Мужчины видишь лишь в тот момент, когда порываешь с ним.

Если бы мужчина хорошо знал, что такое жизнь, он не давал бы её так легко.

Джентльмены покоряют вершины, солдаты берут их штурмом.

Аморальность мужчины берёт верх над безнравственностью женщины.

Единственный мужчина, который не может жить без женщин, - это гинеколог.

Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.

Беседуя с начальником, мужчина учится втягивать голову в плечи, беседуя с женщиной - учиться подбирать живот.

Крутые мысли о мужчинах

Какая разница мужчина ты или женщина, тебя всё равно можно приручить!

Позитивные крутые мысли о мужчинах

Настоящий мужчина может постоять за себя и полежать за других.

Мужчина в доме, как огнетушитель. Может когда-нибудь и пригодится...

Почему мужчины лгут влюбленным в них женщинам?

Психоаналитики определяют мужчину как человеческое существо, а женщину - как самку; каждый раз, когда женщина поступает как человеческое существо, они говорят, что она подражает мужчине.

Если женщина села Вам на шею, значит Вам больше не нужно носить ее на руках.

Женщин оценивают с ног, мужчин - с головы.

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасностей и игры. Именно поэтому ему нужна женщина - как самая опасная игрушка.

Мужчина теряет, если ничего не выигрывает. Женщина выигрывает, если ничего не теряет.

Лучший способ заставить мужчину сделать что-либо - намекнуть ему, что он уже староват для таких дел.

Чем отличается порядочный человек от джентльмена? Порядочный выпьет только для того, чтобы ему было хорошо. Джентльмен же выпьет для того, чтобы хорошо было его даме дотащить его туда, где бы он смог продолжить для того, чтобы и ему было хорошо.

Мысли крутые со смыслом о мужчинах

Мужчины часто делают предложение просто для практики.

Я полагаю, что взрослая женщина - существо физиологически полигамное, но эмоционально моногамное, тогда как взрослый мужчина - существо эмоционально полигамное, но физиологически моногамное.

Настоящий джентльмен - это человек, который с вами приветлив и вежлив, даже если ничего вам не продает.

Не позволяй себе возненавидеть мужчину настолько, чтобы вернуть ему перстень с бриллиантом!

Холостяк - это мужчина, который содержит нескольких дорогостоящих женщин на их средства.

Любую женщину можно убедить в том, что она красива. Но попробуйте хоть одному мужчине доказать, что он глуп!

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина.

Найти работу легче всего тогда, когда у тебя уже есть работа; точно так же мужчину легче всего найти тогда, когда у тебя уже есть один.

Ничто не уязвляет мужчину сильнее мелких женских булавочных уколов. Мы готовы к могучим ударам меча, а нас щекочут в самых чувствительных местах!

Мужчин и женщин объединяет только одно: те и другие предпочитают мужчин.

Для мужчины нравиться - лишь средство триумфа, для женщины - это и есть триумф.

Душа мужчины слишком просторна для одной женщины.

Мужчина молчаливей женщины: влюбленный забывает все слова, а женатый не успевает вставить ни слова.

Чего не достигают мужчины словами, женщина легко добивается слезами.

Джентльмены - это те мужчины, а чаще всего женщины, что никому ничем не обязаны.

Мужчина, воплощающий в себе все лучшие качества, - сущее наказание.

Мужчины женятся, устав от холостой жизни; женщины выходят замуж из любопытства. И тех и других ждет разочарование.

Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера.

Если бы женщины не были тщеславны, они могли бы научиться этому у мужчин.

Автолюбитель - мужчина женатый на машине.

Плох тот Ромео который не мечтает стать Дон Жуаном.

Оригинальные крутые мысли о мужчинах

Мало кто из мужчин владеет ключом к сердцу женщины; остальные орудуют фомкой.

Между полами нет никаких различий, которые не проистекали бы из воспитания.

Мужчина и женщина - две стороны одной медали.

Мужчин, утонувших в работе, спасают только девушки.

Чтобы встретить мужчину своей мечты, девушке нужно ждать очень долго. Но чтобы скоротать время, можно пару раз выйти замуж.

По выбранной мужчиной невесте легко судить, каков он, и знает ли он себе цену.

Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности.

Мужская независимость: отдал зарплату - и свободен.

Джентльмен - мужчина, который поднимает платочек, уроненный девушкой, даже если девушка не слишком красива.

Роман без финансов - нонсенс. Мужчины не ценят бесплатный товар.

Настоящий мужчина, похож на принца, примеряющего хрустальную туфельку всем женщинам на своём пути, но, видя как они мучительно стараются подражать его идеалу, перестаёт за ними ухаживать, в надежде на то, что они сами в порыве гнева и обид - швырнут в него присвоенную ими туфельку.

Мужчина может быть праведником или преступником, но характер иметь обязан.

Мужчина чувствует себя на семь лет старше на другой день после .

Принца можно всю жизнь ждать, а мужик каждый день нужен!

Остроумные крутые мысли о мужчинах

Обыкновенный мужчина не должен заблуждаться относительно женщин. Он должен дать то, что они желают и получить то, что требует. Благородный мужчина не должен верить желаниям женщины, он должен брать штурмом заколдованную крепость. Ведь однажды крепостные стены растают, и прекрасный сад роз окажется перед взором преданного мужчины. Верить в любовь и умереть не достигнув ее - вот идеал благородного мужчины.

Мужчина, который упорно не желает жениться, превращается в постоянное публичное искушение.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Эх, - вздыхают мужчины. - Мог бы Бог еще пару ребер использовать.

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он не влюблен в нее.

Мужчина, как клубок: если выпустить из рук - распускается, взять в руки - сматывается. Выход один - крепко держать за кончик.

Мужчины любят всё то, что радует глаз... но за всё это... расплачиваются желудком...

Мужчины ведут игру, а женщины знают счет.

Из двух зол мужчина выбирает то, что посмазливее.

Все наши институты, наши традиции, наши законы, наша мораль, наши обычаи свидетельствуют о том, что они выработаны и поддерживаются привилегированными мужчинами во славу мужского господства.

Различия между мужчинами и женщинами - тема, волнующая учёных и психологов всего мира. Оказывается, помимо видимой физиологической разницы между нами и представителями сильного пола, присутствует множество забавных несовпадений, которые затрагивают чуть ли не все жизненные аспекты. Хотите знать больше о сильном поле? Читайте в нашей статье топ самых интересных фактов о мужчинах.

  1. Согласно последним исследованиям, мужская неверность определяется уровнем IQ. Как оказалось, IQ мужчин, которые изменяют жёнам, ниже, чем у моногамных представителей сильного пола.
  2. Мужчины любят наслаждаться женской красотой. В среднем, провожая взглядом привлекательных незнакомок, мужчины тратят около года своей жизни.
  3. Половина женщин, умерших насильственной смертью, была убита своими нынешними или прошлыми партнёрами.
  4. Вопреки распространённому мнению, мужчины лгут чаще женщин. В среднем, неправда из уст мужчин вылетает 6 раз в день, в то время как представительницы слабого пола перевирают факты только три раза в течение суток.
  5. Риск развития онкологических заболеваний у мужчин на 50% выше, чем у женщин.
  6. Мужчинам не стоит держать ноутбук на коленях, т.к. высокие температуры повышают риск развития бесплодия.
  7. Если посчитать суммарно, сколько времени мужчины тратят на бритьё, то окажется, что это занятие отнимает полгода их жизни.
  8. Лысые мужчины воспринимаются женщинами сильнее и выше, чем мужчины с пышной шевелюрой.
  9. Согласно исследованию, мужчины, удовлетворённые своей семейной жизнью, часто страдают лишним весом.
  10. Представители сильного пола не боятся начинать жизнь «с нуля». Примером тому является 99-летний мужчина, который развёлся со своей 96-летней супругой, имея за плечами 77 лет семейной жизни. Причиной столь решительного поступка стало известие о том, что супруга изменила ему в 1940 году.
  11. Мужчины умеют удивлять. Например, несколько лет назад мужчина из Индии связал себя узами брака с собакой.
  12. Мужчины любят мстить своим обидчикам. В одном из американских штатов мужчина купил дом рядом с домом своей бывшей супруги только для того, чтобы установить в своём дворе, выходящем на её окна, гигантскую статую среднего пальца.
  13. Курение пагубно влияет на мужское здоровье, в том числе, ускоряя развитие импотенции.
  14. Обувь на каблуке первыми начали носить мужчины. Каблуки помогали представителям сильного пола казаться выше.
  15. Во всём мире мужчины чаще женщин сводят счёты с жизнью. В некоторых странах эта разница выглядит ошеломляюще. Например, в России и Бразилии количество мужских самоубийств в 6 раз превышает количество женских.
  16. Праздник День отца впервые состоялся в 1910 году в городе Споукэйна штата Вашингтон. Его основательницей стала миссис Додд, которой показалось несправедливым, что у её матери есть специальный праздник, а у отца - нет.
  17. Из 151 миллиона мужчин, живущих в настоящее время в США, более 64 миллионов являются отцами.
  18. В силу физиологических особенностей в организме взрослого мужчины примерно на 50% меньше жира, чем в организме взрослой женщины.
  19. По данным Министерства юстиции США, представители сильного пола в 10 раз чаще совершают различного рода правонарушения.
  20. Мужчины агрессивнее, темпераментнее и увереннее женщин. Это связано с тем, что в мужском организме присутствует большое количество тестостерона.
  21. Мужчины злоупотребляют наркотиками и алкоголем в 3 раза чаще, чем женщины. Однако, пагубные зависимости быстрее развиваются у представительниц слабого пола.
  22. Более 90% смертей, произошедших на рабочем месте, приходится на долю мужчин.
  23. По сравнению с девочками у мальчиков чаще диагностируется дефицит внимания и гиперактивность.
  24. Мальчики-подростки бросают школу в 4 раза чаще, чем девочки.
  25. Примерно 75% расстройств аутистического спектра диагностируется у мальчиков.
  26. Острота зрения выше развита у мужчин.
  27. В ночных кошмарах мужчины чаще всего видят погони, убийства или войны.
  28. Примерно 33% мужчин со всего мира испытали на себе обрезание. Чаще всего эта операция связана с религиозными убеждениями.
  29. Во время полового созревания тембр голоса мальчиков может повышаться на целую октаву.
  30. По сравнению с девушками мужчины чаще страдают дальтонизмом. Согласно исследовательским данным, представители сильного пола хуже воспринимают синие, зелёные и жёлтые оттенки.
  31. Мозг взрослого мужчины примерно на 10% больше мозга женщин. Это связано с тем, что в мужском организме сильнее развита мышечная масса.
  32. Сосредотачиваясь, мужчины задействуют только одну половину головного мозга. В то время как у женщин наблюдается активность обоих полушарий.
  33. Мужчины практически никогда не страдают от варикозного расширения вен.
  34. Большинство парней считает своей главной жизненной целью карьерный успех.
  35. В откровенных беседах с психологами более 60% взрослых мужчин признались, что они до сих пор небезразличны к своей первой любви.

Надеемся, что вышеуказанные факты о мужчинах помогут вам лучше понять своих партнёров.

Психологи утверждают, что многие женщины не до конца понимают, как правильно воспринимать представителей сильного пола. По этой причине в их семьях бытуют недопонимание и другие проблемы.

Прекрасный пол овеян иллюзиями относительно поведения мужчин. В этой статье мы постараемся развенчать самые распространенные стереотипы, мифы и заблуждения, живущие в женских умах. Возможно, мы знаем о мужчинах гораздо больше, однако влияние чужого жизненного опыта и сторонних мнений зачастую не дает этим «знаниям» воплотиться на практике.

В действительности: Мужское мышление кардинально отличается от женского, и об этом никогда не следует забывать. Если все сказанное ему принять за 100%, то получится примерно так: 50% – услышал, 30% – понял, 20% – принял. И никак иначе!

Совет: Оставляй записки о покупках и напоминания в телефоне. Заранее предупреждай о предстоящих важных датах. Важную информацию четко формулируй и подавай отдельно, а не в общем потоке многочисленных мыслей.

Миф № 2. Мужчину сделает счастливым только забота и верность, больше ничего

В действительности: Превращать себя в заботливую домохозяйку, которая вертится вокруг любимого мужчины словно юла, и ждать в ответ пожизненную благодарность в виде внимания, подарков, денег и поступков – глупо. Это чистой воды утопия. Мужчины утверждают, что им гораздо проще быстро и вкусно поужинать в ресторане, где более уместно хорошее обслуживание. В своей второй половине мужчина предпочитает видеть всесторонне развитую личность, а не служанку. Советы в этом вопросе неуместны.

Миф № 3. Мужчинам не нравятся инициативные девушки

В действительности: В современности даже модно говорить о своих чувствах первой. Это позволяет избавить мужчину от внутреннего страха быть отвергнутым – он не зацикливается на переживаниях подобного рода и начинает вести себя искренне. Грамотная и уместная инициатива со стороны девушки всегда обратит на себя внимание представителя сильного пола.

Совет: Мужчина не питает должного интереса к той барышне, которая никак не выражает своих истинных эмоций по отношению к своему кавалеру. Искусственная холодность может заморозить азарт мужчины, и его ухаживания быстро закончатся. Некоторые мужчины не дают второго шанса для демонстрации откровенных чувств, переключаясь на поиски более открытой и честной девушки.

Миф № 4. Мужчина всегда что-то должен

В действительности: Все чаще распространяется информация о появлении нового пола – «мужик в юбке или баба в костюме». Иными словами, ни мужчина, ни женщина. В женском требовании внимания, денег и подарков мужчины видят агрессию. Нередко прекрасный пол сопровождает свои «просьбы» непозволительным тоном, пытаясь убедить любимого человека в том, что это его обязанность. Напористость в таком деле может привести к разрыву отношений.

Совет: Используй женскую мудрость и обаяние для того, чтобы правильно смотивировать мужчину на действие. Вдохновляй его, поддерживай, не будь скромна на похвалу, когда он действительно этого заслуживает. Будь благодарной за любой его шаг навстречу – это поменяет сознание мужчины, и теперь, вместо слова «должен», в его мыслях будет слово «хочу». Никогда не требуй заботу – слезами и истериками её не выпросить.

Миф № 5. Мужчины боятся женитьбы

В действительности: Неготовность мужчины к браку зачастую связана с тем, что его избранница очень рано или настойчиво требует свадьбы. Он сам должен созреть и захотеть этого. По мнению мужчин, особенно романтиков, предложение руки и сердца должно быть искренним и обдуманным.

Совет: Ты можешь аккуратно намекнуть ему о том, насколько радужной станет ваша совместная жизнь. Пусть он знает обо всех твоих достоинствах, которые, так или иначе, раскроются в ходе серьезных отношений. Брак должен казаться мужчине чем-то заманчивым – только в этом случае он захочет решиться на такой шаг.

Миф № 6. Мужчины бросают нелюбимых

В действительности: Мужчины не любят долгих притворств. Они с легкостью делятся с друзьями или любовницами об охлаждении чувств и о том, насколько пустынной становится их душа. Но! Оставить свою крепость и прочно обустроенный быт – не спешат. Представители сильного пола утверждают, что гораздо сложнее жить с любимой женщиной, а надоевшая супруга не вызывает никаких эмоций.

Мужчине проще иметь надежный тыл, одновременно не волнуясь о том, комфортно ли чувствует себя его жена. Есть ли у неё теплые сапоги на зиму, обедала ли она сегодня, не простыла ли после дождя – все это становится ненужной информацией. Вместе с тем можно смело покорять новые любовные крепости, и всегда знать, что дома кто-то ждет.

Вывод: Если мужчина уходит из семьи, то он хочет создать новую ячейку общества. Если он годами кормит сказками о разводе своих многочисленных женщин, значит, никакого разрыва в его планах нет. В этом случае отца семейства также могут удержать дети, чьи упреки по поводу развода ему не нужны. Советы здесь неуместны.

Миф № 7. Секс – самое важное для мужчины

В действительности: Некоторые представители сильного пола поистине отличаются легкомыслием в вопросах интимной близости, меняя женщин без зазрения совести. Однако это не повод вешать ярлык изменщика на каждого мужчину. Он может всего лишь не ответить на звонок, имея на то вескую причину, а женщина уже успеет обвинить его во всех грехах человечества. Стереотипный мусор захламляет женские умы со скоростью света, а страдают от этого все. Многие мужчины жалуются на паранойю своих избранниц, которые всегда противятся их встречам с друзьями или командировкам по работе. Все это заканчивается крупными ссорами и охлаждением обоих партнеров.

Совет: Перестань вести себя как малое дитя. Именно женщина в ответе за прочную связь и доверие между парой. Опирайся на реальность, а не забивай голову легендами собственного сочинения.

Миф № 8. Мужчины не плачут

В действительности: Мужчины сделаны не из стали, у них тоже есть слабые места и эмоции. Разница лишь в том, что девушка выплескивает свои переживания наружу, а мужчина сдерживает их внутри, сжигая нервную систему.

Совет: Позволяй ему хотя бы изредка говорить о своих проблемах и волнениях. Это не сделает его слабее, но укрепит вашу духовную связь.

Миф № 9. Мужчина всегда считает себя лидером

В действительности: Многие мужчины терзают себя мыслями о несоответствии своей избраннице. Можно сказать, что именно женщины вынуждают своих мужчин вести себя не по-джентльменски. Стоит тебе примерить амплуа диктатора в начале отношений, как они рушатся на глазах. Концовка стандартная: задета корона, обломлены крылья и слезливые жалобы близкой подруге с бокалом вина.

Совет: Всячески помогай ему быть лидером, особенно в собственных глазах. Хвали, поощряй, деликатно подсказывай, но никогда не примеряй на себя его роль. Только мудрая женщина способна сделать из пассивного мужчины настоящего чемпиона.

Миф № 10. Мужчинам нравятся стервы

В действительности: Это самое распространенное женское заблуждение относительно вкусов сильного пола. Мужчины любят не стерв, а самодостаточных женщин с характером, которые не борются за понравившегося кавалера, а ведут себя так, чтобы боролись за них.

Совет: Веди себя достойно, не создавай проблем на ровном месте, и ты всегда останешься лучшей в его глазах!


Мифы о мужчинах мы сочиняем сами. Но все они имеют под собой реальную основу. Узнай самые любопытные факты о мужчинах, подмеченные наблюдательными исследователями.


1. Большинство молодых мужчин не против встречаться с женщинами постарше.
2. Треть мужчин хранят в телефонах имена своих бывших девушек «на всякий случай».

3. Многие мужчины рассказывают, что им нравится определенный тип женщин, например, жгучие брюнетки с длинными ногами. Тем не менее, среди их девушек встречаются только хрупкие блондинки.
4. Каждый десятый мужчина со всеми подробностями рассказывает друзьям о своей сексуальной жизни.
5. Полуодетая девушка возбуждает мужчину больше, чем полностью обнаженная.
6. Мужчинам очень сложно делать несколько дел одновременно. Поэтому им сложнее встречаться одновременно с двумя девушками, чем нам – с тремя парнями.
7. Одинокие мужчины более склонны к самовыражению и публичности: занятие экстремальными видами спорта, татуировки, пирсинг и прочее.
8. Большинство мужчин стесняются волос на груди и спине.
9. Мужчины не против отдать инициативу при знакомстве девушкам.
10. Пик сексуальности у мужчин приходится на 19-30 лет. Зато способность стать отцом может сохраняться до самой глубокой старости.
11. Представители мужского пола очень самоуверенны. В детстве они постоянно представляют, и сравнивают себя с супергероями.
12. Даже сильно любя женщину и боясь ее потерять, мужчина может не говорить «я тебя люблю» годами.
13. 94% мужчин лгут относительно размера их члена.
14. Для большинства парней красивое женское лицо может быть важнее идеальной фигуры.
15. Мужчины, которые плохо отзываются о женщинах, обычно имеют в виду лишь одну представительницу прекрасного пола.


10 вещей, которые он от тебя скрывает


1. Ты пытаешься вызвать любимого на откровенный разговор, и порой тебе даже кажется, что он полностью тебе открылся. Но есть вещи, о которых он вряд ли тебе расскажет. Возможно, о них действительно лучше не знать…или знать?
2. Его настоящие мысли о твоих родственниках. Если он никак не отзывается о твоих родителях, это еще не означает, что у него не сложилось мнение о них.
3. О том, какая ты в постели.… Практически все мужчины и женщины считают себя сексуальными гениями. Однако это не всегда так. В любом случае, правду от него ты не услышишь.
4. Ты никогда не узнаешь истинную причину, почему он не делает тебе предложение. Если же ты убеждена, что эта причина тебе известна, скорее всего, тебе просто нравится так думать.
5. Вряд ли ты знаешь всю правду о его личной жизни. Часто мужчины любят сочинять о своих сексуальных подвигах, но есть и такие, которые не считают нужным посвящать свою нынешнюю подругу в свою прошлую жизнь. И скорее всего, это правильно.
6. Он не говорит тебе об этом, но поверь, он уверен, что намного умнее и практичнее тебя. Даже если ты убеждена в обратном.
7. Пусть он молчит об этом, но иногда он считает тебя настоящей блондинкой. Даже если твои волосы зеленого цвета. И порой он опасливо думает, что ты – сумасшедшая.
8. Он никогда не признается, что боится обязательств. Он не хочет быть ответственным за кого-то, в данном случае, за тебя. Именно поэтому многие мужчины избегают серьезных отношений.
9. Он не говорит о том, что боится тебя потерять.
Если тебе иногда нравится подразнить любимого, рассказав, как тобой интересуются мужчины, то он вряд ли станет тебя посвящать в подробности общения с симпатичной коллегой, которая явно к нему неравнодушна.
10. Ты никогда не можешь быть уверена, что на мальчишнике он с ребятами выпил только по бокалу пива и посмотрел футбол.


Тем не менее, любящие мужчины оберегают нас от лишних волнений и переживаний, стараются не вызывать в нас ревность и негативные эмоции. Поэтому пусть их маленькие секреты остаются при них, а большие – рано или поздно все равно станут явными.

По книге: "Укок: (прошлое, настоящее и будущее)". Рудой А.Н., Лысенкова З.В., Рудский В.В., Шишин М.Ю. Изд-во Алт. У-та, г.Барнаул, 2000

Основные черты древней истории и культуры Укока

Поистине, все на Укоке пронизано историей и тайной. Взять хотя бы само название - Укок. Представляется, что права Н. В. Полосьмак, которая пишет:
"Обилие погребальных памятников, в частности богатых "княжеских" захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и "небесное" пастбище. Немалую роль в сакрализации территории играла неповторимая красота природы"
"Небесные пастбища" - символический образ - архетип, который встречается у всех народов Евразии.

Топонимика названия плато Укок
"Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом (в форме сундука). Укок в киргизском языке употребляется для обозначения плосковерхих гор."
Слово Укек использовалось в качестве названия города в составе древнебулгарского царства, развалины которого обнаружены недалеко от Саратова. У современных жителей Горного Алтая бытует представление, что это закрытая страна, которую нельзя беспокоить напрасно, и если человек попадает в эти места с дурными намерениями, то, скорее всего, его и его близких поразит неминуемое наказание. Еще Сапожников отмечал, что местные жители боятся подниматься к ледникам, свято веря, что там живут духи.

Эти представления живы и ныне, пастухи не поднимаются со своими отарами к кромке ледников, не нарушают покой отдельных урочищ, считая их святыми. Здесь запрещена обычаями любая форма деятельности, кроме обрядовой, и то, к ней допускаются лишь избранные люди - "знающие".

Все это наводит на мысль, что и название плоскогорья Укок должно быть символично и может иметь другие интерпретации. Например, можно предложить следующий подход, не противоречащий словообразованию в языках народов, проживавших издревле на Алтае, и раскрывающий сакральный характер этого места.

Так, вблизи Укока можно встретить немало двухсоставных названий урочищ, рек и озер - Ак-Кем - Белая (чистая) вода, Кок-Суу - голубая вода. Это позволяет предположить двухсоставность и названия места Ук-Кок, с явно вычленяемым корнем Кок. Это слово имеет большую семантику. "В древнетюркском языке кок имело значение небо и голубой, синий, сизый. Из современных тюркских языков в киргизком кок - 1) небо; 2) синий, голубой." Как известно, в древности кыргызы жили на Енисее и оказывали большое влияние на Алтай
Исследователи отмечают, что слово кок может скрывать понятие священный, славный, а в некоторых случаях иметь значение - восток, восточный.

Слово ук в тюркском языке имеет значение - род, что позволяет нам сделать следующий вывод: слово Ук-Кок может иметь значение священный, небесный, голубой род. Легенды о голубых тюрках отмечены многими исследователями центральной Азии. Считается, что кек тюрк ("голубые тюрки") - название тюрков, ставших ядром военно-политического союза племен во времена Тюркского каганата.

В монгольском языке слово кок сохраняет свое значение, а слово ук означает буквально слово. То есть, другими словами, Ук-Кок может быть переведено как Слово Неба. Оба этих варианта - и Небесный род, и Слово Неба - имеют явно сакральный характер и во многом объясняют выбор древними жителями Алтая Ук-Кока в качестве храмового комплекса.

Сакральный характер топонимики алтайских названий

Пять священных вершин

Нужно отметить и другие топонимы и, в первую очередь, хребет Табын-Богдо-ола. Еще В. В. Сапожниковым был зафиксирован значимый перевод названия этой горы - Пять Святых Гор. Этот символ также широко распространен в Евразии. Так, практически строго на юг от Алтая в Гималаях находиться Канченджанга, по тибетски Канг-чен-дзо-нга - Пять Сокровищниц Больших Снегов -- гора с пятью вершинами.

В мифологии народа леча, живущего вблизи этой вершины, можно найти представления, что именно от этой горы расселились все народы. Они также считают, что эта гора находится не на земле, а на небе, и именно туда уходят души умерших. Изо льда Канченджанги были созданы первые люди. Думается, что здесь правомерно провести параллель с Алтаем. Ю. Н. Рерих в своей статье Культурное единство Азии делает важный вывод:
"Центральная Азия, районы Западного и Восточного Туркестана стали местом встречи индийских, иранских и китайских художественных воздействий, из которых выросло яркое и сильное искусство."
Как прямое свидетельство этому - открытое В.Д.Кубаревым на перевале Канас, т.е. на границе между Китаем и Россией, большое обо - памятный знак, с буддийской священной надписью Ом-мани-падмэ-хум. Это главная священная формула тибетского буддизма (Ом - Сокровище, скрытое в Лотосе), где лотос понимается в качестве символа связи макрокосма Вселенной и микрокосма человека. Эта формула была начертана на чудесном Камне, упавшем с неба, легенды о котором живы и по сию пору в Азии.

Традиция обожествлять горы на Алтае не раз отмечалась крупнейшими исследователями. Г. Е. Грум-Гржимайло писал, что
"обоготворение той или иной местности, того или иного неодушевленного предмета, названия этих мест на Алтае связаны с именем кого-нибудь из богов или богатырей
Автор многих фундаментальных книг по истории, культуре, мифологии и шаманизму алтайцев Л.П. Потапов подчеркивает:
"У каждого рода есть сведения о почитаемой раньше родом своей горы, считающейся покровителем рода".

Сакральный характер имели и курганные комплексы на Укоке. В настоящий момент особенно полно изучены курганы и писаницы в Бертекской котловине и Ак-алахинские курганы. Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с вершинами нагорья.

Так в археологическом комплексе Укока, получившем название Бертек-1, находящемся к северу от населенного пункта Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных по линии северо-восток - юго-запад. Не только количественно - Пять Святых Гор - пять курганов, но даже размерами, контурами курганной насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.

Культовый характер курганов
Kurgany122 Конечно же, требуются специальные исследования, которые смогут восстановить в полном объеме мировоззрение и мифологию людей, чья жизнь и деятельность в прошлом была связана с плоскогорьем Укок, однако некоторые их взгляды на окружающий мир могут быть реконструированы достаточно точно. Это имеет не только теоретическое значение, но и практическое. Известно, что нынешние жители Алтая впитали в свой духовный мир многое из того, что было открыто их предками и, в первую очередь это касается представлений о святости тех или иных явлений.

Многие ученые сейчас сходятся во мнении, что устойчивая традиция каменных насыпей над захоронениями, даже в тех местах, где использование камня сопряжено с немалыми усилиями (например в степных районах), свидетельствует о том, что камень всегда воспринимался особым образом.

Это "сгустки" земли, в которых мифологическое сознание могло вычитывать силу и крепость Бога земли, они также могли быть ассоциированы со структурной основой земли, ее "скелетом"; и наконец извергаемые при ударе искры из камней связывались с представлениями об огненной природе божества (во многом этому способствовали наблюдения за извержениями вулканов); а далее через образ огня, цепь размышлений, видимо, приводила древних людей к выводам, что жизнь человека, его душа может быть заключена в камне.

Из этих представлений происходят множество сказаний народов Евразии о происхождении человека от камня, об обращении после смерти человека в камень, о том, что из камня произошел первопредок рода. Наглядным примером таких представлений на Алтае является первая гора - Бабырган, с которой встречается каждый проезжающий по Чуйскому тракту. Это, согласно легендам, обратившийся в гору богатырь, сын Хозяина Алтая.

Чуринги - священные камни - известны еще со времен мезолита, и отмечаются повсеместно. Таким образом, каменная наброска, и, тем более, крупные камни на курганах, цепочки вертикально поставленных камней - балбалов несомненно связывались в прошлом с сакральными представлениями. Видимо, стремясь сделать насыпь выше, принося как можно больше камней (что совсем не просто в условиях высокогорья Укока, особенно если учитывать, что часть камней не местного происхождения и специально доставлялись к местам захоронений), строители курганов усиливали масштабами кургана, каменной наброской элемент святости.

Особую ценность представляли неотесанные камни. А. Голан считает,что "воплощением божества считались камни в их естественном виде, именно такие камни служили объектом поклонения:"
Такие примеры на Укоке можно встретить практически во всех захоронениях. В комплексе, получившем название Бертек-10, находящемся на левом берегу реки Ак-Алаха, относящемся к 5-3 вв. до н.э., т.е. времени расцвета пазырыкской культуры, параллельно восьми курганам располагается цепочка из восьми вертикально стоящих балбалов, где просматривается ориентация по линии восток-запад.

Это позволяет сделать предположение о культовом характере этих сооружений, связанном с солярной символикой. Линия балбалов совпадает с траекторией движения по небосклону светила-божества - Солнца. Сами цепочки курганов в одной из красивейших долин Укока - Бертекской с четкой метрикой межкурганных расстояний, ориентацией по сторонам и связанностью с формами ландшафта - террасами, речными излучинами, очертаниями гор, с одной стороны, говорят о развитом эстетическом чувстве неведомых нам архитекторов, с другой стороны - глубоко символичны.

Значение внутренней структуры курганов

Внутренняя структура курганов также обладает глубокой, до конца не раскрытой семантикой. Так, на Укоке археологами произведена раскопка захоронений афанасьевской культуры (Бертек-33). Афанасьевская культура - вариант энеолетической культуры, получившей широкое распространение в Северо-Западной Монголии, Минусинской котловины, Туве и Горном Алтае. Формирование ее связано с переселением на Алтай в IV тыс. до н.э. раннескотоводческих племен протоевропеоидного вида. Типичным конструкционным элементом курганов этой культуры является двойное кольцо, выложенное из крупных камней вокруг могилы и забутованное мелкими гальками и колотыми плитками.

Посредине кольца (курган N 1,Бертек 33) располагалась вымостка из мелких камней и колотых плит прямоугольной формы, ориентированная по оси восток-запад. Под ней располагалась могильная яма со смещенным по отношению к вымостке осью - юг-запад-запад - север-восток-восток. Думается, не случайно совпадение осей могилы и вымостки, образующих совместно восьмигранную розетку.

Символическое изображение солнца, строгая "солярная" ориентация вымостки дает основание предположить ее ритуальный характер, где видимо и совершались заупокойные обряды, которые, скорее всего, были также посвящены солнечному божеству. Вписанность двух наложенных друг на друга прямоугольников (ромбов) в круг (кольцевая обкладка) находит свой аналог среди известных графем еще времен палеолита.

Считается установленным, что прямоугольник символизирует собой землю, а круг небо. Таким образом, сам курган может трактоваться как заупокойный храм, где одновременно отдавались почести и обращались мольбы к божеству Земли, дающему силу и плодородие, и богу Неба, оплодотворяющему мать-Землю. Поскольку эти элементы заупокойного культа повторялись с небольшими вариациями и в других курганах, мы вправе считать памятники Укока храмовыми комплексами, требующими изучения и постижения их семантики, не менее глубокой, чем всемирно известные памятники Долины Царей в Египте, Междуречья и т. д.

Соответственно, должно измениться отношение к ним - их нужно беречь так же, как мы стремимся в настоящее время сохранять храмы, исторические места, связанные с историей нашего государства. Стоит только мысленно продлить границы нашей исторической памяти далее Киевской Руси, и выяснится, что общие предки евразийских степей связывают славянские и тюркские этносы. Все выше сказанное - символика названия плоскогорья, представление о священной горе, символе земных и небесных кочевий, целостное представление о мире, закрепленное в обрядах людей, населявших эти места в древности - важно не только с точки зрения их научной значимости как страниц прошлого, но и как проявление живого процесса, духовного развития народов населяющих Алтай, их мировоззрения, коренных ценностей.

Скифский период истории Алтая.Общая характеристика пазырыкской культуры

Яркую страницу в истории не только плоскогорья Укок, но и всего Алтая, а также и всей центральной Азии составляет скифская культура, получившая название по месту своего первого обнаружения - урочища Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай - пазырыкская. Л. Н. Гумилев опираясь на труды историка 1 в. до н.э. Сыма Цяня, считал, что пазырыкцев следует называть юэджи.

"Скифология - один из древнейших разделов истории. Основание ему положил еще Геродот. В его девятитомной Истории хранятся многие свидетельства о скифах, особенно в четвертой книге. В ней, в частности, есть такие строчки:
за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем"
Н. В. Полосьмак обнаруживает, что в то время, когда европейцам стало известно о грифах, стерегущих золото, фантастическое существо, более всего напоминающее грифа, прочно заняло одно из главенствующих мест в пантеоне и искусстве пазырыкцев.

Исследователями установлено, что пазырыкцы не были только кочевниками, разводившими коней, крупнорогатый скот, овец и коз; они занимались также земледелием. О социальном расслоении говорят разные по размеру и богатству сопроводительного инвентаря захоронения. Качественно срубленные из бревен могильные камеры позволили С. В. Киселеву сделать вывод что
"не только кибитка, но и постоянное деревянное жилище, может быть в виде рубленной юрты, были достаточно распространенными.”

Раскопки на Укоке показали, что пазырыкцы, находясь на стыке трех крупных культурных регионов - Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского - испытывали культурное влияние этих важнейших евразийских центров этногенеза, и сами активно участвовали в формировании культуры центральной Азии.

Итоги последних изысканий показывают, что ядро ареала пазырыкской культуры находилось в Горном Алтае, а периферийные зоны захватывали сопредельные районы Казахстана, Синьцзянь-Уйгурского национального округа КНР, с проникновением в районы Тувы и Западной Монголии.

Пазарыкцы, судя по антропологическим реконструкциям, были высокорослыми людми, с мощными шеями, крупными головами, неширокими, но очень высокими носами. Преобладал европеоидный тип, хотя считается, что пазырыкцы, скорее всего, являли собой конфедерацию различных этнических родов. Мужчины носили волосы средней длины, подстриженные под "горшок", женщины заплетали косы. Благодаря открытию, получившиму название Принцесса Укока, установлено, что женщины периода расцвета пазырыкской культуры носили парики и использовали косметические средства.
Тела как мужчин, так и женщин из акалахинских и пазырыкских курганов покрывали татуировки, сюжеты которых строго подчинялись общим представлениям о трехуровневой структуре мира. На ногах изображались рыбы, маркирующие подземный мир, на руках и корпусе - животные и сцены противоборства хищника и копытного животного - символика "земного" мира, а в верхней части рук располагались изображения птиц, либо других солярных символов.

Древнетюркский период истории Алтая
После оттеснения гуннами пазырыкцев-юэджей на юго-запад территория Алтая входит в сферу политического влияния первой централизованной империи кочевников центральной Азии. Это время принято называть гунно-сарматским, оно занимает период в истории степных культур Евразии 2-5 вв. н. э. Гунны сыграли большую роль в культурогенезе Евразии. Гунны держали в Туве и на Алтае небольшие гарнизоны и, главным образом с помощью местных рудознатцев, плавильщиков и кузнецов, вели заготовку металлов.

Гуннское вторжение прервало историческое развитие местных племен Южной Сибири, видоизменился этнический состав местных племен, моноголоидный тип стал вытеснять близкие к европеоидному типу этносы пазырыкцев Алтая и "тагарцев", государства Динлин на территории нынешней Хакассии.

В это время происходит отделение ремесла от земледелия и скотоводства. На южном Алтае в среде местных народов происходит процесс накопления железноделательного и кузнечнего производства, что во многом подготовило взлет культуры, названной древнетюркской. Применительно к территории Алтая, и особенно на Укоке прослеживается прямая преемственность от культуры гунно-сарматского времени к тюркской культуре в заупокойном культе и в писаницах.

Древнетюркское время - важный этап в истории степей Евразии. Вновь центр культурогенеза и этногенеза перемещается на Алтай. Хронологически этот период охватывает 6-10 вв. и связан с существованием крупных государственных объединений тюркскоязычных этносов. Первый каганат-- раннефеодальное государство тюрков, сложившееся в 552 году в результате разгрома племенными объединениями тукю и теле жужанского каганата. Влияние тюрков в это время распространялось на громадное пространство от Хуанхэ до Волги. В 604 году, в результате междоусобицы, он распадается на Восточный и Западный каганат. Территория Алтая входила в состав Восточного каганата, который в 630 году подчинил себе Китай.

Уйгурский и древнехакасский периоды истории Алтая
После смерти знаменитого государственного и военного деятеля Кюль-тегина (731) и его брата, правителя Восточного каганата Бильге-кагана (734) власть в каганате перешла к сыновьям, и между ними вспыхнула междоусобная борьба. В 741 году центростремительные силы среди тюркских племен стали разрывать некогда мощную степную империю, а окончательный удар был нанесен ей уйгурами, сформировавшими свою конфедерацию племен восточнее тюрок.

В результате военных действий между тюрками и уйгурами в 744-745 годах погибает последний восточнотюркский каган Озмиш, и Восточный тюркский каганат перестает существовать. Начинается новый период в истории народов Центральной Азии, получивший название Уйгурского каганата (745-840 г.г.)

Уйгуры принадлежали к одному из древнейших тюркоязычных народов. Считается, что они происходят из группы племен теле, живших в степях севернее Гоби. Были известны как смелые воины, искусные в конной стрельбе из лука, ездили на телегах с высокими колесами. Победив своих прежних угнетателей тюрков, они создают раннефеодальное государство с центром на реке Орхон.

Восточная граница уйгурского государства достигала верховий Амура и -- современной Маньчжурии, западная проходила по монгольскому Алтаю, на севере достигала озера Байкал а на юге Танского Китая. Уйгуры размещали гарнизоны и строили крепости в неспокойных провинциях, например в Туве, в составе императорской китайской армии участвовали в подавлении антифеодального восстания в пограничных китайских провинциях, защищали свои границы и вступали в боевые действия с остатками тюркского союза в "Алтунской черни", как именовался тогда Алтай. В. Д. Кубарев считает, что население Алтая в это время "испытывало значительное культурное и политическое влияние Уйгурского каганата."
Восстанавливая ход событий в Алтае-Саянской области, необходимо отметить, что в 8 веке уйгурская монархия, раздираемая междоусобной борьбой, а также столкновениями на религиозной почве (ведущую роль в обществе в это время захватывает религиозная элита, исповедующая манихейство, в целом чуждое большинству уйгуров), начала клониться к упадку.
На историческую арену выступает государство хакасов. С 820 г. по 840 г., когда пала столица Уйгурского каганата - Орду-Балык, основные военные действия протекали на территории современной Тувы. В борьбе вместе с хакасами против уйгуров участвовали и народы Алтая. Преследуя уйгуров, войска хакасов дошли до Кашгара и Турфана. В результате завоевательных походов 9 века в состав новой степной империи вошли Алтай, Тува, Северо-Западная Монголия и Центральная Азия. Западная граница Кыргызкого каганата проходила по реке Иртыш.

К началу 10 века древние хакасы под напором восточных племен покидают Восточную часть Центральной Азии, оставляя за собой Алтай, Туву, Северо-Западную Монголию. Но уже в начале 12 века усиливается натиск монголоязычных племен и, в первую очередь, Киданского государства, сформировавшегося еще в 10 веке на севере Китая. В ряде крупных сражений хакасам удалось отстоять свои владения в Северо-Западной Монголии, однако в середине 12 века древнехакаское государство подверглось агрессии со стороны мощного племенного союза - найманов, государство которых находилось в верховьях рек Иртыш и Орхон.

Потерпев поражение в войнах с найманами, хакасы потеряли подвластные земли в Северо-Западной Монголии, обособилось и княжество на Алтае. Фактически ко времени монгольского завоевания в пределах Алтай-Саянской области сформировались четыре больших княжества: Алтай, Северо-Западная Монголия, Тува и Хакасия. В это время сооружается тщательно продуманная сеть оросительных каналов на Алтае и Туве, свидетельствующая о развитии земледелия.

С 9 по 12 век в Алтайском княжестве, кроме правящей хакаской верхушки феодалов и небольших гарнизонов, проживают местные потомки восточнотюркских племен (телесы), западнотюркских (тюргеши и аза), карлукских племен (чыгат), племена группы теле (телеуты и теленгуты) и группы северных алтайцев. Поскольку правящая верхушка принадлежала к роду Киргиз, в самоназвании алтайцев сохранилась это имя, и его застали еще русские переселенцы, называвшие всех коренных жителей киргизами.

Следующий период центральноазиатской истории приходится на 12-13 века - время монгольского нашествия и гибели древнехакаского государства. Монголоязычные племена, сформировавшиеся на восточной и северо-восточной окраине современной Монголии в 10 веке, начинают активно выдвигаться на запад и теснить тюркоязычные племена. Активнее всего им противостояли хакаские княжества. Им удалось разгромить и отбросить в Джунгарию войска киданей, однако в середине 12 века усилившиеся найманы разбили племя хакасов и захватили котловину Больших озер, сопредельные области Тувы и Монголии.

Нашествие на Алтай монголов
В конце 12 - начале 13 века происходит усиление группировки монгольских племен, возглавляемой Тэмучином. События в соседнем с Алтаем районе развиваются стремительно. Фактически за два года, с 1204 по 1205 гг., Тэмучин завершил покорение разобщенных монгольских племен, разгромил и подчинил себе найманов, завоевал всю Северо-Западную Монголию и Джунгарию. Здесь он оставляет в качестве наместника своего друга Хорчи, наказав:
"Будь темником и управляй этой западной страной до Золотых гор (Алтай)"
Темучин собирает в 1206 году всеобщий курултай - народное собрание, где его провозглашают кааном Чингисом; таким образом, было положено начало формирования беспримерной по масштабам степной империи монголов.

Между народами Алтае-Саянской области и монголами развернулась упорная борьба. Покорил "лесные народы" - так монголы называли племена, жившие в этом регионе, - сын Чингисхана Джучи. Монголов интересовал этот регион в качестве сырьевой и продовольственной базы, снабжавшей их войска высококачественным оружием, мясом и хлебом.

Потеряв независимость, алтайские княжества, тем не менее, в период начальной агрессии со стороны монголов еще сохраняли свою самобытную культуру, ими правили князья из рода Киргизов. Из арабских и китайских источников известно, например, что среди трех князей из этого рода, входивших в состав посольства, подтверждавших верность хакасов Чингисхану, входил Олебек-тегин ("принц" Олебек), который княжил на Алтае.

Исследователи отмечают, что упорная кровопролитная борьба народов Алтае-Саянской области фактически на несколько десятилетий задержала наступление монголов на запад, в том числе и на Русь, и в составе монгольских войск не участвовало ни одного воинского отряда из народов, обитавших в Южной Сибири.

После смерти Джучи и Чингисхана хакаские княжества перешли во владения младшего брата известного монгольского императора Хубилая, столица которго находилась на месте нынешнего Пекина. Его звали Ариг-Бука и он, опираясь на поддержку найманов и ойратов, претендовал на престол великого каана, однако не выдержал единоборства с Хубилаем, с повинной вынужден был поехать в северный Китай, где и умер. Западномонгольские земли с этого времени номинально остаются во владении его сыновей.

Заключительный акт трагедии Хакасского государства приходится на 1293 год. Страна была оккупирована, свободолюбивые народы Алтая-Саян перселялись в другие регионы, на их место насаждались древнемогольские военные поселенцы.
"Завоевание древнемонгольских феодалов подорвало закономерное поступательное развитие истрического процесса среди племен, населявших Алтая и Саян. Они разрушили их самобытную государственную организацию и производительные силы, прервали процесс консолидации отдельных племен в единую народность"
Этот краткий обзор средневековой истории Центральной Азии показывает, что Алтай и его южные районы, в том числе и Укок, непосредственно находились в эпицентре всех событий, что, конечно же, наложило свой отпечаток на культуру народов. Этот период, богатый яркими страницами, еще только раскрывается археологам. В целом ему присущи две тенденции: с одной стороны, регресс в развитии народов, в связи с отмеченной монгольской экспансией, с другой стороны - подключение народов Алтая к другим культурным регионам Евразии.

Начало русской колонизации Алтая
С 17 века начинается новый период истории, связанный с русской колонизацией Алтая.

Русские крестьяне, большей частью из староверов, активно заселяли сопредельные с Укоком земли - долину реки Бухтарма и Уймонскую долину. Процесс колонизации усилился в 18 веке в связи с промышленным освоением рудных месторождений в Горном Алтае, а также стремлением российской империи расширить свои границы на востоке и юге Сибири.

К активным действиям в этом регионе российское правительство подтолкнула и кровопролитная война между Джунгарским ханством и цинским Китаем. Цинская династия была основана потомками манчжурского хана Нурхаци. Он, создав сильное государство, начал покорение Китая и в 1644 году взял Пекин, а к 80-м годам XVII столетия была полностью покорена вся страна и манчжуры устремились на завоевание монголов.

Они захватили земли южной и северной Монголии и вплотную приблизились к Джунгарскому ханству. Воспользовавшись междоусобицей, возникшей после смерти хана Цеван-Рабдана (1727) и его сына Галдан-Церена (1745), при которых Джунгария достигла наибольшего могущества, манчжуры напали на Западную Монголию. Летом 1754 года цинские карательные отряды, уничтожая и порабощая все на своем пути, вторглись на территорию Горного Алтая. Первой была захвачена Чуйская котловина. Несмотря на сопротивление алтайских зайсанов, Южный Алтай был оккупирован. В Чуйской котловине стоял трехтысячный отряд, на реке Берель расположился отряд численностью в две тысячи, а в районе Канской долины находился отряд численностью в 300 человек.

Все эти события ускорили процесс вхождения алтайских племен в состав российской империи. В 1756 году 12 алтайских зайсанов, главным из которых был зайсан Омбо, обратились к царскому правительству с просьбой признать их поддаными российского государства. Среди обратившихся был зайсан Кулчугай, который кочевал со своим улусом, судя по описаниям, в непосредственной близости с Укоком. Как писал Л. П. Потапов,
"вхождение алтайцев в состав русского государства было для них исторически перспективным событием, выходом из того исключительно тяжелого положения, в котором они оказались в результате многовекового господства монголов."
Несмотря на то, что большая часть Алтая была заселена поддаными России, часть теленгитов сохраняла свою независимость от цинской и российской империи. Их возглавляли потомственные зайсаны из рода телес и рода кебек. В русских источниках их территории именовались как первая и вторая телесская волость, и они охватывали районы южного Алтая.

С конца 18 века русские и китайские власти предпринимали шаги по закреплению за собой спорных территорий. Окончательно вопрос был решен на переговорах, которые шли в 1861-1864 гг. в Чугучаке. Текст договора о разграничении земель по чугучакскому договору был подписан 25 сентября 1864 года.

Поскольку по этому договору земли кебекского и телеского родов отходили к России, то это и стало определяющим при выборе подданства. В конце 1864--начале 1865 г. эти роды вошли в состав российской империи, и можно считать, что именно с этого времени Укок становится частью нашего государства. Юридически это получило окончательное закрепление установкой пограничных знаков в 1869 г. на роосийско-китайской границе.

Появление казахов в горном Алтае
В настоящий момент Кош-Агачский район Республики Алтай, на территории которого находится плоскогорье Укок, помимо алтайцев-теленгитов населяют и казахи. Кратко опишем появление их в этих местах. Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе Чуйской степи. В это время плоскогорье Укок становится зоной контактов, миграционным коридором, местом перекочевок из Северо-Западной Монголии в Чуйскую степь и в Прииртышье. Вдоль главной реки плоскогорья Ак-Алахи пролегала тропа, по которой шли купеческие караваны в Кобдо и на Бухтарму.

Первые упоминания о казахах в Чуйской степи относятся к 70 годам XIX века. В конце 19 века земли на Укоке и Колгутах были отведены казахскому роду сарыкалдыков. Топографическая экспедиция Е.Шмурло в 1898 году зафиксировала на плоскогорье Укок около 140 кибиток казахов, принадлежавших к родам чингистай, дэвлетов (деулетов), сарыкалдыков, которые перемещались зимой в Колгутинскую долину.

Южные границы Алтая никогда не относились к спокойным с точки зрения этнических миграционных процессов. Так, в 1913 году сразу тысяча казахских аилов,

Скрываясь от преследования на территории Монголии, переселились в Чуйскую степь. В 20-х годах нашего века в район Джазатора и Укока переселяются алтайские роды из Уймонской котловины.

Динамика демографических процессов, отражающая увеличение числа казахов на территории Кош-Агачского района, такова: в 1927 году казахов было 2175 человек; в 1939 - около 3000; а по данным на 1989 год - 9000 человек. В настоящий момент казахское население составляет свыше 50% от всего населения Кош-Агачского района. Вторым по величине, свыше 40%, является алтайский и теленгитский этнос.

Славянские народы, главным образом русские, монголы и другие народности мало представлены в южных районах Алтая. Однако они, неся культуру крупных этнических групп, также оказывают заметное влияние на общекультурную ситуацию в районе.