Страны, исчезнувшие в 20 веке. Сикким September 9th, 2015

«Называли Сикким страною молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: «Страна небесных ступеней». Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, мало-проникаемая страна скал и цветов»

Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи

Я уже вам рассказывал про исчезнувшую страну и . Вот еще одно экзотическое.

Сикким был небольшим самостоятельным княжеством под управлением династии Намгьял с 1642 года (первым королем стал Пхунцог Намгьял). В 1975 году Сикким был поглощен Индией и вошел в ее состав в качестве 22-го штата. В период независимости Сиккима через него проходил знаменитый Шелковый путь в Китай.

Давайте узнаем подробнее про эту исчезнувшую страну …

Согласно тибетцам, княжество Сикким , расположенное в Гималаях между Непалом и Бутаном, некогда было скрытой страной, и называлось Баюл Демоджонг, или «Скрытая долина риса». Тогда там жило немногочисленное коренное население, но в основном этот район был пуст и недоступен из Тибета. Примерно в начале XV в. Ригдзин Годэм, тибетский лама, открывший множество спрятанных сокровищ, смог найти проход через заснеженные горы в тёплые и укрытые от ветров долины Сиккима. Хотя он так и не вернулся в Тибет, он написал послание о том, куда он ушёл, и отправил его в свой монастырь, привязав к шее орла. Примерно через двести лет другой лама, Намкха Джигме, завершил открытие Сиккима. Следуя указаниям Ригдзина Годэма, или возможно, путеводителя, он провёл туда через горы большое количество тибетцев, и они поселились в Сиккиме. Одного из членов своего отряда он назначил первым чогьялом, или правителем нового княжества. Династия, основанная им в XVII в., не прерывалась до последнего чогьяла, Палдэна Тхондуп Намгьяла, который в 1963 г. женился на американке по имени Хоуп Кук и потерял свой трон в 1974 г. Большая ступа, возведённая в стороне от столицы Сиккима, Гангтока, содержит череп Ригдзина Годэма, первого человека, открывшего скрытую страну Сикким…

Хорошо видно, что дизайн герба имеет европейский стиль. Действительно, нарисовал его англичанин Роберт Тейлор. Герб был дарован Магарадже Тхутобу Намгьялу (1874–1914) на заседании дурбара в Дели в 1877 году. Дурбар - это совет знати и торжественный прием у Монарха в средневековых мусульманских государствах. В этом значении употреблялся в колониальной Индии - дурбар при вице-короле Индии и губернаторах провинций.

В центре золотого щита размещен голубой цветок лотоса (падма) с алым семенем внутри. Его окружает пояс из 12 пурпурных амулетов. Падма - символ чистоты; трон из лотоса символизирует обретение просветления. В данном случае лотос как один из четырех знаков-атрибутов Вишну является индуистским символом административной власти.

Поверх щита - развернутый вправо (для зрителя влево) рыцарский шлем европейской формы с ламбрекеном (кусок материи, покрывающей шлем) золотых и пурпурных цветов. Над шлемом лазоревая раковина моллюска (санкха). Санкха является символом произнесенного слова. Также входит в число четырех знаков Вишну. В данном случае раковина символизирует религиозную власть.

Держатели щита - красные драконы, напоминающие валлийских. Драконы называются друки, они символизируют обновление и трансформацию и служат знаком китайского Императора. В данном случае они показывают значение сюзеренитета китайской Императорской власти для Сиккима, но могут также интерпретироваться как символы самого сиккимского Магараджи.

Девиз (либо на непальском языке, либо на санскрите?) OM MANI PADME HUM - главная мантра в буддизме Махаяны: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».

Будучи построенным по европейским принципам, герб Сиккима может считаться спорным. Флаг с буддистскими элементами гораздо более соответствует местной специфике. Флаг появился в 1877 году и использовался до 1962 года.

На флаге изображена Дхармачакра, или Колесо закона, связываемого с Царем Царей. Она олицетворяет праведность, добродетельность, которая является законом даже для Великого Монарха. Колесо символизирует правителя страны.

В его центре находится закручивающийся знак (свастика) гакил (gakhil), символизирующий непрерывное изменение и движение.

В верхних угла флага находятся Солнце и Луна - символы Империи или народа и государства.

Таким образом, представлены три условия человеческой организации власти - Империя, Государство и Правитель.

Данная схема типична для китайской геральдики. В Китае Солнце и Луна помещались на халат Императора, декорированного также драконами. В Корее Король (или Император) восседает перед ширмой, на которой изображены те же небесные Светила. В Тибете почитание государства сопровождается опять же почитанием (в форме изображений государственных символах) Солнца и Луны. В Непале Королевский лев со штандартом стоит между Солнцем и Луной. А в соседнем Бутане Королевская печать помещается перед горным хребтом, над которым сияют Солнце и Луна. И таких примеров еще много.

Вокруг Дхармачакры изображены Семь Драгоценных Камней (rinchen dun; ринчен дун). Они имеют свои символические названия - по часовой стрелке: слоновьи бивни, шапка ламы, серьга Короля, коралловая ветвь, колокольный звон (гармония), серьга Королевы и скипетр.

Центральная часть флага окружена с трех сторон буддистским «Огнем Сознания».

С 1975 года флаг Княжества Сикким запрещен.

Сейчас Сикким (Sikkim) - самый маленький штат Индии

Две трети населения составляют выходцы из Непала (собственно непальцы, таманги, кирати, шерпы, невары). В округе Сонгбу, к западу от Гангтока, живут лепча - древнейшее местное население; в северных и центральных районах - бхотия, в городах - выходцы из Индии (бенгальцы). Официальные языки - сиккимский диалект тибетского языка, непали и английский. Религия лепча и бхотия - буддизм (ламаизм); остальные - главным образом индуисты

В 15-16 вв. на территорию Сиккима начали проникать тибетцы. В 1641 году Пенча Намгьял стал первым чогьяла (князем) Сиккима, в то время княжество включала в себя часть Восточного Непала, Тибета , Бутана, включая районы Дарджилинг и Калимпонг. В 1717-1734 гг., в период правления четвертого чогьяла Сиккима, в результате войны с Бутаном Сикким потерял значительную часть территорий. В зависимости от Тибета Сикким оставался до конца 18 века.

Великобритания подчинила княжество Сикким по договору 1861 года. В 1890 году были определены границы Сиккима. Британцы поощряли переселение в Сикким непальцев, в результате тибетская часть населения значительно сократилась, а непальцы составляют ныне около 75% населения Сиккима.

После обретения Индией независимости (1947) автократическое правление чогьяла Сиккима вызвало народные волнения (1947-1949); чогьяла обратился к Индии за помощью. В 1949 году над Сиккимом был установлен индийский протекторат. По договору 1950 года правительство Индии взяло на себя ответственность за оборону и территориальную целостность Сиккима.

В апреле 1974 года в Сиккиме были проведены первые всеобщие выборы в Законодательное собрание. Конституция, принятая 3 июля 1974 года, ограничила власть чогьяла. В сентябре 1974 года Сиккиму был предоставлен статут ассоциированного штата Индии. В апреле 1975 года на референдуме большинство населения Сиккима высказалось за превращение Сиккима в индийский штат. С мая 1975 года Сикким - штат Индии.

Посмотрите, еще есть , а так же где то есть и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сикким (Sikkim) - штат Индии, расположенный на северо-востоке страны, в Гималаях.

Сикким имеет наименьшую численность населения среди всех штатов, а по величине территории превосходит лишь штат Гоа. Крупнейшим городом и столицей штата является Гангток .

Сикким - не имеющий выхода к морю индийский штат, расположенный в Гималаях. Это наименее населённый индийский штат. На все передвижения по Сиккиму нужен пермит (он бесплатно выдаётся или при въезде в штат или в его столице – Гантоке).

Официальные языки - непали, лепча и бхутия, лімбу, неварский, рай, гурунг, мангар, шерпский и таманг, сунвар. За исключением непали, остальным языкам статус официальных предоставлен в первую очередь для сохранения местной культуры и традиций. Основные религии - индуизм и ветвь буддизма ваджраяна.

Штат Сикким расположен в предгорьях и на склонах Гималаев и официально отнесён к одному из экорегионов Индии. Большая часть штата покрыта лесами, что обеспечивает необычайное богатство как фауны, так и флоры. Множество климатических поясов, связанное с большой разницей высот на территории штата, привело к большому разнообразию растений.

Рододендрон является символом Сиккима, 35 видов рододендронов произрастают от субтропической до высокогорной климатической зоны

Несмотря на небольшую территорию, на территории Сиккима расположены шесть федеральных охраняемых природных зон: один национальный парк, национальный парк Канченджанга и пять природных заповедников (англ. wildlife sanctuaries): Барси Рододендрон, Кьонгносиа, Маэнам, Фамбонг Ло и Шингба . Все они были образованы после присоединения Сиккима к Индии и все созданы для защиты гималайских ландшафтов. Старейшей природоохранной зоной Сиккима является национальный парк Канченджанга, основанный в 1977 году и занимающий 1784 км² территории. В будущем планируется организация ещё пяти охраняемых территорий, включая национальный парк Кьонгносиа.

Население Сиккима отмечает как индуистские (Дивали, Дасара), так и буддистские (Лосар, Сага Дава, Лхахаб Дучен, Друпка Теши и Бхумчу) праздники. Во время Лосар - тибетского нового года - большинство правительственных учреждений закрываются на неделю. В последнее время в Гангтоке также отмечается Рождество, в основном, для привлечения посетителей во время перерыва в туристском сезоне.

Важной и неотъемлемой частью Сиккима являются буддистские храмы и монастыри. В Сиккиме встречаются религиозные учреждения трёх типов. Так-пху - храм, расположенный в пещере. В штате их достаточно много, но четыре из них (Лхари-ньинг-пху, Кадо-санг-пху, Пе-пху, Дечен-пху) считаются особо важными, так как по традиции считается, что там медитировал Гуру Ринпоче, основатель буддизма в Сиккиме.

Гомпа - собственно монастыри, комплексы, созданные для ухода от мира, содержащие храмы и религиозные школы. В Сиккиме расположены несколько десятков гомпа. Мани Лакханг - обычно небольшого размера храмы в населённых пунктах, не входящие в состав монастырей. В монастыре Румтек находится резиденция бежавшего из Тибета кармапы.

Важной частью сиккимской культуры являются народные танцы. Танцы разных народов, проживающих на территории Сиккима, существенно отличаются. Часто они приурочены к определённым буддийским или индуистским праздникам. Очень характерны для буддийской культуры Сиккима танцы с масками.

В Сиккиме получила большое распространение рок-музыка в западном стиле. Среди населения пользуется популярностью индийская поп-музыка, а также непальский рок, стиль, сложившийся под влиянием западной рок-музыки и использующий тексты на непальском языке.

Сиккимская кухня происходит из традиций народов, населяющих Сикким - непальцев, бхутия и лепча. Она имеет много общего с тибетской кухней, в частности, в ней преобладают блюда на основе лапши, такие как тхукпа (суп из лапши), чоумеин, тхантхук, фактху и гьятхук. Момо - мясные или овощные пельмени, приготовленные на пару - очень популярное блюдо. Чхурпи - молочное блюдо, аналог творога. К традиционным безалкогольным напиткам относятся мохи (слабокислое молоко) и дахи (молочный продукт). Традиционные алкогольные напитки - аналог пива, джаанр, изготовляемый из различных злаков, в том числе риса, и вино ракси. Алкоголь относительно дешёв, что связано с низкими налогами, поэтому широко потребляются пиво, виски, ром и бренди. В Сиккиме наиболее распространён алкоголизм среди всех штатов Индии.

Большинство домов в долинах и равнинных областях Сиккима сделаны из бамбука и обложены кизяком, что обеспечивает сохранение тепла, в горах - из дерева.

Достопримечательности Сиккима.

Монастырь Румтек , самый большой в Сиккиме, резиденция кармапы. Основан в 1730 году, позже горел и был восстановлен на новом месте.

Монастырь Дубди Гомпа в Юксоме, который считается старейшим в Сиккиме.

Монастырь Пемаянгсте около Гьяльшинга, важнейший монастырь традиции Ньингма, основан в XVII веке.

Трон, на котором короновали первого чогьяла Сиккима (находится в Юксоме).

Институт тибетологии Намгьял. Основан в 1958 году и построен в традиционном тибетском стиле. Здесь хранится богатейшая коллекция редких буддийских книг, статуэток, танок, священных объектов.

Руины Рабденце , второй столицы Сиккима, разрушенной непальцами в 1814 году.

Озеро Кхечеопалри в 27 км от Пеллинга, между Гьяльшингом и Юксомом, на высоте около 2 км. Считается священным как буддистами, так и индуистами.

Озеро Чангу на высоте около 4 км, на дороге, соединяющей Гангток и перевал Натула. Находится в пограничной зоне, для посещения требуется особое разрешение.

Долина Юмтанг длиной 135 км, знаменитая своими альпийскими пейзажами.

Основные мотивы, привлекающие туристов в Сикким - буддистские храмы и монастыри и природные достопримечательности.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Штат Сикким, Индия. The State of Sikkim.

Общая информация о штате Сикким.

Общая площадь территории штата Сикким - 7 096 км 2 .

Численность населения штата Сикким - 540 493 чел.

Официальные языки штата Сикким - непали, лепча,бхутия, раи, лимбу, невари, гурунг, шерпа, магар, таманг и сунвар. Также распространены языки английский и хинди. Кроме них местное население говорит также на языках якха, дзонгха,тхулунг, маджхвар, грома, маджхи и на тибетском.

Столица штата Сикким: Гангток.

Лучшее время для поездки в штат Сикким - с сентября по ноябрь, а также апрель-май. В октябре уже становится холодно в долинах Тсопта и Юмтханг. А с декабря по февраль в горах властвует настоящая зима, с морозами и снегами. Летом же, с июня по сентябрь, наступает сезон дождей. Это не совсем благоприятное время для туризма.

Карта штата Сикким.

История и культура штата Сикким, Индия.

Сикким - это самый немногочисленный штат Индии, а по площади территории - самый маленький штат после Гоа. Более того, только в этом регионе Индии среди населения преобладает непальское этническое большинство. И только в этой части индо-китайской приграничной территории открыта граница (правда, только для граждан, этих стран).

Можно сказать, что в Сиккиме только один настоящий город. Это Гангток, столица штата, с населением в 50 тысяч человек. Кроме Гангтока в штате имеется еще семь небольших поселений городского типа. Сикким состоит их четырех административных районов - Северного Сиккима, Западного Сиккима, Южного Сиккима и Восточного Сиккима.

Штат Сикким граничит на юго-востоке с Бутаном, на севере и востоке - с Тибетским Автономным Округом КНР, а на юге - с индийским штатом Западной Бенгалией.

Согласно самой популярной версии название штата произошло от слов языка лимбу «су» (новый) и «кхийим» (дом). Полагают, что такое название эти земли получили тогда, когда их первый единовластный властитель Пхунтсог Намгиял в 1642 году построил здесь свой новый королевский дворец. Но у народностей, населяющих штат, есть свои названия этого региона, которые в переводе звучат как «благодатный район», «долина риса», «укрепленное место» или просто «рай». А в индуистских религиозных текстах это место называется Индракил, что означает «сад Индры».

Еще в доисторические времена на этих землях проживали три племени - наонг, мон и чанг. Позже сюда пришли народы племени лепча, и коренные племена со временем полностью ассимилировались. Откуда произошли сами лепча, до сегодняшнего дня наверняка не знает никто. Одни исследователи полагают, что лепча - это представители клана нага, населяющего Гаро, Кхазию и Холмы Микир в районе долины Брахмапутра. Другие считают, что они относятся к народам, когда-то жившим на границе районов Мьянмы (Бирмы) и Тибета. Сами лепча считают, что их предки пришли на эти земли с востока вместе с племенем джиндакс, которое осело в Непале. У лепча и джиндакс схожие быт и традиции, поэтому эта версия небезосновательна. Первые лепча (также как и их потомки) отличались удивительно миролюбивым нравом, были близки к природе и очень набожны. Их основными занятиями были простейшие формы земледелия, они поклонялись духам стихий и животных и не особо заботились вопросами организации собственного государства.

В старинных преданиях говорится о том, что в 8-м веке н.э. на землях современного Сиккима появился Гуру Ринпоче, буддистский святой известный как Падмасамбхава. Он принес с собой ваджраянскую ветвь учения Будды, с которой знакомил местный народ. Гуру Ринпоче благословил этих людей и землю, на которой они обитали, и предсказал, что их возглавит праведный и религиозный король.

Но первые попытки создания государства на этих территориях были предприняты только около 1400 года н.э. вождем по имени Тур Ве Па. Вскоре он погиб в сражении, а его место сменили три короля - Тур Аенг Па Но, Сонг Па Но и Тур Алу Па Но. После смерти последнего из них прервалась первая королевская династия Сиккима, и власть стала переходить в руки избираемых лидеров.

Еще одна легенда гласит о том, как в те же времена, в 13 веке, в восточном Тибете в регионе Кхам принц династии Миньянг Гуру Таши услышал ночью божественный голос, который повелел ему отправляться в Дезонг, в «Долину Риса» (так в те времена называли тибетские земли). Гуру Таши послушался пророчества и вместе со своей семьей отправился на поиски своей судьбы, как ему и было сказано в божественном откровении. По дороге в Долину Риса семья принца оказалась в королевстве Сакья, где рабочие строили монастырь. В легенде говорится, что строители никак не могли установить несущие колонны, а старший из пяти сыновей Гуру Таши установил их в одиночку голыми руками. За это от монахов и работников, впечатленных его подвигом, он получил имя Кхъе Бумса, означающее «Превосходящий Десять Тысяч Героев», а от самого короля Сакья - королевскую дочь в жены.

После того, как его отец умер, Кхъе Бумса поселился в долине Чумба и там приступил к установлению контактов с племенем лепча. Их вождь Тхеконг Тек из Гангтока, будучи религиозным лидером в регионе, благословил бездетного Кхъе Бумсу на рождение трех сыновей, предсказав, что потомки Бумся станут в свое время правителями земель «Долины Риса». Преисполненный благодарности за столь обнадеживающие пророчества, Кхъе Бумса все больше сближался с Тхеконгом Тека. Вскоре такие дружеские отношения переросли в соглашение о братстве между племенем лепча и тибетскими иммигрантами бхутия, которое предводители народов заключили в местечке Каби Лонгсток.

Пророчество Тхеконга Тека сбылось, и после смерти Кхъя Бумсы его третий сын Мипон Раб стал предводителем бхутия. Считается, что от его четырех сыновей взяли свое начало четыре сиккимских клана, существующих по сегодняшний день. Со временем Мипон Раба сменил на троне четвертый сын Бумсы, Гуру Таши, носивший имя своего деда. Именно он перенес столицу своих владений в Гангток. А лепча тем временем, после смерти своего несменного вождя Тхеконг Тека, распались на множество кланов, которые стали один за другим обращаться за защитой и покровительством к Гуру Таши. Правление Гуру Таши ознаменовалось тем, что при нем на землях лепча окончательно закрепилась бхутийская правящая династия. Это подготовило хорошую почву для образования бхутийской монархии. Сам Гуру Таши и стал ее первым официальным правителем. В дальнейшем его сменили на троне Джово Нагво, Гуру Тензинг, Джово Апха. Во времена их правления бхутийская монархия объединила в себе народы бхутия и лепча. И спустя шесть веков начало сбываться предсказание Гуру Ринчпоче.

У правителя Гуру Тезинга в 1604 году родился сын Пхунтсог, который позже сыграл немаловажную роль в жизни «Долины риса».

В 1642 году в горное королевство, на место современного городка Юксом («Три мудреца»), с юга, севера и запада пришли три тибетских ламы. Они стали спорить о том, нужен ли языческому Сиккиму праведный и религиозный правитель, как предсказывал Падмасамбхава. По его словам с востока должен прийти мужчина с именем Пхунтсог, но никто из мудрецов не знал такого подходящего кандидата. На восток на поиски нового правителя были посланы гонцы, и в районе Гангтока действительно нашелся мужчина по имени Пхунтсог, «подходящий» под приметы предсказания. Это был именно сын Гуру Тезинга. Очень скоро он был коронован как первый сиккимский чогьяла Пхунтсог Намгиял (в переводе с тибетского слово «чогьяла» означает «праведный правитель»).

В начале 17-го века в Сикким начали в больших количествах иммигрировать тибетцы, которые покидали насиженные места по самым разным причинам. В Сиккиме они первое время селились на территориях, ни кем не занятых, и на которые никто не претендовал. Но конфронтация «желтых и красных шапок» в Тибете заставила еще больше тибетцев бежать в Сикким, где они, благодаря своим родственным связям с бхутия и своему происхождению, получали статус аристократии. Освоившись на новых землях, тибетцы стали подминать под себя земли бесконфликтных и миролюбивых лепча, а также всячески старались навязать учение Будды местным язычникам. Их старания не имели большого успеха, потому как лепча, несмотря на правителя-буддиста, старались держаться от буддизма как можно дальше. Ощутив подобное сопротивление, иммигранты-красношапочники, уже находящиеся в рядах бхутия, решили добиться своего, сделав ставку на самого чогьяла.

Они вывели его родословную от знаменитого основателя Миньянг, королевства восточного Тибета, основанного в 9-м веке и существовавшего довольно длительный период.

Пхунтсог на самом деле по своему происхождению был бхутия и дальним потомком Индрабодхи. Эти говорило о его кровной связи с Тибетом. После своей коронации он по настоянию трех лам отправился в Тибет за благословением Далай Ламы. Последний не только благословил нового правителя Сиккима на правление на южных склонах Гималаев, но и подарил ему важные буддистские и очень значимые сакральные церемониальные артефакты. Таким образом, сиккимская династия стала самым тесным образом связана с тибетской теократией. И с тех пор все чогъялы во времена своего правления обращались к Тибету за религиозной и политической поддержкой и во всех своих действиях руководствовались авторитетным мнением тибетских лам.

Пхунтсог Намгиял оказался замечательным хозяйственником, впервые за все время истории Сиккима сумев сконцентрировать в одних руках все его обширные территории, которые на тот момент были во много раз больше границ современного штата. Королевство раскинуло свои владения на севере до Тханг Ла в Тибете, на востоке - до Тагонг Ла возле Паро в Бутане, и юге до Титалии, находящейся на стыке Бихара и Западной Бенгалии, а также до Тимап Чортен, расположенного на реке Тимар в Непале. Так как Гангток находился в непосредственной близости от крупного тибетского коммерческого центра Ятунгу, откуда можно было ожидать непосредственной угрозы, Пхунтсог Намгиял принял решение перенести столицу своего государства в город Юксом. Владения Намгияла были разделены на двенадцать дзонгов (районов), во главе каждого из которых были поставлены губернаторы. Чогъял Пхунтсог был известен своим бережным отношением к национальному составу страны. Чтобы сохранить мир между народностями лепча, бхути и лимбу он назначал губернаторов из представителей этнического большинства. Государственной религией был объявлен буддизм, и такое положение вещей оставалось неизменным во времена правления всех Намгиялов.

В 1670 году столица Сиккима была перенесена из Юксома в Рабдентсе новым правителем Сиккима Тенсунгом Намгиялом, который сменил на троне своего отца Пхунтсога. Правление Тенсунга отмечено мирными годами и процветанием Сиккима. Новый чогъял взял себе трех жен - бутанку, тибетку и дочь верховного вождя лимбу Йо Йо-Ханга.

Когда Тенсунг Намгиял в 1700 году умер, то правление Сиккимом перешло в руки его несовершеннолетнего сына от второй жены Чадору Намгиялу. Это пришлось не по нраву его двоюродной сестре Пендионгме, дочери первой жены Тенсунга. В том же году в Сикким вторглись бутанские войска, поддерживавшие Пендиогму, и юный правитель вынужден был бежать в Лхасу. Вместе с ним бежал и его преданный министр Юнгтхинг Йеше.

Чадор провел в изгнании десять лет. Все это время он провел в изучении тибетской литературы и буддизма и достиг в этом настолько высокого уровня, что смог получить пост главного астролога Далай Ламы Шестого. Во время службы он очень хорошо проявил себя и добился высочайшего расположения Далай Ламы. Когда в Рабдентсе бутанцы схватили и бросили за решетку сына Юнгтхинга Йеше, верного министра Чадора, то тибетские войска по распоряжению Далай Ламы вторглись в Сикким и потребовали у бутунского короля Деба освобождения его армией оккупированных сиккимских территорий. Королю пришлось уступить требованиям тибетских войск, но юго-восточная часть сиккимских земель все же осталась во владении колонизировавшего ее Бутана. Чадор Намгиял вернулся в Рабденсе в качестве законного чогъяла и занял свой трон. Но Пендиогма, из-за которой он был вынужден столько лет провести в изгнании, не стала мириться с таким положением вещей и в 1716 году сумела отравить чогъяла во время его отдыха на термальных источниках в Раланге, вступив в сговор с одним тибетским лекарем.

За убийство своего правителя королевские солдаты немедленно казнили лекаря, а с Пенгдиомой расправились, задушив ее шелковым шарфом.

После этих событий в 1717 году место чогъяла занял Гурмед Намгиял, десятилетний сын Чадора. Во времена его правления горное королевство неоднократно пережило нападения непальских гуркхов с запада и бутанцев с востока. По этой причине молодому чогъялу пришлось организовать фортификационные работы в Рабдентсе силами местного населения. Но многие подданные, недовольные его действиями, покинули столицу. Они ушли в район Лимбуан, постепенно ставший мятежной провинцией. Со временем он практически отделился от сиккимского королевства и перешел под власть более сильных непальцев. Пограничные конфликты с Бутаном росли, и вождь магаров Таши Бидур организовал открытое восстание против чогъяла, которое вскоре было подавлено. Гурмед Намгиял умер очень рано, в 26 лет, и не успел оставить после себя наследника. Но перед смертью он успел огласить, что его ребенка носит одна монахиня из монастыря Санга Чоелинг. До сегодняшнего дня принято считать, что такое решение чогъялу продиктовали сами ламы, для того, чтобы сохранить династию Намгиялов у власти.

Мальчик, родившийся 1733 году, был объявлен ламами новым владыкой Сиккима и получил имя самого первого его правителя - Пхунтсог Намгиял Второй. Сомнения в происхождении нового владыки вызывали трения в обществе даже среди самих бхутия. Многие не хотели признавать в новом короле законного владыку. Ситуацией воспользовался приближенный Гурмеда Намгияла, его казначей Тамданг. Он сконцентрировал вокруг себя значительную часть оппозиционных сил и не допустил сторонников Пхунтсога Второго к управлению страной. В течение трех лет он самостоятельно правил страной, пока право ребенка-короля на трон не отстояли лепча. Они вырастили юного правителя и под предводительством Чандзода Карванга вернули власть в руки наследника Намгиялов. Тамданг бежал в Тибет за помощью лам, но те, действуя в интересах страны, приняли сторону Пхунтсога Второго.

Спустя некоторое время к малолетнему чогъялу обратилось племя магар. Сын погибшего вождя просил благословления на правление, но ему было отказано в их просьбе. Магары, взбешенные таким ответом, навсегда разорвали союз с Сиккимои и обратились за помощью к бутанцам.

А в 1752 году разрослись протестные настроения против чогъяла в племени тсонг. Они вылись в вооруженное восстание, которое было успешно подавлено армией Чандзода Карванга. Серьезная угроза над Сиккимом нависла, когда к 1769 году вся власть в Непале сконцентрировалась в руках гуркхов.

В последующие годы их войска семнадцать раз вторгались во владения Пхутсонга Намгияла Второго. Они поддерживали и подстрекали оппозиционные силы внутри страны. В 1770 году район на востоке от реки Тиста был оккупирован армией Бутана, но после переговоров бутанцы отступили. Спустя пять лет было подписано соглашение с гуркхами о ненападении ими на Сикким, но гурхи свое слово держали не долго. Очень скоро их войска оккупировали земли западного Сиккима.

В 1780 году чогъялом стал Тензинг Намгиял, одиннадцатилетний сын Пхунтсога Намгияла Второго. В том же году гурхи, воспользовавшись сменой правительства Сиккима, оккупировали большие участки в королевстве, и юный правитель был вынужден спасться бегством из Рабдентсе в Лхасу. Гурхи, обосновавшись на новых территориях, получили теперь выход к Тибету, что, конечно же, не могло не взволновать самих владык Поднебесной. Китайская династия Цинь в 1791году направила свои войска в сторону непальских захватчиков и без труда смогла их разбить и отбросить назад на непальские земли. В дальнейшем был подписан шино-непальский договор о том, что Сикким теряет некоторые свои районы, но получает взамен суверенитет и право на восстановление монархии.

Тензинг Намгиял так и умер в изгнании, поэтому на управление Сиккимом ламы в 1793 году послали его восьмилетнего сына Тшудпунда. Новый чогьял, повзрослев, перенес столицу Сиккима в Тумлонг, так как из-за близости непальской границы посчитал Рабдентсе весьма неспокойным местом. Он оказался прав, так как постепенно бывшая метрополия была разорена постоянными набегами бутанцев и непальцев.

Захватнический дух непальцев не был сломлен сокрушительным поражением от китайских войск, и они продолжали нападать и на Сикким, и на соседние земли, которые уже были оккупированы британцами. Европейцы, желая обезопасить себя от нападок непальцев, а также, рассчитывая наладить торговые связи с Тибетом, установили дружественные отношения с правителем Сиккима. После того как гуркхи напали на Сикким, захватили всю территорию Тераи и окончательно разрушили Рабентсе в 1814 году, британцы вывели свои войска, и началась Первая Англо-Гурхская война. Также этому поспособствовали и множество пограничных стычек и нападения гуркхов на другие районы Индии.

Война длилась два года. В 1816 году британцы разбили гуркхов, но при этом сами понесли большие потери, о которых сами помнят до сих пор. 4 марта того же года было заключено Сугальское соглашение, согласно которому Дарджиллинг и другие земли Сиккима, оккупированные Непалом, переходили под управление Британской Ост-Индской компании. А в Титалии в феврале 1817 года британцы и чогъял подписали союзнический договор о том, что все сиккимские территории, захваченные гуркхами за все время существования королевства, возвращались обратно во владения Сиккима.

Но постепенно дружественные отношения между Ост-Индской компанией и Сиккимом значительно охладели. Более сильные британцы сменили свои приоритеты. Теперь они захотели видеть в числе своих территорий Дарджиллинг, который привлекал их своим климатом и благоприятным стратегическим расположением. Оказав значительное давление на чогъяла, британцы добились своего, получив от него подписанное дарственное соглашение, которым Сикким передавал Дарджиллинг в собственность британцев взамен на ежегодные материальные компенсации в заранее оговоренных размерах. Но после того, как британский суперинтендант вошел в Дарджиллинг, никаких выплат осуществлено не было. Кроме того, колонизаторами были введены налоги в регионе Моранг. А со временем все сиккимцы, переезжающие в Дарджиллинг на работу, рассматривались как подданные Британской Империи. Это было очень не по нраву феодалам Сиккима, и они, озабоченные потерей своих подданных, потребовали у британцев их принудительного возвращения в Сикким. Ост-Индская компания эти требования проигнорировала. Когда же правительство Сикким в 1849 году арестовало суперинтенданта Дарджиллинга и известного ученого-ботаника во время их совместного похода в горы Сиккима без разрешения чогъяла, британцы выставили Тшудпунду Намгиялу настолько жесткий ультиматум, что уже через месяц после заключения оба узника были выпущены на свободу.

В 1850 году в Сикким была направлена ост-индская карательная экспедиция, результатом которой стал официальный отказ британцев от обещанных ежегодных выплат за Дарджиллинг. Второй экспедиции сиккимские войска сумели устоять и отбросить ее от Ринченпонга. Но с посланной вслед второй третьей карательной экспедицией британцы сумели захватить столицу Тумлонг, полностью присоединить к себе Дарджиллинг, а также и некоторые другие районы Сиккима. Главным трофеем стало полное фактическое подчинение чогъяла британскому губернатору.

По прошествии двух лет, в 1863 году, под давлением Великобритании Тшудпунд Намгиял отказался от престола, передав его своему сыну Сидкеонгу. Вместе с этим были возобновлены выплаты за использование Дарджиллинга, причем, в надежде на дальнейшее положительное развитие отношений с Сиккимом, эти выплаты были увеличены Великобританией вдвое.

Сидкеонг умер в 1874 году, не оставив после себя наследника, и право на трон получил его двоюродный брат Тхутоб Намгиял. К этому времени значительную часть сиккимского населения составляли переселенцы из Непала. Из-за постоянных трений между коренным населением и непальцами Великобритании пришлось вмешаться во внутренние дела королевства. Британские власти начали фактическое управление регионом в пользу непальских иммигрантов.

Намереваясь установить торговые отношения с Тибетом, британцы активно приступили к строительству дорог в Сиккиме. Но это показалось подозрительным самим тибетцам, и в 1886 году тибетские войска захватили Лингту, находившийся недалеко от сиккимского перевала Джелепла. В мае 1888 года тибетцы атаковали Гнатханг, но в результате были отброшены назад, а британские войска, подошедшие в сентябре, выбили их и из Лингту. В 1889 году Великобритания направила в Сикким своего уполномоченного офицера по политическим делам, который взял под свое наблюдение и контроль деятельность чогъяла Тхутоба Намгияла. В 1890 году Сикким был официально объявлен британским протекторатом, в результате чего получил немного больше суверенитета. А в 1894 году Гангтоку был возвращен статус столицы.

В 1904 году Великобритания, встревоженная все более возрастающим влиянием России в Тибете, направила свою экспедицию в Лхасу через перевал Джелепла. Результатом этой экспедиции стало право на осуществление монопольной торговли с Тибетом, к тому же торговый путь Сикким-Дарджиллинг уже был налажен.

Новым чогъялом Сиккима после смерти своего отца Тхутоба Намгияла в 1914 году стал Сидкеонг Тулку. Но в том же году, 5 декабря, он скончался от сердечного приступа при загадочных обстоятельствах. Власть в Сиккиме перешла в руки его двоюродного брата Таши Намгияла. На тот момент ему уже был 21 год. Таши Намгиял остался известен в истории Сиккима как хороший реформатор и установитель прочных связей между Сиккимом, Тибетом и Индией.

Таши Намгиял правил в Сиккиме до самого принятия независимости Индии. По результатам голосования Сикким не присоединился к Индии. Таши Намгиял добился для своего королевства уникального статуса протектората. При таком положении вещей индийское правительство имело право контролировать внешние связи своего протектората, его оборону, вопросы коммуникации и дипломатии. Но при всем этом автономным монархом Сиккима оставался чогъял. Но такая ситуация способствовала формированию в Сиккиме сильной оппозиции, выступающей за присоединение к Индии и демократические преобразования в регионе.

Правление Таши Намгияла закончилось в 1963 году, когда после его смерти власть в протекторате перешла к его сыну Палдену Тхондупу Намгиялу. Но к началу 70-х годов в стране политическая нестабильность достигла такого уровня, что в 1973 году у дворца чогъяла прошли массовые выступления против существующей власти. Последовавший за этим политический коллапс вынудил правительство Сиккима обратиться за помощью к Индии. В 1975 году сиккимский премьер-министр (кази) по совету федерального индийского правительства подал запрос в индийский парламент на изменение юридического статуса Сиккима и на присвоение ему статуса полноценного индийского штата.

Индийские войска вошли в Гангток в апреле 1975 года и разоружили дворцовую гвардию. В результате проведенного общенародного референдума, когда большинство населения региона высказалось за присоединение Сиккима к Индии, сиккимская монархия была упразднена, а сам Сикким был официально объявлен двадцать вторым индийским штатом. Правление Сиккимом династии Намгиялов насчитывало на тот момент 332 года.

В 2000 году из оккупированного Китаем Тибета сбежал Кармапа Ургьен Тринлей Дордже, известный буддистский религиозный деятель. Он вернулся в сиккимский монастырь Румтек, а правительство поднебесной оказалось в затруднительном положении. Если бы они направили в адрес Индии жалобу, то это означало бы их согласие с индийским суверенитетом над Сиккимом, а китайцы никак не хотели этого делать. Официально в Китае Сикким считался независимой страной, оккупированной индийцами. Но после тяжелой дипломатической работы и долгих раздумий с обеих сторон в 2003 году было подписано индо-китайское соглашение, согласно которому Сикким официально признавался Китаем частью Индии, а Индия, в ответ на это, признала Тибетский Автономный Округ частью Китая.

Это соглашение как нельзя лучше сказалось на индо-китайских отношениях, которые были довольно-таки напряженными в течение долгого времени. Благодаря этому соглашению 6 июля 2006 года для пограничной торговли и международного сообщения был открыт гималайский перевал Натху Ла. Через этот перевал проходит участок Великого Шелкового Пути. Еще в древности по нему перевозились специи, меха и шерсть. Сегодня этот перевал открыт только для граждан Индии и Китая, но и это уже существенный шаг к дружественным и партнерским отношениям между странами.

Большая часть территории штата Сикким до сих пор находится под контролем индийской армии, а для посещения многих районов штата туристами требуется оформление специального пермита, или же они и вовсе могут оказаться закрыты для посещения.

Но оформить пермит, как правило, не представляет больших сложностей, так как это процедура большей частью является обычной формальностью.

Разнообразие климатических зон на гималайских склонах (тундра на севере, переходящая в субтропики на юге) дало Сиккиму весьма разнообразные и насыщенные флору и фауну. В низинных районах штата, которые начинаются с высоты от 280 метров над уровнем моря, на холмах раскинулись пышные субтропические леса, которые занимают более трети всей территории штата. Здесь, в его горных районах, журчат холодные ручьи, зеленеют и цветут альпийские луга, а над ними, с севера и востока, белеют гималайские вершины, покрытые льдами. Самым высоким горным массивом Гималаев на территории Сиккима является Канченджанга высотою в 8686 метров. Это название в переводе звучит как «Пять сокровищ великих снегов», так как состоит Канченджанга из пяти вершин. Всего же в штате находится более 80 ледников и 28 горных пиков. Многочисленные горные потоки и маленькие речушки, подпитываемые талыми водами с гор, образовывают в каменистых ландшафтах живописные долины и в низинах сливаются в две основные реки штата. Главная из них - это Тиста, являющаяся главной жизненной артерией Сиккима, а вторая - ее приток Рангит.

Правительство штата большое внимание уделяет экологии своего района. Здесь официально запрещены пластиковые пакеты, а также действует целый ряд государственных программ по сохранению природной первозданной красоты Сиккима. Под защитой Министерства по Охране Окружающей Среды Индии находится более 81% территории штата.

На этой благодатной земле произрастает более 5000 видов растений. Среди них 515 уникальных видов орхидей, а также несколько тысяч видов эндемичных, медицинских и редких растений. Животный мир Сиккима представляют снежные леопарды, олени, лангуры, гималайские медведи, яки, попугаи, золотые орлы и еще великое множество других растений и животных, птиц и насекомых. Некоторые представители флоры и фауны занесены в Красную Книгу.

Каменистые почвы Сиккима не оставляют шансов для развития земледелия. Оставшиеся пригодные участки местное население оборудовало под террасные поля, которые очень эффективно и активно используются. Основные статьи дохода штата составляют сельское хозяйство и туризм. Именно в Сиккиме выращивается самое большое количество Кардамона во всей Индии.

Индийское правительство учредило на территории Сиккима свободную экономическую зону. Также ведется активное строительство коммуникаций и дорог, и выполняются государственные программы по стимулированию местного производства. Благодаря всем этим мероприятиям Сикким занял второе место среди индийских штатов по темпам экономического роста после Дели. Также в этом штате процветает игорный бизнес, в том числе азартные игры и казино. В этот бизнес сейчас делаются большие инвестиции при поддержке местного и федерального правительств, и в последствие от него ожидается скорая прибыль.

Последние годы правительство Сиккима занимается активным продвижением местного туризма и это вполне оправдано. И индийские и иностранные туристы уже успели убедиться в том, что у Сиккима в этой области невероятно большой потенциал.

Исторически сложилось так, что большая часть населения штата - это этнические непальцы, предки которых появились на этих территориях только в 19 веке. Своим приходом они сделали индуизм главной религией на этой земле. На сегодняшний день индуистами в Сиккиме являются около 67% населения. Вторая по числу последователей религия - это ваджраянская ветвь буддизма. К ней себя относят около 30% населения. Около 2% населения исповедуют христианство. В основном это лепча. Также в штате проживают в небольшом количестве мусульмане и джаины.

Несмотря на многовековую вражду с Непалом, на этих землях никогда не было эскалации межэтнического насилия, которое наблюдалось в других индийских штатах.

Достопримечательности штата Сикким, Индия.

Случайно в этот штат туристы не попадают, а как правило, едут сюда преследуя конкретные туристические цели. Поэтому праздные вопросы «Чем заняться?» практически не возникают. Несомненно, заняться есть чем.

Сикким - это древнейшее буддистское королевство. Его интересная и глубокая история оставила после себя множество напоминаний. Всего в Сиккиме находится более 70 буддистских монастырей. Старейшие их них были построены в 1740 году. В 2000 году стал популярным среди туристов монастырь Румсток, ставший известным после того, как здесь появился Кармапа Ургьен Тринлей Дордже, известный буддист, бежавший из Тибета. Румсток находится всего в 24 километрах от Гангктока. Также пользуется популярностью Карма Кагью, центр школы тибетского буддизма, построенный в 1740 году. В свое время он была разрушен, но в 1959 году его восстановили, только в несколько ином виде. Каби Лунгсток знаменит тем, что именно здесь был подписан договор о дружбе между вождями бхутия и лепча. А в храме Баба Мандир проповедовал Харбаджан Сингх Баба. Это замечательное место для любителей трекинга, которое находится совсем недалеко от китайской и бутанской границ.

На севере штата находится городок Чунтгтханг, который благословил сам Гуру Ринпоче. Здесь реки Лачен и Лачунг сливаются в одну и образуют реку Тиста. Древняя столица Юксом стала популярной среди любителей высокогорного треккинга. Этот город считается святым, так как именно там находится трехсотлетний монастырь Дубди Гомпа. Пейлинг популярен среди любителей горных видов и пеших прогулок. Красивейший вид открывается с Пемаянгтсе, одной из самых святых гомп Сиккима. И, конечно же, нельзя не сказать про Рабдентсе - разрушенной древней столицы Сиккима. В Намчи, административном центре Южного Сиккима, нельзя обойти стороной местные буддистские монастыри. Здесь же находится и статуя Гуру Ринпоче высотой в 36м. Именно она считается самым высоким образом этого святого.

В Лачунге расположен одноименный монастырь Лачунг Гомпа, считающийся одним из самых красивых монастырей в Сиккиме. Конечно же, этот список сиккимских достопримечательностей можно продолжать еще долго, ведь в Сиккиме находится еще не один древний памятник.

Как правило, для туристов изучение исторических достопримечательностей не обходится без трекинга по самым живописным местам Сиккима. Для любителей активного отдыха здесь есть масса возможностей для пеших прогулок и турпоходов. Также любителям активного отдыха в Сиккиме доступны рафтинг, каякинг, сафри на яках, альпинизм, горный велосипед, скалолазание и обязательно трекинг различных уровней сложности. И это еще далеко не полный перечень интересных занятий в Сиккиме.

Самый короткий и простой путь для трекинга - это популярный маршрут к Дзонгри. Он проходит через великолепные горные ландшафты, с которых открываются восхитительные виды. Также в Сиккиме, на высоте 5150 м расположено одно из самых высокогорных озер мира, озеро Гурудонгмар. Оно считается святым и, к сожалению, пока недоступно для иностранных туристов. Но, получив специальное разрешение, можно посетить спрятанное в лесу озеро Тсонгмо, являющееся временным приютом для перелетных птиц. Здесь также находится трехуровневая пещера Тсетен Таши. Интересным местом является перевал Натху Ла, открытый для торговли с Китаем, но, опять таки, он пока закрыт для иностранных туристов. Но главным магнитом для туристов является долина Юмтханг. В мае-июне здесь расцветают рододендроны, а на заснеженных склонах пасутся склада яков. В этой долине находится горячий источник. И этот источник в Сиккиме не единственный.

Горячие источники Сиккима знамениты своими медицинскими и терапевтическими свойствами. В их воде растворены серные соединения, а ее средняя температура составляет приблизительно около 50 о С. Главные термальные источники находятся также в Пхурчачу (Реши), Боранге, Раланге, Юмей Самдонге и Тарам-чу.

В Сиккиме имеются отличные линии связи и коммуникации. В крупных городах достаточно интернет-кафе, но связь, осуществляемая по спутниковому каналу, зачастую накладывает свои ограничения. Спутниковое телевидение встречается во многих отелях и домах. Цены на проживание в отелях вполне доступны, также как и питание в ресторанах.

Вниманию туристов!!! Для посещения Сиккима необходимо предварительно оформить специальный пермит. Это не сложная и бесплатная процедура. Получить пермит можно в зарубежных посольствах Индии, там же, где оформляются и визы, а также на приграничном посту в Рангпо, в Колкате (Калькутте) в Сиккимском Доме, в Силигури в офисе Сиккимского Агенства по туризму и во всех крупных F.R.R.O. (офисах регистрации иностранцев).

Обычный пермит выдается на срок до 15 дней. Он трижды может быть продлен еще на 15 дней, но нужно обращаться в полицейское управление в Тикджуке, в F.R.R.O. в Гангтоке, или к полицейскому суперинтенданту в Намчи или в Мангане за два дня до окончания срока его действия. Выехав из Сиккима, до следующего его посещения должно пройти не менее трех месяцев.Конечно, это правило не касается автобусных транзитов по Западной Бенгалии, когда маршрут лежит из одного населенного пункта Сиккима в другой. Стандартный пермит позволяет посещение Гангтока, Лингдума, Южного Сиккима, Румтека и всех районов, находящихся вдоль дороги Гангток - Сингхик и на большую часть асфальтированных дорог в Западном Сиккиме.

Если планируется посещение высокогорных, приграничных и закрытых районов, то необходимо будет оформить специальные пермиты. Это можно сделать через местные трекинговые и туристические агентства. Такие пермиты выдаются на различный срок действия. Пермит для посещения озера Тсомго выдается всего на несколько часов в светлое время суток, на поездку севернее Сингхика - пять дней/четыре ночи, а пермиты для трекинговых маршрутов по Сингалила Ридж и Гоеча Ла действуют до 15 суток.

Организация сиккимского туризма основана на авторизованных туристических агентствах, поэтому лучше сразу присоединиться к экскурсии, организуемой одним из них. Это будет, по сути, аренда джипа, жилья и услуги гида. Агенты всегда расскажут о необходимости оформления пермита в конкретный район. Легче всего получить пермит организованным группам в составе от четырех (реже двух) человек.

Как добраться в штат Сикким.

Здесь нет аэропортов и железной дороги, поэтому добраться сюда можно только на джипе или на автобусе из соседнего штата Западная Бенгалия.
Ближайшие аэропорты находятся в 124 км от Гангтока в Силигури Западной Бенгалии и в Багдогре. Здесь действуют регулярные, но дорогие вертолетные рейсы в Гангток.
Из-за муссонных дождей и от последствий зимних месяцев сиккимские дороги сильно страдают, но, тем не менее, находятся они в лучшем состоянии, чем в среднем по всей Индии.
Это потому, что их обслуживают специальные подразделения индийской армии.
NH31А - это национальный хайвей, соединяющий Гангток с Силигури. По этой трассе проходит основной поток транспорта - грузовики, автобусы, автомобили, которые связывают с Индией самые разные уголки Сиккима.
Есть еще несколько других дорог, которые соединяют западные и южные районы Сиккима с Калимпонгом и Дарджилингом Западной Бенгалии.
Ближайшие железнодорожные станции расположены в Нью-Джалпайгури и Силигури. Сейчас ведется строительство ветки в сторону Дарджилинга от Рангпо. Ее запуск произошел в 2015 году.

Штат Сикким часто называют последней Шангри-Ла - это литературное название благословенной мифической страны Шамбалы в горах . По легендам, Шамбала сделалась невидимой после вторжения мусульман в Центральную Азию и только люди с чистыми душами могут найти ее.

Народы

По представлениям всех народов, живущих в штате Сикким, какой бы веры они ни придерживались, эта часть Гималаев - место Силы.
Каждый из этих народов имеет свое древнее название Сиккима. Бхути - «укрепленное тайное место». Тибетцы - «долина риса». Лепча - «благодатный край» («рай»). В индуистских религиозных текстах Сикким называется Индракил - «Сад Индры» (Индра - повелитель Небес). Но утвердилось название из языка лимбу - первых жителей Сиккима - Су-Кхийим: слог «су» означает «новый», а «кхийим» - «дом» или «дворец». «Пять сокровищ великих снегов» - так переводится имя горы, точнее, горного массива Канченджанга, или Канче, на границе Сиккима и Непала, третьей по высоте вершины Гималаев и мира после Джомолунгмы и . У нее пять пиков, и все они выше 8000 м. Относительно того, что такое «пять сокровищ», есть легенды с материальным объяснением (соль, драгоценные камни, зерна растений, непобедимое оружие и священные тексты), но исследователи считают, что под сокровищами тут понимаются пять граней высшей мудрости. Канченджанга почитается равно и индуистами, и буддистами. Первое упоминание Сиккима в письменных источниках связано с путешествием в VIII в. буддийского махатмы - на санскрите «великой души» - по имени Падмасамбхава, или Гуру Римпоче (Драгоценный Учитель), которому посвящен самый большой буддистский монастырь Сиккима Румтек.

История

Гуру Римпоче благословил Сикким и предсказал: быть ему королевством. А главный его подвиг - посрамление жрецов и колдунов. Он превзошел их в магии, подчинив себе демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами - защитниками Дхармы. Однако тибетский историк Сайлен Дебнатх утверждает, что тибетский император Стронсен Гам по задолго до Римпоче построил крепость в районе нынешнего Гангтока. Следующий эпизод традиционной истории Сиккима современные ученые тоже подвергают сомнению: слишком много в нем мистических совпадений, но вот как рассказывают его в Сиккиме. Примерно в XIII в. страну стали заселять племена лепча, пришедшие из Ассама. В XIV в. тибетский принц Кье Бумса во сне получил от богов повеление переселиться на юг Тибета, что он, конечно, исполнил, его соплеменники начали переселяться в Сикким в XV-XVI вв. В 1642 г. (и это уже факт) потомок Кье Бумса Пунцог Намгьял был коронован тремя ламами, явившимися с севера, запада и востока (как якобы и было предсказано в том самом мистическом сне). Пунцог Намгьял был просвещенным чагьялом (монархом), он заложил в Сиккиме много буддистских монастырей, храмов и школ при них. От него пошел обычай каждого третьего сына в семье отдавать в ламы (монахи). Страна при нем включала в себя часть Восточного Непала, долину Чумби (Тибет), долину Ха (Бутан) и часть Террая, включая Дарджилинг и Калимпонг. Юксом - первая столица Сиккима (ныне скорее село, чем город), это название с языка лепча переводится как «место встречи трех лам». Второй столицей был город Рабденце, разрушенный непальцами в 1814 г. Но еще раньше, в 1794 г., столицей стал Тумлонг. Гангток - столица Сиккима с 1894 г. В 1717-1734 гг. Сикким воевал с Бутаном и в результате этой войны утратил значительную часть своих территорий.
В 1886 г. англичане объявили о своем протекторате над территорией Сиккима и стали поощрять переселение гуркхов Непала в Сикким, непали ныне составляют основную часть его населения. В 1947-1950 гг., в несколько этапов, Сикким становится протекторатом Индии. В начале 1970-х гг. между королевской и исполнительной властью в Сиккиме начинают возникать серьезные противоречия. В апреле 1975 г. индийские войска оккупировали Сикким, затем провели референдум. Явка на него составила 59%. 97,5% принявших участие в референдуме проголосовали за вхождение Сиккима в состав Индии. 16 мая 1975 г. королевство прекратило свое существование, Сикким стал 22-м штатом Индии.
Панг Ламсол - главный праздник штата, он посвящен Божественному мосту между землей и Небом, каковым и для буддистов, и для индуистов является Канченджанга и хранимый ею Сикким.

Природа

Природа штата соответствует этому трепетному представлению. Немецкий тибетолог Эрнст Шефер, начальник знаменитой экспедиции на Тибет в 1938-1939 гг., описывает Сикким так: «Эта область объединяет в себе все жизненные пространства: тропики нетронутых цивилизацией лесов, субтропики, изобилующие различными орхидеями; умеренную зону со светлыми березками и мрачноватыми ельниками, растянувшиеся на много километров чащи рододендрона, покрывала альпийских лугов, пустые выщерблины горных пород и, наконец, вечные снега. Едва ли какая-то страна мира может тягаться с Сиккимом по богатству красок, изобилию форм растительного и животного мира, который таится в укрытиях горных лабиринтов… Даже в фауне здесь встречаются неслыханные контрасты. На юге коварный тигр крадется сквозь непроходимые девственные леса, опутанные лианами, чтобы разорвать робкого самбарского оленя. В то же время на севере гибкий снежный леопард в вечных снегах охотится на голубых баранов. А бескрайние степи, простирающиеся от пределов ледяных барьеров до самой «крыши мира», содрогаются под топотом копыт великолепных киангов, самых прекрасных диких лошадей Азии».
На территории штата расположено 28 горных вершин, более 80 ледников, 227 высокогорных озер, пять крупных горячих источников, температура которых превышает 50°С, более 100 рек и ручьев. Большая часть этой территории непригодна для земледелия, лишь на террасах пологих склонов юга штата выращиваются рис и другие культуры. Да и любое строительство тоже весьма проблематично: оползни в Сиккиме - частое явление, случаются и сильные землетрясения. Последнее по времени произошло в сентябре 2011 г., сила его была 6,9 балла по шкале Рихтера, эпицентр находился в 20 км от Гангтока, обрушилось около 20 домов, погибли люди (в соседних Непале и Бутане тоже).

Религия

Индуизм занимает в процентном отношении главенствующие позиции в духовной жизни штата. Однако при первом взгляде на Сикким так не скажешь: кажется, что здесь преобладает буддизм: во-первых, буддистских монастырей гораздо больше, чем индуистских храмов, во-вторых, всюду можно видеть молитвенные буддистские флаги, а в-третьих, буддистские и индуистские храмы почти не отличаются друг от друга внешне, все они выполнены в основном в тибетской архитектурной традиции. И есть еще одна важная вещь, объединяющая последователей всех религий в Сиккиме, это толерантность. Конфликты между людьми здесь, как и везде, разумеется, случаются, но все же гораздо реже, чем в других частях Индии, и в целом Сикким - очень спокойное место.
Всего в штате около 70 буддистских монастырей и около 3000 лам. Самые известные из монастырей - Гум, Ташидинг, Пемаянцзе, Сангачеллинг, Румтек. В монастыре Гум установлена статуя Майтрейи, Будды будущего, бодхисатвы, которого почитают все школы буддизма. В Пемаянцзе находится искусно вырезанная семиярусная деревянная скульптура, представляющая небесный дворец Падмасамбхавы и его обитателей и воплощающая основные этапы духовного развития человечества.
Очень нужна штату железная дорога. Планируется, что в 2015 г. городок Рангпо в Сиккиме будет связан ею со штатом Западная Бенгалия. Но от Рангпо до Гангтока - еще 40 км, и когда там будут проложены рельсы, пока не известно. Пока основное средство передвижения в штате - джипы, работающие как такси. Туристов в Сикким с каждым годом прибывает все больше и больше. Для посещения штата требуется специальное разрешение иммиграционной службы Индии (в Сиккиме стоит значительный военный гарнизон в связи с тем, что обстановка на границах с Непалом и Китаем бывает неспокойной).


Общая информация

Штат на северо-востоке Индии, в Гималаях , с наименьшим среди штатов Индии населением, а по площади меньше Сиккима только .

Административно-территориальное деление: 4 округа.
Административный центр: Гангток - 98 658 чел. (2011 г.).

Крупнейшие населенные пункты: Гангток, Сингтам, Рангпо, Джретанг, Намчи.

Языки: непали, лепча, бхутия, лимбу, неварский, рай, гурунг, мангар, шерпский, таманг, сунвари. Основной язык общения - непали, остальным языкам статус официальных в штате предоставлен для сохранения местной культуры и традиций. Многие жители штата владеют также хинди и английским.

Этнический состав: потомки непальских гуркхов, лепча, бхутия, лимбу, довольно часты межнациональные браки, и есть часть населения, затрудняющаяся определить, к какой этнической группе себя отнести.
Религии: индуизм - 60,9%, буддизм - 30,1%, христианство - 6,6% (Англиканская церковь Северной Индии), ислам (суннитского толка) - 1,4%, есть и небольшие общины джайнистов - 1% (эти цифры могут немного расходиться в разных источниках).

Денежная единица: индийская рупия.

Крупнейшие реки: Тиста, Рангит.
Крупнейшие высокогорные озера: Цонгмо, Гурудонгмар, Кхечеопалри.

Крупнейший ледник: Зему (25 км).
Ближайший аэропорт: Багдогра в городе Силигури (штат Западная Бенгалия), в 124 км от Гангтока. Оттуда в Гангток регулярно летают вертолеты.

Цифры

Площадь: 7096 км 2 .

Население: 607 688 чел. (2011 г.).

Плотность населения: 85,6 чел/км 2 .

Самая высокая точка: гора Канченджанга (8586 м).
Самая низкая точка: 280 м над у/м.

Климат и погода

От субтропического на юге до высокогорного на севере.
В обитаемой части штата преобладает умеренный континентальный климат.

Средняя температура января: 0°С.

Средняя температура августа (самоготеплого месяца): +23°С.

Ночные и дневные температуры могут резко колебаться.
Сезон муссонных дождей: май-октябрь, в это время весь штат окутывают туманы, дожди выпадают неравномерно.

Среднегодовое количество осадков: от 1270 мм на севере штата, до 5000 мм - на востоке.
Линия вечных снегов проходит на высотах около 4900-6100 м.

Экономика

Сикким - свободная экономическая зона Индии.
Полезные ископаемые: небольшие разрабатываемые месторождения медной руды, свинца, цинка, есть также пока не разрабатываемые залежи угля, графита и известняка.
Горячие минеральные источники с высоким содержанием серы.
Промышленность: на юге штата - небольшие промышленные предприятия: пивоварни (пиво на основе проса), спиртоперегонные заводы, красильное производство, часовой завод в Намчи.

Сельское хозяйство: выращивание кардамона, имбиря, апельсинов, яблок, чая, орхидей на экспорт. Выращиваются также (для внутреннего употребления) картофель, капуста, кукуруза, горох, фасоль, пшеница, ячмень, просо.

Скотоводство - буйволы, яки, овцы, козы, свиньи, мулы.

Традиционные ремесленные промыслы: резьба по дереву, изготовление ювелирных украшений из серебра и тибетских шерстяных ковров.
Сфера услуг: туризм, наиболее интенсивно развивается такая его разновидность, как трекинг, а также каякинг, рафтинг, альпинизм и туры на горных велосипедах - все под руководством опытных проводников.

Достопримечательности

Буддистские пещерные храмы Лхари-ньинг-пху, Кадо-санг-пху, Пе-пху, Дечен-пху.
Буддистские монастыри (гомпа) с храмами и религиозными школами: старейший - Дубди Гомпа в Юксоме (трон, на котором короновали первого чогьяла Сиккима), самый большой - Румтек (резиденция главы традиции Кагьюпа тибетского буддизма, Гьялва Кармапы, основан в 1730 г., позже горел и был восстановлен на новом месте в 1959 г.), а также Гум, Ташидинг, Пемаянцзе, Сангачеллинг.
Гангток : королевский дворец Цук Ла Канг, одновременно главный буддистский храм Сиккима, индуистские храмы Баба Харбхаджан Сингх, Тхакурбари и Хануман Ток, Институт тибетологии Намгьял (в его музее - уникальная коллекция древних буддийских книг, статуэток, произведений религиозной живописи на парче (тангка), различных предметов сакрального значения), парк орхидей.
Индуистский храм Махадеви у реки Рангит.
Руины Рабденце , второй столицы Сиккима.
Озеро Кхечеопалри в 27 км от Пеллинга, между Гьяльшингом и Юксомом, на высоте около 2 км. Считается священным и у буддистов, и у индуистов.
Озеро Чангу на высоте около 4 км, на дороге, соединяющей Гангток и перевал Натула.
Долина Юмтанг , славящаяся своими альпийскими пейзажами.
Джонгри-трек - основной пешеходный туристический маршрут в Сиккиме.
Национальный биосферный парк Канченджанга .
Природные заповедники : Барси Рододендрон, Кьонгносиа, Маэнам, Фамбонг Ло, Шингба.
Ботанический сад им. Джавахарлала Неру (на высоте 1800-2200 м, в 24 км от Гангтока).

Любопытные факты

■ Кармала - верховный лама буддистской школы Кагью. Он - воплощение энергии Будды Авалокитешвары. Как и далай-лама, после смерти воплощается в новом теле. Чтобы кармала мог полностью концентрироваться на тонких духовных энергиях, во время торжественных церемоний он надевает черный головной убор особой формы, поэтому его называют также «ламой черной короны».
■ Семена кардамона - главный предмет экспорта Сиккима, штат - самый большой поставщик этой пряности в мире.
■ Христиане Сиккима - это лепча, чьи предки были обращены в христианство британскими миссионерами в XIX в. В миссиях новообращенным бесплатно раздавали мешки риса.

Расположен в северо-восточной части Индии и знаменит своими великолепными горными массивами, зелёными долинами, полноводными реками и богатейшей флорой и фауной. Штат Сикким не отличается большой территорией, но именно здесь находится третий по высоте горный пик в мире — гора Канченджанга (её высота составляет 8 585 метров). Этот крошечный штат (его площадь составляет 7 096 квадратных километров) граничит с тремя странами — Непалом на западе, Китаем на северо-востоке и Бутаном на юго-востоке. Сикким невероятно популярен среди экотуристов.

Сикким — видео

Раньше Сикким был независимым королевством, которым правила династия Намгьялов. Королевство было освящено в 1641-м году тремя учеными буддийскими монахами. Только в 1975-м году он присоединился к и стал её 22-м штатом (сейчас в Индии ). В штате Сикким самые разнообразные традиции и обычаи, ведь эти места населяют различные этнические группы. Коренными жителями штата считается народ лепча, то есть "дети лесов". Затем, сюда с Тибета пришли бхутия, из Непала — непальцы, а некоторые народы переселились сюда с индийских равнин. Основным языком, на котором говорят в штате Сикким является непальский, но большая часть населения понимает и говорит так же и на хинди, английском, бенгальском и тибетском языках. Большинство жителей Сиккима исповедуют буддизм, поэтому в этом штате так много монастырей, полюбоваться которыми сюда приезжает множество туристов со всего мира.

Штат Сикким — фото

Достопримечательности штата Сикким

Город Гангток — столица штата Сикким , это уникальный курорт северо-восточной части Индии. Без сомнения, это один из наиболее популярных среди туристов городов штата. Гангток расположен на вершине горы высотой 1 700 метров и занимает площадь в 25 квадратных километров. Город знаменит прекрасными видами на горный хребет Канченджанга.

В западной части штата Сикким находится город Юксом . Юксом означает "место встречи трех ламп". Город расположен на высоте 1 780 метров над уровнем моря и именно отсюда альпинисты отправляются покорять горный хребет Канченджанга. Город Юксом — первая столица Сиккима. Здесь находилась резиденция Намгьялов — первых правителей Сиккима. Юксон — мирное место, убежище для тех, кто хочет отдохнуть от шумного мегаполиса. Город находится среди горных пиков, большинство из которых круглый год покрыты снегом. В 9-ти километрах от Юксома находится высочайший водопад в западной части Сиккима — водопад Пхамронг. Неподалёку есть мост и смотровая площадка с которых открывается головокружительный вид.

Одной из главных и удивительных достопримечательностей Сиккима являются его поразительные горные озёра . Самыми знаменитыми из них являются Чангу , расположенное на высоте 4 километра над уровнем моря, и Кхечеопалри (на высоте 2 километра). Существование озёр на такой высоте и в таком ландшафте удивительно само по себе. На языке пхути слово чангу означает "источник". Местные жители считают его священным, говорят, его вода обладает целебными свойствами. В этом месте невероятно живописно, оно поражает своей красотой, чистотой и свежестью.

Озеро Кхечеопалри, более известное как "озеро исполнения желаний" . Оно скрыто в глубине пышных лесов. Люди верят, что если помолиться у этого святого озера — все их желания сбудутся. Эта тихая лагуна посреди густого леса — священное место для индуистов и буддистов. Около озера есть небольшой храм, а вдоль каменистой тропинки расположены особые молельные колеса. Интересно, что если смотреть на озеро с высоты птичьего полета — оно похоже на отпечаток ступни. Согласно легенде, это след Шивы. Об озере ходит еще одна легенда: много лет назад на его месте находилось огромное пастбище. Однажды местные жители увидели, что с неба падают ракушки, после чего земля затряслась и пастбище залило водой. Говорят, что именно так и появилось озеро.

Город Пеллинг — тихий, симпатичный и развивающийся городок, расположенный на высоте более 2-х тысяч метров над уровнем моря. Здесь царит мистическая атмосфера — высоко над зелёными холмами парят облака, а горные вершины покрыты снегом. Именно в этом волшебном месте расположился монастырь Пемаянгсте. В переводе на русский Пемаянгсте означает "совершенный великий лотос". Этот монастырь является одним из первых в Сиккиме и соответственно одним из самых старых (он был построен в 1705-м году). Изначально он предназначался только для монахов тибетского происхождения соблюдающих целибат и физически полноценных. Говорят, что монастырь Пемаянгсте был построен пионером буддизма в Сиккиме и вскоре он стал главным монастырем штата. В настоящее время он тоже считается основным культовым местом Сиккима. В трехэтажном здании монастыря находится музей, в котором хранится коллекция настенных росписей и скульптур древности.

Большой популярностью среди туристов пользуются велосипедные прогулки по горам, крутые тропы Гималаев в штате Сикким облюбовали любители приключений. Красота ландшафтов, флора и фауна, образ жизни местного населения — всё это открывается велосипедистам среди вершин и горных долин. Горные велогонки появились в штате Сикким совсем недавно, но такое событие как велоэкспедиция по горам Канченджанга уже привлекает любителей велоспорта. Большинство дорог в этих местах подходят для велосипедных прогулок. В ближайшем будущем этот вид спорта получит развитие на большей территории штата.

1. Прежде всего стоит отметить то, что для посещения Сиккима туристам необходимо специальное разрешение на въезд, получить которое можно в любом большом аэропорту Индии в иммиграционной службе.

2. Лучший период для посещения Сиккима — с марта по июнь и с октября по декабрь. В июне начинается сезон дожей, который длится до конца сентября. Январь и февраль в Сиккиме считаются зимними месяцами.

3. Туристам, отправившимся к озеру Кхечеопалри стоит знать, что подходя к озеру Вас попросят обязательно снять обувь, в знак почитания его святости. В отличии от других озёр Сиккима, вокруг этого озера нет сувенирных лавок, что делает его еще более безмятежным.

4. Озеро Чангу покрыто льдом вплоть до середины мая. Летом же, то есть с мая по август, здесь можно увидеть разнообразные цветущие растения и перелетных птиц, которые в этих райских местах проводят свои летние каникулы.

5. Что касается монастыря Пемаянгсте, то в последний день февраля здесь празднуют главный праздник монастыря. В этот день здесь исполняются религиозные танцы, а паломники стекаются со всего штата Сикким — очень увлекательное и захватывающее зрелище.

6. Среди наиболее популярных сувениров, продающихся в Сиккиме, стоит выделить шерстяные ковры, разнообразные поделки ручной работы и ювелирные украшения.

Штат Сикким на карте