9 класс

Тест №1

Слепой юноша

(1)В саду было совершенно тихо. (2) Замёрзшая земля, покрытая пушистым слоем снега, совершенно смолкла, не отдавая звуков. (3)Зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния крик вороны, удар топора, легкий треск обломавшейся ветки.(4) Временами слышался стеклянный звон, замиравший как будто в огромном удалении. (5)Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

(6)В усадьбе пруд тоже замёрз, но отяжелевшая и потемневшая речка мельницы всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(7)Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. (8)Звон воды стал другим.(9) Он стал тяжелее и потерял свою мелодию. (10)В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей.(11) В душе Петра тоже было холодно и сумрачно.

(12)В настроении слепого юноши беспросветная грусть сменялась раздражительностью.(13) Но вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений. (14)Слух его чрезвычайно обострился. (15)Свет он ощущал всем своим организмом и даже мог отличить лунные ночи от тёмных. (По В.Г.Короленко) (152 слова)

В1. Из предложений №1-2 выпишите неизменяемые слова, укажите, к каким частям речи они относятся.

В2. Укажите способ образования слова совершенно.

В3. Чем осложнено 3 предложение.

В4. Из 1 абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В5. Дайте характеристику 6 предложения.

В6. . Из предложений №7-10 выпишите все местоимения.

В7.Из предложений 9-11 выпишите 2 слова с непроизносимой согласной.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения №1.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении №5.

В11. . Из предложений №13-14 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

В12. К какой части речи относится слово другим в предложении №8.

В13.Среди предложений 7-11 найдите те, которые связаны с предыдущим при помощи личного местоимения.

В14.Укажите тип связи в предложениях 13-15.

В15. . Из предложений №15 выпишите словосочетание с связью согласование.

В16. Из предложения №6 выпишите5 словосочетание со связью управление.

9 класс

Тест №2

Родное, заветное

(1)Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в заокские леса грозовая туча. (2)Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. (3) Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.

(4)Для меня с детства несет она две загадки.(5) Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? (6)Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

(7)По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. (8) Не потому ли так ярко переливается она? (9)Не потому ли только улыбку способна вызвать? (10)Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! (11)Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

(12)С годами многое меняется. (13)Я давно не ищу подножия радуги. (13) Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. (14)Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

(15)Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. (16)И не тускнеет. (17)Так же прекрасна, как в годы детства. (18)В этом и счастье. (По Ф.Поленову.) (160 слов)

В1.Укажите количество грамматических основ в предложении №3.

В2. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В3. Из предложений № 4-6 выпишите все местоимения.

В4. Из предложения №2-3 выпишите сложное прилагательное.

В5. Из предложения №7-9 выпишите вводные слова.

В6.Орпределите тип придаточного предложения в предложении №14.

В7. Из предложения №8-11 выпишите все частицы.

В8. Из предложения №14-15 выпишите краткое прилагательное.

В9. Из предложения №7 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

В10.Чем осложнено первое предложение.

В11. Из предложения №14 выпишите слово с чередующейся гласной корня.

В12.К какой части слова относится слово во-первых?

В13.Выпишите грамматическую основу предложения №18.

В14. Из предложений №10-11 выпишите обособленное определение.

В15. Из предложения №10-11 выпишите разносклоняемое существительное.

В16.Дайте характеристику предложения №16.

9 класс

Тест №3

Утром.

(1)Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту. (2)До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шёлк!

(3)В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет. (4)Оглядев горизонт, я заметил вдалеке какую-то тёмную полоску, вроде как от набежавшей тучки. (5)Небо по-прежнему сияло голубизной, и всё же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело. (6)Подходим к другой глубине или приближается шторм? (7)Теряясь в догадках, я вдруг вижу: навстречу нам мчатся дельфины. (8)В чётком строю, то выныривая, то пропадая, они промелькнули по левому борту, и мне показалось, что они бегут, будто спасаясь от чего-то.

(9)Штурман, в течение долгого времени смотревший в бинокль, наконец догадался: нефть! (10)Понятно, какой запах примешивался к свежести океана. (11)Нефтяные разводы встречались нам в плавании не раз, однако такое я видел впервые: впереди было сплошное нефтяное поле. (12)Сначала появились радужные разводы – оранжевые, сине-фиолетовые, затем какие-то серебристые пятна, которых становилось всё больше. (13)Вскоре мы увидели, что это была дохлая рыба, плавающая кверху брюхом. (ПО Л.Соболеву.) (170 слов)

В1. Из предложений №1-2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В2. Из предложений №3-4 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3. К какой части речи относится слово навстречу (Предложение №7)

В4. Из предложений №3-5 выпишите обособленное обстоятельство.

В5. Среди предложений №5-8 найдите бессоюзное сложное, укажите его номер.

В6. Из предложений №9-10 выпишите производный предлог.

В7. Из предложений №11-12 выпишите все наречия.

В8. Из предложений №12-13 выпишите обособленное распространенное определение.

В9. Определите способ образования слова сине- фиолетовые.

В10. Из предложений №12-13 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

В11. Из предложений №4 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В12. Из предложений №8 выпишите словосочетание со связью согласование.

В13.Выпишите грамматическую основу предложения №6.

В14. Укажите тип придаточного предложения в предложении №12.

В15. Укажите количество грамматических основ в предложении №12.

В16. Укажите номера предложений 3 абзаца, в которых присутствуют однородные члены предложения

9класс

Тест №4

МОСКОВСКИЕ ВОРОБЬИ

(1)Лучистое солнце после холодов обласкало город.(2) Весеннее настроение и у московских воробьев. (3)Восторженному чириканью нет конца. (4)Перезимовали, взбодрились, повеселели. (5)И вид у них изменился.
(6)Обыкновенно весной у всех птиц происходит смена пера. (7)А у воробьев цвет оперения меняется без потери пера.
(8)Москвичи пригляделись и, вообще говоря, не замечают воробьев. (9)А ведь это особенные птицы в мире пернатых.(10) У них три преимущества перед всеми птицами мира.(11) Первое – самый показательный образец перекраски наряда без обычной линьки. (12)Второе – они самые многочисленные птицы нашей планеты. (13)Третье – только воробьи не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов, оправдывая поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь».
(14)Городской воробей – неспособный певец. (15)Зато страшный забияка, драчун и умница. (16)Вот какой случай был в Москве. (17)В один из морозных январских дней, привлеченный теплом, влетел в вестибюль метро воробей. (18)Пернатый пассажир долго носился над кассами, спустился к поездам на станции «Смоленская».(19) У ног людей чирикал и выпросил себе награду: хлеб и крупу. (20)Служащие станции метро вздумали поймать его и выпустить, когда потеплеет. (21)Какое тут! (22)Ничем в клетку не заманишь! (23)Понравилось воробью в метро: ни мороза, ни снега, днем кормят, а по утрам и вечерам при уборке можно попить и искупаться в воде. (24)Все удовольствия! (25)Так и прожил в метро всю зиму, а весной улетел.

В1. Из предложений №1-4 выпишите относительные прилагательные.

В2. Какое из предложений 1-5 является односоставным.

В3. Из предложений №1-3 выпишите словосочетание со связью согласование.

В4. Из предложений №1-2 выпишите слово с непроизносимой согласной.

В5. Верно ли утверждение: « В слове весенние пишется – ин - т.к. суффикс - енн ?»

В6. Из предложений №16-17 выпишите распространенное обособленное определение.

В7. Из предложений №10 выпишите числительное, укажите его разряд.

В8. Из предложений №11-12выпишите сложное прилагательное.

В9. Укажите способ образования слова птицелов (предложение №13)

В10. Из предложений №6-7выпишите слово с безударной гласной корня, проверяемой ударением.

В11. Укажите вид односоставного предложения №22.

В12. Из предложений №15-17 выпишите частицу.

В13. Из предложений №19-21 выпишите причастие, употребленное в роли существительного.

В14. Укажите тип придаточного предложения в предложении №20.

В15. Выпишите грамматическую основу из предложения №14.

В16. Укажите количество грамматических основ в предложении №23.

9 класс

Тест № 5

ЧУГУННОЕ КОЛЬЦО

(1)В 1916 году в Петербурге возникла газетная полемика по поводу того, какому русскому писателю достанется легендарное пушкинское чугунное кольцо, – оно, якобы по завету А.Пушкина, должно переходить от одного лучшего русского писателя к другому. (2)Сначала оно было у И. Тургенева, потом будто бы у Л. Толстого.
(3)Кто-то написал, что Куприн после смерти Л. Толстого претендует на получение этого кольца. (4)Александр Иванович с гневом отверг приписывание ему этого желания.
(5)«Я могу назвать много писателей, несравненно более меня достойных этой своеобразной и прекрасной почести, налагающей на писателя тяжелое и ответственное бремя», – писал А. Куприн в 1916 году в «Журнале журналов» и выдвигал И. Бунина как наиболее достойного кандидата на получение пушкинского кольца. (6)«Бунин тонкий стилист, – писал Куприн, – у него громадный багаж хороших, здоровых, метких, настояще-русских слов, он владеет тайной изображать, как никто, малейшие оттенки природы, звуки, запахи, цвета, лица; архитектура его фраз необычайно разнообразна и оригинальна; богатство определений, уподоблений и эпитетов умеряется у него строгим выбором, подчиненным вкусу и логической необходимости; рассказ его строен, жив и насыщен; художественные трудности кажутся достигнутыми непостижимо легко...»
(7)И тут же А. Куприн дает самому себе самоограничительную характеристику:
(8)«О себе же я всегда говорил и думал, что моя работа – второй сорт... (9)Я громко говорил о новых, молодых, растущих писателях».

(По Б.Киселеву)
(200 слов)

В1. Из предложений №1-2 выпишите имена собственные.

В2. Какой суффикс выделяется в слове чугунное.

В3. Подберите синоним к слову

В4.Определите способ образования слова сначала.

В5. Из предложений №3-4 выпишите все местоимения, укажите их разряды.

В6. Из предложений №6 выпишите 2 кратких прилагательных.

В7. Укажите тип придаточного в предложении №3.

В8. Укажите количество грамматических основ в предложении №1.

В9. Из предложений №8 выпишите слово с проверяемой гласной в корне.

В10.Чем осложнено предложение № 9.

В11.Из предложения №6 выпишите словосочетание со связью согласование.

В12. Из предложений №4 выпишите словосочетание со связью управление.

В13. Из предложений №6 выпишите глагол 1 спряжения, несовершенного вида, 3 лица, единственного числа, возвр.

В14. Из предложений №14 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

В15.К какой части речи относится слово подчиненным.

В16. Из предложений №8 выпишите частицу



И когда она, ослабевая от этой ласки, подошла к нему со слезами на глазах, он погладил ее шелковистые волосы своей большой рукой и сказал:
- Что же ты думаешь? Скажи. Ты, я вижу, умеешь думать.
- Я думаю, что… он считает теперь, что… все слепорожденные злые… И он уверил себя, что он тоже… непременно.
- Да, вот что… - проговорил Максим, вдруг отнимая руку. - Дай мне мою трубку, голубушка… Вон она там, на окне.
Через несколько минут над его головой взвилось синее облако дыма.
"Гм… да… плохо, - ворчал он про себя. - Я ошибся. Аня была права: можно грустить и страдать о том, чего не испытал ни разу. А теперь к инстинкту присоединилось сознание, и оба пойдут в одном направлении. Проклятый случай… А впрочем, шила, как говорится, в мешке не спрячешь… Все где-нибудь выставится… "
Он совсем потонул в сизых облаках… В квадратной голове старика кипели какие-то мысли и новые решения.

Пришла зима. Выпал глубокий снег и покрыл дороги, поля, деревни. Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями… В большом камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега…
Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым струйкам, разбегавшимся по всему дому, по скрипу шагов на дворе, по особенной «холодности» всех наружных звуков. И когда он выезжал с Иохимом по первопутку в поле, то слушал с наслаждением звонкий скрип саней и какие-то гулкие щелканья, которыми лес из-за речки обменивался с дорогой и полем.
На этот раз первый белый день повеял на него только большею грустью. Надев с утра высокие сапоги, он пошел, прокладывая рыхлый след по девственным еще дорожкам, к мельнице.
В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков; зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки… По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда.
В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.
Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой - тяжелее и без мелодии. В нем как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей…
В душе Петра тоже было холодно и сумрачно. Темное чувство, которое еще в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, неудовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, еще недавно принадлежавшее ощущениям радости и счастья.
Эвелины в усадьбе не было. Яскульские собрались с осени к «благодетельнице», старой графине Потоцкой, которая непременно требовала, чтобы старики привезли также дочь. Эвелина сначала противилась, но потом уступила настояниям отца, к которым очень энергично присоединился и Максим.
Теперь Петр, стоя у мельницы, вспоминал свои прежние ощущения, старался восстановить их прежнюю полноту и цельность и спрашивал себя, чувствует ли он ее отсутствие. Он его чувствовал, но сознавал также, что и присутствие ее не дает ему счастья, а приносит особенное страдание, которое без нее несколько притупилось.
Еще так недавно в его ушах звучали ее слова, вставали все подробности первого объяснения, он чувствовал под руками ее шелковистые волосы, слышал у своей груди удары ее сердца. И из всего этого складывался какой-то образ, наполнявший его радостью. Теперь что-то бесформенное, как те призраки, которые населяли его темное воображение, ударило в этот образ мертвящим дуновением, и он разлетелся. Он уже не мог соединить свои воспоминания в ту гармоничную цельность чувства, которая переполняла его в первое время. Уже с самого начала на дне этого чувства лежало зернышко чего-то другого, и теперь это «другое» расстилалось над ним, как стелется грозовая туча по горизонту.
Звуки ее голоса угасли, и на месте ярких впечатлений счастливого вечера зияла пустота. А навстречу этой пустоте из самой глубины души слепого подымалось что-то с тяжелым усилием, чтобы ее заполнить.
Он хотел ее видеть!
Прежде он только чувствовал тупое душевное страдание, но оно откладывалось в душе неясно, тревожило смутно, как ноющая зубная боль, на которую мы еще не обращаем внимания. Встреча с слепым звонарем придала этой боли остроту сознанного страдания…
Он ее полюбил и хотел ее видеть!
Так шли дни за днями в притихшей и занесенной снегом усадьбе.
По временам, когда мгновения счастья вставали перед ним, живые и яркие, Петр несколько оживлялся, и лицо его прояснялось. Но это бывало ненадолго, а со временем даже эти светлые минуты приняли какой-то беспокойный характер: казалось, слепой боялся, что они улетят и никогда уже не вернутся. Это делало его обращение неровным: минуты порывистой нежности и сильного нервного возбуждения сменялись днями подавленной беспросветной печали. В темной гостиной по вечерам рояль плакала и надрывалась глубокою и болезненною грустью, и каждый ее звук отзывался болью в сердце Анны Михайловны. Наконец худшие ее опасения сбылись: к юноше вернулись тревожные сны его детства.
Одним утром Анна Михайловна вошла в комнату сына. Он еще спал, но его сон был как-то странно тревожен: глаза полуоткрылись и тускло глядели из-под приподнятых век, лицо было бледно, и на нем виднелось выражение беспокойства.
Мать остановилась, окидывая сына внимательным взглядом, стараясь открыть причину странной тревоги. Но она видела только, что эта тревога все вырастает и на лице спящего обозначается все яснее выражение напряженного усилия.
Вдруг ей почудилось над постелью какое-то едва уловимое движение. Яркий луч ослепительного зимнего солнца, ударявший в стену над самым изголовьем, будто дрогнул и слегка скользнул вниз. Еще и еще… светлая полоска тихо прокрадывалась к полуоткрытым глазам, и по мере ее приближения беспокойство спящего все возрастало.
Анна Михайловна стояла неподвижно, в состоянии, близком к кошмару, и не могла оторвать испуганного взгляда от огненной полосы, которая, казалось ей, легкими, но все же заметными толчками все ближе надвигается к лицу ее сына. И это лицо все больше бледнело, вытягивалось, застывало в выражении тяжелого усилия. Вот желтоватый отблеск заиграл в волосах, затеплился на лбу юноши. Мать вся подалась вперед, в инстинктивном стремлении защитить его, но ноги ее не двигались, точно в настоящем кошмаре. Между тем веки спящего совсем приподнялись, в неподвижных зрачках заискрились лучи, и голова заметно отделилась от подушки навстречу свету. Что-то вроде улыбки или плача пробежало судорожною вспышкой по губам, и все лицо опять застыло в неподвижным порыве.
Наконец мать победила оковавшую ее члены неподвижность и, подойдя к постели, положила руку на голову сына. Он вздрогнул и проснулся.
- Ты, мама? - спросил он.
- Да, это я.
Он приподнялся. Казалось, тяжелый туман застилал его сознание. Но через минуту он сказал:
- Я опять видел сон… Я теперь часто вижу сны, но… ничего не помню…


VI

Беспросветная грусть сменялась в настроении юноши раздражительною нервностью, и вместе с тем возрастала замечательная тонкость его ощущений. Слух его чрезвычайно обострился; свет он ощущал всем своим организмом, и это было заметно даже ночью: он мог отличать лунные ночи от темных и нередко долго ходил по двору, когда все в доме спали, молчаливый и грустный, отдаваясь странному действию мечтательного и фантастического лунного света. При этом его бледное лицо всегда поворачивалось за плывшим по синему небу огненным шаром, и глаза отражали искристый отблеск холодных лучей.
Когда же этот шар, все выраставший по мере приближения к земле, подергивался тяжелым красным туманом и тихо скрывался за снежным горизонтом, лицо слепого становилось спокойнее и мягче, и он уходил в свою комнату.
О чем он думал в эти долгие ночи, трудно сказать. В известном возрасте каждый, кто только изведал радости и муки вполне сознательного существования, переживает в большей или меньшей степени состояния душевного кризиса. Останавливаясь на рубеже деятельной жизни, человек старается определить свое место в природе, свое значение, свои отношения к окружающему миру. Это своего рода «мертвая точка», и благо тому, кого размах жизненной силы проведет через нее без крупной ломки. У Петра этот душевный кризис еще осложнялся; к вопросу: «зачем жить на свете?» - он прибавлял: «зачем жить именно слепому?» Наконец, в самую эту работу нерадостной мысли вдвигалось еще что-то постороннее, какое-то почти физическое давление неутоленной потребности, и это отражалось на складе его характера.
Перед рождеством Яскульские вернулись, и Эвелина, живая и радостная, со снегом в волосах и вся обвеянная свежестью и холодом, прибежала из посессорского хутора в усадьбу и кинулась обнимать Анну Михайловну, Петра и Максима.
В первые минуты лицо Петра осветилось неожиданною радостью, но затем на нем появилось опять выражение какой-то упрямой грусти.
- Ты думаешь, я люблю тебя? - резко спросил он в тот же день, оставшись наедине с Эвелиной.
- Я в этом уверена, - ответила девушка.
- Ну, а я не знаю, - угрюмо возразил слепой. - Да, я не знаю. Прежде и я был уверен, что люблю тебя больше всего на свете, но теперь не знаю. Оставь меня, послушайся тех, кто зовет тебя к жизни, пока не поздно.
- Зачем ты мучишь меня? - вырвалась у нее тихая жалоба.
- Мучу? - переспросил юноша, и опять на его лице появилось выражение упрямого эгоизма. - Ну да, мучу. И буду мучить таким образом всю жизнь, и не могу не мучить. Я сам не знал этого, а теперь я знаю. И я не виноват. Та самая рука, которая лишила меня зрения, когда я еще не родился, вложила в меня эту злобу… Мы все такие, рожденные слепыми. Оставь меня… бросьте меня все, потому что я могу дать одно страдание взамен любви… Я хочу видеть - понимаешь? хочу видеть и не могу освободиться от этого желания. Если б я мог увидеть таким образом мать, отца, тебя и Максима, я был бы доволен… Я запомнил бы, унес бы это воспоминание в темноту всей остальной жизни…
И он с замечательным упорством возвращался к этой идее. Оставаясь наедине, он брал в руки различные предметы, ощупывал их с небывалою внимательностью и потом, отложив их в сторону, старался вдумываться в изученные формы. Точно так же вдумывался он в те различия ярких цветных поверхностей, которые, при напряженной чуткости нервной системы, он смутно улавливал посредством осязания. Но все это проникало в его сознание именно только как различия, в своих взаимных отношениях, но без определенного чувственного содержания. Теперь даже солнечный день он отличал от ночной темноты лишь потому, что действие яркого света, проникавшего к мозгу недоступными сознанию путями, только сильнее раздражало его мучительные порывы.


VII

Однажды, войдя в гостиную, Максим застал там Эвелину и Петра. Девушка казалась смущенной. Лицо юноши было мрачно. Казалось, разыскивать новые причины страдания и мучить ими себя и других стало для него чем-то вроде потребности.
- Вот он спрашивает, - сказала Эвелина Максиму, - что может означать выражение «красный звон»? Я не могу ему объяснить.
- В чем дело? - спросил Максим коротко, обращаясь к Петру.
Тот пожал плечами.
- Ничего особенного. Но если у звуков есть цвета, и я их не вижу, то, значит, даже звуки недоступны мне во всей полноте.
- Пустяки и ребячество, - ответил Максим резко. - И ты сам хорошо знаешь, что это неправда. Звуки доступны тебе в большей полноте, чем нам.
- Но что же значит это выражение?.. Ведь должно же оно обозначать что-нибудь?
Максим задумался.
- Это простое сравнение, - сказал он. - Так как и звук и свет, в сущности, сводятся к движению, то у них должно быть много общих свойств.
- Какие же тут разумеются свойства? - продолжал упрямо допрашивать слепой. - «Красный» звон… какой он именно?
Максим задумался.
Ему пришло в голову объяснение, сводящееся к относительным цифрам колебаний, но он знал, что юноше нужно не это. Притом же тот, кто первый употребил световой эпитет в применении к звуку, наверное, не знал физики, а между тем уловил какое-то сходство. В чем же оно заключается?
В уме старика зародилось некоторое представление.
- Погоди, - сказал он. - Не знаю, впрочем, удастся ли мне объяснить тебе как следует… Что такое красный звон, ты можешь узнать не хуже меня: ты слышал его не раз в городах, в большие праздники, только в нашем краю не принято это выражение…
- Да, да, погоди, - сказал Петр, быстро открывая пианино.
Он ударил своею умелою рукой по клавишам, подражая праздничному колокольному трезвону. Иллюзия была полная. Аккорд из нескольких невысоких тонов составлял как бы фон поглубже, а на нем выделялись, прыгая и колеблясь, высшие ноты, более подвижные и яркие. В общем это был именно тот высокий и возбужденно-радостный гул, который заполняет собою праздничный воздух.
- Да, - сказал Максим, - это очень похоже, и мы, с открытыми глазами, не сумели бы усвоить это лучше тебя. Вот видишь ли… когда я смотрю на большую красную поверхность, она производит на мой глаз такое же беспокойное впечатление чего-то упруго-волнующегося. Кажется, будто эта краснота меняется: оставляя под собой более глубокий, темный фон, она кое-где выделяется более светлыми, быстро всплывающими и так же быстро упадающими взмахами, волнами, которые очень сильно действуют на глаз, - по крайней мере, на мой глаз.
- Это верно, верно! - живо сказала Эвелина. - Я чувствую то же самое и не могу долго смотреть на красную суконную скатерть.
- Так же, как иные не выносят праздничного трезвона. Пожалуй, что мое сравнение и верно, и мне даже приходит в голову дальнейшее сопоставление: существует также «малиновый» звон, как и малиновый цвет. Оба они очень близки к красному, но только глубже, ровнее и мягче. Когда колокольчик долго был в употреблении, то он, как говорят любители, вызванивается. В его звуке исчезают неровности, режущие ухо, и тогда-то звон этот зовут малиновым. Того же эффекта достигают умелым подбором нескольких подголосков.
Под руками Петра пианино зазвенело взмахами почтовых колокольчиков.
- Нет, - сказал Максим. - Я бы сказал, что это слишком красно…
- А, помню!
И инструмент зазвенел ровнее. Начавшись высоко, оживленно и ярко, звуки становились все глубже и мягче. Так звонит набор колокольцев под дугой русской тройки, удаляющейся по пыльной дороге в вечернюю безвестную даль, тихо, ровно, без громких взмахов, все тише и тише, пока последние ноты не замрут в молчании спокойных полей.
- Вот-вот! - сказал Максим. - Ты понял разницу. Когда-то, - ты был еще ребенком, - мать пыталась объяснить тебе звуками краски.
- Да, я помню… Зачем ты запретил нам тогда продолжать? Может быть, мне удалось бы понять.
- Нет, - задумчиво ответил старик, - ничего бы не вышло. Впрочем, я думаю, что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов и от звуков откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом свете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений.
Старик закурил свою трубку и внимательно посмотрел на Петра. Слепой сидел неподвижно и, очевидно, жадно ловил слова Максима. «Продолжать ли?» - подумал старик, но через минуту начал как-то задумчиво, будто невольно отдаваясь странному направлению своих мыслей:
- Да, да! Странные мысли приходят мне в голову… Случайность это или нет, что кровь у нас красная. Видишь ли… когда в голове твоей рождается мысль, когда ты видишь свои сны, от которых, проснувшись, дрожишь и плачешь, когда человек весь вспыхивает от страсти, - это значит, что кровь бьет из сердца сильнее и приливает алыми ручьями к мозгу. Ну, и она у нас красная…
- Красная… горячая… - сказал юноша задумчиво.
- Именно - красная и горячая. И вот, красный цвет, как и «красные» звуки, оставляет в нашей душе свет, возбуждение и представления о страсти, которую так и называют «горячею», кипучею, жаркою. Замечательно, что и художники считают красноватые тоны «горячими».
Затянувшись и окружив себя клубами дыма, Максим продолжал:
- Если ты взмахнешь рукой над своею головою, ты очертишь над ней полукруг. Теперь представь себе, что рука у тебя бесконечно длинна. Если бы ты мог тогда взмахнуть ею, то очертил бы полукруг в бесконечном отдалении… Так же далеко видим мы над собой полушаровой свод неба; оно ровно, бесконечно и сине… Когда мы видим его таким, в душе является ощущение спокойствия и ясности. Когда же небо закроют тучи взволнованными и мутными очертаниями, тогда и наша душевная ясность возмущается неопределенным волнением. Ты ведь чувствуешь, когда приближается грозовая туча…
- Да, я чувствую, как будто что-то смущает душу…
- Это верно. Мы ждем, когда из-за туч проглянет опять эта глубокая синева. Гроза пройдет, а небо над нею останется все то же; мы это знаем и потому спокойно переживаем грозу. Так вот, небо сине… Море тоже сине, когда спокойно. У твоей матери синие глаза, у Эвелины тоже.
- Как небо… - сказал слепой с внезапно проснувшейся нежностью.
- Да. Голубые глаза считаются признаком ясной души. Теперь я скажу тебе о зеленом свете. Земля сама по себе черна, черны или серы стволы деревьев весной; но как только теплые и светлые лучи разогреют темные поверхности, из них ползут кверху зеленая трава, зеленые листья. Для зелени нужны свет и тепло, но только не слишком много тепла и света. Оттого зелень так приятна для глаза. Зелень - это как будто тепло в смешении с сырою прохладой: она возбуждает представление о спокойном довольстве, здоровье, но не о страсти и не о том, что люди называют счастьем… Понял ли ты?
- Н-нет, не ясно… но все же, пожалуйста, говори дальше.
- Ну, что же делать!.. Слушай дальше. Когда лето разгорается все жарче, зелень как будто изнемогает от избытка жизненной силы, листья в истоме опускаются книзу и, если солнечный звон не умеряется сырою прохладой дождя, зелень может совсем поблекнуть. Зато к осени среди усталой листвы наливается и алеет плод. Плод краснее на той стороне, где больше света; в нем как будто сосредоточена вся сила жизни, вся страсть растительной природы. Ты видишь, что красный цвет и здесь - цвет страсти, и он служит ее символом. Это цвет упоения, греха, ярости, гнева и мести. Народные массы во времена мятежей ищут выражения общего чувства в красном знамени, которое развевается над ними, как пламя… Но ведь ты опять не понимаешь?..
- Все равно, продолжай!
- Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю… Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущею роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падает на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тоны… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок, и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет - это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, - цвет величавых и бесплодных горных вершин… Это - эмблема бесстрастия и холодной, высокой святости, эмблема будущей бесплотной жизни. Что же касается черного цвета…
- Знаю, - перебил слепой. - Это - нет звуков, нет движений… ночь…
- Да, и потому это - эмблема печали и смерти…
Петр вздрогнул и сказал глухо:
- Ты сам сказал: смерти. А ведь для меня все черно… всегда и всюду черно!
- Неправда, - резко ответил Максим, - для тебя существуют звуки, тепло, движение… ты окружен любовью… Многие отдали бы свет очей за то, чем ты пренебрегаешь, как безумец… Но ты слишком эгоистично носишься со своим горем…
- Да! - воскликнул Петр страстно. - Я ношусь с ним поневоле: куда же мне уйти от него, когда оно всюду со мной?
- Если бы ты мог понять, что на свете есть горе во сто раз больше твоего, такое горе, в сравнении с которым твоя жизнь, обеспеченная и окруженная участием, может быть названа блаженством, - тогда…
- Неправда, неправда! - гневно перебил слепой тем же голосом страстного возбуждения. - Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка… Слепых нужно выводить на дорогу и оставлять там, - пусть просят милостыню. Если бы я был просто нищим, я был бы менее несчастен. С утра я думал бы о том, чтобы достать обед, считал бы подаваемые копейки и боялся бы, что их мало. Потом радовался бы удачному сбору, потом старался бы собрать на ночлег. А если б это не удалось, я страдал бы от голода и холода… и все это не оставляло бы мне ни минуты и… и… от лишений я страдал бы менее, чем страдаю теперь…
- Ты думаешь? - спросил Максим холодно и посмотрел в сторону Эвелины. Во взгляде старика мелькнуло сожаление и участие. Девушка сидела серьезная и бледная.
- Уверен, - ответил Петр упрямо и жестоко. - Я теперь часто завидую Егору, тому, что на колокольне. Часто, просыпаясь под утро, особенно когда на дворе метель и вьюга, я вспоминаю Егора: вот он подымается на свою вышку.
- Ему холодно, - подсказал Максим.
- Да, ему холодно, он дрожит и кашляет. И он проклинает Памфилия, который не заведет ему шубы. Потом он берет иззябшими руками веревки и звонит к заутрене. И забывает, что он слепой… Потому что тут было бы холодно и не слепому… А я не забываю, и мне…
- И тебе не за что проклинать!..
- Да! Мне не за что проклинать! Моя жизнь наполнена одной слепотой. Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего…
- Не стану спорить, - холодно сказал старик. - Может быть, это и правда. Во всяком случае, если тебе и было бы хуже, то, может быть, сам ты был бы лучше.
Он еще раз бросил взгляд сожаления в сторону девушки и вышел из комнаты, стуча костылями.
Душевное состояние Петра после этого разговора еще обострилось, и он еще более погрузился в свою мучительную работу.
Иногда ему удавалось: он находил на мгновение те ощущения, о которых говорил Максим, и они присоединялись к его пространственным представлениям. Темная и грустная земля уходила куда-то вдаль: он мерил ее и не находил ей конца. А над нею было что-то другое… В воспоминании прокатывался гулкий гром, вставало представление о шири и небесном просторе. Потом гром смолкал, но что-то там, вверху, оставалось - что-то, рождавшее в душе ощущение величия и ясности. Порой это ощущение определялось: к нему присоединялся голос Эвелины и матери, «у которых глаза, как небо»; тогда возникающий образ, выплывший из далекой глубины воображения и слишком определившийся, вдруг исчезал, переходя в другую область.
Все эти темные представления мучили и не удовлетворяли. Они стоили больших усилий и были так неясны, что в общем он чувствовал лишь неудовлетворенность и тупую душевную боль, которая сопровождала все потуги больной души, тщетно стремившейся восстановить полноту своих ощущений.


VIII

Подошла весна.
Верстах в шестидесяти от усадьбы Попельских в сторону, противоположную от Ставрученков, в небольшом городишке, была чудотворная католическая икона. Знатоки дела определили с полною точностью ее чудодейственную силу: всякий, кто приходил к иконе в день ее праздника пешком, пользовался «двадцатью днями отпущения», то есть все его беззакония, совершенные в течение двадцати дней, должны были идти на том свете насмарку. Поэтому каждый год, ранней весной, в известный день небольшой городок оживлялся и становился неузнаваем. Старая церковка принаряжалась к своему празднику первою зеленью и первыми весенними цветами, над городом стоял радостный звон колокола, грохотали «брички» панов, и богомольцы располагались густыми толпами по улицам, на площадях и даже далеко в поле. Тут были не одни католики. Слава N-ской иконы гремела далеко, и к ней приходили также негодующие и огорченные православные, преимущественно из городского класса.
В самый день праздника по обе стороны «каплицы» народ вытянулся по дороге несметною пестрою вереницей. Тому, кто посмотрел бы на это зрелище с вершины одного из холмов, окружавших местечко, могло бы показаться, что это гигантский зверь растянулся по дороге около часовни и лежит тут неподвижно, по временам только пошевеливая матовою чешуей разных цветов. По обеим сторонам занятой народом дороги в два ряда вытянулось целое полчище нищих, протягивавших руки за подаянием.

Запись предложений под диктовку учителя.

В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков: зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо и полно перенося на далёкие расстояния и крик вороны, и удар топора, и лёгкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звук, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду покрывшемся к утру тонкой плёнкой первого льда.

В усадьбе пруд тоже замёрз, но речка у мельницы, отяжелевшая и тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. Пётр подошёл к плотине и остановился, прислушиваясь. Звон воды был другой - тяжелее и без мелодии. В нём как будто чувствовался холод помертвевших окрестностей...

В думе Петра тоже было холодно и сумрачно. Тёмное чувство, которое ещё в тот счастливый вечер поднималось из глубины души каким-то опасением, неудовлетворенностью и вопросом, теперь разрослось и заняло в душе место, принадлежавшее ощущениям радости и счастья.

(В. Короленко .)

Покажите в записанном вами тексте синтаксическую функцию обособленных второстепенных членов.

2. Самостоятельно выполнить упр . 232.

IV. Итоги урока

Какие вопросы освещались на уроке?

Домашнее задание

2. Составить конспект «Однородные члены предложения». Можно обратиться к справочной литературе.

3. Подготовиться к словарному диктанту «Гласные после шипящих и ц ».

Урок 44

Осложненное предложение

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Однородные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводные слова)»; закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами и обращениями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Контрольный словарный диктант «Гласные после шипящих и ц ».

Чащоба, недочёт, причём, шорох, размежёвка, стажёр, ночёвка, трущоба, изжога, парчовый, жёсткий, холщовый, душонка, глянцевый, пунцовый, циркач, палаццо, жокей, свежей, душонка, трущоба, боржоми, вечёрка, полушёпот, пощёчина, чёботы, никчёмный, золочёный, освеженный, прожорливый, скворчонок, ажурный, жёлудь, круглолицый, грошовый, раскорчёванный, ожог руки, девчонка, сучок, ещё, Жюль Верн, лекция, чопорный, шомпол, скерцо, циферблат, чёт-нечёт, сургучом, разжёг.



2. Проверка конспекта «Однородные члены предложения».

Учитель читает конспект, учащиеся дополняют свои записи.

Конспект:

Однородные члены предложения - члены предложения, выражающие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью. Однородными членам могут быть любые члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

Между однородными членами предложения, связанными только интонационно, обычно ставится запятая. Все краски стали ярче, сочнее... (Ю. Нагибин.)

Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), да и , запятая не ставится. Смолою и дымом пахнет зимний лес. (И. Соколов-Микитов.)

Между неоднородными определениями запятая не ставится (определения являются неоднородными, если предшествующее определение относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения с этим существительным: высокий кирпичный дом - кирпичный дом какой? высокий ).

При двух однородных членах предложения с повторяющимся союзом и запятая не ставится. Кругом было и светло и зелено. (И. С. Тургенев.); во фразеологизмах ни свет ни заря, и смех и горе и др. запятая также не ставится. Однако при наличии пояснительных слов при одном из двух однородных членов предложения между ними ставится запятая. Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. (И. С. Тургенев)

Между однородными членами предложения с повторяющимся союзом и , если первое и является присоединительным (стоит после точки в начале предложения), ставится запятая. И вспоминали прошлое, и старались объяснить себе, как все это произошло.

Если число однородных членов предложения больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми. Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят... (М. Горький)

Если однородные члены предложения соединены двойными союзами если не... то, хотя... но или парными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, насколько... на столько и т. п., то запятая ставится только перед второй частью союза. Санин ощущал во всем существе своем если неудовольствие, то некоторую легкость. (И. С. Тургенев)

Если однородным членам предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. (В. Г. Короленко)

Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире. И старичок, и я - мы оба веселились. (К. Паустовский)

Если обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли при большом числе однородных членов предложения, употреблено дважды - перед перечислением и после него, то сохраняется принятая для конструкции с однородными членами и обобщающим словом пунктуация, т. е. двоеточие перед однородными членами и тире после них. Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию - про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю. (К. Паустовский)

Для закрепления материала учащиеся задают друг другу вопросы по пунктуации однородных членов предложения.

II. Работа по теме урока

Выполнение упр. 233.

Анализ текста.

Лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшая как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов. (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)

Определите роль однородных членов в данном отрывке, их стилистическую значимость.

Используя однородные члены предложения, писатель тщательно описал детали единого целого, чтобы дать чёткое представление о хозяине усадьбы.

Также однородные сказуемые-глаголы создают впечатление динамичности и напряжённости речи. Выразительны и однородные согласованные определения.

3. Обобщение знаний по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

Материал для учителя

Вводные слова

Вводными словами в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело. (С. Аксаков.); Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. Чехов.)

Вводные слова имеют различные значения.

Значения Примеры
Различная степень уверенности: 1) большая степень уверенности (конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др.) 2) меньшая степень уверенности, предположение (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др.) Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека. (И. Тургенев .) Дерсу был, безусловно, прав. (В. Арсеньев .) Старик, видимо, хорошо знал прошлые времена. (И. Соколов Микитов .) Кажется , ваша история там наделала много шуму. (М. Лермонтов .) Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров. (К. Паустовский .) Вероятно, он был человек признательный. (Н. Гоголь .)
Различные чувства (к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.) К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (М. Лермонтов .) Я, к сожалению , должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (И. Тургенев .) Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро. (И. Тургенев .)
Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать ) Одним словом , у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А. Чехов.)
Источник сообщения, кому принадлежит сообщение (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо) Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу. (А. Пушкин .) По мнению врача , больного выпишут из больницы через не делю.
Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, итак и др.) Во-первых, легче ли было бы писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Во-вторых , действительно ли так уж трудно русское правописание и легче ли орфография других языков или труднее. (Л. Успенский .) Итак, одно желание пользы заставило меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно. (М. Лермонтов .)

Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями (их иногда называют вставными предложениями), например: Наконец, поспела полевая клубника (наконец - вводное слово). Полевая клубника, я уверен, уже поспела (я уверен - вводное предложение).

Вводные предложения

Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произнесением), например: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей (И. Тургенев); А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех), ты б убаюкивал их песенкой своей (И. Крылов).

Для обучающихся 8-х классов предлагаются тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием на весь учебный год. В диктантах учтены все основные тематические разделы учебной программы 8 класса по изучению видов простого осложнённого предложения. В грамматическом задании второй вариант содержит задания более сложные, чем первый. Этот вариант можно давать сильным обучающимся.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Анды

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)

(121 слово.)

Грамматическое задание

Анды — самые высокие горы А мери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Отъезд из замка

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища! (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не по забывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Зимний день

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.)

Грамматическое задание

1. Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).

2. Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).

3. Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант)

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).

На деревенском дворе

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами. (По Н.С. Лескову.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант)

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)

4. Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант)

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла! (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды сказуемых.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант)

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)

3. Определите в тексте вид односоставных предложений.

4. Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант)

Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

Здравствуй, сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое жёлтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Ещё сегодня утром принужденные жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня ещё сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперёд и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождём. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду. (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

Морские рыбы

Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве. Скажу только, что я никогда не пожалею о часах, что просидел с удочкой, намотанной на указательный палец.

Вот перечень пород рыб, которые ловились там (правда, названия все местные, а научных я не знаю): морской ёрш; морской карась — рыба, напоминающая по форме нашего карася, но совершенно серебряная, с фиолетовым отблеском и острыми, как бритва, выдающимися вперёд как бы лошадиными зубами, способными перекусить крючок, если он плох; зеленуха, барабулька — очень изящная рыбка с мордой, срезанной наискосок, в кровавых пятнах по туловищу, исчезающих, как скоро рыба обсохнет от воды; колючка, напоминающая по форме речного окуня, с синеватым пятном на боку; петух — самая яркая и самая красивая, самая желанная для любого рыбака рыба; собака — кусающаяся рыба леопардовой расцветки; кефаль и, наконец, ставридка, самая массовая, самая надоедливая, но, пожалуй, и самая вкусная.

Впрочем, нужно сказать, что мясо морского ерша необыкновенно. Оно плотное, белое, сочное. Говорят, что оно походит на курятину. Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде. (По В. Солоухину.)

Примечание: сказать о точке с запятой.

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Не стану описывать всех рыболовных приключений, происшедших со мною на причале за дни, проведённые в Лидзаве.

2 вариант - Однако мне кажется, мясо этой рыбы напоминает по вкусу мясо рака, сваренного в пресной воде.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями... В большом камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега... Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым струйкам, разбегавшимся по всему дому, по скрипу шагов на дворе, по особенной "холодности" всех наружных звуков. И когда он выезжал с Иохимом по первопутку в поле, то слушал с наслаждением звонкий скрип саней и какие-то гулкие щелканья, которыми лес из-за речки обменивался с дорогой и полем. На этот раз первый белый день повеял на него только большею грустью. Надев с утра высокие сапоги, он пошел, прокладывая рыхлый след по девственным еще дорожкам, к мельнице. В саду было совершенно тихо. Смерзшаяся земля, покрытая пушистым мягким слоем, совершенно смолкла, не отдавая звуков; зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо и полно перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки... По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший как будто в огромном удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся к утру тонкой пленкой первого льда. В усадьбе пруд тоже замерз, но речка у мельницы, отяжелевшая и темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

Выпишите 3 словосочетания разных типов

из 1-2 абзаца

Выпишите Простое Глагольное сказуемое