Школьный этап

Всероссийской олимпиады

по обществознанию

2015 – 2016 учебный год

10 класс

Подготовил

учитель истории и обществознания

МКОУ «Любимовская СОШ»

Алтухов Владимир Иванович

2015 г.

ОЛИМПИАДА

по обществознанию 10 класс

I . Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже ил­лю­стри­ру­ет эво­лю­ци­он­ные яв­ле­ния в об­ще­ствен­ной жизни? А) скач­ко­об­раз­ные пе­ре­ме­ны Б) ре­во­лю­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния В) по­сте­пен­ные из­ме­не­ния Г) цик­лич­ность со­ци­аль­но­го раз­ви­тия

2. По­сто­ян­ным внут­рен­ним по­бу­ди­те­лем вся­кой ак­тив­но­сти че­ло­ве­ка вы­сту­па­ют

А) цели обо­га­ще­ния Б) твор­че­ские спо­соб­но­сти В) лич­ные по­треб­но­сти Г) ду­хов­ные ин­те­ре­сы

3. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет эм­пи­ри­че­ский уро­вень по­зна­ния?

А) обос­но­ва­ние ги­по­тез Б) объ­яс­не­ние за­ко­но­мер­но­стей В) опи­са­ние пред­ме­тов и яв­ле­ний Г) обоб­ще­ние в форме тео­рий

4. Сту­ден­ты изу­ча­ют эко­но­ми­че­скую ли­те­ра­ту­ру, ка­са­ю­щу­ю­ся со­зда­ния и ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов об­ще­ства. Это при­мер де­я­тель­но­сти

А) ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной Б) учеб­но-по­зна­ва­тель­ной В) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ной Г) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

5. По­ня­тие «эко­но­ми­ка» можно рас­смат­ри­вать в двух ос­нов­ных смыс­лах: как науку и как хо­зяй­ство. Эко­но­ми­ку как « хо­зяй­ство» ха­рак­те­ри­зу­ет по­зи­ция:

А) изу­че­ние по­след­ствий ми­ро­во­го кри­зи­са для фи­нан­со­во­го рынка Б) про­гно­зи­ро­ва­ние дол­го­сроч­но­го раз­ви­тия ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли В) рас­чет по­след­ствий вступ­ле­ния в ВТО для внут­рен­не­го рынка стра­ны Г) уве­ли­че­ние спро­са на услу­ги кос­ме­ти­че­ских спа-са­ло­нов

6. В какой из си­ту­а­ций были при­ме­не­ны не­фор­маль­ные по­зи­тив­ные санк­ции?

А) Новое про­из­ве­де­ние мо­ло­до­го ком­по­зи­то­ра было встре­че­но бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми и ова­ци­я­ми пуб­ли­ки. Б) Уче­ный по­лу­чил пре­стиж­ную меж­ду­на­род­ную пре­мию за ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий. В) За по­бе­ду в кон­кур­се «Луч­ший в про­фес­сии» ра­бо­чий по­лу­чил в по­да­рок ключи от но­во­го ав­то­мо­би­ля. Г) Во­ен­но­слу­жа­щий до­сроч­но был про­из­ве­ден в новое во­ин­ское зва­ние.

7. Про­яв­ле­ни­ем граж­дан­ско­го об­ще­ства слу­жат(-ит)

А) го­су­дар­ствен­ные ин­ве­сти­ции в об­ра­зо­ва­ние Б) со­зда­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, за­щи­ща­ю­щих права по­тре­би­те­лей В) вве­де­ние го­су­дар­ством огра­ни­че­ний на рост цен на энер­го­но­си­те­ли Г) обя­за­тель­ность стра­хо­ва­ния бан­ков­ских вкла­дов граж­дан

8. От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью пра­во­вой нормы яв­ля­ет­ся

А) охра­на ин­те­ре­сов со­ци­аль­но не­за­щищённых слоёв на­се­ле­ния Б) фор­маль­ная опре­делённость В) из­би­ра­е­мость при­ме­не­ния Г) на­прав­лен­ность на уста­нов­ле­ние спра­вед­ли­во­сти

II . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу.

1. Начальная и элементарная форма чувственного познания - это понятие.

2. Человек в отличие от животных есть существо смеющееся и плачущее.

3. Девиация в обществе выполняет как функции так и дисфункции.

4. Внутриролевым напряжением считается напряжение, возникающее в результате

конфликта между требованиями различных социальных ролей.

5. В процессе первичной социализации роль главного агента социализации в со-

временном обществе все больше и больше берут на себя СМИ.

7. К формам правления можно отнести конфедеративное и унитарное государства.

8. Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности.

10. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия.

2 . Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

_____________________________________________________________.

IV . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф.В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие - о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

Список терминов:

1) общество

3) правовое

4) прогресс

5) цивилизация

7) искусство

8) техника

9) регресс

Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

V . Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Форма государственно-территориального устройства, форма государства, тоталитарный, республика, федерация, демократический, унитарное, авторитарный, монархия, политический режим, конфедерация, форма правления.

VI . Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А) По выборам депутатов в парламент формируется единый национальный избирательный округ.
Б) Голосование проводится за кандидатов, представленных списками от политических партий.
В) Кандидаты выдвигаются в одномандатных округах.
Г) Победитель в каждом округе определяется по большинству набранных голосов.
Д) Как правило, вводится избирательный барьер для прохождения партий в парламент.
Е) Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов.

1) мажоритарная
2) пропорциональная

VII . Решите правовые задачи

1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________

2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

Ответ: _____________

IX . Перед Вами гистограмма. Какой вывод можно сделать на основании ее данных?

В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек
2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек
3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек
4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

Ответ: _____________

X . Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями.

Теория

А. Макс Вебер

Общество собою представляет совокупность материально-производственных отношений и возвышающуюся на них совокупность идеологических, духовных и культурных отношений

Б. Э. Дюркгейм

Социальное действие - это «идеальный тип». Социальным называется то действие, которое наполнено смыслом и направлено на группу индивидов. Примером социального действия является целерациональное действие

В. Карл Маркс

Общество не сводится к сумме составляющих его индивидов, оно является системой, первичной по отношению к индивидам

Г. Огюст Конт

Общество необходимо изучать по аналогии с естественными науками. Необходимо использовать только те понятия, которые соответствуют только наблюдаемым явлениям

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

XI. Решите кроссворд

1

3

7

2

6

9

5

4

8

11

10

По горизонтали

образование, информация.

влияние противоречащих друг другу норм, ценностей.

общества.

воспитательную и досуговую функции.

населения Земли.

собственности, утративший моральные ценности.

По вертикали

с представителями других групп, ограничения на избрание профессии.

враждебных сил, тенденций.

привилегированным положением и престижем.

статуса или позиции в обществе.

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

XII . Напишите эссе на одну из предложенных Вам тем:

1. «Пока человек существует, он будет себя открывать» (Е. Богат)

2. «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько

от сознательности» (А. Эйнштейн)

3. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)

4. «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер

5. «Мы обязаны передавать жизненные ценности из поколения в поколение. Истинные ценности - это наш озоновый щит» (К. Б. Эймос)

6. «Экономическая конкуренция - это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Каннан).

7. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт)

8. «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" – ещё лучше». (И. В. Гёте)

9. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)

10. «Следы многих преступлений ведут в будущее» (Е. Лец)

ОТВЕТЫ (обществознание 10 класс)

I . Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. (16 баллов – по 2 балла за каждый правильный ответ)

1. Эво­лю­ция - про­цесс раз­ви­тия, со­сто­я­щий из по­сте­пен­ных ка­че­ствен­ных из­ме­не­ний, без рез­ких скач­ков (в про­ти­во­вес ре­во­лю­ции). Ответ: В

2. Внут­рен­ним по­бу­ди­те­лем любой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся по­треб­но­сти. Ответ: В

3. На эм­пи­ри­че­ском уров­не по­зна­ю­щий субъ­ект занят на­блю­де­ни­ем яв­ле­ний бла­го­да­ря чув­ствен­ным спо­соб­но­стям, фик­си­ру­е­мые в ка­че­стве факта. Ме­то­ды ис­поль­зу­е­мые на этом уров­не: на­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент, из­ме­ре­ние, опи­са­ние

Ответ: В

4. В про­цес­се изу­че­ния уче­ни­ки не со­зда­ют, не пре­об­ра­зо­вы­ва­ют об­ще­ство, не ори­ен­ти­ру­ют­ся в цен­но­стях. Они по­лу­ча­ют зна­ния.

Ответ: Б

5. Эко­но­ми­ка - как хо­зяй­ство в ши­ро­ком смыс­ле этого слова, то есть со­во­куп­ность всех средств, пред­ме­тов, вещей, суб­стан­ций ма­те­ри­аль­но­го и ду­хов­но­го мира, ис­поль­зу­е­мых лю­дь­ми в целях обес­пе­че­ния усло­вий жизни, удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей. В этом смыс­ле эко­но­ми­ку надо вос­при­ни­мать как со­здан­ную и ис­поль­зу­е­мую че­ло­ве­ком си­сте­му жиз­не­обес­пе­че­ния, вос­про­из­ве­де­ния жизни людей, под­дер­жа­ния и улуч­ше­ния усло­вий су­ще­ство­ва­ния.

Ответ: Г

6. Не­фор­маль­ные санк­ции ис­хо­дят не от офи­ци­аль­ных ор­га­ни­за­ций, до­ку­мен­таль­но не оформ­ле­ны (по­хва­ла, ап­ло­дис­мен­ты и т. д.)

Ответ: А

7. Граж­дан­ское об­ще­ство -это сфера са­мо­про­яв­ле­ния сво­бод­ных граж­дан и доб­ро­воль­но сфор­ми­ро­вав­ших­ся ас­со­ци­а­ций и ор­га­ни­за­ций, ограждённых со­от­вет­ству­ю­щи­ми за­ко­на­ми от пря­мо­го вме­ша­тель­ства и про­из­воль­ной ре­гла­мен­та­ции со сто­ро­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Иными сло­ва­ми со­во­куп­ность об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний вне рамок власт­но-го­су­дар­ствен­ных от­но­ше­ний.

Ответ: Б

8. Норма права - об­ще­обя­за­тель­ное пра­ви­ло по­ве­де­ния, ко­то­рое уста­нав­ли­ва­ет­ся го­су­дар­ством и за­креп­ле­но в офи­ци­аль­ных пра­во­вых актах.

Ответ: Б

Ответ: ВВВБГАББ

II . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу. (20 баллов – по 2 балла за каждый правильный ответ)

Ответ: Нет Нет Да Да Да Нет Нет Да Да Да

III . Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ. (9 баллов – по 3 балла за каждый правильный ответ)

Ответ: 1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

IV . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (6 баллов)

Ответ: 214783

V . Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. (6 баллов)

Ответ:

VI . Установите соответствие между типами избирательных систем и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (6 баллов)

Мажоритарная система - это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Пропорциональная система - это система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Ответ: 221121

VII . Решите правовую задачу (8 баллов – по 4 балла за каждый правильный ответ)

1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых

VIII . Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности. (2 балла)

Социальные потребности проявляются в желании человека общаться, привязанности, заботе о другом человеке, внимании к себе.
Ответ: 1 2

IX . Перед Вами гистограмма. Какой вывод можно сделать на основании ее данных? (2 балла)

Создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек
Ответ: 4.

X . Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями. (4 балла)

Ответ: 2314

XI . Решите кроссворд (11 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 с

а3

7 р

2 к

6 э

9 к

5 м

4 м

8 с

11 л

10 у

По горизонтали

1. Термин, применяемый для обозначения условий, при которых социальные группы

имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж,

образование, информация (Стратификация).

4. Человек, находящийся на границе различных социальных групп и испытывающий

влияние противоречащих друг другу норм, ценностей (Маргинал).

5. Явление, выражающее степень динамичности социальной структуры того или иного

общества (Мобильность).

8. Социальный институт, имеющий хозяйственно-экономическую, репродуктивную,

воспитательную и досуговую функции (Семья).

10. Процесс, выражением которого является тот факт, что в начале XIX в. в городах

проживало 3% населения Земли, в начале ХХ в. 13,6%, а в середине ХХ в. 28,8%

населения Земли (Урбанизация).

11. Человек, полностью выпавший из социальной жизни, отчужденный от всякой

собственности, утративший моральные ценности (Люмпен).

По вертикали

2. Социальная группа, чертами которой являются: заключение браков исключительно

между ее членами, наследственное членство, запрещение разделять трапезу

с представителями других групп, ограничения на избрание профессии (Каста).

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой

враждебных сил, тенденций (Антагонизм).

6. Группа или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием,

привилегированным положением и престижем (Элита).

7. Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая

действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального

статуса или позиции в обществе (Роль).

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы

(Конформизм).

XII . Напишите эссе на одну из предложенных Вам тем (10 баллов)

__________________________________
Всего 100 баллов

ОБЪЕМ И БЫСТРОДЕЙСТВИЕ ПАМЯТИ

Если следовать логике Д. Гартли, А.А. Ухтомского, Н.Г. Самойлова, М.Н. Ливанова, Г. Уолтера, Е.Р. Джона, К. Прибрама и других сторонников идеи динамического кодирования воспринимаемой и хранимой в памяти информации, то можно предположить, что нейронные ансамбли, ответственные за субъективное отражение, активируются периодически, разряжаясь импульсами.
Из-за биений частот, слагающих ЭЭГ, актуализированные образы памяти как бы пульсируют с периодом биений, максимальная длительность которого вычисляется по следующей формуле: T = 1/(FR). Заметим, что 1 / R= FT.
Из всего набора С образов долговременной памяти в каждый текущий момент актуализировано ограниченное число М разных образов . В каждый текущий момент с вероятностью 1 /М один из образов имеет максимальную возбудимость. Время реакции в ответ на появление стимула, адекватного образу, в этот момент минимально. Стимулы подаются независимо от периодических колебаний активности нейронов (экспериментатор их не видит). Следовательно, вероятность совпадения стимула с той или иной фазой колебаний возбудимости одинакова в течение всего периода колебаний. Какие-то стимулы совпадают с фазой повышенной возбудимости, и ответные реакции следуют без всякой дополнительной задержки. В остальных случаях задержка равномерно распределяется в течение всего отрезка пониженной возбудимости ансамблей нейронов.
Сказанного достаточно для расчета средней длительности задержки t в зависимости от числа М равновероятно ожидаемых и числа К одновременно предъявляемых стимулов:
(1)
где
;
;
F = 10 Гц (константа Бергера); R = 0,1 (константа Ливанова).
Уравнение выражает количественно скорость обработки информации человеком. В частности, время, необходимое в среднем для опознания одного стимула из числа М равновероятных стимулов, определяется по следующей формуле:
.
В психологии существует закон скорости обработки информации человеком, установленный У. Хиком . Время обработки прирастает линейно при линейном росте логарифма от количества альтернатив в ситуациях выбора. Основной недостаток этого закона – узкая сфера его действия. Закон справедлив, если количество альтернатив меньше десяти. Закон подвергался критике и был предметом многих дискуссий.
Уравнение (1), включающее в себя обе физиологические константы и выведенное из представлений о кодировании информации циклами нейронной активности, намного точнее. Оно действенно при неограниченном количестве альтернатив и предсказывает результаты психологических опытов с высокой степенью точности [Бовин, 1985]. В исследованиях И.Ю. Мышкина, А.В. Пасынковой, Ю.А. Шпатенко, Т.С. Князевой, Г.В. Котковой, Д.В. Лозового, О.Ж. Кондратьевой, В.К. Оше и других сотрудников лаборатории А.Н. Лебедева было установлено, что уравнение (1) для оценки быстродействия восприятия и памяти правильно предсказывает разнообразные психологические данные. Следовательно, представление о кодировании воспринимаемых и хранимых в памяти сведений волнами нейронной активности имеет солидное экспериментальное основание.
Теперь перейдем от временных характеристик восприятия к оценке объемов воспринимаемой и хранимой в памяти информации. Психологи давно уже выделили несколько типов памяти человека: иконическую, кратковременную и долговременную. Имеются и другие классификации.
С одной стороны, память человека выглядит безбрежной. Это долговременная память. С другой – удивительно маленькой. Такова оперативная, или кратковременная (рабочая, как ее иногда называют) память. А раньше ее называли объемом сознания. Психологи попробовали решить задачу о зависимости объема кратковременной памяти от алфавита запоминаемых стимулов и отступились. Появилось правило Д. Миллера «семь плюс или минус два», утверждающее независимость объема от алфавита запоминаемых стимулов . Заданный разброс широк, но на деле он еще больше: от одной-двух единиц (например, в случае иероглифов) до 25-30 в случае бинарных сигналов. Представление о циклах нейронной активности как материальном субстрате памяти и здесь оправдало себя в полном соответствии с исходной идеей Д. Гартли.
Единицами памяти, ее нейронными кодами служат пакеты волн, т.е. синхронных импульсных разрядов многих нейронов в составе одного ансамбля. Нейронных ансамблей огромное множество. Каждый из них хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Ансамбль состоит из нескольких групп нейронов. Отдельная группа способна генерировать последовательно от 1 до 10 когерентных залпов импульсов за один период доминирующих колебаний при условии, что интервалы между залпами не меньше, чем ливановская ступенька R = 0,1 по отношению к длительности доминирующего периода. Число нейронов в ансамбле варьирует. Чем больше нейронов вовлекается в ритмы какого-то ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа. Минимальное количество нейронов, обеспечивающее устойчивость ансамбля, порядка 100– 300 [Забродин, Лебедев, 1977].
Не синапсы и даже не отдельные нейроны типа нейронов-детекторов или командных нейронов служат единицами хранения, а лишь группы, ансамбли содружественно пульсирующих нейронов. Разумеется, это не атомные и не молекулярные, а клеточные, именно нейронные коды. Их можно назвать также циклическими кодами памяти, потому что цикличность, т.е. регулярность разрядов массы нейронов, отражаемая в регулярности волн электроэнцефалограммы, является специфической особенностью таких кодов.
Алфавит нейронных единиц памяти легко рассчитывается. Он находится в обратной зависимости к константе Ливанова. А именно, один из множества залпов указывает на начало периода. Именно поэтому размер алфавита таких кодовых единиц на единицу меньше, т.е. N = 1/R – 1. Число нейронных групп, вовлекаемых в активное состояние за один период (последовательно друг за другом) равно тому же числу, N = 1/R – 1. Как мы видим, длина кодовых цепочек, т.е. последовательно вовлекаемых нейронных ансамблей, лимитирована той же самой частотной рефрактерностью и так же легко рассчитывается.
Отсюда выводится максимально возможное количество разных кодовых последовательностей (около полумиллиарда) по формуле
Такова емкость долговременной памяти, С = 99= 387 420 489 единиц памяти.
Каждая единица памяти – это одно определенное понятие или команда, т.е. паттерн действия. Приведем сравнение: размер активного словаря на родном языке около 10 000, и даже у Шекспира и Пушкина, словарь произведений которых подсчитан, он меньше 100 000 слов. Следовательно, человек способен владеть десятками языков, что, конечно, не ново. Ново то, что емкость памяти – функция одной единственной физиологической константы (R = 0,1). Это дробь Ливанова (она названа так по аналогии с другой знаменитой константой – дробью Вебера (см. след. параграф).
Вычисленная емкость позволяет узнать зависимость объема кратковременной памяти от алфавита запоминаемых стимулов. В одном уравнении мы связали три фундаментальных психологических показателя: емкость долговременной памяти (С), емкость оперативной, или рабочей памяти (H), и емкость внимания (М), т.е. число актуализированных различных образов долговременной памяти:
(2)
Где
,
и, в свою очередь,
,
где R – физиологическая константа Ливанова (R = 0,1) ; А – размер заданного алфавита стимулов.
Следует пояснить еще раз, что не все единицы памяти, т.е. не все ансамбли актуализированы одновременно. Только небольшое число М ансамблей актуализировано в каждый текущий момент времени. Это число служит мерой объема внимания.
Если человек сосредоточил внимание в определенный момент времени на запоминании двоичных элементов (нулей и единиц), то наименьший объем внимания равен размеру объективно заданного двоичного алфавита, знакомого ему, т.е. М = А = 2. Наибольший объем внимания равен следующему произведению: М = A х Н (в данном примере М = 2 х Н, где Н – коэффициент пропорциональности, равный объему кратковременной, или рабочей, памяти для запоминаемых элементов).
Кратковременная память Н измеряется максимальным числом элементов, не обязательно разных и правильно воспроизведенных с учетом их значения и позиции в ряду после однократного восприятия. Длительность однократного восприятия не превышает 2–10 с.
Из уравнения (2) следует простое правило для прогноза емкости кратковременной памяти на комбинации признаков, если измерены емкости на каждый из признаков в отдельности:
(3)
где Н – искомый объем для комбинации; H 1, H 2 , H 3 – объемы кратковременной памяти на исходные признаки.
Эта формула, выведенная аналитически из предыдущей, предсказала существование нового феномена, ранее неизвестного в психологии (кроме того, с высокой степенью точности). Ошибка прогноза в разных опытах Н.А. Скопинцевой, Л.П. Бычковой, М.Н. Сыренова и других исследователей по проверке формулы (3) нередко составляла всего 3–5%. Сравните этот показатель с 25–35% по правилу Миллера, которое в этой ситуации работает неудовлетворительно. По Миллеру, такая задача неразрешима.
В работах И.Ю. Мышкина и В.В. Майорова [Мышкин, Майоров, 1993], плодотворно развивающих теорию динамической памяти, а также в других исследованиях [Маркина и др., 1995] были установлены искомые зависимости объема памяти от параметров электроэнцефалограммы. Таким образом, была реализована цель И.П. Павлова – количественно объяснить известные психологические явления и предсказать новые с помощью физиологических понятий (причем фундаментальные психологические явления, описывающие объем памяти и ее быстродействие).
Примечательно, что в уравнения для расчета емкости памяти человека и ее быстродействия входят два параметра ЭЭГ, частотная рефрактерность (R) и доминирующая частота (F). Они являются, как принято говорить после П.К. Анохина, системообразующими параметрами, должными объяснить множество психологических показателей.
Уравнения (1), (2) вместе с их выводом и экспериментальной проверкой детально рассмотрены в некоторых работах [Лебедев, 1982; Лебедев и др., 1985].
Найденные физиологические формулы памяти и ее быстродействия обеспечили решение двух старинных психологических проблем. Нас интересует, в первую очередь, проблема моментального выбора, поиска нужных сведений в памяти, сведений, необходимых на каждом шаге для реализации целенаправленного поведения.
В когнитивной психологии, пожалуй, больше всего литературы по парадигме С. Стернберга, ученика Д. Луса, касающейся скорости поиска сведений в памяти . С. Стернберг придумал методику для определения такой скорости. Выявилась яркая зависимость скорости от размера ряда запомненных стимулов. П. Кавана обработал данные множества исследователей и обнаружил константу около 1/4 с, характеризующую время сканирования всего содержимого кратковременной памяти независимо от содержания запомненного материала.
По методике С. Стернберга, человек сначала запоминает ряд стимулов, например цифр, как целое, – как единичный образ, – и удерживает этот новый образ до момента появления одного-единственного стимула, который входит в запомненный набор (или, напротив, не входит в него), отвечая нажатием на соответствующую клавишу. В этом случае, по условиям опыта, параметр М из уравнения (1) равен объему Н кратковременной памяти, а параметр К= 1.
Для сличения одного образа стимула с предъявленным требуется t/ H времени, а для опознания предъявленного стимула, если его образ присутствует в запомненном ряду, требуется в сумме от 1 до числа Н сличений, в среднем (1+ Н)/2 сравнений, т.е. 0,5(Н + 1) t/ H единиц времени, что равно 0,25 с при типичных значениях F = 10 Гц и R= 0,1.
Вычисленная из физиологических данных величина отличается от опытного значения, определенного Кавана по множеству психологических данных, менее чем на 3%. Интересно заметить, что при Н = 1 (разумеется, по условиям измерения К = 1) время сличения по формуле (1) минимально (около 5 мс). Оно равно константе Гайсслера, с точностью до 0,3 мс .
Для оценки среднего прироста времени при Н > 1 в расчете на один стимул следует разделить найденное значение 0,5(Н + l) t/ H времени сканирования всего содержимого кратковременной памяти на количество приращений (Н – 1) стимульного ряда. Психологические данные полностью согласуются с физиологическим расчетом [Лебедев и др., 1985; Lebedev, 1990].
Еще одно предсказание касается скорости зрительного поиска, также следующей чисто аналитически из уравнения (1). Формула (1) не только устанавливает зависимость скорости поиска от индивидуальных электрофизиологических констант, но и от размера алфавита воспринимаемых зрительных сигналов [Лебедев и др., 1985].
Из-за циклических колебаний возбудимости нейронных ансамблей образы долговременной памяти, в том числе образы воспринимаемых и произносимых слов, актуализируются не все сразу, а по очереди, причем некоторые чаще, другие реже. По частоте актуализации, т.е., например, по частоте появления одного и того же слова в письменной речи, можно судить о закономерностях циклических нейронных процессов и, наоборот, по особенностям нейронных циклов предсказывать характеристики речи.
Если моменты актуализации разных образов совпадают, то такие единицы памяти имеют шанс объединиться. Таким образом вырабатывается новое понятие. Так происходит научение и реализуются акты творчества.
Выживают, т.е. не объединяются навсегда в одном ансамбле только те образы памяти, циклическая активность которых не коррелирует между собой. Периоды циклов такой активности соотносятся как члены натурального ряда 1:2:3:4…,а вероятности актуализации как члены гармонического ряда (1/1) : (1/2) : (1/3) : (1/4). Сумма вероятностей равна единице, а значение первого члена равно физиологической константе Ливанова. Так выводится следующая формула, с помощью которой можно предсказать зависимость частоты появления слова (р) в связной речи от номера его ранга:
где i – ранг слова по частоте появления в тексте.
Формула, включающая в себя физиологическую константу, выражает собой известный с 30-х гг. закон Ципфа . Из формулы (4) следуют уравнения для расчета зависимости объема словаря от размера текста, в котором данный словарь реализован, и вычисления интервалов между повторениями одного и того же слова в тексте [Лебедев, 1985]. Речь, письменная или устная, причем не только поэзия, музыкальна. Константа Ливанова входит в уравнение (4) гармонического ряда слов, ранжированных по частоте.
Используя уравнения множественной линейной регрессии для оценки способности школьников к обучению по характеристикам ЭЭГ, мы нашли, что параметры альфа-ритма, определяющие емкость памяти, влияют также на успешность прогноза интеллектуального развития [Артеменко и др., 1995], что неудивительно. Таким образом, теория циклических нейронных кодов памяти позволяет по-новому взглянуть на уже известные психологические законы.

Вы помните старые видеоигры 20 летней давности и насколько весело было в них играть? Управление было таким простым, что вы могли научиться играть всего за несколько секунд. Например, в Super Mario было всего три движения: влево, вправо и прыжок.

Старые добрые времена 🙂

Для сравнения, средства управления современных игр для консолей и ПК предлагают слишком много опций и комбинаций. Эти элементы управления, увеличивают количество вариантов, которые пользователь может выбрать в определенной ситуации.


Современная MMORPG (ее намного сложнее освоить, чем старые игры)

Наличие такого множества вариантов усложняет обучение управлением в игре и требует много времени.

Закон Хика предсказывает, что время и усилия, необходимые для принятия решения, увеличиваются с количеством вариантов.

Или Закон Хика-Хаймана , названный в честь британского и американского психологов Уильяма Эдмунда Хика и Рэя Хаймана , определяет время , необходимое человеку для принятия решения, исходя из возможных вариантов, которые он имеет: увеличение числа вариантов выбора будет логарифмически увеличивать время принятия решения.

Таким образом, время, необходимое пользователю для завершения своей задачи, увеличивается с количеством доступных вариантов. Мы можем сократить это до формулы: Меньше значит Быстрее (легче запомнить )

Когда использовать закон Хика?

Используйте закон Хика, когда время реакции имеет решающее значение. Это относится к любому простому решению с несколькими вариантами. Это особенно важно в средах системы управления.


Если ядерный реактор будет перегреваться, вы не захотите, чтобы оператор искал инструкцию.

Когда все идет не так, и срабатывают сигналы тревоги, пользователи должны иметь возможность принимать быстрые решения. Когда пользователи находятся в стрессовой ситуации, у них туннельное зрение. Это может привести к довольно неприятным последствиям.


Когда пользователи находятся в стрессовой ситуации, наличие одного варианта выбора действует, как свет в туннеле.

Когда время реакции критично, сведите варианты выбора до минимума. Это ускорит принятие решений.

Как насчет обычных продуктов и повседневных ситуаций?

Закон Хика может быть использован для сужения больших объемов информации без перегрузки пользователя.

Когда вам нужно упростить сложный процесс, используйте закон Хика. Представьте конкретные части этого процесса в конкретный момент на экране.

Примером может служить процесс покупки в онлайн-магазине. Вместо того, чтобы показывать все сразу, вы можете разделить процесс на несколько экранов. Покажите экран с информацией о корзине покупок, а затем другой с информацией о доставке, затем создание дополнительной учетной записи и так далее.

Покупка на Amazon за один клик – отличный пример применения закона Хика и KISS-принципа.

Уменьшение количества опций на экране делает интерфейс более удобным для пользователя. Также более вероятно, что пользователь достигнет цели и не запутается.

Важно не переусердствовать с упрощением! Разделение выбора на слишком большое количество мелких кусков, также может привести к тому, что пользователь покинет сайт до того, как достигнет цель.

Способ начать работу с законом Хика

Тест «Сортировка карт» – отличный способ узнать какие категории информации имеют больше смысла для ваших пользователей. Вы можете использовать старомодные бумажные карточки или цифровые инструменты для удаленной сортировки карт. Такие инструменты, как Optimal Workshop или аналогичные, могут быть очень эффективными и помогут получить практически полезные результаты.

Когда не использовать закон Хика?

Не менее важно знать, когда не использовать его. Закон Хика не применяется к комплексному принятию решений. Например, если решения требуют обширного чтения, исследования или расширенного обсуждения. Закон Хика не сможет предсказать время необходимое на принятие решения.

Например, выбирая ужин в дорогом ресторане или выбирая на сайте AirBnB, где провести каникулы на следующей неделе.

Сделать подобный выбор сложно. Перед принятием окончательного решения пользователям необходимо учитывать и взвесить множество вариантов. В этих случаях закон Хика не подходит. Он применим только к простым и быстрым решениям в соответствующем контексте.

Практическое использование закона Хика

Когда время ответа имеет решающее значение, сохраните небольшое количество вариантов. От одного до пяти – хорошее эмпирическое правило, проверенное временем.

Люди странные создания. Мы любим говорить, что мы хотим, как можно больше вариантов. Когда мы их получаем … мы смущаемся и не можем принять решение.


Разве вы не хотите использовать все эти кнопки?

Наличие слишком большого количества вариантов одинаковой важности может привести к параличу анализа. Да, это разочаровывает. Не лучший пользовательский опыт.

Напротив, система с меньшим количеством более понятных параметров часто оценивается пользователями, как система с лучшим пользовательским опытом.


Сложность скрыта, когда это необходимо

Выделение одного из вариантов – еще один способ использования Закона Хика. Выделите несколько важных опций среди загроможденного пользовательского интерфейса, чтобы ускорить время отклика.

В контексте принятия решений цель – сокращение отвлекающих факторов. Большое количество вариантов выбора отвлекает пользователя. Это приводит к медленному времени отклика.

Закон Хика влияет на мой дизайн?

Вот несколько способов узнать, влияет ли применение этого принципа на ваш дизайн. Мы всегда должны смотреть на показатели, чтобы убедиться, что наши дизайнерские решения имеют эффект.

Посмотрите время , проведенное пользователем на сайте

Вы должны попасть в зону наилучшего восприятия. С одной стороны, если пользователь провел слишком мало времени на сайте, возможно, он ушел, не приняв решение. С другой стороны, если пользователь проводит слишком много времени на сайте, он, вероятно, отвлёкся от своей цели.

Сосредоточьтесь на оптимизации дизайна, чтобы предоставить пользователю правильное количество вариантов для удержания внимания пользователя. Помогите пользователю сделать выбор и сэкономьте его время.

Количество просмотров страницы также может быть индикатором того, насколько эффективно вы использовали закон Хика. Если навигация слишком сложная, количество просмотров страницы, вероятно, будет ниже, чем, если бы она была простой.

Тем не менее, избегайте создания глубокой навигации, которая требует 2-3 выбора для каждого уровня и продолжается до 10 уровней. Это увеличит время выполнения задачи, что увеличит вероятность того, что пользователи покинут сайт преждевременно.

Мысли в заключение

Время пользователя драгоценно! Время = Жизнь. Не допускайте принятия плохих дизайнерских решений, чтобы не украсть жизнь у ваших пользователей. Никто не обязан оставаться или использовать ваш продукт. (особенно когда есть альтернативы )

Познакомьтесь с пользователем, взаимодействуйте с ним. Направляйте пользователя к своей цели, выделяя варианты, которые его волнуют в этом контексте. Это позволит оптимизировать процесс принятия решений и ускорить выполнение задачи. В конце концов, обе стороны будут счастливы.

Призыв к действию

Спасибо за внимание! Пишите мне в

Чем больше объектов перед нами - тем больше времени нужно на выбор. Закон Хика в упрощенном виде представляется именно так.

Сформулированная еще в середине XIX века зависимость была экспериментально подтверждена только в 1952 году психологами Уильямом Хиком (Великобритания) и Реем Хайманом (США).

Формула Хика-Хаймана

Ученые вывели формулу, которая описывает логарифмическую зависимость между временем реакции и количеством объектов, из которых нужно выбрать.
T = a + b * log2(n + 1)

Где
T - это общее время реакции,
a и b - константы, которые описывают индивидуальные особенности восприятия, такие как задержка перед выполнением задания и индивидуальный коэффициент скорости принятия решения,
n - количество равнозначных альтернативных вариантов, из которых нужно выбрать.

Что это значит

Для наглядности давайте построим график. Если не учитывать переменные a и b, которые зависят исключительно от индивидуальных особенностей человека, то он будет выглядеть так: Вертикальная ось T - это время реакции, горизонтальная ось n - количество альтернативных объектов выбора.

Вот как меняется время реакции при увеличении количества объектов:

Мы видим, что время реакции при увеличении объектов с 2 до 5 выросло на 1 условную единицу. А теперь обратите внимание, что на эту же 1 условную единицу увеличилось и время реакции при увеличении объектов с 50 до 100. В этом и заключается логарифмическая зависимость.

Чем меньше объектов - тем быстрее и проще выбрать из них нужный. Но при увеличении количества объектов свыше определенного числа время реакции меняется незначительно.

Общее применение закона Хика



При проектировании интерфейсов закон Хика помогает определить оптимальное количество объектов в однородном массиве - например, в меню. Обычно он применяется в связке с законом Фиттса , который помогает определить оптимальный с позиции скорости реакции размер элемента.

Закон Хика также тесно связан с другими принципами восприятия и психологическими особенностями принятия решений. Его можно одинаково эффективно рассматривать в контексте теории близости и правила 7 +/- 2 , а также других моделей поведения пользователя на сайте.

Вне интернет-среды принципы закона Хика реализованы практически в любом интерфейсе, взаимодействующим с пользователем: начиная от панели управления микроволновкой и заканчивая расположением и количеством кнопок на пульте для телевизора.

Особенности комплексного применении законов Хика и Фиттса в UX



Обратите внимание, законы описывают действия, которые обычно следуют одно за другим.
  1. Сразу нам нужно определиться с выбором (закон Хика)
  2. А затем - попасть в нужный элемент (закон Фиттса)
Таким образом, общее время можно вычислить как сумму значений двух формул.
В контексте UX это значит следующее:
  • Одно длинное меню (или расположение однородных элементов в одном блоке) - удобнее для пользователя, чем два или несколько отдельных.
  • При проектировании интерфейса нужно учитывать оба закона и стараться оптимизировать как размеры и положение блоков, так и количество элементов в каждом блоке.
  • Ориентироваться на законы также можно при составлении и оптимизации профилей задач. Особенно показателен закон Хика при анализе процесса локализации и заполнения полей форм.
Закон Хика менее известен, чем закон Фиттса. Однако он его прекрасно дополняет и помогает проектировать взаимодействие с пользователем более осознанно и эффективно.

  • Чем больше объектов, тем больше времени нужно пользователю, чтобы выбрать из них нужный.
  • Зависимость между временем реакции и количеством альтернатив выбора описывается логарифмической функцией.
  • Закон Хика позволяет рассчитать оптимальное количество объектов в блоке.
  • Применение закона Хика в связке с законом Фиттса позволяет более точно спрогнозировать время реакции пользователя в ходе взаимодействия с интерфейсом.
Игнорировать законы Хика и Фиттса - все равно что стрелять с закрытыми глазами. Попасть можно только случайно. Если подходить к проектированию интерфейса серьезно - оба принципа и описывающие их формулы помогут вам создать действительно эффективное решение.
  • Перевод

Введение

Готовясь к редизайну и пересмотру сайта wufoo.com , я посвятил некоторое время повторному изучению основ взаимодействия человека и компьютера, в надежде вобрать что-то новое, что накопилось за десятилетия исследований в области создания простых интерфейсов. Первое, что меня удивило на этом пути - это то, что материал по данной теме был крайне сжат и явно ориентировался на математиков, поскольку был написан на языке академической элиты. Можно предположить, что если бы они хотели произвести впечатление (особенно на дизайнеров), они могли бы написать документы, более лёгкие для восприятия.
Вспоминая школу, я отметил, что лишь во время изучения физики математика приобрела для меня некий смысл. Вместо абстрактных функций мне были нужны графики. Размышляя в таком ключе я подумал, что было бы неплохо дать наглядную интерпретацию закону Фиттса - краеугольному камню проектирования человеко-машинных интерфейсов, и объяснить как его концепцию, так и то, почему эти идеи чуть более сложны, чем многим бы того хотелось

Математика очевидного

Опубликованный в 1954 году закон Фиттса - это эффективный метод моделирования специфичной, и вместе с тем очень распространённой ситуации, возникающей при разработке интерфейсов. Эта ситуация включает в себя объект, управляемый человеком (будь то физический, в виде пальца, или виртуальный, как курсор мыши) и цели, расположенной где-то ещё. Именно эту ситуацию иллюстрирует первая диаграмма:

Математически закон Фиттса можно записать так:


где T - среднее время, затрачиваемое на совершение действия, a - время запуска/остановки устройства, b - величина, зависящая от типичной скорости устройства, D - дистанция от точки старта до центра объекта, W - ширина объекта, измеренная вдоль оси движения.
Главным образом это означает, что время, затрачиваемое на достижение цели, является функцией расстояния и размера цели. На первый взгляд это кажется очевидным: чем дальше мы от цели и чем меньше она по размеру, тем больше времени потребуется для позиционирования. Том Стэффорд развивает эту мысль:
«Хотя основной посыл и очевиден (большие вещи легче выбрать), точная математическая характеристика впечатляет, так как включает в себя логарифмическую функцию, а это означает, что взаимосвязь между размером и временем реакции такова, что небольшое увеличение размеров малых объектов позволяет их легче выделять (тогда как небольшое изменение размеров больших объектов уже не имеет значения). То же самое касается и дистанции до цели»

Переходя к реальному миру, можно сказать, что гораздо легче указать на монету, чем на веснушку, а вот показать на дом или на жилой комплекс - уже практически без разницы. Таким образом, когда вы в очередной раз будете оптимизировать свой веб сайт по закону Фиттса, запомните, что если ссылка уже немаленькая, то дальнейшее её увеличение скорость доступа к ней не увеличит. Вместе с тем, даже небольшое увеличение размера маленьких ссылок уже имеет значение.

Закон Фиттса касается линий!

Желая извлечь практический урок из уравнения Фиттса, дизайнеры интерфейсов вывели несколько правил практического применения одного из немногих законов взаимодействия человека и компьютера. Одно из правил называется

Правило размера цели

Оно сочетает в себе идеи, приводящие закон Фиттса и закон Хика (о котором речь пойдёт в другой раз) к утверждению, что размер кнопки должен быть пропорционален частоте её использования. Брюс Тогнаццини, гуру интерфейсов из Apple, даже разработал великолепную викторину , чтобы объяснить, как закон Фиттса может быть использован для разработки правил, радикально улучшающих интерфейсы операционных систем.
Перед тем, как вы пойдёте и станете слепо применять эти правила в своих приложениях, мне бы хотелось напомнить, что закон Фиттса описывает очень специфическую ситуацию. Он отталкивается от предположения, что движение из стартовой точки является четким и направленным, а это подразумевает строго заданную и прямую траекторию (начинающуюся с высокой начальной скоростью, как если бы другие цели отсутствовали, и вы точно знали, куда вам нужно). Также я видел, что многие люди, думают, что закон Фиттса описывает следующую ситуацию:

Однако в вышеприведённом уравнении нет величины, соответствующей высоте цели, в него входит лишь ширина! Таким образом, раз уж мы завели речь об ограничениях закона Фиттса применительно к интерфейсам, можно сказать, что он описывает одномерную ситуацию. В оригинальных экспериментах Фиттса изучалась производительность человека при выполнении горизонтальных движений к цели. И амплитуда движений, и ширина окончательной области измерялись вдоль одних и тех же осей, что означает, что модель, описывающая закон, скорее выглядит так:

Таким образом, строя оптимизацию размера по закону Фиттса, можно предположить, что вертикальные и диагональные движения описываются теми же самыми уравнениями. При этом получится, что лёгкость, с которой можно указать на отдельную цель, на самом деле зависит от взаимного расположения точки старта и цели.


В вышеприведённом примере курсор справа, благодаря большей ширине, технически находится в более благоприятной ситуации для попадания в цель, нежели в ситуации слева. Заметьте, что закон Фиттса будет также хорошо работать и для круглых целей, поскольку расстояние до центра будет одинаковым для любых углов. Однако закон становится менее точным для прямоугольных и более сложных объектов. В следующем примере мы сделаем две попытки оптимизировать область ссылки путём увеличения размеров прямоугольника.


В первом случая мы увеличили ширину целевого прямоугольника, а во втором - высоту. Как можно заметить, для данной точки старта не все увеличения размера возымели эффект в виде более лёгкого попадания в цель, что может быть существенным для веб дизайнеров, работающих с использованием CSS и Box Model.

Позиционирование физическое и виртуальное

С момента публикации работы Фиттса были выполнены сотни производных экспериментов. Одна интересная работа была проведена в 1996 Эваном Грэмом и Кристин МакКензи, в которой анализировалось различие между позиционированием объектов в реальном и виртуальном мире. В ней показано, что движение из стартовой точки в целевую область может быть разделено на две части: начальную высокоскоростную фазу, и фазу замедления.


В данном исследовании авторы пришли к выводу, что на первую фазу влияет преимущественно расстояние до цели. Ни масштаб изображения, ни размер объекта не ускорят приближение к цели (ссылки большего размера не увеличат скорость движения). Единственная фаза, которая влияет на время выбора небольших объектов при одинаковых расстояниях - это фаза замедления. А вот теперь интересное:
«Различие между виртуальным и физическим отображением проявляется только на второй фазе движения, когда визуальное управление замедлением к небольшим целям - это виртуальная задача, занимающая больше времени, чем физическая»
Проще говоря, на ссылки и кнопки на экране проще нажать пальцем, а не мышью. И проблема с мышью упирается не в её способности попасть в цель, а в нашу способность точно замедлиться. Apple, на твои мониторы с мультитачем вся надежда.

Правило бесконечной границы

Из него следует, что мониторы компьютеров дают очень интересный побочный эффект из модели выбора цели по Фиттсу, поскольку у них есть нечто, называемое «краями». Джефф Атвуд, автор книги Ужас кодирования, действительно объяснил это практически великолепно в своей прошлогодней статье Закон Фиттса и бесконечная ширина.
Поскольку указательное устройство может уходить сколь угодно далеко в любом направлении, цели по краям экрана на деле являются целями с бесконечной шириной, как это показано ниже.


Для операционной системы и любого полноэкранного приложения эти границы обычно рассматриваются как наиболее ценное место, поскольку технически они наиболее доступны. Не только потому, что у них бесконечная ширина, но также и потому, что они не требуют от пользователя фазы торможения при их достижении. Вот почему так невероятно просто и интуитивно назначить действия вроде навигации между окнами на углы экрана (как это сделано в Compiz Fusion - прим. пер. )


К сожалению, веб-приложения лишены преимуществ, которые даёт Правило бесконечных границ. Имея ограничение в виде необходимости запуска в окне браузера с границами, расположение кнопок и ссылок по краям и углам не представляет особого интереса с точки зрения закона Фиттса, если только браузер не запущен в полноэкранном режиме, что более характерно, пожалуй, лишь для веб-киосков.


Это также объясняет, почему интерфейсы операционных систем на базе веб-технологий никогда не будут так же хороши как те, что используют преимущества всей площади монитора.

Фиттс по-прежнему рулит!

Несколько вышеупомянутых ограничений закона Фиттса совершенно не повод, чтобы выбросить его в окно. Я лишь хотел показать, что дискуссии вокруг него не утихают и по сей день, как и 50 лет назад. И коль скоро он не может технически точно описать большинство ситуаций в области интерфейсов - люди не всегда уверенно движутся к цели, мы не используем прямых траекторий, обычно есть несколько целей, что может приводить к замешательству и так далее - не похоже, чтобы значительно более точные модели, учитывающие многие другие факторы, могли изменить фундаментальные истины, лежащие в основе закона Фиттса.
«Было показано, что закон Фиттса применим ко множеству случаев, включая различные конечности (руки, ноги, детекторы взгляда), манипуляторы, физические среды (включая подводную) и группы пользователей (молодые, старые, люди с замедленной реакцией и даже под воздействием наркотиков)»

В заключение, главная идея, которую мне бы хотелось, чтобы вынесли дизайнеры - это то, что задача разработки дизайна приложений столь сложна и насыщенна, включает в себя такое большое количество переменных, что следует с осторожностью относиться к всеобъемлющему применению закона Фиттса. С увеличением размеров мониторов, ростом популярности способов увеличить ускорение мыши, а также технологий пролистывания на больших экранах, интересно будет увидеть, как разработчики программного обеспечения смогут извлечь из этого пользу и увеличить возможность быстро преодолевать большие дистанции.