Поведение человека и его реакции на различные события в жизни зависят от типа нервной системы (темперамента) и наиболее ярких черт личности (акцентуаций). О существовании сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов научному сообществу было известно еще с античных времен. А вот теория акцентуаций сравнительно молода. Первые работы в этом направлении были опубликованы в Европе в 70-е годы ХХ века, а в России имена авторов знаменитого опросника Леонгарда и Шмишека стали известны только в 1983 году. В результате диагностики на основе нового подхода человек может быть отнесен к одному из 10 типов акцентуаций, для каждого из которых характерны специфические реакции на разные по виду и интенсивности виды нагрузок. В их число входит экзальтированный тип, который ярко выражен примерно у 15% населения Земли.

Понятие экзальтированности в психологии

Экзальтированность - особенность личности, которая проявляется в необычайно интенсивной реакции на любые раздражители несоразмерно ярким и сильным проявлением эмоций. Такое поведение может носить эпизодический характер, когда человек, например, плачет от счастья при встрече после длительной разлуки. В таком случае речь идет об экзальтированной реакции, которая проявилась из-за длительных ограничений, после ожидания, ощущения тревоги и страха.

В случаях, когда человеку свойственно всегда и везде невероятно бурно реагировать на любые события, речь идет уже об акцентуации - закрепившейся черте характера, которая связана с крайней степенью проявления тех или иных сторон эмоциональной жизни. Это крайность, которая стала моделью поведения, не связана непосредственно с типом нервной системы (темпераментом), слабо поддается коррекции средствами воспитания и морали.

Экзальтированные личности неизбежно привлекают к себе внимание. Они всегда находятся в водовороте страстей и сильных эмоций. Перепады настроения происходят мгновенно, человек за секунды переходит из состояния безудержного веселья и восторженности к глубочайшему унынию, трагически воспринимая происходящее. Поводом для таких эмоциональных "качелей" становится любая бытовая мелочь, которая в призме восприятия экзальтированной личности является весомым поводом для рыданий или хохота.

Экзальтация как закрепленная модель поведения - визитная карточка многих персонажей литературы и кино.

Экзальтированных личностей много среди романтических персонажей, поверженных в бурю эмоций в связи с любовными переживаниями (Ромео из "Ромео и Джульетты", Николай Ростов из "Войны и мира"). Если говорить о персонажах, более приближенных к нам по времени, то это Руби Роуз (телезвезда из фильма "Пятый элемент") и Король Джулиан (лемур из мультфильма "Мадагаскар").

Проявление акцентуации такого типа наблюдается примерно у 15% людей . Их поведение нередко принимают за признаки психического расстройства. Аффективные взрывы неконтролируемых эмоций не имеют ничего общего с психиатрическими диагнозами. Поэтому экзальтированные личности в психологии и медицине рассматриваются как люди с сохранным психическим здоровьем.

Признаки экзальтированной личности

Кроме резких перепадов настроения и необычайно ярких эмоций, экзальтированный тип акцентуации отличается следующими признаками:

  • громкий голос;
  • заразительный смех;
  • дружелюбное отношение к людям;
  • открытость и доверчивость;
  • готовность помогать;
  • добродушие;
  • словоохотливость;
  • сентиментальность.

Такие люди с удовольствием участвуют в массовых акциях и глобальных мероприятиях, любят находиться в гуще событий, но далеко не всегда специально стремятся к тому, чтобы оказаться в центре внимания. Поначалу с ними это происходит самопроизвольно - таких примечательных персонажей сложно не заметить. Постепенно они привыкают быть в первых рядах и с удовольствием принимают знаки внимания от окружающих. Они совершенно не стесняются проявлений своих чувств и очень восприимчивы к чужим эмоциям - как положительным, так и отрицательным.

Сами обладатели экзальтированной акцентуации характера очень влюбчивы, часто бывают назойливы в проявлениях своего неравнодушия, создают много шума и суеты. В своих чувствах они всегда абсолютно искренни и демонстрируют именно то, что чувствуют. Люди экзальтированного типа любят и ценят общение, их неуемная энергия требует постоянной деятельности, активности, причем часто процесс оказывается гораздо увлекательнее результата. Если во время работы эмоции угасли и интерес к делу пропал, экзальтированная личность бросит начатое и больше к нему не вернется.

Эти простодушные добряки никогда не ставят целью манипулировать кем-то с помощью слез. Все их бурные эмоции идут от чистого сердца, а зашкаливающая интенсивность радости и печали - психологическая особенность, которая со временем может сгладиться или усилиться.

В первом случае экзальтированность постепенно угаснет и характер человека либо станет более гармоничным и зрелым, либо приобретет признаки другой акцентуации. В случае если эмоциональные "качели" приобретут еще больший размах диапазона, речь пойдет уже о пограничном с истерическим психозом расстройстве. В отличие от акцентуации, которая является крайним вариантом нормы, психотические расстройства требуют обязательного медицинского вмешательства и адекватной терапии.

Как определить тип личности?

Знания характерных черт поведения недостаточно для того, чтобы утверждать о сформированности у человека акцентуации характера по экзальтированному типу. Для точного результата применяют несложную диагностическую процедуру.

Формирование личности по типу экзальтированной акцентуации (как и по любому другому) можно определить с помощью классического диагностического инструмента - опросника по Шмишеку, основанного на теории немецкого психиатра Карла Леонгарда о акцентуациях. Первоначально тест из 88 вопросов, касающихся различных сторон личности человека, использовался в психиатрической практике для разграничения истинных расстройств и пограничных состояний. Позже нашел широкое применение в работе психологов с дисгармоническими личностями. В конце 70-х гг. ХХ в.российский психиатр Е. А. Личко создал альтернативный вариант диагностики, позволяющий комплексно оценить степень выраженности всех возможных акцентуаций личности. Интерпретация результатов позволяет получить подробное описание специфических черт характера, свойственных каждому из типов.

Нередко диагностика показывает, что человек, формально демонстрирующий признаки экзальтированного характера, обладает выраженной истероидной акцентуацией. Внешне она проявляется очень похоже - яркие эмоции, шумное поведение, резкие перепады настроения. Но, в отличии от экзальтата, истероид мастерски имитирует эмоции и демонстрирует их с целью манипулирования окружающими. В этом смысле точная диагностика акцентуации очень полезна: позволяет вскрыть обман и перестать верить театральным эмоциям истероида.

Люди, которые своими эмоциональными всплесками напоминают экзальтированный тип, по результатам диагностики могут быть определены как представители параноидального (параноического) типа личности. Их яркие пламенные речи, постоянное пребывание в гуще событий, склонность к избыточному жестикулированию похожи на экзальтированность. Но вся активность параноида всегда связана с мнимыми или реальными опасностями, которые он всеми силами пытается устранить.

Важно понимать, что максимальные значения по шкале экзальтации, полученные по результатам диагностики, являются тревожным сигналом - такая модель поведения стала невероятно прочной, человек не умеет управлять своими эмоциями и не всегда понимает неуместность их интенсивности. Такое состояние может быть пограничным, а после перехода опасного рубежа речь пойдет уже о развитии психического расстройства. Поэтому по итогам диагностики хороший специалист обязательно даст рекомендации, которые помогут скорректировать поведение и сгладить чрезвычайно бурные проявления акцентуаций.

В каком возрасте экзальтированность перестает быть нормой?

Непосредственно в экзальтированности ничего плохого и опасного нет. В определенном возрасте такое поведение является вариантом нормы. Для дошкольников 3-5 лет свойственны безудержный смех, интенсивная жестикуляция, сильные огорчения по несущественным для взрослых поводам. Именно к этому периоду относятся аффективно-экзальтированные реакции, когда ребенок смеется или плачет так, что не может сам остановиться, буквально захлебываясь эмоциями. По мере развития эмоционально-волевой сферы ребенок учится управлять своими эмоциями и соотносить их интенсивность с силой раздражителя.

Следующим этапом, когда акцентуации по экзальтированному типу снова ярко проявляются, становится подростковый возраст. На фоне гормонального взрыва и пубертата взрослеющий ребенок не справляется с эмоциями, смеется и плачет без видимой причины, не всегда справляясь с собой. И снова по мере того как гормоны приходят в норму, и нервная система дозревает, экзальтация подростка угасает.

В случае если нервная система отличается повышенной возбудимостью, социальная среда или другие условия препятствовали укреплению нервной системы и эмоционально-волевой сферы, подростковая экзальтация иногда наблюдается и у взрослых людей. Состояние эмоциональной нестабильности возвращается в любом возрасте у влюбленных, молодых родителей. Экзальтированность часто становится неотъемлемой частью жизни людей творческих профессий - художников, поэтов, музыкантов, писателей, дизайнеров. Многие шедевры искусства создавались в состоянии эмоционального аффекта. Этот факт прекрасно согласуется с тем, что в психологическом плане многие гении в каком-то смысле навсегда остаются детьми, способными непосредственно и ярко реагировать на окружающий мир.

Говорить об акцентуации как о закрепившейся черте характера уместно только в ситуациях, когда избыточные и слишком интенсивные эмоции - постоянная характеристика поведения и реакций взрослого человека.

Когда происходит какое-нибудь очень радостное событие, заставляющее сердце трепетать от счастья, а щеки - гореть живым румянцем, кажется, что человек прямо сеет добро вокруг себя.

Большинство людей в этом настроении пребывает по какому-то особому поводу, ведь не зря говорят: «Смех без причины - признак дурачины». Беспричинная радость, безусловно, - явление не отрицательное, если она имеет границы. Если же нет - тогда говорят, что человек находится в состоянии экзальтации.

И хорошо, и плохо

Экзальтация - это ничем не мотивированное чрезмерно В этом состоянии человек может громко восторгаться качественно покрашенным к Пасхе бордюром или оригинальным оформлением конфетного фантика. Окружающие к таким людям, как правило, относятся с опаской: кто его знает, до чего может довести экзальтация. Это ведь не только безудержное веселье, но еще и искажение восприятия реальности, которое может привести к плачевным последствиям.

Страшные веселые люди

Кто-то может сказать, что лучше уж пусть человек бегает и смеется, чем лежит и плачет, но здесь есть и вторая сторона медали. В целом экзальтация - это ненормальное состояние с точки зрения психологии. Вспомним все знаменитые фильмы о психиатрических лечебницах. Классический образ сумасшедшего человека - это такой себе просветленный «божий одуванчик» со странным смехом и неадекватной реакцией на происходящее. Вот такое же впечатление производит и человек, на которого «нашла» экзальтация. Это может кому-то показаться слишком радикальным мнением, но в таком состоянии особенно не контактировать с окружающими. Есть большая вероятность того, что они не только не поймут такого настроения, но еще и срочно вызовут неотложку и попытаются насильно накормить счастливого товарища успокоительным. Беспричинная радость пугает всех точно так же, как и ничем не мотивированная агрессия, потому что она деструктивна в той же степени.

Что делать, если экзальтация дошла и до вас

Как ни странно, не психологи, а именно лингвисты могут очень доходчиво объяснить, что такое экзальтация. Значение слова происходит от латинского существительного exaltatio, которое означает «душевный подъем», «воодушевление». В том понятии, которое используется в наши дни, наблюдается та же семантика. Данное состояние может проявляться не только в виде активных восторгов по любому поводу, но и в виде обычного мечтательного настроения. Например, если человек вдруг решил пропустить один день на работе и вместо этого устроил себе одинокий пикник в местном парке, разлегся на траве и начал считать облака, скорее всего, на него «нашла» экзальтация. может и расслабить, но только при том условии, если человек вовремя заметит неладное и сможет утихомирить себя. Но если экзальтации конца-края не видно - значит, лучше человека просто какое-то время оставить наедине с собой и по возможности лишний раз не смеяться над его шутками невпопад.

и раздутая страсть

Чрезмерное весеннее счастье в середине января - вот что значит экзальтация. Такое состояние иногда наблюдается у влюбленных, которые еще не вышли из периода розовых очков и упорно называют свою новую любовь спутником всей жизни. Неважно, что этого спутника жизни они встретили около двух недель назад на вечеринке по поводу дня граненого стакана. Их перманентная экзальтация сгладит все шероховатости этого знакомства и убедит влюбленных в том, что на вечеринке они нашли свою судьбу. В таком состоянии люди обычно не замечают даже самых очевидных минусов своей второй половинки.

Наиболее внимательные и честные с собой люди отдают себе отчет в том, что, возможно, этот человек - не самый лучший вариант для совместной жизни, но продолжают без памяти любить его и делать вид, что все идет по плану. Жаль, что в конце концов эти отношения не имеют будущего, но хорошо, что люди хотя бы на какое-то время чувствуют себя такими счастливыми.

Экзальтация среди планет

Однако термин этот используется не только в психологии. Также есть еще такое понятие как "экзальтация планет". Оно довольно часто встречается в астрологии, и любители подробных гороскопов наверняка не понаслышке знают о его значении. Астрологи считают, что судьба человека напрямую зависит от расположения небесных тел, и именно они говорят об их экзальтации. Говорят, что определенные планеты в некоторых созвездиях лучше всего себя «чувствуют», и от этого отталкиваются астрологи при составлении гороскопов.

В этот период планеты как бы проявляют все свои самые лучшие качества с особой силой, и при этом им ничто не мешает. Определенный «градус» экзальтации может свидетельствовать о том, что планета находится на пике своих сил. В такие моменты астрологи советуют людям совершать то, о чем давно мечталось. Возможно, самое время признаться в любви вон той симпатичной девушке, и тогда экзальтация вполне может прийти и к вам. Однако нужно помнить о здравом смысле и во всем знать меру.

- На экзальтированного поклонника, которому только и надо, что под окном

кумира ночи напролёт стоять, он, извини уж, не похож. - А почему «извини»?
- Ну, мало ли. Вдруг ты в кои-то веки решил обзавестись поклонником. Причём

непременно экзальтированным. А я отнимаю у тебя последнюю надежду.

Макс Фрай. Ключ из жёлтого металла

Экзальтированность (Экзальтированный) как качество личности – склонность проявлять повышенное настроение с чрезмерной воодушевленностью, неумеренной и безудержной восторженностью по поводу самых простых вещей и событий, избыточно бурной эмоциональной реакцией, переоценкой своих качеств, внешности, способностей и возможностей.

Однажды в жаркий летний день сосед позвал Ходжу в гости. Подали в большом кувшине сладкий сироп. Хозяин дал Ходже чайную ложку, а себе взял целый половник и начал черпать сироп из кувшина. Сколько Ходжа не старался, но угнаться за ним не мог. А хозяин всякий раз, как зачерпнёт, впадает в состояние экзальтации, восклицая от восторга: - Ох, умираю! Я этого не перенесу! Пища Богов! Умереть и не жить!

В конце концов, Насреддин швырнул чайную ложку и выхватил у хозяина половник: - Сосед! Дай и мне хоть раз умереть!

Экзальтированность – возбуждённая восторженность, воодушевленная оживлённость. Экзальтированность постоянно находится в возбужденном состоянии и непрекращающейся восторженности. Когда к ней случайно забегает соседка одолжить соль, она кричит: — Боже, какой счастье, что вы заглянули ко мне на огонек. Я Вас обожаю, и давно мечтала познакомиться с таким прекрасным и замечательным человеком.

То есть малозначащий факт вызывает у экзальтированности бурный эмоциональный всплеск и безграничные переживания. Если бы у соседки в руках был котенок, экзальтированность, наверняка, испытала бы ощущение полного счастья и чувство эмоциональной переполненности. Но, если бы соседка, сославшись на занятость, отказалась бы войти, ее настроение перевернулось бы на сто восемьдесят градусов, сменившись отчаянием и полным унынием.

Перепады настроения от страстного ликования до смертельной угнетенности и тоски – почерк экзальтированности. Малейшая неудача, легкое разочарование для обычного человека может стать искренним и глубоким горем для экзальтированности. У неё всегда включены кнопки «Слезы счастья» и «Готовность к отчаянию».

Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией.

Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи, восторженно вздыхал, впадал в уныние и отчаяние, что таких статуй нет в его обществе, затем опять, как в лихорадке, дрожал от радости и восторга около очередной статуи и глотал слёзы горести от понимания, что их никогда у него не будет. В конце концов управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?

Экзальтированность видит или приукрашенный, нарядный мир, или ярко выраженный черный цвет действительности. Имея тягу к прекрасному, экзальтированность обладает хорошим вкусом: из нее получаются хорошие артистические натуры, художники, дизайнеры, оформители. Любовь к высокому искусству, природе, религиозные переживания, увлечение спортом, мировоззренческие искания способны всецело, до глубины души поглотить внимание экзальтированного человека. Безудержно мечтательная и фантазийная экзальтированность использует в своем речевом общении повышенные тона, красочные обороты, витиеватые описания. Экзальтированным людям близко сострадание, искренность и альтруизм. В то же время, они склонны к паникерству, влюбчивости и словоохотливости.

Бурно выражая свои чувства, экзальтированность может через неделю смертельно надоесть любому самому терпеливому партнеру. Кому понравятся ежеминутные вскрики: — Нет! Ты не представляешь, как я тебя люблю! Я тебя обожаю!? И это произносится везде – за обедом, на улице, в автомобиле. Даже туалет и ванная не спасает от посягательств экзальтированности. Неудивительно, что партнеры с завидным постоянством сбегают от нее, набив оскомину от таких необузданных проявлений любви.

Экзальтированность – это переменное состояние: либо в невероятном счастье, либо в безысходном горе. Готовая сейчас обнять весь мир, через минуту, вся в слезах она трагическим голосом возвещает: — Всё пропало!

Как выясняется, по ошибке стерся телефон подруги на мобильнике. Позже она вспоминает, что он есть в записной книжке и его знают другие ее знакомые. Экзальтированность на сто процентов уверена в изысканности своих вкусов, манер, уникальности мировоззрения. Она всегда права, все остальные недоумки.

Ф.М. Достоевский создал незабываемые образы экзальтированных женщин в романах «Идиот» — Настасью Филипповну и «Братья Карамазовы» — Катерину Ивановну. Катя никогда не любила своего жениха, над ней властвовала мысль — спасти его. Поэтому она и стала его невестой. Вообразив себя спасительницей, она произносит: «- А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз».

Экзальтированность заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку — соперницу в отношениях с Митей, чтобы сделать ее своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки: «Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. — И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки». Однако Катерине Ивановне пришлось испытать душевные муки разочарования. Грушенька не соглашается спасать Митю и заявляет: «- Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!» Настроение Катерины Ивановны делает резкий разворот. Теперь Грушенька становится «беспутной женщиной» и «созданием, всегда готовым к услугам». Далее «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Отдельный разговор о ее поведении во время суда. Сначала она защищает Митю, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег: «Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление».

Но через несколько минут она слушает свидетельские показания брата Мити, Ивана, которого любит больше, чем своего жениха. Иван обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит: «Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!»

Достоевский продолжает: «О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни — в предсмертную минуту, например, всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек».

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок: «Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели».

Другой пример экзальтированности. Николай Ростов – герой романа Льва Толстого «Война и мир» с восторгом и воодушевлением принял весть о войне. Мечты о славе, храбрости, женской восторженности буквально усадили его в седло и погнали на войну. Увидев войну воочию, его экзальтированность перешла в другую крайность: «И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом».

С хвостом годов юношеская экзальтированность Ростова поутихла, свой долг – защищать Родину, он рассматривает прагматично: «Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие». Словом, с возрастом экзальтированность Николая Ростова прошла, как «с белых яблонь дым».

Петр Ковалев 2013

Ко мне на прием был направлен 9-летний ребенок , с невозможностью воспринимать учебный материал. Так мне объяснила по телефону специалист, которая его ко мне и направила.

В назначенное время на прием пришел мальчик и его бабушка, которую бабушкой назвать сложно. Кожно-зрительная по векторам — очень моложавая, подвижная, с готовностью идущая (можно сказать, стремительно бегущая) на контакт. Признаюсь сразу, что первый порыв, устремленный в мою сторону был мне очень приятен.

Приятно видеть людей не безразличных, а заинтересованных в тебе, но потом…

На мой вопрос: «С чем пришли? На что жалуетесь?» она 5 минут что-то очень ярко, красочно и эмоционально говорила. Из ее речи я не поняла ни слова. Когда я второй раз попросила ее сформулировать проблему на меня опять обрушился поток слов, который я пыталась оформить в какой-то смысл, чтобы за что-то зацепиться, но безуспешно… Единственное, что я поняла, что мальчик в какой-то момент впадает в состояние оцепенения . И это было не проговорено, а показано.

Этот ступор я прочувствовала и на себе, когда после осмотра мальчик лег на кушетку, и я где-то минуту ходила вокруг него, так как начисто забыла весь алгоритм работы. Внутри меня трясло. Я попросила бабушку сидеть молча, больше мне ничего не говорить и сознательно стала себя успокаивать. Давая себе команды: «Таня, успокойся! Дыши! Все нормально, сейчас будем делать то-то и то-то». Через минуту состояние мое нормализовалось, и я смогла приступить к выполнению своих обязанностей.

Естественно, у мальчика было состояние стресса, «напряжение» в голове и в области грудо-брюшной диафрагмы. Его внутренний краниосакральный механизм был ограничен.

Мальчик по векторам был кожно-анально-зрительный. И мама, и его бабушка были носителями зрительного вектора. Бабушка в состоянии эмоциональной экзальтации в зрительном векторе. Мама, по всей видимости, тоже была в не совсем гармоничном состоянии. Сама бабушка говорила, что «ее дочь еще та еще истеричка и будет похлеще ее в своих эмоциональных проявлениях».

Конечно, верить всему, что говорят такие люди, не стоит. Все может быть сильно преувеличенно и иметь мало общего с реальностью. Но даже по одной бабушке было понятно, что парню в таких условиях жилось очень нелегко.

Проработав остеопатически с мальчиком, я объяснила его бабушке, что причина его состояния в поведении его близких . Представителям анального вектора очень важны спокойный ритм и последовательность во всем, в том числе и в подаче информации. Они основательны во всем, что делают. Чтобы начать действие, такому ребенку нужно собраться, настроиться. А начав, довести до конца. Это необходимые условия для его психологического комфорта и развития его свойств.

А тут эмоциональная экзальтация бабушки наряду с мельтешением, дерганостью в кожном векторе постоянно срывают его, мешая углубиться во что-либо . Ее внимание перепрыгивает с объекта на объект. Не фиксируется долго на чем-то. Даже проследить ход ее мысли сложно. От нее поступают противоречивые сигналы – о чем она говорит, и что делать – ему непонятно. Это вводит нуждающегося в последовательности мальчика в ступор.

Не жизнь, а вечная сцена

Зрительный вектор наделен эмоциональностью, которая в условиях нереализованности у человека может иметь экзальтированную форму. Их эмоции бурные, но при этом поверхностные. Такие зрительники все воспринимают очень преувеличенно, на пике своих эмоций. Таким поведением они расшатывают себя и окружающих. Это может вызывать раздражение и неприятие со стороны других людей.

Зрительники, остановившиеся в своем развитии, инфантильны. Они ничего сами не могут сделать. Только привлекают внимание. К себе. Но сегодня, когда существует реальная возможности реализовать весь огромный потенциал своих эмоций в помощи людям, оставаться на уровне охов и ахов недостаточно. Это не наполняет.

Таким зрительникам нужна публика. Им важно вызвать эмоции у других людей. Им нужно, чтобы ИМ СОПЕРЕЖИВАЛИ, СОЧУВСТВОВАЛИ. Это как ребенок, который привлекает к себе внимание своим плачем, истерикой или как-то иначе с одной только целью, чтобы получить желаемое.

Эмоциональный вампир. Клубок из страхов и эмоций

Экзальтация или глубина настоящих чувств

Эмоции – тип реагирования на происходящие события. У экзальтированного зрительника они кричат, сшибая с ног всех окружающих. Не реализуясь в общественно-полезной деятельности, они просто беспорядочно выплескиваются наружу, так и не оформившись в глубокое чувство – эмпатию, сопереживание, любовь.

Чувства – они глубже, они не кричат. Они тихо проживаются человеком внутри. Развитая чувственность помогает человеку акцентировать свое внимание на ближнем. Прочувствовать чужую боль и откликнуться на нее, поддержать. С таким человеком рядом тепло и комфортно.

Татьяна Караказова , врач


Раздел:

Под экзальтированностью некоторыми ошибочно понимается вычурность в одежде, какой-то особый внешний шик в человеке, выделяющий его из окружающей серой массы. В то время как экзальтированность – это черта характера, темперамент, а отсюда – манера поведения и в определенной степени стиль жизни человека.

Социологи трактуют понятие «экзальтация», как, возбужденное, восторженное состояние, болезненную оживленность. Существует такое выражение: «впасть в экзальтацию». Подобное состояние присуще художественным натурам, живущим на эмоциях. Они крайне впечатлительны. Любовь к природе, искусству, мировоззренческие поиски могут захватить экзальтированную личность до глубины души. Они глубоко переживают неудачи родных и близких им людей, просто знакомых, в то время, когда самим потерпевшим трагедия не видится такой уж масштабной. Сострадание к животному, одинокому и несчастному на их взгляд, может также довести таких людей до отчаяния. Экзальтированная дамочка в порыве сострадания способна подобрать на улице и унести домой «брошенного» котенка, а на следующий день, после того, как он «сделал лужу» в ее туфлю, внутренне мучаясь и прячась от чужих глаз, отнесет его обратно.

Также под понятием «экзальтация» понимается кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости. Смена настроения, восторженности и разочарования – свойственны людям этого типа. Они словоохотливы, часто спорят, но редко скатываются до открытых конфликтов.

Массовая экзальтация

Состояние экзальтации может одновременно охватывать большие группы людей в виде стихийного возбуждения на определенные события – пожар, землетрясение, другие природные, а также социальные явления. Восторженное, крайне возбужденное состояние масс может быть вызвано искусственно. Например, явление массовой экзальтации проявляется на концертах поп-звезд, во время и после крупных спортивных соревнований.

Экзальтация в астрологии

Термин «экзальтация» используют и астрологи. У них он означает положение планеты в определенной части ее траектории, пути. Планета в экзальтации – значит планета не дома, не в своей обители. Она в «гостях» и в то же время на работе. Ее воздействие на знак Зодиака иное. Считается, что если в обители планета действует на интуитивно-инстинктивном уровне, то в экзальтации – на эмоционально-чувственном.