Инструкция

Если ребенок пропустил уроки по причине болезни, как только ему станет лучше, наверстайте упущенное. Иначе ему будет потом очень сложно догонять остальных учеников. Ведь по школьной программе на изучение новой темы дается 2-3 урока, а это очень мало.

Проводите выездные уроки. Например, темы из окружающего мира отлично можно изучить в музее или зоопарке. Литературные произведения станут понятнее и ближе после спектакля в . Математика отлично иллюстрируется походами по большим .

Видео по теме

Для первоклассника учеба в школе и выполнение домашних заданий – первый шаг во взрослую жизнь. Куклы и машинки мирно ждут своих владельцев дома, пока те постигают школьные науки или делают уроки. Родители – первые помощники для первоклашки. Правильная организация домашних занятий помогут быстрее привыкнуть к школе и освоить все школьные премудрости.

Инструкция

Хвалите ребенка, если он успешно справляется с заданиями. Но не преувеличивайте успехи, чтобы не создавать контраст между скромной учительской оценкой и восторженной родительской. Школьник должен иметь объективное представление о своих успехах или недочетах.

Обращайте внимание на пробелы в знаниях. Постарайтесь подробно на примерах объяснить непонятные темы. Если первоклассник плохо справляется со школьными уроками, регулярно занимайтесь дополнительно. Попробуйте идти немножко вперед – просматривайте учебники вместе с , темы, вызывающие затруднение. Поддерживайте связь с учителем. Поинтересуйтесь, какие дополнительные задания можно сделать, чтобы подтянуть малыша. Если ребенок затрудняется при чтении, делите слова на слоги (с помощью карандаша), читайте небольшими порциями.

Делайте перерыв каждые 30 минут. Не включайте во время перерыва телевизор, чтобы не отвлекаться и не разрушить учебный настрой ребенка.

Если у ребенка не сразу получается освоить сложные моменты – старайтесь вместе с ним. Отрабатывайте музыкальную гамму, помогайте ему танцевать или . Будьте рядом. Старайтесь вдохновлять малыша, рассказывая ему о людях, достигших больших успехов в его хобби – например, об олимпийских чемпионах. Покажите ребенку, что при должном усилии возможно все, но не сравнивайте его с кумирами, чтобы он не чувствовали себя хуже других.

Никогда не сердитесь на малыша, если у него не получается достичь успеха. Позвольте ему быть самостоятельным – в любой момент он может отказаться от этого хобби, но это должен быть серьезный обдуманный поступок. Попробуйте переключить внимание ребенка на противоположный вид деятельности, может быть, в этом деле он проявит себя лучше и найдет жизненное призвание.

Совет 4: Куда отдать ребенка заниматься живописью в Санкт-Петербурге

Каждый ребенок проявляет какие-нибудь способности: кто-то красиво танцует, кто-то поет, а кто-то рисует. Для того чтобы ребенок мог посвятить свою жизнь любимому делу, необходимо помочь ему в развитии его способностей. Так, если он хорошо танцует и поет, то его можно отдать или в танцевальную группу, или отдать на пение. А если он отлично рисует, то ему дорога в художественную школу.

Инструкция

«Школа рисования на Василеостровской». Находится данное заведение на улице Уральской. Здесь проводится проект под названием «Парта». Суть его: обучение детей и взрослых новой технике исполнения в изобразительном искусстве. Преподавание осуществляется с помощью индивидуального подхода к каждому ученику.

Художественно-эстетический лицей №190. Адрес: Набережная реки Фонтанки. В данном учебном здании занимаются дети от 12 лет. Кроме практических занятий, здесь преподается теория: преподаватели лицея и Художественно-Промышленной Академии рассказывают об истории живописи и рисунка. По окончании обучения проводятся выставки, по результатам которых выигравшие участники поступают в Академию.

Детская изостудия «Волшебная палочка». Находится она в Пушкинском Доме культуры. Здесь занимаются дети 3-4 лет. Особенная атмосфера, царящая здесь, поможет ребенку почувствовать себя уверенно и настроит его на творческий лад. Раз в полгода здесь проводятся выставки рисунков.

Городская художественная школа. Расположена она на проспекте Римского-Корсакова. Принимаются сюда дети, уже имеющие навыки рисования. Кроме обучения в классах, в школе имеется возможность нанять репетитора. Все предметы здесь преподаются с углубленным изучением.

«Каштан». Месторасположение: ул. Рубенштейна. Здесь проводятся занятия в стиле «спонтанная живопись», т. е. дети рисуют не только кисточками, но и пальцами. Приходя сюда, необходимо прихватить старую одежду, которую не жалко испачкать. Занятия рассчитаны на детей от 4 месяцев до 6 лет. Кроме того, осуществляется работа с родителями и педагогами. Основной упор делается на особые пространства: сенсорное, изобразительное, Монтессори и так далее.

Совет 5: Куда отдать подвижного ребенка заниматься спортом

Темпераментным и гиперактивным детям трудно долго заниматься определенным делом и находиться на одном месте. Именно из-за такой особенности они гораздо чаще шалят. Чтобы направить энергию такого малыша в правильное русло, можно отдать его в спортивную секцию, где подвижность будет только помогать ему добиваться успеха.

Инструкция

С 7-8 лет ребенка можно каким-либо видом боевых искусств: карате, дзюдо, ушу или спортивной борьбой. Это будет способствовать развитию мышц и координации движений, научит его правильно группироваться при падении. Кроме того, ребенок поймет, как правильно использовать силу противника против него же. Если вы опасаетесь возможных сильных ударов по телу и голове, лучше всего отвести его в секцию борьбы. А вот на бокс стоит отдавать в более старшем возрасте – в 13-14 лет.

Детская секция по баскетболу также подходит для подвижных детей. Причем ребенок не обязательно должен быть высоким, хотя это и поможет ему при забрасывании меча. Дети маленького роста часто гораздо быстрее движутся по площадке, что также является преимуществом в этом виде спорта. Отбирая малышей, тренер обращает внимание не только на рост, но и на длину рук, размер ноги, а также учитывает желание ребенка. Баскетбол развивает все группы мышц, способствует вытягиванию позвоночника и формированию правильной осанки. А еще этот вид спорта развивает глазомер, ловкость и координацию, благотворно сказывается и на аналитических способностях.

С активных детей можно отдать на занятия теннисом, которые развивает реакцию, скорость, прыгучесть, улучшает зрение и работу сердечнососудистой системы. Этот вид спорта также научит ребенка стратегии и тактики, без которых выиграть у достойного соперника очень сложно. Большой теннис считает наименее травмоопасным видом активного спорта, однако растяжения и вывихи все же имеют место быть. Кроме того, во время занятий теннисом ребенку придется подвергать себя длительным физическим нагрузкам.

Подходит для подвижных также хоккей. Он великолепно закаляет организм, благотворно воздействует на вестибулярный аппарат, развивает чувство ориентации в пространстве и равновесия. А также учит быстро принимать решения и взаимодействию в коллективе. Этот вид спорта довольно травмоопасен, кроме того, для серьезных успехов ребенок должен кататься на коньках с 3-4 лет.

Помимо этого ребенка можно отдать в футбольную и волейбольную секцию, где он также научиться взаимодействовать с другими детьми и быстро принимать решения. Ну а мальчиков хрупкого телосложения – в спортивную гимнастику.

Для подвижных лучшим видом спорта будет фигурное катание или . Они разовью пластику и грацию, будут способствовать формированию правильной осанки. Однако для серьезных успехов вашему чаду придется заниматься очень много, испытывая серьезные физические нагрузки и постоянно контролируя себя в весе. Можно также отдать на бальные танцы, которые помогают развитию всех групп мышц, способствуют формированию красивой фигуры и уверенность в себе.

Совет 6: Куда отдать ребенка заниматься танцами в Москве

Отдать ребенка на танцы в Москве сегодня так же престижно, как и учить его музыке. К хореографии обладают склонностью большинство детей, чего не скажешь о наличии у них музыкального слуха. Выбрать занятия в Москве, которые обязательно придутся по душе маленькому человечку, совсем несложно. Если раньше приходилось выбирать между балетом и народными танцами, то сегодня существует огромное количество стилей, начиная от рэпа и заканчивая латиной. Что-то из этого обязательно заинтересует маленького ребенка.

Инструкция

Если вы горите желанием, чтобы ребенок знал различия между терминами «батман» и «плие», вам обязательно нужно буде отдать его в с хореографической подготовкой. Его можно найти практически в каждом танцевальном кружке. В некоторых случаях классическую хореографическую подготовку преподают в общеобразовательных школах и специальных центрах внешкольной работы. Если же ваша цель заключается в том, чтобы ребенок мог управлять своим телом на профессиональном уровне, то без ритмики ему не обойтись.

Чем раньше получится отдать ребенку на танцы, тем больше у него шансов в будущем блистать на большой сцене. Правда, чтобы достичь такого уровня, малышу придется отдавать все свое свободное время занятиям . При этом нужно помнить о том, что балет требует большого терпения, целеустремленности и сосредоточенности. Не каждый шестилетний ребенок способен в течение часа-двух повторять одно и то же движение, чтобы довести его до совершенства. А если прибавить сюда обязательную строгую диету, то станет понятным, что балет подходит не каждому.

Если ребенок не хочет , то его можно отдать на спортивные танцы, в которых присутствуют и занятия на растяжку, и хореографические элементы балета. Основаны такие танцы на изучении латиноамериканских и европейских стилей. Правда, у таких танцев есть один минус, заключающийся в дорогостоящих костюмах, которые позволить себе может не каждая семья.

Обратите внимание

Преимущества занятий с репетитором с первого класса

В настоящее время идет тенденция к усложнению занятий в школах. При этом не каждый первоклассник готов к высоким требованиям современной учебной системы. Помочь в его успеваемости могут репетиторы. Они могут объяснить предмет более доступным способом, чем учителя или родители; дать интересное задание; спросить чаще, чем учитель. На занятиях с репетитором меньше отвлекающих факторов, чем в классе или дома.

Нанять репетитора стоит если:

У ребенка нет дополнительных кружков и секций.
Не повезло с первым учителем.
Родители хотят, чтобы ребенок развивался в каком-то определенном направлении.
У родителей нет времени или желания самим заниматься с ребенком.
Первоклассник отстает по многим предметам.
Ребенок ходит в школу с повышенными требованиями.
У родителей и ребенка есть проблемы с организацией времени и/или самоорганизацией.
Родители хотят дать ребенку знания английского языка, но сами им не владеют.
Большинство детей в классе сильно опережают ребенка в развитии.
Ребенок пропустил большое количество занятий (например, из-за болезни)

Недостатки занятий с репетитором с первого класса

Не стоит изматывать ребенка лишней нагрузкой просто так. Взрослым может казаться, что ребенок может многое - и в спортивный кружок, и в музыкальную школу, и в общеобразовательную, да еще и дома пусть позанимается. Нужно учитывать, что дети устают гораздо быстрее взрослых.

При этом репетиторство является не обязательным, а желаемым явлением, следовательно от него можно отказаться. Сделать это стоит если:

Ребенок самостоятельно справляется со школьной программой.
Родители хотят найти контакт с ребенком.
Родители хотят тотально контролировать образовательный процесс.
У ребенка мало свободного времени из-за наличия дополнительных кружков и секций.
Родители хотят научить ребенка заниматься самостоятельно.

Кроме того нужно задуматься о высокой стоимости репетиторских услуг и о том, стоит ли затрачивать столько средств и усилий на занятия с ребенком. Вполне возможно, что он может справиться со школьными занятиями самостоятельно или с небольшим участием родителей.

Видео по теме

Источники:

  • Полезный форум про репетиторов для первоклассников
  • Репетитор с первого класса. За и против.

Третьим кризисом в жизни ребенка после его рождения и детского сада является, безусловно, школа. И чтобы ребенку было комфортно на уроках, перемене, во время отдыха на улице в школьном дворе, учителю необходимо создать благоприятные условия, которые позволят не только развивать ребенка физически, но и умственно. Этому способствуют игры, в процессе которых первоклашка учится общаться со сверстниками, ориентироваться в пространстве, узнает окружающий мир, развивает ловкость и т.д.

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.
В методической копилке учителя должны быть дифференцированные и интересные игры для первоклассников.

Игры на внимание

1. «Мики Маус».
Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд — это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.
Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

2. «Моторчик».
Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине.
Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они — это один мотор, а он — водитель, который будет его регулировать. Когда рука — «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.
1. «Дождик».
Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.
— «Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).
— «Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).
— «Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).
— «И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).
— «Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).
— «Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

1. «Такие разные животные».
Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля» — ученики стоят на одной ноге, «зайчик» — ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» — вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.
Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Плюсы проведения игр в классе.
Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Пока у первоклашек не развито чувство коллективизма и организованности, учитель должен постоянно находиться рядом с учениками, в том числе во время игр на перемене.
Следует помнить, что не стоит проводить слишком активные и подвижные игры для первоклашек на переменках, так как ребята могут не только устать из-за своего неумения правильно распределять силовую нагрузку, но и настолько стать возбужденными, что на уроке они попросту станут неусидчивыми. Поэтому игры для первоклассников на перемене правильней проводить в кругу, без догонялок, пряток и т.п.

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»
Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого… и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.
Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»
Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»
По команде учителя класс должен построиться:
— по росту,
— по длине волос,
— по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»
Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»
Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает число — 1, 2, 5…, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию.
Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет.

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь.

Игры для разминки

1. «Дрозд»
Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:
— «Ты — дрозд, я — дрозд»,
— «У тебя нос, у меня нос»,
— «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,
— «У тебя губки алые, у меня губки алые»,
— «Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

2. «Угадай, чей голосок?»
Выбирают среди детей водящего, который стоит в центре круга с закрытыми глазами. Остальные ученики, взявшись за руки, водят хоровод и произносят слова:
— «Собрался в кружок народ,
Водим, водим хоровод,
А как скажем: «скок-скок-скок» (эти слова должен сказать кто-то один из первоклассников. Лучше, когда сам учитель, молча, покажет на ученика). Угадай, чей голосок?!»

Затем ребенок открывает глаза и должен догадаться, кто сказал «скок-скок». У него есть 3 попытки. Если справился, то меняются местами, если не угадал, то остается по-прежнему водящим.

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий.

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»
Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель — 1 ребенок, охотники (2-3 пары) — должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача — поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры.
Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры.

2. «Выручай!»
Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте — руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова:
«Поскорее прибегай
И меня ты выручай!».
Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «замороженного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»
Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт — яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть.

2. «Рыбачок»
Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Все вышеперечисленные развлечения, казалось бы, на первый взгляд простые забавы для детей, но такие служат своеобразной подготовкой к большой школьной жизни. Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

Нужно ли помогать первокласснику?

Некоторые детки считают недопустимым, чтобы рядом с ним во время выполнения уроков сидел кто-нибудь из родителей, бабушка или дедушка. Однако, по мнению специалистов, контроль за первоклассником необходим. Следует проверить, все ли у него получается, справляется ли он с заданием.

Как правило, труднее всего ученику дается письмо , что объясняется недостаточно развитой ловкостью рук из-за несовершенства функций мелких мышц пальцев и кистей. Поэтому целесообразно систематически совершенствовать быстроту и координацию движений кистей рук не только в период подготовки ребенка к поступлению в школу, но и во время обучения в первом классе. Для этого необходимы несложные специальные упражнения, которые выполняются в игровой манере ежедневно многократно.

Больше всего дети любят игры и упражнения с мячом.

Ребенка учат перекладывать и перебрасывать мяч из одной руки в другую, подбрасывать его на разную высоту, ловить сначала двумя, а затем одной рукой. Усложняя упражнение, можно предложить ребенку ловить мяч после выполнения дополнительных движений (хлопка, поворота, приседания). Для развития ловкости пальцев подходят такие движения, как сильное сжимание в кулаки разведенных пальцев вытянутых вперед рук, задержка в этом положении на 2—3 секунды с последующим расслаблением и встряхиванием кистей; попеременное сгибание в кулак пальцев одной, а затем другой руки (пальцы одной руки распрямляются, другой — сгибаются); попеременное сгибание и разгибание переплетенных пальцев соединенных вместе ладоней; постукивание кончиками пальцев по твердой поверхности в течение 0,5—1 минуты; поочередное касание большим пальцем остальных, с постепенным возрастанием темпа выполнения и силы надавливания; сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах; вращательные движения кистей в лучезапястных суставах; потряхивание расслабленными кистями.

Некоторые родители болезненно относятся к неудачам первоклассника, нервничают, когда у него что-нибудь не получается. Их волнение и плохое настроение передаются ученику, вследствие чего положение еще более ухудшается. Совершенно не обоснованны и даже вредны попытки родителей в погоне за лучшей успеваемостью ученика значительно увеличивать по собственному усмотрению объем текста для письма, количество математических примеров для решения. Этого делать не рекомендуется, так как дополнительная работа сокращает время отдыха ребенка, он будет уставать,и от этого интерес к учебе да и к посещению школы снизится.

И уж, конечно, ничего нельзя делать вместо ученика . Если он не знает, как выполнить то или иное задание, ему нужно рассказать, показать, растолковать, но пусть он делает его сам, иначе у ребенка будет воспитываться иждивенческое поведение.

Подвижные перемены — это релаксация и оздоровление. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • Участие в игре — добровольное, по желанию.
  • Старшим и младшим школьникам выделяют для этого отдельные места.
  • Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
  • Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.
  • Сюжет — хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
  • Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.
  • Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

  • Адаптация к новым условиям младших школьников.
  • Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
  • Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
  • Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
  • Снижение зрительного напряжения.
  • Переключение внимания, профилактика утомления.

Игры на перемене для младших школьников

  • Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

  • Глухой телефон

Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

  • Ручеек

Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.

Активный отдых для учеников средней школы

  • Третий лишний

Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.

Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.

Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим.

  • Путаница

Для этой игры на перемене в школе нужно минимум пространства. Одноклассники выбирают одного водящего, которому придется на время выйти в коридор (или кабинет). Оставшиеся дети стают в круг, держась за руки.

Их задача — запутаться, не размыкая рук. Они могут переступать друг через друга, пробираться под соединенными руками других детей.

Закончив с этим, зовут ребенка-водящего: «Бабка! Бабка! Нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Цель вошедшего — разобрать путаницу, указывая участникам, как им переступать или поворачиваться. Если он ошибся и «нитка разорвалась», все начинается снова.

  • Вытолкни меня

Участники становятся внутри начерченного на земле круга. Их руки — за спиной. Учитель подает сигнал. Услышав его, каждый ученик должен выталкивать одного из соседей за черту. Действовать можно спиной, плечами и локтями. Запрещено использовать кисти, чтобы хватать и толкать, а также голову. Сумевший остаться внутри круга — победитель.

Игры для старшеклассников

Игры на перемене в школе для подростков отличаются четкими правилами, а сами дети сознательно их соблюдают.

  • Чехарда

Участники, поделившись на несколько команд, становятся в колонны. Первый ученик из каждой команды приседает на корточки, согнув голову. Задача остальных — перепрыгнуть через него и присесть впереди.

Сделать все нужно с максимальной скоростью. Когда первый участник окажется в конце колонны, он перепрыгивает через всех и занимает свое первоначальное место. Побеждает команда, которая быстрее закончила игру.

  • Придумай сам

Участие принимают 2 команды. Кто-то первым из одной команды придумает несколько упражнений и встает на место. Дальше продолжает игрок из другой команды, потом снова из первой.

Хотя уроки у первоклашек длятся недолго, все равно малыши успевают устать. А переменка – это то самое долгожданное время, когда можно наконец расслабиться и поиграть.

У моего Степки отличная учительница. На родительском собрании она попросила нас помочь ей и найти игры для детей, в которые они могут играть на переменках. Первоклашки еще не могут сами себя занять, просто носятся по школьным коридорам, поэтому их нужно организовать. Для этого и существуют игры на переменках.

Длинный хвост
Все ребята встают в круг. Ведущий предлагает всем поднять вверх правую руку и помахать ей.

Затем он начинает называть разных животных, а задача игроков поднимать и махать рукою но только в том случае, если у животного есть длинный хвост. Если хвоста нет или он короткий – руку поднимать не нужно.

Итак, ведущий называет:
Медведь (короткий)
Тигр (длинный)
Пантера (длинный)
Заяц (короткий)
Лошадь (длинный)
Овца (короткий)
Свинья (короткий)
Осел (длинный)

Светакостяирадима
В этой игре для детей нет проигравших и победителей, это просто веселое развлечение.

Все игроки также встают в круг. Задача каждого, как можно быстрее произнести свое имя, но не просто так, а когда дойдет очередь.

Выбирают игрока, с которого начинается игра. Он называет свое имя, следом за ним игрок, который стоит слева и так далее по кругу. Причем говорить нужно как можно быстрее.

Все игроки назвали свои имена? Игра продолжается, но в обратную сторону. Первый игрок опять называет свое имя, за ним тот игрок, что стоит справа…

Ну и самый сложный вариант, когда имена одновременно начинается и в правую и в левую сторону. То есть сначала говорит свои имя первый игрок, за ним игрок слева и игрок справа, потом их соседи… Получается, что игра идет сразу в двух направлениях.

Чайник с шишечкой
В игре принимают участие 5 человек (или несколько команд, в каждой из которых по 5 человек).

Между игроками распределяются роли:
Чайничек – он чертит руками в воздухе перед собой две параллельные вертикальные линии
Крышечка – чертит в воздухе перед собой горизонтальную линию
Шишечка – сжимает руку в кулак
Дырочка – соединяет указательный и большой палец так, чтобы получился кружок
Пар – рисует руками перед собой в воздухе клубы дыма

Ведущий говорит текст:
Чайничек
С крышечкой
С шишечкой
С дырочкой
Из дырочки пар идет

Все слова ведущий произносит быстро. Затем говорит весь текст в обратном порядке:
Пар идет из дырочки
Дырочка в шишечке
Шишечка на крышечке
Крышечка на чайничке

Задача каждого игрока - вовремя показать нужное движение и не сбиться.

Надувная кукла
Эта игра для детей построена на одном из упражнений восточных единоборств. Суть ее в том, что чередуя напряжение и расслабление, за короткое время организм восстанавливается. То есть ребята после урока снова почувствуют прилив сил.

Итак, участники игры разбиваются на пары. Один "насос", второй "кукла".

По команде ведущего "насос" начинает надувать "куклу". То есть делает носом глубокий вдох и, наклоняясь вперед, ртом глубокий выдох, произнося при этом звук «ш-ш-ш».

Кукла сначала стоит расслабленная (спина ссутулена, руки висят вдоль тела, колени присогнуты). Но как только ее начинает накачивать насос, она наполняется воздухом: сначала распрямляет ноги, потом руки, затем выпрямляет спину и шею. Насос продолжает работать и куклу распирает воздух, то есть постепенно напрягаются ноги, руки, живот, шея…

Кукла вот-вот может лопнуть. Насос должен заметить этот момент и, повернув клапан (например, прикоснувшись к руке куклы) выпускает воздух. Кукла издает делает глубокий выдох на звуке «с-с-с» и постепенно опять расслабляется.

После этого насос и кукла меняются ролями.

Походка неандертальца
Все дети встают в круг и по команде ведущего начинают двигаться в одну сторону. При этом ведущий дает задание, изобразить походку:

Вора
- клоуна
- старой бабушки
- крадущейся кошки

Но больше всего малышей веселят походки типа "взбесившейся собаки" или "неандертальца". Я играл с сыном и его другом в эту игру во дворе. Они начинали корчить рожи и веселиться.

Думаю, если эту игру проводить на переменке, после нее надо успеть провести более тихую игру, чтобы ребята успокоились перед уроком. Например, такую:

Гипнотезер
В нее я сам любил играть в школе. Нужно только найти себе пару.

Двое становятся друг напротив друга, на расстоянии, примерно 1 метра. Один закрывает глаза (подглядывать нельзя!), второй начинает медленно протягивать к нему руку. Когда человеку, у которого закрыты глаза, покажется, что рука партнера вот-вот коснется его, он должен сказать: «Стоп!». Только теперь можно открывать глаза и проверять, вовремя ли он сказал слово.

Лапы, ноги, хвост
В этой игре для детей главное - внимание. До начала игры ребятам объясняют, что каждое слово должно быть подтверждено действием.

На слово «лапы» - нужно поднять руку
На слово «ноги» - нужно поднять ногу
На слово «хвост» - повернуться к водящему спиной

Все ребята стоят в кругу, ведущий в центре. Он медленно ходит по кругу, потом неожиданно останавливается около какого-то игрока и говорит:
- лапы

Или:
- ноги

Или:
-хвост

Однако выполнять условленное движение должен не тот человек, около которого остановился ведущий, а игроки, которые стоят около него.

Так, игрок справа при слове «лапы» должен поднять правую руку, а игрок слева – левую

При слове «ноги» - игрок справа поднять правую ногу, а игрок слева – левую

Самая простая команда «хвост», потому что оба игрока и справа и слева просто поворачиваются спиной к ведущему.
Тот, кто сбился, выбывает из игры.

Горячая картошка
И снова все дети собираются в круг. Ведущий начинает действие с воображаемым предметом. Например, делает вид, что перебрасывает с ладони на ладонь горячую картошку. Сосед справа подхватывает это движение, повторяет, добавляет что-то свое. Дальше по цепочке направо это движение идет-идет-идет и опять доходит до того, кто движение начал. Переговариваться во время игры нельзя.

Когда движение возвращается к первому игроку, он говорит, что он хотел этим движением изобразить. Также и другие участники рассказывают, что делали они.

Интересно, что в процессе игры, как правило, происходит трансформация. Так, первый якобы передает горячую картошку, а последний - носок, выловленный из лужи.