Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С. М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо.

Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащекина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмно-русый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.

Окружение молодого царя

"Воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов, проведший при нем безотлучно тринадцать лет. Молодой Алексей сильно привязался к своему воспитателю; царь Михаил также очень любил и уважал Морозова и, умирая, поручил ему сына. Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб подчинить свои частные интересы общему. В самом начале царствования можно было видеть, что правление находится в руках человека, умеющего распоряжаться умно и с достоинством: немедленно были решены два тяжелых дела, оставшихся от предшествовавшего царствования: королевич Вальдемар был с честью отпущен в Данию, Луба - в Польшу. Самое сильное влияние после Морозова оказывал думный дьяк Назар Чистой, бывший прежде купцом в Ярославле. Морозов и Чистой пользовались, как говорят, советами заводчика Виниуса: первый пример иностранца, получившего влияние на государственные дела."

Здесь можно заметить, что первые годы царствования Алексей Михайлович не имел непосредственной власти, не распоряжался самостоятельно делами, но около него находились грамотные люди. в частности хороший управленец Морозов, к которому Алексей Михайлович был предан до смерти боярина в 1661 году. Кроме того, юный царь не оказался в положении Ивана Грозного, не был свидетелем борьбы за власть, а значит, его сердце не было ожесточено. Однако при таких обстоятельствах нашлось немало желающих нажиться, то были: И. Д. Милославский, судья земского приказа Леонтий Плещеев, пушкарского - Траханиотов. Это неизбежно вызвало волнения народа и "Соляной бунт", в ходе которого Алексею Михайловичу пришлось впервые себя проявить.

Ещё более царь проявил себя, когда не успокоился по прекращению бунта, а решил бороться с его причинами - вскоре появилось "Соборное Уложение".

Вскоре, после ухода Морозова на второй план, его место занял Никон - священник, на которого особое внимание обратил сам молодой царь, когда тот был в Москве. По своей молодости и религиозности Алексей Михайлович быстро подпал под сильное влияние Никона. В 1652 году Никон был избран в патриархи на своей правде, причём царь, лёжа на полу в Успенском соборе вместе с толпой и боярами, умолял Никона принять этот пост. Никон спрашивал: Будут ли почитать его как архипастыря и отца, и дадут ли ему устроить церковь?- Все клялись, что будут. Наверное здесь Никон впервые проявил перед всеми свой властный характер, что приведёт в дальнейшем к известному конфликту.

Сергей Михайлович Соловьёв определил первые девять лет царствования Алексея Михайловича - до тринадцатилетней войны, как молодость царя, время, когда его личность ещё не сформировалась, когда он был подвержен влиянию других людей. Он был аккуратен, скромен, предан, боялся обидеть кого-либо. Но многое изменится, когда его дух закалиться под стенами Смоленска, у границ польских земель.

Женитьба

В начале 1647 года царь задумал жениться; из 200 девиц выбрали шесть самых красивых, из этих шести царь выбрал одну: дочь Рафа, или Федора, Всеволожского; узнавши о своем счастье, избранная, от сильного потрясения, упала в обморок; из этого тотчас заключили, что она подвержена падучей болезни, и несчастную вместе с родными сослали в Сибирь, откуда уже в 1653 году перевели в дальнюю их деревню касимовского уезда. От первого брака, на Марье Ильиничне Милославской, царь имел шесть дочерей и пять сыновей; но все сыновья отличались болезненностию; двое царевичей - Димитрий и Алексей - умерли при жизни отца и матери; в марте 1669 года умерла царица Марья Ильинична; за нею в том же году последовал третий царевич, Симеон. 22 января 1672 года Алексей Михайлович женился в другой раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитаннице думного дворянина Артамона Сергеевича Матвеева.

Любопытно, что и здесь С. М. Соловьёв связывает "западничество" и склонность к преобразованиям Петра с личностью его деда по материнской линии - А. С. Матвеева: "В продолжение нашего рассказа мы часто встречались с Матвеевым, одним из самых приближенных людей к царю. Недостаточность источников неофициальных, именно записок (мемуаров), не дает нам возможности объяснить, каким образом дьячий сын Матвеев мог приблизиться к царю и сделаться его другом. Если можно догадываться, то, по всем вероятностям, это сближение произошло посредством Морозова. Матвеев, подобно Ордину-Нащокину, Ртищеву и другим видным лицам царствования Алексея Михайловича, отличался любовию к новизнам иностранным: дом его был убран по-европейски, картинами, часами; жена его не жила затворницею, сын получил европейское образование; из дворовых людей своих Матвеев составил труппу актеров, которые тешили великого государя театральными представлениями. "Это типично для великого историка, который определил поиск причин явлений в их связи главной задачей своего титанического труда.

Значение царствования Алексея Михайловича

Царствование Алексея Михайловича продолжалось тридцать один год (1645-1676). С. М. Соловьёв называет его знаменитым: "Издание Уложения, присоединение Малороссии, подвиги русских людей в Северной Азии, расширение дипломатических сношений от Западного океана до Восточного, от Мадрида до Пекина, Никоново дело, раскол, Разинское и Соловецкое возмущения - вот крупные явления, которые должны оправдать употребленное нами выражение знаменитое царствование. Но знаменитость была дорого куплена; Алексей Михайлович получил от отца тяжелое наследство". О каком же наследстве говорил историк? - В 1634 году был потерян Смоленск, что неотвратимо предопределяло новую войну с Речью Посполитой. Малочисленное население России находилось в бедственном положении, посему неудивительно, что бунт произошёл уже через три года после воцарения Алексея Михайловича, "когда появилась возможность обвинять в народных бедствиях не царя, но боярина-правителя." Огромные размеры земли русской делали собственно землю не слишком ценным ресурсом, в сравнении с людскими. Землёй жаловали за службу, но для её использования нужен был мужик. Учитывая уровень экономического развития России 17 века, можно сказать, что правительство могло только прикрепить работника к земле. Это обстоятельство и есть причина окончательного закрепощения крестьян в царствование Алексея Михайловича.

Впрочем, развитие права и экономики не стояло на месте. В отношении первого появилось Соборное Уложение, немевшее замены почти 200 лет, в отношении второго был принят протекционистский торговый устав, развивались мануфактуры, образовался всероссийский рынок, появился купеческий приказ. но и на мануфактурах использовался труд крепостных и ссыльных. Торговые люди были неграмотны, но появлялись на русской земле уже учителя - довольно образованные люди: Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич.

Многое, пришедшее из старины спокойно доживало свой век при Алексее Михайловиче, поэтому Соловьёв считает конец его царствования концом Древней Руси: "здесь мы заканчиваем историю Древней России". Так, Россия при Алексее Михайловиче была ещё страной сословно-представительной монархии, поскольку созывались земские соборы, существовала сильная боярская дума, родовая знать, вотчины. Но в Сборном Уложении царь определялся как самодержавный и наследственный монарх. На примере раскола и конфликта патриарха с царём мы можем убедиться в том, что церковь уже не могла быть на первом месте в государстве. Это в будущем дало возможность приглашать у европейских учёных-иноверцев. Но уже во времена Алексея Михайловича происходил конфликт поколений, уже тогда имелись желавшие образования молодые люди, как, например, знаменитый при Петре Феофан Прокопович.

Смена эпохи охарактеризовалось "бунташным веком" - много крови пролилось во время царствования второго Романова. Перерождавшейся России нужно было бороться, как с внутренними опасностями, так и с внешними. Так описывает С. М. Соловьёв сложность положения России в то неспокойное время: "Бедное государство истощило свои средства, чтобы приготовиться к войне, и сначала успех оправдал пожертвования; но скоро за тем язва, шведская война, малороссийские волнения, на востоке поднимаются варварские народцы. Казна истощена вконец, ратные люди бегут от голоду и холоду; попробовали прибегнуть к кредиту, но медные деньги упали в цене и московская чернь опять подняла бунт. Андрусовское перемирие прекратило бедствия тринадцатилетней войны; но надолго ли успокоилось государство? В 1667 году заключено Андрусовское перемирие и в 1667 же году поднимается Разин, а в 1668-м поднимается Брюховецкий, в малороссийских городах козаки режут московских воевод и ратных людей, а на севере вспыхивает Соловецкое возмущение. В 1671 году задавлен был Разинский бунт, а в 1672-м турки взяли Каменец и держали Москву в постоянной тревоге до конца царствования. После этого мы не будем удивляться медленности, нерешительности правительственных распоряжений относительно движения войск, малочисленности последних, их дурного состояния, вследствие которого большая цифра была только на бумаге, а не на деле; надобно удивляться, как бедное государство могло выдержать такой ряд ударов, ряд войн?

Действительно, иностранцы удивлялись, как могло Московское государство так скоро оправляться после поражений, подобных конотопскому, чудновскому? Дело объяснялось сосредоточенностью власти, единством, правильностию, непрерывностию в распоряжениях. Медлили, уклонялись от исполнения, не умели что-нибудь исполнить; но жалоба на эту медленность, уклонение и неуменье шла в Москву, и отсюда повторялся указ великого государя однолично сделать не измотчав; отвечали, что негде взять чего-нибудь: шел указ искать там и там; опять медлили - шел указ с угрозою опалы и жестокого наказанья, и дело наконец делалось. Начали строить корабль, ничего не приготовивши; мы видели, как строили; но выстроили же!

При этом, однако, не должно забыть и счастливой случайности. Мы видели, что в царствование Алексея Михайловича Московское государство было поражаемо рядом ударов, один за другим следовавших. Но это-то и важно, что удары следовали один за другим: бунты новгородский и псковской произошли через год после Московского, когда в столице все уже было тихо и совершены были важные перемены, успокоившие народонаселение центральных областей, следовательно, правительство имело возможность сосредоточить свое внимание на северо-западе. Разин поднялся, когда была окончена война с Польшею; он поднялся в 1669 году; в следующем году поднялся Брюховецкий; но Разин в это время ушел на Каспийское море, дал Москве досуг устроить малороссийские дела и поднял второй бунт, когда уже в Малороссии было все спокойно, когда, следовательно, большая часть военных сил могла быть двинута на восток. Турки начали грозить, когда уже все было кончено с восточным козачеством."

Царствование Алексея Михайловича твёрдо поставило Россию на ноги, провальной Ливонской войны и опричнины, Смутного времени, тяжёлого царствования Михаила Фёдоровича и, облачённое ещё в старину, указало ей новое направление развития, на реформы, науку, что было уже делом нового богатыря, как называл его историк - Петра Великого.



Ответ оставил Гость

Русский царьАлексей Михайлович Романов , сын первого царя династии Романовых Михаила Федоровича от брака с Евдокией Стрешневой, родился 29 (19, по другим источникам 10 по старому стилю) марта 1629 года. Воспитывался под надзором "дядьки" боярина Бориса Морозова. В 11 12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди ее книг - лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, космография. Алексей отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы. Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, после избрания Земским собором. В 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол.По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище "Тишайший". Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям - соляному бунту в Москве в 1648 году. Восставший народ требовал "выдачи" боярина Бориса Морозова. Своего "дядьку" и родственника (Морозов был женат на сестре царицы) Алексею Михайловичу удалось спасти, отправив в Кириллов монастырь. Пошлина на соль была отменена. Во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам), которые подавили восстание.Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения - новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.
В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I. Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
По своему характеру молодой человек был весёлым, остроумным и живым. Он страстно любил соколиную охоту и завёл при дворе театр. При этом юноша отличался рассудительностью и совестливостью. Он почитал старших, был верен друзьям, не ломал "старину", а медленно и постепенно осваивал и внедрял опыт передовых европейских стран.

Алексей Михайлович вполне соответствовал своему прозванию "Тишайший". Мало кто из монархов того времени обладал таким мягким характером, будучи однако способным к решительному действию. С.М. Соловьёв так описывает царя: "Новый царь добротою, мягкостью, способностью сильно привязываться к близким людям был похож на отца своего, но отличался большей живостью ума и характера и получил воспитание, более сообразное своему положению." Действительно, Алексей Михайлович старался поступать во всём так, как должно христианину. Сохранял простоту отношений со знатью: "Много прошло времени с тех пор, как старший князь в роде княжеском стал великим государем, царем московским и всея Руси, но простота первоначальных отношений его к окружающим, к ближним людям не исчезла. Около дворца великого государя, в самом Кремле, потом в других лучших частях Москвы, в Китае и Белом городе, в домах пообширнее других, окруженные бедными родственниками, знакомцами и многочисленною крепостною дворнею, живут знатные люди разных чинов, более или менее близкие к царю. Это старинная дружина княжеская; слово исчезло, но основной характер остался, характер военный: все это ратные люди, члены дружины, старшие и младшие; им поручаются, как и в старину, разные гражданские должности, но при этом они не теряют своего постоянного, военного характера".

Но Алексея Михайловича нельзя назвать нерешительным или слабым. Личность Царя полностью сформировалась во время тринадцатилетней войны, когда ему приходилось сталкиваться с непостоянностью военного успеха, самостоятельно руководить армией осаждающей Смоленск. Тогда-то и пришлось столкнуться Никону, находившемуся в незаконном положении государя, с проявлением государевой воли. Однако и тогда совесть не давала покою "Тишайшему" царю: " Когда дело кончилось, приговор был произнесён - и вместо святейшего патриарха, великого государя Никона, в воображении царя явился бедный монах Никон, ссыльный, в холодной пустыни Белозерской, гнев прошёл, прежнее начало пробуждаться, Алексею Михайловичу стало жалко, ему стало страшно... В религиозной душе царя поднимался вопрос: по-христиански ли поступил он? Не должен ли он искать примирения с Никоном, хотя и не был вправе изменять приговора соборного?"

" Бесспорно, Алексей Михайлович представлял самое привлекательное явление, когда-либо виденное на престоле царей московских. Иностранцы, знававшие Алексея, не могли высвободиться из-под очарования его мягкой, человечной, благодушной природы. Эти черты характера выставлялись еще резче, привлекали тем большее внимание и сочувствие при тогдашней темной обстановке. «Изумительно, - говорили иностранцы, - что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». Простое, патриархальное обхождение русского самодержца с подданными тем более должно было поражать иностранцев, что в Западной Европе оно уже исчезало: там был век Людовика XIV! Особенную мягкость, особенную привлекательность природе Алексея, поступкам его сообщала глубокая религиозность, которая проникала все его существо. Но, напоминая отца мягкостию природы, Алексей, с другой стороны, напоминал знаменитого сына своего живостию, восприимчивостью, страстностию, был очень вспыльчив, и когда человек, возбудивший гнев его, был к нему близок, то, по тогдашнему обычаю, Алексей расправлялся с ним собственноручно, смирял, и это, как мы видели, не считалось посягновением на честь; цесарский посол Майерберг, который так восхищается характером царя Алексея Михайловича, описывает следующие случаи. Когда узнали в Москве о поражении Хованского и Нащокина в 1661 году, царь созвал Думу и спрашивал, что делать? какими средствами отбиться от страшного врага? Начинает говорить тесть царский, боярин Илья Данилович Милославский: «Если государь пожалует, даст мне начальство над войском, то я скоро приведу польского короля пленником». Ничто так не раздражало царя Алексея, как хвастовство и самонадеянность; он вышел из себя: «Как ты смеешь, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном? Когда ты ходил с полками? Какие победы показал над неприятелем? Или ты смеешься надо мною?» Словами дело не кончилось: гневный царь дал пощечину старому тестю, надрал ему бороду, выгнал его пинками из комнаты и захлопнул двери. "Здесь можно особенно выделить то, что соловьёв сближает Алексея Михайловича со своим великим сыном.

Что касается наружности, Алексей Михайлович имел кроткие черты лица, был бел, краснощёк, с красивою бородой, тёмно-русый, крепкого телосложения. Иногда ночи проводил в горячих молитвах, увлекался охотой, но был полон. Кроме того, Алексей Михайлович был очень хорошо образован по тем меркам, любил читать и писать. Ещё одно его несомненное качество - умение выбирать людей.

Читая Соловьёва, можно заметить его однозначно положительную оценку Алексея Михайловича. Историк сравнивает его с Петром І, как бы забывая, на мой взгляд о том, что Алексей Михайлович почти ничего не сделал для преобразования, обновления культуры России, по-прежнему закрывая всё в старине. Давался отпор прогрессивным силам, обличавшим такие пороки, как пьянство, невежество, варварство, необразованность. Так за подобные обличения был сослан в Сибирь Юрий Крижанич. Случались и казни, подавления бунтов. Вообще очень интересным мне представляется сочетание понятий "бунташный век" и "Тишайший" царь. Однако всё же бесспорным мне представляется то, что "Тишайший" царь оказал замечательное воздействие на историю России.

Исторический портрет Алексея Михайловича

Годы правления:1645 — 1676

Из биографии.

  • На трон Алексей Михайлович взошёл в 16 лет, как и его отец. К царствованию его готовили, он получил хорошее образование, знал иностранные языки, разбирался в философии. Много читал. Он был первым русским царём, который сам подписывал документы и указы.
  • Это был добрый, благожелательный, спокойный человек. Не случайно его прозвали Тишайшим. Однако в случае необходимости проявлялась его сила, решимость и порой даже жестокость.
  • Царь был набожным человеком, привечал к себе богомольцев и нищих, в первые годы царствования поддерживал кружок « Ревнителей благочестия».
  • Период правления Алексея Михайловича называют « бунташным веком», потому что было много восстаний народа.
  • Большое влияние на формирование характера царя сыграл его дядька-воспитатель Борис Морозов , который позже станет фактическим главой правительства.
  • У царя было два брака. Жёны — Мария Милославская и Наталья Нарышкина. Много детей. На троне побывали: Фёдор, Софья и Иван от первого брака и Пётр 1- от второго.
  • При Алексее Михайловиче произошёл церковный раскол . Патриарх Никон вводил единые для всей Руси обряды, то есть унификацию церкви, которая носила чисто внешний характер. Так креститься надо было тремя перстами, а не двумя, крестный ход осуществлять не по солнцу, а против него и другие. Многие воспротивились этому. Позже их станут называть старообрядцами . Во главе старообрядцев был протопоп (то есть настоятель соборного клира- всех духовных лиц при храме) Аввакум . Одной из его сторонниц была боярыня Морозова , которая не желала отказаться от старой веры. Для позора царь в цепях велел провезти её по Москве, чтобы все смеялись над ней. Но смеялись немногие. Многие сочувствовали. Судьба Аввакума ужасна- 15 лет земляной тюрьмы и сожжение. Морозова -скончалась в Пафнутьево-Боровском монастыре в земляной тюрьме, где умерла от истощения. Именно её изобразил Суриков В. на своей картине.

Исторический портрет Алексея Михайловича

Направления деятельности

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Укрепление власти царя, установление абсолютизма в России Прекратил деятельность Земских соборов (последний Земский собор сован в 1653г)Сам лично контролировал деятельность органов госвласти.
  1. Юридическое оформление крепостного права
1649г -Соборное уложение ввело бессрочный сыск беглых крестьян, навсегда прикрепив их к владельцам.
  1. Дальнейшее совершенствование системы государственного управления.
1646- постепенно отстраняет от дел Боярскую Думу. Вместо неё создана Ближняя дума.Совершенствуется приказная система.

1654 г.- учреждение Приказа тайных дел – сыск, полиция.

4.Проведение военной реформы. Продолжил политику отца по формированию полков иноземного строя.1648-1654 проводит военную реформу, полки нового строя становятся массовыми, активно привлекает иностранных специалистов.
  1. Борьба с народными выступлениями.
Период правления- « бунташный век».1648г- Соляной бунт

1662-Медный бунт

1666- восстание казаков под предводительством Василия Уса.

1670-1671- крестьянская война под руководством Степана Разина

Все восстания были подавлены царскими войсками.

  1. Дальнейшее развитие экономики страны, протекционистская политика в торговле.
1653-Тогровый устав(ведена единая пошлина – 5 % стоимости товаров)1667-Новоторговый устав (о внутренней и внешней торговле, введена единая пошлина. Иностранцы платили двойную пошлину и могли торговать только оптом).

1667-1668- строительство первого русского корабля « Орёл».

1654-денежная реформа — обесценивание медных денег.

  1. Политика в отношении церкви — поддержка прогрессивных реформ Никона и борьба со старообрядцами.
1653- начало церковного раскола . Противники — Никон и Аввакум. Никон стремится к унификации церкви. Царь сначала поддержал Никона, но потом и он – в опале.1668-1676- протест старообрядцев в Соловецком монастыре, жестокая расправа с ними царя.
  1. Поддержка географических экспедиций.
1648-Плавание Семёна Дежнёва
  1. Развитие и укрепление экономических и культурных связей с западом.
Царь лично ездил за границу, в Европу. Стремился вводить элементы быта европейцев, мечтал о развитии высшего образования в России.Его мечты осуществит сын – Пётр 1.
  1. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Продолжение освоения Сибири. Осваиваются новые территории Сибири. Строятся города Нерчинск, Иркутск, Селенгинск.
  1. Дальнейшее расширение территории.
1654-воссоединени Украины с Россией . К России была присоединена Левобережная Украина.
  1. Возвращение исконно — русских земель.
1654-1667- русско-польская война.По Андрусовскому перемирию с Речью Посполитой к России присоединены Смоленские и Черниговские земли.
  1. Стремление вернуть земли Ливонии, добиться выхода к Балтийскому морю.
1656-1658- русско – шведская война.По Кардисскому миру 1661 г. Россия вернула завоёванные территории Ливонии, но не добилась выхода к Балтийскому морю.
  1. Предотвращение набегов крымского хана Крымчака, обеспечение безопасности южных границ.
Отражение набегов крымского хана, строительство засечной черты.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Установление абсолютизма в России, укрепление власти царя.
  • Юридическое оформление крепостного права в России.
  • Дальнейшее совершенствование системы государственного управления, личный контроль со стороны царя. Падает значение Земских соборов и боярской думы, растёт роль приказной бюрократии.
  • Значительное усиление военной мощи и боеспособности русской армии в результате военной реформы.
  • Ухудшение жизни народа, жестокое подавление всех видов возмущения.
  • Дальнейшее развитие экономики страны, политика протекционизма в торговле, развитие экономических и культурных связей с Европой.
  • Использование церкви, религии для укрепления царской власти, поддержка реформ Никона и отстранение его от власти с появлением угрозы усиления власти церкви. Борьба со старообрядцами.
  • Дальнейшее расширение территории в связи с освоением Сибири, удачными результатами войн с Польшей и Швецией.
  • Не смог добиться выхода к Балтийскому морю и окончательно предотвратить набеги крымского хана.

В целом правление Алексея Михайловича Романова было успешным, создало почву для последующих реформ Петра 1.

Хронология жизни и деятельности Алексея Михайловича

1646 Создана Ближняя дума (ближайшие соратники царя).
1658 Создан Приказ тайных дел.
1646 Подняты косвенные налоги, в 4 раза выросла цена на соль.
1648 Соляной бунт.
1648 Открытия русскими путешественниками мыса Дежнёва и Берингова пролива.
1649 Соборное уложение. Юридическое закрепление крепостного права.
1653 Начало церковной реформы Никона. Раскол в церкви.
1653 Земский собор принял решение о присоединении Украины к России.
1654 Переяславская Рада приняла решение о вхождение в состав России Левобережной Украины.
1653 Последний Земский собор.
1653 Торговый устав. Введена единая пошлина- 5 % стоимости товара.
1654-1657 Русско-польская война, Андрусовское перемирие.
1654 Денежная реформа(вместо серебряных- медные деньги, обесценивание медных денег).
1656-1658 Русско-шведская война, Валиссарское перемирие и Кардисский мир.
1662 Медный бунт (чеканить медные деньги прекратили)
1666 Восстание донских казаков под предводительством Василия Уса. Подавлено.
1666 Гражданская почта.
1667-1668 Строительство на Оке первого корабля « Орёл» и несколько небольших судов (голландцами).
1667 Новоторговый устав (протекционизм в торговле, двойная пошлина на иностранные товары и торговля иноземных купцов тол ко оптом).
1667-16711668-1676 Крестьянская война под руководством Степана Разина.Восстание в Соловецком монастыре.

Пример исторического сочинения по эпохе Алексея Михайловича с комментариями можно найти

Яркой личностью периода правления Алексея Михайловича был Симеон Полоцкий. О нём материал можно найти

Алексей Михайлович в историю России вошел как монарх, который делал все необходимое для развития страны. Правил он с 1645 по 1676 г.

Это был высокий, полный человек с русой шевелюрой и синими глазами, с величественными манерами. Основ­ными чертами его характера оставались твердость в вере и чувство долга. Своим помощникам он любил повторять - идите путем средним, праведным. Средний путь стал основой всей его внутренней и внешней политики. Он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого не удастся. Обидев кого-либо резким словом, царь стремился загладить свою вину. Заботой о спасении души объяснялись многие его поступки и решения. Христианские заповеди он чтил свято и неистово.

Во многих случаях Алексей Михайлович проявлял свою истинно христианскую сущность. При нем широко практиковался выкуп воинов, захваченных в плен крымцами, турками и поляками. Выкупленные крепостные крестьяне и холопы отпускались на волю. Царь жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание нищих. По его приказу по Москве регулярно раздавали нуждавшимся хлеб.

Алексей Михайлович был человеком разносторонних знаний, интересов и увлечений, любителем книжных пре­мудростей. Он обладал хорошим стилем письма и собственноручно написал историю русско-польской войны. Алексей Михайлович увлекался церковным и светским хоровым пением. Певчие и музыканты услаждали семью царя домашними концертами. Впервые при Алексее Михайловиче начались театральные представления. Царь увлекался соколиной охотой, с удовольствием играл в шахматы, коллекционировал часы и зеркала.

Царь открывал Россию западным веяниям. Кремлевский дворец украшался европейской мебелью, стены отделывались обоями. Из-за границы регулярно поступали газеты. Наследник престола Федор и царевна Софья обучались латыни и польскому языку. Их наставником был один из выдающихся деятелей славянской культуры Симеон Полоцкий (1629-1680 гг).

Близкими к царю людьми были поборник просвещения Ф.М. Ртищев, видный дипломат А.Л. Ордин-Нащокин, человек западных веяний АС. Матвеев. Многие из тех, с кем царь проводил время в беседах, были людьми незнатного происхождения, но блестящих дарований. Алексей Михайлович допустил в Россию иностранных специа­листов и ценил их труд.

Алексей Михайлович проявил интерес к созданию русского флота. Он попытался начать его строительство на Оке и намеревался переправлять суда по Волге в Каспийское море. В Астрахани на воду был спущен многопушечный фрегат «Орел».

В личной жизни Алексей Михайлович был счастлив. Но горе не обошло стороной царскую семью: наследники умирали один за другим, похоронили и одну из дочерей, затем из жизни ушла верная спутница царя - Мария Ильинична Милославская. Через два года Алексей Михайлович женился вторично, на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной. В 1672 г. она родила ему сына Петра, а затем двух дочерей. Началась борьба двух мощных семейных кланов - Милославских и Нарышкиных. Царь умел умиротворять страсти, но после его смерти эта борьба приняла драматичный характер.

Церковь и государство

В XVII в. в России нарастали про­тиворечия между Церковью и государством.

Вопрос: чья власть выше - Патриарха или царя? - шел из глубины веков. По образцу Византийской империи митрополиты, а потом Патриархи подчинялись светской власти. Высших иерархов Церкви ставили на свои посты великие князья, а позднее цари. Но со временем Церковь в России получила огромную силу. Государство нуждалось в ней во время борьбы с иноземными захватчиками и в период централизации государства. Крестом и молитвой Церковь освящала великие свершения народа. Но чем сильнее, крепче становилась в России самодержавная власть монарха, тем меньше отводилось места Церкви в этой системе. Царская власть не желала мириться с существованием этого государства в государстве, с мощным политическим влиянием Церкви, с различного рода судебными и налоговыми льготами.

Дворянское сословие с вожделением поглядывало на безбрежные церковные, монастырские и патриаршие земли, на которых можно было бы поместить тысячи служилых людей. К середине XVII в. Церковь лишилась многих своих преимуществ: специально созданный Монастырский приказ ведал всеми населенными церковными землями, кроме патриарших; судебные и налоговые льготы так­же остались лишь за патриаршими владениями. И все же Русская Православная Церковь оставалась по-прежнему одним из крупнейших земельных собственников в России.

В условиях упорядочения жизни государства необходимо было также привести в соответствие с требованиями времени церковные обряды и книги.

За долгие столетия в церковном богослужении накопилось немало ошибок. Тексты в церковных книгах были искажены малограмотными переписчиками. Русские иконописцы порой отходили от канонических правил изображения святых ликов и религиозных сюжетов. Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение - вместо трех перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя. Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы.

В руководящих кругах Церкви и государства при активном участии царя Алексея Михайловича началась подготовка к очищению церковной службы от искажений. Проводником этих новшеств стал Патриарх Никон (1605-1681 гг) возведенный в сан в 1652 г.

Судьба этого человека была удивительной. Мордвин Никита (так звали мальчика в миру) рано осиротел, с детства пристрастился к чтению духовных книг, был послушником в знаменитом Макарьевском монастыре неподалеку от Нижнего Новгорода, потом стал священником. Его семейная жизнь оказалась трагической. Одного за другим они с женой потеряли трех малолетних детей. После этого он ушел в скит на Белом море, постригся в монахи под именем Никона, стал игуменом. Слух о его подвижнической жизни пошел по Руси. Никон был представлен царю, произвел на него большое впечатление и был оставлен в Москве.

Около царя сформировался кружок ревнителей истинного благочестия. К ним принадлежали духовник царя Стефан Вонифатьев, выходец из священников Ниже­городского уезда протопоп Аввакум, окольничий Федор Ртищев и некоторые другие. Именно в этом кружке появились идеи упорядочения церковной службы по греческим образцам, приведения церковных книг в соответствие с оригиналами, введения проповедей в церковную службу.

Кроме уже предпринятых нововведений, при Никоне стали внедряться поясные поклоны в церквах (а не до полу), трехперстное крещение. Началось повсеместное исправление книг, с которых теперь делали печатные оттиски в соответствии с нормами современного языка. Написанные не по древним канонам иконы убирали из храмов. По сути, все эти нововведения были чисто обрядовыми.

Никон развернул кампанию за усиление нравственности церковнослужителей, боролся против пьянства в церковной и монастырской среде, требовал истового исполнения служб и обрядов.

Большинство церковников не приняло этих нововведений. Малограмотные, погрязшие в мирских делах свя­щенники и монахи враждебно отнеслись к дисциплинарным мерам Никона, им было привычно произносить давно заученные священные тексты. Церковные реформаторы столкнулись и с сопротивлением прихожан. Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами.

Несогласные объявили себя приверженцами старой веры - староверами. Так начался раскол в Русской Право­славной Церкви и обществе. Среди староверов оказались люди из разных социальных слоев: знаменитая боярыня Морозова, купцы, крестьяне, посадские люди. По существу, часть народа выступила против новых подходов к жизни, за старину.

Людей потрясали жестокие методы борьбы со свергнутыми святынями: иконы бросали в костер, книги уничтожали. Запрещалось проведение языческих праздников и обрядов. За пьянство и нерадивое отношение к церковным службам били батогами, сажали на цепь, ссылали. Сопротивлявшихся, в том числе непокорных иконописцев, отлучали от Церкви.

Против таких методов реформирования Церкви выступили и сами ревнители истинного благочестия в том числе неистовый протопоп Аввакум (1620-1682 гг). В своих страстных проповедях он стал обличать Никона в богоотступничестве, насилии над людьми. В ответ Никон отправил его и других ревнителей в ссылку. В глазах староверов они обрели ореол мучеников.

Царь поначалу занимал нейтральную позицию, полагая, что обновление Церкви необходимо. Но, пользуясь расположением к нему царя, Никон сосредоточил в своих руках огромную власть. Когда Алексей Михайлович выезжал к дей­ствующим войскам, в Москве во главе правительства он оставлял Патриарха. Никон вмешивался в дела управления страной, обличал действия властей, направленные на ограничение церковного землевладения, выступал против учреждения Монастырского приказа. В своих проповедях и Успенском соборе Московского Кремля он не раз публично рассуждал о преимуществе духовной власти над светской, священства над царством.

Противники Никона были уже рассеяны по просторам России. Аввакум сидел на цепи в холодной яме. Отказался принять реформу Никона Соловецкий монастырь, монахи заперлись в осаде.

В 1658 г. произошел разрыв между царем и Никоном. Никон оставил патриаршество и уехал в Воскресенский (Новоиерусалимский) монастырь. В 1666 г. на общем Соборе вселенских патриархов, съехавшихся в Москву, он был лишен патриаршего сана. На Соборе было определено, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а Патриарх - церковных. Никону определили жить простым монахом в дальнем Ферапонтовом монастыре, затем сослали в Кирилло-Белозерский монастырь, где он и умер.

В Москве был выбран новый Патриарх. Правительство продолжало дело очищения Церкви. А это означало, что креп и ширился раскол в русском обществе. В лесной глухомани возникали старообрядческие скиты. При подходе войск староверы сжигали себя. Такие самосожжения назывались «гори».

Лидером раскола оказался протопоп Аввакум, который теперь обличал не только никониан, но и царя. За свои анти­правительственные проповеди он был сожжен.

Со временем старообрядцы стали своеобразной частью русского православного населения со своими обрядами и традициями, старой церковной утварью и древними книгами.

Усиление царской власти

Самодержавие - это не только неограниченная власть одного человека в государстве, но и система, при которой самодержец может осуществлять свою власть. К этой системе Россия пришла постепенно.

Во второй половине XVII в. Россия стабилизировала свою экономику, наладила прочные международные связи, одержала нелегкую победу над Польшей, вступила в период церковного раскола.

Россию буквально потрясли городские восстания 1640 - 1660-х гг., а также мощное народное движение под руководством Степана Разина.

Правящие верхи России понимали, что лишь сильная власть окажется в состоянии сохранить с таким трудом установившийся порядок. Укрепляя царскую власть, закон и порядок, они укрепляли собственное положение.

В период послесмутного времени здоровые силы общества сплачивались вокруг центральной власти и фигуры царя. Даже мятежные казаки и крестьяне шли под знаменем хорошего царя против его злых советников. Земские соборы оказывали материальную и духовную поддержку царю при решении ключевых проблем внешней и внутренней политики. Поэтому ко второй половине XVII в. российское самодержавие стало еще более сильным.

Усиление царской власти происходило в условиях войны с Польшей. Многие вопросы следовало решать без проволочек. Некогда было собирать Земские соборы, и не случайно в ходе войны они постепенно отмирали. На первый план все больше выдвигались грамотные, способные люди, вводимые даже в состав Боярской думы. Царь создал ближнюю, или тайную Думу, где и реша­лись наиболее важные вопросы.

Отправляясь на русско-польскую войну, царь указал всем «быти без мест». На время войны запрещались местнические споры о том, кто родовитей. Отмена местничества была уже не за горами.

По-прежнему органами центрального управления в стране являлись приказы. Порой их количество доходило до 80. Четкого разделения функций между ними не было, что создавало путаницу в делах. Во второй половине царствования Алексея Михайловича началось объединение некоторых приказов. Появился своеобразный приказ над приказами - Тайных дел. Через особо доверенных лиц царя он осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране, мог вмешиваться в дела других приказов и принимать решения волей великого государя. В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей.

Возвышение облика царя

Возвеличивание его государского величества было хорошо продуманной политикой. Царь появлялся на людях только в дни больших государственных торжеств и крупных религиозных праздников. При его проезде все встречные должны были сойти с коней, снять шапки и, поклонившись, стоять смирно и немятежно. К Боярской думе царь выходил в роскошном одеянии. Его лошади и карета блистали дорогим убранством. Знаменосцы, конные и пешие вооруженные отряды сопровождали царя при выездах на богомолье.

Особую роль в возвышении престижа государя играла Церковь, постоянно подчеркивавшая божественное пронахождение царской власти. В сознании народа она внедряла мысль о русском царе как наследнике православной Византийской империи, лидере всего православного мира.

Народ воспринимал это как должное - возвышение царя подчеркивало возвышение страны. Царь был олицетворением всего лучшего, что жило в душах людей.

Армия

В жизни армии во второй половине XVII в. начались существенные перемены. Малодисциплинированная дворянская конница уже не выдерживала конкуренции с регулярными армиями Запада. Дворяне садились на боевых коней лишь во время войны, отрывались от своих хозяйств, что не содействовало их боевому духу. Более дисциплинированными и современными являлись стрельцы, военные профессионалы, которые в мирное время занимались ремеслами и торговлей, сливаясь с посадскими людьми. Казачьи части, башкирская, татарская и калмыцкая конницы были нерегулярными войсками, привлекавшимися лишь на время военных действий.

В годы русско-польской войны стали более широко применяться солдатские, рейтарские и драгунские полки - полностью профессиональные войска. Они набирались из охочих людей, которые служили за плату. Постоянной частью их жизни были маневры. К концу жизни Алексея Михайловича в русской армии числилось 60 тыс. солдат и 30 тыс. рейтар, имевших на вооружении современные мушкеты и карабины.

Укрепление внешнеполитических связей

Общая стабилизация положения в стране, ее экономическое укрепление, усиление царской власти, водворение закона и порядка, связанного с принятием Уложения 1649 г., благоприятно сказались на международном положении России.

Сохранялись дружественные отношения со Швецией.

С Голландией шли переговоры по экономическим вопросам, в том числе о положении голландских купцов и предпринимателей в России. С целью получения поддержки сильных держав в войне с Польшей были проведены переговоры во Франции и Австрии.

Сложнее складывались отношения с Англией. Соперничество с английскими купцами на отечественном рынке давно заботило русских торговых людей. С начала революции в Англии (1642 г.) купцы стали заявлять в челобитьях царю, что англичане - торговые люди, все Карлусу королю не подручны и от него отрешились.

После казни Карла I по указу царя английские купцы были высланы из России. В дальнейшем Россия поддерживала отношения с правительством Кромвеля и помогала финансами английскому монарху Карлу II, но прежнее благоволение англичанам не было возвращено.

Правительство Алексея Михайловича сохраняло дружеские отношения с Персией, поддерживало нейтралитет с Турцией.

В середине XVII в. на юго-восточных границах России произошло знаменательное событие: теснимые агрессивными соседями, измученные междоусобными войнами кочевники-калмыки обратились к царю с просьбой принять их в русское подданство. Калмыцкие тайши (ханы) хотели бы кочевать на землях между реками Яиком (Уралом) и Волгой, и за это обещали помогать России конницей против внешних врагов. Получив согласие, они в 1655 г. присягнули русскому царю.

Отношения с Польшей. Положение на украинских землях

Стержнем российской внешней политики во второй половине XVII в. по-прежнему оставались отношения с Польшей. Особенно важен был вопрос об украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой.

Положение украинского крестьянства и посадских людей в XVI-XVII вв. резко ухудшилось вследствие усиления феодально-крепостнического гнета. Украин­ский народ испытывал также национальное угнетение: немало земель принадлежало на Украине польско-литовской знати и шляхтичам, которые третировали украинцев как людей низшего сорта.

Общее тяжелое положение украинского народа дополнялось религиозными гонениями. Господствовавшей религией в Речи Посполитой было католичество. В конце XVI в. православие было объединено с католичеством на нравах унии (союза), по которой за православием сохранялось право лишь на некоторые обряды. Католическое духовенство и администрация Речи Посполитой усиливали нажим на православное духовенство и верующих.

Гнет социальный, национальный и религиозный вызывал сопротивление свободолюбивого украинского народа.

Одной из его форм стало бегство крестьян и посадских людей на свободные земли в низовьях Днепра, за пороги. Они селились в пограничной степной зоне, сбивались в казачью организацию. Центром этого казачества стала Запорожская Сечь - укрепленное поселение на острове Хортица.

Со временем у запорожских казаков, как и у донских, появилось свое управление - казачья рада, кошевой атаман. Казаки представляли собой крупную военную силу, с которой вынуждено было считаться правительство Польши. Они становились мощным заслоном на польской границе с Крымским ханством - вассалом Турции. Со временем правительство перевело часть казаков на регулярную основу - платило им жалованье, снабжало боеприпасами и оружием. Это казачество называлось реестровым, т.к. числилось в правительственных списках - реестрах.
Польско-украинские магнаты препятствовали притоку беглых в ряды казачества. С конца XVI и в течение всей первой половины XVII в. Украину сотрясали мощные крестьянско-казацкие восстания. Магнаты и центральная власть жестоко их подавляли. Нередко взоры украинцев обращались к единоверной, близкой по культуре и языку России. Но наступление там феодально-крепостнических Хмельницкий порядков пугало их.

Ранней весной 1648 г. на Украине началось восстание. Его центром стала Запорожская Сечь, а его руководителем - выходец из числа мелких украинских дворян (шляхты) Богдан Хмельницкий.

К началу восстания это был уже зрелый человек. Ему исполнилось 53 года. Хмельницкого хорошо знали в кругах казацкой верхушки. Сын казацкого сотника, он не раз ходил с казаками против Крымского ханства, побывал в татарском плену, и к началу 1640-х гг. служил войсковым писарем. И многие издевательства, которым поляки подвергали украинцев, Хмель, как его дружески называли на Украине, испытал сам.

Один из польских шляхтичей, его сосед, отнял у Богдана хутор, заковал в цепи его домочадцев, а когда Хмельницкий попытался найти на него управу у польских властей, засек до смерти сына Хмельницкого. Началась настоящая охота польской шляхты на Хмельницкого. С большим трудом он избежал опасностей и ушел в Запорожскую Сечь. Там его с восторгом встретила казацкая вольница. Вскоре казаки избрали его своим гетманом.

Богдан Хмельницкий тайно направлял грамоты в села и города Украины с призывами подниматься на борьбу с Речью Посполитой и поддержавшими ее украинскими магнатами. Он сформировал казацкое войско, заключил против поляков союз с крымским ханом, пообещав татарам богатую добычу.

В первых сражениях с поляками (под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами) войско Хмельницкого одержало блестящие победы. Взятых в плен лучших польских полководцев гетман отправил в подарок крымскому хану: за них татары могли взять с Польши огромный выкуп. Это произвело эффект в Крыму.

Первые успехи казаков всколыхнули всю Украину и соседние области Белоруссии. Отовсюду к Хмельницкому шли тысячи людей. Многие шляхетские имения и замки оказались в осаде.

Вернувшегося после побед гетмана ожидала торжественная встреча в Киеве: толпы народа восторженно приветствовали его, духовенство молилось за здоровье Хмельницкого, деятели культуры слагали в его честь панегирики. Хмельницкий стал подлинным героем украинского народа.

В последующих сражениях перевес оказался на стороне Польши. В решающем сражении крымский хан вступил в переговоры с королем. Хмельницкий бросился его уговаривать и был им задержан. Украинское войско осталось без предводителя. В этих условиях гетман был вынужден заключить с поляками невыгодный для Украины мир, в частности сократить число реестровых казаков - этой сердцевины украинской армии.

В дальнейшем война возобновилась, Хмельницкий одержал ряд побед. Но для повстанческой верхушки становилось все более ясным, что в одиночку Украине с Польшей не справиться. Одни руководители восстания предлагали договориться с королем, другие склонялись к союзу с Турцией. Значительная часть украинского народа, в том числе и сам гетман, тяготела к России. Голос Хмельницкого оказался решающим: он обратился за помощью к России, просил царя принять Украину в ее состав.

В конце 1640-х - начале 1650-х гг. Россия признала Украину в качестве самостоятельного государства и установила с ней официальные дипломатические отношения. Повстанцам предоставили продовольствие, боеприпасы и оружие. Одновременно русское правительство запретило продажу продовольствия в Польшу, открыло границу для украинских переселенцев, наделяло их землей, оказывало помощь деньгами, продовольствием и семенами, многих освобождало от уплаты налогов. Это содействовало росту доверия украинцев к России.