(от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.

На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з"н"ич"ный"], её – 2 буквы и 4 звука [й"ий"о´] и др.

Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч"], [ш"], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]) и непарные глухие ([х], [х"], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Л им он – р ай » – все сонорные русского языка, «Ст епк а, х оч еш ь щ ец ? – Ф и! » – все глухие и др.

Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: с амый – [с а´мый"], с идеть – [c" ид"э´т"], с шить – [ш шыть], с другом – [з друга´м], прось ба – [про´з" ба] и др.

Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н"э ]ль . Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в"исна´], часы – [ч"исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.

Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.

Успехов в изучении русской фонетики!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.

Звук как единица языка.

Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звуки гласные и согласные.

Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.

Таблица 1.

Подъем Передний Средний Задний
ряды
Верхний
Средний
Нижний

Примечание: подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).

В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.

От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:

- сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м"], [н"), [л"], [р], [j];

Шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б"] [в"] [г"] [д"] [з"]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч"], [п"], [ф"], [к"], [х"]. [т"],[с"].

Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б"], [п"], [в"], [ф"], [д"], [т"],[з"],[с"],[г"],,,[м"][л"],[н"],[р"]).

Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] - [п], - [п"], [в] -[ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] -[ш],[г] - [к], [г"] - [к"]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] - [б"], [п] - [п"]. [В] - [В"], [ф] - [ф"], [Д] -[Д"], [т] - [т"], [з] - [з"], [с] - , [г] -[г"], [м] - [м"], [л] - [л"], [н] - [н"], [р] - [р"]).

Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"],, глухие звуки [х], [ц], [ч"], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч"], [щ"], .

Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].

Сильные и слабые позиции звуков.

В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная - слабой (ср. до?м - дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой - в конце сова (гриб - [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).

7. Слог - это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мур-зик).

8. Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.

В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма"ма, соба"ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена" - сте"ны.

Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки"нокарти""на.

Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики): под две"рью.

Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например, за"мок- замо"к.

9. Интонация - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции:

  • различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование;
  • оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью;
  • выражает конфетные эмоции;
  • передает подтекст высказывания;
  • характеризует говорящего.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.
Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его 2 слога, второй ударный

Согласный, звонкий, мягкий
е- [и] гласный, безударный
г- [в] согласный, звонкий, твердый
о- [о?] гласный, ударный
3 буквы 4 звука

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б"] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

Определение слова «фонетика» заложено в самом названии, образованном от греческого «фоне» – «звук». Объектом изучения фонетики является звучащая речь, начиная со звуков и заканчивая звучащим текстом. Таким образом, в поле исследовательских интересов фонетики попадают фонемы, ударение в слове и предложении, слогообразование и слогоделение, интонация. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий природу, развитие и семантические функции звуковой материи языка.

На первый взгляд может показаться, что фонетика затрагивает только план выражения языка, но это не так. Фонетика не может существовать изолированно от значения, поскольку на любом этапе анализа фонетиста интересует, прежде всего, то, как изучаемые им характеристики единицы выражения влияют на её значение.

Фонетика – одна из основных, возможно, самая фундаментальная отрасль лингвистики. Ни одна лингвистическая теория и практика не могут обойтись без фонетики, ни одно описание языка не будет полным и исчерпывающим без фонетики. Вот почему фонетика стоит на одном уровне по значимости с грамматикой и лексикологией.

2. Разделы фонетики

Существуют несколько аспектов фонетики. Прежде всего, выделяют артикуляторный (физиологический), акустический, перцептивный.

Артикуляторная фонетика – раздел фонетики, занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков как результата работы речевых органов, т. е. с точки зрения произнесения звуков. Данный раздел фонетики описывает движение воздуха по речевому тракту, координацию органов речи в процессе произнесения отдельных звуков. Это один из старейших и наиболее полно изученных разделов фонетики.

Акустическая фонетика (фоноакустика) тесно связана с разделом физики – акустикой. Для акустической фонетики важны сведения об акустических характеристиках речевого потока: частоте, силе (интенсивности), времени колебательных движений, порождающих звуковую волну. Акустическая фонетика – самая молодая и быстроразвивающаяся отрасль фонетики. Она представляет особый интерес для научных работ по экспериментальной фонетике и прикладной лингвистике.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

В качестве четвертого раздела фонетики выделяется функциональная фонетика (фонология, фонемика в зарубежной литературе). Это раздел фонетики, изучающий функциональный аспект звуковой системы языка, т.е. лингвистические функции гласных и согласных звуков, деления на слоги, ударения, просодических характеристик. Функциональным этот аспект назван благодаря коммуникативной функции, выполняемой языком как важнейшим средством общения и передачи мысли. Функциональный аспект звуковой материи языка также называют социальным, т. к. язык – это социальное явление.

Фонология как раздел фонетики была впервые предложена выдающимся российским филологом польского происхождения И. А. Бодуэном де Куртенэ. Позднее Н.С. Трубецкой провозгласил фонологию самостоятельной лингвистической дисциплиной, изолированной от артикуляторной и акустической фонетики. Эту концепцию разделяют многие зарубежные лингвисты, которые рассматривают материальную форму и функцию звучащих языковых единиц речи изолированно друг от друга. Отечественные филологи считают фонологию разделом фонетики.

Помимо разделов фонетики, описанных выше, существуют другие подразделения фонетики.

Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает типы звуков в различных языках и соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Частная фонетика (дескриптивная фонетика) – это фонетика отдельно взятого изучаемого языка, например, фонетика английского языка. Она изучает произносительную систему и дает описание фонетических единиц конкретного языка.

Лингвисты выделяют также историческую фонетику , чья цель проследить последовательные изменения в фонетической системе конкретного языка (или семьи языков) на различных этапах его исторического развития. Используя лингвистический метод анализа, историческая фонетика анализирует письменные источники и сравнивает различные варианты написания отдельно взятого слова, исследует поэтическую рифму и метрику. Историческая фонетика – часть истории языка.

С исторической фонетикой тесно связана сравнительная фонетика , в фокусе внимания которой находится взаимосвязь фонетических систем двух и более языков, особенно родственных, и выявление соответствий звуковых систем данных языков.

Фонетика подразделяется также на сегментную и сверхсегментную (супрасегментную). Сегмент – кратчайший отрезок звучащей речи. В конкретном звучании это – отдельный звук, в качестве обобщенной единицы фонетической системы языка – фонема. Таким образом, сегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий отдельные звуки. Объектом исследования сверхсегментной фонетики являются фонетические единицы большие по протяженности, чем звук: слоги, слова, фразы и тексты.

Фонетика может также быть теоретической и практической (прикладной). Теоретическая фонетика – это обобщенное изложение и лингвистическое объяснение всей системы фонетических средств данного языка.

Практическая фонетика изучает фонетическую систему языка в соответствии с определенным принципом. В своем прикладном статусе практическая фонетика широко используется для постановки произношения и развития навыков ораторского искусства у актеров, певцов, дикторов; в логопедии для лечения многочисленных дефектов и патологических расстройств речи, таких как афазия; в сурдопедагогике для обучения глухих и немых людей.

(от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.

На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в русском языке не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з"н"ич"ный"], её – 2 буквы и 4 звука [й"ий"о´] и др.

Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч"], [ш"], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]) и непарные глухие ([х], [х"], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Л им он – р ай » – все сонорные русского языка, «Ст епк а, х оч еш ь щ ец ? – Ф и! » – все глухие и др.

Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: с амый – [с а´мый"], с идеть – [c" ид"э´т"], с шить – [ш шыть], с другом – [з друга´м], прось ба – [про´з" ба] и др.

Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н"э ]ль . Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в"исна´], часы – [ч"исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.

Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.

Успехов в изучении русской фонетики!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.