По «Авиационной метеорологии»

Тема 1 «Строение атмосферы» (1 час).

Различные классификации слоев атмосферы.

Международная стандартная атмосфера.

Различные классификации слоев атмосферы

1.Деление атмосферы на слои, в основу которой положено деление температуры по вертикали:

а).Тропосфера (0-11км).

Скорость ветра зависит от величины разности давлений в обоих местах. Он измеряется с помощью анемометров или анемографа. Средний интервал записи скорости ветра составляет каждые 10 минут или один час. На скорость негативно влияют ландшафт и характеристики здания. Как правило, чем более гладкая поверхность, тем выше скорость ветра.

Оценивая скорость ветра, можно определить визуально и сравнить результаты с шкалой силы ветра Бофорта. Весы имели 14 градусов, из которых 0 означало безветренность и, следовательно, невозможность крейсерской работы и 13 штормов, в которых нельзя было разработать ни одного паруса. В настоящее время используется шкала с 13 цифрами, описывающая воздействие наземного ветра на сушу.

Температура понижается с высотой (6,5* на 1000м): от 8*-10* (на полюсах) до 16*-18* (в тропиках).

Нижний слой тропосферы (пограничный, или слой трения) - до 1-1,5 км. В этом слое особенно сильно проявляется влияние земной поверхности.

Ниже нижнего слоя находится приземный слой (до 200 м).

б).Стратосфера (до высоты 50 км).

Температура в стратосфере постоянная (-56*), но потом начинает повышаться (до +20*).

Температура воздуха - основной метеорологический элемент, который генерирует тепловое состояние воздуха, то есть способность поглощать воздух или передавать тепловую энергию. Он питается от точного термометра, который защищен от прямого солнечного света на высоте 2 м над поверхностью Земли.

Влажность воздуха - метеорологический элемент, описывающий количество воды в воздухе. Относительная влажность воздуха дает соотношение между мгновенным количеством водяного пара в воздухе и количеством паров, которые будут иметь воздух при одинаковом давлении и температуре при полном насыщении. Относительную влажность иногда называют относительной влажностью.

в).Мезосфера (до 50-80 км).

Температура начинает уменьшаться (3,5* на 1 км).

г).Термосфера (до 800 км).

Температура очень быстро повышается и достигает 100*.

д).Экзосфера (более 800 км).

Температура выше 100*С.

2.Деление атмосферы на слои по составу воздуха.

а).Гомосфера - слой, где состав воздуха постоянен.

б).Гетеросфера - слой, где состав воздуха меняется с высотой.

Точка росы - это температура, так как воздух достигает состояния, насыщенного водяным паром, и он начинает расти. Другими словами, это температура, при которой воздух должен иметь неизменное содержание водяного пара и без изменения давления воздуха, так что количество содержащегося в нем водяного пара остается на его насыщение. Поскольку воздух может вмещать определенное количество водяного пара при определенной температуре, охлаждающая вода ниже точки росы приведет к тому, что жидкость станет свободной, а холодные объекты - водой с водой.

в).Озоносфера - сильно разряженный воздух, озоновый слой (от 15 до 50 км).

3.Деление атмосферы на слои по признаку взаимодействия с земной поверхностью:

а).Пограничный слой (1-1,5 км).

б).Свободная атмосфера.

Международная стандартная атмосфера.

Стандартная атмосфера - это условное распределение по высоте средних значений основных физических параметров атмосферы (давление, температура, плотность, скорость звука для сухого и чистого воздуха постоянного состава, показатель которой используется при расчетах при приведении результатов испытаний к одинаковым условиям).

Это создает не только росу, но и туман, облака и т.д. Температурный тренд - изменяет температуру воздуха в горизонте времени один час. Ощущение температуры - учитывает влияние ветра на внешнюю температуру. Если он не идеален, этот нагретый воздух не перемещается и создает своего рода слой изоляции на корпусе.

Но как только ветер дует, этот теплый воздух уходит, а холод растет. В общем, верно, что нижний край облака установлен в нижней части облака. Змеи - капли воды или частицы льда, возникающие в результате конденсации или десублимации воды в воздухе. Основным устройством для консультирования сыновей является русалка.

ГОСТ МСА:

Н = 2км - 50 км;

широта - 45*32 33;

t*C = 15*С (Т=288,15К);

ВТГ (вертикальный температурный градиент) - 6,5* на 1 км;

P(давление) = 760 мм рт. ст.(1013,25 гПа);

p(плотность воздуха) = 1,225 кг на кубический метр;

при этом показания ВТГ, Р, p даны на высоте Н=0.

Все важнейшие для летчика явления погоды развиваются главным образом в тропосфере.

Это допустимо для 1 мм воды = 1 литр воды на метр. Ветер формируется между двумя местами с переменным давлением воздуха. Воздушные потоки перемещаются усилием градиента давления в направлении давления к давлению ниже. Ветер сильнейший, с очень высоким градиентом давления. Направление ветра - это чувство ветра, от которого дует ветер. Устройства для измерения скорости ветра называются анемометрами.

Дым ветра определяется ветром. Шкала Бофорта - используется для описания скорости ветра. Он был создан вековым контр-диктатором Фрэнсисом Бофортом. Скорость ветра составляет двенадцать градусов в соответствии с легко наблюдаемыми проявлениями на болоте или в соединении.

Масса атмосферы составляет 5,27х10 в 15 степени тонн.

Тема 2 «Метеорологические элементы

И их анализ. Метеокоды и карты погоды».

Общие положения;

Метеорологические элементы:

а) атмосферное давление и плотность воздуха;

б) температура воздуха;

в) плотность и влажность воздуха;

г) направление и скорость ветра;

Ветер - общее расстояние в километрах, которое ветров в течение определенного периода. Давление воздуха - определяется как сила, действующая в атмосферном пространстве, перпендикулярная произвольной области однородного размера. Он запускается жесткой воздушной колонной, простирающейся от уровня, на котором давление определяется верхним пределом атмосферы. Относительное давление воздуха пропорционально уровню моря, поэтому для него не важно, на какой высоте он убит. Давление воздуха измеряется на паскалях или в его кучах, гектопаскалях.

д) количество, форма и высота облаков и осадки;

е) видимость;

Явления погоды:

а) туманы и дымки;

б) обледенения;

в) грозы и шквалы;

Карты погоды:

а) приземные карты;

б) высотные карты.

Состояние атмосферы в определенный момент времени характеризуется рядом физических величин, которые называются метеоэлементами или параметрами (атмосферное давление, температура, плотность и влажность воздуха, направление и скорость ветра, количество, форма и высота облаков).

Без ветра не было бы парусного спорта, поэтому направление ветра и ветры - определенно тема, которую нужно решать, и каждый моряк должен быть осведомлен о направлениях и типах ветра в мизинце. От ветров зависит ход, скорость, тип используемых парусов и способы их использования. Будем ли мы вынуждены использовать «католик» на целый день.

Короче говоря, речь идет о взаимоотношениях между парусной яхтой, которая движется, и силой, направлением и действием ветра на парусах яхты. И вот что мы рассмотрим в этой статье. Персональный ветер - это относительное движение воздуха, вызванное движением устройства. Скорость этого ветра равна скорости движущегося объекта, а направление противоположно.

Кроме метеорологических элементов авиационной метеорологией изучаются и атмосферные явления (гроза, метель, туман и т.д.).

Совокупность метеоэлементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в какой-либо момент или промежуток времени, называется погодой.

Основные параметры атмосферы оказывают влияние на часовой расход топлива, силу тяги двигателей, скороподъемность и потолок ВС, его устойчивость, длину разбега и пробег.

Видимый ветер - это сумма вектора ветра относительно поверхности местности или тела воды и самого ветра. Курс яхты всегда определяется в отношении кажущегося ветра. Полу-ветер - видимый ветер, который дует перпендикулярно оси устройства, т.е. прямо со стороны яхты.

Бакшаг - один из видимых ветров, который дует с кормы на траверсу яхты. Признан одним из лучших, чтобы отплыть. Вопреки внешнему виду, это не самый благоприятный ветер, поскольку он препятствует парусам ближе к носу, и, кроме того, тело течет гораздо быстрее с той же силой ветра, если оно катается на лодке. Мертвый угол - обычно называемый мордобой, прямо в кружку моряка. Этот ветер дует с лука. Доставка на ветру возможна только путем релаксации.

Метеорологические элементы.

Атмосферное давление

Это вес столба воздуха от данной поверхности до верхней границы атмосферы на 1 кв.см. поперечного сечения этого столба; атмосферное давление измеряется ртутным барометром, для нужд авиации - в миллиметрах ртутного столба, а для нужд погоды - в миллибарах (мб). Соотношение между этими единицами следующее: 1мб соответствует 0,75 мм рт. ст. (3/4), 1 мм рт. ст. соответствует 1,33 мб (4/3).

Острые курсы - чем больше лодка плывет под ветром, тем резче ход. Самый сильный курс против ветра - байд. Когда мы идём с резким курсом, мы говорим, что мы идем на ветер. Заточка - изменение курса на более резкое, в направлении фордавинду до изгиба, скручивание к линии ветра.

Борьба - это маневр, который используется, когда ветер дует прямо от носа юнита, упомянутого ранее мордвейда. Это способ передвижения парусной яхты «обтекает», когда-то справа, с левой лайкой при частых поворотах. Галс - это название сайта, с которого ветер дует против яхты. Следовательно, есть правильный лад и левый снасти. На вкус это скорее «на ветру», чем «на ветру».

Стандартное атмосферное давление составляет 760 мм рт. ст. (при температуре 0* на широте 45*), что равно 1013,25 мб.

Для характеристики атмосферного давления используется такое понятие, как барический градиент. Барический градиент - изменение давления на единицу длины (используется для характеристики изменения давления с высотой и по горизонтали).

Ветровая роза - направления мира и направления ветров

Ветряная роза или компас поднялись, это круговой диск с градуированными или градуированными градациями и направлениями, отмеченными миром. Он был привязан к морским картам, и это было обозначено направлениями ветра. Матросы использовали его еще до введения магнитных компасов, которые в итоге вытеснили розу в этой форме. Поэтому последующее появление ветра в разных источниках было чисто эстетическим. Это название также относится к графическому представлению направления ветра и скорости ветра в разных местах земного шара.

Положительный барический градиент направлен в сторону падения давления по кратчайшему пути.

Для характеристики изменения давления с высотой применяется барическая ступень. Барическая ступень - это расстояние по вертикали в метрах, на котором давление изменяется на 1 мм рт. ст. или на 1 мб, т.е. высота, на которую нужно подняться или опуститься, чтобы давление изменилось на 1 единицу. Так вблизи земли следует подняться в среднем на 8м, чтобы давление изменилось на 1 мм, на высоте 5 км - на 15м, а на высоте 18 км - на 70-80м.



Вспомним направления мира и направления основного и промежуточного ветра. Ветер - это движение атмосферного воздуха с преобладающей горизонтальной составляющей поверхности Земли, образованной неравномерным распределением атмосферного давления на заданном уровне над земной поверхностью. Движение воздушных масс от высокого к низкому, и чем больше разность давлений, тем больше разность давлений. Воздушный поток находится от зоны повышенного давления до зоны низкого давления. Основной закон физики - принцип энергетического баланса.

Величина барической ступени зависит от давления и температуры: с увеличением давления и понижением температуры она уменьшается, с уменьшением давления и повышением температуры - увеличивается.

Влияние атмосферного давления на полет:

1).необходимо учитывать изменение давления при определении высоты полета;

2).рост атмосферного давления приводит к уменьшению скорости отрыва;

Скорость ветра и ветер зависят от разницы градиента или давления между двумя точками, тем выше будет разница в скорости ветра. Движение воздуха чаще всего находится в направлении, параллельном поверхности Земли, но с правильным рисунком поверхности он может иметь другой узор, например, верх.

Типы ветров и их характеристики. Пасат - это ветры, которые в течение года стояли в зоне прилива и хорошо видны над океанами. Ветер напротив них - это любые пассаты. Ветры бинарных устройств - эти ветры можно описать как горизонтальные движения воздуха, связанные с образованием нижних и нижних систем. В системах низкого уровня воздух проходит от центра системы к центру, а в лотке - от центра к периферии системы. Воздух всегда движется в направлении падения давления.

Значения атмосферного давления наносятся на синоптическую карту в виде линий равного атмосферного давления, называемых изобарами.

При оценке атмосферного давления следует учитывать барометрическую тенденцию, т.е. изменение атмосферного давления за последние 3 часа.

Плотность воздуха

Это отношение массы воздуха к объему, который он занимает, выраженное в г/куб.м. Плотность воздуха может быть вычислена, если известны давление воздуха и его температура. Она увеличивается с понижением температуры и увеличением давления, и наоборот.

Муссоны - ветры, характеризующиеся изменчивостью в направлении рубежа лет и зимы и зимы и годы. Эти ветры в середине лета поднимаются с моря на суше, зимой от моря до моря - летний муссон. В более прохладные времена года океанская вода имеет более высокую температуру, чем температура суши. Существует зимний муссон, летящий от земли до океана. Зимний муссон, как правило, намного слабее, чем летний муссон. Во время летнего муссона происходит сильный ливень, поскольку ветры приносят влажный воздух внутри континента.

Муссон часто вызывает катастрофы в виде перегруженных осадков, что вызывает наводнения, а отсутствие дождя приводит к засухе и неурожаю. Местные ветры - эти ветры происходят в результате локальных физиологических условий. Причины этих ветров являются тепловыми или динамическими.

Плотность воздуха зависит также от количества водяного пара в воздухе. Плотность водяного пара меньше плотности сухого воздуха, и поэтому влажный воздух при том же давлении будет иметь меньшую плотность, чем сухой. Так, при давлении 750 мм рт. ст. и температуре 20*С, плотность сухого воздуха составляет 1189 г/куб.м, а плотность насыщенного водяным паром воздуха при тех же условиях составляет 1178 г/куб.м, т.е. на 11 г/куб.м меньше.

Брайза: слово происходит от французского языка, что означает, что ветры меняют свое направление в дневном ритме, вызванное различным нагревом моря и моря или озера. Напротив, от моря до земли, ночью наоборот. Ветер называется ветрами, которые происходят на берегах лун, и их также можно найти вблизи крупных озер. Ветер - это ветер, который меняет направление два раза в день. Мы ветерок морского бриза, а морской бриз - ветер, дующий с 10 утра до заката от моря до моря. Земной бриз, который происходит ночью, - это ветер, дующий от моря к морю.

Ветер связан с дневной температурой поверхности. В течение дня градиент давления направлен к морю к более теплой земле, и у нас есть движение воздуха от моря до земли, над которым есть противоположный ток. Противоположная ситуация происходит ночью. Затем ветер дует с берега в сторону теплого моря в течение всего дня и от моря до моря. В дневное и ночное время на суше - море циркулирует замкнутая циркуляция воздуха.

Плотность изменяется в течение года в зависимости от географической широты, а также от изменения температуры и давления воздуха. В тропосфере плотность воздуха в общем меньше летом и больше зимой.

С высотой плотность воздуха уменьшается. Это уменьшение в основном определяется изменением атмосферного давления.

Давление, плотность и температура воздуха являются основными физическими параметрами, характеризующими воздух как среду, в которой происходит полет ЛА.

Следует отметить, что скорость и протяженность земного бриза намного меньше, чем море, и это связано с тем, что разница температур между морем и морем меньше, чем ночью. Долина и горные ветры - ветры этой группы происходят в основном в долинах и горных долинах в теплое время года, в ясные дни и с относительно небольшой атмосферой. Ветер долины в течение дня дует от устья долин до склонов и к вершинам. С другой стороны, горный ветер дует по склону и от склона до долин и долин. Причиной образования этих ветров является явление нагревания в течение дня через край воздуха, лежащего во всей части долины, до самого верха, что заставляет воздух нагреваться, чем воздух, лежащий на одной высоте, но далее От склона.

Температура воздуха

Это параметр, характеризующий степень нагретости воздуха.

Температура воздуха измеряется на Н=2м жидкостными термометрами.

В большинстве стран применяется стоградусная шкала (шкала Цельсия - *С), в которой за 0*С принята температура таяния льда, а за +100*С - температура кипения воды при давлении 760 мм рт.ст. В теоретической метеорологии, аэродинамике и других научных дисциплинах применяется абсолютная шкала температуры (Т), предложенная Кельвином (К*). Температуры по шкале Кельвина и Цельсия связаны соотношением:

Т= 273,15 + t*С,

где величина 273,15 называется абсолютным нулем температуры, а t* - температура по стоградусной шкале Цельсия.

Температура воздуха - это очень изменчивый метеоэлемент, зависящий от множества факторов: от количества тепла, поступающего на данной географической широте от Солнца, от характера подстилающей поверхности, от времени года и суток, от циркуляции атмосферы и т.д.

Под влиянием этих факторов температура испытывает периодические (суточные и годовые) и непериодические колебания.

Амплитуда суточного хода температур - это разность между максимальной и минимальной температурой в течение суток.

Годовая амплитуда температур - это разность между максимальной и минимальной температурой в течение года.

Правильный суточный ход температур - наиболее высокая температура от 13 до 15 часов местного времени, минимальная - перед восходом солнца.

Нагревание и охлаждение воздуха происходит от поверхности Земли. Воздух прогревается снизу вверх, поднимается, одновременно более холодный воздух опускается вниз сжимаясь. В результате происходит перемешивание воздуха по вертикали.

Повышение температуры с высотой в некотором слое называется инверсией. Слой, где температура воздуха не изменяется с высотой, называется изометрией. Инверсию и

изометрию называют задерживающими слоями, т.к. они затрудняют вертикальное движение воздуха. Эти слои регулярно наблюдаются на разных слоях в тропосфере, особенно в холодную половину года и в ночное время. Эти слои оказывают существенное влияние на формирование погоды. Под ними всегда может быть облачность, ухудшенная видимость, обледенение, болтанка, сдвиг ветра.

Изменение температуры с высотой на каждые 100м называется вертикальным температурным градиентом. По МСА в тропосфере вертикальный градиент температуры равен 0,65* при подъеме на 100м.

Температура воздуха наносится на карту погоды в виде сплошных линий равных температур - изотерм.

Влияние температуры воздуха на работу авиации значительное. Температура воздуха влияет на потребную и максимальную скорость полета, скороподъемность и потолок, мощность и тягу двигателей, длину разбега и пробега, показания приборов.

Высокие и низкие температуры у земли затрудняют работу техсостава по подготовке техники, при сильных морозах затрудняется запуск авиационных двигателей.

Отрицательное влияние на эксплуатацию авиатехники оказывают также резкие перепады температуры воздуха, особенно когда после сильных морозов наступает оттепель.

При положительных отклонениях температуры воздуха от данных МСА летные характеристики самолетов ухудшаются, а при отрицательных отклонениях - улучшаются.

При температуре воздуха у земли 0*С - (-3*С) на РД, ВПП, наземных сооружениях возможен гололед; при полете в облаках, осадках, где температура 0*С- (-10*С), возникает обледенение. При полете в воздушной массе, где вертикальный градиент температуры больше, чем 0,65* на 100м, отмечается болтанка, возникают грозы и явления с ней связанные.

Влажность воздуха

Это степень насыщения воздуха водяным паром. Она является важной величиной в оценке погоды, т.к. способствует образованию облаков, осадков, туманов, гроз и т.д.

Для оценки содержания водяного пара в воздухе применяются различные характеристики.

Абсолютная влажность (а) - количество водяного пара, содержащегося в 1 куб. метре, выраженное в граммах.

Упругость водяного пара (е) - парциальное давление водяного пара, содержащегося в воздухе, выражающееся в мм рт. ст. или мб. Численно обе эти величины близки между собой.

Абсолютную влажность в основном учитывают в весенне-летний период при прогнозировании гроз. Если а=15мб, следует ожидать грозу; а=20мб - гроза будет с ливневыми осадками, а больше 23мб - гроза будет со шквалом.

Относительная влажность (r) - процентное отношение фактического количества водяного пара в данном объеме воздуха к количеству водяного пара, насыщающего этот объем воздуха при той же температуре, выраженное в процентах:

r =------- х 100%, где

а - фактическое количество водяного пара;

А - максимально возможное количество водяного пара при данной температуре воздуха.

Максимальное количество водяного пара, которое может содержаться в воздухе (относительная влажность 100%), зависит только от температуры: чем выше температура, тем больше водяного пара необходимо для насыщения, и наоборот.

На приземных картах погоды вместо рассмотренных выше величин влажности воздуха наносится точка росы (t*d) - температура, при которой воздух достигает состояния насыщения при данном содержании водяного пара и неизменном давлении. Точка росы равна температуре воздуха при относительной влажности 100%. При этих условиях происходит конденсация водяного пара (переход водяного пара в жидкое состояние) и образование облаков и туманов. Чем суше воздух, тем больше разность между температурой воздуха и точкой росы (дефицит точки росы - дельта td).Охлаждение воздуха, содержащего водяной пар, может вызвать сублимацию (переход водяного пара в твердое состояние, минуя жидкую фазу).

Дефицит точки росы наносится на картах абсолютной топографии и служит для определения возможности образования облаков. На высотах до 5 км можно предполагать наличие 10 баллов облаков при дефицитах 0*, 1*, 2*. По дефициту можно определить уровень конденсации водяного пара, т.е. уровень, где воздух достигает 100% насыщения:

hк= 123 (t*C-t*d),

где hк - уровень конденсации.

Водяной пар играет исключительно важную роль в определении метеорологических условий полета в тропосфере. Наличие водяного пара в атмосфере является необходимым условием образования облаков, осадков, туманов. Атмосферные явления - грозы, метели, обледенение и такие оптические явления, как радуга, гало, венцы, - также неразрывно связаны с наличием воды в атмосфере. Такой важный метеорологический элемент, как видимость, в большинстве случаев обуславливается наличием в атмосфере мельчайших капель воды, кристаллов льда или тех и других вместе.

Направление и скорость ветра.

Ветром называется горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности. Но воздушные потоки не строго горизонтальны, т.к. почти всегда в этих движениях есть вертикальные составляющие.

Ветер - величина векторная и определяется двумя составляющими: направлением и скоростью.

Направление ветра - азимут точки горизонта, откуда дует ветер, измеряется в градусах.

Скорость ветра - скорость перемещения воздуха за выбранный интервал времени. Обычно измеряется в метрах в секунду. Для авиационных расчетов скорость ветра выражают в километрах в час. (1 м/сек = 3,6 км/час). Со скоростью ветра неразрывно связано понятие силы ветра:

2-3 м/сек - слабый (чуть ощущается);

4-7 м/сек - умеренный (качаются тонкие ветви деревьев);

10-12 м/сек - сильный (качаются толстые ветви деревьев);

Больше 15 м/сек - буря;

Больше 20 м/сек - шторм;

30 м/сек - ураган.

Ветер не является устойчивым течением и в короткие промежутки времени изменяется как по скорости, так и по направлению. Эта изменчивость ветра особенно резко выражается вблизи поверхности земли и непосредственно связана с турбулентным состоянием воздушного потока.

Движение воздуха происходит под действием силы вращения земли (кориолисова сила), силы барического градиента, возникающей вследствие неравномерного распределения давления воздуха в горизонтальном направлении, силы трения и силы тяжести.

Под воздействием этих сил в слое до 1000-1500м вектор времени направлен к изобаре под острым углом, величина которого больше над сушей и меньше над морем, больше в низких широтах и уменьшается к полюсам.

В циклоне в Северном полушарии ветры у земли дуют по спирали от периферии к центру против часовой стрелки, в антициклоне - по спирали от центра к периферии по часовой стрелке.

Скорость и направление ветра зависят от высоты над поверхностью земли, географического района, времени года и суток, от распределения давления.

Суточный ход скорости ветра у земли наиболее четко выражен над сушей и почти незаметен над морем. Более резко он выражен в теплую половину года и при ясной погоде, слабее - в холодную и при облачной погоде.

С увеличением высоты скорость ветра в среднем возрастает, и на высоте 500 м она выше почти вдвое, чем у земли; в слое трения ветер поворачивает вправо, а в свободной атмосфере дует почти строго вдоль изобар (если встать спиной к ветру, то меньшее давление будет слева).

Ветер имеет большое значение для авиации:

Ветер существенно влияет на взлет и посадку, при встречном ветре сокращается длина разбега и пробега;

При боковом ветре возникают силы, затрудняющие управление ЛА. Так, например, если ветер дует справа от направления взлета, то на правой плоскости возникает дополнительная подъемная сила, а на левой она уменьшается, в результате возникает кренящий момент; кроме того, боковой ветер создает силу, стремящуюся развернуть ЛА относительно его продольной оси, а следовательно - и в сторону от оси ВПП;

Еще большие трудности боковой ветер создает при посадке ЛА, т.к. затрудняет точное выдерживание ЛА на глиссаде снижения и во время пробега на ВПП;

Ветер значительно влияет на самолетовождение (необходима поправка на ветер при выдерживании направления);

Ветер вызывает болтанку, пыльные бури, низовые метели, ухудшающие видимость и затрудняющие взлет, полет, посадку ВС.

При оценке конкретных метеоусловий необходимо учитывать местные ветры, которые возникают под влиянием местных физико-географических и термических условий.

Серьезные трудности для пилотирования ЛА на глиссаде снижения, при взлете, посадке вызывает

сдвиг ветра.

Под сдвигом ветра понимается изменение направления или скорости ветра, или того и другого вместе в горизонтальном направлении, либо одного слоя атмосферы по отношению к другому по вертикали.

Различают горизонтальный и вертикальный сдвиги ветра:

Вертикальный сдвиг ветра (вертикальная составляющая градиента ветра) - это изменение направления и скорости ветра по высоте (например, на Н=200м направление ветра 280* и его скорость 18 м/сек, а на Н=100м направление ветра 80* и скорость 8 м/сек).

Горизонтальный сдвиг ветра (горизонтальная составляющая градиента ветра) - изменение направления и скорости ветра в различных точках по горизонтали на одной и той же высоте.

Для оценки интенсивности сдвига ветра следует пользоваться терминами и их численными категориями, которые рекомендованы ИКАО (смотреть Таблицу 1).


Направление ветра в буквальном понимании в современной жизни играет настолько незначительную роль, что постепенно стало идиомой, образным выражением. Хотя до сих пор есть люди, знающие, как определить направление ветра, и регулярно пользующиеся этими навыками. Причем язык не повернется назвать их ретроградами: это поклонники активных видов спорта. Определять направление и силу ветра необходимо в парашютном, горнолыжном и парусном спорте, кайтбординге, виндсерфинге, планеризме и т.д.

Пусть спортсменам-экстремалам и не приходится определять направление ветра по флюгеру и/или розе ветров - в их распоряжении современные приборы и компьютерная техника. Но знания не бывают лишними, особенно когда от них зависит здоровье и даже жизнь. Навигаторы теряют сеть, смартчасы выходят из строя, зато карты, компасы и розы ветров по-прежнему, как и сотни лет назад, верой и правдой служат для определения направления ветра. Научитесь измерять скорость ветра простыми способами для собственной безопасности.

Чем измеряют параметры ветра? Приборы для определения направления ветра
Очевидно, и тем более ощутимо, что окружающая нас атмосфера не бывает неподвижной. Колебания воздуха или, говоря научным языком, циркуляция атмосферы, - это то, что мы привыкли называть ветром. Ветер, как движение, характеризуются вполне конкретными параметрами: направлением, силой и скоростью. Еще древние исследователи придумали простейшие устройства для измерений направления ветра, которые развивались и совершенствовались по мере технического прогресса:
Если направление ветра играет роль в вашей деятельности, есть смысл купить прибор для его измерения или сделать анемометр, флюгер или ветроуказатель самостоятельно. Так вы в любой момент сможете определить направление ветра, но этого еще не достаточно. Чтобы правильно трактовать показания приборов, нужно понимать основы определения направления ветра:

  1. Направление ветра, означающее, куда ветер дует, называется аэронавигационным . Это логичное, но не единственное измерение направления ветра.
  2. Метеорологическое направление ветра показывает, откуда дует ветер.
Метеорологическое и аэронавигационное направление ветра отличаются друг от друга с точностью до наоборот. Можно только представить себе, какими последствиями чревата путаница между ними!

Что такое роза ветров? Как определить направление ветра по розе ветров?
Движение воздуха зависит от географического положения и рельефа. Причем, если сила и скорость ветра меняются часто, то направление придерживается основных векторов, типичных для той или иной местности. Для записи направления ветра исследователи придумали наглядный график-диаграмму: так называемую розу ветров. Роза ветров похожа на розу не больше, чем на ромашку или просто многолучевую звезду. Но это совершенно не важно, если вы научитесь определять направление ветра по розе ветров, как делали это средневековые мореплаватели и продолжают делать современные строители, авиаторы и метеорологи:

  • Роза ветров показывает преобладающее направление ветра, или господствующий ветер. Этого не всегда достаточно для точных измерений, но необходимо для выбора траектории движения транспорта, расположения строительных объектов и просто принятия решения о покупке путевки на горнолыжный курорт.
  • Роза ветров состоит из осей координат, которые пересекаются между собой в точке, условно обозначающей «0». По мере отдаления от центра каждый ось размечена отрезками для измерения силы ветра. Четыре луча розы ветров указывают стороны света, восемь лучей – промежуточные значения и т.д.
  • Сила ветров, дующих в каждом из направлений в течение некоторого времени, отмечается на соответствующей оси. Затем крайние точки измерений соединяются между собой непрерывной линией, образующей фигуру неправильной формы. Глядя на нее, сразу становится видно, в каком направлении ветер дует чаще/сильнее.
Розы ветров разных местностей публикуются в открытых источниках, их можно найти в географических справочниках, на картах и в прогнозах погоды. Одна и та же роза ветров может отображать не только господствующее направление ветра, но и его продолжительность и/или сезонность. Не забывайте, что роза ветров показывает метеорологическое направление ветра!

Как определить направление ветра по карте? Ветер и атмосферное давление
Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого. Вращение Земли влияет на этот процесс и отклоняет направление ветра по спирали. Это отображается на климатических картах, по которым можно определить направление ветра над поверхностью суши и воды:

  • Днем вода холоднее суши, поэтому атмосферное давление над водой выше, и ветер дует от водоема на берег, параллельно прибою. Этот ветер называется морским бризом и на климатических картах его направление отображается в виде тонких стрелок, закругленной формы, направленных против часовой стрелки. Ночью вода остывает медленно, области высокого и низкого давления над сушей и водой меняются местами и ночной, или береговой бриз дует в сторону водоема (стрелки на карте по часовой стрелке).
  • Местные ветры в горах и на континентах реже меняют направление. Сезонные ветры муссоны сменяются всего дважды в год. Они подчиняются тому же принципу атмосферного давления, но с воды на сушу дуют летом, а с суши – зимой. Направление муссонов отражается на картах более широкими стрелками разного цвета (обычно синими и красными).
  • Постоянные ветры называются пассатами. Направление пассатов также зависит от давления, но в планетарных масштабах. Так, самое низкое давление наблюдается у экватора, поэтому ветры от широты около 30° устремляются туда, немного отклоняясь к западу. Давление у параллели 56° так же низко, как и у экватора, поэтому пассаты дуют и в сторону полюсов, отклоняясь к востоку. Все это можно увидеть на климатических картах и глобусах или просто запомнить, что западные ветры господствуют в умеренных широтах, а у экватора - восточные.
Заучите терминологию, чтобы никогда не путать, что восточные ветры дуют с востока, а не на восток, а западные ветры, соответственно, дуют с запада, а не на запад.

Как определить направление ветра по флюгеру и другим подручным материалам?
Зимние и летние туристы наверняка насмешили бы бывалых мореплавателей, если бы им довелось встретиться по воле фантастической временной петли. С одной стороны, мы можем пользоваться чудесами техники, умещающимися в смартфоны, часы и брелоки. С другой стороны, часто забываем посмотреть даже готовый прогноз погоды, не говоря уже о том, чтобы запастись климатической картой или хотя бы специальным приложением для определения направления ветра. На всякий подобный случай запомните простые способы определения примерного направления ветра в данный момент:

  1. Если вы или кто-то поблизости жарит шашлыки, обратите внимание на дым: он отклоняется в ту же сторону, в которую дует ветер, то есть показывает аэронавигационное направление ветра.
  2. Если барбекю не входит в планы, снимите с головы бандану или возьмите в руки легкое парео, выйдите на открытый участок пляжа или лесную поляну, и поднимите руку с этим импровизированным флагом. Если ветер достаточно сильный, он поднимет ткань и направит ее, как флюгер.
  3. Находясь на берегу, посмотрите на воду. Летним днем ветер почти наверняка будет направлен на сушу, и волны помогут в этом убедиться. Однако не путайте направление ветра с течением реки – они могут не совпадать.
Если ни дыма, ни водоема нет, вам останется использовать собственную голову в качестве навигационного прибора. Не спеша поворачивайте ее по кругу, пока шум ветра в обоих ушах не станет одинаковым. Скорее всего, в этот же момент ветер отбросит ваши волосы назад, потому что будет дуть прямо в лицо. Но воспользоваться этим методом можно только на открытом пространстве: на поляне, в поле, на холме. В замкнутых дворах, тоннелях и ущельях вступает в силу явление турбулентности, мешающее правильно определить направление ветра. Именно поэтому важно знать разные способы измерения ветра, чтобы всегда правильно определять его направление.