Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно:

  • Дополнение.
  • Удаление.
  • Замена.
  • Инверсия.
  • Гиперболизация.
  • Изменение порядка.

Все эти способы, их модификации и комбинации, по сути, могут описать практически любое изменение, которые мы можем совершить с чем угодно. Описание каждого способа, для наглядности, будет производить на примере изменения простого утверждения, которое возьмем в наш фокус.

Каждому из нас в школе или даже в детском саду наверняка задавали задание нарисовать акварелью натюрморт. Мы брали кисти и краски, ставили на стол фрукты и домашнюю утварь и приступали к работе. Давайте посмотрим, как можно креативно подойти к этому процессу, используя описанные выше техники разрыва шаблона. Итак, наш фокус:


Натюрморт в акварели, изображающий вазу яблок на столе.

Латеральные сдвиги

Теперь давайте посмотрим, как мы можем изменить этот фокус, используя шесть методик латерального смещения.

Дополнение. Дополнение состоит в добавлении одного или нескольких элементов к нашему объекту:

  • Добавить к яблокам другие фрукты.
  • Разложить яблоки по нескольким вазам.
  • Придумать узор для вазы.
  • Нарисовать на яблоке ползучего червяка (прилетевшую птицу, лежащего кота, тянущуюся за яблоками руку).
  • Добавить любые другие элементы, свойства или детали.

Удаление. Удаление связано с исключением определенного элемента (элементов) из нашего объекта:

  • Натюрморт с пустой вазой.
  • Натюрморт с яблоками на столе.
  • Ваза с яблоками, падающая на пол (удаление стола).
  • Нарисовать пустой стол и назвать картину «здесь была ваза с яблоками».
  • Также можно удалить любой объект, элемент объекта или определенное свойство: убрать вазу и оставить половинки яблок (удаление свойства целостности).

Замена. Замена заключается в изменении одного или нескольких элементов нашего объекта. Замена, по сути, является комбинацией «удаления» и «дополнения»:

  • Вместо яблок нарисовать груши или другие фрукты.
  • Вместо вазы положить фрукты на блюдо.
  • Вместо стола использовать стул, пол, подоконник или другие поверхности.
  • Вместо акварели использовать карандаши, фломастеры или масляные краски.
  • Также можно поменять любые другие свойства: цвета, тени, материалы и многое другое.

Инверсия. Инверсия (переворот) состоит в поиске противоположности объекту или его отдельным элементам:

  • Ваза может лежать на яблоках, пряча их от насекомых.
  • Вместо яблок в вазе лежат одни огрызки.
  • Ваза не белая, а черная.
  • Можно нарисовать натюрморт только в черно-белых оттенках без использования цвета.
  • Также инверсией может стать картина пустого стола (как это было при «удалении»).
  • Можно нарисовать, как выглядит пишущий художник со стороны самого натюрморта.

Гиперболизация. Гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении одного или нескольких свойств объекта:

  • Натюрморт с горой яблок или, наоборот, с одним яблоком.
  • Ваза или яблоки могут быть другого размера.
  • Натюрморт можно нарисовать издалека, а стол сделать большого размера.
  • Сделать все яблоки ярко красными.
  • Также можно усилить или ослабить яркость, цвета и прочие свойства объекта.

Изменение порядка. Оно заключается в изменении порядка или последовательности одного или нескольких элементов объекта.

  • Ваза стоит под столом (это можно рассмотреть как «инверсию»).
  • Отдельно стоит ваза, рядом лежат яблоки.
  • Несколько яблок на столе, несколько в вазе.

Комбинируя друг с другом 14 видов фокусировок и 6 способов трансформации объекта, можно создать гигантское количество метаморфоз.

Многие из получившихся идей на первый взгляд покажутся бессмысленными и нелогичными. Например, что может делать ваза с яблоками под столом или зачем рисовать вид художника со стороны натюрморта? Любители авангардизма в изобразительном искусстве, возможно, дадут вам ответ. Но если речь идет не об искусстве, а об изобретательстве, то наш творческий процесс должен быть продолжен последним этапом - устранением латерального разрыва и созданием новой полезной и легко интерпретируемой идеи. Для этого этапа ключевым навыком является творческое воображение, развитию которого и посвящен следующий урок.

Ниже приведены несколько полезных упражнений для тренировки навыка разрыва шаблона.

Дополнительные упражнения

Для усвоения этих методик создания латерального разрыва можете выполнить несколько полезных упражнений.

Упражнение 3.1. Эффект Cтрупа

Чтобы вы смогли научиться мыслить не на автомате при осуществлении разрыва шаблона, предлагаем сыграть в игру по мотивам эффекта Струпа.

В психологии эффектом Струпа (англ. Stroop effect) называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами (к примеру, слово «красный» написано синим). Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году. Это исследование стало одним из наиболее цитируемых исследований в истории экспериментальной психологии.

Сейчас мы вам предлагаем пройти нашу модификацию данного теста.

Упражнение 3.2. Изменение утверждения

Попытайте выбрать любое утверждение и изменить его 6-ю описанными выше способами. Для примера можете взять наши утверждения:

  • Чтобы заработать много денег, мне нужно много трудиться.
  • Интернет в скором времени заменит телевидение и прессу.
  • Высшее образование должны получать все.

Задача 3.3. «9 точек 4 линии »

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Все вы наверняка слышали такое выражение – «разрыв шаблона». В общем виде оно означает субъективное переживание логической раскоординированности, которая возникла резко и обнажила новый, нетривиальный вплоть до полной нелогичности взгляд на привычные вещи. Как правило, разрывает шаблон некое третье лицо, с которым общаетесь вы лично или кто-либо другой.

Проиллюстрируем один из подобных разрывов на примере многочисленных видео в интернете, когда девушки демонстрируют настолько вопиющую нелогичность, что она именно разрывает шаблон нашего восприятия. Одна девушка, например, подсказывала другой, автолюбительнице, как ей вырулить из-за преградившей ей путь машины. А когда та спустя дюжину поворотов руля наконец справилась – села за руль той самой мешавшей машины и уехала. Или другая девушка, которая в споре с гаишником пыталась доказать ему, что права не получают, а покупают. И настолько убедительными были её доводы, что ты понимаешь: она живёт в мире, в котором понятия не имеют об истинной процедуре получения прав! И вот тут происходит как раз разрыв шаблона, потому что есть, скажем так, недознание, а есть совсем иное знание. И осознание иного когнитивного алгоритма и заставляет привычный логический шаблон рваться под напором непривычного…

Первый Рокфеллер запрягал в экипаж исключительно зебр

А как ещё можно порваться шаблон?

Все мы в той или иной степени понимаем, что географические карты заключают в себе известные допущения. Так как карта мира есть «развёрнутая» из шара в плоскость поверхность Земли, то в ней обязательно будут присутствовать определённые искажения. Главное из них – различная «плотность» изображаемой поверхности на экваторе и ближе к полюсам. Именно поэтому Гренландия кажется сопоставимой по площади с Африкой, только вот в действительности последняя на порядок больше первой.

Далее, карта изображает на приоритетном месте тот участок суши, на котором эту самую карту будут преимущественно смотреть. Именно поэтому для стран в северном полушарии вверху изображается северное полушарие, а внизу – южное. И наоборот. Вот, например, карта, изданная в Австралии.

В первую очередь нас, европейцев, поражает то, что она изображена «перевёрнутой». Хотя, конечно, никакой «правильной» позиции быть у неё не может, поскольку карта в любом случае есть проекция, лишь отображающая, но не воспроизводящая действительность.

Но вот что действительно разрывает шаблон – узкая полосочка России, которая на отечественных картах мира занимает львиную долю поверхности. А из Австралии наша родина кажется не такой уж и великой. Да, видно, что большая, но Москву и Петербург на ней отделяют считанные миллиметры. Вот так живёшь в огромнейшей империи современности, а из «захолустья» мира она кажется далёкой заброшенной землёй…

Сутки на Меркурии

Ещё одна область, богатая на причины для разрыва шаблона, — география вселенская, то есть астрономия. Все мы опять же привыкли, что год — нечто чрезвычайно длительное по сравнению с сутками. Земля обращается вокруг собственной оси за 24 часа, что мы и называем сутками. А календарный год на нашей планете тянется более 365 дней. Поэтому «по умолчанию» год для нас несравнимо больше суток. Но работает это, конечно же, не на всех планетах.

Так, Меркурий, самая близкая к Солнцу планета, вращается вокруг светила с невероятной скоростью. Именно по этой причине планету и назвали Меркурием: древнеримский бог торговли изображался с крыльями на ногах, что символизировало его быстроту, а попутно и значение торговых отношений в развитии начавшейся уже тогда глобализации. Но интересно не это само по себе. Дело в том, что Меркурий совершает оборот вокруг Солнца быстрее, чем вокруг собственной оси . Если быть точным — в два раза быстрее. То есть сутки на Меркурии длятся два меркурианских года, и наоборот: в год умещается всего половина суток. Мы могли бы сказать «день», как аналог выражения «половина суток». Но Меркурий повёрнут к солнцу всегда одной стороной, так что дня как такового на этой планете нет. Точнее, на одной её половине всегда день, а на другой — беспробудная ночь.

Всё это заставляет вспомнить «Маленького принца» Сент-Экзюпери:

На твоей планете тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…

— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!

Вот сознательный разрыв шаблона, или, по выражению психиатра Эрнеста Цветкова, путешествие в шизофрению и обратно без последствий для психики, позволило французскому классику создать гениальное произведение.

Карты и масти

Прежде чем прочесть следующие рассуждения, посмотрите фрагмент одного из моих любимых фильмов «Трасса 60».

Согласитесь, привязка мастей к цветам является шаблоном нашего мышления. Конечно, если бы сами изобретали в своё время карточные масти, то могли бы придумать всё что угодно – и жёлтые дуди на пауках, и зелёные кледи на министрах. Но так как мы уже приняли правила игры, то представление о красных пиках и чёрных бубнах является для мышления, привыкшего к устоявшемуся стандарту, разрывом шаблона.

То же самое может быть отнесено на счёт культурных парадигм, традиций и обычаев различных народов мира. Так, в Корее вплоть до XX века женщины носили платья с открытой грудью — таков был этикет, «правила игры» корейского общества. Среди современных цивилизованных народов такое просто недопустимо. В то же время мы не стесняясь смотрим и транслируем по телевидению в развлекательных передачах, как доят коров, крупно показывают их вымя. А ведь это эротика, которая была бы запретной, будь на месте коров женщины.

Цифробуквие

За тысячелетия человеческой истории мы привыкли ко многим вещам, которые «натуральному мышлению» показались бы едва ли не шизофреническими. Мы привыкли к цифровому обозначению домов, и знаем, что на чётной стороне сначала стоит дом №2, затем №4 и так далее, хотя сущности этих конкретных домов, конечно же, не несут в себе никаких номеров в принципе. Проще говоря, мы привыкли к абстракции, которая является своего рода перегонкой, дистиллятом нашего изначального интеллекта.

Но привычка, давая нам известные преимущества, в то же самое время ограничивает наше мышление. Руководствуясь практикуемой у нас нумерацией домов, мы столкнёмся с трудностями, если окажемся, например, в Японии. Там все дома группируются по кварталам, внутри каждого из которых получают индивидуальные имена. Поэтому то, что у нас называется «улица Максима Горького, дом 2», у японцев вполне может определяться как «квартал Фукаи, дом Хиросимы». Впрочем, не надо выезжать за пределы Европы, чтобы столкнуться с похожим разрывом шаблона, – нумерацией квартир в парадных Петербурга. В одной парадной могут находиться квартиры №№2, 53, 147 и 12. Вот тебе и логика Аристотеля.

Тот случай, когда 13 = В

Однако ещё раз приходится констатировать, что там, где гениальный мозг умело разрывает шаблон привычного мышления и открывает применимость нового подхода, – происходит настоящая революция. Так, использование двоичной системы счисления открыло век вычислительных машин и компьютеров. А мы до сих пор пользуемся не-десятеричными системами счисления, например, в измерении времени (1 оборот часовой стрелки = 12 часов). Или в исчислении пространства и денег в «английском шаблоне»: 1 фут = 12 дюймов, 1 шиллинг = 12 пенсов и так далее. А, в целом говоря, система счисления не обязательно должна основываться на целом числе. Можно и здесь порвать себе познавательный шаблон и выстроить систему счисления на основе числа 1,47. Только вот куда её, эту новую систему, можно будет применить?

Но если числа отражают количественную сущность вещей, то буквы – это вообще передаваемая человечеству по наследству галлюцинация. Гораздо логичнее в этом свете иероглиф: 1 штука – 1 слово. Буквы же – это полный психодел! Как одно и то же понятие – скажем, рука – можем отображаться четырьмя кириллическими буквами в русском языке, тремя латинскими – в английском и так далее. Это же чистое безумие! Хорошо ещё греки додумались уместить все возможные руки на земле в категорию «рука», а то бы ещё для каждой конкретной руки каждого конкретного человека придумывать по слову! Хотя в славянском языке нет понятия руки как таковой: есть правая – десница и левая – шуя. А собирательной «руки» нет. Так что филология – та ещё территория порванных шаблонов.

Но вот где буквы и цифры соединяются, может происходить настоящая магия. Речь даже не о латинских буквах, которые используются также как цифры. Я, например, в упор не мог понять, что такое «ыоск», пока не прочёл слово по-английски – “blocк”. Ну или вспомнить знаменитые картинки, где буква “B” и число «13» изображаются одинаково графически. А вот так отображается в браузере вкладка “blues” на Яндекс.Музыке.

Подобные примеры лишний раз подчёркивают: законы нашего мышления есть ограничители, которые в большинстве случаев упрощают нам жизнь; но достаточно переступить через запретную границу в правильном «месте», и тогда открывается беспредельная глубина мира в многообразии моделей его восприятия.

Юмор как разрыв шаблона и наоборот

Настоящий юморист всегда большой интеллектуал. Может быть, не такой, как нам рисуют интеллектуала привычные ассоциации, – не Анатолий Вассерман и не Юрий Вяземский. Но хороший юморист всегда знает, в каком месте нужно применить рычаг, что перевернуть привычный шаблон мышления.

Ярким примером в данном случае может служить Сергей Светлаков. В «Прожекторперисхилтон» неоднократно обыгрывалась тема его сравнительно недостаточной образованности. Так, в выпуске с Евгением Гришковцом Гарик Мартиросян перекидывался с гостем множеством редких слов типа «франкофон», обсуждали человека, болонец он или фламандец, и под конец Гарик объявил, что всё это – череда непонятных слов для Сергея. На что тот парировал, что удивляется, почему новое слово начинается не с последней буквы предыдущего. То есть перенёс принцип игры в города на совсем другую тему, которая была нацелена на то, чтобы принизить его в глазах участников шоу и аудитории, и тем самым этого избежал.

Фрагмент с 18:20 до 19:00

Данный случай, на мой взгляд, ярко иллюстрирует, что интеллект не столько в сумме знаний, сколько в гибкости мышления. И юмор – та область, которая подчас создаётся благодаря жонглированию мыслительными шаблонами. Тот же Светлаков, зачитывая очередную новость, сострил: «Как сообщает источник, – имеется в виду, не вода, а журналист…». В данном случае приём весьма востребованный: использовать иное значение слова, которое в данном контексте однозначно маркируется иначе. Проще говоря, формат новостного издания однозначно придаёт слову «источник» значение информационного канала, а не родника воды. Нарушение же такого порядка вызывает смехотворный эффект.

К данной же категории можно отнести такие юморески Светлакова, как «Пётр Первый перевозит картошку в себе – откровенные УЗИ», «предъявите вашу корочку – он достаёт апельсиновую» и многие другие. Впрочем, образцы юмора из разряда «разрыв шаблона» встречаются у многих весёлых и находчивых. Например, Михаил Галустян в том же ППХ, когда его попросили зачитать новость, спросил: «А я читать умею?». Кавээнщики бросаются афоризмами типа «Петербург настолько толерантный город, что там даже карликов называют афроамериканцами». А участники «Камеди баттл» в своё время смешили зрителей тезисами вроде «жители Нижнего Новгорода уверены, что брейкданс бывает нижним и великим». Во всех указанных случаях шаблон либо потрескивает, либо надрывается, либо рвётся, заставляя нас испытывать не дискомфорт от когнитивного диссонанса, а удовольствие.

10-й iPhone «икс» и прочие предостережения

А вот пример, когда вполне естественным человеческим качеством мыслить по пути наиболее коротких ассоциаций воспользовались производители популярного смартфона. Компания Apple планомерное выпускала айфоны, добавляя к поколениям разные буквы или слова, но всегда придерживаясь известного порядка: за шестым — седьмой, за седьмым — восьмой. Казалось бы, после него следовало ожидать девятого, но вместо этого яблочные маркетологи презентовали iPhone X, который в России стали называть «айфон икс». Действительно, несколько странно, но что же здесь удивительного: BMW ведь выпускал X5 после 760L, почему бы и «Эппл» не сменить восьмое генерацию смартфоном «поколением икс». Лично у меня айфонов никогда не было, тем более сильным оказалось моё удивление, когда я узнал, что iPhone X следует читать и произносить как «айфон тен», потому «икс» в названии модели — это латинская десятка ! Вот уж воспользовались эпплчане свойством людей объяснять самим себе не вполне логичные вещи наиболее логичным, с их точки зрения, образом. По крайней мере, в моём случае это сработало на 100%.

Хотя в описанном случае, возможно, важную роль сыграло то, что мы живём в кириллическом мире, и латиница для нас, сколько ни понятна, тем не менее инородна, в ней есть нечто иностранное. С другой стороны, пожалуй, каждый народ есть своя собственная система координат, свой шаблон, который является данностью «по умолчанию», а всё иное воспринимается как отхождение от нормы. Приведу пример. В 2017 году мы отдыхали семьёй в Тунисе, где традиционно отдыхает много немцев. Настолько много, что в местных отелях даже используют германскую систему нумерации этажей. Логика в ней, несомненно, есть, даже больше, чем в нашей. Но тем не менее было непривычно подниматься на 3-й этаж, нажимая в лифте кнопку «2». А всё дело в том, что первый в нашем понимании этаж — это Grundflor, то есть земляной этаж — то, что построено прямо на земле, что и этажом назвать-то нельзя. Зато если пристроить к нему этаж, то это будет уже полноценный этаж, а не просто то, что покоится на земле. Поэтому то, что русскому +1 (=2), немцу — смерть просто =1.

100 тунисских миллимов = 1/10 динара

Другой, уже чисто тунисской особенностью выступило деление денег на более мелкие. Практически во всех мировых валютах в одной денежной единице содержится 100 более мелких частей: в 1 рубле — 100 копеек, в 1 долларе — 100 центов и т.д. Только на туманном Альбионе преобладает деление по основанию 12, но это исключение. Зато в Тунисе в одном местном динаре содержится целая тысяча миллимов. Собственно, «миллим» так и переводится — тысячная часть (сравните: 1000 миллиампер = 1 ампер). Получается, как тысячные доли секунды в Формуле-1: 10,500 динаров, то есть 10 динаров и 500 миллимов — это (конечно, не в денежном эквиваленте, а в переводе на русские реалии) 10 руб. 50 коп. Кстати, после той поездки у нас осталось несколько динаров, которые мы с удовольствием обменяем на другие монеты мира — пользуйтесь, тем более что вывозить динары из Туниса запрещено под страхом экстрадиции на родину без посещения duty free!

Наконец, один из главных разрывов шаблона, который лично я испытал в своей жизни, связан с нашим великим и могучим — но русским ли языком? Представьте себе упаковку детской игрушки. На коробке написаны предупреждения на разных языках (заранее извиняюсь за качество фотографии).

Вы пробегаетесь глазами по заголовкам и отсекаете однозначно западные и западнославянские типа «Ostrzezenia» или «Opozorila», а из двух кириллических выбираете «Внимание». Вот тут-то как раз и не тут-то было! Потому что блок, начинающийся словом «Внимание», написан на болгарском, а по-русски надо изучать «Предостережения». Вот такие вам «upozorenja» при изучении иностранных языков.

Как тренировать выносливость на разрыв шаблона?

Итак, мы, кажется, интуитивно пришли к выводу, что разрыв шаблона способен расширять границы нашего восприятия. И если в сложных ситуациях он вызывает у нас приступ мигреня (в XIX веке была мужского рода), то осознанное вызывание разрыва шаблона способно развить наши творческие и интеллектуальные способности, а также помочь нам посмотреть на мир гораздо шире, чем мы привыкли.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам тренировать шаблон на разрыв:

  1. Изучайте иностранные пословицы. Это у нас дождь «льёт как из ведра», а других народов он может падать на землю бамбуковыми флейтами. Да и наши поговорки тоже позволяют открыть много нового, например, узнать продолжение « ».
  2. Чаще задействуйте «нерабочую» руку. Если вы правша – почистите зубы или закройте дверь левой рукой, и наоборот. А если есть возможность – летите отдохнуть в страну с левосторонним движением.
  3. Начните день в 4 утра. Многие практикуют этот способ, когда у них появляются дети. Порвите этот шаблон – сделайте это, пока вы один или одна.
  4. Мысленно переделайте привычные вещи для животных. Попробуйте представить, как выглядел бы автомобиль, если бы на земле доминировали не люди, а кошки. Кстати, хозяйке на заметку: у группы «Аквариум» есть альбом «Наша жизнь с точки зрения деревьев» и строка «Большие деревья знают, как вызвать ветер». Потренируйтесь в подобной наркомании.
  5. Делайте всё, что нарушает привычный уклад. Пройдите на работу другим маршрутом, не пользуйтесь день телефоном, сыграйте в новый для себя вид спорта.

Я предполагаю склонять, что вы и так поймёте всё, что я хтоел вам скаазть этой неихтрой бессмылисицей!

Привет. Как то я уже писал про Разрыв шаблона и решил поместить это отдельной статьей и общими усилями дополнить ее макимально, собрать как бы коллекцию РШ..

Делитесь мыслями по поводу чего-то необычного,незапланированного в процессе общения и поведения..

Вот собственно и статейка..

РАЗ РЫВ ІІІ@6JOH@ или РАЗРЫВ ШАБЛОНА

Итак, первое что нас интересует, что это такое, я знаю, что многие знают, но всё же:
РАЗРЫВ ШАБЛОHА (PATTERN INTERRUPT) - прерывание привычного ПАТТЕРНА до того, как он завершится. Используется для того, чтобы в момент замешательства, возникающего в этот момент, предложить человеку новый вариант поведения.

Разбираем, пример:
на лавочке сидят две симпатишных девушки, и что-то бурно обсуждают.

КАК РАЗОРВАТЬ ПРИВЫЧНЫЙ ШАБЛОН?

Я подошел сел рядом. Они меня заметили, замолчали, значит обратили внимание, буквально 1.5 секунды прошло. Я достаю мелкие деньги, и говорю, передавая им деньги:
- Девушка передайте за проезд! (моя кирпичная мимика изменяется легкой улыбкой)
- К+
(блаблабла)

МЧ- Привет, не подскажешь как переводится "how do you do"?
ОЖП- Как дела!
МЧ- У меня просто ВЕЛИКОЛЕПНО! (блаблабла)

РШ? а почему же не РШ?! Конечно РШ!

Дорогой я себе купила мыло дав!
- А что без мылодава ты уже мыло выдавить не можешь?!

То есть, другими словами, конфигурируя программу установки РШ, ваша задача быть умным, и знать что ключ, ну помните в школе учили, имеет много других смыслов, ключ - родник, ключ - птиц, ключ - замок, замок - принцесса, принцесса - ява, ява - мотоцикл, мотоцикл - Кребса цикл, Кребса цикл - Маши цикл, и т.д. и т.п, заметили что я делал? я давал определение, а потом рвал шаблон по привычному вам фрейму, получался разрыв шаблона. Тренироваться, просто, пишите слово и от него отталкиваетесь меняя фрейм и порвав шаблон привычный. Где-то есть сходство с стёбогенератором.

Вот видите вы девушку, идёт допустим у неё на футболке цветочек, подошли и понюхали его со словами:
- Э, он у тебя совсем завял! Почему не подливаешь?

или, девушка с футболкой на ней розетка (С):
- Девушка у вашей розетки 220? Мне телефон надо подзарядить.

Идет девушка (уже тупо возьмём):
- Девушка а вы знаете что это не вы идете по Земле а Земля под вами, задумывались над этим?

Тоесть, вы разрываете, как написанно в термине, привычный фрейм, пока он еще не закончился.

Девушка на остановке:
- сегодня едем на карете?
- ???
- скорой медицинской помощи, вы в роли медсестры я в роли пострадавшего от ваших ножек

Думаю понятно, что такое РШ.

Термин "разрыв шаблона" по-видимому происходит из пресловутого НЛП и означает по сути неожиданное противоречие ожидаемому поведению человека.
В чем суть - люди по большей части мыслят и живут шаблонами. Так легче, так как не надо тратить время и энергию каждый раз, сталкиваясь с чем-то или кем-то, но такая стратегия может привести к ошибке - как в случае с "разрывом шаблона", или даже худшим последствиям. Например, вы думаете, что "все спортсмены тупые", и не общаетесь с каким-то спортсменом, который, как потом оказывается, человек умный и образованный, и мог бы принять участие в вашем деле.
Вот, кстати, хороший пример разрыва шаблона - идет вам навстречу какой-нибудь дядя с непомерно широкими плечищами и квадратной челюстью, в спортивном костюме. Вы думаете - что вы думаете? Сейчас, наверное, начнет тупить: "А тут это... я первого правой - рраз! и он в нокауте. Второго - рраз! и он в нокауте. Третьего? А третьего у меня день рождения".
А он - рраз и с ходу читает вам Маяковского))) или делится своим мнением о теореме Ферма.
Что вы чувствуете? Легкое опупение. Как же так? Вот этот легкий ступор и есть "разрыв шаблона". Человек как бы подвисает на какое-то время. Ведь по идее должна была сработать определенная "компьютерная программа", а она не сработала. И теперь нужно время, чтобы проанализировать, что и почему, и выбрать другую, подходящую. А если ее нет? Если нет опыта общения с боксерами-интеллектуалами? Тогда вы сами будете тупить какое-то время - пока не выработаете новую стратегию (если мышление гибкое и позволяет). Но вы этого человека запомните.

Или другой пример - подходит девочка вся в белом, волосы в пучок, вся светящаяся, вызывая у вас лишь улыбку умиления, и осведомляется хриплым голосом: Мы сначала водяры жахнем, или сразу трахаться пойдем?
- А?!! - в такие моменты человек понимает, что значит "не верить своим ушам".
(впрочем, такое поведение "девочки" в наше время уже мало кого удивит)

Но это все непроизвольные, спонтанные "разрывы шаблона". Также их можно применять осознанно, чтобы вывести человека из равновесия, и воздействовать на него. Так как когда он растерян (а это "разрыв шаблона" и есть), его естественная психологическая защита на какое-то время исчезает.
Применяется в личных отношениях)), делах (при переговорах), и так далее.
Во многих руководствах по самообороне (точнее, статьях и книгах) рекомендуется при уличном знакомстве с гопниками резко начать... читать стихи Маяковского, смеяться безумным смехом и т.п. - то есть, совершать нестандартные, явно неожиданные поступки.

Вот пример искусственного разрыва шаблона в спорте (видеоиллюстрация):

Еще разрывать шаблон противникам любил Рой Джонс-джуниор в свои лучшие годы:
(на ринге ведь надо быть серьезным, сосредоточенным, хмурым, агрессивным, а он... играл)

Резюмируя: разрыв шаблона - нестандартное поведение, которое явно не соответствует нашим ожиданиям, и поэтому приводит нас в растерянность.
Разрыв шаблона может быть стихийным, а может быть целенаправленным.

А какие забавные или яркие примеры разрывов шаблона из жизни знаете вы?

Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... Котлячков Александр

Разрыв шаблона

Разрыв шаблона

«Врасплох и медведь труслив».

Русская пословица

«Неожиданность – залог успеха. От игры в открытую – ни корысти, ни радости».

Бальтасар Грасиан

Многие наши действия совершаются по цельному сценарию, и в результате многократных повторений становятся автоматическими: рукопожатие, прикуривание, вставание со стула и т. п. Когда действие перешло в разряд автоматических, человек осознает только его начало и окончание (для вставания со стула: вы осознаете себя либо сидящим, либо стоящим; вам не приходится контролировать напряжение мышц тела, которые обеспечивают само действие).

Подобные шаблоны есть и в мышлении: на предъявляемый партнеру стимул вы заранее ожидаете получить определенную реакцию (например, делая женщине комплимент, вы ожидаете, что она скажет: «Спасибо»).

Как уже говорилось нами, в момент разрыва шаблонного действия (то есть, действия, которое человек воспринимает как непрерывное) субъект впадает в замешательство, очень близкое к гипнотическому трансовому состоянию, и любую команду принимает буквально. Это используют и для лечения, и для отпугивания, наведения порчи.

Главное при разрыве шаблона – делать не то, что от тебя ожидают. Когда на улице к вам пристает хулиган, то у него заранее есть определенный «сценарий» – мысленный шаблон будущего поведения для себя и для потенциальной «жертвы» (содержание такого «сценария», как правило, легко вычисляется). При этом хулиган просчитал заранее, как повести себя, если вы откажетесь дать ему закурить («Что, сука, жалко?!»). Есть шаблон и на тот случай, если закурить дадите («Ты что, гад, сырую даешь?!»). Даже на самый неожиданный, казалось бы, случай – и то есть шаблон («Кого-кого ты послал?»). Поэтому надо разрывать все и любые шаблоны общения.

Реальный случай:

Мужик, шилом в глаз хочешь?

Отвали, козел, у меня менты на хвосте.

И оба разошлись в разные стороны. Семантика второй фразы такова: «Я сам крутой, меня не трожь, но меня преследуют». Фантазия агрессора работает в направлении: «Он может дать отпор, к тому же меня могут задержать работники милиции, которые у него „на хвосте“».

Еще лучше, если фраза для отпугивания будет страшной не только семантически, по смыслу (как в предыдущем примере), но и фоносемантически. Такую фразу мы тоже разработали: «Шуруй уж прямо, меня мусора уже жмут». Работает фраза безукоризненно.

Надо сказать, что шаблоны поведения в нашей жизни – явление постоянное. Иначе и быть не может, без этого мы просто многое не смогли бы делать. Человек по шаблону ходит, бегает, ест, пьет, курит, читает… Шаблон помогает освободить наше сознание для более важных дел. Ведь даже бреемся, чистим зубы и моем руки мы по шаблону…

Начало 80-ых. Я работал в уголовном розыске. Что-то тогда походило на нынешние времена, что-то было совершенно иным… Работать операм, как и сейчас, приходилось зачастую «без выходных и проходных». Кроме того, каждую неделю суточное дежурство, а то и два. И порядки менялись постоянно: то дежуришь в гражданской одежде, то в форме.

Эту историю рассказал мне мой коллега. Был он на суточном оперативном дежурстве, дежурил в форме. Вечером съездил на ужин. За ним зашла машина, и поехал он в отдел. Тут по рации передают: заедьте по адресу, там семейный скандал, а участковый на вызове. Ладно, поехали.

«Водителя я оставил в машине, пошел один. Поднимаюсь на этаж, дверь открыта. Захожу. Слышу, на кухне кто-то плачет. Заглядываю туда. Сидит женщина за столом: физиономия вся черная от синяков, плачет. Не успел я слова сказать, вдруг вижу боковым зрением – в зеркале, что в прихожей висит за моей спиной, мне в спину два ствола смотрят, двустволка, то есть. Ну, думаю, на этом все – все у меня и опустилось. Что делать? Назад повернуться – выстрелит. Вперед броситься – все равно достанет.

И вдруг… Ну, видно, есть Бог на свете. Что на меня нашло? Я как заору на женщину: «Ты что, сука! До каких пор будешь мозги парить, милицию вызывать! У тебя мужик прекрасный, а ты, сука, его доводишь!». Ну и так далее, ору на нее, матом крою. Женщина, видать, одурела, ничего понять не может. А я матерюсь, а сам назад пячусь-пячусь, боковым зрением слежу: двустволка ниже, ниже. Как увидел, что совсем опустилась – резко поворачиваюсь, вырываю ружье, и прикладом тому товарищу по башке. Тут и водитель зашел, говорит, что почуял что-то неладное. Вдвоем мы его и скрутили».

Кстати, после того случая на семейные скандалы у нас в городе стали выезжать только группой, в бронежилетах и с оружием.

Краткий анализ этого примера: типичный разрыв шаблона. Во-первых, милиционер, приехавший на защиту избитой женщины, начинает кричать на нее. Во-вторых, не просто кричит, а использует ненормативную лексику. Согласитесь, это несколько отличается от общепринятых правил. В-третьих, он хвалит ее мужа, при этом не видя (якобы), что тот целится ему в спину. В общем, есть от чего придти в замешательство даже пьяному. Естественным завершением разрыва шаблона стало физическое воздействие и задержание преступника.

Вспоминаю один случай, происшедший на рынке крупного города. Вокруг было довольно много народа, когда неожиданно раздался резкий крик. Настолько громкий и резкий, что присутствующие на мгновение замерли. И неожиданно началась драка двух мужчин.

Хотя, «драка», наверно, – это сильно сказано. Даже моя жена, стоявшая рядом со мной сказала, что «мужики явно гонят картину». Тем не менее, они гарцевали друг вокруг друга, тыкали друг друга кулаками и дрыгали ногами. Правда, удары или не достигали цели, или были настолько вялыми, что индийские боевики по сравнению с этим зрелищем представлялись произведением мордобойного искусства.

Все же на какое-то время внимание окружающих было привлечено этим зрелищем.

И вдруг рядом я услышал окрик: «Лежать!» Обернувшись, я увидел, что двое спортивного вида ребят загибают руки какому-то мужчине. Рядом с ним лежала большая сумка с вещами. И опять такой же окрик, но со стороны дерущихся. Глянув туда, я увидел, что их тоже «крутят», но уже четверо.

В одном из переодетых милиционеров (а «крутили» всех троих именно они) я узнал своего бывшего курсанта, теперь уже офицера. Он мне и рассказал, что только что милиция устроила удачную засаду на преступную группу, совершавшую кражи на рынках.

Использовали преступники старый цыганский метод. Сначала – громкий внезапный крик, а затем, когда народ буквально «столбенел», начиналась демонстрация драки. Все внимание, естественно, было привлечено к «дерущимся». В это время сообщник воровал у торговца «челнока» сумку с вещами, либо срезал поясную сумку с выручкой, а затем скрывался в толпе.

Однако после нескольких краж группа была взята на примету. На рынках были устроены засады, в одну из которых группа и попала с поличным.

Ошибки преступников были следующими. Во-первых, один и тот же «почерк». Во-вторых, играли они очень неубедительно, это бросалось в глаза. В-третьих, сразу после кражи «драку» моментально заканчивали и скрывались. Поэтому хорошо прослеживалась связь между «дракой» и кражей, происшедшей в тот же момент.

Преступники использовали типичный разрыв шаблона. Ведь на рынке люди погружены в свои мысли, а значит, находятся в трансе. Разрыв шаблона способствовал привлечению внимания к «драке», что позволяло совершать кражи.

Есть и более сложные шаблоны поведения. Например, шаблон, по которому мы знакомимся. Или общаемся с кем-либо. При этом, в зависимости от обстановки, и шаблоны бывают разные. Одно дело знакомиться с подчиненным, другое – с начальником. А можно еще знакомиться с лицом противоположного пола. А можно… Перечислять все нет смысла.

Главное, что надо помнить – при шаблонном поведении человек чаще всего находится в измененном состоянии сознания, в естественном трансовом состоянии.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Ужасы на Западе автора Делюмо Жан

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

РАЗРЫВ ШАБЛОНА (ПРЕРЫВАНИЕ ПАТТЕРНА) Идея прерывания паттерна проста и очевидна, это простая техника. Все мы все время что-то говорим или делаем. Ну, или думаем. Большинство из наших действий в повседневной жизни накатано, обычно мы действуем "как всегда".Руку поднимаем,

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Разрыв стереотипа Разрыв – это шикарная техника. Для начала приведу пример.Одна компания объявила тендер на проведение психотренинга. Секретарша записала меня для участия в конкурсе вместе с еще двадцатью четырьмя претендентами. Я шел двадцать третьим по счету. До меня

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Разрыв Разрушение глубоких связей и лимбические нарушения часто идут рука об руку. Одна из самых крепких связей, существующих между людьми, - это связь между матерью и младенцем. Тем не менее послеродовые гормональные сдвиги могут вызвать лимбические или эмоциональные

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Эмоциональный разрыв Итак, какова же дальнейшая судьба ребёнка выросшего в слабодифференцированной семье. Кроме прочих задач, семья должна подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Если же в семье ребёнок вырос чувствительным к родительскому беспокойству, то его

Из книги Теплая чашка в холодный день [Как физические ощущения влияют на наши решения] автора Лобель Тальма

11. Воплощение метафор за рамками шаблона: как стать креативным Описанные в этой книге эксперименты, открывшие нам потрясающие факты, исследовали способы, которыми на нас воздействуют физические ощущения, метафорически связанные с абстрактными понятиями. Одни

Из книги На пути к сверхчеловечеству автора Сатпрем

6. РАЗРЫВ ПРЕДЕЛОВ Мы кинулись на поиски «я» внутри и снаружи механизма, мы так нуждались в чем-то, что не было генетической суммой, этой узаконенной выдумкой, этой биографией, которая является как бы путем смерти, этим сложением фактов и действий, итог которых нулевой, или

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Эмоциональный разрыв Термин «эмоциональный разрыв», или просто «разрыв», используется нами для обозначения эмоциональной отдаленности, которая достигается при помощи внутренних механизмов или путем физического дистанцирования. Тип механизма, используемый для

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Новый разрыв События 1654–1667 года историки называют то одной затянувшейся войной, в которой были периоды активности и периоды прекращения военных действий; так думал С.М. Соловьев. Иногда же говорят о двух войнах 1654-56 и 1658–1667 (так оценивал события Б.Г. Пушкарев).После этих

Из книги Опасные отношения. Стоп! Оберег от психотравм автора Трофименко Татьяна Георгиевна

Внезапный разрыв Наша психика – это не переключатель электротока: подали воздействие – есть ток, сняли воздействие – нет тока. Человек далеко не электрическая лампочка, и с ним не все так просто.Человек – сложная система. А для таких систем резкие переходы из одного

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Травма как разрыв Эта книга имеет подзаголовок «Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию». Травма ведет к прерыванию нормальных процессов, с помощью которых воплощенное истинное я обретает свое бытие. Ранняя травма, на которой мы

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Разрыв Двумя годами позже произошел грандиозный разрыв: Перлз участвовал в Международном психоаналитическом конгрессе в Праге, и там он выступил с сообщением об оральных сопротивлениях. В нем он защищал идею о том, что инстинкт голода является таким же центральным, как и

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио