Вопрос 1. Какие органы тела человека ответственны за возникновение ощущений?

Органы чувств ответственные за возникновение ощущений. К органам чувств относят глаза, уши, язык, кожу, нос.

Вопрос 2. Почему человека называют биосоциальным существом?

Человек – это часть природы, в то же время он не может без социума, общества.

Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным.

Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу» , надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека – общественное (социальное) , и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом.

Вопрос 3. Что изучает психология?

Вопрос 4. Как можно представить возникновение духовных запросов человека в процессе эволюции? (Обдумывая ответ, обратите внимание на то, что любознательность – важнейшая черта человека.)

Человек всегда искал поддержку извне, потому что не мог объяснить явления природы и другие события, происходящие с ним. Поэтому человек придумывал себе богов, которых он изображал и покланялся им. Духовные потребности, познание окружающего мира, самовыражение. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его сознание.

Вопрос 5. У всех здоровых людей строение мозга сходно, а психика индивидуальная у каждого. Почему так получается?

Все люди разные и не только в физическом плане, но и по врожденному функционально-ролевому предназначению, каждый из нас носитель неизменного определенного врожденного психотипа. Системная психология дает универсальный ключ к пониманию человеческого предназначения, души, разума, ментального, духовного начал в человеке. Базируясь на выделении восьми психотипов или, точнее, векторов в человеке, дает возможность понять глубинные причины поведения человека, его отношений – внутри себя, в паре, в обществе, в группе, выявить причинно-следственную связь наших поступков и действий. Осознав и приняв свой врожденный векторный набор, мы начинаем максимально использовать весь заложенный в нас потенциал. Понимание себя дает, прежде всего, возможность жить полноценной, здоровой, счастливой и творческой жизнью.

Вопрос 6. Человек учится говорить, значит, речь – приобретённая черта. Но ни одно животное нельзя обучить членораздельной речи. Значит, чего-то врождённого не хватает. Чего?

Нет ни одного млекопитающего, который мог бы освоить все звуки человеческого языка: необходимые для этого движения губ, языка, контроль дыхания – недоступны даже человекообразным обезьянам. Но обезьян можно научить языку жестов, которые использую глухонемые.

Вопрос 7. Чему могут научиться дети-маугли?

Дети-маугли могут научиться имитировать поведение животных, подражать звукам, которые они издают.

Вопрос 1. Кого и что изучает психология?

Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Вопрос 2. Что можно назвать материальной основой психических явлений?

Материальной основой психических явлений является головной мозг.

Вопрос 3. Что человек наследует от родителей, а чему учится у них и у других людей в течение жизни?

Человек наследует у родителей внешние признаки, черты характера, возможно даже предрасположенности к различным заболеваниям. А в течение жизни человек приобретает ценный жизненный опыт, стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Вопрос 4. Какие признаки человека отсутствовали, а какие были присущи детям-маугли и почему? До какого возраста ребёнок должен научиться ходить и разговаривать?

Считается, что ребенок должен научиться ходить в период с 8 до 18 месяцев. Существует так называемый активный словарь и пассивный. Активный – это те слова, которые произносит ребёнок, пассивный- это запоминание и удержание в памяти незнакомых слов. Когда эти слова повторяются взрослыми, ребёнок их хорошо запоминает и когда- нибудь произнесёт. В возрасте 2 лет идёт активное запоминание новых слов, накопление пассивного словаря. Для развития речи необходимо взрослым больше разговаривать с малышом, показывать картинки с изображением предметов, пусть он повторяет все названия.

Вопрос 5. На примерах докажите, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Проанализируйте для этого ситуации после посещения музея, просмотра театральной постановки или кинофильма и т.д.

У каждого свой взгляд, например, на музыку, картину или кинофильм. Это доказывает, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Один человек может искренне восхищаться картиной художника, а для другого эта же картина будет полнейшей безвкусицей.

Вопрос 6. Какие слова будут использовать в разговоре о поведении человека физиологи, а какие – психологи?

Поведение в физиологии – определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.

Поведение как предмет психологии – это активность человека, которая служит средством удовлетворения его потребностей, относящихся к разным сферам жизни: социальной, физиологической и биологической.

Идея обсуждения заложенных человеку умственных способностей зачастую раздражает людей, иногда вызывает даже чувство обиды. Это обусловлено неправильным восприятием предмета. Ученые обладают огромнейшей информацией об индивидуальных различиях и способностях. Они прекрасно понимают, откуда те берутся. И отлично знают, как развивать интеллект. Однако эта информация довольно редко попадает в прессу. В основном читателю предоставляется сравнение людей по национальности, расе, полу. И конечно, автор всячески старается избежать дискриминации. Это и раздражает людей.

Исследования умственных способностей тянут из прошлого негативную репутацию. Этим они обязаны ранним работам в этой области. Ведь в давних трудах пытались доказать, что определенная группа людей превосходит других и заслуживает исключительно особого отношения. Сегодняшние работы направлены на развитие всех людей, независимо от интеллектуального уровня. Использование таких методик позволяет добиться превосходных результатов.

Определяем цели

Как развивать интеллект? Такой вопрос время от времени волнует каждого человека. И так как интерес к теме массовый, значит, и ответов большое множество. Желание стать умным - понятие очень объемное. И если вы готовы всерьез взяться за развитие интеллекта, то для начала определите цели. Ведь невозможно стремиться к тому, чего ясно не видишь впереди.

Представьте себе мысленно умного человека. Каков он? Например, это человек, свободно общающийся на темы, в которых другие мало понимают. Или воображение подсунуло вам личность, легко решающую любые телевикторины и кроссворды. А может быть, вершиной умственной деятельности вы считаете знания в биржевых стратегиях или конструировании самолетов? Развивать интеллект нужно под конкретные цели. Честно ответив на вопрос, вы определите ту задачу, к которой, собственно, и стремитесь.

Выбираем стратегии

Перед тем как бросить все силы на развитие интеллекта, проанализируйте свои способности. Если с самого детства математика вызывала у вас стойкое отвращение, то стоит ли заниматься теорией чисел? Или запоминать стихи Гумилева, если даже Пушкин в свое время вызывал головную боль? Естественно, обладая терпением, можно достигнуть хороших результатов на любом поприще. Но если направить свои силы на развитие в любимом деле, то отличный итог дастся значительно легче и малой кровью.

Желание произвести впечатление на окружающих умными беседами очень легко реализовать. Имеет смысл взяться за чтение. Книги, развивающие интеллект, подскажут, как заинтересовать слушателя, как правильно вести беседы. Небольшой секрет - прочтите литературу по тем темам, которые чаще всего поднимаются в вашем окружении. Это позволит вставлять время от времени интересные сведения и факты, почерпнутые из книг. Только очень важно в прочтенной литературе действительно разбираться, чтобы не попасть в неловкое положение.

Иногда, задаваясь вопросом о том, как развивать интеллект, люди преследуют цель стать богатым. Самое время остановиться и проанализировать ситуацию. Разве все богатые люди умны? Нет. А все ли умные непременно становятся богатыми? Снова нет. Тогда, если цель в богатстве, необходимо пересмотреть стратегию ее достижения.

Стремление стать интеллектуалом-конструктором подразумевает конкретные шаги. Проще говоря, следует развивать свои способности именно в этой области, чтобы стать грамотным специалистом. Внимательно присмотритесь к авторитетным личностям, достигшим немалых результатов. Прочтите те же книги, которые изучали они. Когда вы начнете двигаться в этом направлении, вектор дальнейшего развития обретет более четкие формы.

Как определить интеллект?

Правду сказать, точной методики, позволяющей определить IQ, не существует. Чаще всего используют тест на интеллект, автором которого является Айзенк. Однако эта методика, даже не глядя на ее популярность, несколько проигрывает другим. Тесты Р. Амтхауэра, Д. Равена, Д. Векслера, Р. Б. Кеттелла являются более точными. Поэтому, чтобы определить свой уровень интеллекта, необходимо применить несколько из них, а возможно, все. Только тогда полученный балл будет более точно соответствовать вашим умственным способностям.

Помните, что любая методика определяет IQ относительно умственного развития «среднего» человека в соответствии с возрастом. И все же большинство людей справедливо считают, что идеальный тест на интеллект до сих пор не найден. Ведь любая методика показывает лишь уровень знаний и осведомленности.

Результаты теста Айзенка

Большинство методик очень сильно влияют на отношение в будущем к испытуемому. Так, высокий коэффициент интеллекта позволит ребенку попасть в престижный класс, в котором обучение построено на сложной программе. В США людей принимают на работу по результатам теста на IQ. В современном мире таким методикам уделяется очень много внимания, хотя за стопроцентный результат не может поручиться ни один создатель.

Ганс Йорген Айзенк для своего теста ввел шкалу от 0 до 160 баллов. Нормальный коэффициент интеллекта среднестатистического человека принимался за 100 баллов. Следовательно, проверить умственные способности - это означает себя сравнивать с другими.

Самая большая категория населения (50%) обладает IQ в пределах 90-110 баллов. Именно такой аудитории нужно постоянное развитие ума, чтобы повышать свой уровень. Прекрасный интеллект - более 110 баллов - имеют 25% людей. К сожалению, остальные 25% обладают уровнем IQ меньше 90. Следует отметить, что всего лишь 0,5% населения имеют высокий интеллект - результаты, которые стартуют со 140 баллов. Люди, уровень развития которых не дотягивает до 70, обладают, как правило, умственной отсталостью.

Эмоциональный интеллект

Такое понятие возникло в психологии совсем недавно. Но интерес к нему довольно высок. Что же такое эмоциональный интеллект (EQ)? Это способность понимать свои и чужие эмоции и чувства, ощущать их, доносить людям, управлять ими. Осознание всего этого закладывает успешное взаимодействие с другими личностями.

Многочисленные исследования теоретиков и практиков психологии доказывают, что уровень достижений человека определяется в большей мере эмоциональными способностями, чем классическим тестом на IQ. Таким образом, понятие «быть умным» трансформировалось. Сегодня это умение разбираться в своих и чужих чувствах и, конечно, контролировать свои.

  • Выражение эмоций и точность оценки. Необходимо понимать чувства как свои, так и других людей, независимо от того, связаны они с внутренними или внешними событиями. Другими словами, это возможность определить любые эмоции по внешнему виду, физическому состоянию, мыслям, поведению. Способность точно выразить все свои чувства и сформулировать потребности, связанные с ними.
  • Применение эмоций в умственной деятельности. От того, как чувствует себя человек, зависит то, о чем и как он думает. Не секрет, что эмоции довольно сильно влияют на весь процесс мышления и готовят индивидуума к последующим действиям. Такая способность позволяет научиться думать более эффективно. Разобравшись, как управлять чувствами, человек может взглянуть на мир под совершенно разными углами, а следовательно, намного лучше решить возникшие проблемы.
  • Понимание эмоций. Это восприятие человеком источника возникающих чувств, умение их классифицировать, определять связь между ними и словами. Возможность понимания сложных проявлений и прогнозирование дальнейшего развития их.
  • Управление эмоциями. Все чувства влияют на мышление. Именно поэтому достаточно важно их учитывать в принятии решений, различных задач, в выборе поведения. Умение управлять эмоциями позволит по необходимости вызывать нужные чувства или же полностью отстраниться от них.

Методы развития эмоционального интеллекта

Считается, что человек, достигший высоких результатов в этой сфере, в несколько раз повышает свою эффективность в разнообразных социальных областях. При этом обретает способность ощущать себя счастливым.

Различны мнения психологов, изучающих эмоциональный интеллект. Как развить то, что заложено от природы? Одни считают, что это невозможно. Другие придерживаются иной точки зрения, и даже разработали соответствующую методику.

Чтобы сформировать способность осознать и оценить эмоции, необходимо время от времени определять их. «Что я чувствую в данный момент?» - такой вопрос поможет научиться пониманию. Оцените базовые понятия: грусть, радость, страх, злость. Именно с них нужно начинать.

Попытайтесь определить источник и степень интенсивности испытываемой эмоции. Для этого придумайте себе шкалу от 0 до 10. Если контроль над чувством не потребовал больших усилий - это 0. А неконтролируемая эмоция - 10. Такая шкала подскажет вам все нюансы ваших ощущений. Со временем вы сможете снижать свое отношение к негативным эмоциям до нужного уровня.

Следующим шагом должно стать расширение диапазона. Сформулируйте свою собственную азбуку эмоций. Согласно ей, постарайтесь определить эмоциональное состояние окружающих людей.

Занимаясь любым делом, старайтесь осознать, что вы испытываете. Научитесь высказывать свои чувства, переводить эмоции в слова. Помните, что большинство отношений сломались от недопонимания и недосказанности.

Влияние музыки

Приятными мелодичными звуками можно не только наслаждаться. Музыка и интеллект сильно взаимосвязаны между собой. При помощи нее можно значительно повысить эффективность труда.

Речь идет не о людях, понимающих музыкальные сложные формы, а значит, обладающих высоким уровнем интеллекта. На любого человека мелодия воздействует удивительным образом. Замечено, что у меломанов повышается концентрация, улучшается память, развивается внимание. Следует отметить, что такие процессы быстро закрепляются и носят длительный характер.

Во время прослушивания музыки отмечается синхронная работа обоих полушарий мозга. Это в несколько раз увеличивает его потенциал, следовательно, умственная деятельность более продуктивна. Ученые доказали, что синхронизация работы правого и левого полушария - первая ступенька на пути к гениальности. При этом именно музыке отвели главенствующую роль.

Следует отметить, что далеко не любая мелодия развивает интеллект человека. Болгарские ученые рекомендуют прослушивание шедевров, датированных 17-18-м веком, написанных композиторами, творившими в стиле барокко и раннего классицизма. Оказывается, эта музыка, написанная несколько столетий назад, и сегодня самым мощным образом воздействует на память и разум. Секрет в том, что мастера пользовались при написании своих произведений некими формулами, передающимися из поколения в поколение древними музыкальными школами.

Шедевры Моцарта с его неожиданными переливами, переходами, перетеканием звуков, с его богатством различных нюансов выдержаны в 30-секундном ритме «громко-тихо». Это полностью соответствует биотокам мозга. Такая музыка буквально вливает энергию в тело. Таким образом, занятия любым делом при мелодичном сопровождении бессмертных творений Вивальди и Моцарта многократно усилят эффективность работы. Ведь не зря отдельные фрагменты ученые называют музыкой интеллекта.

Особое внимание следует уделить и врагу разума. К сожалению, главенствующее место занимает попса. Ни под какую вокальную музыку заниматься нельзя. Даже если речь идет об опере. Влияние голоса на человека оказывает прямо противоположный результат. Уровень трудоспособности резко снижается. Абсолютно не способствуют развитию интеллекта современные направления, такие как рэйв, техно, металл, хаус.

Удивительно, но регулярное прослушивание джаза и классики без каких-либо усилий за два месяца способно развить интеллект в достаточно приличной степени. Об этом стоит всерьез задуматься.

Логические игры

Как развивать интеллект? Начните играть в игры. В первую очередь это, конечно, шахматы. Они считаются наилучшей игрой для развития интеллекта, поскольку требуют большой концентрации, логического анализа и расчетов. При этом начинает стимулироваться не только умственная деятельность, у человека вырабатывается интуитивное мышление. Если вы не поклонник шахмат, найдите другие игры, развивающие интеллект. Это могут быть: бильярд, кубик Рубика, крестики-нолики, маджонг. Отлично подходит для данной цели решение головоломок. Причем они могут быть любыми: словесными, смысловыми, нарисованными или математическими.

Чтение литературы

Это, пожалуй, самый доступный и мощный метод развития интеллекта. Как ранее было замечено, если вы хотите досконально разобраться в одном вопросе, изучайте литературу по нему. Начните с учебников, различных методичек, брошюр.

Если у вас более глобальные цели - возьмите себе за правило читать каждый день. Книги, развивающие интеллект и мышление, не дадут возможности «расслабиться» мозгу. Кроме этого, человек, много читающий, никогда не испытывает трудностей в общении. Он всегда знает, что сказать своему собеседнику.

Анализ информации

Возникающие в голове идеи можно генерировать в мозгу. Намного лучше такие мысли записать. Научитесь размышлять в письменной форме. Как правило, на листе бумаги начнется фиксирование каждого последующего шага. А такой процесс позволяет активизировать сразу несколько участков головного мозга. Замечено, что в это время концентрация усиливается практически в три раза. Благодаря этому, анализ ситуации становится намного глубже. Следовательно, вы избавляете себя от вероятности принятия неверного решения.

Время отдыха

Довольно сложное дело - развивать интеллект, если вам постоянно хочется спать. Отведите для отдыха необходимое время. Не секрет, что концентрироваться на важном деле тяжело, если внимание рассеяно и углубленно в себя. Исследования подтвердили, что усталость снижает уровень IQ на несколько баллов. Именно поэтому, чтобы максимально активизировать умственные способности, необходимо отлично высыпаться. Начните вовремя ложиться спать. И результаты уже через неделю вас порадуют.

Вместо заключения

Если вы задумываетесь, как развивать интеллект, стремитесь увеличить IQ, первоначально разбудите в своем сознании жажду к знаниям. Старайтесь постоянно развивать мозг, много размышляйте и научитесь философствовать. Активируйте в себе любопытство и будьте готовы находить ответы на большинство вопросов самостоятельно. Помните, что острый ум - это путь к богатству, гармонии с окружающими и с собой, пониманию смысла жизни.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же это такое за «понятие интеллекта», или же вы считаете, что он присущ только редким талантливым людям, или вообще только гениям? И как можно измерить, понять, какой у каждого конкретного человека интеллект. Скажу сразу, однозначных ответов на этот вопрос нет до сих пор. Единого общепринятого определения интеллекта в научном мире тоже нет. Почему? Все потому, что интеллект столь многогранное и сложное понятие, что описать его, заключить в какие-то рамки определенной фразы очень сложно. Тем не менее, я попробую донести суть этого понятия для вас.

Понятие интеллекта. Что такое интеллект?

В самом общем случае интеллект – это способность приобретать, перерабатывать, воспроизводить и использовать знания осмысленным образом . Мы с вами подвергаемся воздействию огромного количества потоков информации, как по способу восприятия (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), так и по информационному содержанию.

Мы каждый день видим тысячи образов: предметы, люди, обстановка, природа, объекты; мы общаемся и воспринимаем чувства и мысли другого человека, мы раздумываем о своих делах. Бесчисленные потоки информации поступают к нам. И мы каким-то образом ее перерабатываем, отсеиваем ненужное, выделяем главное, анализируем, делаем выводы, запоминаем и делаем многое-многое другое.

Согласитесь, не всегда это получается хорошо, не всегда мы достигаем нужных и желанных решений. Не всегда придумываем важные и ценные для себя выводы, не все из нас быстро и четко могут выполнять эти умственные операции. Кроме того, мы по-разному используем всю полученную информацию. Кто-то с успехом применяет ее на практике и получает выгодные результаты, кто-то не может извлечь из обилия своих знаний хоть что-то практическое. Все эти различия и составляют суть наших самых общих способностей – интеллектуальных.

Понятие интеллекта неразрывно связано со взаимодействием, развитием и принятием решений . Интеллект проявляется там, где что-то с чем-то или кем-то взаимодействует (люди с людьми, люди с техникой, люди с цифрами или компьютерами), где идет развитие или преобразование (человек строит дом, трениует какие-то свои навыки) и самое важное, где человек принимает решения .

Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

Принятие решений и интеллект не отделимы друг от друга. Везде, где необходимо принимать решения, присутствует интеллект. А там, где нет принятия решений, нет интеллекта.

Если Вы на автомате ведете машину по знакомой дороге, то интеллект практически не задействован. Но там, где дорога сложная, нова, где нужно умело маневрировать, Вы постоянно принимаете решения, как двигаться, оцениваете ситуацию, выбираете лучший путь. Это и есть проявления интеллекта.

Решаем ли мы математическую задачу, обустраиваем ли домашнее пространство, выбираем ли школу для ребенка, руководим группой людей — мы всегда в этих действиях принимаем мелкие и крупные решения.

Сам интеллект реализуется и воплощается во множестве других способностей:

  • Обучение
  • Познание
  • Логическое мышление
  • Систематизация знаний
  • Анализ и синтез
  • Применение знаний
  • Нахождение связей и ассоциаций
  • Мышление
  • Планирование
  • Решение проблем
  • Понимание

Как вы видите, однозначно ответить на вопрос «Что такое интеллект» сложно, понятие интеллекта не совсем точно описывает его многообразную сущность. И еще одна существенная сложность связана с тем, что до сих пор интеллект воспринимался по большей части как математическо-логические способности. Но это далеко от истины.

Интеллект гораздо шире умения логически мыслить . Психолог Говард Гарднер еще несколько лет назад описал и продолжает развивать теорию множественного интеллекта, подчеркивая, что их у нас, как минимум, 9 разных видов. Сюда входит и музыкальный, и лингвистический, и пространственный и другие виды, о которых мы поговорим позже.

Особенности множественного интеллекта

Как оказывается, большинство из нас обладают хорошо развитым интеллектом, но каким-то одним или двумя из этого десятка. Хорошая новость в том, что каждый может назвать себя интеллектуалом, пусть и в одном из видов. А вторая хорошая новость в том, что каждый из этих интеллектов можно развивать, подтягивая свой общий уровень.

Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.

Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?

А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?

Объяснить, измерить, улучшить

Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.

Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.

Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.

Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).

Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.

От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.

О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.

Он бывает разным

Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.

Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.

Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:

  • Беглость речи.
  • Ассоциативная память.
  • Понимание слов.
  • Фактор оперирования числами.
  • Скорость восприятия.
  • Пространственное мышление.
  • Рассуждение и логика.

Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.

Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.

Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:

  • Логико-математический ().
  • Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
  • Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
  • Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
  • Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
  • Телесно-кинестетический (владение телом).
  • Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).

По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.

Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.

Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.

И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова