В современном обществе важно иметь хорошие манеры, уметь правильно вести себя в разных жизненных ситуациях. Этикет имеет множество особенностей и является сложной наукой. Главная тонкость – нет четко прописанных норм поведения, все зависит от обстоятельств, времени и места. Правила этикета между мужчиной и девушкой сделают общение более приятным, а хорошие манеры помогут оказать психологическое влияние на партнера.

Что такое правила этикета

Понятие произошло от французского слова «etiquette», что означает совокупность общепринятых правил поведения, знание основ вежливости. Существует несколько основных видов этикета:

  • умение подать себя: формирование гардероба, уход за внешностью, физическая форма, жесты, позы, осанка;
  • речевая форма: умение говорить комплименты, приветствия, благодарности, манера речи;
  • столовый этикет: умение принимать пищу, знание норм сервировки, манеры за столом;
  • поведение в обществе: как вести себя в офисе, магазине, на выставке, в музее, ресторане, театре, суде;
  • деловой этикет: отношения с начальством, коллегами, деловые переговоры.

Правила хорошего тона для мужчин

Если представителю сильного пола дорога репутация в социуме, он всегда будет соблюдать умеренность в одежде. Шорты и футболки уместны на семейном ужине или во время загородного отдыха. Для неформальной обстановки подойдет спортивная или классическая одежда, а для деловых встреч требуется галстук и пиджак. Что касается хороших манер, то воспитанного мужчину не затруднит вежливый кивок в ответ на приветствие даже малознакомого человека. Как следует общаться с женщиной, начальством, родственниками будет рассмотрено ниже.

Современный этикет для женщин

Первое правило для женщины – это тактичность в любых ситуациях. Уроки этикета предполагают вести себя уважительно со всеми, будь то соседка, деловой партнер или уборщик подъезда. Если женщина любить шутить, то следует четко определять, в какой ситуации можно позволить шутку, а с кем нужно быть серьезной. Необходимо соблюдать культуру общения с противоположным полом. С мужчинами незнакомыми и знакомыми не следует флиртовать, заигрывать и строить глазки – это нарушение этикета. Вежливость предполагает простое общение без интриг, сплетен и слухов.

Нормы этикета для детей

Правила поведения в обществе существуют и для детей. От знаний, которые ребенок получит в детстве, будет зависеть дальнейшая успешность, карьера, окружение. Самые простые приемы освоения правил этикета – это чтение сказок, просмотр мультфильмов, использование настольных игр по данной тематике, напевание песен. Основное правило вежливости для ребенка – это уважение ко всем без исключения взрослым, детям, животным. Из этого уже плавно вытекают и все остальные.

Как вести себя в обществе

Основной свод правил этикета для мужчин и женщин:

  1. Не приходить в гости без звонка. Только если вас без предупреждения навестили, можно позволить себе встретить человека в домашней одежде.
  2. Не ставьте сумку на стул или на колени. Объемный рюкзак можно повесить на спинку стула. Барсетка или маленькая сумочка ставится на стол, а если мужчина носит портфель, то его надо оставлять на полу.
  3. При знакомстве называть свое имя первым, если предстоит общение с группой лиц. Подавать следует только правую руку.
  4. В автомобиль пассажиру нужно садиться на заднее сидение. Самым престижным считается место, расположенное за водителем.

В общении с людьми

Типичный день для современного человека включает в себя много ситуаций, при которых проверяется культура поведения и манера держаться: общение в магазинах, в общественном транспорте, знакомство с коллегами, правила речевого этикета на официальных приемах и прочее. Что касается первой встречи с человеком, то впечатление создается от того, насколько собеседник умеет представляться. В повседневном этикете первыми знакомятся младшие по возрасту или мужчины. Чтобы произвести приятное впечатление, следует всегда начинать общение с улыбки.

Как девушка должна вести себя с парнем

Современный этикет для девушек предусматривает знание элементарных правил поведения с противоположным полом. При первой встрече с мужчиной не стоит ему бросаться на шею, будет уместно просто протянуть руку. На свидании нужно вести себя легко и непринужденно, шутить и улыбаться, но не обижаться. Нельзя не рассказывать мужчине о своих недостатках или неудачных опытах отношений на первой встрече. О достоинствах тоже не надо кричать, можно указать о них, но вскользь.

Основы этикета

Правила культурного поведения просты: культура речи, которая имеет стилистическую и грамматическую направленность, ухоженный внешний вид, внимательность по отношению к собеседнику, умение оказать услугу нуждающемуся, выслушать говорящего. Норма знакомства и последующего общения является условной, поэтому носит характер неписаного соглашения о том, что является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен знать и соблюдать правила этикета, понимая их необходимость для общества.

Хорошие манеры

Воспитанного человека сразу выделяют из толпы. Его отличают знание этикета и определенная манера поведения: интонация голоса, употребляемые в речи выражения, походка, мимика, жестикуляция. Это сдержанность, скромность, умение контролировать эмоции, поступки, слова. Чтобы соответствовать понятию светского воспитанного человека, необходимо знать и соблюдать определенные правила, которые считаются обязательными в приличном обществе:

  • здороваясь, женщина первая подает руку мужчине;
  • мужчины приветствуют стоя всех без исключения;
  • при представлении гостя другим людям (при знакомстве) называют его имя, фамилию, отчество (во время делового общения – профессию);
  • в гости не приносят плохого настроения, а если присутствуют негативные эмоции, то от визита следует отказаться;
  • нельзя позволять детям вмешиваться в разговор взрослых, прерывать старших, шептать на ухо;
  • чужим детям в присутствии их родителей замечания не делают;
  • делая подарки людям, следует соблюдать такт, принимая во внимание пол, возраст, профессию.

Умение одеваться

Правила этикета обязывают не только знать правильную манеру приветствия знакомых и незнакомых людей, уметь поддерживать светскую беседу и придерживаться приличий в поведении, но и правильно носить одежду, соответствующую случаю. Ничто так не бросается в глаза, как пестрые вещи. К разряду неуместных для мужчины вещей относятся вышитые рубашки, вульгарные костюмы, слишком яркие галстуки. Деловая одежда должна быть в меру модной. Утром разрешено надевать жакетную, сюртучную или пиджачную пару. Цвет должен соответствовать сезону: летом – светлый, зимой – темный.

Умение со вкусом одеваться – первый признак воспитанности женщины. Энциклопедия этикета содержит круг правил, относящихся к одежде, соблюдение которых отличает настоящую леди. Женская одежда должна соответствовать характеру работы. Имидж, допустимый для дома моделей, будет недопустим в маклерской конторе. Бизнес леди для делового обеда или конференции не подойдет слишком короткая юбка или глубоко декольтированная блузка. Если встреча будет в курортной гостинице или клубе, необходимо взять несколько нарядов, которые будут подходить для разных ситуаций.

Как правильно подать себя

Еще несколько общепринятых норм этикета:

  • ходить надо с прямой осанкой, подтянутым животом и выпрямленными плечами;
  • нормы общения, касающиеся приветствий, включают в себя вежливые слова, но они не всегда корректны, к примеру, «добрый день» не стоит говорить человеку с расстроенным лицом;
  • даже незнакомые мужчины должны помогать дамам входить в помещения, придерживая входную дверь;
  • слово «пожалуйста» должно звучать при любой просьбе;
  • перед тем как попрощаться с собеседником, следует сначала для этого подготовить: « к сожалению, уже поздно», а потом сказать слова благодарности или комплимент (если это женщина).

Правила этикета при общении

Должны соблюдаться правила этикета при общении женщин и мужчин. Представитель мужского пола должен следовать слева от спутницы и первым заходить в ресторан. Если дама приветствует знакомых, кавалер тоже должен с ними поздороваться, даже если люди ему незнакомы. Без одобрения женщины мужчина не имеет права ее касаться. Разрешается только в моменты помощи (посадка в авто, переход через дорогу). Курить в присутствии другого человека, независимо от пола, можно только с разрешения собеседника.

Существуют определенные правила речевого поведения. Так, если вас оскорбили в присутствии других людей, не стоит поддаваться на провокации. Встаньте и покиньте место происшествия. Нельзя спрашивать у собеседника сведения о его материальном благополучии, любовных связях и других личных вещах. Если приглашаете делового партнера на встречу, не нужно забывать о пунктуальности. Особое уважение следует проявлять к людям, которые проявили щедрость или пришли к вам на помощь в трудную минуту – они не обязаны были этого делать.

Разговорный этикет

Правила учтивости существуют при любом разговоре. Речевое поведение подразделяется на письменную и устную форму, при этом первая имеет более строгие правила. Выделяют несколько видов разговоров: деловой, официальный, неформальный. Устная форма имеет более простые правила, к примеру, вместо речевого приветствия можно обойтись кивком головы. Умение вести вежливую речь – это говорить собеседнику только те вещи, которые сам хотел бы услышать. Базовые принципы разговора – правильность, краткость, точность, уместность.

Как общаться с собеседником по телефону

Соблюдение правил сетевого этикета должно быть и во время общения по телефону. В процессе разговора надо внимательно следить за интонацией, поскольку собеседник не видит вашего лица и может неправильно понять смысл сообщения. Не стоит заставлять ждать звонившего человека, максимальное время поднятия трубки достигает шести гудков. Бросаться к телефону тоже не надо – отвечать лучше после третьего гудка. Принято называть собеседника по имени, если он знаком. Если нет, то желательно представиться первым.

Хорошие манеры и деловой этикет

К основным нормам поведения относятся правила делового общения. Но не только речевая составляющая важна при контакте с партнерами, язык тела тоже играет немаловажную роль. Например, разговаривая, не надо расставлять ноги широко, держать руки в карманах или горбиться. Не приветствуется и излишняя жестикуляция – чтобы не смущать собеседника жесты должны быть сдержанными. Уделяйте внимание личному пространству человека – дистанция должна быть не меньше размера вытянутой руки.

Правила домашнего этикета

Члены семьи должны особенно быть вежливыми друг с другом. Чтобы сохранить теплые отношения, надо постоянно следить за психологическим климатом, искренне радоваться успехам близких, не переходить на оскорбления во время ссор, использовать для общения слова «извини», «спасибо», «доброе утро» и прочие. Необходимо уважительно относиться к старшему поколению и не читать личные записи своих детей без разрешения.

Как вести себя за столом

Главное правило поведения за столом – нельзя жевать с отрытым ртом. Разговаривать тоже нежелательно, особенно, когда пережевывается пища. Прежде чем положить к себе в тарелку часть из общего блюда, сначала надо предложить его остальным присутствующим. Не стоит подавать собственную тарелку первым, а дать возможность сделать это гостям или старшим членам семьи. При сервировке стола возле каждого блюда кладут общие столовые приборы. Суп необходимо подавать в специальных тарелках от сидящего человека справа.

Этикет в гостях

Принимать друзей и ходить к ним гости – хорошая практика этикетной формы знакомства. Для приема считается лучшим временем – ужин, но приглашать людей надо заранее, чтобы они смогли подкорректировать свои планы. Форма одежды может быть неформальной. Согласно этикету, незнакомому гостю называют всех присутствующих по именам только после его собственного представления. В дружеской компании можно пропустить подачу основного блюда, но при деловом ужине это недопустимо. Важно уметь пользоваться столовыми приборами разного вида, даже если хозяева других национальных традиций.

Видео

Агрессия мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Чернова Г.Р., 2005).

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена попытка влияния.

Альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами (Майерс Д., 1997).

Аномия это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации

Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Аутизм — это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутичность — свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др.

Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь.

Внеситуативно-личностная форма (4-6.7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой.

Внушение — сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова.

Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Дружба , подразумевает глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.

Игнорирование действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982).

Идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004).

Избегание это такая стратегия поведения, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Имидж личности воспринимаемый и передаваемый образ человека , эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого – либо, чего либо, например, имидж политического деятеля

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Интеракция – взаимодействие.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Нужны ли общественные нормы поведения?

Главная / Сочинения ЕГЭ 2017-2018 («Человек и общество») / Нужны ли общественные нормы поведения?

Я считаю, что общественные нормы поведения не просто нужны, а необходимы. Ведь они контролируют население нашей огромной страны. Нормы могут быть разные. Это и этические нормы, которые, придя в ресторан, помогут правильно и красиво разложить приборы, поужинать и тем самым показать верх воспитания и знания этических норм. Также есть и правовые нормы, которые никто не имеет права нарушать. Такие нарушения приравниваются к преступлениям, за которые уже следует наказание. Благодаря общественным нормам, в нашей стране царит порядок, и люди умеют себя подобающе вести.

В литературных произведениях описаны ситуации, в которых герои выходят за рамки норм и последствия таких действий. Или же наоборот, живя по негласным законам общества, они переступают через собственное мнение и желание, действуют так, как им говорит общество.

Тема взаимоотношений общества и человека поднимается в рассказе Тургенева «Муму». Это история о том, как Герасим против своей воли утопил собаку, которая была для него единственным другом. Такой поступок он совершил, потому что не мог пойти против воли помещицы.

Данный пример подтверждает именно то, что раньше крестьяне должны были беспрекословно выполнять все указания своих хозяев. Таковы были общественные нормы, и они держались всеми силами за ту работу, которую им давали. Даже в этом примере можно сделать вывод, что нормы нужны были, дабы крестьяне чувствовали власть хозяев, и у них не возникало мысли о свободной жизни. Но, если бы Герасим нарушил приказание помещицы, он бы и нарушил уже сложившиеся нормы общества. У крестьян не было ни свободы слова, ни собственного мнения. Слуги и то были более уважаемы в доме господ. Жертвенность его поступка — знак признания этих жестоких норм того времени.

Таким образом, нормы нужны для поддержания порядка, в своём роде контроль за гражданами.

Отсутствие этих норм может привести к хаосу, полному беспорядку в стране. Недаром есть законодательные и правовые документы, в которых и прописаны нормы.

Также есть и негласные правила определённого социума, нарушая которые, можно быть исключённым из него. Когда человек соблюдает нормы и подходит к этому уважительно и осознанно, то ему не за что переживать и тревожиться. Общество разделит его интересы и не оставит в стороне от публичных дел. Законопослушные граждане могут спать спокойно и гордиться своей страной!

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Что такое равноправие в обществе?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
  • Нормы поведения в обществе

    Поскольку человек является существом общественным, то и его полноценная жизнь вне жизни общества просто невозможна. Человек должен считаться с нормами и формой поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. Часто то, что неприемлемо в одном обществе, можно позволить себе в другой ситуации. Но все-таки, каждый человек должен сформировать для себя основополагающие принципы поведения, которые будут определять его жизненную норму и линию поведения и таким образом формировать его отношения с другими людьми, а отсюда и его жизненный успех.

    Нормы поведения человека в обществе и в обращении с другими людьми формировались на протяжении веков. Но эти нормы не всегда были одинаковы. Изменялся общественный строй, социальное и сословное деление населения, разными были обычаи в обществе аристократии, мещан, духовенства, рабочих, крестьян, интеллигенции, военных. При этом отличалось поведение молодежи и взрослых, неодинаковыми были национальные и социальные традиции, на которые эти нормы поведения опирались. Для представителей высшего состояния, аристократии были установленные твердые правила поведения, незнания или нарушения которых считалось нехваткой воспитания.

    Также часто нормы поведения соответствующего состояния общества в разные времена оценивались по-разному: во времени их становления они были соответствующими, а в другой период развития общества они уже считались несоответственными, свидетельствовали о невысокой культуре человека.

    Общаясь, люди, как правило, собираются вместе. Или в более малом, или в большем обществе и эти встречи большего количества людей бывают в основном чем-то вызваны. Причиной может быть какое-то личное или семейное событие (день рождения, день ангела, свадьбы, юбилейные даты) или общественная (государственные и местные праздники, отмечания какого-то исторического события и тому подобное). Участниками таких встреч бывают, как правило, люди, которые хорошо знакомы. Но когда незнакомый человек впервые попадает в такое общество, то он должен в первую очередь представиться, чтобы присутствующие узнали об этом лице. Потому чаще всего такого человека в общество сопровождает и отрекомендовывает хозяин дома или человек, который хорошо знает общество. Если же такого лица нет, то незнакомец отрекомендовывается самостоятельно: Уважаемые, позвольте представиться. Меня зовут (следует назвать свое имя, отчество или фамилию), я по специальности … (здесь можно указать либо профессию, либо должность и тому подобное).

    Перед тем, как зайти в комнату, обычно снимают в гардеробной верхнюю одежду и головные уборы, причем женщины могут шляпы не снимать. Сбрасывать обувь не считается обязательным, вместо этого следует ее хорошо вытереть о коврик.

    Вернуться назад на Нормы общества

    Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями, ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

    Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

    Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

    Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.

    Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить.

    Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

    Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом - социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм.

    Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры - это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом — все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - этикет. Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

    Социальные нормы — это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

    Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай - это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

    Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

    Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

    Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

    Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки.

    Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

    Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

    Нравственность опирается на систему ценностей.

    Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.

    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

    Культура поведения

    Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.

    Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

    Культура поведения и личность

    Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

    Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях.

    Правила культуры поведения

    Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.

    Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:

    Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.

    Первым и самым важным правилом хороших манер является доброта и внимание к другим. Это правило никогда не меняется. Источник этого правила – Библия, и это - вторая по важности заповедь: “возлюби ближнего твоего, как самого себя” после заповеди любить Бога (ОТ МАТФЕЯ 22:39; ОТ МАТФЕЯ 19:19). Помни, что знать, как правильно себя вести – это лишь часть обладания хорошими манерами. Выполнение их – вот, что имеет значение (ИАКОВА 1:22 ; ИАКОВА 2:20 ; ОТ МАТФЕЯ 7:21)

    Основные Хорошие Манеры

    • Думай сначала о других (К ФИЛИППИЙЦАМ 2:4-5 ; РИМЛЯНАМ 12:10).
    • Будь гостеприимным и дружелюбным (1-е ПЕТРА 4:9 ; РИМЛЯНАМ 12:13; ПРИТЧИ 18:24).
    • Всегда говори «Спасибо» - таким образом ты хвалишь других, и это - один из ключей к хорошим манерам; не забывай: «Извините», «Пожалуйста», «Добро пожаловать», «Здравствуйте» и «До свидания» (К КОЛОССЯНАМ 3:15 ; 1-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:18 ; 3-е ИОАННА 14).
    • Не будь хвастливым, надменным или громким – всегда будь сдержанным. Пусть твои дела говорят сами за себя (К ТИТУ 1:8 ; 1-е КОРИНФЯНАМ 13:4-5).
    • Выслушай прежде, чем говорить. Никогда не перебивай. Смотри людям в глаза и слушай внимательно (ИАКОВА 1:19).
    • Прежде, чем говорить с другими, подумай, какой эффект произведут твои слова. Не говори необдуманные, недобрые вещи. Сделай паузу и тщательно взвесь свои слова, и произнеси их «прилично» (ПРИТЧИ 15:23 ; 12:25; 25:11).
    • Никогда не говори шепотом, потому что это заставляет человека, который не слышит, чувствовать себя пренебрегаемым (ПСАЛТИРЬ 40:8).
    • Никогда не показывай пальцем и не смотри пристально, в особенности, на инвалидов
      или на тех, кто «не такой» (К ФИЛИППИЙЦМ 2:3; К РИМЛЯНАМ 2:11).
    • Будь благодарным и показывай, что ты ценишь подарки, помощь и т.д. Лучше напиши открытку с благодарностью, чем просто посылать электронное сообщение, чтобы выразить свою благодарность (К КОЛОСЯНАМ 3:15; К ЕФЕСЯНАМ 5:20).
    • Делай комплементы; основополагающее правило хороших манер - давать (ДЕЯНИЯ 20:35).
    • Будь внимательным к другим и никого не смущай – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе, и думай о том, как ты можешь сделать так, чтобы они чувствовали себя легко. Никогда не унижай других грубыми шутками или нежеланным прозвищем (1-е КОРИНФЯНАМ 13:4 ; К ФИЛИППИЙЦАМ 2:4 ; ОТ ЛУКИ 10:27).
    • Не критикуй и не жалуйся – человек с хорошими манерами выше того, чтобы критиковать других или жаловаться на обстоятельства. Нужно избегать негативности в любой форме. Если ты слышишь сплетни, не участвуй в них и не обращай на них внимания. Если ты не согласен с другими, выражай это уважительно. Не атакуй словесно и не осуждай их (1-е КОРИНФЯНАМ 13:5-7 ; К ФИЛИППИЙЦАМ 2:14 ; К ЕФЕСЯНАМ 4:29).
    • Никогда не будь раздраженным. Вноси спокойствие и радость в любую стрессовую ситуацию, владей собой (ПРИТЧИ 16:32 ; ПСАЛТИРЬ 36:8).
    • Уважай время людей и будь пунктуальным. Если ты назначаешь встречу, приходи во время или даже немного раньше. Если ты опаздываешь, всегда звони и сообщай им об этом. Никогда не приходи в гости раньше, так как хозяева могут все еще одеваться (К ЕФЕСЯНАМ 5:16 ; ОТ MATФЕЯ 5:37).
    • Если ты даешь слово или обещаешь что-либо, то ты должен это выполнить, или заранее сообщи об этом тому, кому обещал, чтобы не причинить ему никакого вреда. Твое объяснение, ПОЧЕМУ ты не можешь сдержать свое обещание, должно быть абсолютно приемлемым и не должно являться твоей собственной виной (ИАКОВА 5:12 ; ЕККЛЕСИАСТ 5:4-5).
    • Если ты что-то взял на время, то с этим следует обращаться более осторожно, чем со своим собственным. Это также должно быть возвращено в срок, и, если возможно, в более хорошем состоянии, чем раньше. Когда кто-либо дает тебе деньги в долг, и ты должен вернуть этот долг, НИКОГДА не забывай об этом и не задерживай возвращение долга (ВТОРОЗАКОНИЕ 23:21).

    В Обществе

    • Всегда представляй себя и других.
    • Помогай другим. Открывай двери (вне зависимости от того, кто перед тобой, женщина или мужчина). Мужчины всегда должны открывать двери перед женщинами (К ЕВРЕЯМ 13:16 ; 1-е ПЕТРА 3:7).
    • Не задавай слишком много личных или навязчивых вопросов в первые несколько встреч
      после знакомства с человеком (К ФИЛИППИЙЦАМ 2:3).
    • По отношению к незнакомцам/новым гостям: не делай никаких негативных комментариев по поводу внешнего вида или одежды; если ты не можешь сказать ничего лестного, то не говори ничего вообще (ПСАЛТИРЬ 11:6; ПРИТЧИ 11:22).
    • Если ты находишься в смешанной группе, всегда в первую очередь приветствуй старших и женщин.
    • Не обращайся к старшим и пожилым людям по имени, если только они тебя специально об этом не попросят. Вставай, когда старший по возрасту или гость входят в комнату, и не садись, пока ты не предложил им сесть (1-е ПЕТРА 5:5).
    • Если пожилой человек входит в автобус или поезд, то люди, которые моложе, уступают ему место (ЛЕВИТ 19:32).
    • Мужчина должен всегда предлагать женщине войти в комнату первой (1-е ПЕТРА 3:7).
    • В ресторане/на официальном ужине мужчина должен отодвинуть стул от стола и предложить женщине сесть (1-е ПЕТРА 3:7).
    • Уходя, мужчины должны помочь женщинам одеть пальто/куртки (1-е ПЕТРА 3:7).
    • Девушки/женщины должны всегда одеваться скромно (1-е TИMОФЕЮ 2:9).
    • Носи красивую и чистую одежду по воскресеньям.
    • Вставай, когда исполняется национальный гимн. Проявляй уважение к флагу.
    • Принимай участие в общественной работе различных местных организаций (ОТ MATФЕЯ 5:16; К ТИТУ 2:14).

    Дома / С Гостями

    • Представляй гостей каждому в своем доме (1-е ПЕТРА 4:9).
    • Предлагай что-нибудь попить (стакан воды, чашку чая/кофе) каждому, кто приходит к тебе в дом/офис (К ЕВРЕЯМ 13:2).
    • Не продолжай смотреть телевизор или "сидеть" в Интернете, если к тебе пришел гость.
    • Убавь громкость музыки или телевизора, когда другие разговаривают или пытаются уснуть.
    • Носи дома чистую одежду (БЫТИЕ 35:2 ; ЛЕВИТ 6:11).
    • Дети должны учиться, с раннего возраста, помогать по дому и брать на себя ответственность (ВТОРОЗАКОНИЕ 6:7 ; ИСХОД 20:12)
    • Дети должны вставать, когда отец или старшие входят в комнату. Они не продолжают сидеть, например, перед экраном телевизора. Они также должны предложить лучшие места (К КОЛОСЯНАМ 3:20).
    • Когда ты - гость, то прощание должно быть коротким и радостным. Если ты принимаешь гостей, будь с ними, когда они собираются уходить, делая их визит приятным до самого конца (К ФИЛИПИЙЦАМ 2:3; 1-е ПЕТРА 4:9).

    Правила Поведения за Столом

    • Одевай подходящую к данному случаю одежду и будь представительным. Даже, если очень жарко, никогда не сиди за столом без рубашки.
    • Мой руки до и после еды (ИСХОД 40:31).
    • Всегда жди, пока хозяин не скажет, куда ты должен сесть. Также жди, пока не сядут все другие, до того, как сядешь ты. Если молятся перед едой, не начинай есть, пока молитва не закончится. Начинай есть только после того, как начнет хозяин.
    • жди, пока все не получат еду, и начинай есть только после того, как начнет хозяин. Это показывает внимание.
    • Если еда в стиле "шведский стол", никогда не клади на свою тарелку слишком много, так как это производит впечатление, что ты жадный. Лучше положить поменьше и вернуться за добавкой.
    • Когда ты садишься, то положи салфетку на колени.
    • Сиди прямо и не сутулься.
    • Положи обе кисти рук на стол, но никогда не клади на стол локти.
    • Всегда пользуйся салфеткой, чтобы вытереть рот (помни, вытирай только рот!). Твоя салфетка должна лежать на коленях, когда ты не пользуешься ею.
    • Начинай со столовых приборов, которые лежат дальше всего от твоей тарелки, а продолжай теми, которые лежат ближе к ней.
    • Ешь медленно, но и не отставай от хозяина. Также не клади слишком много еды в рот – это неприлично! Не разговаривай и не пей с полным ртом, и не облизывай пальцы.
    • Ешь вилкой, если только еда не предназначена для того, чтобы есть ее руками, и не касайся ножом рта.
    • Когда ешь булочки во время завтрака, режь их ножом, а во время ужина - просто разломи руками, прежде чем намазать их маслом.
    • Отрежь кусочек масла от общего куска, лежащего в масленке, и положи его на свою тарелку для масла или на другую тарелку. Нож для масла должен оставаться в масленке.
    • Обязательно сделай комплимент хозяйке по поводу приготовленной еды (и/или повару/поварам)! Не делай никаких критических замечаний, которые могут обидеть кого-то.
    • Всегда говори "спасибо", когда тебе приносят какое-либо блюдо. Этим выражается благодарность.
    • Тебе следует есть то, что предложено на столе (1-е КОРИНФЯНАМ 10:27 ; 1-е ТИМОФЕЮ 4:4).
    • Проси, чтобы тебе передали то, что тебе нужно, вместо того, чтобы к этому тянуться или показывать пальцем, не производи слишком много шума. Жуй с закрытым ртом, и не разговаривай с едой во рту!
    • Когда предлагается добавка, возьми ее, если ты все еще голодный. Никогда не проси добавки, если ты в гостях.
    • Извинись за столом, если тебе надо выйти. Также извинись, если тебе надо удалить еду, застрявшую между зубами, высморкаться и т.д.! Однако, на официальном обеде, тебе, возможно, придется подождать, пока хозяин не позволит тебе.
    • Возьми свою тарелку со стола и отнеси ее на кухню. Помоги убрать посуду (но не на официальном обеде).

    Дети

    • Дети говорят только тогда, когда их спрашивают. Как правило, дети должны быть видимы, но не слышимы (К КОЛОСЯНАМ 3:20).
    • Дети не перебивают, когда говорят взрослые (К ЕФЕСЯНАМ 6:1).
    • Отцам часто предлагается лучшая часть еды (1-е ТИМОФЕЮ 5:17).
    • Никогда не играй с едой.
    • Никогда не размахивай столовыми приборами и не бросай их.
    • Никогда не хватай еду с тарелок других людей.
    • Оставь на время еды игрушки, книги и домашних животных.
    • Не читай во время еды.

    Правила разговора по телефону

    • Когда звонит телефон, говори понятно и вежливо, например: "Алло, говорит Иван".
    • Если звонок предназначен для кого-то другого, ответь понятно, например: "Одну минутку, пожалуйста". Если этого человека нет, спроси того, кто звонит, хочет ли он оставить сообщение. Также спроси его имя и номер телефона, чтобы с ним можно было связаться позже. Запиши это, чтобы ты не забыл передать.
    • Когда ты звонишь, подожди, пока телефон прозвенит шесть–восемь раз, перед тем, как ты повесишь трубку, так как человек, которому ты звонишь, может быть занят и не может ответить сразу же.
    • Никогда без предупреждения не клади трубку. Пусть человек, которому ты позвонил, всегда положит трубку первым.
    • "Не виси" долго на телефоне, так как другие люди, возможно, тоже хотят позвонить, или кто-то пытается до тебя дозвониться.
    • Мобильный телефон должен быть или отключен, или поставлен в режим "вибрации" или "тишины" во время еды, в кино и т.д.

    Об этикете, важных правилах поведения говорят много, часто и очень охотно. Однако обычно люди упускают из вида самый главный момент - для чего эти самые правила необходимы. Именно на этом стоит сосредоточиться максимально.

    Для чего нужны?

    Любые установки в обществе, порядок существуют лишь потому, что в них кто-то испытывает необходимость. Точно так же обстоят дела и с этикетом: он не усложняет жизнь, как может показаться, а облегчает ее, делает более упорядоченной. «Старомодная учтивость» предотвращает возникновение множества неприятных конфликтных ситуаций. В обществе этикет задает четкие и однозначные «правила игры», которые способствуют удобству и улучшению коммуникации между людьми.


    Сначала может показаться, что усвоить все нормы и своевременно применять их очень сложно. Однако стоит только потратить на это некоторое время, проявить силу воли, как вы сразу поймете - выполнять требования не составляет труда. В вашем присутствии другие будут ощущать себя свободнее и легче, более раскрепощено. При этом вам не придется постоянно следить за собой, размышлять перед каждым поступком или движением, правильное это действие или нет.


    Виды

    Взаимодействие людей в обществе бывает разным, велико и разнообразие норм и прав, которые к нему относятся. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, избежать лишних затруднений, люди стали формировать своего рода «кодексы» (если проводить аналогию с законодательством) – определенные виды этикета. В первую очередь стоит упомянуть следующие разновидности современного этикета:

    • государственный (раньше назывался придворным) - общение с главами государств;
    • дипломатический – относящийся к поведению дипломатов и приравненных к ним лиц;
    • воинский – регулирует поступки, речь военнослужащих и приравненных к ним лиц (в различных ситуациях);
    • религиозный – относится к поведению людей в общении со священнослужителями, связанными с любой существующей религией, с верующими при отправлении обрядов, в религиозные праздники, в храмах и священных местах.





    К общегражданскому этикету относятся правила и различные традиции, относящиеся к общению людей во всех остальных ситуациях. Однако и общегражданский свод правил не так прост, как кажется. Хотя он не охватывает ситуации, в которых речь может идти о политическом воздействии, международных отношениях и тому подобном, здесь тоже есть свое деление.

    Одни общепринятые нормы задают стандарт делового общения, другие – формируют требования ко всем остальным типам общения в целом. Есть свои положения, связанные с выполнением различных обрядов (свадебного, похоронного и некоторых других), правила при нахождении за общим столом, при разговоре по телефону или общению через электронную почту. Общегражданский этикет нормирует не только вербальное взаимодействие, но и жесты, прикосновения, в определенной мере – даже взгляды и походку.



    Перед разговором о том, что можно и нельзя в том или ином случае, нужно выяснить, в чем заключаются основные требования к каждому человеку.

    Общепринятые нормы

    Основные общеобязательные нормы этикета призваны помогать человеку производить хорошее впечатление на окружающих. Будь вы домохозяйка средних лет, быстро продвигающийся по службе администратор, находящийся в творческом поиске скульптор - учитывать их стоит каждому. Любой человек приобретает одежду, ориентируясь на свои финансовые возможности, но насчет устоявшихся традиционных норм можно сказать, что они обязательны для всех. Нужно учитывать следующие ключевые требования:

    • чистота, эстетичность одежды;
    • соответствие гардеробу вашей фигуре и аксессуарам;
    • сочетаемость элементов наряда между собой, соответствие их конкретной обстановке.


    Всякий предмет одежды, который вы носите, следует поддерживать в чистоте, застегивать, следить за тем, чтобы все было выглажено. Система требований этикета предписывает строгое разделение между праздничной, служебной (рабочей), домашней, а также вечерней одеждой. Соблюдение правил хорошего тона немыслимо также без осуществления гигиенических процедур, полноценного и правильного питания, здорового образа жизни.

    В любом учебном курсе, посвященном основам этикета, всегда называются и такие разделы, как подача себя окружающим, походка, поза, жесты и речь.



    Правила поведения для мужчин

    Настоящий мужчина - это не только хороший профессионал в своем деле, ответственный человек и хозяин своего слова. Есть ряд норм этикета, которые строго регламентируют, как именно он должен поступать в определенной ситуации. Пусть даже ваши знакомые не соблюдают этих требований, вы только выиграете сами, если не будете следовать их дурному примеру.

    Ни один мужчина (кроме полицейского при исполнении и военнослужащего, обязанного по уставу отдавать честь) не может в обычной ситуации идти справа от женщины, только слева. Разумеется, бывают обстоятельства, когда это правило этикета можно нарушить - но лишь научившись соблюдать его, вы поймете, когда можно отступить от нормы. Оступившихся и поскользнувшихся женщин нужно поддерживать за локоть, и никто не увидит в этом выхода за рамки приличного поведения.

    Однако брать ли за руку представителя сильного пола – решает только дама.


    Рядом с женщиной нельзя также курить без прямого разрешения. Все помнят, конечно, что подобающим поведением является открытие двери на входе и выходе, сопровождение женщины позади. Но эта норма, соблюдаемая и на любых лестницах, меняется на противоположную при вхождении в лифт и при выходе из автомобиля. Когда мужчина лично ведет машину, он обязан открывать дверцу и придерживать за локоть женщин при посадке вперед.


    В присутствии стоящих дам не принято садиться, в том числе и в автобусе; исключение делают только для поездов и самолетов. Разумеется, ответственные и адекватные мужчины всегда помогают своим спутницам нести тяжелые, громоздкие или неудобные вещи. Еще мужской этикет отличается такими нюансами:

    • нельзя при разговоре складывать руки на груди;
    • не следует и держать их в карманах;
    • крутить в руке любой предмет можно только для того, чтобы лучше его рассмотреть или использовать, а не просто так.


    Этикет для женщин

    Не стоит думать, что требования этикета для женщин мягче или строже. Они точно такие же по строгости, но другие по содержанию. Научиться вести себя правильно может каждая, опять же – для этого требуются лишь последовательность, целеустремленность и самоконтроль. Распространенной ошибкой является мнение, будто сегодня женские нормы поведения ограничены одной вежливостью и корректностью в речи. Конечно, они не такие, как сто или двести лет назад - и поэтому нельзя усвоить правила этикета, ориентируясь на старинную литературу.


    Плохие, «первобытные» манеры, которые часто встречаются в поведении современных женщин и девушек, в первую очередь таковы:

    • чрезмерное любопытство к секретам других людей;
    • распространение сплетен;
    • оскорбления других людей и грубость;
    • вульгарное поведение;
    • издевательства над окружающими, манипулирование ими;
    • беспринципный флирт.



    Поведение в быту должно быть подчинено не эмоциям и страстям, а разуму. Да, для женщин (и даже для многих мужчин) это очень тяжело. Да, бывают ситуации, когда не нагрубить в ответ крайне сложно. Нужно всегда представлять, как ваше поведение выглядит со стороны. При этом следует помнить о скромности – как в семейном кругу, так и на улице, в магазине, в ресторане, на выставке и в других местах.

    Можно не слишком хорошо знать готовые речевые формулы приветствия и обращения, но при этом иметь репутацию вежливой, культурной личности. Все дело в том, чтобы донести свою благожелательность до собеседников, чтобы каждая деталь подчеркивала позитивный настрой.


    Стереотип, согласно которому «настоящая девушка всегда опаздывает», не более чем вредный миф, придуманный как оправдание собственной недисциплинированности и неуважения к окружающим. Твердо и окончательно выбросьте его из головы, не позволяйте себе поступать так ни со знакомыми, ни с незнакомыми людьми.

    Если никак не получается прибыть вовремя, сразу же сообщите об этом тем, кто может вас ждать.


    Недопустимо и в гостях, и на работе, и в гостинице или официальном учреждении бросаться ко всем вещам, проверять их чистоту. В присутствии других людей, с которыми вы вместе работаете, учитесь, завязали романтические отношения, нежелательно звонить по телефону, писать СМС или электронные письма. Если даже общение в конкретный момент очень важно, следует об этом сообщить и извиниться, стараться не создавать помех. Желательно разъяснить абоненту или собеседнику, что в данный момент общаться у вас не получится.


    Воспитанные женщины и девушки в принципе не позволяют себе даже в собственном доме (когда там нет других людей) носить одежду:

    • грязную;
    • помятую;
    • рваную;
    • не соответствующую избранному стилю.


    Поверьте, если не делать для себя никаких исключений и поблажек без крайней необходимости, соблюдать обычные правила этикета будет только легче. Довольно редко встречаются случаи, когда женщина может себе позволить не работать. Основным принципом служебных взаимоотношений (как с руководством, так и с подчиненными) должна быть строгая корректность, следование правилам организации и профессиональной этики. Непременно следует быть пунктуальной, держать свое слово, четко планировать рабочий день. Категорически запрещены:


    Как обучить ребенка хорошим манерам?

    Детская непосредственность радует и умиляет мам и пап, но уже с самого раннего возраста малышу нужно прививать элементарные нормы поведения – конечно, это в первую очередь делается родителями, а не воспитателями и учителями. Вы можете простить то или иное прегрешение против норм этикета; другие люди (даже одноклассники или случайно встреченные на улице лица) могут уже его не понять. Да и самому ребенку всю дальнейшую жизнь будет проще, как бы он ни обижался поначалу.


    Первостепенное правило, часто озвучиваемое людьми, но не утратившее своей актуальности - необходимость в семье всегда самим поступать с другими вежливо . Если вы призываете детей к корректности и даже общаетесь с ними так, как нужно, но грубите по телефону, ссоритесь с гостями или повышаете лишний раз голос в магазине, такая «воспитательная работа» неизбежно будет провалена.

    Чтобы получить воспитанного и культурного ребенка, нужно с самых ранних лет демонстрировать малышу правила поведения в ходе игр. Пусть вы будете эталоном, а любимые игрушки малыша играют ту или иную роль (вы с ними здороваетесь, прощаетесь, благодарите их за принесенный подарок – и так далее). Заодно решаются такие актуальные задачи, как расширение словарного запаса и повышение коммуникабельности.


    Очень важным пунктом воспитания (особенно после 5 лет) будет обязательное обращение ко всем незнакомым и малознакомым взрослым на «вы» или по имени и отчеству. Запрещайте перебивать взрослых и вмешиваться в их разговоры. Твердо и неуклонно напоминайте об этом детям, повторяйте правило после каждого нарушения.

    Следите за собой и своими манерами. Проверяйте, с какими детьми заводит знакомство ваш ребенок (и даже подросток). Это важно и в плане дурного влияния на манеры, и в том плане, что от этого зависит ваше собственное спокойствие.


    Всегда следите за тем, чтобы ребенок при чихании:

    • отворачивался от других людей и от пищи;
    • по возможности уходил подальше;
    • вытирал нос и загрязненные предметы;
    • мыл руки после чихания (перед возобновлением трапезы).



    Речевое общение

    В России есть обязательные нормы, регулирующие речь человека в различных ситуациях. Ограничиться только приветствием и прощанием выходит далеко не всегда, а в общении с официальными лицами (особенно когда обстановка торжественная или парадная) есть свои неписаные каноны. Мало того – они характерны и для любой организации, ведомства или профессионального сообщества.


    Речевой процесс регламентирован нормами этикета во многих отношениях:

    • лексическом (фразеологическом) - как обращаться к людям, как употреблять устойчивые выражения, какие слова уместны или неуместны в конкретных случаях;
    • грамматическом – использование вопросительного наклонения вместо повелительного;
    • стилистическом - правильность, точность и богатство речи;
    • интонационном - спокойствие и плавность даже тогда, когда раздражение и гнев переполняют вас;
    • орфоэпическом - отказ от сокращенных форм слов в пользу полных (как бы вы ни торопились и как бы ни были близки человеку).


    Вежливость проявляется еще и тогда, когда человек не вмешивается в чужие разговоры. Не нужно и возражать, если вы не дослушали предложение или обвинение до конца. Свои этикетные формулы есть и у «салонной» речи, и в повседневном разговоре, и даже у различных жаргонов.

    Нужно внимательно следить за тем, с кем именно вы общаетесь. Следует уметь подстраиваться. Вежливое общение подразумевает, что нельзя просто так прощаться, даже если разговор подошел к концу, а все запланированные дела полностью сделаны. Требуется какой-то переход, нужно правильно подвести к прощанию.


    Невербальные формы взаимодействия

    Сам по себе этот термин кажется каким-то излишне сложным и «научным». Однако в реальности с невербальным общением люди имеют дело намного чаще, чем может показаться. Именно этот «язык» употребляется в коммуникации и со случайными встречными, и с давно знакомыми людьми, и в домашней обстановке, и вне стен жилища. Правильно понимающие невербальный способ общения получают тройную выгоду:

    • расширяют возможности для выражения своих мыслей, могут в качестве дополнения к словам использовать и жесты;
    • улавливают, что на самом деле думают окружающие;
    • могут себя контролировать и не выдавать свои истинные мысли другим наблюдателям.


    Вторые два пункта интересны не только различным манипуляторам. Очень важно предугадать следующее действие человека, понять его действительное настроение и состояние (вполне возможно, что он пытается тщательно это скрыть).

    По невербальным каналам циркулирует немало информации. Получая ее, вы сможете точно понять, как именно собеседник относится к другим, какие взаимоотношения выстроены между начальником и подчиненными – и так далее. Правильно используя такое средство общения, можно сохранить оптимальные взаимоотношения, дать согласие или отказаться от какого-то предложения, не говоря ни слова. Вы сможете просто подкрепить сказанное дополнительной энергией.


    Невербальное общение не может быть сведено к жестам. Это еще, например, и эмоциональная составляющая любого разговора (кроме ведущегося по телефону). Основная часть таких средств общения - врожденная, однако это не означает, что ими нельзя управлять в принципе. Вежливый и культурный человек, отправляясь в другую страну или перед разговором с иностранцами, всегда выясняет, какое значение имеют жесты и другие невербальные сигналы, как они могут быть поняты собеседниками.


    Всякая встреча (даже не подразумевающая переговоры или другое важное дело) должна начинаться с приветствия. Нельзя недооценивать его важность, поскольку демонстрация уважения всегда превыше личных амбиций и трудностей.

    Этикет предписывает всем стоять в момент приветствия, даже женщинам; исключение делается лишь для тех, кто не может встать по состоянию здоровья. Женщин приветствуют раньше, чем мужчин. Среди людей одного пола стараются отдать приоритет более старшим, а затем - лицам с более высоким статусом. Если вы только что вошли в помещение, где уже находятся другие, нужно здороваться с уже присутствующими первым, несмотря ни на что.


    Важно не только соблюдать очередность, но и правильно проявлять свое уважение. Раньше считалось, что рукопожатие способно подчеркнуть особое расположение, но современный подход подразумевает иное: пожимать друг другу руки должны все. Нельзя пожимать руку дольше трех секунд. Очень крепкие или расслабленные рукопожатия можно позволять себе только с самыми близкими людьми.

    Невербальный этикет предписывает дополнять свои слова определенными действиями. Перед началом общения сразу выберите подходящую позу, которая будет удобна для вас – и при этом не вызовет отрицательных эмоций у других людей.

    Недопустимо садиться слишком расслабленно и откидываться в присутствии собеседников. Как бы ни хотелось сесть поудобнее и продемонстрировать свое превосходство, ощутить себя хозяином (или хозяйкой) положения – так поступать нельзя.


    Следите за тем, чтобы поза не была закрытой: это сразу выражает недоверие и готовность жестко критиковать другого человека, даже если ничего подобного вы не имеете в виду. Объяснить истинный смысл будет крайне сложно. Поднятие плеч, опускание головы воспринимаются как сигналы об излишней напряженности и замкнутости, непонятном страхе или опасении потерпеть поражение. Наклонившись в сторону другого человека, вы покажете интерес к нему и к его словам. Только не вторгайтесь при этом в личное пространство.


    Осанка - очень важная составляющая невербального общения. Тут необходима мера: спина должна быть прямой, а посадка - правильной, но в обоих случаях требуется не переусердствовать, чтобы вас не сочли чрезмерно гордым и надменным человеком. Внимательно посмотрите на себя в зеркало или даже попросите окружающих оценить ваши манеры. Если видна хотя бы малейшая неестественность, искусственность и позерство, лучше уменьшить напряжение, не стремиться постоянно к идеально прямой спине.


    Что касается жестов – нужно в первую очередь уделить внимание тем из них, которые показывают дружелюбие и благожелательность. При беседе за столом руки держат ладонями вверх, кисти оставляют расслабленными. Слегка склонив голову вправо или влево, вы подчеркиваете, что внимательно воспринимаете речь другого человека.

    Когда людям надоедает разговор (либо собеседник с трудом дожидается, когда ему будет предоставлено слово), начинается потирание шеи и мочки уха. Внезапное перекладывание бумаг, других вещей означает, что человек больше не собирается говорить – по какой-либо причине. Намеревающиеся вот-вот уйти направляют ноги или даже весь корпус в сторону выхода. О «закрытой» позиции либо о готовности к жесткому отпору прямо говорит скрещивание рук.


    Вставая и начиная ходить по комнате, почесывая подбородок или касаясь волос, люди тем самым настраивают себя на принятие решения, входят в решающую фазу при сложном выборе. Неопытные и плохо подготовившиеся обманщики трут нос, нервно ерзают на стуле, то и дело меняют позу. Очень сложно врать, не отводя постоянно взгляд, не сужая зрачки, не прикрывая рот рукой. Если вы полагаете, что невербальный этикет связан только с движениями, жестами, это ошибочное мнение. Есть еще одна важная составляющая: это привычки.


    Нельзя во время делового разговора пить чай и есть сладости, поскольку это откровенно невежливо. Культурный человек может себе позволить максимум стакан воды.

    Не следует приближаться к собеседнику ближе, чем на расстояние вытянутой руки – если только это возможно. Разумеется, когда приблизиться нужно для дела, это правило не действует. Грубой ошибкой является верчение чего-либо в руках во время беседы, рисование на бумаге – и так далее. Такое поведение сразу демонстрирует:

    • отсутствие уверенности в себе;
    • ослабление внимания к обсуждаемой теме;
    • неуважение к собеседнику (который должен будет терпеть такую раздражающую манеру).


    Курят в нынешнее время многие. Если вы из числа таких людей, старайтесь по возможности воздержаться от вредной привычки во время переговоров. В крайнем случае – можно позволить себе затянуться, когда договор уже заключен, и осталось только уточнить некоторые детали и нюансы. При беседе менее серьезного уровня курить можно, но старайтесь пускать дым вверх: это показывает партнерам ваш позитивный настрой. Когда кольца или клубы дыма направлены вниз, демонстрируется подозрение в чем-либо.


    Если в определенном месте или в конкретной ситуации курить запрещено, нужно неукоснительно соблюдать данное ограничение. Даже когда вы знаете, что штрафа не будет (либо он для вас значения не имеет), так поступать нельзя: это открытое и грубое неуважение к установленным правилам и нормам.

    Желательно при общении с незнакомыми людьми и в официальной обстановке всегда спрашивать разрешения закурить.


    Важный момент - частью этикета являются и отдельные стороны речи:

    • сохраняйте уверенность и твердость в голосе;
    • говорите четко и раздельно;
    • соблюдайте одинаковый уровень громкости (не слишком малый и не слишком большой);
    • нельзя торопиться, но и чрезмерно медленная речь может вызвать раздражение у слушателей, собеседников.


    С бизнесом связаны определенные традиции невербального этикета, которые шире уже названных. Часто используются определенные марки одежды и автомашин, часов и письменных принадлежностей. Главный руководитель успешной компании обычно увлекается спортом, является участником закрытых клубов и ассоциаций. Это не просто некие условности и подчеркивание своей значимости. Связи и знакомства таким образом завязываются эффективнее, а те, которые есть, поддерживаются легче.


    Желательно выбирать традиционные цвета дресс-кода, даже если ваша компания очень современна и связана с высокотехнологичной сферой. Одежда должна быть спокойной, традиционной, без ярких цветов и кричащих тонов. Нельзя носить свыше пяти аксессуаров, в их число входят также мобильные телефоны и сумки. Под запрет для делового человека однозначно попадают слишком сильный аромат духов, ношение старой, неаккуратной обуви.


    Поведение в общественных местах

    Не имеет значения, являетесь ли вы преуспевающим коммерсантом, менеджером среднего звена или заняты в какой-либо другой сфере. Все равно придется вступать в контакт с людьми в различных общественных местах. Подобные ситуации могут возникать редко и не продолжаться слишком долго, но этикет строго регламентирует и эту сторону жизни. На улице нормы приличия требуют:

    • чистоты и опрятности одежды и обуви;
    • отсутствия дурного запаха от вас самих;
    • причесывания волос и ношения подходящих головных уборов;
    • перехода проезжей части строго в отведенных для этого местах.


    Нельзя создавать помехи для других людей (толкая их, преграждая путь или мешая пройти по единственному безопасному или удобному маршруту). Если вдруг случится так, что вы кого-то толкнете (пусть даже без злого умысла), нужно будет извиниться. Получив ответ на любой вопрос, обязательно поблагодарите, даже если отвечать - профессиональная обязанность человека. Вежливым является такое поведение, когда:

    • не горбятся;
    • не размахивают руками;
    • не держат их в карманах (разве только при сильных холодах);
    • отказываются от еды и питья, курения на ходу;
    • отказываются от бросания мусора.



    Идти в ряд можно максимум по три человека. Если тротуар переполнен, то по два – не более. Сумки, пакеты и все остальное нужно переносить так, чтобы окружающие, их вещи не страдали. Зонт держат вертикально (если только его не складывают или раскладывают). Знакомых следует приветствовать, однако если вы хотите с кем-то переговорить, встаньте подальше от дороги, по которой идут другие люди.


    Как на улице, так и в парке, на концерте, в цирке под запретом оказываются:

    • крик;
    • свист;
    • указание на кого-то пальцем;
    • навязчивое наблюдение за окружающими.


    Вежливые люди помогут перейти улицу, откроют или придержат тугую дверь, пропустят вперед инвалида, не будут создавать давки в транспорте или слишком быстро ездить на автомобиле – как бы они ни спешили. Когда вместе с вами едут пожилые, пассажиры с детьми, инвалиды или беременные, уступите им передние и самые близкие к выходу места в городском транспорте. Нельзя ставить сумки или пакеты на сиденья, разве что если транспортное средство почти свободно, а пол его грязен.


    Признаками плохого воспитания являются также громкие и навязчивые разговоры в транспорте, чтение развернутых газет и журналов, попытки рассмотреть, что именно читают другие. Если вы больны или возникла эпидемия, желательно отказаться от посещения общественных мест или свести пребывание там к минимуму. Современный этикет подразумевает, что при необходимости быть среди людей в такой ситуации нужно носить марлевую повязку, регулярно меняя ее.


    Путешествуя с детьми, следите за тем, чтобы они не шумели, не вставали с ногами на сиденья, не касались руками и ногами окружающих. По первой просьбе контролеров и кондукторов нужно показывать билеты, уплачивать штрафы, уступать дорогу.

    Если вам предстоит поездка на железнодорожном транспорте, приготовьте все вещи, которые будете использовать непосредственно в пути. Перебирать их все время не только слишком утомительно и неудобно, но подчас и невежливо - можно создать другим неудобства, повредить какой-то предмет. При входе в купе обязательно здороваются, а вот представляться или нет – это уже по желанию. Не следует даже при очень долгой поездке и задушевной беседе интересоваться личными темами и убеждениями, взглядами попутчиков.


    При прибытии поезда на станцию и до ухода с нее блокировать подход к окнам вполне можно. Нельзя открывать или закрывать окно, не спросив других пассажиров. К выходу готовьтесь заранее, в идеале следует начинать складывать вещи за час до прибытия на нужную станцию. Особенно это актуально зимой, когда всем пассажирам приходится надевать много вещей. Не рекомендуется делать следующее:

    • класть ноги на сиденья, даже собственные;
    • курить и употреблять алкоголь;
    • слишком громко разговаривать;
    • звонить по телефону в темное время суток или когда другие пассажиры спят;
    • слишком часто посещать туалетную кабинку без необходимости;
    • самовольно занимать место, не указанное в вашем билете;
    • заполнять общий столик своей пищей, когда вы не используете ее по назначению.


    Этикет регулирует также путешествия на воздушном транспорте. Нельзя явно демонстрировать свою боязнь, обсуждать происшествия с самолетами. Любые просьбы (кроме освобождения выхода с внутренних кресел) нужно адресовать персоналу авиакомпании.

    Административные учреждения люди посещают значительно чаще, чем аэропорт. Тут также есть свои правила этикета. Уже у входа нужно поздороваться с вахтерами, охранниками либо дежурными; заранее готовят пропуск или документ, подтверждающий личность. На вопросы об имени и цели визита нужно отвечать сразу, спокойно и без всякого нетерпения.

    Когда в здании есть гардероб, всю верхнюю одежду нужно оставлять там, даже если формальных правил нет. В подобных случаях у вас могут не требовать сделать это напрямую, но о правилах все равно следует помнить. При наличии секретаря или замещающего его лица нужно рассказывать о назначенных встречах и переговорах.


    Нельзя проходить в кабинет, пока секретарь не удостоверится в том, что вас действительно ждут. Стучать в дверь административного кабинета запрещено в любом случае. Единственное исключение - когда это предусмотрено правилами или решением хозяев помещения.

    Вне зависимости от того, благоприятно ли решение для вас, нужно сохранять спокойствие и деловой тон. Лишь грубые и некультурные люди хлопают дверью, выходя из административного здания. Они же позволяют себе становиться в коридоре там, где могут помешать другим людям.


    Общественным местом является также гостиница. Рекомендуется бронировать номера заранее: это не только удобнее для вас, но и проще для работников, которые не столкнутся с необходимостью срочно искать свободные места. Будьте терпеливы при регистрации, помните о том, что работники не сами придумывали правила, требования к документам.

    Не создавайте помех для других людей, которые живут в том же номере или в соседних помещениях. Вещи кладите в шкафы и тумбочки. Не держите никаких вещей на виду, когда ими не пользуетесь.


    Подарки

    Этикет в полной мере регулирует и все, что относится к подаркам: он обязателен как для дарящих людей, так и для получателей презентов. Нужно учесть, что все подарки (за редким исключением) либо строго функциональны, либо символизируют какое-то пожелание или намек. Не следует дарить что-то неуместное: вручать спиртное тому, кто его совсем не употребляет, или использовать как подарок нечто намекающее на физический недостаток, жизненное затруднение либо неприятную ситуацию. Следует также учитывать несколько установившихся правил:

    • не дарить то, что человеку совсем не нужно;
    • не дарить некрасивые, испорченные или поломанные вещи;
    • не дарить то, что уже подарено вам – даже если человек об этом не знает;
    • не дарить то, что вы или кто-то другой уже использовали ранее (кроме антиквариата, предметов искусства и других понятных исключений);
    • нужно внимательно изучать вкусы и приоритеты, характер и привычки, материальные возможности человека.


    Последнее особенно важно, хотя и часто упускается из виду: негласной общей нормой является то, что подарки, которые получатель в дальнейшем преподнесет уже вам, должны быть сопоставимы по ценности и полезности с вашим презентом. За близкими людьми, родственниками, друзьями и коллегами по работе можно понаблюдать без всяких проблем.

    Потребности и предпочтения остальных нужно узнавать косвенно – лучше за некоторое время до праздника, торжественного случая. Тогда и навязчивости никакой не будет, и эффект сюрприза обеспечен, и у вас самих будет больше времени на подбор подходящего варианта.


    Принцип «книга является лучшим подарком» актуален и сегодня, но нужно учитывать особенности характера, вкусы одариваемого. Нести детскую литературу солидным и уважаемым людям - откровенная глупость. Всегда внимательно изучайте выбранную книгу и ее автора, сопоставляйте информацию с интересами одариваемых. Всегда убирайте с подарка ценник – если только это возможно. Не называйте цену, даже косвенно или через долгое время – за исключением тех случаев, когда о ней спрашивают напрямую.


    Вручение или отправка подарков (кроме цветов и автомашин) всегда подразумевает упаковку. Когда подарок передают лично, одариваемые должны раскрывать и знакомиться с сюрпризом в присутствии дарителей. Вежливые и воспитанные люди благодарят даже за откровенно нелепый или безвкусный презент.

    Постарайтесь в будущем при любом удобном случае продемонстрировать, что предмет вам нравится – или даже принес реальную пользу (конечно, тут следует ориентироваться на то, что это за вещь, ведь вам могут преподнести обыкновенную безделушку).


    Как вести себя за столом?

    Поведение человека за столом - очень важная составляющая этикета. Именно в этот момент его оценивают зачастую и потенциальные партнеры по бизнесу, и представители другого пола, и многие другие люди. Думайте о впечатлении, которое произведете на коллег по работе и начальников. Проще всего тем, кто даже у себя дома строго соблюдает правила приличия. Вот несколько основных из них:

    • всегда кладите салфетку на колени (только ее можно будет использовать для того, чтобы вытирать губы, пальцы);
    • после завершения трапезы кладите салфетки у тарелки; если они падают, берите другие или попросите дать новые у официанта;
    • если пьете вино, наливайте его только в бокалы, которые нужно держать тремя пальцами - исключительно за ножку, не касаясь чаши;
    • суп нужно черпать от себя, а не к себе, чтобы не забрызгать одежду;
    • старайтесь не переполнять тарелки, другие емкости - это не только некрасиво, но и затрудняет перемещение;

    Когда-то этикет, то есть правила поведения в обществе, преподавался как предмет в школах. Детей этому учили дотошные гувернеры. Сегодня это слово потеряло популярность, между тем никому не мешает выучить хотя бы элементарные правила поведения за столом, в театре, в обществе. В конце концов, этим вы во многом облегчите ситуацию для себя.

    Некоторые правила хорошего тона

    Давайте рассмотрим некоторые ситуации, которые помогут вам чувствовать себя "в своей тарелке".

    1. Этикет за столом

    Пригласив даму в ресторан (или другое подобное место), джентльмен берет на себя заботу о ее верхней одежде, помогает снять пальто, сдает его в гардероб, номерок хранит у себя, а не отдает его даме. (Кстати, это же касается билета в театре, кино, в транспорте. Купив билет даме, например, в автобусе, джентльмен сохраняет его до конца поездки и отдает даме только в том случае, если не провожает ее до конца, а выходит раньше.)

    Если столик не заказан заранее, то все переговоры с метрдотелем ведет мужчина. Проводив девушку к столику, мужчина подвигает ей стул, после чего занимает свое место. Если бокалы наполняет не официант, то это делает мужчина, предварительно спросив разрешения. Наливая вино, бутылку поворачивают, так, чтобы капли не попали на скатерть.

    Если за столом несколько человек, то первой вино наливают самой старшей из женщин. Если пьют шампанское, то мужчина, разливающий его, начинает с себя, налив себе в бокал несколько капель, потом самой старшей леди, затем можно просто идти по кругу, закончив своим бокалом.

    Если вы находитесь в очень фешенебельном ресторане, где подают много приборов, например, возле тарелки лежит несколько вилок и ножей, то вы начинаете с тех, что лежат дальше от тарелки. Если назначение некоторых приборов вам непонятно, то нет ничего страшного в том, чтобы спросить у официанта.

    Если за столом находятся малознакомые люди, то разговоры лучше вести на общие темы и не обсуждать общих друзей. Доедать все, что лежит на тарелке необязательно, также как и необязательно оставлять куски. Чтобы показать официанту, что тарелку можно уносить, положите приборы на тарелке "на пять часов", то есть примерно там, где на циферблате стоит в пять часов маленькая стрелка.

    2. Этикет в общении

    Представляясь в компании, называйте свое имя внятно и четко, если вас никто не представил. Пожимать руки необязательно, если народу много, однако, если сделали одно рукопожатие, то придется обойти всех присутствующих.

    Руку в перчатке подавать может только женщина и только, если перчатка тонкая, а не, например, вязаная варежка.

    Бывает, что рука у человека занята или, к примеру, вымазана, если его застали за работой, и он ее протягивает для того, чтобы ему пожали запястье. Это на самом деле недопустимо.

    Здороваясь, первым произносит приветствие тот, кто младше. Если речь идет о мужчине и женщине, то первым здоровается мужчина. Если вас приветствуют словами "добрый день", то некрасиво отвечать словом "добрый", надо ответить полным словосочетанием "добрый день".

    Теперь давайте представим такую картину: стоит группа мужчин, к ним подходит или (проходит мимо) знакомая (или незнакомая) дама. Кто первый должен приветствовать, мужчины или женщина? Первым слова приветствия произносит тот, кто подходит, независимо от того, один это человек или группа, мужчина или женщина. Тот или те, кто находится на месте, отвечают на приветствие.

    "Hush!" James Tissot, 1875 г.

    3. Основы хорошего тона на каждый день

    К правилам хорошего тона в повседневной жизни относится обычная любезность в общении, отсутствие брюзжания, бесконечных жалоб, умение поздороваться без излишних демонстраций, выразить сочувствие, поздравить с праздником, пожелать доброго здоровья, поблагодарить и ответить на благодарность.

    Такие правила предполагают, входящий и выходящий придерживает дверь, независимо от того, идет он один или с кем-то. Если мужчина следует с девушкой, то он ее пропускает вперед всегда за исключением выхода из лифта, схождения по трапу с корабля, выхода из самолета или городского транспорта.

    Л. Афремов

    Некоторые чопорные манеры сегодня себя изжили. Например, раньше считалось правильным, что мужчина, посадив женщину в машину, закрывает за ней дверь автомобиля, только после этого проходит на свое место. Прибыв на место, водитель встает, обходит машину, открывает дверцу, помогает даме выйти. В наше время, заполненное автомобилями и насыщенное спешкой, трудно представить себе людей, которые хотели бы и могли выполнять эти требования.

    4. Как правила этикета касаются детей

    Еще несколько лет назад книжки по воспитанию учили молодых родителей тому, что дети не должны вступать в разговоры со взрослыми без разрешения, не должны перебивать, заговарить с гостями пока их не спросят. Сегодня многие педагоги полагают, что это мешает развитию ребенка как личности, что он имеет в разговоре те же права, что и взрослый. Это можно принять, если ребенок, даже маленький, общается на правах взрослого. Но если он канючит", плачет, пытается манипулировать, то это очень раздражает. Поэтому родителям стоит ограничить - не столько свободу ребенка, сколько свою - занимаясь собственным чадом так, чтобы оно не было в тягость окружающим.

    Все это касается и тех моментов, когда родители вместе со своим малышом посещают рестораны, кафе, музеи, пользуются общественным транспортом. Умение занять свое дитя так, чтобы он чувствовал себя хорошо и при этом не докучал остальным, - это и есть хороший тон, в отличие от попыток объяснить: "Это ж ребенок, что я могу с ним сделать".

    Стоит ли делать замечания чужому ребенку? Нет! Если вам совсем невтерпеж, то замечание в очень вежливой форме можно сделать родителям ребенка. Но при этом вы должны помнить и о том, что делать замечание не является хорошим тоном.

    И главное, не забывайте про то, что ребенок в первую очередь видит и повторяет поведение своих родителей. Не забывайте про золотые слова "Спасибо", "Пожалуйста" и будьте вежливы!