Самый быстрый процесс развития речи ребенка происходит, когда ему от 1 годика до 3 лет...

1-1,5 года

Интеллект ребенка быстро развивается и усложняется. Помогайте ему произносить новые слова, тогда он начнет исследовать окружающий мир более активно. Дайте ему возможность изучать разные предметы - конечно, под вашим присмотром.

Лепет еще не является собственной речью, он не зависит от “научения”, а является показателем созревания малыша. Это подтверждается тем, что лепет есть даже у глухих от рождения детей, которые не слышат ни окружающих их звуков, ни звуков, которые издают сами. Лепетать они начинают в том же возрасте, что и нормально слышащие дети, но более монотонно, а со временем лепет и вовсе затухает из-за отсутствия обратной связи и специальных приемов стимулирования речи.

В возрасте одного года ребенок целенаправленно использует для общения жесты. Для него важно, чтобы взрослый обращал внимание на интересующий его предмет. Показав на предмет, ребенок ждет отклика взрослого. Если мама не смотрит в нужном направлении, он привлекает ее внимание, потянув за руку или одежду, а затем снова делает указательный жест. В свою очередь, годовалый ребенок знает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему нужно посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее. Помимо указательного жеста у детей появляются и другие - протягивание открытой ладони, хватательный и другие жесты, с помощью которых ребенок просит взрослого о чем-то. Таким образом, жесты годовалых малышей можно разделить на две группы.

1. Указательный жест . В диалоге между ребенком и взрослым он означает: “Посмотри на...” или “Расскажи мне об...”. Если “слушающий” смотрит в указанном направлении, называет предмет или что-нибудь рассказывает о нем, ребенок остается доволен.

2. Жест дотягивания. С его помощью ребенок пытается попросить взрослого: “Дай мне...” или “Дай мне посмотреть (потрогать, поиграть)”. В ответ на такой жест ребенок предполагает увидеть со стороны взрослого немедленное действие или ответ. Чтобы “усилить эффект”, ребенок начинает проявлять нетерпение повторными жестами или хныканьем, добиваясь получения того, чего хочет.

Оба эти типа жестов предшествуют словам, выражающим утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка начинают появляться слова, отражающие эти понятия (например, слова “вот”, “дать”, “ма” - усеченное обращение к матери, выражающее просьбу), указательные жесты и жесты дотягивания еще некоторое время продолжают использоваться ребенком вместе с отдельными словами и их комбинациями. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Примерами могут служить традиционное “Пока-пока”, сопровождающееся помахиванием, или слово “Ам”, которому сопутствует движение руки по направлению ко рту. Взрослые сами провоцируют появление такого сочетания играми, в которых чтение стишков-потешек сопровождается синхронными жестами. Наиболее ярким примером может служить одна из самых распространенных игр первого года жизни малыша: “Полетели, полетели, на головку сели”.

Постепенно основным средством общения ребенка становится словесная речь . Она вытесняет жесты и не относящийся к предмету лепет. Между пассивной речью (понимание значения слова) и активной речью (произнесение слова) ребенка пока существует диссонанс. Ребенок знает и понимает гораздо больше слов, чем говорит. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни за месяц ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как произносит в среднем около девяти. Слова “мама”, “папа” и “баба” - самые значимые для ребенка и потому появляются одними из первых. Помимо того, они состоят из наиболее “простых” для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи ребенка следующими, зависит от потребностей и окружения ребенка, а также интересов его семьи.

К полутора годам словарный запас малыша может приблизиться к 50 словам. Как правило, первые слова ребенка обозначают наиболее важные для него объекты - лица, предметы, действия.

Их можно разделить на несколько смысловых групп:

наиболее значимые для ребенка лица (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя и т.д.);

действия (дать, пить, есть (“ам”) и т.д.);

еда (молоко, банан, вода, печенье);

части лица и тела (нос, рот, зубы);

игрушки и вещи (барабан, мяч, соска);

одежда и обувь (носок, туфли, шапка);

транспорт (машина, самолет);

слова, отражающие состояния человека (“хочу”, “ой”, “ай”).

Первоначально одно и то же слово может относиться как к названию предмета, так и к действию с ним. Малыш может сказать: “Мяч!” - и в том случае, если увидел этот предмет, и в том случае, если хочет, чтобы ему дали мяч. Он может использовать одно и то же слово для обозначения схожей группы предметов (филологи называют это явление “расширением значения слова”). Так, словом “кошка” ребенок может называть всех четвероногих. Но встречаются и обратные случаи - “сужения” значения слова, - когда малыш словом “собака” назовет только ту собаку, которая живет у него дома.

Первые слова, произносимые ребенком , иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. Но слово следует считать словом уже тогда, когда ребенок произносит его по-своему, каждый раз относя к одному и тому же предмету или действию (например, “ам-ам” - вместо “кушать”, “мяу” или “ау” - вместо “кошка”, “ди” - вместо “иди”).

По характеру преобразований слов, детей можно разделить на две группы:

Одни дети изменяют “взрослые” слова, сокращая их до одного, обычно первого или ударного слога. Так, слово “пить” преобразуется в усеченное “пи”, а слово “молоко” - в “ако”.
Другие дети не сокращают слово, а строят его по модели исходного. Преобразованное ребенком слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет положение ударного слога. Однако ребенок не “утруждает” себя правильным воспроизведением последовательности звуков, поэтому слово, сказанное ребенком, иногда вовсе не похоже на “исходное”, например: “нанана” (лекарство); “титити” (кирпичи).
Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активный лепет первого года жизни позволил малышу накопить опыт произнесения различных звуков, но при переходе от лепета к словам происходит обеднение звукового состава речи ребенка. Многие звуки, которые присутствовали в лепете, становятся для детей временно недоступными.

Последовательность освоения ребенком звуков определяется сложностью их произнесения:

губные согласные (например, М, П, Б) появляются раньше язычных (Т, Д, Н);

мягкие согласные звуки появляются раньше твердых, именно поэтому речь ребенка приобретает характер “общего смягчения”, которое большинством взрослых принято называть “сюсюканьем”;

глухие согласные появляются раньше звонких.

Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово, которое состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. Он осваивает произношение не отдельных звуков, а их сочетаний - сложные артикуляторные комплексы. В некоторых словах согласный звук может произноситься ребенком правильно, а в других выпадать или заменяться другим звуком. Особенно искажаются звуки в словах со стечениями нескольких согласных (когда в слове два, три и более согласных идут последовательно друг за другом, например, как в слове “здравствуйте”, которое ребенок может преобразовать в “дятите”).

В словах, “трудных” по звуковому составу, ребенок производит перестановку согласных, пропускает слоги. Такие звуковые искажения в речи детей могут наблюдаться до 5-6 лет. Они связаны не с произносительной сложностью отдельных звуков, а с недостаточным слуховым восприятием и различением акустически близких (похожих по звучанию) звуков и снижением объема слухоречевой памяти ребенка (ребенок не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее).

Примерно с полутора лет начинается бурный рост словаря, продолжающийся до конца второго года.

В период от 18 до 24 месяцев жизни словарь ребенка увеличивается до объема 25-90 слов. Однако в этом возрасте все очень индивидуально. У одного ребенка может наблюдаться стремительный рост словаря, в то время как у другого речь будет развиваться медленнее, и он весьма неохотно будет отказываться от младенческих способов общения. Расширение активного словарного запаса и увеличение языкового опыта ребенка приводит к разнообразию его утверждений и просьб и постепенному удлинению высказывания. В конце второго - начале третьего года жизни в речи детей появляются двусловные предложения, которые постепенно удлиняются, так что у некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов.

Первые двусловные предложения состоят в основном из существительных, глаголов и прилагательных. Характерной особенностью таких высказываний можно считать пропуск предлогов, союзов и атрибутов грамматических правил родного языка, например окончаний глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола. Из-за этой особенности исследователи детской речи окрестили первые высказывания ребенка “телеграфной” речью.

Первые фразы ребенка, подобно телеграммам, содержат только самые существенные слова. Ребенок, который хочет пить, вместо длинного обращения: “Мама, дай мне попить”, употребит более емкое: “дать пить”. Ряд слов ребенок пропускает, но самые главные слова и их правильный порядок сохраняется. Такие “телеграфные предложения” на начальных этапах развития речи встречаются у детей, говорящих на разных языках.

Проанализировав просьбы ребенка на этом этапе речевого развития, можно выделить две их разновидности.

Просьба совершить какое-то действие. Она содержит в себе название того предмета, который хочет получить ребенок. Чаще всего это название пищи или интересующей ребенка игрушки. Просьбы могут быть выражены в утвердительной форме: “Дай сок”, “Дай конфету” или в форме вопроса: “Где мяч?”, “Где молоко?” Родители также довольно часто используют вопрос, начинающийся со слова “Где?”, выражая просьбу совершить какое-то действие. Например, в игре между мамой и малышом: “Где у Миши ушки?”, “Где у Миши глазки?”, выражается просьба мамы показать называемую часть лица. Предлагая вместе поиграть, взрослый тоже может использовать вопрос, например “Где твои кубики?”.
Просьба об информации. Выражается вопросом и отражает желание ребенка получить развернутый комментарий к происходящему в настоящий момент событию или дополнительные сведения об интересующем его объекте (“Куда баба (усеченное бабушка)?”, “Собака большая?”).

Такое сходство двусловных высказываний в речи детей, растущих в разных языковых средах, показывает единые для всех детей закономерности познавательного развития, поскольку язык используется ребенком для общения и познания. Усвоение языка происходит не просто за счет накопления слов и их произнесения в нужный момент времени, но и в результате приобретения опыта в использовании слов и активного общения с окружающими людьми.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо"
нажатием на кнопочки ниже.


Статьи по теме:



Комментарии

моей дочке 2 года но мало слов говорит все понимает что говориш просто мы говорим на русском но у меня есть и свой язык а муж знает 2 языка поэтому наверное каждый в свое время говорить начнет

но лепечет по своему не остановить ее ребенок не молчит и из этих слов могут прояснятся слоги просто прислушатся надо смеемся не можем забавный ребенок

Обратите внимание на собеседника во время разговора. Как часто он жестикулирует, сопровождая тем самым свою речь? Насколько эмоционально он это делает? Какие действия пальцами проскальзывают?

Многие люди прибегают к помощи рук во время беседы, чтобы придать своей речи более яркий эмоциональный окрас. Иногда при помощи жестов пальцами можно понять, в каком настроении пребывает человек или что на самом деле он хочет донести до собеседника.

Поднятая вверх ладонь

В большинстве стран поднятая вверх ладонь обозначает сигнал "стоп". Такое ее применение используется в процессе разговора, чтобы остановить собеседника.

Вторым обозначением является "приветствие" или "прощание", когда на короткое время ладонь поднимают вверх. А вот у народов Греции это оскорбительный жест, после которого незамедлительно последует конфликт.

Соединение кончиков пальцев обеих рук

Когда собеседник складывает кончики пальцев вместе, можно сразу понять, что он преисполнен спокойствием и уверенностью в себе и своих знаниях. Такие люди скупы на эмоции и весьма уравновешены.

Также жест обозначает момент раздумия и принятия решения. В такой интерпретации он использовался несколько сотен лет назад на судейских заседаниях.

Скрещенные указательный и средний пальцы

Во многих странах Запада на удачу. В России этому жесту соответствуют два обозначения: на удачу и как отмена своих слов. Когда человек дает какое-либо обещание, которое не собирается сдерживать или же его речь недостоверна, то он за спиной держит скрещенные пальцы, чтобы "снять с себя всю ответственность" за сказанное.

А вот в Ватикане, показывая этот жест собеседнику, человек наносит ему оскорбление, поскольку в этой стране такое сплетение пальцев означает женские половые органы.

Зовущий жест указательным пальцем

На территории России, а также во многих европейских и западных странах вытянутым вперед и загибающимся указательным пальцем подзывают кого-либо, однако он считается "жаргонным" символом и не используется при культурном общении. В странах Азии эта жестикуляция является запрещенной. На Филиппинах таким способом зазывают собак, поэтому его использование в отношении к человеку унизительно и оскорбительно.

Кукиш

Такой знак в разных странах интерпретируется по-своему. Так, у жителей России это выражение отказа, причем в грубой форме. А для бразильцев - наоборот, символ доброжелательности, которым желают крепкого здоровья и удачи. Поэтому в этой стране его используют довольно часто.

Средний палец

Этот жест в большинстве цивилизованных стран является непристойным, оскорбительным. Он символизирует мужские половые органы, причем в таком обозначении средний палец применялся еще во времена древних римлян.

Кулак

Когда все пальцы на одной или обеих руках прижаты к ладони, то есть сжаты в обозначает враждебную настроенность человека.

Возникновение жестов пальцами

Использование пальцев рук во время разговорной речи или отдельно от нее начало свое существование многие столетия назад, еще во времена становления цивилизации. Особенно часто жесты были задействованы в религиях.

У христиан движения пальцами, складывание их в различные сплетения применялись во время прочтения молитв, богослужения.

У мусульман каждая фаланга пальцев, а также ладонь наделены буквой алфавита.

Во Франции, когда были организованы различные тайные сообщества, при помощи жестов пальцев и рук общались члены этих обществ. Причем жесты были известны только им и были тайными.

В китайской медицине при помощи пальцев проводили лечение всего организма, нажимая на особые точки. Поэтому в азиатских странах руки - это также символ здоровья, и жестикуляции при их помощи оскорбительных знаков запрещены.

Со временем использование пальцев как способ общения укоренилось в общественной жизни и стало дополняться новыми символами, менять свое значение. Сейчас большинство людей пользуются таким способом общения, порой бессознательно, выражая свой эмоциональный всплеск.

Для людей с ограниченными возможностями это единственный способ взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, жестикуляцию пальцами нельзя игнорировать при общении.

Речь очень важна в жизни человека, это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего малыша как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание малыша к речи, книгам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам, что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до пяти лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.

Здесь необходимо затронуть очень важную тему, что возможна у аутенка нарушено восприятие, слух, зрение, вестибулярный аппарат и обработка информации затруднена. Необходимо понять, не мешает ли ребенку слушать и говорить, сосредотачивать внимание что то физическое. Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, необходимо сначала решить эту первостепенную проблему. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции, так же всем рекомендую замечательную книгу Глена Домана «Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга…»

Решение проблемы при слабой или высокой чувствительности какого то органа достаточно простое- понять проблему и планомерно увеличивать нагрузку. Для зрения, вестибулярного аппарата, для улучшения чувствительности есть свои занятия. Правило тут простое. Где проблема есть, там и стимулируем. Сначала недолго, потом все чаще и интенсивнее…Для слуха есть даже специальные методики, где ребенок в специальных наушниках, слушает звуки, записанный голос матери, вибрации и т.д. Но и в домашних услових можно также улучшать работу слуха. Включать фоном музыку, шептать, увеличивать громкость, использовать наушники для просмотра мультиком и слушания сказок, постепенно наращивая звук, шуршать, греметь, петь, готовить ухо ребенка у слушанию, к тому что среди шума можно слышать и т.д.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА . Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему, гулите вместе с ребенком как раньше. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Для начала занятий по речи необходимо научить ребенка подражать артикуляции взрослого. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик, выпуская струйку воды. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, гармошку. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д.

Если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, можно записаться на мануальный или логопедический массаж.

Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. Это повысит шансы.

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания, преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Для максимального увеличения понимания сократите и упростите разговорную речь. Уменьшите длину фраз, обращайтесь к ребенку отдельными словами («сядь», «ешь»)

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданному.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и подавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: машина, поезд, самолет, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом.

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении — это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Карточки со словами должны подкрепляться картинкой или реальным предметом, желательно чтоб изучаемые слова что то значили для ребенка, использовались в жизни ребенка. Можно приклеивать карточки к вещам в квартире и выдавать ребенку пару чтоб он находил. Можно подкладывать карточки со словом к картинкам изображающим это слово и так образно учить ребенка. Напишите имена членов семьи и разложите под фотографиями. Одежда, части тела, действия которые ребенок должен знать напишите крупными печатными буквами на картоне, подберите картинки из карточек или вырежьте из журнала. Можете по фотографировать ваш день и обычные действия: купание, обед, прогулку, игрушки и любимые вещи своего ребенка, сделать к ним карточки со словами и так закрепить зрительно и словесно изучаемые предметы и действия.

Привлекайте внимание ребенка к буквам, книжкам, стихам, словам любым способом, тогда желание говорить обязательно появится:

Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках.

Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно

Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок.

Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать.

Играйте с карточками и с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы.

Учите одну букву в день, повторяйте пройденное.

Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы или крупу.

Выкладывайте изученные буквы из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц…

Возможно вашим решением начала речи станет обучение жестам или общение с помощью карточек PECS, пробуйте все, не теряйте надежду. Учите алфавит, учитесь читать. Читайте книжки и стихи, даже если вам кажется что ребенок вас не слушает и не понимает…Не сдавайтесь. За все что ребенок хочет: еду, мультики,полетать, чтобы открыли дверь, чтобы достали поезд с верхней полки просите хоть какой то звук. Чем чаще ребенок будет пытаться что то сказать, чем больше будет слушать себя, гулить, вокализировать, тем быстрее пойдет процесс обучения речи.

По обучения не говорящих детей речи написано множество книг, ищите новые идеи и подсказки.

Двигайтесь в речи, пусть медленно, но только вперед!

Про методику ДОМАН которая стала для нас победной в освоении речи, о специальных мультфильмах благодаря которым мы заговорили читайте


    Под влиянием указательного жеста у детей старшего возраста предметы обнаруживают тенденцию не только замещать означаемые ими вещи, но и указывать на них.

    Возьмем первый указательный жест ребенка. Жест является не чем иным, как неудавшимся хватательным движением. Ребенок протягивает руку к отдаленному предмету, не может его достать, рука остается протянутой по направлению к предмету. Перед нами указательный жест в объективном значении слова. Движение ребенка не есть хватательное движение, а есть указующее движение. Оно не может повлиять на предмет. Оно может повлиять только на окружающих людей. Оно не является с объективной стороны действием, направленным на внешний мир, а является уже средством социального воздействия на окружающих людей. Но таково положение только с объективной стороны. Сам ребенок стремится к предмету. Его рука, протянутая в воздухе, удерживает свое положение только благодаря гипнотизирующей силе предмета. Эту стадию в развитии указательного жеста можно назвать стадией жеста в себе. Дальше происходит следующее. Мать подает ребенку предмет; для нее раньше, чем для ребенка, неудавшееся хватательное движение превращается в указательный жест. Благодаря тому, что она так понимает его, это движение и объективно все более превращается в указательный жест в настоящем смысле слова. Эту стадию можно назвать указательным жестом для других. Лишь значительно позже действие становится указательным жестом для себя, т. е. действием осознанным и осмысленным самим ребенком.

    Наши исследования убедили нас в том, что первоначальной функцией слова является у ребенка указание на определенный предмет, и поэтому мы понимаем эти множественные понятия как словесный указательный жест ребенка, относимый им каждый раз к конкретному экземпляру той или иной вещи. Подобно тому, как с помощью указательного жеста можно обратить внимание всякий раз только на какой-нибудь определенный, один предмет, с помощью раннего слова ребенок всякий раз имеет в виду конкретный экземпляр какой-нибудь общей группы. Педология подростка Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 5-242

    Единственный способ общения без обобщения - это индикативный (указательный) жест, предшествующий речи.

    Если рассмотреть значение детского слова в этом возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, т. е. структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

    Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно назвать указательным жестом в себе. Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 143-144

    Неудавшееся хватание, которое у животного отмирает, как не достигшее цели, у человека благодаря социальному окружению начинает выполнять новую функцию и является в сущности истинным источником всех его культурных форм поведения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Факт: у ребенка общение и обобщение не совпадают: поэтому общение здесь непосредственно. Среднее - указательный жест. Жест - это знак, могущий значить все. Закон: какова форма общения, таково и обобщение. "Общение и обобщение внутренне связаны между собой". Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

    Наблюдения над детьми наиболее раннего возраста показали нам, что первичная функция употребляемого ребенком слова действительно сводится к указанию, к вычленению данного предмета из всей воспринимаемой ребенком целостной ситуации. Сопровождение первых детских слов очень выразительными жестами и ряд контрольных наблюдений убеждают нас в этом. Орудие и знак в развитии ребенка /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984. - 400 с.; сс. 40-41

    Штерн отклоняет этот генетический, следовательно, единственно возможный с научной точки зрения путь объяснения того, как возникает в процессе развития интенция, осмысленность речи, как "направленность на известный смысл" возникает из направленности указательного знака (жеста, первого слова) на какой-нибудь предмет, в конечном счете, следовательно, из аффективной направленности на объект.

    Самый распространенный способ в таких случаях состоит в том, что шимпанзе начинает то движение или действие, которое он хочет произвести или к которому хочет побудить другое животное (подталкивание другого животного и начальные движения ходьбы, когда шимпанзе зовет его идти с собой; хватательные движения, когда обезьяна хочет у другого получить бананы, и т. д.). Все это жесты, непосредственно связанные с самим действием. В общем эти наблюдения вполне подтверждают мысль В. Вундта, что указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встречаются еще у животных, у обезьян же этот жест находится на переходной ступени между хватательным и указательным движениями. Во всяком случае мы склонны видеть в этом переходном жесте весьма важный в генетическом отношении шаг от чисто эмоциональной речи к объективной. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    В подобной ситуации "аффективно-волютивная" направленность на предмет (если говорить языком Меймана) еще абсолютно неотделима от "интенциональной направленности" речи на известный смысл: то и другое еще слито в нерасчлененном единстве, и единственно правильный перевод детского мама и вообще первых детских слов - это указательный жест, эквивалентом, условным заместителем которого они вначале являются. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    Равным образом смех, лепет, показывание, жесты в первые же месяцы жизни ребенка выступают в роли средств социального контакта. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

    Скажем прямо, что в экспериментальном моменте в роли жеста, обращающего внимание ребенка на что-нибудь, мы видим - первое и самое основное - естественные условия для возникновения произвольного внимания. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и игра

    Вся символическая изобразительная деятельность полна таких указывающих жестов. Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь. Таким, образом, детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    …детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. Только на основе указывающих жестов игрушка сама постепенно приобретает свое значение, точно так же, как и рисование, поддержанное сначала жестом, становится самостоятельным знаком. Только с этой точки зрения возможно научно объяснить два факта, которые до сих пор еще не имеют должного теоретическо го объяснения. Первый факт: в игре для ребенка все может быть всем. Это можно объяснить тем, что сам по себе объект приобретает функцию и значение знака только благодаря жесту, который наделяет его этим значением. Отсюда понятно, что значение заключается в жесте, а не в объекте. Вот почему относительно безразлично, с каким именно предметом ребенок будет иметь дело в данном случае. Предмет обязательно должен быть точкой приложения соответствующего символического жеста. Второй факт: уже очень рано в играх 4-5-летних детей наступает словесное условное обозначение. Дети договариваются между собой: "Это будет дом, это - тарелка" и т. д. В этом же примерно возрасте, возникает чрезвычайно богатая речевая связь, толкующая, объясняющая и сообщающая смысл каждому отдельному движению, предмету и поступку. Ребенок не только жестикулирует, но и разговаривает, объясняет сам себе игру, организует одно целое и как бы наглядно подтверждает ту мысль, что первоначальные формы игры на самом деле представляют собой не что иное, как первоначальный жест, как речь при помощи знаков. Уже в игре мы находим момент, приводящий к эмансипации предмета в качестве знака и жеста. Благодаря долгому употреблению значение жеста переходит на предметы, которые на время игры даже без соответствующих жестов начинают изображать известные условные предметы и отношения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и пиктографическое письмо, рисование

    Именно жест есть первоначальный зрительный знак, в котором заключается уже, как в семени, будущий дуб, будущее письмо ребенка. Жест является письмом в воздухе, а письменный знак - очень часто просто закрепленным жестом. Очень часто, полагает Вундт, изобразительный жест обозначает просто воспроизведение какого-нибудь графического знака. В других случаях, наоборот, знак является фиксированием и закреплением жеста. Так, картинное письмо индейцев всякий раз заменяет линию, соединяющую точки, на которую указывает движение руки или указательного пальца. Указательная линия, превращающаяся в пиктографическое письмо, означает как бы закрепленное движение указательного пальца. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Сейчас мы хотели бы наметить два момента, генетически связывающих жест с письменным знаком. Первый момент - каракули, производимые ребенком. Ребенок, как мы многократно наблюдали во время опытов, рисуя, очень часто переходит к драматизации, показывая жестом то, что он должен изобразить, а след, оставляемый карандашом, только дополняет изображаемое посредством жеста. … Так, ребенок, которому надо изобразить бег, начинает показывать пальцами это движение, а получившиеся на бумаге отдельные черточки и точки он рассматривает как изображение бега. Когда он хочет нарисовать прыгание, его рука начинает делать движение, изображающее прыжки, и на бумаге остаются следы этого движения. Мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова. К этому же феномену мы склонны свести и проверенный нами экспериментально факт, что ребенок при рисовании сложных предметов передает не их части, но общие качества (впечатление круглости и т. п.). Когда ребенок показывает рукой цилиндрическую банку в виде замкнутой кривой, то тем самым он жестом как бы изображает нечто круглое…. Второй момент, который образует генетическую связь между жестом и письменной речью, приводит нас к игре ребенка. Как известно, в игре одни предметы очень легко означают другие, заменяют их, становятся их знаками. Известно также, что при этом не важно сходство, существующее между игрушкой и предметом, который она обозначает. Наиболее важно ее функциональное употребление, возможность выполнить с ее помощью изображающий жест. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

    Штерн сделал замечательное наблюдение, указывающее на отдаленное родство рисования и жеста. Мальчик 4 лет иногда движениям руки придавал значение изображения. Это было через несколько месяцев после того как каракули сменились обыкновенным беспомощным рисованием. Например, один раз жало комара символизировалось как бы колющим движением руки, острием карандаша. В другой раз ребенок хотел показать на рисунке, как делается темно при закрывании занавесей, и провел энергичную черту сверху вниз на доске, как будто он опускает оконную штору. Причем нарисованное движение не означало шнура, но выражало именно движение при задергивают занавесей. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».

Изобразительные жесты

невербальный общение мимика жест

А, теперь, проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)». Задавайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную дефиницию (толкование): винтовая лестница - лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

· если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

· если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.