В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные направления, задачи и разделы географии населения и социальной географии;
  • характеристики населения, изучаемые социально-экономической географией;

уметь

  • анализировать факторы развития процесса расселения населения, эволюции урбанизации;
  • показать развитие социологизации географической науки;

владеть

  • понятийным аппаратом географии населения и социальной географии;
  • приемами социально-географического исследования;
  • методикой оценки качества жизни.

География населения как общественно-географическая наука

В систему географических наук как составная часть социально-экономической географии входит география населения – общественно-географическая наука, изучающая географические (территориальные) особенности формирования и развития населения и населенных мест (поселений) в различных социальных, экономических и природных условиях.

В этой науке выделяются два основных направления:

  • 1) исследование населения отдельных стран и их частей (например, в России – республик, областей, краев, а также городов и городских агломераций, сельских районов); к этому же направлению относится изучение географии населения мира;
  • 2) исследование сетей населенных мест (городских и сельских) и систем расселения с анализом региональных различий в типах и формах расселения. Оба направления тесно связаны между собой.

Кроме того, география населения занимается изучением:

  • региональных различий в воспроизводстве населения;
  • размещения трудовых ресурсов и их использования;
  • плотности населения и типов заселения территории;
  • миграций населения (их интенсивности, состава и направлений);
  • региональных различий в трудовых навыках, культуре, быте и образе жизни;
  • демографической обстановки, характерной для той или иной территориальной группы населения в определенный исторический период.

В соответствии с определенными задачами и направлениями исследований сформировались разделы географии населения – география трудовых ресурсов, география миграций, география городов (геоурбанистика), география сельского расселения и др.

География населения тесно взаимодействует с демографией, этнографией, социологией, историей и целым рядом других наук. На стыках этих наук возникли новые научные дисциплины. Так, на стыке географии населения и демографии возникла геодемография (географическая демография) – направление научных исследований в рамках СЭГ, занимающееся изучением геодемографической обстановки, отражающей взаимосвязи демографических процессов с системой расселения, социальной инфраструктурой, образом жизни различных групп населения.

Население – объект географического изучения и условие размещения производства

География населения – важнейший раздел социально-экономической географии. Человек, человеческая общность – носители социальной формы движения материи. Своим трудом люди преобразуют в процессе производства материальных благ природную среду, создают искусственную среду обитания – "вторую природу". Человек, вооруженный производственными навыками, является важнейшим элементом производительных сил, приводя в движение предметы труда и пользуясь орудиями труда. Само производство осуществляется для удовлетворения человеческих потребностей, в то же время развитие производительных сил включает в себя и физическое, и духовное развитие людей, воспроизводство ими потомства – потенциального потребителя и производителя материальных и духовных благ в будущем.

Как важнейшая производительная сила человек изучается географией хозяйства. В первую очередь люди интересуют ее как рабочая сила, используемая на предприятиях и нуждающаяся в рабочих местах. Но жизнь людей не сводится только к материальному производству. Другие стороны жизни населения, его воспроизводство и развитие, территориальная общность людей и их социальные контакты изучают демогеография и социальная география, а территориальные системы расселения – география поселений, или геоэкистика.

Какие же характеристики населения изучаются экономической и социальной географией?

В социально-политическом плане велико значение этнического (национального ) состава населения. Особенно сильно сказывается влияние его в государствах многонациональных. Здесь часто возникают межнациональные конфликты, сепаратистские движения на этнической основе, направленные на создание этнократических государств с господством какого-либо одного этноса. Межэтнические конфликты возникают как между коренными народами, населяющими территорию одного государства, так и между коренным народом и живущими в этой же стране представителями диаспоры. Такая ситуация возникает, когда представители коренных этносов или, наоборот, диаспоры чувствуют себя ущемленными экономически, в политическом или культурном отношении. Нередко межэтнические конфликты дополняются и усугубляются религиозными, межконфессиональными.

Влияние национального состава населения сказывается и на разных сторонах экономической жизни. Каждый народ, исторически адаптируясь к природным условиям населяемой им страны, обладает специфическими производственными навыками, характерными особенностями, традициями в питании, одежде, жилье, поведении (сильно сказывается в этом отношении и влияние религии), и даже развивающиеся процессы интеграции, унификации, космополитизации образа жизни не в состоянии разрушить эту специфику. Именно сегодняшняя эпоха глобализации еще более рельефно отображает этнические (национальные) и конфессиональные особенности людей.

Учет трудовых навыков и традиций населения необходим для эффективной организации хозяйства и более полного использования трудовых ресурсов. Так, например, необходимо сохранение трудовых навыков коренных народов Сибири и Севера в оленеводстве и охотничьем промысле, а также условий для их развития. Учет национальных особенностей быта нужен при определении потребностей в тех или иных товарах и услугах, возможностей их производства и реализации на территории, заселенной данным этносом. Национальные особенности влияют на потребности в таких элементах социальной инфраструктуры, как медицинские учреждения, школы, культурные учреждения (необходимость преподавания, радиотелевизионного вещания, издания книг и газет на родном языке). Религиозные традиции, сочетающиеся с национальными, сильно влияют на образ жизни и бытовые потребности населения. Значение религиозной принадлежности людей в политической и экономической жизни государств заставляет учитывать и конфессиональный состав населения (без углубления в сущность теологических догматов различных религий).

Из собственно демографических характеристик страны, региона, поселения главная – численность населения (для поселений употребляют термин "людность"). Исследуются процессы, приводящие к изменению численности и структуры населения, т.е. динамики населения. Данные приводятся как абсолютные (в тысячах, миллионах человек), так и относительные за определенный период (в процентах, чаще в промилле).

Динамика численности населения за год складывается из естественного прироста (разность числа рождений и смертей) и сальдо миграций (разность между числом приехавших и выехавших). Показатели числа рождений, смертей (абсолютные и на 1000 жителей) характеризуют естественное движение населения, а числа мигрантов (приехавших и выехавших с переменой постоянного места жительства) – механическое движение. Показатели естественного движения населения в целом довольно инерционны, т.е. устойчивы по годам, поскольку определяются медленно изменяющимися факторами – структурой населения по полу и возрасту, уровнем экономического развития, образом жизни и социально-культурными запросами населения. Но при сильных общественных сдвигах они могут меняться и относительно быстро, особенно рождаемость, а при войнах, стихийных бедствиях – и смертность. В результате в некоторые периоды в ряде стран наблюдается естественная убыль населения, когда смертность превышает рождаемость. В таких случаях говорят о явлении депопуляции. Депопуляция в отдельных регионах может быть обусловлена миграциями населения, которые, в частности, существенно меняют его возрастную структуру как в районах выбытия, так и прибытия мигрантов. Вследствие преобладания среди мигрантов молодых возрастов в районах устойчивого притока средний возраст населения понижается, а в районах преимущественного выбытия населения, напротив, повышается. Понятно, что это прямо сказывается на показателях рождаемости и смертности.

Миграционные процессы характеризуются числом въехавших и выехавших (миграционной подвижностью), сальдо механического прироста или убыли (результативностью миграции) как в целом по тому или иному региону, так и в расчете на 1000 жителей.

Показатели динамики численности населения зачастую являются индикаторами экономического благополучия территории. Кратковременный спад рождаемости и рост смертности – результат экономического и социального кризиса. Высокий механический прирост – свидетельство и результат экономического бума. Высокий оборот миграции при близком к нулю сальдо – показатель слабой приживаемости мигрантов (из-за неудовлетворенности заработками, бытовыми условиями). Быстрый рост населения за счет долговременно сохраняющейся высокой рождаемости – следствие скорее архаичности экономики, чем ее процветания. Он создает демографическое напряжение, порождает избыточное давление на природные ресурсы, вызывает дефицит рабочих мест и в последующем – потоки эмигрантов.

Возрастно-половая структура населения имеет значение для определения потребности в различного вида учреждениях обслуживания (образования, здравоохранения), ассортимента товаров в торговле, спроса на жилье с разным числом комнат (в зависимости от размера семьи). Помимо непосредственной зависимости сферы услуг от демографической структуры населения, последняя также обусловливает развитие и размещение различных сфер деятельности. Например, при однобокой специализации промышленности в городах (так называемых моногородах) может возникнуть дефицит рабочих мест для вторых членов семьи (в "шахтерских" городах – для женщин, в "текстильных" – для мужчин). Пропорциональное развитие сфер приложения труда мужчин и женщин – одно из направлений размещения отраслей экономики в городах и городских агломерациях, позволяющее более полно и эффективно использовать трудовой потенциал, а также создавать благоприятный социальный климат для жизнедеятельности населения. Возрастно-половая структура имеет прямое отношение и к выявлению существующего и перспективного трудового потенциала страны, региона, отдельных мест.

Трудовой потенциал территории определяется исходя из количественной и качественной его оценки. Основная составная часть трудового потенциала, или трудовых ресурсов, – лица трудоспособного возраста. В нашей стране к ним относятся женщины в возрасте от 16 до 54 лет и мужчины от 16 до 59 лет. Резерв составляют лица в возрасте до трудоспособного (подростки 14–15 лет) и старше трудоспособного (пенсионеры), а также инвалиды, занятые в народном хозяйстве.

На начало 2014 г. численность экономически активного населения составила 75,2 млн человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 70,5 млн человек, были трудоустроены, или 94,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,18 млн человек (5,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных около 1,0 млн человек. Таким образом, официальная численность безработных почти в четыре раза меньше реальной.

В сегодняшней ситуации география занятости и безработицы населения становится важнейшим направлением исследований в социальной и экономической географии. География занятости и безработицы в России зависит от демографической ситуации и структурной трансформации хозяйства. На сегодняшний день рынок труда в России несбалансирован, большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде республик и областей России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (например, республики Северного Кавказа – уровень безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 19,5%, республики Калмыкия, Бурятия, Тува, Удмуртия, Ивановская, Архангельская и Тамбовская области). В то же время в районах Крайнего Севера наблюдается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Острая нехватка рабочих и специалистов ощущается в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица. Наилучшим образом ситуация с занятостью обстоит в крупнейших мегаполисах страны – в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском автономных округах, Магаданской области, промышленных регионах Урала.

Большое значение имеет не только количественный, но и качественный состав трудовых ресурсов , а также и всего населения. Он зависит от многих факторов, например от возрастной структуры. В районах с многочисленным молодым населением возникают проблемы с трудоустройством вступающих в трудоспособный возраст. Но молодежь более мобильна, способна к переобучению, повышению квалификации. В районах со стареющим населением, менее мобильным, любые структурные изменения в хозяйстве протекают более тяжело. Имеет значение образовательный уровень трудовых ресурсов, доля лиц со средним, средним специальным и высшим образованием, занятых в экономике. Эти различия между регионами довольно значительны. Приходится учитывать также традиционные национальные предпочтения в сфере занятости, исторически сложившиеся трудовые навыки. Самостоятельное значение имеет анализ материального благополучия и социально-культурного развития населения.

Таким образом, можно сделать основные выводы о влиянии населения и расселения на развитие и размещение отраслей хозяйства.

  • 1. На размещение производства влияет качественный и количественный состав трудовых ресурсов. С этим связано, в частности, размещение трудоемких и наукоемких производств.
  • 2. С размещением населения непосредственно связаны размещение и территориальная организация сферы услуг и ряда отраслей материального производства, ориентирующихся на население как потребителя.
  • 3. Демографическая и этническая структуры населения и тенденции их динамики определяют многие стороны социально-экономического развития территорий (трудоресурсный потенциал, развитие отраслей и производств мужского и женского профиля, структура потребления).
  • 4. Важнейшее значение в условиях продолжающейся реструктуризации экономики России, развития рыночных отношений приобретают проблемы безработицы, создания новых рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров, социальной и экономической поддержки малоимущих. Понятно, что этим определяется широкий круг проблем развития всей экономики страны.
  • 5. Исторически сложившееся расселение – важнейший стабилизирующий фактор организации народного хозяйства, поскольку именно в поселениях, городах и агломерациях сосредоточены трудовые и материально-технические ресурсы, требующие более полного использования при одновременном их расширенном воспроизводстве и обновлении.

Я лично учился на географическом факультете Киевского Национального университета имени Тараса Шевченка и на вопросах географии съел большую такую собаку. Обучение я проходил по физической географии, но и про другие разделы этой обширной науки я не забывал за долгие годы обучения. Как можно было понять, то физическая география - это один с больших разделов науки про Землю. Второй же раздел - экономическая и социальная география.

Физическая география

Будет логично начать со своего профильного предмета. Физическая география включает в себя ряд других наук про нашу планету - геоморфология , гидрология , почвоведение , биогеография , климатология и множество других направлений. Все эти науки направлены на изучения определенных элементов географической оболочки планеты. Мой точный профиль и специализация - почвоведение. Эта наука детально изучает педосферу - почвенную оболочку и все почвенные процессы. В свою очередь педология состоит с еще более точных направлений. Например, все физические процессы в почве изучает физика почвенного покрова. Можно сказать, что физическая география - это наука про все природные процессы на Земле. А вот все, что связано с человеком изучает совсем другой раздел.


Экономическая и социальная география

Еще один большой раздел географии. Он состоит из таких направлений:

  • География населения .
  • Промышленности .
  • С ельского хозяйства .
  • Т ранспорта .

Все эти направления каким либо образом связаны с деятельностью человека. География населения изучает все о численности людей на определенной территории, их перемещение , рождаемость и смертность . Именно эти ученые ведут перепись населения и составляют разные статистики по этому поводу. География транспорта изучает логистику разных стран и городов, загруженность транспортных систем, грузоперевозки и прочие важные вопросы.


География промышленности изучает размещение энергетических комплексов , электросетей , заводов по территории страны. Это очень важно для рационального использования ресурсов определенной местности. Анализируя имеющиеся данные, люди могут улучшать будущее размещение предприятий для достижения максимальной эффективности производства.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

География населения изучает динамику, состав, разме­щение населения и населенных пунктов. Это основополагаю­щая часть фундаментальной науки - экономической и соци­альной географии.

От других наук, изучающих население, географию насе­ления отличают: 1) комплексность исследований, включа­ющих особенности многих общественных наук (демографии, антропологии, этнографии и др.); 2) территориальный ас­пект, предусматривающий изучение различных простран­ственных группировок населения в их взаимосвязях с хозяй­ством и природной средой.

Географию населения принято рассматривать именно как "основополагаюгцую часть экономической и социальной географии", т. е. как хотя и главную, но только часть трие­диной экономической и социальной географии, включающей изучение населения, природных ресурсов, хозяйства. Впро­чем, это вопрос дискуссионный. Многие ученые считают ее дисциплиной одного ранга с экономической географией, по­скольку весьма четко различаются предметы исследова-

ния: географии населения занимается исключительно сово­купностями людей, а экономическая география - в основном разными территориальными формами, процессами экономи­ческой длительности и результатами этой деятельности. По­этому ряд зарубежных и отечественных ученых предлагали и предлагают считать географию населения третьим разделом географии, наряду с физической географией и экономической географией (россиянин Р. М. Кабо, американец Г. Т. Треварта, француз П. Жорж).

Сближению географии населения и экономической геогра­фии служит то обстоятельство, что в последнее время эко­номическая география стала называться экономической и социальной географией. Стало понятным, что люди, насе­ление - это не только "первая производительная сила все­го человечества", не только "золотые руки", не только про­изводитель, но и потребитель, а экономика связана с насе­лением, можно сказать, целиком - с начала и до конца.

В целом же, в процессах общественного воспроизводства население присутствует как бы в четырех качествах: а) как субъект производства (производитель); б) как потребитель материальных и интеллектуальных ценностей; в) как подле­жа щее воспроизводству явление (предмет демографии); г) как главное звено связей и взаимодействий между приро­дой и хозяйством - ведь именно через хозяйствующее насе­ление реализуется и влияние природы на хозяйство, и вли-яяме хозяйства на природную среду.

Следует отметить, что в первые годы советской власти экономической географией изучались только размещение производства и экономическое районирование. География на­селения практически целиком выпадала из ее поля зрения. "С водой, - отмечал географ Н. Н. Баранский, - был вып­леснут и сам человек. Убив старую антропогеографию, "но­вые веяния" ничего не создали на ее месте; раздел о населении... в более новых работах выпал бесследно, проваливши сь между природой и хозяйством и между физической и экономической географией. Человека забыли!!!".

География населения как самостоятельная ветвь экономической географии стала развиваться в нашей стране лишь с начала 40-х гг., что является заслугой, прежде всего, Николая Николаевича Баранского и Рафаила Михайловича Кабо.

В современных условиях география населения, по словам географа Б. Б. Родомана, уже может рассматриваться как одна из половин географии в целом: первую половину занимает география природы, или физическая география, вторую - география человека, антропогеография, или соцальная география, рассматривающая все то, что привнесено в земной мир жизнью и деятельностью людей.

С другой стороны, по словам географа С. В. Калесника, "наука в целом, как совокупность знаний о природе, обществе и мышлении, в сущности, едина, и развитие любой ее ветви не отгорожено резкими рубежами от развития смежных ветвей. Поэтому всякая классификация наук условна". Следовательно, вопрос о том, считать ли географию населения, социальную географию частью экономической географии или самостоятельной наукой бессмыслен: и то и другое верно.

Во избежание путаницы следует кратко напомнить основные теоретические положения, рассматривавшиеся в предыдущем курсе "Теоретические основы экономической и социальной географии", где формулировались объект и предмет исследования данной науки, в качестве категорий научного познания соотносящиеся между собой как общее и частное.

Широкий или предельный объект экономической и социальной географии (ЭСГ)- географическая среда и общество во взаимодействии с природой. (Географическая среда - освоенная и вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки, или ландшафтная сфера). К конкретным объектам относятся: население, природные ресурсы, хозяйство.

Предмет науки - это те стороны объекта, которые изучаются в данное время данной научной теорией и, в то же время, тот угол зрения, под которым они рассматриваются. Предметом ЭСГ является разностороннее исследование населения, природных ресурсов, хозяйства для выявления территориальных и пространственно-временных связей.

Таким образом, если рассматривать географию населения как часть ЭСГ, то ее предметом является изучение пространственных особенностей динамики, состава, размещения населения и населенных пунктов. Из определения видно, что в географии населения выделяются два основных, тесно связанных между собой направления: 1) исследования населения и 2) исследования населенных пунктов, их сетей и систем. В том и другом направлении исследования ведутся в самых разных территориальных единицах - мира в целом, континентов, стран, городских агломераций, городов и отдельных поселений, а также политико-административных и экономических единиц (например, в нашей стране: республик, краев, областей, автономных округов, экономических районов и подрайонов).

В методическом плане география населения использует все географические, экономические и социальные подходы и методы, анализировавшиеся в предыдущем теоретическом курсе. Тесная связь географии населения с другими гумани­тарными науками, имеющими с нею общие объекты исследования, характеризуется в третьем разделе данной темы.

Динамика, состав, размещение населения и населенных пунктов включают следующие укрупненные категории:

1. География, воспроизводства населения.

2. География человеческих рас.

3. Этнический состав населения.

4. География религий.

5. Социальная структура и трудовые ресурсы.

6. Миграции населения.

7. Размещение населения и географические формы рассе­
ления.

Перечисленные основные составляющие (разделы) гео­графии населения весьма объемны, что не позволяет рас­смотреть их на лекциях достаточно полно. По каждому из

|i.i ["(слон можно (и мы обязательно будем) выделять свои

Пс-цпфпчсскш- задачи и отмечать целый ряд проблем: по
||м.|,д.|гмо(-ти, смертности, использованию трудовых ресур-
i с mi, миграциям и т. д.

Hi.(делить проблемы и задачи по географии населения в цс.чмм значительно сложнее. Сейчас взгляды на мир в це-"и iM, n."i политику, историю, экономику у нас меняются кар-."UMi.-i.in.по - меняется все наше мировоззренческое целепо- ыг.-мшс. Раньше, выделяя задачи географии населения, мы, п|>г-ждс всего, отметили бы: 1) важность задач географии п.к"г.чсния для планирования размещения народного хозяй-i та страны; 2) критику буржуазных теорий: антропогеогра-цп, бихевиоризма, географического детерминизма, неомаль-i у.пкшства, геополитики и т. д.

Справочно: бихевиоризм - ведущее направление амери-к.пн-кой психологии, определяющее предметом психологии не

<>:ш.-шие, а поведение по схеме: стимул (внешняя среда) -
реакция (двигательный и эмонациональный ответ).

Теперь мы другими глазами смотрим даже на пресловутую м"орпю Т. Мальтуса, стараясь, прежде всего, не осудить, не очернить, но понять, что же все-таки хотел он сказать. И, оказывается, например, что закон убывания плодородия почв, I..IK «то трактовал Мальтус, вещь вполне реальная. А то, что и конце XVIII в. невозможно было предположить появления. онрс-менной "Einkindersistem" (один ребенок в семье), нельзя <"г;пшть ему в вину. Но это действительно был закон воспро­изводства народонаселения, а не "всеобщая и полная заня-гпсть при социализме", оказавшаяся, в конце концов, вместе си всем марксистско-ленинским учением, очередной прекрас­ной утопией, в одном ряду с утопиями Сен-Симона, Фурье, < >у:ша, Мора.

Общие задачи географии населения:

- в области теории: изучение тенденций и закономер­ностей географии воспроизводства населения, его взаимодей-

ствия с природой, размещения населения, позволяющие по­знать "механизм" действия общих законов развития обще­ства;

- выполнение многих практических задач: учет населения, составление трудовых балансов, планирование строительства учреждений обслуживания, детских учреждений,прогнозирование миграций и др.;

- культурного, мировоззренческого характера: распространение знаний по географии населения, различий вего размещении и численности, разнообразии поселений и проблем их развития.

Одной из основных задач является необходимость приведения изучения географии населения в соответствие с миро­вым уровнем и логикой ее дальнейшего развития: всесторон­него рассмотрения предмета и восполнения существенных пробелов, освобождения от идеологических искажений и ог­раничений.

Отсюда вытекают и конкретные задачи.

Необходимо поднять уровень изучения географии на­селения в цикле социально-экономических и естествен­но-экологических наук. Связано это, прежде всего, с тем, что основным фактором глобальной экологической нестабиль­ности является чрезмерно высокий рост численности населе­ния мира. В то же время тщательного изучения требуют диаметрально противоположные процессы резкого сокраще­ния рождаемости в России, депопуляции русской нации.

Кроме того, в эпоху научно-технической революции (НТР) основное значение приобретает именно население, высоко­квалифицированные трудовые ресурсы, как основной потен­циал для развития отраслей, определяющих уровень науч­но-технического прогресса (НТП), научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), новых техноло­гий, высших этажей машиностроения и химии. Все они тяго­теют к крупным городам и агломерациям, о чем свидетель­ствуют примеры развития Японии, Италии, "азиатских тиг-1-и"," В то же время темпы роста использования минераль­ны, ресурсов сокращаются, они в значительной степени за-м!-шлются вторичными ресурсами.

I". экономической географии традиционно место раздела I 1.н-е.чение" находится после "Природных ресурсов". Одна-|ч следует отметить, что в одном из последних школьных -, mi »)пиков по экономической и социальной географии России Г. И Рома и В. П. Дронова раздел "Население" достойно зани-п.к-г первое место.

Наряду с довольно активно изучавшейся деятельностью и-чоиска в материальном производстве, необходимо усили- .к/ни, изучение географии сферы обслуживания: географии рекреации (отдых, лечение, туризм), географии торговли тмрж, ярмарок, рынков), географии образования, религий и i д. В то же время необходимы и работы по географическим.и m-ктам занятости в многоукладной экономике - государ-

Шспной, кооперативно-коллективной, частной.

Повышение значения в жизни страны региональных по- штпко-административных структур - субъектов Федера­ции вызывает необходимость усиления пространствен­на аналитических подходов в географии населения, что i низано с неизбежностью концентрации производительных

Им к условиях рыночной экономики и изменением основной|.1комомерности их размещения. Сюда же относится и необходимость расширения географии изучения национально-этнических процессов: проблем малочисленных (но не "малых"поскольку каждый народ велик) народов, принудительныхмиграций, депортаций, вспышек национальной розни на этойi и >чне.

Сегодня необходимо переосмысливать географические аспекты изменений в планировании, прогнозировании населения, перехода на региональные уровни, на уровни отдельных поселений, фирм, предприятий.

Многие привыкли думать, что география занимается решением исключительно одного вопроса: "Как добраться из пункта А в пункт Б?" На самом же деле, в сфере интересов этой науки - целый комплекс серьезных и Современная география имеет достаточно сложную структуру, которая предполагает разделение её на множество различных дисциплин. Одной из них является физико-географическая наука. Именно о ней пойдет речь в данной статье.

География как наука

География - это наука, изучающая пространственные особенности организации географической оболочки Земли. Само слово имеет древнегреческие корни: "гео" - земля и "графо" - пишу. То есть дословно термин "география" можно перевести как "землеописание".

Первыми учеными-географами были древние греки: Страбон, Клавдий Птолемей (издавший восьмитомный труд под названием "География"), Геродот, Эратосфен. Последний, кстати, первый измерил параметры причем сделал это достаточно точно.

Главные оболочки планеты - это литосфера, атмосфера, биосфера и гидросфера. География акцентирует свое внимание именно на них. Она исследует особенности взаимодействия компонентов географической оболочки на всех этих уровнях, а также закономерности их территориального размещения.

Основные географические науки и направления географии

Географическую науку принято разделять на два основных раздела. Это:

  1. Физико-географическая наука.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные объекты (моря, горные системы, озера и т. п.), а вторая - явления и процессы, которые происходят в обществе. У каждой из них - свои методы исследования, которые могут отличаться кардинально. И если дисциплины из первого раздела географии более близки к естественным наукам (физика, химия и т. д.), то вторые - к наукам гуманитарным (таким как социология, экономика, история, психология).

В этой статье мы уделим внимание первому разделу географической науки, перечислив все основные направления географии именно физической.

Физическая география и её структура

Очень много времени понадобится на то, что перечислить все проблемы, интересующие физических географов. Соответственно, и количество научных дисциплин насчитывает далеко не один десяток. Особенности распространения почв, динамика закрытых водоемов, формирование растительного покрова природных зон - все это примеры физической географии, вернее, те проблемы, которые её интересуют.

Физическую географию можно структурировать по двум принципам: территориальному и компонентному. Согласно первому, выделяется физическая география мира, материков, океанов, отдельных стран или регионов. Согласно второму принципу, выделяют целый спектр наук, каждая из которых занимается изучением конкретной оболочки планеты (или её отдельных компонентов). Так, физико-географическая наука включает в себя большое количество узких отраслевых дисциплин. Среди них:

  • науки, изучающие литосферу (геоморфология, география почв с основами почвоведения);
  • науки, изучающие атмосферу (метеорология, климатология);
  • науки, изучающие гидросферу (океанология, лимнология, гляциология и другие);
  • науки, изучающие биосферу (биогеография).

В свою очередь, общая физическая география обобщает результаты исследований всех этих наук и выводит глобальные закономерности функционирования географической оболочки Земли.

Науки, изучающие литосферу

Литосфера и - это один из главнейших объектов исследования физической географии. Они изучаются, преимущественно, двумя научными географическими дисциплинами - это геология и геоморфология.

Твердая оболочка нашей планеты, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, - это литосфера. География интересуется как внутренними процессами, которые в ней происходят, так и внешними их проявлениями, выраженными в рельефе земной поверхности.

Геоморфология - это наука, изучающая рельеф: его происхождение, принципы формирования, динамику развития, а также закономерности географического распространения. Какие процессы формируют внешний облик нашей планеты? Вот главный вопрос, на который призвана отвечать геоморфология.

Нивелир, рулетка, угломер - эти инструменты были основными в работе геоморфологов когда-то. Сегодня же они все чаще пользуются такими методами, как компьютерное и математическое моделирование. Самые тесные связи у геоморфологии - с такими науками, как геология, геодезия, почвоведение и градостроительство.

Результаты исследований данной науки имеют огромное практическое значение. Ведь геоморфологи не только изучают формы рельефа, но и оценивают его для нужд строителей, прогнозируют негативные явления (оползни, обвалы, сели и т. п.), мониторят состояние береговой линии и так далее.

Центральным объектом изучения геоморфологии является рельеф. Это комплекс всех неровностей земной поверхности (или поверхности других планет и небесных тел). В зависимости от масштаба, рельеф принято делить на: мегарельеф (или планетарный), макрорельеф, мезорельеф и микрорельеф. Основные элементы любой формы рельефа - это склон, вершина, тальвег, водораздел, днище и другие.

Рельеф формируется под влиянием двух процессов: эндогенных (или внутренних) и экзогенных (внешних). Первые зарождаются в толще и мантии: это тектонические движения, магматизм, вулканизм. Экзогенные процессы включают в себя два диалектически связанных процесса: денудацию (разрушение) и аккумуляцию (накопление твердого материала).

Среди в геоморфологии выделяют следующие:

  • склоновые процессы (формы рельефа - обвалы, осыпи, абразивные берега и т. д.);
  • карстовые (воронки, карры, подземные пещеры);
  • суффозионные ("степные блюдца", поды);
  • флювиальные (дельты, речные долины, балки, овраги и др.);
  • ледниковые (озы, камы, моренные горбы);
  • эоловые (дюны и барханы);
  • биогенные (атоллы и коралловые рифы);
  • антропогенные (шахты, карьеры, насыпи, отвалы и т. п.).

Науки, изучающие почвенный покров

В университетах существует специальный курс: "География почв с основами почвоведения". Он включает в себя смежные знания трех научных дисциплин: собственно, географии, физики и химии.

Почва (или грунт) - это верхний слой земной коры, который отличается плодородием. Он состоит из материнской горной породы, воды, а также перегнивших остатков живых организмов.

География почв занимается изучением общих закономерностей зонального распространения грунтов, а также разработкой принципов почвенно-географического районирования. Наука делится на общую географию почв и региональную. Последняя изучает и описывает почвенный покров конкретных регионов, а также составляет соответствующие грунтовые карты.

Главные методы исследования данной науки - сравнительно-географический и картографический. В последнее время все чаще используется также метод компьютерного моделирования (как и в целом - в географии).

Эта научная дисциплина возникла еще в XIX столетии. Её отцом-основателем принято считать выдающегося ученого и исследователя - Василия Докучаева. Свою жизнь он посвятил изучению грунтов южной части Российской Империи. На основе своих многочисленных исследований он выявил основные а также закономерности зонального распространения грунтов. Ему также принадлежит идея использования полезащитных лесополос для защиты плодородного слоя почв от эрозии.

Учебный курс "География почв" преподают в университетах, на географических и биологических факультетах. Самая первая кафедра почвоведения в России была открыта в 1926 году в Ленинграде, а первый учебник по этой же дисциплине - издан в 1960 году.

Науки, изучающие гидросферу

Гидросфера Земли - одна из её оболочек. Её комплексным изучением занимается наука гидрология, в структуре которой выделяют ряд более узких дисциплин.

Гидрология (дословный перевод с греческого языка: "учение о воде") - это наука, изучающая все водные объекты планеты Земля: реки, озера, болота, океаны, ледники, подземные воды, а также искусственные водоемы. Кроме этого, в сферу её научных интересов входят процессы, которые характерны для этой оболочки (такие как замерзание, испарение, таяние и т. д.).

В своих исследованиях гидрология активно использует методы, как географической науки, так и методы физики, химии, математики. К основным задачам данной науки можно отнести следующие:

  • исследование процессов круговорота воды в природе;
  • оценка влияния человеческой деятельности на состояние и режим водных объектов;
  • описание гидрологической сетки отдельных регионов;
  • разработка методов и способов рационального использования водных ресурсов Земли.

Гидросфера Земли состоит из вод Мирового океана (около 97 %) и вод суши. Соответственно, выделяют два больших раздела данной науки: это океанология и гидрология суши.

Океанология (учение об океане) - наука, объектом изучения которой является Океан и его структурные элементы (моря, заливы, течения и т. д.). Большое внимание акцентирует данная наука на взаимодействии Океана с материками, атмосферой, животным миром. По сути, океанология представляет собой комплекс различных мелких дисциплин, которые занимаются детальным исследованием химических, физических и биологических процессов, протекающих в Мировом океане.

На сегодняшний день принято выделять на нашей прекрасной планете 5 океанов (правда, некоторые исследователи считают, что их все же четыре). Это Тихий океан (самый большой), Индийский (самый теплый), Атлантический (самый неспокойный), Северный Ледовитый (самый холодный) и Южный (самый "молодой").

Гидрология суши - это крупный раздел гидрологии, изучающий все поверхностные воды Земли. В её структуре принято выделять еще несколько научных дисциплин:

  • потамология (предмет изучения: гидрологические процессы в реках, а также особенности формирования речных систем);
  • лимнология (изучает водный режим озер и водохранилищ);
  • гляциология (объект исследования: ледники, а также прочие льды, находящиеся в гидро-, лито- и атмосфере);
  • болотоведение (изучает болота и особенности их гидрологического режима).

В гидрологии ключевое место принадлежит стационарным и экспедиционным исследованиям. Данные, полученные в результате этих методов, позже обрабатываются в специальных лабораториях.

Кроме всех этих наук, гидросферу Земли также изучает гидрогеология (наука о подземных водах), гидрометрия (наука о методах гидрологических исследованиях), гидробиология (наука о жизни в водной среде), инженерная гидрология (изучает влияние гидротехнических сооружений на режим водных объектов).

Науки, изучающие атмосферу

Изучение атмосферы осуществляют две дисциплины - это климатология и метеорология.

Метеорология - это наука, которая изучает все процессы и явления, происходящие в земной атмосфере. Во многих странах мира её также называют физикой атмосферы, что, в целом, больше соответствует предмету её изучения.

Метеорологию интересуют в первую очередь такие процессы и явления, как циклоны и антициклоны, ветра, атмосферные фронты, облака и так далее. Структура, химический состав и общая циркуляция атмосферы также являются важными предметами исследования этой науки.

Изучение атмосферы крайне важно для мореплавания, сельского хозяйства и авиационного дела. Продуктами деятельности метеорологов мы пользуемся практически ежедневно (речь идет о прогнозах погоды).

Климатология - это одна из дисциплин, входящих в структуру общей метеорологии. Объектом исследования данной науки является климат - многолетний режим погоды, который характерен для определенного (сравнительно крупного) участка земного шара. Александр фон Гумбольдт, и Эдмонд Галлей внесли первый вклад в развитие климатологии. Именно их можно считать "отцами" этой научной дисциплины.

Основной метод научного исследования в климатологии - это наблюдение. Причем, чтобы составить климатологическую характеристику какой-либо территории в умеренном поясе, необходимо около 30-50 лет проводить соответствующие наблюдения. К главным климатическим характеристикам региона относятся следующие:

  • атмосферное давление;
  • температура воздуха;
  • влажность воздуха;
  • облачность;
  • сила и направление ветра;
  • облачность;
  • количество и интенсивность атмосферных осадков;
  • длительность безморозного периода и т. д.

Многие современные исследователи утверждают, что глобальные изменения климата (в частности, речь идет о глобальном потеплении) не зависят от хозяйственной деятельности человека и имеют цикличный характер. Так, холодные и влажные сезоны чередуются с теплыми и влажными, примерно через каждые 35-45 лет.

Науки, изучающие биосферу

Ареал, геоботаника, биогеоценоз, экосистема, флора и фауна - всеми этими понятиями активно оперирует одна дисциплина - биогеография. Она занимается детальным изучением "живой" оболочки Земли - биосферы, и находится как раз на стыке двух крупных областей научных знаний (о каких науках конкретно идет речь - несложно догадаться из названия дисциплины).

Биогеография изучает закономерности распространения живых организмов по поверхности нашей планеты, а также детально описывает растительный и животный мир (флору и фауну) её отдельных частей (континентов, островов, стран и т. п.).

Объектом исследования данной науки является биосфера, а предметом - особенности географического распространения живых организмов, а также формирования их групп (биогеоценозов). Таким образом, биогеография не только расскажет о том, что белый медведь проживает в Арктике, но и объяснит почему он там обитает.

В структуре биогеографии выделяют два больших раздела:

  • фитогеография (или география флоры);
  • зоогеография (или география животных).

Большой вклад в развитие биогеографии как автономной научной дисциплины внес советский ученый В. Б. Сочава.

В своих исследованиях современная биогеография использует большой арсенал методов: исторический, количественный, картографический, метод сравнения и моделирования.

Физическая география материков

Есть и другие объекты, изучением которых занимается география. Материки - одни из таковых.

Материк (или континент) - сравнительно крупный по площади участок земной коры, выступающий над водами Мирового океана и окруженный им со всех четырех сторон. По большому счету, эти два понятия являются словами-синонимами, однако "континент" - термин более географический, нежели "материк" (который чаще используется в геологии).

На планете Земля принято выделять 6 континентов:

  • Евразия (самый крупный).
  • Африка (самый жаркий).
  • Северная Америка (самый контрастный).
  • Южная Америка (самый "дикий" и неизученный).
  • Австралия (самый засушливый).
  • и Антарктида (самый холодный).

Однако такой взгляд на количество материков на планете разделяют далеко не все страны. Так, к примеру, в Греции принято считать, что в мире всего пять континентов (исходя из критерия населенности). А вот китайцы уверены, что континентов на Земле - семь (Европу и Азию они считают разными континентами).

Некоторые материки изолированы водами Океана полностью (как, например, Австралия). Другие - соединены друг с другом перешейками (как Африка с Евразией, или обе Америки).

Существует любопытная теория дрейфа материков, которая утверждает, что раньше все они были единым суперконтинентом под названием Пангея. А вокруг него "плескался" один океан - Тетис. Позже Пангея раскололась на две части - Лавразию (которая включала современную Евразию и Северную Америку) и Гондвану (включала все остальные, "южные" материки). Ученые предполагают, основываясь на закон цикличности, что в далеком будущем все материки снова соберутся в один цельный континент.

Физическая география России

Физическая география конкретной страны предполагает изучение и характеристику таких природных компонентов, как:

  • геологическое строение и полезные ископаемые;
  • рельеф;
  • климат территории;
  • водные ресурсы;
  • почвенный покров;
  • растительный и животный мир.

Благодаря огромной территории страны, очень многообразна. Обширные равнины здесь граничат с высокими горными системами (Кавказ, Саяны, Алтай). Недра страны богаты различными полезными ископаемыми: это нефть и газ, каменный уголь, медные и никелевые руды, бокситы и другие.

В пределах России выделяют семь типов климата: от арктического на крайнем севере - до средиземноморского на побережье Черного моря. По территории государства протекают крупнейшие реки Евразии: Волга, Енисей, Лена и Амур. В России находится и самое глубокое озеро планеты - Байкал. Здесь можно увидеть огромные массивы заболоченных земель и грандиозные ледники на горных вершинах.

Восемь природных зон выделяют на территории России:

  • зона арктических пустынь;
  • тундра;
  • лесотундра;
  • зона смешанных и широколистных лесов;
  • лесостепь;
  • степь;
  • зона пустынь и полупустынь;
  • субтропическая зона (на побережье Черного моря).

Шесть типов грунтов насчитывается в пределах страны, среди которых чернозем - самая плодородная почва на планете.

Заключение

География - это наука, изучающая особенности функционирования географической оболочки нашей планеты. Последняя состоит из четырех основных оболочек: это литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Каждая из них является объектом исследования для целого ряда географических дисциплин. К примеру, литосфера и рельеф Земли изучается геологией и геоморфологией; изучением атмосферы занимается климатология и метеорология, гидросферы - гидрология и т. д.

В целом география делится на два больших раздела. Это физико-географическая наука и социально-экономическая география. Первую интересуют природные объекты и процессы, а вторую - явления, которые происходят в обществе.