Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Дыхательные упражнения

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны .

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Общее недоразвитие речи представляет собой специфическое проявление речевого нарушения, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речью.

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР была проведена коррекционно-логопедическая работа. Она проводилась последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей.

Коррекционно-логопедическая работа решала следующие задачи :

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Так же необходимо развивать речевое дыхание – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная работа проводилась поэтапно. На первом этапе развивалось умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.

Перед началом работы была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР по методике Лазаренко О.И., в ходе которой определялось:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та ) или отстукивания;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом; переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише); выделять голосом нужное слово; повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении; передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводились как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений направленных на коррекцию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные дыхательные упражнения в положении «лежа», затем «сидя», «стоя», постепенно переходящие в фонационные (произнесение звуков на выдохе).

Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения на воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями логопеда. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.

Параллельно с работой над интонацией проводилась работа над логическим ударением . Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение, использовались следующие игровые упражнения: – для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово» ; – для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?» ; – для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи» ; – для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?»

Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте , были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.

Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость ) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?» . Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)» .

В работу по развитию восприятия тембра голоса , умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок» , «Теремок», и др.), короткие диалоги.

В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками ). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро» , но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.

Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

Итоговая диагностика проводилась по той же методике. Обследование показало, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие

интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Проведенная работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Термин "интонация" ввел в употребление Б.Л. Яворский. Исходя из определенного сходства словесно-речевого и музыкального интонирования, он рассматривал интонацию в качестве основы выразительности в музыке. Однако, как известно, понятием «интонация» стал широко пользоваться, более того, создал учение об интонации, Б.В. Асафьев. Ученый трактовал понятие интонации широко и многогранно: как интервал и «попевку», мелодическую фразу, и мелодически осмысленную гармонию, рассматривая мелодический слух как важнейший компонент музыкального слуха.

Мелодический слух – это способность воспринимать, интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Он играет ведущую роль при интонировании в процессе исполнения и слушании музыки. Поэтому развитие мелодического слуха и выработка на его основе навыков интонирования является одной из основных задач слухового воспитания на уроках сольфеджио. Мелодический слух включает в себя ладовый и интервальный слух.

Как отмечает Л.М. Маслёнкова: «В освоении диатоники классического мажора и минора исторически сложилось два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда, другой построен на выделении отдельных ступеней из полного звукоряда. Показателями овладения классической тональностью служат три момента: учащийся ощущает тонику, держит строй и слышит каждую ступень в отдельности».

Интервальный слух - это способность оценивать интервал как соотношение двух звуков, обладающее устойчивым выразительным свойством.

Интервалы принято изучать как в ладу, так и от звука. Изучение интервалов в ладу воспитывает интонационную точность и выразительность пения, гибкость и интонационную чуткость слуха. Пение интервалов от звука способствует свободному интонированию музыки XX - XXI веков, где ладово-конструктивная роль интервала становится определяющей в условиях расширенного звукового состава лада и ладовой переменности.

Развитие мелодического слуха происходит в различных формах работы на уроках сольфеджио. Особое место среди них занимают интонационные упражнения. Они служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются гимнастикой слуха.

Преподавателю сольфеджио необходимо на каждом уроке (5-7 мин.) уделять внимание интонационным упражнениям, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка и наиболее быстро подводят к основной цели – умению их сольфеджировать и слышать.

Для достижения прочности знаний необходимо помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения и его воспроизведение.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. По количеству голосов - одноголосные и многоголосные. По методическому признаку их можно разделить на упражнения в ладу, от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Примеры интонационных упражнений:

1.Пение последовательности ступеней одноименном мажоре и миноре с названием звуков или на слоги, например:

2. Импровизация мелодических «попевок» на фоне гармонического сопровождения в мажоре и миноре, например:

3.Пение гаммы с названием нот. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых и вводных ступеней, например:

    Пение интонационных «попевок» в определённом размере и ритме, например:

    Пение верхнего тетрахорда трёх видов минора, например:

    Интонационные упражнения для развития интервального слуха состоят из пения интервалов как соотношение ступеней лада (то есть с опорой на развитый ладовый слух). Они основаны на свободном интонировании интервалов от звука вверх и вниз, а также интервалов, входящих в состав аккорда, например:

Сочинение и импровизация мелодии

Этот вид работы предусматривает несколько направлений: спонтанное сочинение на заданные тексты, при котором ученик импровизирует окончание фразы, начатой педагогом; импровизация мелодий в форме рондо (в мелодии рефрена закрепляются определенные интонационно-ритмические модели), сочинение мелодий на данный ритмический рисунок и др. Примеры творческих заданий, направленных на развитие мелодического слуха:

    Допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях.

    Импровизация фразы – ответа с окончанием на тонике:

3. Импровизация и письменное сочинение на заданный ритмический рисунок:

4.Сочинение мелодических вариантов фразы, предложения:

5.Импровизация окончания музыкальной фразы:

6.Импровизация мелодий на данный ритмический рисунок с использованием интонаций пройденных интервалов, движения по звукам изученных аккордов:

7. Импровизация мелодии на основе данной гармонической последовательности:

8. Сочинение мелодии по заданной интонационной модели (различные виды мелодического движения). М ожно использовать карточки – модели. Если ритмические карточки представляют ритмическую модель так, как она выглядит в нотном тексте, то мелодическая модель выглядит графически более условно:

9. Сочинение мелодий на основе данной последовательности ступеней лада–ученику предлагается импровизировать или сочинить мелодию в указанном размере.

10.Сочинение и импровизация по заданному ритмическому рисунку в указанной тональности. Например: сочинить мелодию на данный ритм:

11.Досочинение мелодии с модуляцией во втором предложении:

12.Жанровые преобразования мелодии (вальс, марш, полька, мазурка) с помощью изменения размера и ритмического рисунка (с возможным добавлением звуков), например:

Учебные пособия, используемые на уроках сольфеджио для интонационной работы: клавиатура, лесенка, столбица – пространственно наглядное пособие, отражающее внутреннее строение лада (устойчивые и неустойчивые ступени, их тяготения).


Формы исполнения упражнений могут быть разные: пение хором, группами и индивидуально, пение по «цепочке», пение вслух и про себя, на гласные и на слоги, пение с текстом и с закрытым ртом.

Ритм при пении упражнений необходимо выбирать равномерный, спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно, варьирование темпа и ритма. Но вначале лучше брать не сложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.

Л. Маслёнкова в своей книге «Интенсивный курс сольфеджио» предлагает начинать изучение мажорных и минорных ладов через одновременное освоение ладовых и интервальных интонаций .

При построении интонационных упражнений необходимо избегать заученных схем. Для этого необходимо изменять направление движения при пении интервалов и аккордов. Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях, в различных темпах, используя различные штрихи, что создает дополнительные трудности и способствует их лучшему усвоению. Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков и работе над развитием голоса учащихся.

Основные требования, которые необходимо предъявлять к пению на уроках сольфеджио:

    Любое интонационное упражнение, примеры для сольфеджирования должны быть не только точно проинтонированы, но и красиво, музыкально исполнены распевно, а не точечным звуком. Дыхание при пении должно быть свободным и меняться по фразам или по имеющимся в тексте указаниям.

    Для четкого, ясного произнесения названия нот или текста, необходимо выработать четкую, активную артикуляцию, специально работать над дикцией, осмысленностью и выразительностью исполнения, с точным соблюдением динамических оттенков, указанных в тексте.

    Пение каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой.

Как отмечает Е. Давыдова, - «именно гармония, звуковые комплексы помогают осознанию ладовых связей, и способствует уточнению интонации». Мелодию упражнения не следует помещать в верхний голос гармонии. В том случае, если мелодия дублируется верхним голосом гармонии, интонирование будет стремиться к темперированному строю фортепиано и станет маловариантным и не гибким.

После пения с гармоническим сопровождением, необходимо перейти к пению a capella . При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

Воспитание чистого интонирования это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Важно постоянно воспитывать чувство слухового самоконтроля – внимательного вслушивания в собственную интонацию. Осмысленность и выразительность пения способствует чистоте интонации и устойчивости строя. Чистота интонирования также зависит от умения делать структурный ладовый и интервальный анализ мелодии.

При пении важно хорошо развитое ладовое чувство. Чуткий ладовый слух вносит коррективы в интонирование мелодии. На уроках сольфеджио необходимо воспитывать навык «слышу – пою».

При сочинении интонационных упражнений по любой теме необходимо несколько условий:

    Каждое упражнение должно отвечать избранной теме, то есть отрабатывать определенный элемент, довести его усвоение до уровня подсознания.

    Интонационные и ритмические стороны в упражнении не должны мешать одна другой. Поэтому метроритм в интонационных упражнениях должен быть простой и ясный. А в упражнениях на усвоение ритма должна быть простейшая интонация.

3.Упражнения должны быть минимальных размеров. Они должны легко укладываться в сознание учащихся, содержать секвентное развитие; странспонированы в различные тональности, удобны для интонирования с учетом диапазона голосов данной группы.

4. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны для каждого учащегося.

Полезно учащимся задание: придумывать последовательности ступеней, интервалов, небольшие мелодические обороты на данной метроритмической основе, а также мелодии, содержащие сопоставление различных ладов (мажора и минора), например:

Таким образом, в комплексе средств и форм работы по воспитанию и развитию музыкального слуха, интонированию принадлежит ведущая роль. Вне точности интонации, вне чистоты строя все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Борис Асафьев говорил: «В музыке необходимо быть в тоне, то есть интонировать. Закон интонации понимать как высказывания мысли и чувства» . Верность интонации это активное проявление точности восприятия, следовательно, чистота интонирования – это не только результат, к которому надо стремиться, а также одно из условий успешного воспитания музыкального слуха.

Литература

    Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- М., 1978.

    Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М., 1973.

    Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио.- СПб.,2003.

    Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Л, 1985.

    Островский АЛ. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.