Непосредственно воспринимаемая сторона формы литературных произведений — это их словесный строй, или особенности их художественной речи.

В обычном словоупотреблении «речью» называют отдельное ораторское выступление (кто-то где-то произнес речь). В филологических науках это слово имеет более широкое значение: «речью» называют не какое-то одно развернутое устное высказывание, а всю словесную деятельность людей, все и всякие их высказывания, словесные выражения мыслей на каком-то национальном языке.

Филологи различают, следовательно, речь и язык. Язык — это тот запас слов и те грамматические принципы их сочетания в предложениях, которые живут в сознании людей той или иной националь-ности и с помощью которых эти люди всегда могут об-щаться между собой.

Речь — это язык в действии, это самый процесс словесного общения между людьми, который всегда возникает в определенных условиях жизни и заключается в выражении определенных мыслей, окрашенных определенными чувствами и стремлениями. Для выражения мыслей и чувств, возникающих в разных условиях жизни, люди находят в общем запасе слов родного языка различные слова и выражения и, при-меняя их в своей речи, по-разному пользуются общими грамматическими принципами, свойственными их языку.

Значит, определенный подбор слов и определенные синтаксические конструкции в речи зависят от особен-ностей эмоционально-мыслительного содержания тех или иных высказываний. Так, речь научных и философских работ сильно отличается в этом отношении от речи политико-публицистических статей и ораторских выступлений, или от речи юридических и канцелярских документов, или от речи религиозных книг и обрядов, или от речи художественных произведений.

Все это различные виды речи, в которых отдельные высказывания всегда отличаются общественной направленностью, внешней законченностью и обычно оформляются письменно.
От этих видов речи отличается разговорная устная речь, представляющая собой процесс словесного общения людей в повседневной жизни. В разговорной речевой практике отдельные высказывания часто лишены законченности.

В устной разговорной речи более или менее отчетливо проявляются, с одной стороны, разные языковые территориальные диалекты, или говоры, ас другой — различные речевые социальные диалекты. Областные говоры исторически возникают как разновидности национального языка, они свойственны коренному населению определенной местности и обнаруживают исторически большую устойчивость в фонетических, лексических и грамматических особенностях. Социальные диалекты принадлежат отдельным прослойкам общества разных местностей, зависят от своеобразия их духовной и материальной культуры, профессии и исторически гораздо более подвижны и изменчивы.

На основе национального языка с его местными го-ворами, проявляющимися преимущественно в устной речевой практике, возникает литературный язык того или иного народа. Литературный язык складывается на относительно высоком уровне культурного развития народа. Он постепенно исторически формируется в письменных и ораторских видах речи, в особенности в речи художественной, публицистической, юридической, а в некоторые эпохи также в речи церковных книг и песнопений. Письменные и ораторские виды речи, в результате усложнения их общественно направленного содержания, обогащают лексику и фонетику национального языка.

Они создают в нем новые слова и обороты (иногда заимствуя их из других национальных языков), разрабатывают и совершенствуют его грамматический строй, подчиняя все эти стороны языка относительно устойчивым, хотя исторически и изменяющимся нормам. В результате возникает национальный литературный язык как лексико-грамматическая система, гораздо более богатая и совершенная, чем областные говоры и социальные диалекты.

Но и в национальном литературном языке могут возникать свои социальные, культурные, профессиональные диалекты. Такова, например, литературная речь образованных слоев русского дворянства, особенно второй половины XVIII и XIX в. В этой социальной среде многие люди с детства овладевали французским языком, обычно с помощью иностранных гувернеров, и затем вводили в русскую литературную речь множество французских слов и оборотов — галлицизмов. Иной социальной диалект-ностью отличалась, например, литературная речь образованных русских разночинцев второй трети XIX в.

Многие люди из этой среды достигли высокого уровня образованности, получив начальное образование в церковных учебных заведениях — бурсах, семинариях, духовных академиях; в дальнейшем в своих письменных сочинениях — научных, публицистических, литературно-критических статьях, повестях, переписке — они часто употребляли слова и синтаксические конструкции, характерные для церковных книг, написанных на церковнославянском (древнеболгарском) языке. Это были славянизмы в рус-ской литературной речи.

Итак, надо различать национальный язык с его областными говорами и с его исторически склады-вающимися и меняющимися литературными нормами и употребляющие этот национальный язык различные виды речи — устной и письменной — с ее социальными Диалектами и разным уровнем литературности.

Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 528с.

ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЧЬ

Культура речи – это раздел языкознания, задачей которого является выработка правил пользования языком. Умение правильно говорить нужно для того, чтобы эффективно пользоваться речью для общения, будь то деловые переговоры или дружеская беседа. Культурный, престижный, статусный аспект речи очень важен.

Одно философское изречение гласит: «Заговори, чтобы я тебя узнал». (Имеется ввиду случай с Сократом, когда к нему привели человека, а он молчал, тогда Сократ воскликнул: «Скажи что-нибудь, для того, чтобы я тебя познал».) Действительно, речь человека – это лакмусовая бумажка его образованности, вкуса, культуры, интеллектуального уровня. Как развить у себя языковой вкус? Возьмём за основу определения Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». На развитие речи влияют два основных фактора: речевая среда, в которой находится человек и полученное образование. Есть понятие развивающий потенциал речевой среды – это возможности, заложенные в речи окружающих людей, в речи, которая звучит по радио и телевидению. Ребёнок усваивает родную речь путём подражания окружающим. Это естественный процесс. Для нормального развития речи человека нужно, чтобы окружающая среда обладала достаточными развивающими возможностями, достаточным развивающим потенциалом. Речь окружающих влияет на нас на подсознательном уровне. Человек вольно или невольно усваивает речевые обороты и интонации тех, кого он слышит, причём эти речевые навыки довольно стойкие. Можно наблюдать, как взрослый человек, вроде бы неплохо владеющий речью, в момент волнения вдруг становится косноязычен, делает речевые ошибки. Можно предположить, что в детстве путём подражания он усвоил эти неправильные речевые модели, и они закрепились в подсознании, а потом у него уже сформировалась литературная нормированная речь, поэтому, когда его речь находится под контролем сознания, она правильна, а в момент волнения в приослабленном контроле сознания подсознании выдаёт неправильные речевые обороты когда-то хорошо закреплённые. Если в условиях подражания человек усваивает речевые элементы спонтанно бессознательно, то во время изучения родной речи происходит осознание речевых единиц. Хорошая речь нужна не только для красоты слога, как такового, речь неразрывна связана с мышлением. Одного без другого быть не может. Овладевая речью, т. е. запоминая значимые элементы языка, и приучаясь пользоваться ими для общения, человек одновременно учится мыслить . Без усвоения речи человек не может развиваться интеллектуально. Доказательством этого существуют известные науке случаи без языкового воспитания, когда младенцев выкармливали животные. Таких детей называют «маугли», у них не сформировался интеллект и высшие эмоции. Это конечно, крайний случай, но совершенно очевидно, что хорошая речевая среда, в которой воспитывается человек и изучение родного языка способствуют развитию его мышления и эмоциональной сферы.

Морфологические нормы. Пренебрежение законами грамматики приводит говорящего к неряшливому построению предложений, к нарушению логической связи и последовательности мысли. Не зная грамматических правил, говорящий нарушает согласование слов в предложении, неправильно употребляет падежи, предлоги, не может согласовать слова в роде.

Вначале определим понятия язык и речь. Термин язык используется в значении языковая система. Это запас слов, форм словообразования и словоизменения синтаксических конструкций, а речь это процесс и результат употребления языка, это язык в речевой деятельности. Язык и речь взаимосвязаны. Речь строится на основах закона языка из языковых средств. Русский язык один из самых богатых языков мира, с его помощью можно очень точно передавать мысли и самые тонкие чувства. Величайшим достижением речевой культуры народа является русский литературный язык, который представляет собой высшую форму национального языка. Высшая форма, т.е. нормализованная, образцовая. Горький определял литературный язык, как общенародный язык, обработанный мастерами слова. Вопреки законам русского языка не может быть написана ни одна книга. Её содержание просто будет непонятно читателям. Русский язык служит единым средством выражения мыслей и чувств между людьми, в него входят все богатства речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Но в словарный запас литературного языка отбирается не всё, чем располагает общенародный язык. За пределами литературного языка остаются:

а) диалектизмы, диалектная лексика. Слова, распространённые в отдельно взятой местности.

б) жаргонная лексика. Слова, употребляемые в среде определённых социальных групп, а так же так называемая оргатическая лексика. Слова и выражения, употребляемые в преступном мире.

г) бранные нецензурные слова и выражения.

Итак, необходимым условием существования литературного языка являются его нормы. Что такое языковая норма? Это единообразное образцовое общепринятое употребление языковых элементов, слов, словосочетаний, предложений. Существуют нормы: орфоэпическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Овладевать литературными нормами человек начинает с первых классов. Не будь литературных норм, язык не смог бы стать средством человеческого общения, средством передачи человеческого опыта. Языковые нормы не придумываются учёными, они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке. Нормы языка поддерживаются речевой практикой. Они создаются путём анализа публицистической, научной, художественной литературы, а так же путём анкетирования населения. Пушкин писал: «Норма не предписывает законов языку, а изъясняет и утверждает его обычаи». Получается, что с одной стороны норма устойчива, стабильна по определению, с другой стороны она не является каким-то закостенелым явлением. Норма подвержена изменениям, поскольку язык явление социальное, находящееся в постоянном развитии, как и общество. Таким образом возникают нормы–соперницы, когда старая ещё не вышла из употребления, но и новая уже достаточно закрепилась в употреблении. Например, в данное время равноправными нормами ударения можно считать тво’рог и творо"г, с течением времени нормативным останется какой-то один вариант. Или в качестве примера возьмём слово лебедь. Какого рода данное слово? У Пушкина читаем: «Глядь, поверх летучих вод лебедь белая плывёт». В XIX веке слово имело женский род, сейчас же мужской. А слова рельса, фильма в начале XX века были женского рода, теперь же рельс, фильм существительные мужского рода. Другой пример. Тридцать, сорок лет назад словари фиксировали норму-соперницу в ударении слова одновреме’нный, сейчас же только одновре’менный . Например, какая норма ударения в слове по стенам? Если картины висят по стена’м, то номера домов на сте’нах (т.е. разница внутри или снаружи). Почему в языке существуют варианты норм? Дело в том, что язык развивается медленно, постепенно, и варианты помогают нам привыкнуть к новой форме, делают сдвиг в норме менее болезненным. Кроме того, варьирование норм может быть связано с различными стилями речи, например, книжная норма «в отпуске», «в цехе», разговорная «в отпуску», «в цеху».

    Орфоэпия. Произносительные нормы.

orfos– правильный, epos– речь (греч.) В главных своих чертах орфоэпические нормы сложились ещё в первой половине XVII веке на базе московского говора. Их развитие было сложным. В XIX веке с московским стало соперничать петербуржское произношение. Его главным отличием заключалось усиление буквенного (соответствие звука букве ш[ы]ги (московская норма), ш[а]ги (петербуржская), ш[ы]мпансое, ш[а]мпанское) произношения. Так в конкуренции и взаимовлиянии складывалась русская орфоэпическая система. В настоящее время тенденцией развития орфоэпии является её сближение с письмом, хотя ещё зазор между орфоэпией и орфографией является глубоким.

Существуют орфоэпические правила, исключением из которых являются заимствованные, но не вошедшие в широкое употребление слова из разных областей культуры, науки, техники, политики, а так же имён собственных. Например, боа, бонтон, Коннектикут, Гоген, годе. В этих словах сохраняется звук [о] в первом предударном слоге. Во втором предударном слоге: Болеро, Монпарнас, рококо, Бомарше. В заударном слоге: Вето, кредо, поло, Мехико. В заударном после гласного: адажио, какао, радио, Токио, Фиделио. В начале слова: Орфей, Отелло, Оклахома, Оттава, Онтарио, оазис. Некоторые заимствованные необрусевшие слова ассимиляции не поддаются. Флюид, Гонконг, Голливуд, кортеж, филокинез, Жакоб .

Коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная, яи[ш]ница, Ильини[ш]на, но точный, срочный, вечный, единичный, античный, земляничный.

[Ш]то, ни за [ш]то, не за[ш]то, [ш]то бы, кое-[ш]то,[ш]то-нибудь, нечто.

Старомосковская норма до[ш’ш’], до[жж]я, до[жж]ичек . Питерская – до[жд]ь.

Имена и отчества. Полное побуквенное их прочтение уместно в официальном формате, например, вручение наград, номинаций, присвоение почётных званий. В таком случае следует произносить Александр Александрович, Мария Алексеевна. В большинстве же речевых ситуаций следует говорить стяжённо Марь Лексевна, Любовь Андревна. Однако, редкие отчества с окончанием на «еевна» проговариваются полностью Дорофеевна, Корнеевна, Елисеевна, Ермолаевна, но Алекса[нн]а, Мих[алн]а, Па[лн]а.

Отчества от имён на «ов» произносятся со стяжением Вячеслав – Вячесла[вн]а.

В отчествах от имён, оканчивающихся на «н», «м» не произносится «ов», а звучит долгий согласный [нн]. Анто[нн]а или Максим [ н ] а.

Женские отчества, образованные от имён на твёрдые согласные л, р, с, т, д стяжению не подлежат. Владимировна, Маркеловна, Федотовна, Борисовна, Арнольдовна. В мужских отчествах, образованные от имён на твёрдые согласные л, р, с, т, д, « ов» не прочитывается Борис[ыч], Антон[ыч].

Андре[ич], Анатол[ич].

Произношение некоторых мужских имён вместе с отчеством различается, например, имя Александр в сочетании с отчеством, начинающимся на согласный, произносится без двух последних согласных звуков Алекса[н] Никола[ич], Алекса[н] Серге[ич]. Если же отчество начинается с гласного звука, имя произносится полностью Александр Анатольевич, Александр Иванович.

Имя Михаил произносится полностью, но в сочетании с отчеством, срабатывает стяжение Мих[ал] Петрович, Мих[ал] Николаич.

Имя Павел особенно в сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, звучит полностью Павел Петрович, Павел Максим[ыч].

Особую сложность представляет чтение мягких согласных перед мягкой «Е». Текст, декада, тенор. Ненормативное прочтение твёрдого согласного в этом случае даёт неестественность и манерность пенсион[э]р, пион[э]р. Однако во многих неруцифицировавшихся заимствованных словах согласные не смягчаются куп[э], каф[э].

Предлагаем запомнить группу слов, в которых согласные перед «Е» произносятся мягко: академия, брюнет, бактерия, барельеф, гипотенуза, дебаты, дебют, девиз, дезинфекция, дезорганизация, дезориентация, декада, декан, декламация, декларация, декорация, демисезонный, демобилизация, деспотизм, дефис, контекст, компресс, корректор, кофе, конкретной, кратер, крейсер, крекер, крем, кредо, ксерокс, музей, нейлон, неологизм, одеколон, патент, прогресс, регресс, резерв, репрессия, термин, фланель, форель, хореография, шинель, экспресс. В словах энергия, энергетика допускается как твёрдое, так и мягкое произношение.

А вот группа слов, в которых согласный перед «Е» произносится твёрдо: аст[э]ния, ас[э]птика, Бертольд Бр[э]хт, бижут[э]рия, бизн[э]с, Биз[э], бизн[э]смен, бифшт[э]кс, бурим[э], бут[э]рброд, Ват[э]рлоо, ват[э]рлиния, ват[э]рполо, ген[э]тика, ген[э]зис, геод[э]зия, гофр[э], грэйд[э]р, Д[э]карт, майон[э]з, Мон[э], мен[э]джэр, метрдот[э]ль, мот[э]ль, орхид[э]я, от[э]ль, парт[э]р, паст[э]ризация, пат[э]тика, про[э]кт, про[э]кция, пюр[э], инд[э]кс, инт[э]грал, каф[э], конап[э], код[э]кс, конд[э]нсат, конц[э]нсус, Конт[э]йн[э]р, куп[э], но купейный, лаз[э]р, М[э]рим[э], Мюссэ, р[э]квием, р[э]ле, Сомерс[э]т Мо[э]м, юриспруд[э]нция, т[э]нднция, т[э]ст, форват[э]р, форт[э]пиано, фрикад[э]льки, хризант[э]ма, цитад[э]ль, шэд[э]вр, шымпанз[э], Шоп[э]н, шосс[э], шт[э]псель, шт[э]мпель, экз[э]ма, экз[э]рсис, экст[э]рн, эст[э]тика.

Слова с ударением на «Е», «Ё». Афера, бытие, истекший год, но истёкший кровью, головешка, опека, отцветший, хребет, шлем, современный; белёсый, блёклый, блёкнуть, ж[о]лчь, ж[о]лчный, ж[о]лчевыводящий, ж[о]лчеотделение, ж[о]лчекаменная болезнь, но желчегонный, ксёндз, но кзендца, кзендзы, клёст, манёвр, манёвренный, манёвренность, но маневровый, никчёмный, принёсший, разнош[о]рстный.

    Нормы ударения, акцентологические нормы.

Русский язык характерен сложностью ударений. Каждое самостоятельное слово имеет своё ударение, двусложные слова кроме основных ударений имеют свои побочные ударения, например электрокардиограмма. Злоупотребление побочными ударениями свойственно просторечию и профессиональной речи. В русском языке ударение разноместное, т.е. может падать на любую часть слова и подвижное. Большинство слов имеют устойчивое ударение, но есть слова с переходным ударением. Это происходит от того чтобы отличить различные понятия, например, атлас и атлас; мель и мели. Однако некоторое передвижение в слове ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы, тогда возникают колебания, и приходится думать, как правильно сказать. Это усугубляется тем, что в одной форме слово имеет ударение на одной части его, а в другой форме это же слово следует акцентировать в другом месте, например деньги к деньгам. Русский литературный язык стремится избежать колебаний в ударениях, один из вариантов санкционируется, а другой изгоняется, как неправильный положил, облегчить, миллиметр , красивее. В разговорной речи отклонения ударений в словах бывают довольно многочисленными.

Рифмованные запоминалки:

Фено́мен звони́т по среда́м,

Приня́в догово́р по года́м,

Он о́тдал экспе́ртам эско́рта

Хода́тайство аэропо́рта.

Как у нашей Марфы

Есть в полоску ша́рфы!

Долго ели то́рты -

Не налезли шо́рты!

Звонит звонарь,

Звонят в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог.

Ты нам шторы не вози,

Мы повесим жалюзи́.

Баба Фёкла копала свЁклу,

а Коко Шанель любила щаве́ль.

Стилистика

    Примеры нормативной литературной лексики с диалектными синонимами данных слов: белка (векша), сарафан (понёва, шабала), волк (бирюк), ухват (рогач), ковш (корец), мочалка (вехотка), разговорчивый (разговористый), обмениваются подарками (дарятся), готовить пищу (стряпать), дети (ребёнки).

    Лексическая избыточность: Программа капремонта многоквартирных домов включает в себя 357 объектов капитального ремонта .

    Примеры возвышенного, среднего и сниженного стиля: дивный, прекрасный, клёвый; ступать, идти, шлёндрать; облобызать, поцеловать, чмокнуть.

    Примеры грамматических несоответствий: мы пообедамши, у него женёность – устаревший диалектный вариант.

    Нарушение лексической сочетаемости: Установлена новая кровля на склад и в детском саду №103.

    Нарушение спряжения: «Созерцателная красота» - из ранних текстов поэта, музыканта и певицы Дианы Арбениной.

    Неуместное использование канцеляризма: Возможность обратиться к Богу, посетить службу важна для каждого верующего.

    Неправильный выбор слова: Заместитель начальника УВД Перми Константин Строгий, отмахнувшись , что на анализ уйдёт не один час, так и не удовлетворил любопытство депутатов.

    Неправильное использование иноязычных слов: Неплохо поработали администрации Ленинского и Кировского районов, аутсайдером признана администрация Свердловского района.

    Неправильное и неуместное использование речевых штампов: За девять месяцев 2007 года наметилась тенденция по улучшению криминальной обстановки.

    Неправильное использование специальной лексики: Каждую субботу клирик Храма проводит службу.

    Неправильное использование фразеологизма: В это время на сцене отдавали дань уважения дружному педагогическому коллективу .

    Семантическая двусмысленность: Буш сказал, что он такая же простая техасская девушка, как и Кондолиза Райс .

    Соединение в однородном ряду логически несовместимых понятий:

Зал ДК Железнодорожников, где проходило юбилейное торжество школы №25, был полон «до краёв» выпускниками, учителями, поздравлениями и запахом цветов.

    Расщеплённое сказуемое: Заводчане занимаются вывозом образовавшегося мусора.

Литературная речь

нормализованная речь, употребляемая образованными


Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. - М.: Флинта: Наука . Л.Л. Нелюбин . 2003 .

Смотреть что такое "литературная речь" в других словарях:

    Литературная премия - Литературная премия поощрение достижений в области литературного творчества, которое регулярно и по определенным правилам, сформулированным в уставе премии, назначает круг экспертов (избранный также по правилам или назначенный учредителем… … Википедия

    Речь ораторская - разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

    Литературная энциклопедия в 11 т. - Литературная энциклопедия в 11 т. Литературная энциклопедия: В 11 т. (М.), 1929 1939. Т. 1 / Ком. Акад.; Секция лит., искусства и яз.; Ред. коллегия: Лебедев Полянский П. И., Луначарский А. В., Нусинов И. М., Переверзев В. Ф., Скрыпник И. А.; Отв … Литературная энциклопедия

    Речь (значения) - Речь многозначный термин: Речь это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование… … Википедия

    речь книжная - Литературная, как правило, письменная речь, обладающая следующими свойствами: 1) общелитературными и специфическими книжно письменными языковыми средствами; 2) кодификацией; 3) функциональными стилями речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Речь (газета) - У этого термина существуют и другие значения, см. Речь (значения). Речь Рѣчь Основана 23 февраля 1906 Прекращение публикаций август 1918 Политическая принадлежность … Википедия

    Литературная журналистика - Литературной журналистикой (англ. Creative nonfiction) называют жанр, при котором репортёрская фактура оформляется в писательской стилистике с применением традиционных литературных приёмов . Содержание 1 Литературная журналистика в России … Википедия

    речь - ед. Процесс говорения, деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. Р. автологическая. Речь, в которой отсутствуют тропы. Р. внешняя. В теории речевой коммуникации: процесс речевой… … Учебный словарь стилистических терминов

    Литературная критика - оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см.… … Большая советская энциклопедия

    Речь с.-петербургская газета - большая ежедневная политическая и литературная газета, выходящая в СПб. с 23 февраля 1906 г. при ближайшем участии П. Н. Милюкова и И. В. Гессена. Издатель Ю. Бак; редактор О. Е. Бужанский, позже П. А. Харитон. Орган конституционно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Старина русской земли. Историко-археологические исследования, биография, учено-литературная переписка, заметки и дневник воспоминаний Ивана Михайловича Снегирева. Том I , . Санкт-Петербург, 1871 год. Типография Ф. С. Сущинского. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Отсутствует лицевая часть обложки. Вашему вниманию предлагается посмертное собрание…

История изучения стилей берет свое начало в глубокой древности. В отечественной словесности античные теории преобразились в теорию "трех штилей" М. В. Ломоносова. Из школьного курса известно, что к высокому стилю относят "пафосные" слова типа созидатель, претворять, бесценный, к низкому – слова вроде окочуриться, прихвостень, к среднему – все остальные слова. Однако теория "трех штилей" описывала только язык художественных произведений. Язык обыденного общения и лексика за пределами литературного языка не были предметом внимания исследователей, хотя система функциональных стилей сложилась уже давно (так, основы официально-делового стиля были заложены в договорах с греками еще в X в., а научный и публицистический стили начали складываться в XVIII в.).

Современная система стилей в схематичном виде представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1.

Внешняя окружность – граница общенародного языка. Его ядро составляет нейтральный стиль, который является основой любого высказывания, к какому бы стилю оно ни относилось. В центре системы находится кодифицированный литературный язык, представленный четырьмя стилями: тремя книжными (официально- деловой, научно-технический, публицистический) и разговорным.

Язык художественной литературы (отметим, что не все исследователи считают его отдельным стилем) может не только использовать все богатства родного языка, но и включать элементы других языков.

За пределами литературного языка оказываются такие пласты русской лексики, как диалекты, просторечия, жаргоны, арго, сленг. Существует еще обеденная, нецензурная, лексика (мат). Однако хотя она и вызывает некоторый интерес у исследователей и даже представлена в различных словарях, а в последнее время все чаще встречается не только в прямом эфире отдельных программ, но и в художественной литературе, мы оставим ее в стороне. Надеемся, что в ближайшее время ни создателям текстов, ни редакторам эта лексика не понадобится.

В какой степени необходимо для редактора знание пластов языка за пределами литературного? Сформулируем общие условия, при которых допустимо употребление нелитературной лексики. Диалекты (язык, характерный для определенной местности, например северных или южных областей России), просторечия (речь людей, не знакомых с нормами литературного языка), жаргоны/арго/сленг (речь определенных групп: воровской, молодежный, профессиональный и т.п.) могут быть включены в статьи, доклады или выступления только как цитаты, для создания особого колорита, связанного с предметом речи и (или) характером языковой личности объекта изображения. Однако просторечия и жаргоны при несомненной их экспрессивности все же ограничены в возможностях выражения более или менее сложных мыслей и чувств, и потому их место в рамках литературной речи – далекая периферия.

Стили книжной речи

Книжная речь – инструмент для создания текстов в сферах формального общения: официально-деловой, научной, публицистической. Здесь не исключено устное общение (непосредственные распоряжения подчиненным, научные доклады, публичные речи, интервью), но чаще используются письменные формы.

К книжной речи относятся прежде всего официально-деловой и научный стили, которые характеризуются строгостью и бесстрастностью изложения. Их задачей является информирование, поэтому сообщения должны быть объективными, допускать проверку, например, в ходе научной дискуссии или судебного разбирательства по официальным документам: договорам, контрактам, инструкциям. В указанных стилях употребляются специальные словатермины, которые строго определены и понимаются однозначно.

Главная цель языкового общения людей - понимать друг друга и понимать правильно. Заметьте, что слово «правильно» родственно слову «правило». Соблюдая установившиеся правила или нормы речи, мы скорее достигнем цели: точно, ясно выразим свою мысль. Знание и соблюдение единых и обязательных для всех норм литературной речи (и устной, и письменной) необходимо каждому культурному человеку. Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы. Но наряду с литературным языком существует особый целый пласт - ненормативный, не соответствующий правилам и стандартам, нелитературный русский язык.

В структуре нелитературного языка выделяют диалекты, просторечье, жаргоны. Диалектом называют языковую систему, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей, обычно - жителей одного или нескольких населенных пунктов сельского типа. Диалекты делятся на территориальные и социальные.

Просторечье - особая функциональная разновидность русского языка, специфическая сфера обиходного, устно-разговорного, нелитературного, по преимуществу экспрессивного и часто вульгарного общения. Жаргон (арго, сленг) - это языковая система какой-либо более или менее замкнутой социальной группы (работников какой-либо сферы, какой-либо социально-демографической или поло-возрастной группы).

Иногда под арго в более узком смысле понимается язык маргинальных слоев общества (маргинал-человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.) Нельзя забывать, что многие жаргонизмы из социально обособленных переходят в разряд общеупотребительных, что свидетельствует о взаимопроникновении и взаимовлиянии пластов общенародного языка. Поэтому нельзя отрицать объективного существования жаргона, т. к. это часть языка, которую невозможно исключать из общей системы. Но при этом не должно быть перенасыщения жаргонизмов в общенародном языке, т.

к. их избыток ведет к нарушению коммуникативной функции языка, к его порче и бескультурию, а также навязыванию обществу определенной морали. Упражнение № 1 Прослушайте текст.

Ответьте на вопрос: Почему до нашего времени не дошел сленг школьников времен Пушкина? Выделите в тексте пример использования литературной и нелитературной речи.

Запишите опорные слова для пересказа по ходу слушания текста.