МБОУ «Сокрутовская оош»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Сокрутовская»

Ильченко Людмила Николаевна

2012-2013 учебный год

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями

ИКТ: презентация к уроку

Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку .

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начн ѐ м же урок, не будем зря время терять.

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. (Слайд 2)

IV. Чистописание.

Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 3)

А сейчас минутка чистописания.

На доске:

Нос, носовой, носить, переносица

Скажите, что объединяет эти слова?

Какое слово лишнее? (слайд 4 )

V. Словарная работа.

Сова приготовила для вас задание. Запишете под диктовку в тетрадь слова:

М О РОЗ, ЗА Я Ц, УЛ И ЦА, Р А БОТА, СЕВ Е Р, О БЕД. (слайд 5)

Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными? Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

VI. Постановка проблемы урока.

Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями - Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

Мяч будет, - сказал товарищам Саша - Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал Саша?

Как правильно записать это слово?

с м…чом - м я ч - с м я чом (слайд 6)

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд7)

Что

Где надо проверять?

Как

Чем

VII. Работа над темой урока

А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

Например, слово ЗИМА

Сначала прочитаем слово.

Затем - поставим ударение.

Потом определим безударную гласную.

И подберём проверочное слово.

АЛГОРИТМ

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово. (слайд 8)

VIII. Упражнения. Работа по учебнику .

Используя алгоритм, выполните упражнение №263 в учебнике на стр. 99. (слайд 9)

Выб…гать, бл…стеть, сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть, дот…щить, просл…дить, зал…вать.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

X. Физкультминутка. (Слайд 10)

Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Как крылья сложат назад.

Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

Возьмите свои карточки. На карточках три тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Ребята первого варианта выполняют задание, а ребята второго варианта проверяют. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый - тЯжесть 3) столовая - стОлик

2) похвала - хвАлить 4) гостиница - гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

(слайд 11)

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

IX. Работа с текстом.

Сова приготовила для вас новое задание - текст. Прочитайте. О чём говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и вставьте пропущенные орфограммы. (Слайд 12)

Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

XI. Подведение итогов.

Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 13)

Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?

Молодцы!

XII. Рефлексия.

Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.

Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова.
Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.

Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.

Получился ли урок, каким мы его задумали?

Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила. Если они вам понравились, то подарите сове цветочек, а если вы испытывали затруднения, то подарите ей шишку, чтобы сова на следующем уроке помогла вам понять этот материал.

Спасибо за урок!

5. Серый длинноух “иа-иа!” кричит.

7. Утром бусы засверкали,
всю траву собой заткали,
И пошли искать их днём:
Ищем-ищем - не найдём.

9. Ходит - бродит среди льдин
Птица важная…

11. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?

13. Кафтан на мне зелёный,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч.

15 . Течет, течет - не вытечет.
Бежит. Бежит - не выбежит.

16. Птица длинноклювая
Дом на крыше свила,
Счастье с собой привела.


Галина Анохова
Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова»

«Правописание безударных гласных в корне слова »

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я рада видеть вас. Сегодня я проведу у вас урок русского языка . Повернитесь к своему соседу и скажите : «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно - я помогу» . А теперь хлопните друг другу по ладошке и скажите «здравствуй» !С каким настроением вы пришли на урок ? Поднимите соответствующий листочек (зелёный, жёлтый, красный) Замечательно. Давайте продолжим наш урок с таким настроением .

Посмотрите ребята, сегодня к нам на урок прилетела мудрая Сова и она приглашает нас к себе в гости в лес.

Сова рассказала мне одну историю про своих друзей Сашу и Дениса. «Саша написал своему другу Денису записку : «приходи сегодня вечером с мечом сыграем» . Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков . - Мяч будет,- сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол»

Почему так получилось? (Саша написал другу с ошибкой)

Какое правило не знал Саша (Что не всегда слова пишутся так же как слышатся)

Как правильно записать это слово ? Давайте посмотрим и обсудим. Какая буква пропущена в 1 слове ? Почему именно эта буква, как вы узнали (подобрали однокоренное слово так чтобы ударение падало на эту букву. (мяч и меч, в какой части слова стоит эта буква корне )

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока ? ()

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова в безударной гласной в корне слова )

Узнаем : как проверить безударную гласную

В течение урока ответим на вопросы :

Где Надо проверять?

Оцените свою работу. Для этого у вас на столах лежат карточки. Закрасьте первый круг зелёным цветом, если у вас получилось самостоятельно поставить тему и цели. Закрасьте желтым, если возникали затруднения на данном этапе. Красным – если вам не удалось самостоятельно поставить тему и цели урока .

Ребята, напоминаю о правильной посадке . Посмотрите как нужно сидеть правильно , и сядьте также.

Мы третьеклассники сознательные

За партой не вешаем носа

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

и не сидим как знак вопроса.

Отгадайте загадку, которую Сова приготовила для вас

Снег на полях

Лёд на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

(ЗИМА)

Чтобы узнать, какая буква пишется в слове зима , будем действовать по алгоритму.

Прочитай слово

Поставь ударение

Определи безударную гласную

Выдели корень

Подбери проверочное слово

Молодцы ребята, сова предлагает нам новое задание. Работаем в парах. Кто напомнит всем правила работы в парах ? Работаем по алгоритму. Выб. гать, бл. стеть, сп. шить, пос. дить, закр. чать, засв. стеть. Проверяем с эталоном на доске

Молодцы ребята, с этим заданием вы справились , а теперь сова приготовила для вас новое задание – текст. Оно потребует не только знания алгоритма, а еще и внимания.

Прочитайте стихотворение. О чём говорится в нём? Какая его главная мысль? Что мы можем сейчас сделать с этим стихотворением? (вставить пропущенные орфограммы) Вставьте пропущенные орфограммы. Работаем в группе, кто напомнит правила работы в группе ?

С. сна, в. да, д. ла, тр. ва –

Проверить надо все слова .

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте –

Удареньем проверяйте :

С. сны, в. ды, тр. вы, д. ло.

А теперь пишите смело!

Оцените свою работу в группе. Закрасьте второй круг зелёным цветом, если вы справились с заданием работая в паре. Закрасьте жёлтым, если возникали затруднения при работе. Закрасьте красным цветом, если у вас остались вопросы.

Итак, вы справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового.

Давайте вспомним тему урока . (правописание безударной гласной в корне слова )

Что мы научились проверять? безударную гласную ) Где корне ) Как? (подобрав однокоренное слово ) Чем (ударением)

Чему мы учились? (писать слова с безударной гласной в корне слова )

Что узнали? (как проверить безударную гласную )

Где новые знания вам пригодятся в жизни?

Оцените свою работу. Поднимите цифру, которая соответствует номеру ступеньки, на которой вы находитесь. Ребята, я рада, что у нас с вами всё получилось, и этот урок прошёл не зря . Спасибо за урок . Урок

Публикации по теме:

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ для детей старшего возраста «История ложечки» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи с использованием ИКТ «Дикие животные» Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего возраста с использованием ИКТ Коррекционно-образовательные.

Тема. Правописание безударных гласных в корне

Цели урока. Формировать навыки грамотного написания слов сс слабой позицией гласных в корне; активизировать познавательную деятельность через коллективные способы обучения; формировать коммуникативную культуру.

Оборудование. Карточки для работы в группах, со словами с безударными гласными, схема «Безударный гласный в корне», орфографические деревья, листья с безударными гласными.

Оформление класса: На доске деревья со словами (в словах пропущена безударная гласная в корне), по всему классу расположены листья с буквами, к-е необходимо вставить в слова.

Ход урока

    Постановка темы урока

Слайд грустный домовенок

Учитель.

Сегодня к нам на урок пришел Домовенок.

Скажите, какое у него настроение?

(Он грустный, печальный.)

У. А знаете, почему он такой печальный? Он огорчился из-за того, что вы допускаете много ошибок в написании безударной гласной корня. И поэтому он забрал все комплименты и твердо решил, что не вернет их, пока вы не покажете свои знания и умения работать вместе.

В какой позиции гласная не требует проверки?

Д. В сильной.

У. Что такое сильная позиция для гласной?

Д. Под ударением.

У. Что такое слабая позиция?

Д. Без ударения.

У. Итак, тема нашего урока записана на доске.(или показ слайда) Прочитайте ее.(«Безударные гласные в корне слова»)

Сегодня на уроке мы будем формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы

II. Чистописание

У. Все ли гласные нужно проверять?

Д. Нет!

У. А какие?

Д. Буквы а, о, и, е, я.

Откройте свои тетради, запишите число, кл. работа Пропишите эти буквы по образцу,.

Закрепление пройденного материала

    У вас на столах лежат карточки. Каждой группе выдается один из вариантов.

Вариант 1

С...рока, ...дежда, к...тенок, в...дичка, М...сква, гр...чи, ш...ги.

Вариант 2

Яг...да, ч...совщик, зв...зда, к...пуста, ов...щи, стр...ла, ш...рф

ВариантЗ

Л ...СТЫ, п...суда, м...шина, к...рмушка, з,..ма, вр...чи, ...дежда.

Вариант 4

Р...бота, х...роший, б...гуны, х...дить, т...варищ, ск...ла, пч...ла.

У. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что их объединяет?

Д. Пропущенная безударная гласная.

У. На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. С проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

На доске.

У. Как писать слово, если гласная непроверяемая?

Д. Нужно посмотреть в словаре и запомнить.

У. Найдите в карточках словарные слова, вставьте пропущенную букву Проверьте их друг у друга.

Как же проверить безударные гласные в оставшихся словах?

Д. Изменить форму слова или подобрать родственное слово, чтобы гласная была под ударением.

У. Правильно! Сильный всегда помогает слабому. Например, гора, гористый проверяем горы, горный.

Теперь найдите в своих карточках слова с проверяемой безударной гласной и выпишите их в столбик. Напишите рядом проверочные слова. Выполните эту работу самостоятельно, а потом проверьте друг друга.

Дети работают в парах.

IIIДомовенок не выдержал и отдал нам первый комплимент.

Карточка

Хорошее начало!

IVФизкультминутка

    Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. На цветной карточке записано стихотворение. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы

Лесной, речной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

Какие слова произносим одинаково?

Д. Спеши, спиши.

У. Как пишем эти слова?

Д. В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет.

Домовенку очень понравилось, как вы дружно работ и он подарил вам еще один комплимент.

На доску прикрепляется карточка или слайд

Карточка

Я вами горжусь!

Домовенок решил дать последнее задание, которое называется осенний сад. Но деревья в нашем саду необычные: вместо плодов на нем выросли слова, чтобы собрать урожай нам необходимо вставит пропущенную букву в каждое слово. Оглянитесь, вокруг вас множество букв, найдите ту букву, которую нужно вставить в первое слово, во 2 слово…..

Дети «по цепочке» выполняют задание.

VI. Итог урока

У. Домовенок опять улыбается и надеется, что вы не будет больше допускать ошибки. Еще раз повторим, как проверит безударную гласную в корне?

Работа по схеме.

Домовенку понравилось, как вы работаете, и он приготовил каждому из вас медальки комплименты.

Ребятам вручаются медальки с индивидуальными комплиментами: Чудесно! Браво! Умница! Бесподобно! Отлично! Здорово! Классно!...

Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование : компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»
Тип : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).
- На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?
II. Актуализация знаний
- Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

- Прав ли мальчик? Докажите.
- Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?
- Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

III. Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается … (гроза)
- Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

IV. Работа по теме урока.
1. Запись на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.


Солонка, соль, солить, солёный.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)
-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.
(соль)
- Почему?
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть?
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод : Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов


- Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)
- Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)
Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными


V. Физкультминутка
VI. Закрепление
1. Работа по карточкам.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)
2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.


Прочитайте.
-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)
-Почему «Да»?
-Что взволновало воробья?
-Как вы оцениваете поступок Вити?
-Почему «Нет»?
-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67
Доп. задание:
- В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.
Проверка выполнения задания
- Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)
- Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)
2. Работа в группах.

Задание для 1-й группы
Выберите (подчеркните) нужное проверочное слово, вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему:
уд…вительно (диво, дева)
л…пить (липка, лепка)
м…стерить (мост, мастер)
л…нивый (лень, линька)
скр…пучий (скрепка, скрип)
Задания 2-й группе:
Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
кричать, крикливый, крик
окно, окошечко, окна
тайник, тайна
сова, совёнок, совы
дворы, двор, дворовый
дождь, дождливый, дождик
Проверка выполнения задания


3. Игра «Собери грибы»
- Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)
- Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.
- Какие вы знаете правила сбора грибов.
- А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».


- Что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
VIII. Домашнее задание