«Человек», «личность», «гражданин» - понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом.

Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира.

«Личность» - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания.

«Гражданин» - понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без

гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Общее правило в отношении прав и свобод иностранных граждан сформулировано в части (ч.) 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

Еще по теме 5.1. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий:

  1. 3.5. Правовое положение личности в Российской Федерации и проблемы реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  2. 2. Права человека: понятие, виды основных прав человека и гражданина.
  3. § 1. Права и свободы человека: структура, понятие, соотношение
  4. III. Направления и формы вторжения (проникновения) в систему образования религиозных объединений, представляющих опасность для личности и общества и систематически нарушающих законодательство Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина

Мало кто обращает своё внимание на тот факт, что составленная в начале бандитских 90-х годов ХХ века Анатолием Собчаком, Сергеем Шахрай, Сергеем Алексеевым Конституция РФ , вступившая в силу 25 декабря 1993 года, "обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, а также права и свободы человека и гражданина..." Википедия .

Последние слова формулировки про "человека и гражданина " - являются разделительными для нашего государства! Статус "гражданина" имеют в России все россияне, за исключением тех, кто имеет статус "человека"! А "человек" в России, согласно той же Конституции РФ, не есть "гражданин".

Судьи и прокурорские, надо понимать, имеют статус - "человек", а работники ГИБДД имеют статус - "гражданин", и у них, соответственно, разные "права и свободы"!

Ниже я процитирую свой давнишний материал на тему нашего удивительного государственного устройства:

"Москва - Третий Рим? А который именно? Ведь два первых были по отношению к друг другу антиподами!"

Те, кто нами правят, прекрасно знают, какую роль играют в жизни символы! При этом, тем не менее, государственным Гербом Российской Федерации является двуглавый орёл, который был изначально имперским символом в Западном (католическом) Риме, а Вооружённые Силы современной России и все силовые структуры работают под имперской символикой, которая была изначально у Восточного (православного) Рима. Смотрите сами:

Вот что мы имеем в сегодняшней России:


Символы

Вот я и спрашиваю, если Москва - Третий Рим, то который именно? Ведь два первых были по отношению к друг другу антиподами, как белое и чёрное!

Если судить по символике Вооружённых Сил России и символике МВД - это двуглавый орёл с опущенными крыльями, то они построены в дань преемственности традиций Восточного Рима (Византии).

Если судить по символике российской судебной системы и Верховного Суда РФ, которые являются в России независимой властной структурой, то судебная власть России - прямая наследница Западного Рима, знаменитого своим Римским Правом и ПРАВОВЫМ УСТРОЙСТВОМ ОБЩЕСТВА НА ПРИНЦИПАХ РАБОВЛАДЕНИЯ !

Римское право - это право общества рабовладельческой формации , но именно на Римском праве построены правовые системы России, всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами - правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в их символике и даже в их конституции.

Конституция России - не является исключением!

Экономические основы рабства

Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб - не владеет. В этом основной экономический смысл рабства.Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда (статья 37):

"Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. "

То есть признаётся только право на труд , на вознаграждение за труд и гарантируется минимальный размер оплаты труда. Результаты же самого труда не принадлежат гражданину России !

То есть, Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча давалась определённая награда. Уж какую форму принимала награда, миску похлёбки или большое количество напечатанных цветных фунтиков-фантиков, это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба (работника) и работодателя .

Забавно, что чёткого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "Раб" в "Википедии" нет, как в анекдоте про Вовочку: "ж.па есть, а слова такого - нет!"

Патриции и плебеи

Патриции , Populus Romanus Quiritium, квириты - это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения . Еще раз повторю - патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.

Плебеи , в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов, известным как Jus gentium - право народа. То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:

- Патриции , обладающие всеми правами по рождению.
- Плебеи , чьи права ограничены и описаны в специальных законах.

В Конституции РФ используются два понятия, без чёткого определения

- Человек
- Гражданин

Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" - это юридические термины в основном законе (в Конституции РФ), и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.

Вчитайтесь в Конституцию РФ (статья 17):

"Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения .
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

Важно, что "человек" и "гражданин" - два разных юридических понятия, в пункте 1 и 3 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек " и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ.

В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию , а "гражданин" - плебею , то есть, рабу.

Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть - патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть - ничего не значит. Гражданство же (чьё-либо) удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.

Если у Вас еще остались сомнения в вашем статусе , то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум , второе название которого - плебесцит , то есть выражение мнения плебсом (совокупностью плебеев).

Так в качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?"

И снова глупый вопрос - что такое государство?

Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика - это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".

Есть очень похожее известное выражение в наиболее близком к латинскому - итальянском языке, которое хотя и звучит непохоже, но означает "наше дело", я бы сказал - "наше общее дело". Разумеется, Вы догадались - перевод "нашего дела" - это Cosa Nostra.

Почему мафия выбрала себе такое название, столь явно прочитываемое "людьми в теме"? Имеет ли государственное устройство что-либо общее с вооруженными группировками, которые занимаются наркотраффиком, работорговлей, убийствами ни в чем не повинных людей?

Да, был ряд госкорпораций , от Ост-Индских компаний до Российско-Американской компании, со своим флагом, посольствами, регулярными войсками. Эти компании часто путают с государствами, и, например, первая Индийская война за независимость (восстание Сипаев), а также - первая опиумная война в Китае были войнами против Британской Ост-Индской корпорации, а не Британии как государства.


Так где та тонкая грань между государством и корпорацией ? С точки зрения Римского права - никакой разницы нет, это просто объединение людей.

Вот как определялось такое объединение:

"Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества или под другим именем того же рода, приобретают свойство иметь по образцу общины общие вещи, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща " (Д.3.4.1.1)."

Учитывая, что граждане рабы - это тоже вещи, то положение Римского о союзах распространяется и на государство, и на синдикат воров в законе, и на другие объединения тех, кому разрешено образовывать союз. С точки зрения Римского права эти все союзы имеют юридическую основу.

Могли ли быть одни рабы привилегированнее других? Разумеется, вот определение :

"Номенклатор (лат. nomenclātor от nomen «имя» и calare «называть») - в Римской империи специальный раб , вольноотпущенник, реже слуга, в обязанности которого входило подсказывать своему господину (из патрициев) имена приветствовавших его на улице господ и имена рабов и слуг дома. "

Многим памятна Советская номенклатура и ее привилегированное, по сравнению с другими гражданами-рабами, положение.

Можно было бы продолжать, но и так уже достаточно информации для самостоятельных выводов, кто он и в каком положении находится.

«Человек», «личность», «гражданин» - понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом. Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. «Личность» - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. «Гражданин» - понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

28.Права человека как принципы и нормы взаимоотношения личности с государством и обществом.

28. Смысл понятия «права человека»: возникновение, историческое развитие.

29. Правовой статус личности в различных концепциях права и государства.

30. Права человека и права гражданина.

Права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека прежде всего от произвола государственной власти. Только свободный человек – производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII– XVIII веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. Впоследствии они стали и институтом международного права. В нашей литературе часто, имея в виду права человека, пишут о правах личности. Слово «личность» употребляют при этом в качестве синонима таких понятий, как «человек» или «индивид». Такое словоупотребление, строго говоря (а юристы всегда должны выражаться строго, т.е. точно), неправильно. Личность и человек (индивид) – не одно и то же. Социальные науки понимают под термином (не просто словом) «личность» такого человека, который способен осознавать последствия своего поведения и отвечать за него, то есть, выражаясь юридическим языком, дееспособен. Очевидно, что не каждый человек является личностью в этом смысле, хотя, разумеется, полной аналогии между качеством личности и дееспособностью нет: они совпадают лишь в большей части. Права человека признаются за каждым человеческим существом независимо от того, является оно личностью или нет. Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Хотя и на заре конституционализма были идеологи, отрицавшие необходимость различения двух групп прав, но конституционные документы того времени различие такое обычно проводили, и в дальнейшем оно утвердилось. Впрочем, конституции социалистических государств, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, провозглашаемые права считали и считают преимущественно правами гражданина (в отдельных случаях – трудящегося), предоставленными государством, хотя доктрина в большинстве из них примерно с 60-х годов и стала на иную позицию. Вообще-то дуализм гражданского и политического общества понимался обычно более широко, не сводился к изложенному выше. Речь шла о том, что гражданское общество самодостаточно, оно само регулирует свои внутренние отношения, а государство необходимо ему лишь для поддержания правопорядка и защиты от внешней агрессии. К. Хессе считает, что в современном демократическом и социальном государстве предпосылки такого дуализма отпали*. Однако с точки зрения различения прав человека и прав гражданина указанный дуализм сохраняется, хотя, скажем, интеграция европейских государств в рамках Европейского союза положила начало его постепенному исчезновению.

В любом случае следует подчеркнуть, что права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства. Права и свободы гражданина не надо смешивать и с гражданскими правами и свободами, которые, как правило, принадлежат каждому человеку.

Права человека и права гражданина: в чем отличие?

Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина --- из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина -- своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю -- только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т. е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

  1. Объём понятия. Человек обозначает принадлежность индивида к определённому биологическому виду и включает в себя в том числе категорию «гражданин».
  2. Подтверждение. Чтобы называть себя человеком, никаких дополнительных бумаг не требуется. Документом, подтверждающим гражданство, является паспорт либо его аналог.
  3. Объём прав и обязанностей. Человеку в силу рождения принадлежат только естественные и неотъемлемые права. Гражданин приобретает перечень дополнительных привилегий, в числе которых – поддержка государства, право на участие в его политической жизни.
  4. Утрата статуса. Расстаться с гражданством можно при соблюдении определённых условий, а вот утратить статус человека нельзя.

Все граждане – люди, но не каждый человек является гражданином.

В то же время, и человек, и гражданин должны соблюдать законы того государства, на территории которого они находятся. За их нарушение наступает ответственность, определённая местным правосудием. И человек, и гражданин в равной степени могут рассчитывать на политическое убежище, если преследование связано с религиозными, политическими или иными мотивами, нарушающими базовые права


21. Права человека: понятие, виды, основные этапы развития и нормативного закрепления.

Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы.

Права человека - такие правила поведения, отобранные в процессе истории развития человечества, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Личные

Личные права являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

  • Право на жизнь;
  • Наказуемость только по суду - запрет внесудебной расправы;
  • Неприкосновенность личности;
  • Свобода передвижения и выбора места жительства;
  • Неприкосновенность жилища;
  • Неприкосновенность переписки;
  • Запрет принудительного труда;
  • Неприкосновенность собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции ).
  • Достоинство личности
  • Свобода совести и вероисповедания