Лексическое значение слова

Значение слова может быть прямым и переносным. Сравним:

  • Малыш бросился к матери. (Прямое значение)
  • Мне сразу бросилось в глаза, что он болен. (Переносное значение)

Различают два основных типа переноса наименования: метафора и метонимия:

  • Метафора – перенос наименования по сходству. Сходство – это связь объектов в сознании людей. Примеры метафор: дождь стучит, часы спешат, туча дел, золотая осень.
  • Метонимия – перенос наименования по смежности. Смежность – это реальная связь объектов. Примеры метонимий: класс писал диктант, читать Пушкина, выпить целый кувшин. Частный случай метонимии – синекдоха, при которой наблюдается смежность части и целого. Примеры: номер в отеле, лучшая ракетка мира, он у нас голова.

Синонимы

  • Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по своему лексическому значению. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенками значения или стилистической принадлежностью.
  • Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: младенец - новорожденный - малыш .
  • Роль синонимов в языке весьма велика. Синонимы делают нашу речь богатой и красивой: они избавляют нас от повторений в речи, позволяют наиболее точно и четко передать мысль, дают возможность выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества. Например: Мы увидели странный дом. Крыша жилища напоминала купол.
  • Контекстуальные синонимы - слова, которые можно назвать синонимами только в рамках конкретного текста. Например: Тяжелое, злое чувство охватило меня.
  • Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению. Например: лингвистика - языкознание - языковедение

Антонимы

  • Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Антонимы позволяют представить, описать предметы, явления, признаки или выразить мысль с помощью контраста. Например: Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)
  • Контекстуальные антонимы - слова, которые можно назвать антонимами только в рамках конткретного текста. Наример: Пой лучше щеглом, чем соловьём.

Омонимы

  • Омонимы – это слова, различающиеся по значению, но совпадающие по написанию. Например: Косить косой - косой взгляд, стрелять из лука - слезы от лука, банка огурцов - отделение сберегательного банка
  • Полные омонимы - такие, в которых омонимичными являются все формы слов. Например: коса (орудие) - коса (прическа)
  • Частичные или неполные омонимы - такие, в которых омонимичными являются только некоторые грамматические формы. Например: завод (предприятие) - завод (действие)

Фразеологизм

Фразеологизм - это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.

Самые частые в употреблении фразеологизмы:

  • в глаза не видеть - ни разу не видеть, не встречать
  • вавилонское столпотворение - скопление народа, суматоха
  • бросаться в глаза - обращать на себя внимание, выделяться
  • золотой телец - деньги, богатство
  • сплошь и рядом - очень часто, повсеместно
  • глас вопиющего в пустыне - призыв, остающийся без ответа
  • ставить что-либо на карту - подвергать что-либо риску, опасности в надежде на выигрыш
  • во весь дух - очень быстро, изо всех сил
  • принять что-то за чистую монету - поверить во что-то, считать что-то истинным
  • изо дня в день - каждый день, постоянно
  • за тридевять земель - очень далеко
  • наступить на (те же) грабли - повторить глупую ошибку
  • положа руку на сердце - откровенно, искренне
  • строить воздушные замки - фантазировать, мечтать
  • замок из песка (или на песке) - иллюзия, что-то ненадежное, непрочное
  • камень на душе (или на сердце) - тяжелое чувство, тревога или чувство вины
  • убивать время - тратить время без пользы, занять время чем-то случайным
  • сбиться с ног - устать от хлопот
  • под (самым) носом - совсем близко
  • зарыть талант в землю - не развивать, не использовать талант
  • ни с того ни с сего - без всякой видимой причины

Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.

Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.

Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.

Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины...
(М. Цветаева)

Антитеза - сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола - преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка) , бурак (свёкла) , закут (хлев) , кочет (петух) , коты (лапти) , новина (суровый холст) .

Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор - повтор слова:

Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
(А. Блок)

Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок , мальчик-с-пальчик .

Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень , хмурое небо , холодный взгляд .

август - грозди
винограда и рябины
ржавой - август!
(М. Цветаева)

Метонимия - перенос по смежности:выиграть золото , зал аплодировал , ставить Чехова .

Назывные предложения - предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная .

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит... (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины , город на Неве .

Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча , завсегда , тама , здеся , забулдыга , дохлятина , отродясь , улыбаюся , ихнего ,не влазиет .

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка , растрёпа , нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)

Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала , влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак , как будто , будто , словно , навроде (прост.), вроде .

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота...
(М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет , перифраза , анафора , эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

Эмоционально-оценочные слова : доченька , маленький мой , солнышко моё , вражина .

Задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Постановка ударений в словах.

Ударения общеупотребительных слов, которые стоит всегда помнить:
абзАц, агЕнт, Алиби, анАлог, арбУз, арЕст, атлЕт, бАнты, блЮда, бензопровОд, блАговест, боЯзнь, дефИс, договОр, докумЕнт, доцЕнт, досУг, дремОта, духовнИк, евАнгелие, жалюзИ, жерлО, закУпорить, злОба, знАмение, Иконопись, изобретЕние, изЫск, инструмЕнт, Искра, исповЕдание, каучУк, квартАл, корЫсть, лозА, ломОта, медикамЕнты, молодЁжь, мытАрство, намЕрение, недУг, немотА, обеспЕчение, Отрочество, платО, портфЕль, простынЯ, процЕнт, пулОвер, пУрпур, револьвЕр, ремЕнь, свЁкла, сИлос, созЫв, срЕдства, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, цепОчка, цыгАн, фарфОр, экспЕрт.

Имена существительные:
1) Если предлагаются слова с корнем -лог-, то знайте, что он ударный: диалОг, каталОг, эпилОг, некролОг.
Исключения «анАлог» и слова, называющие профессии и род занятий: филОлог, биОлог, археОлог.
2) Если слово оканчивается на -мия, то [о] под ударением: астронОмия, эконОмия, кроме слов-терминов (анемИя, метонИмия).
3) Если слово имеет вторую часть -мания или -ария, то [а] под ударением: наркомАния, англомАния; семинАрия, кулинАрия, ветеринАрия.

Имена прилагательные:
1) Если прилагательное в форме женского рода, то окончание ударное: плохА, быстрА, молодА, дорогА.
2) Формы среднего рода и множественного числа требуют ударения на основу: плОхо, бЫстро, мОлодо, дОрого; плОхи, бЫстры, мОлоды, дОроги.
3) На окончание всегда падает ударение в прилагательных-исключениях: смешной, тяжёлый, горячий, лёгкий, равный, тёмный, тёплый, умный, чёрный, хороший.(СмешнА, смешнО, смешнЫ; тяжелА, тяжелО, тяжелЫ и т.д.)

Глаголы:
1) Запомните, что приставка -вы всегда ударная (вЫскочить, вЫложить), а корень -звон- всегда безударный (созвонИться, звонЯт, позвонИшь).
2) У глагола-инфинитива ударение чаще всего падает на суффикс: даровАть, наплескАть, пломбировАть.
3) Как и у существительных, в форме женского рода ударное окончание (ждалА, снялА, принялА), а в среднем роде и множественном числе основа ударная (ждАло, ждАли, пОняло, пОняли).
Исключения: клАла, слАла, укрАла, отослАла.
4) Приставки по-, за-, про-, со- перетягивают ударение (зАнял, зАняло, зАняли).
Исключения - глаголы, у которых ударение падает на корень: позвАл, позвАло, позвАли; сорвАл, сорвАло, сорвАли.

Причастия:
1) У полных причастий суффиксы -анн- и -янн- безударные (полОманный, рассЕянный).
2) Суффикс -енн- безударный у причастия, если в форме глагола будущего времени ударение на основе (разбУдишь – разбУженный),
3) а суффикс -ённ- бывает, только если в форме глагола будущего времени ударение на окончании (занесЁшь – занесЁнный).
4) Если в полной форме краткого причастия суффикс -ённ-, то и в краткой форме -ён- (принесЁнный – принесЁн),
возможен и другой вариант (Отданный – Отдан, Отдано, Отданы, НО отданА).
5) Приставки перетягивают ударения: НАзванный – нАзван, нАзвано, нАзваны, нАзвана. СОбранный – сОбран, сОбрано, сОбраны, сОбрана.
6) В женском и среднем роде, а также во множественном числе ударение стоит на окончании (принесенА, принесенО, принесенЫ).

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку

1. Фонетические:

1. Аллитерация - повтор согласных, создающий образ.
Пример: Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши - стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.

2. Ассонанс - повтор гласных, создающий образ.
Пример: Люблю березу русскую то светлую, то грустную - передает легкую грусть, нежность.

2. Лексические(тропы):

1. Эпитет - красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения.
Пример: И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.

2. Сравнение - выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что .
Пример: Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

3. Метафора - троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
Пример: Летят алмазные фонтаны/с веселым шумом к облакам -(сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.

4. Метонимия - замена одного слова другим, смежным по значению.
Пример: Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова. (его книги) Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.

5. Синекдоха - разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот.
Пример: Каждую копейку в дом несет (деньги). И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).

6. Аллегория - изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
Пример: Лиса - аллегория хитрости, заяц -трусости.

7. Ирония - слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому.
Пример: Такой ты умный! (=глупый).

8. Олицетворение - неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа.
Пример: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?

9. Гипербола - преувеличение.
Пример: в сто сорок солнц закат пылал.

10. Литота - преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, чтоб на сеете сиротиночке Беспечально век прожить.

11. Перифраз(а) - слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора.
Пример: Лев = царь зверей. Нефть = черное золото. Утро года = весна.

12. Синонимы - 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы - слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.
Пример: 1) Победить-одолеть; бежать -мчаться.2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

13. Антонимы - слова, имеющие противоположенные значения.
Пример: Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень.

14. Архаизм - устаревшее слово или оборот речи.
Пример: Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился.

15. Диалектизм - слово или оборот бытующие в определённой местности, социальной группе или профессии.
Пример: Петух - кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить.

16. Жаргонизм - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений.
Пример: «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

17. Неологизм - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.
Пример: «Бездарь» вместо «бездарность».

18. Афоризм - обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
Пример: «У сильного всегда бессильный виноват»

19. Фразеологизм - лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
Пример: Бить баклуши, положа руку на сердце, закадычный друг, щекотливое положение.

3. Стилистические фигуры:

1. Анафора - повтор частей в начале строк (единоначатие).
Пример: Это утро, радость эта, эта мощь и дня, и света, этот синий свод, этот крик и вереницы, эти стаи, эти птицы.

2. Эпифора - повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений.
Пример: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

3. Композиционный стык - повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Пример: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

4. Антитеза - противопоставление.
Пример: Волос длинный - ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

5. Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Пример: На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть.

6. Оксюморон - соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.
Пример: Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег.

7. Инверсия - изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение.
Пример: Он пришёл - пришёл он; Досадно было, боя ждали.

8. Параллелизм - сравнение в форме сопоставления.
Пример: 1) прямой: Травой зарастают могилы - давностью 2) отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, как осенний лист дрожит.

9. Эллипсис - пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста.
Пример: Мужики - за топоры! (пропущено слово «взялись»).

10. Парцелляция - членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
Пример: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

11. Многосоюзие - однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами.
Пример: Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.

12. Бессоюзие - однородные члены предложения соединяются без помощи союзов.
Пример: Швед, русский колет, рубит, режет.

13. Риторический вопрос - вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя.
Пример: Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят».

14. Риторическое обращение - обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Пример: Прощай, немытая Россия!

15. Умолчание - намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Пример: Но слушай: если я должна тебе. Кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена.

16. Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.
Пример: Трус умирает много раз, храбрец - только однажды.

18. Экспрессивная лексика Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.
Пример: Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Задание 24 ЕГЭ по русскому языку
© Волкова О.В., Алексеева Я.В., 2015

Теоретические сведения

- это средства,
охватывающие большие
фрагменты текста
Приемы
- это средства,
связанные со строением
предложения и знаками
препинания
Лексические
средства
Средства
выразительности
Синтаксические
средства
- это средства, связанные с
классификацией слов в
русском языке с точки зрения
сфер употребления,
стилистики и т.д.
Тропы
- это средства,
основанные на
переносном значении
слов

Теоретические сведения

Лексическое
средство
Значение
Пример
Синонимы (в т.ч.
контекстные)
слова, близкие по значению
Даже любовь Софьи,
первая, нежная, розовая
любовь, не удержала его.
Антонимы
слова, противоположные по
значению
Погнался за крохою –
потерял ломоть
Фразеологизмы
устойчивое сочетание слов с
единым значением
Денег было кот наплакал.
Высокая /
книжная лексика
слова, используемые в
письменных источниках, часто
в ораторском искусстве
Духовной жаждою томим
/ В пустыне мрачной я
влачился
Просторечная /
разговорная
лексика
слова, используемые в
бытовой, повседневной речи
Что ты все якаешь!
Эмоциональнооценочная
лексика
эмоционально-окрашенные
слова, содержащие оценку
Вот этот был
человечище!

Теоретические сведения

Лексическое
средство
Значение
Пример
Термины
слова, используемые в
различных научных областях
Что ж ты такой черствый!
Сделать бы тебе инъекцию
доброты.
Диалектизмы
(диалектное слово)
слова, используемые на
определенной территории
Что это ты гутаришь?
(говоришь)
Жаргонизмы
(жаргонные слова)
слова определенных социальных Нашел судьбу свою –
групп
наткнулся на перо (нож)
Новая лексика
(неологизмы)
слова, недавно появившиеся в
языке
Среди подростков много
геймеров.
Индивидуальноавторские слова
новые слова, создаваемые
поэтами, писателями
Я планов наших люблю
громадье (В. Маяковский)
Устаревшая
слова, вышедшие их активного
лексика (архаизмы, употребления
историзмы)
Восстань, пророк, и виждь,
и внемли

Теоретические сведения

Тропы
Значение
Пример
Метафора (в т.ч.
развернутая)
словосочетание в переносном
значении, основанное на
ассоциациях
Горит костер рябины
красной
Олицетворение
оживление неживых предметов
Отговорила роща золотая
Эпитет
определение в переносном
значении
мармеладное настроение
Метонимия
словосочетание в переносном
значении, основанное на
реальной связи между
предметами
город отмечает юбилей
Синекдоха
словосочетание, основанное на
переносе значения слова по
количественному признаку
Карась здесь не водится
Сравнение
сопоставление явлений,
действий, признаков
Гарун бежал быстрее лани

Теоретические сведения

Тропы
Значение
Пример
гипербола
художественное преувеличение
Редкая птица долетит до
середины Днепра
литота
художественное преуменьшение
Ваш шпиц, прелестный
шпиц, не более наперстка
ирония
скрытая насмешка
Посмотрите на него: каков
Геракл! (о хилом человеке)

Тренировочная работа

Найдите определения в следующих предложениях. Докажите, что они
являются эпитетами:
1) Ночевала тучка золотая
На груди утеса – великана… М. Ю. Лермонтов
2) Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно… О. Мандельштам
3) Вечер. И только вдалеке
Вечерней тьмой не скрыты
На горизонте грустные ракиты. И. Бунин
4) «В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, – и кажется
С тропы далекой –
Вода качает берега. С. Есенин
5)Въезжаем в рощу золотую,
В грибную бабушкину глушь… Н. Рубцов

Тренировочная работа

Найдите метафоры в следующих предложениях.
1)И там, светясь, в тумане тонет
Глава безмолвного кремля… Н. Рубцов
2) И с каждой буквой из моей строки

3)Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
Старинной короной своих восходящих лучей! Н. Рубцов
4) Под бровями в солнечном покое
Тихо светит небо голубое. Е. Смеляков
Разгорелся день весёлый,
Морем улицы шумят… (Л.-К.)

Тренировочная работа

Найдите в следующих поэтических отрывках троп «сравнение»:
1) Как стаи гордых лебедей,
На синем море волны блещут,
Лобзаются, ныряют, плещут
По стройной прихоти своей.
2) Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн… В. Брюсов
3)И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада… К. Спицина
4)Ветви сочною дугою
Перегнулись над водою,
Как зелёный водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят… А. Фет
5)Воздух там чист, как молитва ребёнка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. М.Ю. Лермонтов

Тренировочная работа

Найдите олицетворения в следующих предложениях.
1) Стаи птиц. Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день. К. Бальмонт
2) Бесстрастно в вышине печалилась луна,
Стонала вдалеке беспечная волна. В. Брюсов
3) Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. Ф. Тютчев
4) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась… А.С. Пушкин

Теоретические сведения

Синтаксические
средства
Значение
Пример
Риторический вопрос
вопрос, не требующий ответа
И кому же на ум придет на
желудок петь голодный
Риторическое
восклицание
восклицательное предложение,
выполняющее роль усиления
Какое лето, что за лето!
Риторическое
обращение
обращение, не требующее ответа
Поля! Я предан вам душой!
Ряды однородных
членов
однородные члены предложения,
выполняющие роль украшения текста
Трусость порождается
малодушием, эгоизмом,
черствостью, наконец!
Неполные
предложения
предложения, в котором пропущены
какие-либо члены предложения
Он стрелял, как всегда,
победоносно, я - довольно тихо
Сравнительный оборот
сопоставление предметов, явлений и
т.д. с помощью союзов как, словно,
будто
Глаза, как небо, голубые
Вводные слова
слова, которые вносят в текст
дополнительную информацию
Конечно, я был уверен в своих
суждениях об этом человеке.
Диалог
реплики, передающие чужую речь
-Ты с нами?
- А то! Что спрашиваешь?

Теоретические сведения

Приемы
Значение
Пример
Противопоставление
(антитеза)
прием, построенный на
противопоставлениии явлений,
признаков, действий
Полюбил богатый – бедную.
Вопросно-ответная
форма изложения
прием, построенный на рассуждениях
автора, который задается вопросом и
отвечает на него
Означает ли это, что человек
должен жить как аскет?
Отнюдь нет!
Цитирование
передача чужой речи
«Мы в ответе за тех, кого
приручили», - эти слова А.
Экзюпери стали очень
популярными
Лексический повтор
повтор одного и того же слова
И ближе, ближе все звучал
грузинки голос молодой

Теоретические сведения

Приемы
Значение
Пример
Анафора
повтор слова в начале предложения,

Клягусь я первым днем творения!
Клянусь его последним днем!
Эпифора
повтор слова в конце предложения,
частей предложения, строки и т.д.
Проза – это слова в наилучшем
порядке. Поэзия – это наилучшие
слова в наилучшем порядке.
Парцелляция
разделение предложения на неполные
с целью усиления эффекта
Ребенка нужно учить
чувствовать. Красоту. Людей.
Все живое.

Теоретические сведения

В некоторых случаях довольно трудно отнести выразительное
средство к той или иной группе. Это связано с его двойственной
природой: например, выразительное средство основано и на
переносном значении слова, и на структуре предложения.
К таким средствам относятся:
1. Градация – такое расположение слов, при котором каждое
последующее усиливает (ослабляет) значение предыдущего.
Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю.
2. Оксюморон – соединение логически несовместимых
понятий.
Дешевые политики обходятся особенно дорого.
3. Синтаксический параллелизм – одинаковая структура
предложений:
Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой.

Тренировочная работа


предложениях
1. В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов).
2. И золотеющая осень слезами плачет на песок (С. Есенин).
3. И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот
(Б. Пастернак).
4. Однако несколько творений он из опалы исключил: / Певца Гуяра и Жуана (т.е.
Байрона) / Да с ним еще два-три романа (А. Пушкин).
5. Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою (А.С. Пушкин).
6. Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин).
7. И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи (В. Высоцкий).
8. Служение стихиям не терпит суеты (В. Высоцкий).
9. Я так люблю, как сорок тысяч братьев любить не могут (Шекспир).
10. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин).
11. В почтенной кичке, в шушуне Москва – премилая старушка (А.С. Пушкин).
12. Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е. Польша) / Предпишет гордый свой закон?
(А.С. Пушкин)

Тренировочная работа

Определите, какие выразительные средства используются в данных
предложениях
1. Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем
сомневаешься (Колетт).
2. Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает
«почему», будет его начальником (Дайан Ревич).
3. Где начало того конца, которым оканчивается начало? (Козьма Прутков).
4. И в семьдесят лет можно остаться молодым стариком (Р. Эмерсон).
5. Где начинается тщеславие, там кончается разум (М. Эбнер-Эшенбах).
6. Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем,
которое приносит (Лакло).
7. Жить надо дольше. И чаще (Каземиж Сломиньский).
8. Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем (У.
Хоултби).
9. Выдумали тоже супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Хенрик
Хорош).
10. Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?
11. Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование (NN).
12. Пессимист считает, что хуже быть не может; оптимист – что может быть и хуже
(NN).

Тренировочная работа

Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"
По вертикали: 2. Повторение слов или
словосочетаний в начале предложений,
строф.
По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по
восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для
усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные
понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных
элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или
словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7.
Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный
оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти
речь во внезапно прерванном высказывании.

Тренировочная работа

Кроссворд 2
По вертикали: 2. Переносное значение
слова, основанное на уподоблении одного
предмета или явления другому по сходству
или по контрасту.
По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении
нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его
качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности
явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6.
Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных
признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение
отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное
выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп,
противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном
преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо
явления

Тренировочная работа

Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на
которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

Тренировочная работа

Тренировочная работа

Объясните схему, проиллюстрируйте примерами из текстов.

Теоретические сведения

Советы по выполнению задания
Прочтите рецензию, остановите своё внимание на первом указании на
термин.
Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных
средств, представленных в выборке ответа.
Отметьте те, которые относятся к данной категории средств (например,
синтаксические средства), отметьте их.
Внимательно прочтите указанные номера предложений, соотнесите их с
отмеченным, выберите нужное, выпишите на черновик.
Это средство можно вычеркнуть и аналогично работать дальше.
В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения
(вычёркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут
быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не
риторический вопрос…)
При выполнении задания следует помнить, что вы заполняете места
пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую,
и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой
может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в
том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т. д.

Самостоятельная работа

Задание 1

Фрагменты текста: (6)Говорят, из России уезжают самые одарённые: доктора и кандидаты
наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны – скоро даже
академикам некому будет кофе подать. (7)Говорят, отставание и в культуре, и в
загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела.
(8)Говорят, через пару поколений… (9) Впрочем, стоит ли повторяться? (10) Все слышали,
что говорят. (13) Или повысим нашим интеллектуалам зарплаты? (14) Оно бы и неплохо, да
где деньги… (26) Но вспыхнула ли среди российских ученых-эмигрантов хоть одна
суперзвезда?
Рецензия: «Уже первые строки текста убеждают нас в том, что автор искренне взволнован
поставленной проблемой. Такой прием, как_____ (предложения 9 – 10, 13 – 14), и
синтаксическое средство _____ (предложение 26) помогают автору вступить в диалог с
читателем. Кроме этого, в тексте используются еще одно синтаксическое средство_____
(предложения 6, 7, 8) и лексическое - _____ («безмозглой», «умники»)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эмоционально-оценочная лексика
3) литота
4) цитирование
5) диалектизм
6) анафора

8) риторическое обращение
9) риторический вопрос

Задание 2

Фрагменты текста: (6)Можно стать безжалостным, привыкнуть к слезам, но как возможно,
познавши истину, отбросить её? (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не
могу понять, и это ужасно. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать
знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, рисунком,
принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду
заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он
смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой
мысли, о красоте и мире. – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и
брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и
задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
Рецензия: «Чувства одного из героев отражены в его развёрнутом монологе с помощью таких
синтаксических средств выразительности, как _____ (предложение 6), _____ (предложения 15,
16). Состояние другого героя передают многочисленные _____ в предложениях 21 – 23.
Младший брат и старший брат словно меняются своими возрастными ролями, что
подчёркивается с помощью такого лексического средства выразительности, как _____ в
предложении 26».
Список терминов:
1) анафора
2) гипербола
3) вопросительное предложение
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) риторическое восклицание
8) ряды однородных членов
9) антонимы

Задание 3

Фрагменты текста: (2)Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками
на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?!
(11)Самое настоящее! (12)Как в доброй сказке! (34)Надо мною висит небо, подо
мною, озарённая огнями городов, спит земля, а я, словно луч тёплого, доброго
солнца, лечу сквозь бесконечность.
Рецензия: «Речь автора очень эмоциональна и насыщена экспрессивными средствами. В
самом начале используется такое синтаксическое средство, как _____ (предложение 2).
Кульминационный момент рассказа выделен с помощью такого синтаксического
приёма, как _____ (предложения 11 – 12). В финальной части текста, особенно
лиричной, автор использует тропы: - _____ («спит земля» в предложении 34) и _____
(«словно луч солнца»), которые отражают внутренние переживания героини».
Список терминов:
1) сравнение
2) олицетворение
3) литота
4) парцелляция
5) градация
6) риторический вопрос
7) диалектизм
8) фразеологизм
9) антитеза

Задание 4

Фрагменты текста: (16)Не нужно скрывать радости! (17)Нужно учиться культуре
радости! (20)Радость всегда одухотворённа, её свет озаряет лицо человека.
(21)Удовольствие же несёт на себе налёт суетности, сиюминутности и потому
не приводит к духовному развитию, росту. (22)…В мире всегда существует
трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути
пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность. (29)Русский писатель
Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн,
репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе.
Рецензия: «В. Никляев передаёт свою убеждённость читателю с помощью таких
приёмов, как _____ («радости… радости» в предложениях 16, 17), _____
(предложения 20 – 21). Такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 23,
29), придаёт тексту особую экспрессию. Сопоставляя жизнь и творчество писателя М.
Пришвина, автор использует такой троп, как ______ («адских лет»)».
Список терминов:
1) риторическое обращение
2) парцелляция
3) лексический повтор
4) эпитет
5) ряды однородных членов
6) литота
7) ирония

9) противопоставление

Задание 5

Фрагменты текста: (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» –
это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые
дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно
счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе
людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях
жизни. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём
надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки,
просчёты, недоумения. (25)Кто-то сказал, что каждый человек – это целый мир. (26)Но
фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам
приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты
взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем
вспоминать своё золотое детство.
Рецензия: «Известный поэт В. Шефнер настраивает читателя на совместные раздумья. Этому
способствует прежде всего такой прием, как _____ (предложения 15 – 19). С той же целью
используется такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 19, 22, 23). В предложениях
26-28 поэт создаёт яркий художественный образ при помощи такого тропа, как _____, при этом
важную роль играет лексическое средство _____ («камни» – «кирпичики»)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) индивидуально-авторские слова
3) ирония
4) ряды однородных членов предложения
5) контекстные антонимы
6) просторечные слова
7) вопросно-ответная форма изложения
8) развёрнутая метафора

Задание 6

Фрагменты текста: (3)Радистка, прошедшая войну, тяжело раненная под Кёнигсбергом,
потерявшая в войну близких, знающая цену одиночеству людскому и горю, немногословная,
угловатая… (10)О чём они говорили в те далёкие вечера, казавшиеся нам тогда обычными,
само собой разумеющимися и видящиеся сегодня как сон, который ни вспомнить, ни
забыть? (11)Что они рассказывали? (12)Чему учили? (15)Никаких драк, приключений,
выстрелов, погонь… (16)Простая жизнь, человеческие отношения, человеческие судьбы, но
что-то западало навсегда, как зерно, брошенное в благодатную землю, и прорастало много
позже, и обретало бескрайнюю, бесконечную уже теперь жизнь.
Рецензия: «В. Амлинский с теплотой вспоминает о своём послевоенном детстве, о людях,
оставивших след в его душе. Такие синтаксическое средство выразительности, как _____
(предложения 3, 15, 16), и лексическое средство, как_____ («о самых обыкновенных случаях из
самой обыкновенной жизни», «человеческие отношения, человеческие судьбы»), придают
воспоминаниям особую лиричность. _____ (предложения 10, 11, 12) настраивают читателя на
размышления. Троп _____ в предложении 16 помогает читателю понять, какое значение в
жизни автора текста имели встречи с замечательными русскими писателями».
Список терминов:
1) развёрнутая метафора
2) ирония
3) фразеологизм
4) метонимия
5) вопросительные предложения
6) риторическое обращение
7) ряды однородных членов
8) лексический повтор
9) синтаксический параллелизм

Задание 7

Фрагменты текста: (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка
наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему
неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (18)«Я утратил всякие
надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь
завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима,
невыдержанна, просто ужасна».
Рецензия: «Проблема, которую столь остро воспринимает герой В. Тендрякова,
относится к числу вечных проблем человечества. Ярким доказательством этого
служит прием _____ (предложение 18). Переживания отца помогают передать такие
лексические средства, как _____ («выводила… из себя») и _____ («горькая
ухмылка»), и такое синтаксическое средство выразительности, как _____
(предложения 5, 7)».
Список терминов:
1) олицетворение
2) противопоставление
3) ирония
4) диалектизм
5) эпитет
6) фразеологизм
7) лексический повтор
8) цитирование
9) восклицательные предложения

Задание 8

Фрагменты текста: (17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», –
твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно
переросший в общее негодование, отступал. (30)И ещё, может быть, Барклая
утешила надежда. (31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем
воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого
воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие
слёзы.
Рецензия: «Автор, рассказывая о драматическом эпизоде из жизни Барклая-де-Толли,
использует многочисленные тропы: _____ («гениальным прозрениям», «чудесном
вмешательстве») и _____ («нόшу позорного отступления», «утешила надежда»),
которые позволяют наполнить историю живым чувством. Такой приём, как _____
(предложение 17), передаёт непреклонность Барклая. _____ («надежда» в
предложениях 30 и 31) позволяет выделить наиболее значимые слова, что придаёт
тексту особую эмоциональность».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) ирония
3) восклицательное предложение
4) эпитеты

6) литота
7) противопоставление
8) слово разговорного стиля
9) метафоры

Задание 9

Фрагменты текста: (7)На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно
редко», – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё
закипало бессильной ненавистью к нему. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на
десятки тысяч. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от
непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный,
интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за
бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в
легенды. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут
бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы;
что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в
моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды
химических заводов…
Рецензия: «Искреннюю взволнованность автора и его неравнодушное отношение к проблеме,
поставленной в тексте, передают как синтаксические, так и лексические средства: _____
(предложения 13 – 14, 21 – 22), _____ («светило», «красавец»). Экспрессивность текста усиливает
синтаксическое средство - _____ (в предложениях 20, 31). Эмоциональное состояние автора
передаёт такое изобразительное средство, как _____ («сердце закипало…» в предложении 7)».
Список терминов:
1) метафора
2) сравнительный оборот
3) ряды однородных членов
4) парцелляция
5) диалектизм
6) риторическое обращение
7) эмоционально-оценочные слова
8) литота
9) вводные конструкции

Задание 10

Фрагменты текста: (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один?
Рецензия:«Когда автор рассказывает о том, как герой поехал поступать в лётное училище,
тональность меняется: язык обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства:
_____ («будто удав», «словно серые степные гадюки») и _____ (предложения 21, 22), а также
такой троп, как _____ («деревья … тянули кривые руки», «ужас… впился своей пастью…),
передают внутреннее состояние юноши. В финальной части важную роль играют _____
(«щемящей боли», «взволнованный взгляд»), которые помогают понять настроение Кольки».
Список терминов:
1) сравнительные обороты
2) олицетворение
3) однородные члены
4) эпитеты
5) диалектизм
6) риторическое обращение
7) литота
8) вопросительные предложения
9) парцелляция

Контрольная работа

Задание 1

Фрагмент текста.
(2)Собрать в ней благороднейшие поступки. (3)Примеры порядочности, великодушия, добра,
чести, красоты души. (7)Куда пойти? (8)На что жить? (15)Как щедро уступали они друг
другу приоритет!
Рецензия.
«Автор текста ищет в биографиях великих учёных примеры «порядочности, великодушия, добра,
чести, красоты души». Такой троп, как _____ («благороднейшие поступки» в предложении 2),
задаёт всему рассказу Д. Гранина об учёных высокий тон, который сочетается с
непринуждённой, доверительной интонацией, созданной с помощью такого синтаксического
средства выразительности, как _____ (предложения 2 – 3). Подчёркивая благородство
поступков своих героев, автор использует такие средства выразительности, как _____
(предложения 7, 8) и _____ (предложение 15)».
Список терминов:
1) парцелляция
2) инверсия
3) ирония
4) антонимы
5) гипербола
6) эпитет
7) вопросительные предложения
8) синонимы
9) риторическое восклицание

Задание 2

Фрагмент текста.
(3)И какие всё милые, дорогие лица! (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка
является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет
детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце
вместе с миллионами других детских сердец.
Рецензия.
«Авторским чувством наполнено каждое слово в тексте. _____ («детский» в
предложении 11), _____ («дорогим людям», «святого труда»), _____ («Это была та
живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным
миром») придают тексту возвышенно-поэтическое звучание и яркую
эмоциональность. Использование такого синтаксического средства, как _____ (в
предложении 3) помогает понять отношение автора к книге».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) лексический повтор
3) эпитеты
4) диалектизм
5) риторическое восклицание
6) риторический вопрос
7) синтаксический параллелизм
8) метафора
9) парцелляция

Задание 3

Фрагмент текста.
(4)Дело не в том, что один не ревнует, а другой ревнует. (7)Это постоянно грызущее душу
подозрение, что ты недостоин любви своего избранника или своей избранницы, что есть или
может быть кто-то более достойный. (12)А ревность отравляет нашу радость, мы
страдаем сами да ещё мучим того, кого любим. (14)Когда любовь рождается, она, как
новорождённый младенец, беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает.
(16)Она растёт – на её нежном, чистом теле появляются первые царапины, шрамы, иногда –
раны.
Рецензия.
«Чтобы создать образы любви и ревности, Н. Долинина использует такие синтаксические средства
выразительности, как _____ («крепнет, встаёт на ноги, шагает» в предложении 15, «царапины,
шрамы, раны» в предложении 16), _____ (предложение 14), такой троп, как _____ («грызущее
душу подозрение» в предложении 7, «ревность отравляет… радость» в предложении 12). Природу
такого чувства, как ревность, автор понимает по-своему. Её точку зрения помогает раскрыть такой
приём, как _____ (предложение 4)».
Список терминов:
1) метафора
2) инверсия
3) парцелляция
4) диалектизм
5) сравнительный оборот
6) ряды однородных членов
7) разговорная лексика
8) цитирование
9) противопоставление

Задание 4

Фрагмент текста.
(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот,
который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная
больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
(13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31)Он нёс меня восемь километров по
залитой солнечным зноем. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал. (33)Шрам на
ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё
до сих пор кровоточит.
Рецензия.
«Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. _____ («нёс
меня на себе восемь километров», «восемь километров … нёс меня» в предложениях 1, 13, 31;
«помню» в предложении 5) и такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 3 – 4), в
сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту.
Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивают _____ («спас» – «предал» в
предложении 32), а _____ «сердце кровоточит» (предложение 33) передаёт потрясение героя».
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) метафора
3) риторический вопрос
4) парцелляция
5) эллипсис
6) градация
7) экспрессивно окрашенное слово
8) эпитет
9) лексический повтор

Задание 5

Фрагмент текста.
(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы
деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (11)Надо и самому, покупая,
обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить
вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на
благородство и подлинность. времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его
тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе – во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако
без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к
цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр? (28)У
нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают
покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с
этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом
в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..
Рецензия.
«_____ (предложения 2 – 4) служит для того, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса. Чтобы показать
многогранность поднятой проблемы, которая может показаться мелкой, частной, В. Солоухин использует
такое синтаксическое средство, как _____ (предложения 11, 28). Такой троп, как _____ (предложения 23 – 27),
и синтаксический приём _____ (предложения 29 – 30) помогают писателю подчеркнуть то, что он считает
особенно важным».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) парцелляция
3) фразеологизм
4) антонимы
5) синтаксический параллелизм
6) вопросно-ответная форма изложения
7) книжная лексика
8) развёрнутая метафора
9) ряды однородных членов

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ЗАДАНИЮ № 24 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос доктор философских наук, писатель, литературный критик.

Задание 1

Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ((предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

2)антонимы

4)профессиональная лексика

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

Задание 2

«Для того чтобы подчеркнуть злободневность, неоднозначность поднимаемой проблемы, а также её многогранность, Л.Г.Матрос использует приём (А)_________ (предложения 23), а также синтаксическое средство (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 1620), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём (Г)________ («потому» в предложениях 19, 20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения

Задание 3

В предложениях 6,20,29 автор использует (А) ______, а также другое синтаксическое средство (Б) _____ (предложения 9,16) . Приёмы (В)_______ («явилось обобщение» в предложении 15, «это всё обязывает нас» в предложении 21) и (Г)______ («каждый боится оказаться элегантней других» в предложении 24) придают публицистическому тексту особую образность.

Список терминов:

2)олицетворение

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Задание 4

Чтобы придать тексту художественную образность Л.Г.Матрос использует такой троп, как (А)________(«планка культуры» в предложении 25, «носитель культуры» в предложении 7, «уровень культуры» в предложении 8, «роль языка» в предложении 9). (Б)______ («тусовка» в предложении 9), включаемый в речь выпускницы университета в разговоре с автором текста, свидетельствует об общем уровне культуры говорящего. Во многих предложениях автором используются (В)_____. Понимая масштаб «беды» низкого уровня даже образованных людей, Матрос включила (Г)____ (предложение 29) с целью призвать нас к особому отношению к традициям общества.

2)жаргонизм

3)повелительное предложение

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)вопросительное предложение

8)метафора

9)ряды однородных членов предложения

Задание 5

Несмотря на публицистический стиль рассуждения, Матрос включает в текст (А) _____ («ненормативная лексика» в предложении 27, «афоризм» в предложении 28 , «дискуссия» в предложении 1, «рентабельно» в предложении 3). Что общий тип речи текста - рассуждение, доказывается обилием (Б) ___ (предложения 22, 23,27). Для усиления противопоставления автором используются и лексические средства - (В) ____ (предложение 17). Наличие стилистического приёма (Г) ___ (предложения 21-25, 27) призвано усиливать впечатление от прочитанного.

2)научная лексика

3)повелительное предложение

4)ряды однородных членов предложения

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)метафора

9)антонимы

Задание 6

В тексте Л.Г.Матрос поднимается проблема низкого культурного уровня современных людей. Для особого подчёркивания значимости этого вопроса автор использовала (А) ______ («раньше - сейчас» в предложении 24) и (Б) _____ «образ жизни» в предложении 21, «иметь в виду» в предложении 11). В предложениях 23-24 в качестве связи предложений умело включены в текст (В)_____. С целью усилить выразительность речи Матрос воспользовалась таким приёмом, как (Г) ___ (в предложениях 1,9,15, 23).

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)однокоренные слова

9)антонимы

Задание 7

Писателем и юристом Л.Г.Матрос поднимаются важные проблемы современного общества. Чтобы читателю более понятны была главная мысль, автором часто в тексте использовались (А) _____ (в предложении 22: дом - улица, туфли - шлепки; в предложении 2,3: одни - другие; в предложения 14: все - каждая) и (Б) _____ (предложения 14 и 28). Включенные в разные предложения (В)____ (например, в предложениях 13,16,26) дают возможность удостовериться в конкретном типе речи данного текста. А публицистический стиль текста и актуальность проблемы требуют обязательность таких слов, как: «информация, дискуссия» в предложении 1, «прагматичный» в предложении 2, «рентабельно, потенциал» в предложении 3, «элегантный» в предложении 27).

1)афоризмы

2)фразеологизмы

3)повелительное предложение

4)инверсия

5)вводные конструкции и вводные слова

6)гипербола

7)анафора

8)заимствованная лексика

9)контекстные антонимы

Ответы:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7