Великая Китайская стена – одно из самых грандиозных сооружений всех времен и народов – стала символом Китая, о котором наслышаны буквально все цивилизованные люди.

Восьмое чудо света, самая длинная в мире, “Вань ли чан чэн” (“Стена в десять тысяч ли”) – так в разные времена называли Великую стену. И хотя по последнему названию можно предположить настоящий размер древней Китайской стены (1 ли равен 576 м), разные источники называют разные цифры. По одним предположениям ее длина не превышает 4 тысяч километров, по другим - она более 5 тысяч километров. Высота стены в среднем 6,6 м (на отдельных участках до 10 м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней – около 5,5 м. Эта ширина позволяла разъехаться двум конным повозкам. На всём протяжении Великой Китайской стены сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов выстроены крепости.

Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевого народа хунну. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т. е., около миллиона человек.
Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных “Срединной империи” от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368-1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. За время правления Мин, Стена протянулась с востока на запад от заставы Шаньхайгуань на берегу Бохайского залива Жёлтого моря до заставы Юймэньгуань на стыке современных провинций Ганьсу и Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор. И это единственное рукотворное сооружение на нашей планете, которое видно даже из космоса. Китайская стена тянется вдоль городов, через пустыни, долины, глубокие ущелья - через весь современный Китай. Когда она была построена, она превратила страну, расположенную южнее, в огромную, хорошо защищенную крепость.

Но ни Великая стена, ни жестокость правления не помогли династии Цинь. Через несколько лет после смерти первого китайского императора династия Цинь была свергнута.

Однако государственный опыт империи Цинь был развит и приумножен новой империей Хань, образовавшейся в конце 3 века до н. э. и просуществовавшей более четырехсот лет. В империи Хань китайцы в полной мере осознали себя единым народом, и сегодня они называют себя ханьцами.

Разрушение и реставрация стены

Манчжурская династия Цин (1644-1911), преодолев Стену с помощью предательства У Саньгуя, отнеслась к Стене с пренебрежением. За три века правления Цин Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок около Пекина – Бадалин – поддерживался в порядке – он служил своего рода “воротами в столицу”. В 1899 году американские газеты пустили слух о том, что стена будет и вовсе снесена, а на её месте построено шоссе.
В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа по реставрации Великой Китайской стены, финансируемая из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц.
Сообщается о том, что 60-километровый отрезок стены в регионе Мингин области Шаньси на северо-западе страны подвергается активной эрозии. Причина – интенсивные методы ведения сельского хозяйства в Китае, начиная с 1950-х, которые привели к иссушению подземных вод, а в результате этот регион стал главным источником и центром зарождения мощных песчаных бурь. Более 40 км стены уже исчезло, и лишь 10 км пока стоят на своём месте, однако высота стены в некоторых местах уменьшилась с пяти до двух метров.

Сегодня Великая Китайская стена привлекает туристов со всего мира. Никакое описание китайской столицы не может обойтись без упоминания о ней. Китайцы утверждают, что история этой стены – половина истории Китая и нельзя понять Китай, не побывав на стене. По подсчетам ученых, если все материалы, использованные при постройке Великой Стены периода династии Минг, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. Если также поступить со всеми материалами, использованными династиями Цинь, Хань и Минг, то такая импровизированная “стенка” сможет опоясать землю более10 раз.

Тайны Великой Китайской стены

Это сооружение по праву считается величайшим достижением мировой цивилизации. Великая Китайская стена поистине уникальна, а загадкам этого монументального рукотворного строения нет числа. “Каменный поясподнебесной империи до сих пор преподносит исследователям сюрпризы, и многие вопросы пока остаются без ответов. Одни версии, предположения, гипотезы. Вот одна из них. Оговоримся, что это лишь робкая попытка разгадать тайну.

Идея великого тирана
Первое, что сразу ставит в тупик, – практическое значение Великой Китайской стены. Ведь люди просто так ничего не делают. Действительно, кому взбредет в голову сумасшедшая идея вкладывать титанический труд и астрономические средства в создание ненужного строения? Исторически сложилась версия, что в период объединения разрозненных, вечно враждующих и воюющих друг с другом древнекитайских княжеств под властью единого богдыхана (императора), появилась необходимость укрепить границы нового государства. Защитить северные рубежи империи от набирающих силу кочевников. Только при этом условии, думали правители, можно эффективно провести реформирование империи.
Решено было самоизолироваться от внешнего мира. С востока, юга и запада Древний Китай отгорожен от соседей естественными преградами: горы, пустыни, моря. Неприкрытым оставался север государства. Сама идея строительства стены принадлежала величайшему реформатору и тирану, государю Ши-Хуанди из династии Цинь. Проект даже на бумаге был грандиозным и впечатлял размахом. Общая длина стенного укрепления должна была составить более шести тысяч километров. Уму непостижимо!

Без дифицита рабочей силы
Колоссальную стену строили миллионы людей. Но считать их рабами – тоже не верно. Нужны были квалифицированные мастера и архитекторы. Ведь строить предполагалось на тысячелетия. В те далекие времена служение повелителю воспринималось простым людом как священная и почетная обязанность. Смертные безропотно шли на работу, чтобы отдать должное помазаннику Господню. Поощрение и стимул? Благодарность небесных сил и божественного императора! Десятки тысяч людей готовы были костьми лечь на тяжелейших работах.
По проекту на расстоянии около семи метров друг против друга строились две основные несущие стены толщиной чуть меньше метра из песчаника твердых пород. Образовавшийся промежуток засыпали грунтом с глиной и тщательно утрамбовывали до состояния, близкого монолиту. Наверху оставался зубчатый поребрик, который служил укрытием для защитников стены. Ширина такова, что на стене свободно могут разъехаться шесть тяжеловооруженных всадников. Через равные промежутки длиной в 1 ли (около полукилометра) стена прерывается массивной сторожевой башней (<костром>), которая защищала ворота сквозного прохода.
Название башни говорит само за себя. Ночью стражники разводили на ней большой костер, который выполнял роль маяка. В случае опасности его спешно тушили, что было сигналом для ближних гарнизонов и тревожных караулов. Они тут же устремлялись на защиту объекта от врагов. Но странно: такая система оповещения об опасности существовала и у других народов – только для сигнализации о тревоге огни разжигали. Китайцы делали наоборот. Почему? Посмотрим на линию стены. Если оборонительное сооружение призвано защитить империю от врагов, то почему строительство не доведено до конца? По логике вещей стена должна проходить от самого побережья Восточно-Китайского моря до труднодоступных отрогов Тибета. В этом случае функциональность ее понятна и оправдана. Один конец, действительно, несет эту нагрузку, а вот другой оставляет внушительный многокилометровый проход неприкрытым. Что это? Долгострой из-за нехватки средств и сил? Странно. И на трудолюбивых богобоязненных китайцев не похоже. А на амбициозных древних тиранов – тем более. Ведь строительство призвано увековечить Цинь Ши-Хуанди, а не опозорить его перед грядущими поколениями. Если уж основную часть каменного исполина воздвигли, то могли бы и поднатужиться. Брешью, кстати, часто пользовались многочисленные оккупанты для вторжения во Внутренний Китай. Какая уж тут оборонительная функция. Видимо, дело в чем-то другом. Но где ответ на этот вопрос?

Высшая математика древних китайцев
Между тем император Цинь Ши-Хуанди во время строительства постоянно совещался с астрологами и консультировался с предсказателями. Согласно легенде, славу государю и вечность оборонительной линии могла принести ужасная жертва – захоронение в утрамбованном грунте наполнителя миллиона человек. Эти безымянные строители встали на вечную стражу рубежей Поднебесной. Их тела хоронили именно в вертикальном положении. Если верить утверждениям о материальности человеческой души и ее периодическом возвращении к месту погребения бренного тела, можно представить себе, какая мощная энергетическая сила концентрируется порой в этом месте.
Исследователи аномальных явлений склонны считать миллионное захоронение не чем иным, как питающей батареей колоссальных размеров и емкости. Если так – что она должна питать энергией?Математические выкладки показали, что древние китайцы должны были знать интегральное и дифференциальное исчисления. Но они и в Средние века не владели такими знаниями. А масштабные работы начались в 220-х годах до нашей эры. Китайские ученые, конечно, работали с иррациональными числами и бесконечно малыми величинами. Могли знать и о правилах <золотого сечения>. Но для столь грандиозного проекта и его воплощения этого мало. Аэрофотосъемок тогда не было, точных карт земной поверхности тоже, о геодезии разговор не шел. Кто же тогда надоумил древних архитекторов и строителей? Кто был автором проекта и консультантом на огромной стройке?Современные исследователи предполагают участие посторонних в грандиозных работах. Кто они были, можно только гадать, но, похоже, не земляне. Все изученные на сегодня древние цивилизации не обладали той полнотой знаний, которая позволила бы спроектировать Великую Китайскую стену. Возможно, это были представители неких погибших, еще не открытых современной наукой культур. Не исключено, что ими могли быть внеземные пришельцы или земные наследники (спасшиеся?) инопланетян: Великая Китайская стена – единственный из рукотворных земных объектов, который четко просматривается из космоса. Она идет по строго определенной линии. Считалось, что она извивается, а не тянется по прямой в силу особенностей рельефа или различия в плотности поверхностного грунта. Но если присмотреться, то можно обнаружить, что даже на равнинных участках она петляет. Значит природные помехи тут ни при чем, и есть иной практический смысл.
Наложение на карту стены известной географической сетки параллелей и меридианов показывает – она почти в точности повторяет тридцатую параллель. Это тем более странно, что линия-то чисто условная. Хотя именно эта условная линия является своеобразным экватором, разделяющим поровну земную сушу. Сам же экватор разделяет земную поверхность. Попробуйте прямо на карте поделить евразийский континент пополам, и: прямой линии не получится. Наверное поэтому Великая Китайская стена петляет. Известно также, что ось вращения нашей планеты со временем меняет свой угол. Недавние расчеты восстановили положение 30-й параллели 2200 лет назад и примерную конфигурацию континента. Так вот – в те далекие времена стена шла практически вдоль параллели. Отсюда и одно из ее традиционных названий – <Золотая середина империи>. Золотая середина – это некий оптимум, нулевая отметка, линия гармонии. Вопрос: китайские государи замахивались на владение всей сушей? Попробуйте двигаться от стены дальше, вдоль 30-й параллели, и вы наткнетесь сначала на египетские пирамиды, а потом: на Бермудский треугольник. Не странное ли совпадение? Но и это не все! С поправкой на постоянное сейсмическое движение земной тверди мы упремся еще в одну загадку. Все три сверхтаинственные объекта равноудалены друг от друга! Что это, только ли случайность? Не похоже.

Комплекс межгалактической связи
Известно, что любое физическое тело обладает определенным электропотенциалом. Ученые смежных с физикой научных направлений исследовали известные аномальные места нашей планеты. Земля обладает постоянным электрическим зарядом. Великая Китайская стена находится не где-нибудь, а в месте истекания потенциала к северу и югу. По законам электродинамики, движение Земли вокруг Солнца порождает электромагнитную волну, фазовая скорость которой значительно больше скорости света. Это достаточные условия для налаживания связи с: космосом. Не в этом ли причина столь странной конструкции и конфигурации стены? Внешние стены вполне можно использовать в качестве двухпроводной линии связи. По ним предположительно пускали сигнал, который вмешивался в естественное электромагнитное поле Земли и менял его структуру. Пожалуйста, информация послана! Заманчивая гипотеза. Теперь в нее аккуратно вписывается версия о предназначении пирамид Гизы как приемного комплекса межгалактической связи. Причем оба объекта до сих пор находятся в приличном состоянии и ремонта не требуют. То есть – аппаратура в полной готовности! По предположениям ученых, на ближайших к нам планетах могут находиться приемопередающие комплексы. Наиболее подходящее место для него в Солнечной системе – Марс. Судя по всему, он также в исправном состоянии. Возможно, что земную радиостанцию активно используют и сегодня из космоса. Жаль, что пока без нашего участия.

Тем из нас, кому доводилось заниматься поиском с металлодетектором в местах, где когда то были проложены дороги, хорошо известно, дело это не простое, отнимающее много сил и времени. Мне самому пришлось отмотать не один десяток километров, не смотря на наличие старых карт и современных средств навигации, в надежде как то научиться определять, где находится концентрация находок, не истаптывая эти самые десятки километров. Я не о постоялых дворах, поклонных крестах, переправах, речь о менее явных признаках. Лично для меня вывод получился однозначный – только ножками! И если значительные, крупные дороги, скажем века 19-го, ещё можно вычислить с необходимой точностью, то с более старыми дело куда сложнее.

Хорошо когда получается найти перекрёсток или возможные водопои, в ином случае остаётся включать собственную фантазию, осматривая места предположительно удобные для привалов и т.п. Так же, если удаётся определить, где точно проходила дорога, считаю необходимым поискать на расстоянии, хотя бы в несколько метров от самой дороги, причём вдоль обеих её сторон. Понимаю, сколько времени и сил это отнимет, но результат даёт.

Но моя статья собственно не о способах поиска вдоль старых дорог. Дело в том, что занимаясь своими исследованиями, я заинтересовался самой историей Русской дороги.

Надеюсь, некоторая собранная информация будет интересна и читателям нашего сайта.

Издревле, на Руси, для передвижения использовались реки. Особенно зимой такая дорога была удобна и безопасна. Весной и осенью передвижения были мало где возможны, да и летом далеко не везде разбегаешься, через топи да чащобы.

Например, когда в 1014 году князь Владимир Святославович готовился к походу на Новгород, то приказал «теребить путь и мостить мосты». Мосты в то время, это и были гати на болотах и т.п. По непроходимой грязи стелили ветки, клали брёвна. Даже в Русской правде указывалась такая мостовая пошлина. Вот откуда русское слово «мостовая».

Северную же Русь, сторону Московскую, например, называли Глухим Лесом, где путь и вовсе не найдёшь. В истории хорошо известен курьёзный случай, когда две рати, Московская и Владимирская идя на бой, друг с другом, попросту разминулись и потерялись. В итоге сечи не произошло.

Однако ближе к окончанию татаро-монгольского ига дело заметно продвинулось. Крупные центры Руси были связаны дорогами, находящимися под княжеским надзором. Хотя нельзя не признать, в общем, дорожное дело обстояло не лучшим образом. А уже великий князь Московский Иван 3 создал Ямской приказ, это было почтовое сообщение, организованное на серьёзном, государственном уровне. В правление Ивана 3 даже иностранные дипломаты отмечали высокую организацию гоньбы. А уж мы все знаем, как «любили» западные дипломаты хвалить Русь и признавать за нашими предками умение делать, что-либо не хуже, а то и значительно лучше, чем на западе.

Нам конечно особенно интересны ямы – почтовые станции и посёлки ямщиков того времени. Вычислить такое место, огромная удача для любого поисковика.

Царь Иван Грозный, значительно увеличив территорию страны, ещё сильнее развил систему почтовой гоньбы и дорог соответственно.

После Смуты, к сожалению, с дорогами стало значительно хуже.

Пришло время Петра 1. Трудно перечислить все новшества привнесённые императором. Вот лишь некоторые. Вводится должность земских комиссаров, отвечавших за состояние дорог, обязательное обременение крестьян участвовать в весенней и осенней починке дорог, появление первых верстовых столбов. Что интересно, при установке столбов, между соседними сажались молодые деревья.

При Александре1 дороги были разделены на разряды: главных сообщений (государственные); больших сообщений; губернские обыкновенных почтовых сообщений; уездных почтовых и торговых сообщений; сельские и полевые. Для покрытия затрат на их постройку ввели дорожный сбор с каждой ревизской души плюс налог с купцов.

В 1847 году был даже утверждён поперечный профиль для государственных шоссе, предусматривавший на глинистых грунтах песчаный слой толщиной в 10 дюймов; в этом дорожном нововведении Россия была первой в мире.

С 1840 по 1860 года было построено множество дорог, потом строительство заметно пошло на убыль, а с 1867 года почти совсем прекратилось.

Историей дорожного дела в советский период, разумеется, даже не интересовался. Тема уж очень объёмна. Таким образом, я в очень сжатой и общей форме изложил историю строительства дорог в России.

На самом деле, по этому вопросу существует огромное количество вполне доступных материалов. Тема будет чрезвычайно полезна и увлекательна людям не равнодушным к своей истории.

Изучая историю дорог на Руси, мне повезло познакомиться с интереснейшим человеком, который не один десяток лет увлекается путешествиями. Но не совсем обычными путешествиями. Он находит старинные дороги и проходит по ним, не зависимо от того леса там сейчас дремучие или болота. Так же разыскивает давно не существующие деревни и прочие населённые, когда то пункты, так же и храмы. Но, не копает, только фотографирует. Надеюсь, этот увлечённый и знающий человек не откажется дать интервью для посетителей нашего сайта.


По дорогам русских княжеств

Бытует мнение, что на Руси в глубокой древности не было более или менее удобных сухопутных путей. В исторических романах зачастую гонец - самый разнесчастный человек на свете: едет он без пути-дороги по звериной тропе, а на деревьях сидят соловьи-разбойники и мечтают отнять у него шапку с княжеской грамотой.

Русские летописи и исследования ученых доказывают беспочвенность подобных утверждений.

О расчистке путей и наведении мостов через реки неоднократно сообщается в летописях. Ниже мы еще будем говорить о заботах киевских великих князей о благоустройстве дорог. А сейчас попытаемся выяснить, быстро ли ездили в старину.

В 1021 г. пришел полоцкий князь Брячислав под Новгород, взял его и, захватив новгородцев со всем их имуществом, двинулся обратно в Полоцк. Узнав об этом, великий князь Ярослав Мудрый, не мешкая, выступил с дружиной из Киева, на седьмой день нагнал Брячислава на Судомире-реке и победил .

Река Судомирь на Псковщине примерно на полпути между Новгородом и Полоцком. От Киева до нее километров восемьсот. Княжеская дружина проскакала это расстояние за семь дней, со средней скоростью 110–115 километров в день.

Уже в начале XI в. по Новгородской дороге вестники из Киева и обратно скакали днем и ночью. Под 1015 г. летописи подтверждают этот факт. Мы знаем, что летом того года в Киеве умер великий князь Владимир Святославович. Сообщение об этом было послано его сыну в Новгород. «В ту же нощь, - говорится в летописи, - прииде весть к Ярославу от Предславы об отцове смерти» . Если бы дорога между Киевом и Новгородом была колдобина на колдобине, мало вероятно, что нашлись бы желающие ехать по ней ночью. Только удовлетворительное состояние дороги позволило гонцу мчаться по ней в потемках. Следует оговориться, что сообщение о смерти Владимира было доставлено в Новгород не за один день. Просто в ту ночь, о которой пишет летописец, во дворе какого-то Парамона новгородцы перебили варягов. Сколько времени ехал гонец - неизвестно. Еще два примера. На этот раз о езде по южно-русским дорогам в распутицу.

«Повести временных лет» рассказывают о русском походе в Половецкие степи в 1111 г. Во второе воскресенье поста (26 февраля) княжеские дружины выехали на санях из Киева и в пятницу встали на берегах Сулы. На другое утро продолжали поход и к вечеру поили коней из реки Хорол. Под горячими лучами солнца рушился зимний путь, дорога стала непроезжей. На Хороле «сани пометаша» и дальше пошли пешком. К вечеру воскресенья достигли Псела. Весь путь от Киева до Псела около 300 километров, так что дружинники проезжали за день чуть меньше сорока.

Ежегодно ходили русские князья войной друг на друга, сражались, мирились и снова ссорились. В результате одной из таких ссор слуги великого князя Святополка Изяславича в 1097 г. ослепили в Белгороде под Киевом теребовльского князя Василька Ростиславича, взвалили его на телегу и повезли во Владимир-Волынский. «Поехали с ним быстро по неровному пути», - сообщает летописец, - ибо был месяц «неровный» - грудень», т. е. ноябрь. В город они прибыли на шестой день . От Киева до Владимира-Волынского около 500 километров. Но даже по неровному пути их преодолели за шесть дней. Особых причин для спешки не было, тем не менее возчики в сутки покрывали свыше 80 километров.

Впрочем, 80 километров в сутки - скорость не ахти какая большая даже для XI в. Русские князья в то время ездили быстрее.

В своем «Поучении детям» князь Владимир Мономах рассказывает, что он из «Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу» . Мономах сидел на «черниговском столе» пятнадцать лет с 1079 г. по 1093 г., так что сто поездок за такой срок не так уж и много, примерно раз да два месяца. Но далее Владимир сообщает, что это расстояние он «днем есмь переездилъ до вечерни» - «за один день проезжал до вечерни», т. е. за 10–12 часов.

Как же ехал князь? От Киева до Чернигова чуть больше 140 километров. Проехать такой путь даже налегке, без остановки было утомительно. Где-то в пути всадники должны были сделать остановку, отдохнуть, накормить коней или сменить их. Наиболее вероятным местом привала мог быть известный еще с 988 г. Городец на Остре (нынешний Остер). Он лежал примерно на полпути между Киевом и Черниговом. Здесь на княжеском или постоялом дворе путники могли остановиться на отдых.

Постоялые дворы были известны на Руси с XI в. Память об этом сохранилась в названии одного из городов нынешней Черниговской области - Прилуки, или, как его называют в летописях, Прилук. В некоторых списках «Повести временных лет» его еще называют Переволочна - город у волока, переволока. Поэтому из всех возможных толкований слова прилуки наиболее правильные - пристанище, приют, постоялый двор . В летописях Прилук впервые упоминается под 1092 г.

В том же «Поучении» Владимир Мономах рассказывает: «Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался» . Не пошел, не поехал, а помчался! «Поводными» же называли коней, которые скакали рядом со всадником «в поводу». Обычно для быстрой езды использовались 2–3 лошади. Пересаживаясь с одной на другую, человек мог проезжать большие расстояния без длительных остановок.

Князья и их посланные могли останавливаться не только на постоялых дворах, но и в княжеских селах. По летописным сведениям их было множество по всей русской земле. Многие из них пользуются широкой известностью. Это - Берестово и Предславино под Киевом, Ракома под Новгородом, Боголюбово и Москва в Суздальской земле .

Очевидно, княжеские гонцы, пользуясь подставами в селах, могли ездить по дорогам с такой же скоростью, что и князья. Подтверждение этому можно найти в Суздальской летописи.

Старая юрьевская дорога проходит по той окраине Владимира, которую редко посещают туристы. Глубоким старинным оврагом - Ерофеевским спуском выводит она за городскую черту. Здесь нас охватывает необъятный простор полей, синие и зеленые острова леса. Мягкими увалами уходит дорога на северо-запад. Уменьшается и уходит назад силуэт Владимира. Дорогу обступают бескрайние просторы «ополья» - древнейшей житницы Северо-восточной Руси. Эти земли еще в XII в. были пожалованы князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому собору. Седой стариной веет от названий сел Ополья: Теремец, Пустой Ярославль, Яновец, Волосово, Старый Двор .

И однажды на старой юрьевской дороге…

Но давайте изложим события в той последовательности, как они происходили.

21 апреля 1216 г. сошлись на Липецком поле в окрестностях Юрьева-Польского войска новгородцев и суздальцев. Жестокая сеча кончилась разгромом объединенных сил Ярослава Переславского и Юрия Владимирского. Князья бежали. Это произошло утром. А около полудня с владимирских стен заметили на старой юрьевской дороге скачущего во весь опор всадника. Сначала жители приняли его за гонца, несущего весть о победе. «Мнеша бо князя гонца с вестью бежаща в град». В действительности же это был князь Юрий. Менее чем за четыре часа «той прибежа в Володимерь о полудни на четвертом кони, а трех одушил». На пятом коне, потеряв по дороге свой золотой шлем, прискакал в Переславль и князь Ярослав .

Каждый из беглецов проскакал около 70 километров: Юрий чуть меньше, Ярослав на немного больше. Лошадей они меняли примерно через 15 километров.

Все летописи, рассказывающие об этом событии, сходятся в одном: князья загнали семь лошадей. Но какой из князей «одушил» больше коней, а какой меньше - единого мнения нет . И это очень важно с точки зрения истории почты. Писавший знал, что между Переславлем и Владимиром было восемь таких пунктов, где официальное лицо могло получить лошадей. Общее число станов сошлось, а как они были расположены, составители некоторых летописей могли и не знать.

Так каким же был путь из Переславля во Владимир? Дорога вестника проходила, огибая непроходимое Берендеево болото, по безлесным просторам Ополья. Сейчас это в большей своей части проселки, обычно называемые на картах «прочие безрельсовые дороги». Приравниваясь к современному названию населенных пунктов, маршрут гонца выглядел так: Переславль - Никульское - Рязанцево - Симы - Сорогужино - Юрьев - Федоровское - Старый Двор - Новоалександрово - Владимир.

Вернемся к летописному рассказу об убийстве князей Бориса и Глеба и попытаемся описать упоминаемые в нем пути гонцов. В этом нам поможет вышедшая свыше ста лет назад книга З. Ходаковского «Пути сообщения в древней России» . Ставшая теперь библиографической редкостью, книга рассказывает о местонахождении древних русских поселений, времени их возникновения, дорогах их соединявших. Пользуясь указаниями 3. Ходаковского, попытаемся восстановить пути вестников.

Первым выехал гонец от великого князя Святополка в Муром. Сначала его путь пролегал по уже известной нам Черниговской дороге. Переправившись под Киевом через Днепр на лодке (мост через реку был построен Ярославом Владимировичем спустя несколько лет), он поехал вдоль Десны в Остер, а затем в Чернигов. Отсюда, простившись с Десной, некоторое время мчался черноземными полями на Север, пока не привела его дорога к берегам Сожа. Замелькали новые места: Гомий (Гомель), Славгород, устье Вихры. По течению Вихры, через Мстиславль, гонец прискакал в Смоленск, который, как известно, стоит на Днепре. Сюда вестник мог попасть, все время следуя течению Днепра, но тогда бы ему пришлось пробыть в пути на несколько дней дольше, так как река делает много петель в своем течении.

Из Смоленска можно было проехать на Муром так, как теперь проходит Минское шоссе. Но тогда, в начале XI в., этой дороги еще не существовало, она возникла на полтора столетия позже. Поэтому гонец поехал на северо-восток в Зубцов на Волге. В летописи говорится, что Глеб тоже ехал вдоль Волги. Его конь повредил ногу в устье реки Тьмы (недалеко от современного Калинина). Сюда же примчался и наш вестник. Здесь он повернул на юго-восток и ехал по дороге, соответствующей современному Ленинградскому шоссе, до старинного городища Льялова. Далее, пробираясь сквозь чащобу льяловских лесов, вдоль Клязьмы добрался гонец до того места, где сейчас стоит город Владимир. Отсюда, еще раз повернув на юго-восток, он примчал в удел князя Глеба, город Муром.

Гонец Предславы выехал из Киева чуть позже великокняжеского вестника. До Смоленска их пути совпадали. Отсюда первый повернул почти точно на север в сторону Велижа и далее по рекам Западной Двине и Торопе прискакал в город Торопец. Из Торопца он поехал на реку Кунью, по ней и по Ловати добрался до Великого Новгорода.

Как ехал гонец князя Ярослава Владимировича точно сказать невозможно, потому что в то время из Новгорода в Северо-восточную Русь существовало два пути. Один, более длинный, - через Торопец - Шатры - Холмец на Зубцов. Другой, более короткий и более нахоженный, пролегал через Валдай, Вышний Волочек и Торжок. Далее, от Твери, путь новгородского вестника совпадал с дорогой, по которой ехал гонец из Киева от Святополка. Где-то на последнем участке пути вестник князя Ярослава узнает, что Глеба в Муроме нет. Как об этом проведал гонец - неизвестно. Может быть ему сообщили об отъезде князя на одном из постоялых дворов. Не будем гадать. В общем, несмотря на то, что князь Глеб «быстро ехал», гонец нагнал его на притоке Днепра реке Смядыне.

Так как большинство сухопутных дорог проходило по берегам рек и ручьев, не исключена возможность, что гонцы пользовались лодками и другими средствами передвижения по воде. Киевские князья покупали лошадей у половцев. Русские летописи XII в. называют табун князей Игоря и Святослава в 3000 кобыл стадных и тысячу коней. Однако по свидетельству иностранных авторов Маврикия и Льва Диакона русские были плохие наездники и не любили ездить на лошадях. По крайней мере, сражаться они предпочитали в пешем строю . Поэтому не исключена возможность того, что иногда вестники предпочитали коня челноку, выдолбленному из дубового ствола.

Конные гонцы должны были переправляться через реки не где им вздумается, а в строго определенном месте. На перевозках обычно с проезжающих брали налог в пользу князя - «мыт». Содержание паромов на реках считалось очень выгодным делом и местные жители старались не упустить перевозы из своих рук. Если же князья по каким-либо причинам переносили переправу в другое место, то обычно туда переходили и старые перевозчики. Это подтверждается жалованной грамотой угличского князя Андрея Васильевича Большого Троице-Сергиеву монастырю 1467–1474 гг. В ней упоминается перевоз через реку Мологу вблизи села Присеки («а… лете деи Мологу перевозятся под Присеками»). Князь распорядился устроить переправу под Городцом, где было разрешено установить свои плоты и присецким жителям («а поселские присецкие под Городецком на Молозе на перевозе держат плот свои») .

Расстояние между основными русскими городами в днях пути в древности были точно известны. Путешественник ал-Идриси в книге «Развлечение истомленного в странствии по областям» писал: «От Куйабы до Арсы четыре перехода и от Арсы до Славии четыре дня» , Здесь арабские названия городов Куйаба, Арса и Слава соответствуют русским Киеву, Смоленску и Новгороду. Таким образом сошлись показания летописца и путешественника - до Новгорода от Киева 7–8 дней пути.

Приведенные примеры свидетельствуют, в первую очередь, о более или менее удовлетворительном состоянии дорог древней Руси. В XI–XIII вв. наиболее крупные города Киевского государства были связаны надежными путями, по которым можно было быстро ездить и в летний зной, и в осеннюю распутицу. Уже тогда существовала система поддержания в порядке дорог, снабжения гонца в пути всем необходимым. Эта система - повоз.

Волок (по рисунку шведского географа Олафа Магнуса)

РУСЬ в IX-начале XII в.

Первая страница «Повести временных лет» и фрагмент текста из этой книги

Сбор дани (с картины Н. Рериха)

Заморские гости (с картины Н. Рериха)

Деньги Киевской Руси X–XI вв. Златник и сребреник Владимира I

Гонец. Встал род на род (с картины Н. Рериха)

Из книги 22 июня. Анатомия катастрофы автора Солонин Марк Семёнович

«ПО ДОРОГАМ ЗНАКОМЫМ...» Слабейшим звеном в составе КМГ Болдина был, разумеется, 6-й кавалерийский корпус (6-я и 36-я кавалерийские дивизии). Тем не менее именно он доставил немцам беспокойство настолько заметное, что оно нашло свое отражение даже в дневнике начальника

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ История северо-восточной Руси с начала XIII до конца XIV в. Положение русских княжеств на северо-востоке и юго-западе Руси перед нашествием монголов. - Первое появление татар. - Нашествие Батыя. Покорение Руси монголами. - Общие бедствия. - Александр

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора

5.1. Объединение русских княжеств в Московское государство при Иване III Конец усобиц Сегодня нам объясняют, что «монгольское иго» кончилось в 1481 году, после так называемого стояния на Угре, когда Иван III вышел с войском навстречу «монгольскому» хану Ахмату. Встретившись и

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Объединение русских княжеств в Московское государство при Иване III. Конец усобиц Сегодня нам объясняют, что «монгольское иго» кончилось в 1481 году, после так называемого «стояния на Угре», когда Иван III вышел с войском навстречу монгольскому хану Ахмату. Встретившись, и

автора Гордеев Андрей Андреевич

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ ПЕРЕД НАШЕСТВИЕМ МОНГОЛ Обширные пространства к западу от Волги, до Днестра и Вислы, и на юг от Северного Кавказа до океана на севере, занимались русскими княжествами, составлявшими владения князей рода Рюрика.Благодаря установившемуся

Из книги Золотая Орда и зарождение казачества автора Гордеев Андрей Андреевич

ДВИЖЕНИЕ ЛИТОВСКОГО КНЯЖЕСТВА НА ВОСТОК И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА СУДЬБУ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ, КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В 1316 году в Литве стал правителем энергичный и талантливый князь Гедимин. Он правильно учел положение русского народа и состояние Золотой Орды и

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Удары авиации по железным дорогам Объединенный англо-американский штаб на конференции в Касабланке в январе 1943 года издал директиву о том, что американская и английская стратегическая авиация, базирующаяся на Англию, должна принять участие в совместных бомбардировках

Из книги Гроза панцерваффе автора Прудников Виктор

По дорогам Украины Пик лета. Жара нестерпимая. Прохладу можно найти только в лесу, в тени деревьев, у речки или водоема, но такой благодатью Катуков мог воспользоваться разве что по пути из штаба армии в корпус или когда возвращался обратно. Последние дни командарм колесил

Из книги Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси автора Каргалов Вадим Викторович

Из книги Катуков против Гудериана автора Прудников Виктор

ПО ДОРОГАМ УКРАИНЫ Пик лета. Жара нестерпимая. Прохладу можно найти только в лесу, в тени деревьев, у речки или водоема, но такой благодатью Катуков мог воспользоваться разве что по пути из штаба армии в корпус или возвращаясь обратно. Последние дни командарм колесил между

Из книги Люди сороковых годов автора Жуков Юрий Александрович

По дорогам Польши Распростившись с гостеприимными пехотинцами, мы с фронтовым шофером Макаром Приходько покатили на юг, стараясь держаться вдоль Вислы. Я спешил в старинный польский городок Тарнобжег - в этом городе и в его окрестностях разместились дивизии

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Десять дней по дорогам америки Любой иностранец, оказавшийся в чужой стране по долгу службы или в связи с иными обстоятельствами, всегда стремится познакомиться с местными достопримечательностями и помимо столицы побывать в других городах, посетить различные районы. И

Из книги «Как в посольских обычаях ведется...» автора Юзефович Леонид

Глава III. ПО ДОРОГАМ И УЛИЦАМ Шатры на границе В посольском обычае XV–XVII вв., гораздо более жестком и прямолинейном, чем современный дипломатический протокол, огромное значение придавалось вопросу о порядке обмена визитами, о последовательности отправления своих

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 1. Политическая карта Восточной Европы в конце XIV в. Два центра объединения русских княжеств Вплоть до начала 60-х годов XIV в. крупнейшим (по территории) и сильнейшим (по материальным возможностям и военному потенциалу) государством Восточной Европы (а может быть, и Европы

08.05.2015

Хороши ли в России пути? Очень. Только по ним надо уметь передвигаться. По преданиям, Рус - Бог речных порогов (до 1998 года). После, в том же словаре «Живого великорусского языка» Даля, его стали называть чудовищем Днепровских порогов. Почему Днепровских? Мало ли на Руси порожистых рек?

А потом, есть реки очень тихие, по которым идти - удовольствие. Не такое, конечно, как по рекам порожистым на плотах. Попробуйте передвигаться в тайге, болотистой и озёрной, не по рекам. Сразу поймёте, что автомобили здесь - лишняя обуза, а лодки - самая необходимая вещь. Поддержание этих дорог в порядке очень дёшево и выгодно. Главное, ничего не делать и беречь лес, особенно вдоль берегов.

А вот что, действительно, дорого всегда было на Руси, так это дороги. Потому и назвали так: дорога - то, что дорого стоит. Да и для чего их строить, чтобы гостям из-за кордона приятнее было? Но ведь натура у них такая, попав в тайгу, начнут требовать, крекеры, чипсы, тосты, кофемашину и биде, на удивление белкам. А на русских смотрят, как на чудовищ. Мы, впрочем, не возражаем никогда. Не принято это у нас.

Только вот дороги строить, чтобы иностранцам легче было Русь завоёвывать - уж, извините. Русские так строили свои корабли, что ходить они могли и по морям, и по рекам. Нас вода ведёт. Поэтому и в древности седой, и сейчас пути наши те же. Но историки и политики испытывают пристальный интерес лишь к одному из них. В средневековье он был известен как путь «из варяг в греки».

К пути «из варяг в арабы» того же времени гуманитарии равнодушны, не то, что «из варяг в греки». Знаменательный путь. Интересно, что, кто такие греки - в мире помнят, а кто такие варяги - решительно, забыли. Вообще, у нас так варежки на Севере называют. В них теплее, чем в перчатках. Ни арабы, ни греки, понятно, варяг не носят. Но русы их могут снимать, одевать и делать. Начинался путь «из варяг в греки» в северной крепости русов.

На Севере у нас много крепостей, современных и древних. Например, Старая Ладога, на Волхове, рядом с Ладожским озером. Не одну осаду шведских и союзнических войск западных доброжелателей выдержала крепость (первая была в 1164 году), но так и осталась непобеждённой. Манипулировали ей лишь путём договоров, по смутным политическим причинам. Время это в истории России так и называют - смутным.

Крепость воинской славы русских - Орешек, в истоке Невы. Внук Александра Невского, князь Юрий Данилович основал её в 1323 году. В Великую Отечественную войну 350 бойцов из гарнизона крепости 500 дней сдерживали фашистов, оберегая Дорогу Жизни, до самого снятия блокады Ленинграда. Перейти Неву враг так и не смог. В 1702 году Пётр Великий переименовал Орешек в Шлиссельбург или Шлюсенбург, народ откорректировал - Шлюшин.

Сердоболь на Севере Ладожского озера - теперь Сортавала, из уважения к финнам. Крепость на Соловках - только предательство открыло туда путь нежеланным гостям. Выборг, построенный Гостомыслом, новгородским князем дорюриковых времён. Усть-Нарову в устье своенравной реки Норовы вспоминать не будем. Нарва теперь заграница. Зачем русским города? Такое впечатление, что им достаточно двух: город и Новгород.

У нас «Новгородов» сейчас три штуки: Великий, Нижний и Неаполь Скифский - Симферополь современный, из уважения к грекам. А, Старый город, знаете где? Не догадаетесь, в Ольденбурге, в Нижней Саксонии, из уважения к немцам. В сохранившихся средневековых текстах, византийский император, Константин Багрянородный настаивает, однако, что крепость, с которой начинался путь русских к ним в Константинополь, называлась Невоград.

Есть у нас один красивый город на севере, который потомки между Петром и Лениным поделить не могут. Нева бы всех, может, примирила? Самое трудное на этом пути было пройти пороги. И кто поджидал там русских? Невероятно, их предок, Рус - Бог речных порогов, или чудовище днепровских порогов, если кому-то так любо. Загадочный народ.

Самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Какая дорога самая древняя на Руси

«Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,

Ай окольно ей цела тысяща».

(Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Говорят, что все дороги идут из Москвы и начинаются от Кремля. Древняя прямоезжая дорога - исключение из этого правила. Она начиналась в укрепленном Суздале и пробивалась на запад - юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала она пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней: на владимирщине, в Ногинском районе Подмосковья, Измайловский массив, Лосиный остров, Сокольники.

Длина дороги примерно 220 верст. Дорога шла единственно-возможным путем. Ей тысяча лет. Появилась она на заре заселения славянами северо-восточной Руси. Они пришли сюда из северозападных Новгородских земель. Историки (Карамзин, Соловьев и др.) утверждают, что это происходило в VI-IX веках. Переселенцы передвигались водными путями. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги, по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства, плодородные поля, вожделенную мечту славян-земледельцев.

ти места получили название залесских. Одно из их поселений, на берегу озера Неро, впервые упомянутое в летописях IX века - город Ростов. Дальше, юго-восточнее, в залесских полях - город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются Х веком.

Эти переселенцы, осваивавшие новые земли и охотничьи угодья вокруг городов, постепенно прокладывали дорогу уже с востока на запад, южнее их первоначального пути. Археологические карты показывают, что в междуречье Москвы и Клязьмы, среди обнаруженных там могильников местных славян-вятичей есть и могильник словен, пришедших со стороны Суздаля. Могильник отмечен и в средней части дороги. В тех местах нет захоронений вятичей, они не заселяли земли к востоку от Клязьмы. Это доказывает постепенное освоение земель к западу от Суздаля.

На той же карте нанесена граница соприкосновения западных и пришедших с востока славянских племен. Интересно, что восточные племена принесли с собой “окающий” говор, тогда как у вятичей говор был “акающий”. Различие говоров сохранилось до нашего времени. Граница представляет собой полосу, в которой расположены деревни, хаотически перемешанные, но целиком “окающие” или “акающие”.

Но вернемся к дороге, достигшей реки Москвы. Она вышла туда, где, возможно, уже раньше бывали суздальцы, добираясь по воде; туда, где сошлись в одном месте прямоезжая дорога и водный путь из Суздаля. Это был тупик. Дальше была земля, которую занимал союз славянских племен, неподвластных Киевской Руси. Они занимали огромные лесные пространства, включавшие в себя верховья рек Оки, Москвы, Угры, Дона и их притоков. Все это называлось “Землей Вятичей”, а леса “Брынскими”. Они считались непроходимыми. Вот почему Северо-восточную Русь киевские князья называли Залесской.


Владимир Мономах в своем “Поучении” детям писал, что прошел в Залесскую Русь “сквозь вятичей”. Мономах прошел Брынские леса напрямую, с боями, преодолевая сопротивление местных “князьков”. Произошло это в 1101-102, когда он прибыл в Залесскую землю.

Полагаем, что князь знал о существовании дороги из Суздаля к реке Москве и знал место, куда она выходила. Значит можно предположить, что дорога была уже известна в XI веке, но только благодаря Мономаху она получила в самом начале XII века продолжение на Киев.

А к началу XII века Владимир Мономах пробил к тем же местам (междуречью Москвы и Клязьмы) дорогу из Киева. Известно, что сын Мономаха, Юрий (прозванный Долгоруким), князь Суздальский, уже свободно пользовался этим путём на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Народ охотно уходил на северо-восток, спасаясь от набегов степняков и от княжеских усобиц. Переселенцы получали землю, льготы и право основывать поселения. Они не только расширили дорогу, но и построили здесь много новых поселений, городов и укреплений.

В ХII-ХIII веках дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-восточной Руси. Она была первой русской внутренней дорогой защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами.


Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

Угнетенная Русь тем временем постепенно собирала силы. В XIV веке особую роль сыграл “заступник земли русской” Сергий, игумен Радонежский. По поручениям и по своей воле он исходил Русь, удачно улаживая распри удельных князей и сплачивая их вокруг великого князя Московского. Он предвидел угрозу нового нашествия Орды. Не забывал и церковные дела. Среди многих основанных им обителей и знаменитая современная Троице-Сергиева лавра, и два монастыря, поставленные прямо на древней дороге: Киржачский и Стромынский. Он-то и дал название дороге - Стромынская.


Стромынский монастырь был основан в 1380 году по обету и на средства великого князя Димитрия Ивановича, будущего Донского. В то лето ордынский хан Мамай собрал огромное войско и медленно двинулся на Русь, рассчитывая соединиться с союзниками и повторить разгром суверенных и разрозненных княжеств, как во времена Батыя. Димитрий успел собрать войско, был благословлен преподобным Сергием и дал обет построить монастырь, если вернется здрав. С тем и двинулся навстречу Мамаю. Он разгромил врага наголову (“Мамаево побоище”), но и сам понес большие потери. Во исполнение обета Дмитрий Донской основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыне. А место подобрал и обитель устроил Сергий Радонежский.

Стромынка, как ее звали в народе, сначала соединила разрозненные удельные княжества, а потом позволила объединить их в единое государство при главенстве Москвы.


Но Москве требовались и другие такие дороги для решения проблем на востоке. На грани XV-XVI веков был построен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород, Казань, названный Большой Владимирской дорогой, которая стала тоже исторической, но второй.

Владимирская дорога лишила Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и округе возникла и быстро развилась хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление- продолжалось около ста лет, пока в конце XIX века не была построена железная дорога Александров-Иваново.