Святая Богородица хотела помолиться Господу Богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя Отца и Сына и Святого Духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто - с западной, сто - с южной, сто - с северной.

И поцеловали Благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение Отца, радуйся, обитель Сына, радуйся, похвала Святого Духа, радуйся, Христово... и утверждение, радуйся, Давыдово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола Божьего».

Ответила Благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление Святого Духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом Владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола Божьего все ангелы».

Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, Благодатная, я все Тебе расскажу». И спросила его Святая Богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его Благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела Богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила Благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в Отца и Сына и Святого Духа, забыли Бога и веровали в то, что сотворил нам Бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, - Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются».

В другом месте Она увидела тьму великую, и спросила Святая Богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала Святая Богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела Я и те мучения». Ангелы, стерегущие их, отвечали:

«Сказано, что не увидят они света, пока не явится Твой Благостный Сын, светлее чем семь солнц». Огорчилась Святая Богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол Своего Отца, сказала: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа пусть рассеется тьма сия, чтобы Я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, Пресвятая Богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О Благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая Богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики Ее, и сказали ей: «Почему Ты пришла к нам, Святая Богородица? Твой Сын Благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, Божий любимец, но ты, Пресвятая Богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь Бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила Святая Богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в Отца и Сына и Святого Духа, и в Тебя, Святая Богородица. Они не хотели проповедовать имени Твоего и что родился от Тебя наш Исус Христос, воплотился и освятил землю крещением - вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала Святая Богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»

Прорекла это Святая Богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил Ее: «Куда хочешь теперь, Благодатная, на юг или на север?» И ответила Благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели Богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку - одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

Увидев их, Святая Богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал Ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила Богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила Пресвятая Богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила Святая Богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил Ей архистратиг: «Это те, Госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

И увидела Святая Богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела; «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал Ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

И увидела Богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, Пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал Ей: «Эта женщина, Госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала Святая Богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал Ей: «Еще не видела Ты, Святая Богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, Благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели Благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, Святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала Святая Богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, Святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

В другом месте Богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и Святая спросила архистратига: ...«Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви божией, - из-за этого и мучаются».

И увидела Святая Богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, Святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, Пресвятая, что я Тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

А в другом месте Святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, Превятая Богородица сказала: «Господи, помилуй» - трижды - и сотворила молитву. К Ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его Святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю Божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала Святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.

И сказал архистратиг: «Пойдем, Госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи». И Она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, Пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом Божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды Божий, на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие Божие дрожало, за то они теперь так мучаются».

И увидела Святая мужа и крылатого змея с тремя головами - одна голова была обращена к глазам мужа, а другая - к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, Госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю Божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

И сказал предводитель Господних сил: «Пойдем, Пресвятая, я покажу Тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И Святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал Ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».

И увидела Пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила Святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

И увидела Богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».

И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу Тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод - многих грешников. Увидев это, Богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю Божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая Богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

Николай Степанович Гумилёв

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая,
Ночью был зарезан в драке
И пришел к преддверьям рая.

«Ты ль в Моем не клялся храме, —
Прозвучала речь Мадонны, —
Что ты будешь верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны?

Отойди, не эти жатвы
Собирает Царь Небесный.
Кто нарушил слово клятвы,
Гибнет, Богу неизвестный».

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей - на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 году Анна Андреевна вышла за него замуж.

Анна Ахматова и Николай Гумилёв

Ахматовой полностью посвящен сборник Гумилева «Романтические цветы» (1908). Связанные с ней прямо или косвенно стихотворения встречаются и в книге «Жемчуга» (1910). Среди них - «Он поклялся в строгом храме…».

В произведении мир реальный противопоставляется миру идеальному. Женщина, чьи взгляды непреклонны, существует только в мечтах лирического героя. Именно поэтому ему не страшно нарушить клятву, данную перед статуей Мадонны. Действительность, окружающая персонаж, не столь радужна. Его жизнь наполнена мимолетными связями с дамами, а смерть сложно назвать благородной - он погибает в ночной драке. Лирический герой убежден, что прекрасны только мечты, в реальности же всегда есть место злу, предательству, изменам, жестокости. Как пушкинский Сальери, он давно не ищет правды на земле. Впрочем, в отличие от персонажа «Маленьких трагедий», у него есть надежда отыскать правду выше. Противопоставляя реальность и мечту, Гумилев явно следует за романтиками и их концепцией двоемирия.

Стоит обратить особенное внимание на употребленные Николаем Степановичем рифмы. Дважды он рифмует слово «храм» со словом «дама». В этом повторении можно усмотреть желание лирического героя поклоняться по-настоящему любимой женщине как божеству. Кроме того, два раза встречается рифма слова «Мадонна» со словом «непреклонна». Не исключено, что именно Богоматерь персонаж произведения «Он поклялся в строгом храме…» считал той единственной дамой-идеалом.

Лирический герой стихотворения несколько напоминает знаменитого севильского соблазнителя. К этому образу Гумилев обращался не раз. В частности, в сборнике «Жемчуга» есть сонет «Дон-Жуан». В нем знаменитый испанский распутник задумывается о старости. В конце жизни он намерен «принять завет Христа», хотя в большинстве случаев в художественных произведениях дон Жуан предстает безбожником. Вернемся к герою рассматриваемого текста. Он явно пользуется успехом у женщин, ведет разгульный образ жизни, при этом ему не чужды религиозные чувства. Чем не вариант дон Жуана? Гумилев личностью знаменитого на весь мир любовника интересовался не случайно. Дело в том, что поэт пытался быть похожим на него, хотел с непревзойденной легкостью соблазнять представительниц прекрасного пола, кружить им головы. Видимо, это ему удавалось. Главный редактор журнала «Аполлон» Сергей Маковский называл Николая Степановича «повесой из повес». Он же говорил, что Ахматову Гумилев любил сильно и искренне гордился ей.

Сборник «Жемчуга» изначально выходил с посвящением Брюсову. Современная Гумилеву критика отнеслась к книге по-разному. Кто-то называл ее полным подражанием учителю, декларировал ничтожность и ненужность лирики Николая Степановича. По мнению литературоведа Львова-Рогачевского, Гумилев мог бы посвятить «Жемчуга» не только Брюсову, но и многим другим писателям, среди которых Бальмонт, Лермонтов, Гамсун, Гейне, ведь у всех них он что-то позаимствовал. Благожелательно относившиеся к Николаю Степановичу критики отмечали, что в стихотворениях есть прелесть романтизма, но не того типа, как у Блока и Новалиса, а романтизма воинствующего, зовущего читателей в далекие страны, навстречу приключениям.

«Он поклялся в строгом храме» Николай Гумилёв

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.

И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая,
Ночью был зарезан в драке
И пришел к преддверьям рая.

«Ты ль в Моем не клялся храме, -
Прозвучала речь Мадонны, -
Что ты будешь верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны?

Отойди, не эти жатвы
Собирает Царь Небесный.
Кто нарушил слово клятвы,
Гибнет, Богу неизвестный».

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

Анализ стихотворения Гумилева «Он поклялся в строгом храме»

Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 году Анна Андреевна вышла за него замуж. Ахматовой полностью посвящен сборник Гумилева «Романтические цветы» (1908). Связанные с ней прямо или косвенно стихотворения встречаются и в книге «Жемчуга» (1910). Среди них – «Он поклялся в строгом храме…».

В произведении мир реальный противопоставляется миру идеальному. Женщина, чьи взгляды непреклонны, существует только в мечтах лирического героя. Именно поэтому ему не страшно нарушить клятву, данную перед статуей Мадонны. Действительность, окружающая персонажа, не столь радужна. Его жизнь наполнена мимолетными связями с дамами, а смерть сложно назвать благородной – он погибает в ночной драке. Лирический герой убежден, что прекрасны только мечты, в реальности же всегда есть место злу, предательству, изменам, жестокости. Как пушкинский Сальери, он давно не ищет правды на земле. Впрочем, в отличии от персонажа «Маленьких трагедий», у него есть надежда отыскать правду выше. Противопоставляя реальность и мечту, Гумилев явно следует за романтиками и их концепцией двоемирия.

Стоит обратить особенное внимание на употребленные Николаем Степановичем рифмы. Дважды он рифмует слово «храм» со словом «дама». В этом повторении можно усмотреть желание лирического героя поклоняться по-настоящему любимой женщине как божеству. Кроме того, два раза встречается рифма слова «Мадонна» со словом «непреклонна». Не исключено, что именно Богоматерь персонаж произведения «Он поклялся в строгом храме…» считал той единственной дамой-идеалом.

Лирический герой стихотворения несколько напоминает знаменитого севильского соблазнителя. К этому образу Гумилев обращался не раз. В частности, в сборнике «Жемчуга» есть сонет «Дон-Жуан». В нем знаменитый испанский распутник задумывается о старости. В конце жизни он намерен «принять завет Христа», хотя в большинстве случаев в художественных произведениях дон Жуан предстает безбожником. Вернемся к герою рассматриваемого текста. Он явно пользуется успехом у женщин, ведет разгульный образ жизни, при этом ему не чужды религиозные чувства. Чем не вариант дон Жуана? Гумилев личностью знаменитого на весь мир любовника интересовался не случайно. Дело в том, что поэт пытался быть похожим на него, хотел с непревзойденной легкостью соблазнять представительниц прекрасного пола, кружить им головы. Видимо, это ему удавалось. Главный редактор журнала «Аполлон» Сергей Маковский называл Николая Степановича «повесой из повес». Он же говорил, что Ахматову Гумилев любил сильно и искренне гордился ей.

Сборник «Жемчуга» изначально выходил с посвящением Брюсову. Современная Гумилеву критика отнеслась к книге по-разному. Кто-то называл ее полным подражанием учителю, декларировал ничтожность и ненужность лирики Николая Степановича. По мнению литературоведа Львова-Рогачевского, Гумилев мог бы посвятить «Жемчуга» не только Брюсову, но и многим другим писателям, среди которых Бальмонт, Лермонтов, Гамсун, Гейне, ведь у всех них он что-то позаимствовал. Благожелательно относившиеся к Николаю Степановичу критики отмечали, что в стихотворениях есть прелесть романтизма, но не того типа, как у Блока и Новалиса, а романтизма воинствующего, зовущего читателей в далекие страны, навстречу приключениям.

На вопрос какое стихотворение Николая Гумилева выучить? заданный автором Невропатолог лучший ответ это Любовь
Надменный, как юноша, лирик
Вошел, не стучася, в мой дом
И просто заметил, что в мире
Я должен грустить лишь о нем.
С капризной ужимкой захлопнул
Открытую книгу мою,
Туфлей лакированной топнул,
Едва проронив: «Не люблю» .
Как смел он так пахнуть духами!
Так дерзко перстнями играть!
Как смел он засыпать цветами
Мой письменный стол и кровать!
Я из дому вышел со злостью,
Но он увязался за мной.
Стучит изумительной тростью
По звонким камням мостовой.
И стал я с тех пор сумасшедшим.
Не смею вернуться в свой дом
И все говорю о пришедшем
Бесстыдным его языком.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: какое стихотворение Николая Гумилева выучить?

Ответ от T-Cat [гуру]
Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны.
И забыл о тайном браке,
Всюду ласки расточая,
Ночью был зарезан в драке
И пришел к преддверьям рая.
«Ты ль в Моем не клялся храме, -
Прозвучала речь Мадонны, -
Что ты будешь верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны?
Отойди, не эти жатвы
Собирает Царь Небесный.
Кто нарушил слово клятвы,
Гибнет, Богу неизвестный» .
Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны»


Ответ от Tanyushka [гуру]
"Жираф"


Ответ от Низкосортный [гуру]
"Девушка, твои так нежны щеки, грудь твоя как холмик невысокий... ", "Консул добр, на арене кровавой третий день продолжаются игры... "


Ответ от торос [активный]
Я и Вы - самый лёгкий и хороший стих на мой взгляд


Ответ от Ўрий Фролов [гуру]
Мне нравится про капитанов.
На полярных морях и на южных,
По изгибам угрюмых зыбей,
Средь базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.. .
Очень красивый стих.


Ответ от Карлыгаш [гуру]
Легче всего запомнится то, которое нравится.