллаборацию, которая здесь происходит. Это очень сложно отследить, но мы более года проводим мероприятия и замечаем, что организации и социальные предприниматели уже начинают работать вместе, – рассказывает Зульфия. –В условиях конкурентной среды социальные предприниматели сталкиваются с недостатком ресурсов. Наша цель превратить эту конкурентную среду в зону, где все работают друг с другом, и при этом каждый достигает своих целей».

«Для нас понимание сообщества более обширное. Несмотря на то, что наша основная целевая аудитория это социальные и творческие предприниматели, для нас это те люди, которые своими действиями, проектами и творчеством создают решения актуальных проблем, но при этом ещё стараются быть финансово устойчивыми, – поддерживает Индира. – Нам также важны студенты, журналисты, писатели, и т.д., кто разделяют наши ценности, . Сейчас в Казахстане, на наш взгляд, очень мало устойчивых решений социальных проблем, те, что предлагаются, они часто носят краткосрочный характер. Мы хотим объединить их в сообщество единомышленников, кому это тоже не безразлично, кто тоже ищет какие- то пути и готов делиться своим опытом, временем, экспертизой. Также в широком понимании сообщество мы видим и организации, которые поддерживают и ищут интересные решения социальных вызовов. Это корпоративные доноры, международные организации и государство в том числе, частные лица, инвесторы», - говорит Абдухаликова.


«Если говорить об экспертах, – продолжает Зульфия. – Будет две основные программы. Мы запускаем менторскую программу, где наши эксперты будут подбираться под каждого предпринимателя. Также мы хотели бы создать пул экспертов со стороны корпоративного сектора. Здесь менторство работает с двух сторон, с одной стороны сами предприниматели получают поддержку, с другой стороны наши социальные предприниматели тоже оказывают компаниям менторскую поддержку в социальной сфере».

«Да, если говорить о таком понятии, как pro-bono, то есть компании, в которых трудятся сотрудники, обладающие определенной экспертизой. Мы знаем таких людей и видим, что у них в какой-то момент появляется потребность делиться. Делиться во благо. И мы хотим развивать направление pro-bono, где эксперты готовы на бесплатной основе давать консультации, проводить тренинги для нашего сообщества. В широком понимании мы рассматриваем вовлечение таких экспертов, организаций как способ создания экосистемы поддержки таких предпринимателей», – резюмирует Индира.

По мнению соучредителей хаба, его резидентами могут стать знакомые многим алматинцам социальные и творческие предприниматели, как создатель проекта , участники Urban Talks Almaty, автор проекта интернет-магазина, на котором представлена продукция сделанная людьми с особыми потребностями, и другие. Автор проекта « » Алеся Нугаева рассказала, что она на короткое время смогла поработать в Impact Hub в Мюнхене. Оказавшись месяц назад в Тбилиси, она смогла взглянуть на работу грузинского хаба.


«Хотелось посмотреть, что нас ждет впереди. Увидеть, как живет хаб изнутри, пообщаться с резидентами и организаторами. Ребята за год раскачались до того, что у них 90 резидентов, и у меня был главный вопрос: случаются ли у вас коллаборации? Помогают ли друг другу проекты? Один эколог, другой производственник, почему бы не сделать вместе экологически чистые стаканчики, условно говоря. Они говорят, что именно вот это и помогает им сейчас держаться на плаву, что это 90 абсолютно разных людей, которые миксуют друг с другом свои идеи. Они рассказали, что достаточно того, что человек вот тут сидит, ты к нему подходишь, и начинает пространство само жить. Это идеально, когда не нужны мероприятия, чтобы люди сами начали что-то генерить», – рассказывает Алеся.

«Театр соседей» – это совместная инициатива проекта «Это - двор» и Play Back театра И.Л.И. Так, в микрорайоне Тастак на пустыре появился социальный театр на основе импровизации, где зрители рассказывали волнующие их истории, а сразу после этого актеры, импровизируя в рамках сценических форм, отображают этот рассказ.

«Все лето мы приглашали алматинские театры, чтобы они проводили для них разные мастер– классы, воркшопы, но помимо этого мы вычленяли творческих людей в этой среде и пытались раскрыть их таланты. Давали им площадку для выступления, для подготовки разных спектаклей и так далее. Идея была в том, чтобы когда мы ушли оттуда, площадка продолжала работать, – говорит Нугаева. – Так и случилось, это пространство жило, они использовали его для своих мероприятий. Мне было очень интересно работать с локальными сообществами. Мы так работаем уже в течение 4 лет. Сначала мы благоустраивали дворы, используя ресурсы своей мастерской, и опять же ресурсы жителей, чтобы они своими силами делали какой– то ремонт, сажали деревья и так далее. Поскольку я сама работаю с сообществами простых обычных людей, горожан, мне очень интересно, как строится профессиональное сообщество. А стать его частью, мне кажется, это очень важно. Сейчас мы готовим большой городской фестиваль, который тоже строится на том, что гражданские активисты объединяются с дизайнерами, художниками. И это отлично выстреливает».


«Я понимаю, что у нас сейчас небольшой внутренний кризис в проекте. Мне кажется, участие в хабе будет большим рывком. Почему это место? Потому что я вижу, что за этим местом может скрываться большой ресурс человеческого капитала, а это всегда для меня в приоритете», - говорит она.

Создатель проект Tumar, направленного на повышение безопасности на дорогах, Саид Максимов считает, что Impact Hub станет своего рода образовательным центром для социальных и творческих предпринимателей.

«В нашей жизни каждый человек – учитель. Кто- то учит, как надо делать, как не надо. Impact Hub – это место, где будут собираться социальные и творческие предприниматели, у которых можно чему-то поучиться. Любое общение, любые встречи, любые инициативы – это всегда то, что можно для себя что-то извлечь и для себя для личностного роста, и тем более для проектов. У большинства социальных предпринимателей примерно похожие проблемы и когда мы собираемся вместе, нам легче их решать, сообща, потому что кто-то может быть уже проходил этот путь, и уже имеет решение этой проблемы. Кому-то это предстоит, и таким образом можно вместе развиваться и делать какую-то работу над ошибками. В этом Impact Hub может сыграть эту роль. Сам по себе сегмент социального предпринимательства он достаточно свежий и немного новый для Казахстана, то что есть инициатива собирать всех вместе и работать – это большой шаг навстречу ускорению процесса обучения, развития команд и компаний», – говорит Саид.

Свой проект Tumar Максимов решил реализовывать, пережив три серьезные аварии. В общей сложности парень провел на реабилитации около года.


«Для любого человека, особенно для экстраверта, это серьезное испытание – быть в четырех стенах, быть изолированным от общества, чувствовать себя ограниченным. Именно так ты себя чувствуешь, когда на тебе гипс весом 25 кг от бедра до кончиков пальцев, – делится Максимов. – Фактически ты не можешь ничего сделать самостоятельно и это ужасно. Ужасно потому, что невозможно от этого избавиться в одно мгновение. В трех авариях я могу, будучи критичный человеком, я могу взять ответственность за одну из них на себя, когда я был водителем. В других двух случаях я был пешеходом и пассажиром такси, где ровным счетом от меня ничего не зависело. За чужие ошибки я расплачивался своим опытом, своим временем, своим здоровьем и своими возможностями. Когда тебе 20 лет, весь мир открыт перед тобой, и вместо того чтобы пробовать что-то делать, ты лежишь на кушетке с гипсом. Это поспособствовало возникновению идеи. Аварии происходили на протяжении 9 лет. Обычно люди не выживают после таких аварий. Последняя стала последней каплей. У меня было большое количество травм, я был в коме, но почему- то я живой сейчас сижу перед вами. В этом есть какой-то смысл. Какой предстает разгадать. Но раз уж мне дана такая возможность быть среди живых, значит, для чего-то я нужен. Я решил изменить свой образ жизни. У меня было большое количество возможностей и целей именно в корпоративном мире, поскольку я работал в крупной корпорации. Потом я решил всё поменять, так родился этот проект. Я начал относиться к этому как к знамениям».

Проект пережил множество преобразований. Началось все с продажи светоотражающих аксессуаров, просветительской работы в школах с учениками и их родителями. Продолжилось созданием приложения для охвата большей аудитории. Сейчас создатели проекта участвуют в конференциях и форумах по безопасности на дорогах.

«В итоге мы привлекли интерес ключевого дня нас СМИ, это автопортала «Колёса». Мы начали сотрудничество с мелких шагов. Сначала делали статьи совместные, потом писали для них о безопасности, организации дорожной инфраструктуры и поведенческой психологии – как вести себя всё-таки безопаснее. Мы являемся постоянными партнерами, делаем совместные программу, где обсуждаем нововведение, делимся экспертизой и разбираем курьезные ДТП», – говорит Максимов.

Данная статья раскрывает компоненты, способствующие созданию комфортной атмосферы уклада школьной жизни. Модель создана на основе практики в школе № 181 Центрального района, однако принципов данного направления автор придерживается но протяжении всей педагогической практики. В схемах представленных в презентации нагляднг демонстрируется взаимодействие всех компонентов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческая среда школы Концертная деятельность Музыкально- литературные композиции Тематические выставки Работа школьного музея Взаимодей- ствие с ОУ и ОК Занятия в кружках и секциях Внеклассная деятельность Спортивные мероприятия Предметные олимпиады Предметные фестивали, КВНы Радиопередачи и радиолинейки Коллективные поездки Образовательная деятельность Уклад школьной жизни

Формы реализации творческого потенциала учащихся, педагогов, родителей. Формы реализации Индивидуальное творчество Коллективное творчество Творчество учащегося Творчество учителя Сотворчество инициативной группы Микрогруппы (тв. ансамбли) учащиеся Учащиеся и учителя Учителя и родители Родители и учащиеся Родители учителя Макрогруппы Класс Параллель Возрастные структуры

Результаты развития учащихся в творческой среде школы Развитие личностных качеств Развитие коммуникативной культуры Развитие творческого потенциала личности Формирование потребности общения с искусством Формирование жизненной позиции и мировоззрения Активизация познавательной деятельности Прогнозируемые результаты

Предварительный просмотр:

Развитие творческой среды-

необходимая составляющая комфортной школы

учитель музыки

зам. директора по ВР

Фадеева Людмила Георгиевна

Санкт - Петербург

Помочь ребенку адаптироваться в коллективе, развить его коммуникативную культуру и мировоззрение – это одни из граней создания комфортного уклада школьной жизни.

Одним из путей достижения данной цели является развитие творческой среды. Что, в свою очередь, может начинаться уже с самих уроков, где в процессе обучения при введении импровизационно-творческих моментов дети начинают раскрепощаться, «пробовать себя», творить. Безусловно, очень важна здесь доброжелательная атмосфера и, на первых порах, поощрение любого импровизационного исполнения. А впоследствии, тактично, лишь попытаться скорректировать творчество ребенка в соответствии с тематикой, с жанровой основой и т.п., показав разные варианты для творчества. Творческую импровизацию, возможно, применять, на мой взгляд, прежде всего на уроках музыки и литературы, а также на всех учебных предметах, если учитель-творец.

Варианты творческих заданий могут быть абсолютно разными, например: - создание двух-четырехстишья на данную тему;

Мелодическая импровизация на заданный текст;

Мелодическое и поэтическое творчество на определенную тему или в определенном жанре;

Танцевально-ритмическая импровизация и т.д.

Импровизация помогает раскрепостить творческий потенциал, дает возможность каждому ребенку для самовыражения и самореализации. Как правило, такие творческие моменты очень нравятся всем, и ребята хотят повторно исполнить еще вариант импровизации, что в свою очередь повышает уровень интереса и к музыкальному искусству и к предмету «Музыка», и вызывает желание его посещать, как и саму школу.

Впоследствии это «творчество» может вырасти в сотворчество при подготовке и проведении:

Тематических фестивалей;

Концертов, посвященных праздничным датам;

Музыкальных или музыкально-литературных спектаклей …

Тематические фестивали могут проходить при участии как всех классов, когда каждый класс готовит свой театрализованный номер (песню, стихотворение, танец, акробатический этюд и т.д.), так и по параллелям, и в рамках одного класса. В частности в нашей школе проходили фестивали, посвященные Дню рождения города, Юбилею школы, Дню Победы, Дню снятия Блокады.

Концерты, посвященные праздничным датам, могут на первом этапе включать конкурсный просмотр номеров. Но следует учесть, что какое-либо поощрение должен получить каждый участник этого мероприятия, чтобы впоследствии у ребят не пропало желание творить. Например: «За лучшее музыкальное решение», «За лучшее исполнение», «За оригинальность», «Приз зрительных симпатий» и т.д.

Безусловно, лучшие номера участвуют в концерте. А если возможно профессионально тактично подкорректировать недочеты тех, кто не очень ярко продемонстрировал свое выступление – это будет хорошей школой сотворчества для ребят и будет, в свою очередь способствовать развитию ответственности и требовательности у ребят.

Музыкальные или музыкально-литературные спектакли

или композиции расширяют возможности для творческого самовыражения и самореализации в рамках коллективного сотворчества.

В течение нескольких лет в школе № 181 Центрального района, где я работала существовала традиция проведения «Новогодних спектаклей» силами школьников среднего звена для младшей школы. На 1-2 дня кабинет музыки превращался в зрительный зал. Темы спектаклей выбирались разные. Иногда под влиянием грядущего юбилея (так, например, появился спектакль «Сказки А.С.Пушкина»), иногда в соответствии с какой-либо идеей. Так, спектакль «Карнавал сказок» популяризирует классическую музыку, так как герои исполняют произведения классических композиторов на свои тексты. Например, Маленький Мук исполняет свою арию на мелодию «Песни Индийского гостя» Н.А.Римского-Корсакова, Золушка - «Плачь Ярославны» А.П.Бородина, Кот в сапогах – «Марш Тореадора» Ж.Бизе, Падчерица – «Арию Барбарины» В.Моцарта…Конечно, это не совсем профессиональное выступление, так как дети без специального музыкального образования, но с каким чувством и самоотдачей они исполняли свои роли, и с какой благодарностью принимали их зрители!

В спектаклях принимали участие все желающие, и, подчас ребята становились соавторами, создавая тексты своих ролей, костюмы и декорации.

В репетиционном процессе ребята разных классов знакомились, сдруживались и сплачивались, тем самым развивалась и коммуникативная культура, и атмосфера сотворчества и сопереживания удачам и неудачам каждого и всех вместе. Так же возникло некое «шефство» средней школы над младшей, так как спектакли готовили «для малышей», что в свою очередь, повышало ответственность у каждого выступающего.

Только заканчивались «премьерные показы», а ребята уже интересовались: «А какая следующая сказка?»…

Творческую среду так же создают и занятия в творческих кружках: это и хор, и вокал, и фольклор, и оркестр, и танцевально-хореографические коллективы.

В школьные коллективы принимают фактически всех желающих, а музыкальные способности постепенно развивают, если есть личное желание ребенка.

Очень ценным фактором в развитии творческой среды является творческий коллективов педагогов , что и произошло при создании хоровой студии «МЕЛОДИЯ», руководителем которой я являлась. Такое сотворчество помогало уже на новом, более профессиональном уровне, развивать творческий потенциал детей, расширять их мировоззрение и музыкальный багаж.

Одним из результатов стали выступления и победы на различных концертах, фестивалях, конкурсах, проходивших на районном, городском и даже международном уровне, которые ребята воспринимали как личное достижение и, конечно, стремились к дальнейшему развитию.

Получивший «вакцину» творчества будет творцом всей своей жизни!


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования

Выступление на МО

педагога дополнительного образования

«Творческая образовательная среда

школьников как средство развития одаренности»

Приготовила:

Хабибуллина Анна Анатольевна

педагог дополнительного образования

с. Антипаюта, 2016 г

«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Повышенный творческий потенциал одаренного ребенка естественным образом указывает нам тот путь, по которому необходимо идти, чтобы построить адекватную методику обучения таких учащихся. Творческое обучение в противовес «репродуктивному» основано на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ребенка по выявлению проблемы, постановке задачи, поиску и осуществлению ее решения. Более того, спонтанное творческое поведение, ярко проявляемое в исследовательской активности маленьких детей, высокая любознательность и творческое отношение к действительности являются характерной, можно сказать естественной формой познания для всех здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Эта первая и естественная форма научения и является формой творческого обучения. Удивительно, что потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врожденными для каждого здорового ребенка. Но еще более удивителен тот факт, с какой легкостью все это теряется в школьном возрасте. Этот факт, подмеченный уже в XVII веке, привел целый ряд философов, педагогов и психологов к мысли о том, что главная задача обучения в школе и за ее пределами - поддержание и сохранение исследовательских и творческих склонностей ребенка. С другой стороны, творческое обучение явно не может рассматриваться как привилегия одаренных и талантливых детей, а является идеалом, к которому должна стремиться система образования.

Идея творческого обучения привела к созданию различных моделей такого обучения. Каждая такая модель представляет собой определенную схему достижения конечной цели - творческой реализации личности. Во всех моделях заключительным этапом, как правило, является вовлечение учащегося в постановку и решение реальных, им же выношенных проблем, иными словами развитие и осуществление способности к самостоятельной творческой работе в той или другой области.

Одна из главных особенностей творчества состоит в том, что его нельзя специально организовать. Акт творчества происходит непредсказуемо. Однако, не имея возможности повлиять на творчество непосредственно, мы можем создать благоприятные условия для его возникновения, организовать психолого-педагогическую среду, в которой вероятность возникновения творческих проявлений у учащихся существенно возрастает. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание в своих стенах творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность учащихся как механизм развития личности.

В настоящее время наибольшие возможности для реализации обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся, предоставляет система дополнительного образования. По мнению А.Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование - это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью.

Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.

Учитывая разнообразие социальных, образовательных и психологических функций дополнительного образования, цели проектирования и моделирования образовательной среды в УДО предполагают, с одной стороны, определение вместе с целями собственно обучения целей социализации. В последнем случае речь идет о формировании у учащегося способности быть субъектом (носителем) тех способов и тех видов деятельности, которые необходимы ему для успешного вхождения и активной жизни в современном обществе. Соответственно, целями дополнительного образования являются:

Передача учащимся знаний-умений-навыков, соответствующих их интересам и склонностям, т.е. формирования субъекта общих знаний- умений-навыков;

Развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным видам культурно-исторических видов человеческой деятельности, т.е. формирование субъекта предметно-специализированных знаний-умений-навыков;

Развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста, т.е. формирование субъекта деятельности ведущего типа (игровой, учебной, общения, допрофессиональной подготовки);

Создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их склонностей, интересов и способностей в разных сферах деятельности человека, т.е. формирования субъекта своего развития (физического, интеллектуального, личностного, социального).

Поддержка детского творчества выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребёнка, характер и содержание взаимодействия педагогов и учащихся должны носить естественный, доверительный оттенок.

В процессе наших занятий кружка «Страна мастеров», я направляю творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения знаний и умений производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Ларионова Т. И. Создание творческой среды в кабинете «Технология» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 133–138..htm.

Аннотация. В статье автор представляет опыт педагогической деятельности по созданию творческой среды для развития одарённости, учитывая новые информационные технологии, умело используя их на уроках в качестве дополнительного средства обучения детей.

В современной школе одной из актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем. Советский психолог Л.С. Выгодский сформулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

Огромную роль в развитии творческих способностей решает предмет «Технология». Ведь развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.

Что же такое творчество? Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Эффективность учебно-воспитательного процесса, по мнению доктора психологических наук Г. А. Ковалева, в настоящее время определяется средой, которая включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование ребенка.

Очень важно создать на уроке эмоциональный комфорт, ситуацию успеха и творческую раскованность, когда не порицаются ошибочные действия школьника.

В этом первоочередную роль играет создание на уроке творческой среды. Но для их проявления необходимо создание специальных условий, ситуаций, моментов.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Организуя учебно-воспитательный процесс на основе творческой среды, необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка. Доктор психологических наук В.А. Ясвин отмечает, что творческая среда создает благоприятные условия для саморазвития свободной и активной личности, которой свойственна инициативность в освоении и преобразовании окружающего мира,высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков. Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.

Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

В методическом арсенале учителя технологии сегодня достаточно самых разнообразных и по форме, и по эффективности методов и приёмов, способных создать творческую среду на уроке. К числу таковых отношу и использую в своей практике:

  • · Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
  • · Открытую защиту проектов;
  • · Работу в парах, группах;
  • · Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
  • · Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
  • · Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.
  • · Проведение интегрированных уроков.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

  • · индивидуальное обучение по программам творческого развития;
  • · система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • · научно-практические конференции и семинары;
  • · участие на выставках творчества.

Этапы развития творческой активности школьника:

  1. Создание презентаций, творческих работ
  2. Реферативная деятельность.
  3. Метод проектов
  4. Исследовательская деятельность.

Характеристика этапов.

1.Создание презентаций, творческих работ. Учащиеся нестандартно передают изучаемый материал. Были представлены интересные красочные презентации национальных костюмов мира, таких как турецкий костюм, шотландский, казахский, бразильский, армянский и т.д. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном находить необычное.

2. Реферативная деятельность. Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства, как истории предметов «Волшебная иголка», « Из истории национальных блюд», «Алло, алло», «История лоскутного шитья», так и современности по изучаемой проблеме «Современные средства по уходу за одеждой», «Косметика или уход за лицом и волосами» и т. д.

3. Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно - ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления (например, с точки зрения технологии), обработать, полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.

4. Исследовательская деятельность - более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты. Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства». Темы проектов девочки выбирают сами, исследования и эксперименты ведутся с согласия учеников в определенном классе. Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей.

В использовании приёма «виртуальная экскурсия в стране кулинария» на уроке технологии - ещё один способ преподнести нестандартно, необычно, а значит, привлечь внимание учащихся, вызвать необычные эмоции. Эта деятельность способствует не только пробуждению и закреплению интереса к разнообразным блюдам мира, но и помогает обратить внимание ребёнка к необычному в обычных овощах и фруктах, будь, то сервировка стола или оформление и подача блюд. А это развитие фантазии, воображения, творчества.

Несмотря на то, что выставки декоративно- прикладного творчества - это традиционное мероприятие в нашей школе, она всегда вызывает положительные эмоции учащихся. Создается особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желанием поделится собственными умениями и навыками, открытиями.

Таким образом, постепенно в течение учебного процесса можно создать портфолио достижений. Основной смысл - «показать всё, на что ты способен». Портфолио содержит многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащегося. А также помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьника; поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Результаты деятельности представлены в виде сертификатов, грамот и дипломов.

Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

  • · таблицы;
  • · инструкционные карты;
  • · банк учебных проектов.

Здесь полный набор необходимого для индивидуальной и групповой работы инструмента, стандартного оборудования: промышленные швейные машины, электрические швейные машины, утюги с паром, манекен, примерочная, интерактивная доска, компьютер. Оформлен стенд по технике безопасности и периодически обновляется выставка работ, стенд лучших поделок по бисероплетению, вязанию, вышивке, действует в течение учебного года стенд “Лучшие проектные работы”, под рукой библиотечка технической и прикладной литературы, альбомы эскизов моделей, орнаментов для вышивания, папки с различными видами лоскутков ткани. Большую помощь в работе оказывает просторный, хорошо оснащенный уютный кабинет.

Для развития учащихся необходимо при создании творческой среды для развития одарённости учитывать новые информационные технологии, умело использовать их на уроке в качестве дополнительного средства обучения детей. Создана и используется коллекция презентаций по темам, например: “Костюмы стран мира ”, “Самое интересное о вязании”, “Плетение корзины из старых газет”, “История костюма”, «Полезные изделия из использованных пакетов» и др. Слайды презентации являются наглядной иллюстрацией к объяснению материала, что позволяет активизировать внимание детей и делает рассказ учителя живым и интересным.

Информатизация образования позволит решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставит новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, обеспечивая при этом развитие познавательного интереса и способностей, самостоятельности, самоконтроля, способствуя развитию творческой личности. Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».

Например, такой вид работы, как создание «Лента времени» учащимися призван показывать развитие одежды в разные эпохи, но и донести в увлекательной форме до своих одноклассников (в форме рисунков с привлечением материалов видео из художественных и документальных фильмов). Также рассказывать о жизни и творчестве знаменитых домов мод, и доносить до аудитории учащихся радость познания, радость творчества, радость общения.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Результаты работы показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились обоснованные результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальные мотивационно - потребительские восприятия мира.

И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. При выполнении проектов по национальным костюмам, и в проекте про обычную иголку, мы узнали много дополнительной информации в виде стихов, легенд, преданий.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Дети ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка. Школьники с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и в городе, также на республиканском и всероссийском уровне. Результаты активного участия на научно-практических конференциях, выставках по декоративно-прикладному творчеству, различных конкурсах по предмету, олимпиадах муниципального, республиканского и всероссийского уровней отмечены сертификатами, грамотами, дипломами.

Таким образом, широко используя различные приемы развития творческой активности, создавая творческую среду в учебной деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Список литературы

1. Боброва Л.В. Уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009. С. 12.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 93с.

3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Проектная деятельность учащихся – Волгоград: Издательство «Учитель» 2006. С. 2.

4. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт обще гуманитарных исследований, 2001. С. 43.

5. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 14.

6. Ясвин В. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. С. 121.