Нашествие

Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.

Автопортрет

Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.

Попробую пояснить.

С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?

По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.

Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.

А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…

Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.

Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?

А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.

Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.

Биография художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.

Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.

После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.

Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.

В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.

А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.

Картины художника Константина Алексеевича Васильева

Нашествие. Эскиз

Прощание славянки

Парад сорок первого

Унтер-ден-Линден в огне

Маршал Жуков

Северный Орёл

У чужого окна

Русский витязь

Илья Муромец и голь кабацкая

Нечаянная встреча

Валькирия над сраженным воином

Рождение Дуная

Илья Муромец – борец с христианской чумой

Свентовит

В доме культуры «Родина» города Зеленодольска, что в 30-ти км от Казани, 28-29 октября 1976г. проходила выставка казанских и зеленодольских художников-сатириков, где Константину Васильеву разрешили выставить свои три работы: «Ожидание» (1976 г.), «Портрет Лены Асеевой» (1974г.) и «Нечаянная встреча» (1973г.). Эти и другие работы станут уникальными, но только после его загадочной смерти
Выставка закрывалась в пятницу, 29 октября, а в 18 часов решили провести собрание участников: обсуждение, планы на будущее, но этот день станет и последним днём в жизни художника Васильева, днём его будущей славы…
«Мы пришли в ДК «Родина» на закрытие выставки, организованной клубом художников Зеленодольска, который был создан буквально несколько месяцев назад, и Костя был одним из активнейших его членов, - вспоминает организатор клуба, скульптор Амир Загиров, - и были удивлены, что картин уже нет на выставке. Секретарь клуба Юнус Ибрагимов, поссорившись с кем-то, самовольно взял и снял все работы. Тогда обсуждение выставки провели в помещение театрального кружка ДК «Родина». Но мне нужно было бежать на занятие в изостудии, что в ДК им. М.Горького.
Выходя из дворца, на крыльце я встретился с Костей. В глаза бросилось, что он был выпивши, я не хотел, чтобы Костя под хмельком шёл на обсуждение, поэтому предложил ему пойти с нами в студию. Однако Константин сказал, что договорился в семь часов встретиться с другом (это был Аркадий Попов. – Г.В.).
А через полтора часа тела Кости и Аркадия нашли на станции «Лагерная»».
На выставке принимало участие несколько десятков казанских и зеленодольских художников, но зрители в основном толпились около работ Васильева, поэтому и книга отзывов была заполнена восторженными откликами на его картины.
О смерти сына Костина мама, Клавдия Парменовна, узнала только на третий день, да и то, когда ей сообщили его друзья: инженер Геннадий Пронин и астроном Олег Шорников. Видимо дежурный морга, где лежал Васильев, перепутал поселок Васильево с поселком Вязники, что рядом с Зеленодольском, так предполагает Шорников.
Он же мне рассказывал, что оба трупа были найдены путевыми рабочими утром 30 октября 1976г. на станции «Лагерная», что в 5 километрах от Казани. Лежали они по разные стороны железной дороги. Попали под поезд они одновременно. Это был экспресс «Омск-Москва», идущий из Казани в Москву или из Москвы в Омск?.
Из рассказов Шорникова Олега Ефимовича следует, что поезд давал сирену, но друзья её не слышали. Машинист экспресса даже видел их, когда они оба переходили железную дорогу в полутёмном месте перед высокой платформой, находящейся между путей, и спешили на последнюю электричку, идущую в Казань. Он их сбил, затем затормозил. Машиниста заменили другим, т.к. этот уже не мог вести пассажирский поезд после совершенного убийства!?.
Но что же они на полустанке «Лагерная» делали около 21 часа? Опять же со слов Шорникова, они заехали в «Лагерную», чтобы купить в магазине для железнодорожников бутылку спиртного и отметить их встречу.
Странно, но бутылку можно было купить и в Казани. Тем более, Аркадий Попов вернулся из экспедиции и был при деньгах.
Действительно, в кармане Васильева была обнаружена не разбившаяся целая бутылка ими любимого портвейна «Чёрные глаза».
Два трупа на железной дороге, но ни протоколов осмотра места гибели потерпевших, ни дознания, ни предварительных следственных действий со стороны правоохранительных органов не было произведено, как требовала на то статья 3 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР.
А в те «застойные» годы милиция строго соблюдала требования Уголовного Кодекса РСФСР, принятого еще с 01.01.1961 г. Скорее всего, они сослались на ст.5 того же УПК РСФСР: «Уголовное дело не может быть возбуждено за отсутствием события преступления». И действительно, преступления, будто бы не было, это просто несчастный случай, пусть и групповой, но несчастный, а это совсем другая статья и ответственность…
Со слов Шорникова Аркадий Попов был сыном сотрудника Татарского КГБ. Моё телефонное обращение в отдел кадров Казанского ФСБ дать справку, работал ли у них в 1970-е годы полковник (или майор?) Попов, мне было сказано, что о действующих и отставных сотрудниках справок не даем, но дело их хранится вечно.
Но случайно узнаю, что в органах МВД в те годы работал подполковник Попов А.М., был ли он родственником, тем более отцом Попова Аркадия, мне не удалось выяснить.
Чтобы узнать о месте погребения Аркадия спрашиваю Шорникова, живы ли его родственники, но Олег Ефимович ничего о них не знает или говорить не хочет.
Хотя в своей книге («Великоросс. Повесть». Казань. Изд-во: ООО «НКТЦ Зодиак».- 2014. С.144), он пишет: «…Гена Пронин узнал телефон Поповых, но еще не звонил им.
Позвонил я. Мне ответили, что Аркадий на столе, а Костя в морге. Была глубокая ночь…». Это было 01.11.1976г., т.к. Шорников о гибели друга узнал от Пронина только после обеда, прилетев из Ленинграда, где был в командировке.
Отсюда следует, что пошли уже четвертые сутки со дня смерти, но Аркадий все еще в доме и лежит на столе.
Но у русских, обычно, усопших хоронят на третьи сутки...
Если следовать рассказам Шорникова, то почему полковник КГБ, всесильной организации страны Советов, узнав о смерти своего взрослого сына, не раскручивает следственного дела, а смиренно соглашается с версией гибели подвыпившего сына от удара, мчавшегося со скоростью около 100 км/час многотонного железнодорожного локомотива, который тянул тысячетонный состав.
В подтверждение высокой скорости поезда, мне удалось получить справку от машинистов Казанского узла Горьковской железной дороги, что им даже предписано пассажирские поезда прогонять на этом полустанке с высокой скоростью (90-100 км/час), не замедляя хода, если они едут из Казани в Москву. Это связано с набором скорости при выходе из Казани и вхождением в график движения. И что интересно, после такого мощного и смертельного удара оба тела остались целыми, без внешних деформаций и увечий. Но Шорников не может точно сказать, куда шел этот экспресс: из Казани или в Казань…
Со слов сестры Васильева Валентины Алексеевны, погиб Константин при очень странных обстоятельствах. Врагов у него не было. Он был абсолютно бесконфликтным человеком. Скорее всего, ребята попали под горячую руку хулиганов. В те времена на электричках орудовали всякие группировки, и, возможно, завязалась драка, Костю и Аркадия избили и на ходу выбросили из вагона электрички.
О том, что была драка, говорят синяки и ссадины на руках обоих, а у Кости особенно. Когда она с врачом в морге одевала его, то увидела, что голова на затылке у Кости пробита. Рана была глубокая, но небольшая по размеру, почти квадратная. А ладони и пальцы рук были в синяках, какие бывают, когда ты отбиваешься от нападающих.
Всё это видели как его родственники, так и милиционеры, но протоколов осмотра не составляли, а если они и были, то уже за давностью лет, якобы, уничтожены.
Но согласно Уголовному Кодексу того времени, в статье 105 сказано, что «По факту гибели (убийства) людей возбуждается уголовное дело», что и должно было сделано Казанским следственным управлением на транспорте.
Такие уголовные дела не имеют срока давности и не уничтожаются. Но даже, если вдруг были уничтожены, то в акте их уничтожения, указывается, какие и когда документы уничтожены.
Через несколько лет после гибели Васильева, известный в Татарстане писатель и журналист, Диас Назихович Валеев, по телефону обратился в приемную пресс-службы МВД республики Татарстан с просьбой рассказать о гибели художника Васильева Константина Алексеевича. Дежурный, недолго думая, бодро ответил, что его зарезали, а затем выбросили из вагона электрички. Но когда Диас направил к ним официальный запрос о гибели Васильева, то ему отказали и прислали обыкновенную отписку: документов об этом случае в архивах нет. Тогда Диас Валеев направляет официальное письмо в милицию Казанского линейного участка Горьковской железной дороги, ответ тот же, ни слухом, ни духом не знают! (газета «Звезда Поволжья», 09.02.2012г., статья Д. Валеева - «Тайна гибели человека с филином»).
Становится уже совсем не понятно: зачем скрывать общеизвестные факты смерти Васильева, тем самым искусственно создавая ореол таинственности над происшествием.
Но, скорее всего, было так…
Счастливые и немного выпившие, друзья вышли покурить в тамбур вагона электрички, которая шла в Казань из Зеленодольска, живо обсуждая результаты выставки. Время позднее, осеннее, пятница, с работы в Казань возвращалась бригада путейцев, с инструментом в руках, тоже выпившие, - завтра же выходные. У одного из них в руках был железнодорожный костыльный молоток для крепления рельс к шпалам. Они занимались ремонтными работами на Казанском участке железной дороги. Попросили у курящих закурить, но им отказали, - кончились сигареты. Слово за слово, мол, в галстуках, с бородками, и курева нет, начали оскорблять. Костя огрызнулся, тогда начали «несчастных интеллигентов» избивать, тем самым уравнивая свой социальный статус. Вагон полупустой, никому дела нет, что творится в тамбуре! Милиция тогда по вагонам не ходила. Того, кто из двоих особенно сопротивлялся, это был Костя, ударили по голове сзади этим молотком, чтобы утихомирить, но увидев, что переборщили, решили обоих выбросить из вагона. Двери вагона тогда легко открывались человеком вручную. Спешили, скоро остановка «Лагерная», будут входить и выходить люди, тогда быстро открыли двери с обеих сторон вагона и выбросили их по разные стороны пути. Их так и нашли лежащими в 20-30 метрах (со слов Шорникова О.Е.) друг от друга на насыпи по разные стороны железной дороги.
Первым по ходу поезда лежал Васильев, а затем Попов. Константина выбросили первым, ибо он уже был мертвым, а затем Аркадия. Как пишет в своей повести Шорников, Аркадий еще жил сорок минут. Здесь же он пишет, что: «Страшным ударом отбросило ребят от полотна вбок и вперед на двадцать метров».
Откуда он знает о таких протокольных подробностях? Значит, он читал протоколы следственного действия. Но на мои вопросы об этом он отвечал уклончиво, словно кого-то или чего-то боялся…
И вообще, после неоднократных моих встреч с Шорниковым О.Е. и бесед с сотрудниками Казанских музеев, у меня сложилось мнение, что все известные подробности гибели Васильева – это всё только из рассказов Олега Ефимовича…
Известно, что перед остановкой электричка замедляет ход до 5 км/час, то есть в секунду проходит около 1,3-1,5 метра, а 20 метров проедет за 15-13 секунд. За это время можно открыть двери и выбросить тела, если делать все быстро и сразу с двух сторон вагона.
Сначала выбросили Васильева, а через 15-13секунд, Попова.
Преступников было не менее трёх, один из них напал на Васильева сзади и убил его ударом путевого костыльного молотка по голове, рана на голове была глубокая и почти квадратная. Такое же сечение имеет путевой костыльный молоток и весит он почти 4 кг.
Как вспоминает Шорников, на лице мёртвого Константина застыли широко открытые глаза, а выражение лица было такое, словно он увидел смерть, и голова была максимально повернута назад...
Но предположим, что они попали под проходящий пассажирский поезд, который несётся со скоростью почти 100 км/час (это 30 метров в секунду), то как они могли не услышать во влажном осеннем воздухе, когда интенсивность звука высокая, поздним вечером, грохочущий поезд, с включенным прожектором наверху локомотива.
Автомобиль едет, и то хорошо слышно…
Как пишет Шорников: «Машинист, увидев людей, дал резкий сигнал, но в это время орали динамики оперативной связи совсем рядом с ребятами, гудок потонул в этом гвалте. Машинист… прибавил скорости, чтобы влететь на переезд раньше – и почти успел. Вскользь, чуть-чуть, самым краем, тепловоз задел Константина, но этого хватило…» (стр. 146, «Великоросс»). Это опять фантазия Шорникова. Мне он рассказывал, что поезд замедлил скорость вплоть до останова…
Автомобиль намного меньшей массы, врезаясь на скорости 100 км/час в человека, наносит ему явно видимые увечья, а здесь многотонный поезд и никаких тяжких повреждений кроме глубокой раны на затылке.
Я изучил, какие локомотивы в те годы могли ходить через Казань и пришел к выводу, что у них на передней части нет сильно выступающих частей на уровне головы человека, которые могли бы нанести травму такой специфической формы.
Как вспоминает Бренинг Рудольф Арнольдович, бывший преподаватель Казанского музыкального училища и хорошо знавший Константина, что Васильева и Попова убили, а на поминках только об этом и говорили, и с ними был ещё кто-то третий…
Хоронили Костю на пятый день после гибели. В доме жил чёрный кот, но после похорон, он вдруг исчез и его больше не видели!
Конечно, страшно и глубоко печально, если это было именно так! Глупая случайность! Но Константин последнее время часто говорил о смерти, и он словно спешил жить и успеть сделать задуманное.
На последнем его автопортрете 1976г. на нас смотрит бородатый, выпивающий, пожилой мужчина, с потухшим взором, а ему-то всего 34 года, и выражение лица такое, что он оплакивает и ругает себя за талант, данный ему Богом, и который он так и не сумел осуществить в полной мере…
Но Константина Васильева начали убивать задолго до 29 октября 1976 г. Он старался заявить о себе своими картинами, но его не видели и не хотели видеть.
Мне пришлось перерыть в Национальной библиотеке Татарстана все возможные газеты с 1965 по 1977 гг., где можно было бы прочитать о художественных выставках, как в Казани, так и в Татарии, найти фамилию Васильева К.А. За эти годы было проведено несколько десятков таких выставок, упоминалось о сотне художников, но про Васильева я так и не нашёл ни одного слова, словно его и не было вовсе!..
В своей статье «Залог успеха – поиск» (газета «Комсомолец Татарии», № 136 (4819), 12.11.1976г.) председатель правления Союза художников Татарии, народный художник Татарии, лауреат Тукаевской премии, Анас Ибрагимович Тумашев, воодушевленно рассказывает о выполнении Постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью», а то, что Татарстан и Россия потеряли уникального молодого художника Васильева, нет ни слова, нет и некролога! Например, в те годы газета «Советская Татария» часто публиковала некрологи на четвертой полосе...
Изучая газеты того времени, я заметил, что в ноябрьских и декабрьских номерах 1976г. опубликовано различных статей и заметок о художниках Казани, Зеленодольска и Татарии в целом, в два раза больше, чем за 1973-76 гг. вместе взятые. Словно опомнились руководители республики, что есть талантливые художники, но уже без К. Васильева…
Еще одно меня удивило. О выставке в Зеленодольском ДК «Родина» (газета «Комсомолец Татарии», №146, 05.12.1976г.), в статье «Разговор у картины», автор Н.Сальтина пишет, что в Зеленодольск на выставку приехали заместитель председателя Союза художников Татарии, народный художник Татарии Сергей Осипович Лывин вместе с секретарем Союза Б.С.Яхниелем, которые осмотрели работы местных художников и особенно отметили Е.Миронова, Н.Вьюшкова, А.Загирова, Ю.Добрынина, Л.Мамыкина, К.Сибгатуллина, Р.Галиуллина, В.Кейле, А.Крылова (ныне директор Зеленодольской художественной школы) и В.Новикова, а о Васильеве – опять ни слова!..
Хотя «Книга отзывов» в ДК вся исписана восторженными благодарностями в адрес Константина Васильева. Неужели Н.Сальтина не видела и не читала их…
Рассказывают и такое, что один казанский художник, проезжая мимо дома Васильевых, завидя Костину маму, кричал ей, что ваш сын говно!!!
Разыскал я этого художника, им оказался Родионов Валерий Аркадьевич, выпускник Казанского художественного училища, но вот членом Союза художников Татарстана стал только в... 60 лет!
А вот Васильев мог бы им стать в 22 года, если бы ему подсказали, что художник хотя бы раз ставший участником Московской выставки в «Манеже», становится членом Союза художников Татарии, и получает право на бесплатные кисти, краски, холст.
Но мир полон «доброжелателями». Одни из них сообщили в городской КГБ, что по вечерам Васильев с друзьями слушает немецкие песни, марши, смотрит фильмы про фашистов (это был документальный фильм Михаила Ромма - «Обыкновенный фашизм»). Тогда друзей вызвали на беседу в Комитет, что на «Чёрном озере» в Казани, сделали внушение, о котором Шорников без содрогания не может и сегодня вспоминать…
При жизни Васильев участвовал всего в трёх выставках: 1963г. – выставка художников-сатириков Татарии в московском «Манеже»; 1968г. - персональная выставка в фойе московского кинотеатра «Россия», имеющая огромный успех; 1976г. – последняя выставка в Зеленодольске.
Так кто же формировал в те годы списки участников выставок, как республиканских, так и всесоюзных? Республиканских выставок понятно, правление Союза художников Татарии, возглавляемое тогда Якуповым Харисом Абдрахмановичем с 1951 по 1975гг.
Но почему же не видели Васильева?.. Может за то, что когда Костя, подрабатывая в казанском «Художественном фонде», в течение нескольких месяцев не получал зарплату, решил потребовать её, то ему: «Да мы тебя видим в первый раз!». Это вызвало справедливую обиду, и он им наговорил такое, раз до сих пор помнят... Отсюда – он был неуживчивым, вспыльчивым, весь из себя…
А вот всесоюзные выставки организовывало правление Союза художников СССР, г. Москва, во главе которого стоял народный художник СССР, Глазунов Илья Сергеевич. Вот тут и начинается для меня загадочное в биографии Васильева…
Костины друзья решили помочь ему. Мол, хватит сидеть полуголодной рваниной в этой далёкой Татарии, где тебя в упор не видят, нужно выйти прямо на главного художника страны, на Глазунова.
Нашли человека, который пообещал сделать им встречу. Это была Мельникова Светлана Алексеевна из «Общества охраны памятников», хорошо знавшая Глазунова как члена этого Общества. Она договорилась с ним, что он посмотрит работы художника Васильева из посёлка Васильево, но в … Москве. Тогда нужно срочно ехать, пока Глазунов не передумал.
В конце 1974г. собирают деньги на дорогу, арендуют автомобильную фуру МАЗ-500 для всех его картин, мать продала свое обручальное золотое кольцо, загрузили несколько сот работ разных размеров, и повезли в Москву.
Как они добирались, так это отдельная история, но кое-как доехали, и 2 января 1975г. были уже перед квартирой Глазунова. Дверь открыла его жена, - художник, Нина Александровна Виноградова-Бенуа. Квартира была огромная, двухэтажная, в центре столицы, на Арбатской площади.
Со второго этажа, где была мастерская мэтра, спустился человек 45-ти лет, небольшого роста, с удивленным лицом, словно и не знал, что Васильев приедет к нему из Казани. Согласился посмотреть полотна.
Сначала работы Васильева не вызвали у него никакой реакции. Глазунов, широко зевая, разглядывал их, пока не увидел «Северного орла». Остановился, потребовал показать автора картины, наконец-то познакомились. Просмотрел уже более внимательно другие работы. Затем подошел к телефону и начал звонить. Разговаривал долго, объясняя в трубку, что это народный талант из Казани, где его «…татарва заклевала и никуда не пускает, нужно ему помочь и вытащить из Казани». Положив трубку, подошел к Васильеву и объяснил, что разговаривал с самим министром культуры, который сейчас приедет сюда и поможет с проведением выставки в Московском «Манеже».
У Васильева перехватило в горле, сердце замерло, неужели закончатся его халтуры на стекольном, деревообрабатывающем заводах поселка Васильево, наконец-то, матери куплю новое платье и костюм себе, буду, не думая о деньгах, заниматься своим любимым делом. Друзья начали его поздравлять, но не говори гоп, пока не перепрыгнешь!..
Приехал министр с еще одним советским чиновником. Осмотрели работы Васильева вместе с Глазуновым, восторгались неподдельно. Затем все трое удалились, без Васильева, в соседнюю комнату. Наконец вышел Глазунов, подошел с потухшим взглядом к Косте и заявил, что завтра срочно должен уехать в Финляндию, там у него выставка, а в Москве буду через две недели, дождись меня.
Действительно в эти новогодние дни 1975 г. в Хельсинки, в «Кунстхалле» проходила выставка работ Ильи Глазунова, затем он делал портрет президента Финляндии Кекконена, а это огромные деньжищи (см. https:// ART хроника)…
Две недели превратились почти в два месяца. Васильеву пришлось ютиться где попало, деньги кончились, тогда за бесценок начал продавать свои картины, появились какие-то темные личности – братья Зыковы, которые убеждали Костю, что и без Глазунова тебе поможем. Они просили рисовать его всякие абстрактные картинки; мол, твоя былинная мазня и идейность никому не нужны; начали водить его по ресторанам, приучили к спиртному; началась усиленная его обработка. Они скупали за копейки его работы и куда-то уносили, свернув в трубочки, выбрасывая самодельные рамы, подрамники.
Но спасибо писателю Дудинцеву Владимиру Дмитриевичу, который сумел часть их собрать у себя, а затем передать семье Васильевых.
Как мне рассказали Костины друзья, он продавал свои полотна по рублю за один сантиметр самой длинной стороны полотна, т.е. почти даром!
С Глазуновым он так и не встретился. Подавленный, почти убитый и нищий, Костя вернулся в поселок Васильево, и привёз любимой маме дефицитные в Казани апельсины.
Всё, кончилась его столичная эпопея: ни картин, ни денег, ни всесоюзной славы…
Теперь о Глазунове. Когда он, будучи молодым художником, привез в Москву свои «гениальные» полотна, то его никто не понял, всюду выгоняли, а вот поэт Сергей Михалков приютил сироту блокадного Ленинграда, и помог ему пробиться в жизни, где тот быстро понял с кем нужно дружить. Он мечтал стать богатым, а значит независимым, искал любые пути к этой цели…
Странно и то, что Илья никак не мог ужиться ни с одной женой. Первая его жена, художник, из рода талантливых русских художников Бенуа, покончила свою жизнь в 1986г., выпрыгнув из окна, надев на голову шапку?
В своем интервью Дмитрию Гордону в 2011г. и в телевизионной передаче «Прямой эфир» от 11.06.2014г., он заявил, что ее убили, а шапки такой у них в доме не было.
Да откуда он мог знать, что у них в доме есть, тем более из одежды, если в самом начале их семейной жизни (родители ее так о не дали своего согласия на их брак) Нина сдавала кровь, чтобы купить ему краски для выпускной работы, именно она его сделала художником!.. Хотя, пo eгo coбcтвeннoму пpизнaнию, имeннo Ленинград, где он в 1930 г. родился, cдeлaл eгo xудoжникoм?!.
Неуживчивый муженёк достал ее своими бесконечными любовными похождениями, в поисках вдохновения, и словами о своей «гениальности и таланте». Вторая жена тоже от его любви совсем никакая…
Как писали в Московских газетах 1980-х гг., Глазунов мог, как бы невзначай, оставить импортную зажигалку и сигареты «Мальборо», чтобы проверить на вшивость гостей и не позаимствует ли кто-то из них эту ценность! Каково, а?!
А захват через Лужкова исторического здания на Волхонке, где он организовал галерею своего имени.
Неспроста тогдашняя глава Пушкинского музея Ирина Александровна Антонова, которая более 50 лет руководила этим музеем, обвинила Ю. Лужкова в отсутствии понимания стратегии культуры и принятия решений по принципу «кто что успел схватить»...
Но о покойниках или хорошо, или ничего…
Почему Глазунов так и не помог, Васильеву, для меня это очередная загадка в повести о Константине Васильеве. На это может ответить только сам Глазунов, но все равно, он бы не сказал нам правды или ее придумал...
А может быть, он увидел в нем более талантливого и гениального соперника, взыграли зависть, ревность. Очередной Сальери?..
Говорят, что Глазунов все-таки помог Васильеву, но чем, разувериться в справедливости? Он предал Васильева так же, как некогда предал его учитель, известный художник Иогансон Б.В.
И еще одна странность. Мы знаем, как советское правительство относилось к диссидентам, а Илья Глазунов таковым и был, но самые дорогие заказы почему-то получал именно он. Или это опять всесильный поэт Михалков?..
Собственно, Глазунов сам лично выдающегося ничего не сотворил. Его гигантские полотна, куда он перерисовал портреты знаменитых людей, собрав их всех вместе, есть обыкновенный художественный плагиат-коллаж из уже кем-то и когда-то нарисованных портретов. А его портрет Достоевского и других известных людей, его картины, так их просто невозможно сравнивать с портретами и картинами скромного Васильева из посёлка Васильево...
Не килограммы краски делают картину, а её идея. Это правило с юных лет усвоил Константин…
Совсем недавно галерею Глазунова в Москве посетил В. В. Путин. Он осторожно высказал свое мнение, рассматривая его картину «Князь Олег и Игорь» (1973г.), что меч у князя Олега подобен «перочинному ножику», так Глазунов быстро делает под козырек: все исправим-с, сделаем длиннее. А сказал бы ему Путин, нарисуй князю морковку вместо меча, так и морковка была бы. А посмотрите на картины Васильева на эти же темы, каждая из них, действительно, гениальна!
Весь 1975г. Костя Васильев ходил сам не свой. Друзья заметили, что это совсем другой человек: состарился, осунулся, отрастил бороду, уже нет той яркости и фантазии, которые излучал их друг, стали видеть его под хмельком…
И самое страшное для художника: он в этом году ни сделал ни единой картины!..
Кто сломал тонкий стержень души Васильева, этого чистого и верующего в добро человека, так и без слов понятно…
Костя, ну прояви ты в Москве немного мужского характера, приди сам к этому Глазунову домой еще раз, потребуй объяснений, набей ему морду, что ли!!!
Но Костя за эти московские месяцы так и не решился прийти к нему, все ждал, что его позовут, ибо был уверен в благородстве сильных мира сего, но, увы!..
И они уходят из этой жизни, но когда уходят настоящие герои, то на арену жизни выходят смешные клоуны!..

mp-3-плейер для просмотра с музыкой

Человек с филином

На Калиновом мосту

Вольга и Микула

Бой со Змеем

Илья Муромец и голь кабацкая


Садко и Владыка морской

Семаргл

Евпраксия


Звездное небо


Алеша Попович и красна девица

Русский витязь


Бой Добрыни со змеем


Авдотья-рязаночка

Горят пожары



Илья Муромсец, стреляющий по церквям


Северный орел


Плач Ярославны




Нечаянная встреча



Русалка



Прощание славянки


Свияжск



Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе Краснодарского края. Его отец Алексей Алексеевич родом из Петербурга, участник трёх войн (1-й мировой, гражданской - сражался в Чапаевской дивизии, 2-й мировой - партизан, коммунист), инженер, большой знаток и любитель природы, поклонник литературы.

Мать Клавдия Пармёновна Шишкина - по линии своей матери из саратовских крестьян.

8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован фашистами, отец ушёл в партизаны. Но уже в феврале 1943 года город освободили, отец вернулся. В 1946 году семья переехала в Казань, затем в Васильево, в тридцати километрах от города, напротив места, где Свияга впадает в Волгу. Девственные леса, речные просторы... Вместе с отцом Костя ходит на охоту, на рыбалку. Это были, видимо, незабываемые мгновения, когда душа открыта всему чудесному в мире. Он рано начал рисовать. Матушка говорила о нём: "Он родился с карандашом в руках". Родители всерьёз задумались о дальнейшем развитии таланта, данного судьбой их сыну.

Прекрасно сдав экзамены, Константин Васильев становится учеником Московской художественной школы-интерната при институте им. Сурикова Академии художеств СССР. С 1954 по 1957 год он жил и учился в Москве. Эти годы наполнены впечатлениями от изобразительного искусства, музыки, театров.

Учился в Казанском художественном училище (1957-1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.

Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне.

Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, насчитали даже четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Васильева, наверное, так и остантся тайной.

Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия – 82 полотна – хранилась в музее. Судьбе художника трудно позавидовать.Непризнаный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «синдром Стендаля» , и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. Его картины пользуются невероятной популярностью и оцениваются во многие миллионы долларов. За 20 лет состоялось более полусотни персональных выставок в городах России, а также в Болгарии,бывшей Югославии, Испании.

В 1988 году Константину Васильеву была посмертно присуждена Премия комсомола Татарии им. Мусы Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне.

В 1996 и 1998 годах были открыты два музея и Картинная галерея Константина Васильева.

Музей в Москве, где хранились 82 картины художника, создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это настоящие русские патриоты во главе с Анатолием Ивановичем Дорониным, любящие творчество Константина Васильева и преданные своему делу.

Чтобы создать музей, три года обивались пороги правительства Москвы. Наконец дали в аренду разрушенный особняк, от которого осталось всего три стены. Потом, почти десять лет восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И вот, в 1998 году музей открылся. Но земля в Москве - лакомый кусочек, много желающих отнять ее, на этой территории, где находится музей, планировалось построить 2 высотных здания. С 2005 года начались атаки на музей – рейдерские наезды, суды, поддельные документы, подписи…

Перед тем, как 15 картин из музея Константина Васильева должны были быть переданы в собственность сестры художника, собрание Клуба решило провести экспертизу всех картин на предмет установления их подлинности. Некая юридическая фирма "Частное право" предложила свою помощь в перевозке и размещении картин на территории закрытого режимного предприятия "Восход". Однако затем картины странным образом исчезли.

В ту же ночь музей подожгли. В ночь с 21 на 21 сентября 2009 года в здании музея Васильева произошел пожар.

Около 22 часов один из двух находящихся в здании сторожей проснулся и почувствовал запах бензина. Через несколько минут помещение стало заполняться дымом. Горело помешение газовой котельной. Он разбудил второго охранника и они, вызвав пожарных, попытались тушить самостоятельно. Однако огонь распространился через систему вентиляции на чердачное помещение. Прибывшим пожарным удалось довольно быстро потушить пожар.

В результате пожара сгорела крыша и часть помещений. Остальные сильно повреждены водой при тушении. К счастью картин в здании не было, но теперь музей нуждается в капитальном ремонте.

На месте возникновения очага возгорания найдены обгоревшие автомобильные покрышки и деревянные обломки. Даже по прошествии нескольких часов чувствовался сильный запах бензина, что позволяет подозревать умышленный поджог.

Только через год картины были найдены и возвращены теперь уже новой владелице – сестре художника Валентине Васильевой. Картины художника Константина Васильева, которые по решению Бутырского суда должны быть переданы сестре Валентине Васильевой, нашлись в культурном центре ФСБ!

Как заявила Ирина Лахоузова, представитель московского управления службы судебных приставов: "Картины нашли в культурном центре ФСБ, в данной ситуации участвовал сотрудник ФСБ, который занимался перевозкой картин. Впоследствии они исчезли, благодаря службе судебных приставов, они получили информацию о том, что картины находятся в культурном центре ФСБ. Сообщили следствию, следствие уже непосредственно изымало".

В октябре 2010 г. в Москве прошла выставка пропавших картин.

Впрочем Васильевой не пришлось распоряжаться коллекцией - та самая компания аферистов, которая и начала всю эту историю, предъявила ей огромный счет за издержки и оплату судебных решений в ее пользу. Поэтому картины ей пришлось отдать в их распоряжение. В разговоре с директором музея А.И. Дорониным эти люди заявили, что договор на распоряжение коллекцией составлен таким образом, что картины Валентина Васильева не получит никогда.

После поджога здания музея году Клуб любителей живописи К. Васильева был втянут в многочисленные судебные тяжбы с упомянутой юр.формой. И все же, выиграв более 30 неправомерных исков, Клуб вновь открыл музей для посетителей 31 марта 2012 года.

Картины Константина Васильева, безусловно, можно считать национальным достоянием. И уж точно - общекультурной ценностью. И всем поклонникам творчества художника, по большому счету, неважно - кто именно будет содержать у себя картины, главное, чтобы о них должным образом заботились, и они были доступны широкой публике. А уж будет это государственный или частный музей - значения не имеет. Это имеет принципиальное значение только для тех, кто видит в картинах Васильева прежде всего 90 миллионов рублей, а не произведения искусства.

29 октября 1976 года мало тогда кому известный художник Константин Васильев с другом поехали в Зеленодольск на закрытие выставки молодых художников, назначенное на 18 часов. Больше в свой дом в поселке Васильево он живым не вернулся. Той же ночью в морг 15-й казанской горбольницы были доставлены тела молодых людей, найденные на железнодорожных путях станции Лагерная в нескольких километрах от Казани.


Как оказались там Васильев и его друг Аркадий Попов? Почему в течение двух суток о гибели Константина не извещали семью, хотя все документы были при нем? И как все-таки погиб известнейший нынче художник? Многие и сегодня уверены, что это было убийство.
Но если было преступление, то должно быть и уголовное дело? Позвонив в пресс-центр МВД РТ, услышал на свой вопрос скорый и безапелляционный ответ: "Васильева зарезали в электричке и выбросили из вагона". "Вы располагаете подтверждениями этого?" -"Конечно! Присылайте официальный запрос". Запрос (и не один) был послан, но никакой ясности в эту темную историю ответы, увы, не внесли.


"Сообщаю, что сведениями о том, было ли возбуждено уголовное дело по факту гибели художника Константина Васильева, МВД Республики Татарстан не располагает. Данное преступление было совершено на территории, обслуживаемой линейным отделом внутренних дел, на железнодорожном транспорте. Преступления такой категории ставят на учет в Волго-Вятском управлении внутренних дел на железнодорожном транспорте с дислокацией в Нижнем Новгороде.
Начальник Информационного центра при МВД РТ полковник милиции Р.Р. Фахрутдинов".

"Сообщаю, что в 1976 году прокуратурой Кировского района Казани уголовное дело по факту гибели Константина Васильева не возбуждалось. Материалы по фактам смерти граждан за указанный год уничтожены в связи с истечением сроков хранения.
Прокурор Кировского района, старший советник юстиции О.А. Дроздов".


Ничего не смог вспомнить об этом случае и разысканный мной бывший транспортный прокурор республики Юрий Гудкович. Очевидцев самого момента гибели художника не нашлось. Через несколько дней после случившегося диспетчер и путевые рабочие рассказывали, что двое молодых людей были сбиты локомотивом скорого поезда Омск-Москва. Оба якобы были пьяны. Чудовищным ударом их отшвырнуло на десятки метров по разные стороны пути. В кармане пальто Васильева нашли бутылку портвейна. Делали ли в морге пробы на алкоголь, неизвестно: протоколы судебно-медицинского вскрытия давно уничтожены.

Что двое друзей забыли на Лагерной за две остановки до Казани? Специально сошли с электрички, чтобы купить бутылку в магазине для железнодорожников, который работал до ночи (в те годы спиртное после 8 часов вечера не продавали)? На поминках шли настойчивые разговоры, что в тот вечер с ними был кто-то третий.

Даже если непосредственная причина его смерти - нелепейшее транспортное происшествие, нельзя сказать, что трагический исход был так уж случаен. Художника "убивали" расчетливо и методично, как могли тогда расправляться с самобытным, не укладывающимся в общепринятые рамки талантом: не допускали к зрителю, не принимали в творческий союз, в Худфонд, не поддерживали госзаказами. Убивали его безденежье и нищета: чтобы хоть как-то прокормиться, он малевал плакаты и лозунги на местном стеклозаводе.

Конечно, у Константина были завистники. В той самой зеленодольской выставке участвовали несколько десятков художников, а в книге отзывов записи исключительно о его картинах - и какие восторженные! Ему не только завидовали, его еще и... подозревали! В начале 1976 года он вместе с друзьями был вызван на Черное озеро (в Казани это адрес здания КГБ, недавно сгоревшего). Один из них, Геннадий Пронин, вспоминает: "Почему нас туда пригласили? Кто-то из соседей настучал, что мы слушаем фашистские марши. Костя был поклонником монументального, возвышенного стиля в искусстве. Возьмите его портреты маршала Жукова, картины по мотивам Вагнера, древних саг... А стиль этот ярко выражался и в старых немецких маршах, написанных задолго до нацистов. Еще нас обвинили, что мы читаем "Протоколы сионских мудрецов", Ницше, Шопенгауэра, фашистскую хронику смотрим. Ну что мы читаем, соседи, конечно, знать не могли, а кинохроника была наша, советская: документальный фильм "Обыкновенный фашизм" Ромма - его мы действительно смотрели не раз.


Да и каким Васильев мог быть антисоветчиком? Отец у него партийный работник, в войну партизанил. Но, по-моему, никто так ярко не выразил на холсте тайную жизнь русского национального духа под ледяным дыханием так называемого застоя. Вообще Васильев выламывался из жанровых форматов: не портретист, не пейзажист, не бытописатель. Он, подобно Врубелю, живописец Духа! В общем, гэбисты "шили" нам "организацию", а мы были просто компанией любящих настоящее искусство, литературу, философию людей".
Вскоре после этого художника не стало, и это дало повод связывать его смерть с происками всесильной тогда организации. Между тем отец погибшего вместе с ним Аркадия Попова служил в системе госбезопасности, и в немалом чине. Говорят, он пытался провести собственное расследование гибели сына по "горячим следам", но даже ему это не удалось.

Звездный час художника наступил уже после его смерти. В сентябре 1977 года в казанском Молодежном центре открылась выставка, какой он ни разу не удостаивался при жизни. Два месяца к картинам было настоящее паломничество! Потом - фильм Леонида Кристи "Васильев из Васильева", около полугода демонстрировавшийся в кинотеатре "Россия", - небывалый случай в кинодокументалистике! Картины с триумфом путешествовали по выставочным залам Москвы, страны, зарубежья...

После того как на безвременно ушедшего из жизни земляка обрушился шумный успех, Казанский музей изобразительного искусства решил приобрести его работы и попросил мать оценить картины сына. Клавдия Парменовна всецело доверилась оценочной комиссии, состоявшей преимущественно из коллег Константина. Ее решение прозвучало смертным приговором для картин: покупать их не рекомендовалось как "не имеющие художественной ценности". Правда, посоветовали принять на госхранение. Картины снесли в запасник музея, повесили на двери замок. И пылились бы они там, возможно, по сей день, если бы не полковник Юрий Михайлович Гусев - танкист, ветеран войны, фронтовой газетчик. Потрясенный увиденными на одной из московских выставок полотнами, он поклялся возвести их автора на заслуженное им место в русской живописи. В парадной форме, при всех боевых регалиях, он вместе с сестрой Константина Валентиной явился в Татарский обком КПСС. И после этого визита картины вернули семье.


Но все это было уже после смерти художника-самородка. А помог ли кто-нибудь ему при жизни? Геннадий Пронин под новый, 1975 год подогнал к его дому крытый "МАЗ-500", погрузил в кузов картины, затолкал Костю в кабину, и они двинулись в Москву, где сотрудница Общества охраны памятников Светлана Мельникова обещала им устроить встречу с Ильей Глазуновым. Их встретила жена Ильи Сергеевича (они жили тогда на Арбатской площади), попросила распаковать принесенные с мороза картины. Глазунов без особого интереса посмотрел на одну, на другую... Интерес в его глазах зажегся только тогда, когда была сдернута оберточная бумага с "Северного орла". "Мэтр, - вспоминает Пронин, - как-то сразу ожил: "Ну-ка, ну-ка, давайте еще. Еще!" Дальше стал рассматривать холсты внимательно и подолгу. Молча. Потом снял телефонную трубку: "Сейчас вызову министра культуры". Через полчаса в квартире действительно появился зам. министра культуры РСФСР (фамилию запамятовал), которому Глазунов продемонстрировал Костины картины. "Вот талантливый русский художник. Живет в Казани. Там его зажимают. Давайте поддержим!" И обращаясь в Косте: "Я тут должен уехать на две недели в Финляндию. Подожди меня в Москве. И мы все устроим".
Но к Глазунову Васильев больше не попал. В ожидании возвращения Ильи Сергеевича мотался по столице, прожил все деньги, пробавлялся случайными заказами. В общем, помаявшись несколько месяцев, Константин ни с чем вернулся домой, рассовав картины случайным знакомым. Потом их сохранил от расхищения писатель Владимир Дудинцев. "Вот, матушка, все, чего ваш сын добился в Москве", - виновато сказал по возвращении Клавдии Парменовне Костя, протянув ей сетку апельсинов.

В тот роковой день, когда он навсегда покидал свой дом, в его комнате стоял только что законченный огромный холст, пока еще безымянный. Представляя друзьям новое полотно, он просил их не только высказать свое мнение, но и предложить название. На последнем его холсте - бородатый старец на фоне дремучих лесов, над головой он держит плеть, на кнутовище которой восседает желтоглазый бессонный филин - символ мудрости. У ног старца пламя пожирает древний свиток с выведенной на нем старославянской надписью КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ, а поднимающийся над огнем дымок свивается в молодой дубовый росток.

Внимание!!! Рейдеры намерены отобрать здание музея!!! Подробная информация на официальном сайте: http://vasilyev-museum.ru Смотрите видео обращение директора музея!!!

Одним из величайших русских художников, без сомнения, можно назвать великолепного Константина Васильева. Действительно, картины Васильева просто великолепны . Они способны заворожить любого, кто повнимательнее приглядится к ним, постарается понять и услышать их. Увы, сам художник не слишком популярен – его картины не продаются на аукционах за миллионы долларов, да и в целом его творчество не слишком активно рекламируется, в отличии от творчества «альтернативно одаренных художников». Тем паче есть смысл рассказать об этом великом человеке.

Биография Константина Васильева

Родился будущий великий художник в 3 сентября 1942 года в Майкопе, Адыгейского автономного округа. Однако чтобы лучше понять картины великого художника, следует не только знать какова биография Константина Васильева , но и о его предках. Начать следует уже с того, что он является потомком известного художника Ивана Ивановича Шишкина (по материнской линии), прославившегося картиной «Утро в сосновом бору». Возможно в творчестве Константина сыграла какую-то роль наследственность, а может быть – воспитание и чуткий подход родителей. Но рисовать он начал ещё в детстве. Первым его шедевром стала репродукция картины «Три богатыря», нарисованная карандашом. Позже были ещё и ещё. Не сразу он начал рисовать собственные картины, но когда переломный момент в его творчестве наступил, его картины действительно заворожили всех, увидевших их.

Творчество Константина Васильева

Потратив немного времени на поиски и работу даже в абстрактном стиле («Струна», «Абстрактные композиции») художник Константин Васильев полностью отказался от этого стиля, предпочтя ему реализм. И в промежутке с 1961 по 1976 года он написал сотни ярких, удивительных картин. Каждая из них кажется настоящим окном в мир фантазии, удивительного мира, какого нет и никогда не было. А может и было? Может быть, он просто старался изобразить предков своего народа? Как бы там ни было, но он написал лишь малую часть того, что смог бы. Но он погиб в 1976 году в возрасте всего 34 лет. До сих пор в его смерти очень много невыясненных обстоятельств, на которые правоохранительные органы предпочитают закрывать глаза.

«Холодный» стиль Константина Васильева

Картины художника Константина Васильева удивительны сами по себе . Пожалуй, его творчество невозможно спутать ни с каким другим – слишком специфична, удивительна и узнаваема сама атмосфера его великолепных творений.
Правда именно за этот стиль многие люди, увидевшие его картины, считают их холодными и безжизненными. Но так ли это? Можно ли назвать безжизненными картины Васильева? Пожалуй, нет. Но тогда почему они настолько холодны? А чего ж ещё можно ожидать от человека, который писал картины о северных народах? Ведь главным образом великого художника прославили именно те картины, которые изображают русских и скандинавских богов и героев легенд и саг. Хотя немало среди его картин и тех, которые изображают простых русских людей. Или не простых? В любом случае, при написании картин он ориентировался на северных людей. Суровых, сильных, немногословных, неброских и непоколебимых.
И, пожалуй, было бы глупо ожидать от северных людей яркости, оживления и веселья, какими отличаются картины французских и итальянских мастеров. писал картины, чтобы показать насколько отличаются герои его творений от других народов. Суровый, порою даже жестокий, климат породил соответствующих людей. Они не ценят дорогие украшения и красивые обещания. Зато им по душе надежное оружие и правильные поступки. А других ценностей они не понимают и не захотят принять.
Поэтому, если вам по душе яркость маскарадов, кичливые цвета джунглей Амазонки, то картины Константина Васильева не для вас. Зато, если вы чувствуете в себе зов предков, голос родной земли, то достаточно будет всего несколько секунд вглядываться в глубину картин, чтобы почувствовать – да, эта та земля, на которой родились, жили и погибали мои предки – самые могущественные, добрые, мудрые и отважные.
Так что, не стоит путать суровость и немногословность с холодностью и безжизненностью.

Война в картинах Константина Васильева

Одним из течений, в которых прославился художник, является тематика войны. Причем здесь разговор идет про самые разные войны. Художник не разграничивает кто выходил на битву – житель Руси, Российской Империи или же Советского Союза. Ему достаточно одного – он знает, что на битву выходит русский. Причем ни один из героев картин не выходит на несправедливую битву. Ни один из героев не приходит в чужой дом. Но каждый герой выходит чтобы защитить свою землю, чтобы враг не вошел в его родной дом. И не суть важно, кто же пришел на его землю – Змей Горыныч, монгол или любой другой враг – каждый из них останется в русской земле, не сумев захватить больше земли, чем нужно для могилы.
Действительно, достаточно вглядеться в глаза любого из воинов, обнаживших меч для защиты Родной земли, чтобы понять – эти удивительные люди не боятся смерти. Куда страшнее для них бесчестие и неспособность защитить землю предков и передать её потомкам.
Однако война для Константина Васильева в первую очередь не убийство и смерть. Это просто защита родной земли, в которой всегда найдется место и красоте. Чего стоит одна только картина Валькирия , изображающая совершенная в своей красоте дочь Одина. Да, в ней нет пылкости и жара горячих южных красоток, попивающих молодое вино и загорающих под лучами ласкового солнца. По большому счету единственное, что придает жизнь этой картине, это грива золотых волос, развиваемая ветром. Её глаза и лицо наполнены покоем и ожиданием. Совсем скоро ей предстоит забрать ещё одного воина, отдавшего свою жизнь в бою, честно сжимающему до конца меч. А может быть не меч? Может быть это винтовка Мосина, ППШ, АК-47 или АК-104? Может быть, и по сей день дочери Одина не забыли, что их святая обязанность – сопровождать отважных воинов, погибших при защите Родины, в Валгаллу – обитель для истинных воителей?
Да и сама валькирия это не хрупкая кареглазая красотка, за которой хочется приударить. Нет, это дочь великого Севера. Голубые глаза, твердый взгляд, оружие и чешуйчатый доспех говорят о том, что она не только дочь великого воителя, но и сама способна постоять за себя. Она сильна и при этом прекрасна так, что дух захватывает, когда смотришь в её удивительные глаза. Поэтому картина Валькирия поистине очаровательна. Девушка является настоящим воплощением силы, стойкости и красоты, какими отличается северный народ русичей. Может быть, именно это и хотел передать художник Константин Васильев в своих великолепных творениях?

Картина Васильева «Человек с филином»

Действительно, глупо спорить с тем, что картины художника Константина Васильева очаровывают и завораживают . Но одна из них стоит особняком от остальных. Эта картина – последнее творение Константина Васильева. Она, в отличие от остальных картин, так и не получила название от создателя. И в то же время именно она дышит холодной уверенностью и твердостью, достаточно лишь внимательнее приглядеться к ней. Разумеется, это картина Васильева «Человек с филином» .
Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть экспертом, десятки лет изучающим тонкости творчества разных художников.
На картине изображен высокий старик. Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости. В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976.
Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически скончался.
Что же это? Случайно ли великий художник дополнил картину со стариком горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?
Что же приносит эта деталь общей картине? Обреченность и бессмысленность борьбы? Отнюдь. Ведь дым, поднимающийся от горящего пергамента, превращается в молодой дубок, которому суждено стать могучим великаном. Можно ли назвать и этот символизм простой случайностью? Или же мастер хотел сказать этим что-то тем, кто сможет его услышать?

История музея Константина Васильева

Конечно, мастер такого масштаба и размаха, как Константин Васильев, просто не мог быть не удостоен собственного музея. Мемориальный музей находится в поселке городского типа Васильево, в Казани можно увидеть галерею его имени. Выставки его картин проходили в Болгарии, Испании и Югославии.
Но, разумеется, крупнейший музей Константина Васильева расположен в Москве, в Лианозовском парке.
Он был открыт в 1998 году и именно там почитатели творчества великого мастера могли насладиться его картинами. Здесь же был открыт Клуб любителей творчества Константина Васильева.
Увы, уже не первый год музей находится под угрозой закрытия. Дело в том, что он находится в парке, занимающем немалую площадь – 2.5 гектара. Конечно, для бизнесменов Москвы такая площадь это целые жилые комплексы и прибыль в десятки миллионов долларов. Поэтому в ход пошло все – суды, поджог и даже попытка захвата. Пока что администрация музея при поддержке добровольцев с трудом, но отбивает все атаки, подобно героям картин Васильева. Но надолго ли хватит их сил? Не окажется ли, что в наше время такое геройство вовсе не нужно, так как на смену ему пришли деньги? Время покажет…