Революционная деятельность. Начало

Во время буржуазного переворота в 1905-1907 годах он участвовал в студенческих демонстрациях. В 1906 году присоединился к большевикам. В 1907 году вместе с Григорием Сокольниковым подготовил юношескую конференцию, ставшую предвестником и костяком будущей комсомольской организации.

В 1908-1910 годах в составе Московского комитета РСДРП сотрудничал с набиравшими вес профессиональными союзами. Тогда же выяснилось, что как минимум четверо руководителей Москомитета были агентами охранки. В их числе Роман Малиновский. Ленин долго не хотел верить в то, что Малиновский — предатель. С легкой подачи Малиновского, знавшего о том, где мог находиться Бухарин, в июне 1911 года Николай Иванович был задержан и выслан из Москвы в Архангельскую губернию. В связи с этим арестом его исключили из университета за революционную деятельность.

Эмиграция

Во время своего пребывания в Кракове в 1912 году, он познакомился с . Это знакомство произвело на молодого революционера глубокое впечатление. До самой смерти вождя пролетариата, Бухарин восхищался им, старался быть похожим на Ленина. В эмиграции постоянно занимался самообразованием, изучал труды Маркса, Энгельса, социалистов-утопистов, анализировал, сравнивал их.

В 1914 году, когда началась , Австро-Венгерские власти заподозрили в нем шпиона и выслали из страны. Тогда он уехал в Швейцарию. Но и здесь пробыл недолго. В 1915 году он пересек Францию и Англию, эмигрировал в Швецию. В Стокгольме его знали как Мойшу Долголевского.

В 1915 году Бухарин создал аналитическую статью «Мировое хозяйство и империализм», в которой он разобрал особенности капитализма первых десятилетий ХХ века. Статья понравилась Ленину. Он написал к статье предисловие, использовал некоторые выкладки в книге «Империализм, как высшая стадия капитализма».

Но Бухарин разошелся с Лениным во мнении о праве наций на автономию и суверенитет.

Он писал для скандинавских антиправительственных печатных изданий, участвовал в заседаниях клуба эмигрантов, который шведская полиция считала бунтарским. 23 марта 1916 года Николай Иванович был арестован. В апреле 1916 года его удалили в Норвегию. Жил в Осло, в Копенгагене. В октябре 1916 года переправился в США. В Нью-Йорке сблизился с Л. Троцким и Александрой Коллонтай. Некоторое время редактировал вместе с Львом Давидовичем революционную газету «Новый мир».

Возвращение в Россию. Партийная деятельность

В апреле 1917 года Н. И. Бухарин возвратился из эмиграции, и был избран членом ЦК РСДРП. Он неустанно работал в московском комитете партии, редактировал «Известия Московского Революционного Военного Комитета. Активно вел пропагандистско-разъяснительную работу в период Октябрьской революции.

25 сентября 1919 года был ранен бомбой, которую анархисты забросили в здание, где располагался Московский комитет РКП(б). В результате этого теракта были ранены 55 человек и 12 человек погибло.

Николай Иванович, наряду с Лениным, Чичериным, Бонч-Бруевичем и Луначарским, был одним из самых образованных людей в ЦК партии. Ему поручались участки, требующие глубоких знаний.

  • В 1919-1920 годах был членом ИК Коминтерна.
  • 2 июня 1924 года переведён в Политбюро ЦК
  • 1929 -1932 гг. являлся членом Президиума ВСНХ СССР, руководил научно-техническим управлением.
  • В 1931 -1936 гг. он участвовал в выпуске научно-популярного журнала «Социалистическая реконструкция и наука».
  • С 1932 года назначен директором образованного на основе Комиссии по истории знаний Института истории науки и техники АН СССР, который проработал до своего последнего ареста.

Бухарин был разработчиком и соредактором первого выпуска Большой советской энциклопедии.

Сталинская мясорубка

Несмотря на, казалось бы, дружеские отношения Бухарина со , репрессии не обошли его стороной. Сталин не посмотрел на то, что Бухарин поддержал его в борьбе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Иосиф Виссарионович понимал, что Бухарин пользуется некоторым авторитетом в партии, особенно популярен у молодежи, и хотя вряд ли может его подвинуть, сместить, но… Будучи сам человеком, способным на низость, лидер партии и государства, подозревал всех. Несогласие Бухарина в вопросах развития нэпа и коллективизации дали Сталину основание обвинить Бухарина в тайном сговоре против партии и лично против него, Иосифа Джугашвили. Взирая на многочисленные казни старых большевиков, своих друзей и соратников, Николай Иванович был полон страха и писал тирану многочисленные униженные письма с раскаяньями. Вождь же играл им как кот с мышкой, ободряя и успокаивая, а затем…

Николай Иванович Бухарин
Николай Иванович Бухарин
Член Политбюро ЦК ВКП(б) 2 июня 1924 - 17 ноября 1929
Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) 25 марта 1919 - 23 мая 1924
Рождение: 27 сентября (9 октября) 1888 Москва, Российская империя
Смерть: 15 марта 1938 Коммунарка,Ленинский район, Московская область,РСФСР, СССР
Похоронен: Расстрельный полигон «Коммунарка»
Партия: РСДРП (с 1906)

Николай Иванович Бухарин (27 сентября (9 октября) 1888, Москва, Российская империя - 15 марта 1938, Коммунарка, Ленинский район, Московская область, РСФСР, СССР) - советский политический, государственный и партийный деятель. Член Политбюро ЦК ВКП(б) (1924-1929). Академик АН СССР (1929).

Деятельность Николая Бухарина до революции

Родился Николай Бухарин в семье школьных учителей - Ивана Гавриловича Бухарина (1862-1940) и Любови Ивановны Измайловой (ум.1915) с 1893 года жил в Кишинёве, где отец работал податным инспектором. Учился в 1-ой Московской гимназии. После окончания гимназии учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета (в 1911 году был исключён за участие в революционной деятельности).
Во время революции 1905-1907 годов совместно со своим лучшим другом Ильёй Эренбургом принимал активное участие в студенческих демонстрациях, организованных студентами Московского университета. В 1906 году вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. В возрасте 19 лет вместе с Григорием Сокольниковым организовал в Москве молодёжную конференцию 1907 года, которая впоследствии считалась предшественницей комсомола.

В 1908-1910 годах - член Московского комитета РСДРП, вёл работу в профсоюзах. В это время сблизился с В. М. Смирновым и познакомился со своей будущей женой Н. М. Лукиной. В июне 1911 года арестован и сослан на 3 года в Онегу (Архангельская губерния), в том же году бежал из ссылки. Скрывался на квартире В. М. Шулятикова в ожидании документов. Затем нелегально выехал в Ганновер, а осенью 1912 года в Австро-Венгрию.
За границей Бухарин познакомился с Лениным, с которым впоследствии поддерживал дружеские отношения. В эмиграции продолжал заниматься самообразованием, изучая сочинения как основателей марксизма и социалистов-утопистов, так и своих современников. Особенно сильное влияние на формирование взглядов Бухарина оказал А. А. Богданов.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, арестован властями Австро-Венгрии по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. В 1915 году через Францию и Англию переехал в Стокгольм. В Швеции жил под чужим именем Мойша Долголевский. По воспоминаниям жены Бухарина А. М. Лариной этим же именем он назывался и позднее, в разговорах с её отцом Михаилом Лурье (Юрием Лариным):

До последнего времени, приходя к отцу, Николай Иванович так себя и называл. Звонил в дверь, не успеешь открыть, как уже слышится его заразительный смех: «Откройте, Мойша-Абе-Пинкус Довголевский пришел!»

Несмотря на то, что эмигрантам было запрещено вмешиваться в шведскую политику, он писал для скандинавских левых газет и участвовал в собрании эмигрантского клуба, который шведская полиция считала подставной революционной организацией. Был арестован 23 марта 1916 года в квартире на Сальмэтаргатан, где он жил вместе с двумя другими большевиками (Юрием Пятаковым и Евгенией Бош). В полицейском участке назвал себя Мойша Долголевский. После нескольких недель тюремного заключения в апреле 1916 выслан из Швеции в Норвегию, жил в Христиании (Осло), Копенгагене, с октября 1916 - в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким и Александрой Коллонтай и редактировал (с января 1917) вместе с Троцким газету «Новый мир».
В 1915 году написал работу «Мировое хозяйство и империализм», посвящённую анализу особенностей капитализма начала XX века. Ленин написал к ней (не публиковавшееся до революции) предисловие и использовавшим ряд её положений в своём труде «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). С другой стороны, в развернувшейся с началом Первой мировой войны среди социал-демократов дискуссии о праве наций на самоопределение Бухарин выступил против позиции Ленина и его сторонников (в частности, Сталина и Зиновьева). Соответствующие взгляды Бухарина и примкнувшего к нему Пятакова Ленин назвал «карикатурой на марксизм» и расценил как рецидив экономизма 1890-x, связанного с неумением отличать политические вопросы от экономических.

Ник. Ив. [Бухарин ] занимающийся экономист, и в этом мы его всегда поддерживали. Но он (1) доверчив к сплетням и (2) в политике дьявольски неустойчив. - Из письма Ленина к А. Г. Шляпникову, 1916 г. (см.: ПСС Ленина, т. 49, с. 194)

После Февральской революции 1917 года Бухарин немедленно принял решение о возвращении на родину, однако вернулся в Россию только в мае 1917, поскольку был арестован в Японии, через территорию которой возвращался. В Челябинске был арестован местными властями за агитацию среди солдат и матросов.

Деятельность Николая Бухарина

Теоретик и экономист Николай Иванович Бухарин

В 1917 году избран членом ЦК РСДРП(б), после чего работал в Московском комитете партии и редактировал печатное издание «Известия Московского военно-революционного комитета». Вёл активную пропагандистскую работу во время Октябрьской революции 1917 года, занимая радикальные левые позиции. Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» утверждает, что Бухарин считался «более левым, чем Ленин». В течение многих лет с небольшим перерывом в 1918 году - главный редактор газеты «Правда» и фактически ведущий партийный идеолог. Подготовил предложения по национализации промышленности и созданию органов управления экономикой во главе с Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ).

В 1917-1918 годах в качестве редактора «левокоммунистической» газеты «Коммунист» был лидером «левых» коммунистов, совместно с другими «левыми» коммунистами, а также левыми эсерами выступал как против подписания мира с немцами в Брест-Литовске, так и против позиции главы советской делегации Льва Троцкого, требуя продолжения линии на мировую пролетарскую революцию. Позже, во время инициированной в 1923 Троцким дискуссии о фракциях в ВКП(б), признал, что во время обсуждения Брестского мира часть левых эсеров предложила ему участвовать в аресте Ленина на 24 часа и создании коалиционного социалистического правительства из противников мирного договора с Центральными державами. Левые эсеры утверждали, что это правительство сможет разорвать договор и продолжить революционную войну, однако Бухарин наотрез отказался участвовать в заговоре против вождя партии и государства. Через некоторое время после подписания Брестского мира перешёл на сторону Ленина, свидетельством чего стало возвращение Бухарина на должность главного редактора «Правды». 25 сентября 1919 Бухарин стал жертвой террористического акта: он был ранен бомбой, брошенной террористами-анархистами в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке. В результате взрыва в Леонтьевском переулке погибли 12 человек, 55 получили ранения.
В мае 1918 года выпустил ставшую широко известной брошюру «Программа коммунистов (большевиков)», в которой теоретически обосновывал необходимость трудовой повинности для нетрудовых классов. После опубликования работ «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм» стал одним из ведущих экономистов-теоретиков РКП(б). В 1919-1920 годах являлся членом Исполкома Коминтерна.

В октябре 1919 года совместно с Евгением Преображенским написал выдержавшую впоследствии более 20 переизданий книгу «Азбука коммунизма». В мае 1920 года написал (частично в соавторстве с Георгием Пятаковым) работу «Экономика переходного периода. Часть I: Общая теория трансформационного процесса». Эти работы были в целом положительно встречены Лениным, который, однако, считал, что рассмотрение ряда вопросов ведётся Бухариным с точки зрения не марксизма, а разрабатывавшейся А. А. Богдановым «всеобщей организационной науки», а также критиковал автора за чрезмерно напыщенный стиль изложения. Представляет интерес шуточная рецензия Ленина на книгу «Экономика переходного периода», в которой пародируется увлечение Бухарина иноязычной лексикой:

Превосходные качества этой превосходной книги испытывают некоторую деквалификацию, поскольку они лимитируются тем обстоятельством, primo, что автор недостаточно фундирует свои постулаты…
- Из «Recensio academica» В. И. Ленина на книгу «Экономика переходного периода»

В целом работы Бухарина 1918-1921 годов написаны под сильным впечатлением от практики «военного коммунизма», связанного с широким применением внеэкономического принуждения в экономике страны. Характерная цитата:

С точки зрения большого по своей величине исторического масштаба, пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи. - «Экономика переходного периода», глава X

В «профсоюзной дискуссии» 1920-1921 годов Бухарин занимал позицию, которая им самим рассматривалась как «буфер» между основными сторонами спора: Лениным и Троцким. Он пытался доказать, что разногласия между участниками дискуссии основаны на недоразумении и напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья. Ленин (считавший позицию Бухарина разновидностью троцкистской) использовал пример Бухарина со стаканом для популярного изложения некоторых взглядов марксизма, не понятых, с его точки зрения, Троцким и Бухариным (рассуждение Ленина получило впоследствии известность как «диалектика стакана»).

Подводя итоги своим наблюдениям за деятельностью Бухарина , Ленин дал ей следующую характеристику, впоследствии получившую широкую известность:
Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).
- Из «Письма к съезду» В. И. Ленина

На первой конференции марксистско-ленинских учреждений в марте 1928 г. М. Покровский в своем вступительном докладе назвал «две самые замечательные обществоведческие работы» за десятилетие, истекшее со времени Октябрьской революции: Ленина - «Государство и революция» и Бухарина - «Экономика переходного периода». «У Бухарина, - сказал т. Покровский, - несмотря на некоторые несостоявшиеся прогнозы, имеется целый ряд основных мыслей, которые в области политической экономии представляют почти такой же поворот, как ленинская книга „Государство и революция“ в области права».

Деятельность Николая Бухарина

Борьба против Троцкого и расхождения со Сталиным

С ноября 1923 года активно борется с «троцкистской» Левой оппозицией. Смерть Ленина 21 января 1924 явилась серьёзным душевным ударом для Бухарина, который был одним из ближайших товарищей вождя. Бухарин отреагировал на смерть основателя Советского государства искренним и эмоциональным обращением ЦК РКП(б). После смерти Ленина переведён в члены Политбюро ЦК (2 июня 1924) и стал одним из влиятельнейших руководителей партии и государства. Как и Зиновьев, выступил против предания широкой огласке ленинского «Завещания». В этот период Бухарин становится близким другом Сталина, который в одной из бесед охарактеризовал руководящих членов партии следующим образом: «Мы с тобой, Бухарчик, Гималаи, а все остальные - маленькие пятна»[ (Бухарин принадлежал к немногим высшим руководителям партии и страны, обращавшимся к Сталину на «ты» и называвшим его в своих выступлениях Кобой; Сталин, в свою очередь, звал Бухарина «Николашей» или «Бухарчиком»). Бухарин оказал существенную поддержку Сталину в борьбе против Троцкого (1923-1924), Каменева и Зиновьева (1925-1926) и в окончательном разгроме Троцкого (1927). По некоторым данным, руководил высылкой Троцкого в Верный в 1928.

Проанализировав причины неудач «военного коммунизма», Бухарин превратился в активного сторонника провозглашённой Лениным новой экономической политики. После смерти Ленина он делал акцент на необходимости дальнейшего проведения экономических реформ в русле НЭПа. В это время Бухарин выдвинул знаменитый лозунг (1925), обращённый к крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!», указав, что «социализм бедняков - это паршивый социализм» (впоследствии Сталин назвал лозунг «не нашим», а Бухарин отказался от своих слов). Вместе с тем, Бухарин принимал участие и в разработке сталинской теории «социализма в одной отдельно взятой стране», противопоставленной идее перманентной мировой революции Троцкого.
В 1928 выступил против усиленной коллективизации, предлагая эволюционный путь, когда кооперация и общественный сектор (многоукладная экономика) будут постепенно экономически вытеснять индивидуальное хозяйство, а кулаки не будут подлежать устранению как класс, а будут постепенно уравнены с остальными жителями деревни. В опубликованной в «Правде» статье «Заметки экономиста» Бухарин объявил единственно приемлемым бескризисное развитие аграрного и индустриального сектора, а все другие подходы (в первую очередь сталинский) - «авантюристическими». Это, однако, противоречило курсу Сталина на всеобщую коллективизацию и индустриализацию.

Бухарин в опале

Деятельность Николая Бухарина

Неделей позже Политбюро осудило выступление Бухарина, а тот в полемике в ответ на требование генерального секретаря «прекратить линию торможения коллективизации» назвал Сталина «мелким восточным деспотом». В ноябре 1928 Пленум ЦК назвал позицию Бухарина, Рыкова и Томского «правым уклоном» (в противоположность «левому уклону» Троцкого).
30 января 1929 года Н. И. Бухарин написал заявление в Политбюро ЦК ВКП(б) по поводу распространяемых о нём измышлений. 9 февраля 1929 года Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и М. П. Томский направили совместное заявление Объединенному заседанию Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума ЦКК.

На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК (1929) Сталин заявил, что «вчера ещё личные друзья, теперь расходимся с ним в политике». Пленум завершил «разгром группы Бухарина», а сам Бухарин был снят с занимаемых постов. Сталин предлагал назначить Бухарина на почётный, но крайне неблагодарный пост наркома просвещения, однако сам Бухарин попросил дать ему тихую должность начальника Научно-технического управления Высшего совета народного хозяйства. К. Е. Ворошилов писал 8 июня 1929 г. Г. К. Орджоникидзе:
Бухарин умолил всех не назначать его на Наркомпрос и предложил, а затем настаивал на НТУ. Я поддержал его в этом, поддержало ещё несколько человек и большинством в один голос (против Кобы) мы провели его

19 июня 1929 года на Х пленуме ИККИ состоялось отстранение Бухарина от поста члена Президиума ИККИ, ему было предъявлено политическое обвинение в том, что он «скатывается к оппортунистическому отрицанию факта все большего расшатывания капиталистической стабилизации, что неизбежно ведет к отрицанию нарастания нового подъема революционного рабочего движения». Отказавшись «покаяться», 17 ноября 1929 он был выведен из Политбюро ЦК. Вскоре часть поддерживавших позицию Бухарина членов Коммунистического Интернационала, возглавляемых выходцами из американской компартии, были исключены из Коминтерна, образовав «Международную коммунистическую оппозицию». Но сам Бухарин уже через неделю признал свои ошибки и заявил, что будет вести «решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона». На XVII съезде ВКП(б) (1934) в своём выступлении заявил: «Обязанностью каждого члена партии является сплочение вокруг товарища Сталина как персонального воплощения ума и воли партии». В 1934 переведён из членов в кандидаты в члены ЦК ВКП(б).

Деятельность Николая Бухарина

Управленец и журналист. Бухарин и интеллигенция

Бухарин считался (наряду с Лениным, Троцким и Луначарским) одним из самых эрудированных представителей большевистской партии после её прихода к власти. Бухарин свободно владел французским, английским и немецким языками. В повседневной жизни был дружелюбен и приветлив, оставался доступным в общении.

В 1929-1932 являлся членом Президиума ВСНХ СССР, заведующим научно-техническим управлением. С 1932 - член коллегии Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В 1931-1936 годах он был издателем научно-популярного и общественного журнала «Социалистическая реконструкция и наука» («СоРеНа»). Бухарин был одним из редакторов и участником первого издания БСЭ. У зарубежной интеллигенции (в частности, Андре Мальро) был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века».

12 января 1929 года был избран действительным членом АН СССР по социально-экономическим наукам.

"Кандидатура тов. Бухарина стоит менее твердо (чем Покровского. - Прим.): формально академики ссылаются на «публицистический характер его работ», а по существу в своем узком кругу высказывают опасения, что избрание тов. Бухарина, как одного из руководителей Коминтерна, «может создать для Академии всякие осложнения в её международных сношениях», «уронит её авторитет» и т. п. Исходя из того, что Академия вряд ли пойдет на политическую демонстрацию, чем являлось бы в данном случае забаллотирование этой кандидатуры, можно считать, что тов. Бухарин будет избран

Докладывала в Политбюро в октябре 1928 года комиссия по наблюдению за выборами в Академию наук

C 1930 года председатель Комиссии по истории знаний (КИЗ), с 1932 года директор образованного на основе КИЗ Института истории науки и техники АН СССР, который прекратил своё существование в 1938 году. Бухарин пропагандировал теорию о возможности перехода от диктатуры пролетариата к социалистическому гуманизму, задумывался о революции в науке как отражение революции в обществе.

С 1934 и до второй половины января 1937 занимал пост главного редактора газеты «Известия». В феврале 1936 был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов.

С именем Бухарина были связаны надежды части интеллигенции того времени на улучшение политики государства по отношению к ней. Тёплые отношения связывали Бухарина с Максимом Горьким (впоследствии Бухарина обвинят на суде в причастности к убийству Горького); его помощью в конфликтах с властями пользовались Осип Мандельштам и Борис Пастернак. В 1934 Бухарин выступил на I съезде советских писателей с речью, где исключительно высоко ставил Пастернака, а также критиковал «комсомольских поэтов»:

Это поэт-песнопевец старой интеллигенции, ставшей интеллигенцией советской… Пастернак оригинален… В этом его сила, потому что он бесконечно далек от шаблона, трафаретности, рифмованной прозы… Таков Борис Пастернак, один из замечательнейших мастеров стиха в наше время, нанизавший на нити своего творчества не только целую вереницу лирических жемчужин, но и давший ряд глубокой искренности революционных вещей.

Партия, однако, вскоре отмежевалась от этого выступления. Бухарин участвовал в посмертной кампании против Есенина и «есенинщины», его участие в ней во многом определялось внутрипартийной борьбой с Троцким (который выступал с положительными оценками творчества Есенина). В 1927 году в газете «Правда» Бухарин опубликовал статью «Злые заметки», изданную позже отдельной книгой, где писал:

Есенинская поэзия по существу своему есть мужичок, наполовину превратившийся в «ухаря-купца»: в лаковых сапожках, с шелковым шнурком на вышитой рубахе, «ухарь» припадает сегодня к ножке «государыни», завтра лижет икону, послезавтра мажет нос горчицей половому в трактире, а потом «душевно» сокрушается, плачет, готов обнять кобеля и внести вклад в Троице-Сергиевскую лавру «на помин души». Он даже может повеситься на чердаке от внутренней пустоты. «Милая», «знакомая», «истинно русская» картина!

Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще.

Впоследствии, в докладе на первом съезде советских писателей Бухарин отозвался о Есенине, «звонком песеннике-гусляре, талантливом лирическом поэте», хотя и критически, но гораздо теплее, поставив в один ряд с Блоком и Брюсовым как «старых» поэтов, отразивших революцию в своём творчестве.

Деятельность Николая Бухарина

Бухарин был шаржистом, запечатлевшим многих представителей советской элиты. Его шаржи Сталина считаются единственными портретами «вождя», выполненными с натуры, а не по фотографии.

Деятельность Николая Бухарина

Смерть
В 1936 году, в ходе Первого московского процесса (над Каменевым, Зиновьевым и др.), подсудимые дали показания (тотчас же опубликованные) на Бухарина, Рыкова и Томского, создававших якобы «правый блок». Бухарин узнал о возбуждённом против него деле, находясь в отпуске в Средней Азии. Сразу после процесса, 1 сентября 1936, Бухарин писал Ворошилову: «Циник-убийца Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая. Что расстреляли собак - страшно рад». Но 10 сентября 1936 «Правда» сообщила, что Прокуратура СССР прекратила расследование в отношении Бухарина и других.

Приговор по делу Бухарина-Рыкова-Ягоды, март 1938
В январе 1937, во время Второго московского процесса, против Бухарина вновь были выдвинуты обвинения в заговорщической деятельности, и ему была устроена очная ставка с арестованным Радеком. В феврале 1937 объявил голодовку в знак протеста против предъявленных ему обвинений в причастности к заговорщической деятельности, но после слов Сталина: «Кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК?» - прекратил её. На Пленуме ЦК в феврале 1937 был исключён из партии и 27 февраля арестован. Настаивал на своей невиновности (в том числе в письмах к Сталину); написал открытое письмо к партии, дошедшее до нас в конце 1980-х, записанное его женой по памяти. В заключении (во внутренней тюрьме на Лубянке) работал над книгами «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески», над автобиографическим романом «Времена», а также писал стихи. Ныне эти тексты изданы.
Чтобы не было никаких недоразумений, я с самого начала говорю тебе, что для мира (общества) я 1) ничего не собираюсь брать назад из того, что я понаписал; 2) я ничего в этом смысле (и по связи с этим) не намерен у тебя ни просить, ни о чем не хочу умолять, что бы сводило дело с тех рельс, по которым оно катится. Но для твоей личной информации я пишу. Я не могу уйти из жизни, не написав тебе этих последних строк, ибо меня обуревают мучения, о которых ты должен знать.

1. Стоя на краю пропасти, из которой нет возврата, я даю тебе предсмертное честное слово, что я невиновен в тех преступлениях, которые я подтвердил на следствии…

…Есть какая-то большая и смелая политическая идея генеральной чистки а) в связи с предвоенным временем, b) в связи с переходом к демократии. Эта чистка захватывает а) виновных, b) подозрительных и с) потенциально подозрительных. Без меня здесь не могли обойтись. Одних обезвреживают так-то, других - по-другому, третьих - по-третьему. Страховочным моментом является и то, что люди неизбежно говорят друг о друге и навсегда поселяют друг к другу недоверие (сужу по себе: как я озлился на Радека, который на меня натрепал! а потом и сам пошел по этому пути…). Таким образом, у руководства создается полная гарантия. Ради бога, не пойми так, что я здесь скрыто упрекаю, даже в размышлениях с самим собой. Я настолько вырос из детских пеленок, что понимаю, что большие планы, большие идеи и большие интересы перекрывают все, и было бы мелочным ставить вопрос о своей собственной персоне наряду с всемирно-историческими задачами, лежащими прежде всего на твоих плечах.

Но тут-то у меня и главная мука, и главный мучительный парадокс. 5) Если бы я был абсолютно уверен, что ты именно так и думаешь, то у меня на душе было бы много спокойнее. Ну, что же! Нужно, так нужно. Но поверь, у меня сердце обливается горячей струею крови, когда я подумаю, что ты можешь верить в мои преступления и в глубине души сам думаешь, что я во всех ужасах действительно виновен. Тогда что же выходит? Что я сам помогаю лишаться ряда людей (начиная с себя самого!), то есть делаю заведомое зло! Тогда это ничем не оправдано. И все путается у меня в голове, и хочется на крик кричать и биться головою о стенку: ведь я же становлюсь причиной гибели других. Что же делать? Что делать?…

…8) Позволь, наконец, перейти к последним моим небольшим просьбам: а) мне легче тысячу раз умереть, чем пережить предстоящий процесс: я просто не знаю, как я совладаю сам с собой - ты знаешь мою природу; я не враг ни партии, ни СССР, и я все сделаю, что в моих силах, но силы эти в такой обстановке минимальны, и тяжкие чувства подымаются в душе; я бы, позабыв стыд и гордость, на коленях умолял бы, чтобы не было этого. Но это, вероятно, уже невозможно, я бы просил, если возможно, дать мне возможность умереть до суда, хотя я знаю, как ты сурово смотришь на такие вопросы; в) если меня ждет смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, заменить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне морфию, чтоб я заснул и не просыпался). Для меня этот пункт крайне важен, я не знаю, какие слова я должен найти, чтобы умолить об этом, как о милости: ведь политически это ничему не помешает, да никто этого и знать не будет. Но дайте мне провести последние секунды так, как я хочу. Сжальтесь! Ты, зная меня хорошо, поймешь. Я иногда смотрю ясными глазами в лицо смерти, точно так же, как - знаю хорошо - что способен на храбрые поступки. А иногда тот же я бываю так смятен, что ничего во мне не остается. Так если мне суждена смерть, прошу о морфийной чаше. Молю об этом… с) прошу дать проститься с женой и сыном. Дочери не нужно: жаль её слишком будет, тяжело, так же, как Наде и отцу. А Анюта - молодая, переживет, да и мне хочется сказать ей последние слова. Я просил бы дать мне с ней свидание до суда. Аргументы таковы: если мои домашние увидят, в чем я сознался, они могут покончить с собой от неожиданности. Я как-то должен подготовить к этому. Мне кажется, что это в интересах дела и в его официальной интерпретации…
- из письма Бухарина Сталину от 10.12.37 г.

Бухарин был одним из главных обвиняемых (наряду с Рыковым) на процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока». Как почти все другие обвиняемые, признал вину и отчасти дал показания. В своём последнем слове сделал попытку опровергнуть возведённые на него обвинения. Хотя Бухарин все же и заявил: «Чудовищность моих преступлений безмерна», ни в одном конкретном эпизоде он прямо не сознался.

Литературно-философические упражнения Бухарина - это ширма, за которой Бухарин пытается укрыться от своего окончательного разоблачения. Философия и шпионаж, философия и вредительство, философия и диверсии, философия и убийства - как гений и злодейство - две вещи не совместные! Я не знаю других примеров, - это первый в истории пример того, как шпион и убийца орудует философией, как толчёным стеклом, чтобы запорошить своей жертве глаза перед тем, как размозжить ей голову разбойничьим кистенем!
- А. Я. Вышинский на утреннем 11 марта 1938 года судебном заседании процесса по делу бухаринско-троцкистского блока, цит. по Судебному отчёту бухаринско-троцкистского процесса

13 марта 1938 Военная коллегия Верховного суда СССР признала Бухарина виновным и приговорила его к смертной казни. Смертный приговор Бухарину был вынесен на основании решения комиссии, которую возглавлял Микоян, членами комиссии были: Берия, Ежов, Крупская, Хрущёв. Ходатайство о помиловании было отклонено, и он через два дня был расстрелян на полигоне «Коммунарка» Московской области, там же и похоронен.

Незадолго до расстрела Бухарин составил краткое послание, адресованное будущему поколению руководителей партии, которое заучила наизусть его третья жена А. М. Ларина:
Ухожу из жизни. Опускаю голову не перед пролетарской секирой, должной быть беспощадной, но и целомудренной. Чувствую свою беспомощность перед адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно.

Нет Дзержинского, постепенно ушли в прошлое замечательные традиции ЧК, когда революционная идея руководила всеми её действиями, оправдывала жестокость к врагам, охраняла государство от всяческой контрреволюции. Поэтому органы ЧК заслужили особое доверие, особый почет, авторитет и уважение. В настоящее время в своем большинстве так называемые органы НКВД - это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые, пользуясь былым авторитетом ЧК, в угоду болезненной подозрительности Сталина, боюсь сказать больше, в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя - история не терпит свидетелей грязных дел!

21 мая 1938 года Общее собрание АН СССР исключило Н. И. Бухарина из числа действительных членов и из состава Президиума АН СССР. В «культовом» фильме «Ленин в 1918 году» (1939) в одном из эпизодов Бухарин был изображен как заговорщик, злоумышляющий покушение на Ленина.
13 апреля 1956 года Президиум ЦК КПСС принял решение «Об изучении открытых судебных процессов по делу Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Тухачевского и других», после чего 10 декабря 1956 специальная комиссия отказалась реабилитировать Бухарина, Рыкова, Зиновьева и Каменева на основании «их многолетней антисоветской борьбы». Бухарин, как и большинство осуждённых по этому процессу, кроме Генриха Ягоды (вообще не реабилитированного), был реабилитирован только в 1988 году (4 февраля) и в том же году посмертно восстановлен в партии (июнь 1988) и в АН СССР (10 мая 1988).

Деятельность Николая Бухарина

Семья
Первым браком был женат с 1911 года на Надежде Лукиной (своей двоюродной сестре, родной сестре Н. М. Лукина, который также являлся двоюродным братом Николаю Бухарину), с которой прожили около 10 лет, она была арестована в ночь на 1 мая 1938 г. и расстреляна 9 марта 1940 г..
Второй раз (1921-1929) был женат на Эсфири Гурвич (1895-1989). От этого брака - дочь Светлана (1924-2003). Эта семья отреклась от Бухарина ещё в 1929 году.
Третий раз (с 1934) был женат на дочери партийного деятеля Ю. Ларина Анне (1914-1996), известной как мемуаристка. Сын Бухарина от Анны Лариной - Юрий (р. 1936), художник; вырос в детском доме под именем Юрий Борисович Гусман, ничего не зная о родителях. Новую фамилию получил по приёмной матери Иде Гусман, тётке настоящей матери. Сейчас носит фамилию Ларин и отчество Николаевич.
Внук Бухарина, Николай Юрьевич Ларин (р. 1972), посвятил свою жизнь футболу. Возглавляет (на 2010 г.) детско-юношескую футбольную школу ГОУ Центр Образования «Чертаново» в Москве.

Деятельность Николая Бухарина

Сочинения, приписываемые Бухарину

В 1924 году поэт-эмигрант Илия Британ опубликовал брошюру «Ибо я - большевик!!», в которой содержался текст письма, якобы полученного от одного из руководителей большевистской партии. Письмо не было подписано, но распространились слухи, что автором был Бухарин. В марте 1928 года французская газета La Revue universelle опубликовала перевод письма на французский язык, под заголовком «Boukharine: Un document sur le Bolchevisme.» Некоторые историки считают, что автором этого документа действительно является Бухарин. Письмо содержит предельно откровенные разоблачительные высказывания о деятельности руководства большевиков, в частности там сказано:

Мы проводим эксперимент над своим народом, также как студент-медик экспериментирует над трупом, купленным в анатомическом театре.

Деятельность Николая Бухарина

Работы Н. И. Бухарина

Политическая экономия рантье 1914/1919
Мировое хозяйство и империализм 1915
Программа коммунистов (большевиков) - М., 1918.
(в соавторстве с Е. Преображенским) Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской коммунистической партии (большевиков). - М., 1919.
Экономика переходного периода 1920
Теория исторического материализма 1921
Атака (сб. статей) 1924
Накопление капитала и империализм 1925
Синдикализм и коммунизм // Правда. - 1921, 25 января.
О мировой революции, нашей стране, культуре и прочем (Ответ академику И.Павлову). - Л.: Госиздат, 1924.
Заявление XIV Московской губпартконференции // Правда. - 1925, 13 декабря.
Борьба за новых людей. Роль кадров в переходный период (из доклада в Ленинграде 5 февраля 1923 г.) // Бухарин Н. Борьба за кадры. - М.-Л.: Молодая гвардия, 1926.
Злые заметки. - М.: ГИЗ, 1927.
Заметки экономиста // Правда. - 1928, 30 сентября.
Дарвинизм и марксизм. Вводная статья к книге «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. - М.-Л.: ОГИЗ-Сельхозгиз, 1935.
Политическая экономия рантье. - Орбита, 1988.
Этюды. - Государственное технико-теоретическое издательство, 1988. - ISBN 5-212-00225-7
Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988. - ISBN 5-250-00634-5
Избранные труды. - М.: Наука, 1988. - ISBN 5-02-025779-6
Проблемы теории и практики социализма. - М., 1989. - ISBN 5-250-01026-1
академик Н. И. Бухарин. Методология и планирование науки и техники. Избранные труды / Составители В. Д. Есаков, Е. С. Левина. - М.: Наука, 1989. - 344 с. - 5000 экз. - ISBN 5-02-008530-8
Путь к социализму. - Новосибирск: Наука, 1990. - ISBN 5-02-029630-9
Революция и культура. - Фонд им. Н. И. Бухарина, 1993. - ISBN 5-250-02351-7
Узник Лубянки. Тюремные рукописи Николая Бухарина. - М.: Аиро-XXI; РГТЭУ, 2008. - ISBN 978-5-91022-074-8
К постановке проблем исторического материализма (1923)
Времена. Роман. Предисловие и комментарий Б. Я. Фрезинский. - М.: Прогресс, 1994.

Деятельность Николая Бухарина

Память
В 1919 году улица Золоторожская в Москве была переименована в Бухаринскую, но сразу после ареста в 1937 году она получила новое название - Волочаевская.
Также в 1929-1937 года Дзержинский район Калужской области назывался Бухаринский.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
Того, чего хочет обыватель,- жить и размножаться… хочет и животное… Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей. Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей…
К. МАРКС

Презрение к самому себе - это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.
К. МАРКС

Каждая общественная группа имеет… свой собственный кодекс чести…
Ф. ЭНГЕЛЬС

Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту.
Ф. ШИЛЛЕР

Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь - основа его подлинной чести.
М. МОНТЕНЬ

Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения,- все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство.
ЭПИКТЕТ (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

…Наиболее полно и концентрированно выражаются воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство…
Ф. БЭКОН

Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага.
Д. ДИДРО

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина…
Я. Л ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Без ярко выраженного личного воплощения в труде, без материализации в труде духовного мира личности нет чувства личной чести и достоинства.
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

…Ничто не может быть более похвальным, чем сознание собственного достоинства в тех случаях, когда мы действительно обладаем ценными качествами.
Д. ЮМ

Не поддерживает ли честного человека в огромном несчастье, которого он мог бы избежать, если бы только мог пренебречь своим долгом, сознание того, что в своем лице он сохранил достоинство человечества и оказал ему честь и что у него нет основания стыдиться себя и бояться внутреннего взора самоиспытания?
И. КАНТ

Крепнет чувство нашего достоинства и нашей силы, когда мы говорим себе: мое существование не тщетно и не бесцельно, я - необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия - в вечность.
И. ФИХТЕ

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.
Л. Н. ТОЛСТОЙ

…Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большему праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.
У кого есть… сознание и чувство собственного достоинства… Они… не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее… Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека.
Р. ДЕКАРТ

Ничего не имею против того, чтобы быть ниже людей, более достойных, чем я.
В. ЛИБКНЕХТ

…Никто не умеет правильно различать в себе самом добродетель и порок или же быть уверенным, что его оценка собственного достоинства вполне обоснована… Если бы вообще было позволительно заблуждаться… то более выгодным для нас было бы переоценить наше собственное достоинство, нежели образовать о нем представления более низкие, чем следует.
Д. ЮМ

Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь.
И. ГЁТЕ

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
М. МОНТЕНЬ

Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.
Ш. МОНТЕСКЬЕ

Сам себя не уважаешь - и другие не будут тебя уважать.
Японская пословица

Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали.
Английская пословица

Сомнение в своем достоинстве - малодушное самоуничижение.
В. ШЕКСПИР

…Уничижение есть, собственно, не что иное, как сравнение своего личного достоинства с моральным совершенством.
И. КАНТ

Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой - подчинить себе других; это - уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…
Ф. ЛАРОШФУКО

Кто унижает самого себя, тот хочет возвыситься.
Ф. НИЦШЕ

Мы так многое в жизни презираем, чтобы не исполниться презрением к самим себе.
Л. ВОВЕНАРГ

Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще больше оскорбляется и страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ

…Неподдельная, искренняя гордость, или самоуважение, если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована, безусловно должна быть характерна для человека чести…
Д. ЮМ

Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

…Для кого даже честь - пустяк, для того и все прочее [ничтожно].
АРИСТОТЕЛЬ

…Честь - это награда, присуждаемая за добродетель…
АРИСТОТЕЛЬ

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
ГЕГЕЛЬ

Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
ГЕГЕЛЬ

Честь - это мужественная стыдливость.
А. ВИНЬИ

Честь - это поэзия долга.
А. ВИНЬИ

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
А. ШОПЕНГАУЭР

Честь - это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности.
А. ВИНЬИ

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о. нас других людей.
Б. МАНДЕВИЛЬ

Объективно - честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно - наша боязнь перед этим мнением.
А. ШОПЕНГАУЭР

Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других.
Б. МАНДЕВИЛЬ

Исчезает честь - остается формула чести, что равносильно смерти чести.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
ПЛАТОН

Чем лучше человек, тем труднее ему подозревать других в бесчестии.
ЦИЦЕРОН

Я легко снесу несчастье без несправедливости;
Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.
ЦЕЦИЛИЙ СТАЦИЙ

Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить.
ВОЛЬТЕР

Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.
Ж. Ж. РУССО

Смешное наносит чести больший ущерб, чем само бесчестие.
Ф. ЛАРОШФУКО

В ком честь, в том и правда.
Русская пословица

Честь ум рождает.
Русская пословица

Торгуя честью, не разбогатеешь.
Л. ВОВЕНАРГ

Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь.
Л. ВОВЕНАРГ

До итогового сочинения осталось совсем немного. Продолжаем с ребятами готовиться.

Сегодня я представляю вашему вниманию материалы для направления «Честь и бесчестие», подобранные мною и моими учениками.

Чтобы не повторяться, не предлагаю ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, - просто публикую высказывания (пословицы, афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения.

Возможно, кому-то пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.



Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица


Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Пословица



Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.Жан Жак Руссо


Честь дороже жизни.Иоганн Фридрих Шиллер



Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
Ф. М. Достоевский



Честь нельзя отнять, ее можно потерять.Антон Павлович Чехов



Честь — вот истинная красота!Ромен Роллан


Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.Цицерон



Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие.Публий Сир



Без добродетели нет ни славы, ни чести.А. Суворов



Для честных людей обещание — это обязательство. Турнье



Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер



Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. Пьер Бошен



Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер



Честь — это награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель



Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Виссарион Белинский



Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль



Торгуя честью, не разбогатеешь. Л. Вовенарг



Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг



Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон



Почет и честь — не в знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои



Честь отчизны… блюдет не тот, кто покрывает ее преступления, а тот, кто не боится ее от них очистить. - Борис Акунин. Алмазная колесница



Досадно мне, что слово «честь » забыто
И что в чести наветы за глаза .
Владимир Высоцкий



Не платье украшает человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце ,
Так честь блистает под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

Роберт Бернс


Притча

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода , Ветер , Огонь и Честь , подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.


– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь. – Ищите меня там.


– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.


– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала Вода. – Ищите меня там.


Честь устремила глаза в небо и промолчала.


– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.


– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.



Д.С. Лихачев
Письма о добром и прекрасном
Письмо десятое
ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный...
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

Честь имею

Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век...
Пистолет заряжен. Все готово.
И шагнул к барьеру человек...

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка...
Что нам до мальчишеских чудачеств
Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,
Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,
Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,
Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», -
Перепутав годы и века.

Честь

Николай Глазков

Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И ее - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

В собрание вошли изречения на темы: честь и бесчестие цитаты и афоризмы.
  • Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. Корнель Пьер
  • Без труда чести не получишь. Пословица
  • Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Честь у мужчин одна, возлюбленных так много! Любовь забыть легко, но честь нельзя никак. Корнель Пьер
  • Беспощаднее инквизитора нет, как совесть. А. И. Герцен
  • Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой. Корнель Пьер
  • Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. Пьер Бошен
  • Ближе всего к великому стоит совесть. В. Гюго
  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять. Антон Павлович Чехов
  • В деле чести непригоден Астрологии язык. Лопе де Вега
  • Честь мужчины до того различна от чести женщин, что последняя смотрит на первую как врага своего. Эдмон Пьер Бошен

  • Вода все смоет, только бесчестье не может смыть. Пословица
  • Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей. Бернард Мандевиль
  • Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обществу. П. Буаст
  • Честь для всех одна. Лаберий
  • Всяк честен своими заслугами. Пословица
  • Честь — это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности. Альфред Виктор де Виньи
  • Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине. Роллан Р.
  • Честь — это поэзия долга.
  • Вы никогда не знали, что такое честь, потому что не знали, что такое бесчестье.
  • Честь — это мужественная стыдливость. Ахьфред де Виньи
  • Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Цицерон Марк Туллий
  • Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь. Артур Шопенгауэр
  • Должно хранить тайны своих друзей. Не хранящий тайну бесчестит свою совесть и посрамляет доверие к себе. Иоанн Златоуст
  • Честь — это бриллиант на руке добродетели. Вольтер
  • Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни. Николай Чернышевский
  • Честь — вот истинная красота! Роллан Ромен
  • Живи своим умом, а честь расти трудом. Пословица
  • Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. Вольтер
  • Знатным понравиться людям — не последняя честь. Гораций. Квинт Гораций Флакк
  • Хочешь быть счастливым всю жизнь-будь честным человеком. Томас Фуллер
  • Истинная честь не может терпеть неправду. Генри Филдинг
  • Ты без богатства век протопчешься на месте, Но хуже, если есть оно — и нету чести! Пьер де Ронсар
  • Каждому свою честь воздает потомство. Тацит Публий Корнелий
  • Те, кто считаются всеведущими, нерешительны в миг, когда надо повелевать и строптивы, когда надо повиноваться. Отдавать приказы – им стыдно, получать их – бесчестье. Маркиз де Сад
  • Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль
  • Страшнее — чести изменить, Чем быть в отрепьях рваных! Роберт Берне
  • Кто утратил свое доброе имя, тот для мира мертв. Пословица
  • Смерть лучше бесчестья. Пословица
  • Любите добродетель, не ища ее блеска; честь — в сердце. Вольтер
  • Свободу, царство, счастие нашел Тот, кто избрал при жизни ореол Высокой чести и бессмертной славы. Лопе де Бега
  • Мы не вправе жить, когда погибла честь. Корнель Пьер
  • Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других. Бернард Мандевиль

  • Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организации людей. Франклин Б.
  • Позорное не полезно никогда. Марк Туллий Цицерон
  • Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. Федор Михайлович Достоевский
  • Позор длиннее жизни. пословица арабская
  • Неподобающая честь горше обиды.
  • Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. Шекспир У.
  • Нет презираемых ремесел, есть только презренные люди, бесчестно занимающиеся ими. Пьер Буаст
  • Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Гегель Г.Ф.
  • Объективно — честь есть мнение других о нашей ценности, а субъективно — наша боязнь перед этим мнением. Артур Шопенгауэр
  • Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть. Пифагор
  • Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью. Теофраст Феофраст
  • Отними у меня доброе имя и отними у меня жизнь. Пословица
  • Несчастье бесчестит только тех, которые заслужили его. Федр
  • Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме. Фейхтвангер Л.
  • Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти. Жан Жак Руссо
  • Позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее! Томас Манн
  • Не покидайте никогда дороги долга и чести — это единственное, в чем мы почерпаем счастье. Жорж Луи Леклерк Бюффон
  • Предпочитаю смерть бесчестью.