Чтобы достигать профессиональных высот, быть успешным и счастливым, не нужно менять мир. Стоит начать с себя - научится бороться с собственными недостатками и развивать свои лучшие качества.

Мы составили ТОП 12 лучших книг по саморазвитию.

Магия утра

Утренние ритуалы, которые предлагает осуществлять автор этой книги, помогли десяткам тысяч людей изменить свою жизнь, почувствовать себя лучше и успевать больше. Из книги вы узнаете, как первый час дня определяет ваш успех и позволяет вам раскрыть свой потенциал полностью. Измените то, как и когда вы просыпаетесь и как проводите первый час - и вы сможете изменить свою жизнь.

Сила воли

Сборник вдохновляющих историй о том, как изменить жизнь к лучшему, от человека, сумевшего развернуть свою собственную жизнь на 180 градусов. Наша коллега Лариса Парфентьева начала вести одноименную рубрику на нашем сайте. Читатели сразу стали оставлять отклики, так и появилась идея издать книгу. Недавно вышла вторая часть «100 способов», где Лариса делится своими авторскими методиками.

В этом году я…

Эта книга для всех, кто хочет изменить свои привычки, начать выполнять данные себе обещания и добиться перемен к лучшему в жизни.

Стрессоустойчивость

100 эффективных техник для сохранения спокойствия. Профессиональный бизнес-психолог Шэрон Мельник делится методикой, которая помогла тысячам людей стать стрессоустойчивыми.

Выйди из зоны комфорта

Книга № 1 по саморазвитию. Она переведена на 40 языков. Куплено более 1 200 000 экземпляров. Эта книга сделала Брайна Трейси тем, кто он есть сейчас - звездой и гуру для всех, кто стремится к эффективности. Книга рассказывает о том, как добиваться решения сложных задач, выходя из зоны комфорта.

Психология убеждения

Это настоящая энциклопедия убеждения, ряд эффективных и этичных приемов на все случаи жизни от автора мирового бестселлера «Психология влияния». Эта книга расскажет о психологических приемах, использование которые поможет вам на работе и в общении с близкими людьми. Изучая стратегии убеждения с научной точки зрения, вы станете в разы эффективнее общаться.

Как привести дела в порядок

О том, как стать хозяином своей жизни. В основе методики - результат двадцатилетней работы автора. Среди российских менеджеров она стала суперпопулярной еще до перевода книги.

На пределе

7-дневный интенсив по личному развитию от ведущего тренера Норвегии Эрика Ларссена. Книга рассказывает о программе Адская неделя, которую может выполнить любой человек, где бы он ни работал. Она начинается в 5 утра в понедельник и заканчивается вечером в воскресенье. Вы станете чувствовать себя лучше, успевать больше, будете энергичны, проактивны и позитивны.

Почему никто не рассказал мне это в 20?

От чего отталкиваться, начиная собственное дело? Где найти новую идею? Как научиться решать проблемы? Над чем работать и на что тратить силы и время? Автор Тина Силиг рассказывает о нестандартном подходе к решению бизнес-проблем, прорывном мышлении и инновациях в бизнесе.

Между надо и хочу

Кто из нас не задавался вопросом: «Как мне найти свое истинное призвание?» Эль Луна характеризует его как перекресток между «надо» и «хочу». «Надо» - это то, что мы должны делать, как нам кажется, или что от нас ожидают другие. «Хочу» - то, о чем мы мечтаем в глубине души. Яркая книга вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему.

Эмоциональный интеллект 2.0

Раньше успех связывали больше с интеллектом, имея в виду ум, сообразительность. Но исследования показали: главная черта преуспевающих людей - высокий уровень эмоционального интеллекта. Именно он и определяет эффективность их взаимодействия с окружающими людьми и с миром вообще. Развив этот навык, вы будете легче находить контакт с людьми и принимать более качественные решения.

Еще больше книг по саморазвитию - .

Мечты и цели, мотивация, мозг и интеллект, продуктивность, психология и общение, тайм-менеджмент, сила воли - это далеко не все темы. У нас есть еще много-много интересного 🙂

Свежая подборка лучших книг по саморазвитию - .

P. S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку . Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки - и отправляем вам. В первом письме - подарок.

Недаром говорят, что книга лучший друг и советчик. Пусть сегодня книги не единственный источник и носитель информации, чтение психологической литературы – прекрасный способ не только отвлечься и развлечься, но и найти ответы на волнующие вопросы. На полках книжных магазинов и библиотек, а также на просторах Интернета можно найти книги по саморазвитию для женщин и девушек, желающих приобрести необходимые психологические знания и улучшить свою жизнь.

Чтение развивает интеллект и воображение, расширяет словарный запас и доставляет удовольствие от переживания богатых эмоций. Книги по саморазвитию, помимо всего вышеперечисленного, еще и источник практических советов и жизненных ориентиров.

Читая подобную литературу, можно испытать катарсис, то есть почувствовать облегчающее, облагораживающее и очищающее душу и сознание воздействие слов автора. В психологии под катарсисом понимают процесс высвобождения психической энергии, эмоциональную разрядку, избавляющую от тревожности, страхов, фрустрации.

Не у всех людей есть возможность посещать психолога-консультанта с целью решить внутренние проблемы, некоторые не могут довериться и обратиться за советом и к родным людям или друзьям. Часто именно книга становится тем «учителем», которому можно доверить сокровенное и получить ответ на интересующие вопросы.

К литературе, как к источнику знаний, чаще прибегают представительницы прекрасного пола. Что почитать для саморазвития женщине и как выбрать психологическую литературу, опираясь на внутренний запрос?

Прежде всего, нужно понять и обозначить для себя цель саморазвития. Проще говоря, ответить на вопрос «Чего мне не хватает для счастья?».

Наиболее частые психологические проблемы девушек и женщин касаются следующих аспектов:

  • личная жизнь: как найти парня, как понять мужчину, как построить счастливую семью, как сохранить брак, как избавиться от чувства ревности и так далее;
  • карьера и успех: как осознать свое призвание, как найти подходящую работу, как развить лидерские качества, как достичь материального благосостояния и иные вопросы;
  • развитие личности: как справиться с комплексами и страхами, как стать жизнерадостной, как развить стрессоустойчивость, как полюбить себя и изменить жизнь к лучшему, и тому подобное.

Лучшие книги по саморазвитию – это те труды психологов, которые способны подсказать женщине или помочь ей найти варианты решения стоящих перед ею задач. Но не всегда, прочитав название книги и даже аннотацию к ней, можно понять, что она та самая подходящая.

Перечень литературы по саморазвитию

Далее будут перечислены психологические бестселлеры, авторами которых являются современные психологи и психотерапевты, заслужившие уважение и признание.

Читаются эти книги легко, чтобы понять их содержание необязательно знать азы психологии.

Лучшие книги по саморазвитию:

  • Н. Бутман «Как влюбить в себя за 90 минут».

В книге описана авторская методика по привлечению внимания и завоеванию симпатии лица противоположного пола. Читатель научится использовать прогрессивные коммуникативные техники общения и освоит приемы нейролингвистического программирования.

Н. Бутман разработал экспресс-метод соблазнения не только физического, но и душевного, проанализировав и выявив закономерности построения счастливых отношений многих пар.

  • Л. Лаундес «Как влюбить в себя любого».

Еще одно популярное произведение о том, как достичь успеха в любви, написанное женщиной. Автор знакомит читателей с «формулой романтической любви», рассказывает как найти спутника жизни, как правильно выстраивать отношения, как их сберечь.

Прочитав книгу можно узнать многое об особенностях мышления мужчин и женщин, о психологических аспектах знакомства, общения и интимных моментов. Л. Лаундес описывает восемьдесят пять приемов, позволяющих влюбить в себя любого человека, воспользовавшись ими также можно найти друзей, привлечь клиентов и бизнес-партнеров.

  • Г. Чепмен «Пять языков любви».

Книга для тех, кто нашел свою вторую половину и хочется разобраться в психологии отношений. Любовь одна, но выражается она разными способами. Прочитав книгу можно научиться понимать свои потребности в любви и желания партнера, разрешать конфликты и недоразумения, а также вовсе их не допускать.

  • Дж. Грей «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».

У Дж. Грея помимо этой, основной, еще много книг, посвященных психологии полов и семейной психологии, в которых он развивает свою теорию: «Рецепты счастливых отношений», «Марс и Венера в спальне», «Марс и Венера вместе навсегда», «Дети с небес» и другие.

В произведениях Дж. Грея множество практических советов, рекомендаций и интереснейших техник. Например, методика «Послание о чувствах», способная помочь разрешить практически любую проблему, возникающую между любящими друг друга людьми.

К сожалению, ни в школе, ни в университете не учат тому, как правильно выстраивать гармоничные взаимоотношения в паре, а ведь именно такие знания нужны человеку, чтобы быть счастливым. Книги Дж. Грея – это то, что необходимо прочитать для саморазвития каждой женщине, желающей быть счастливой женой.

  • Н. Козлов «Как относиться к себе и к людям».

Н. Козлов – известный отечественный психолог, основывающий свою теорию на российских реалиях и материале, отчего она становится понятнее и ближе. В книге рассматриваются вопросы повседневного и , личностного и карьерного роста, но в большей мере она о любви, семье и интимных моментах.

Книга содержит интересные тесты, психологические задачи, упражнения, советы, рекомендации и многое другое. Ее полезно прочитать молодым женщинам, которые хотят осознанно выстраивать гармоничные отношения и в целом позитивно смотреть на жизнь.

  • В. Леви «Приручение страха».

Самобытный автор, которого не перепутать ни с одним другим – российский писатель, психолог и врач В. Леви написал немало известных трудов: «Нестандартный ребенок», «Искусство быть собой», «Азбука здравомыслия» и многие другие. Но книга «Приручение страха» будет особенно полезна женщинам, так как они, как правило, более склонны иметь страхи, паниковать и тревожиться, нежели мужчины.

«Приручение страха» – это самоучитель бесстрашия. Полная и подробная классификация страхов, а также инструкция о том, как с ними бороться, разложат проблему страха «по полочкам».

После прочтения повышается уверенность в себе, появляется убеждение, что любой страх можно преодолеть. Не исключено, что избавиться от одного из страхов читательнице удастся просто во время чтения, осознав причину страха и не предпринимая никаких дополнительных усилий.

  • Н. Хилл «Думай и богатей».

Этот труд называют классическим учебником и руководством по обретению богатства, успеха, развитию уверенности в себе и целеустремленности. Эта и другие книги автора помогли осознать психологию богатства и избавиться от психологии бедности многим людям. Девушкам, которые хотят быть финансово независимыми и научиться правильно обращаться с деньгами, не помешает прочесть эту книгу.

  • С. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей».

Книга для женщин, стремящихся к , желающих добиться успехов в профессии, обрести счастье. Автор излагает философию эффективности, которую уже взяли на вооружение крупнейшие мировые корпорации, а также многие известные политики и бизнесмены.

Достаточно сказать, что «Семь навыков высокоэффективных людей» входит в двадцать пять топовых книг по менеджменту по версии журнала «Time».

  • Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта».

Эту работу автора называют лучшей книгой по саморазвитию. Она о том, как практически реализовать свой личностный потенциал, обнаружить резервы, определить приоритеты и цели, научиться планировать распорядок дня, всегда работать с максимальной отдачей и эффективностью, решать сложные жизненные задачи, покидая свою зону комфорта.

  • Р. Берн «Секрет», Дж. Мерфи «Сила вашего подсознания», Дж. Кехо «Подсознание может все», П. Моранси «Просите и получите» и другие книги о , сознательных и бессознательных намерениях и целеполагании.

Пока философы и обыватели продолжают спорить и обсуждать тему способности , психологи по всему миру продолжают писать о том, как:

  1. силой мысли можно изменить свою жизнь;
  2. важно думать позитивно;
  3. управлять своими мыслями;
  4. контролировать эмоции;
  5. ставить и правильно визуализировать цели;
  6. брать ответственность за все происходящее в жизни;
  7. верить в себя.

В этих трудах изложена не просто теория о правильном позитивном мышлении, в них философия восприятия и отношения к себе как к творцу своей судьбы и жизни. Если девушка не знает, что можно прочитать для саморазвития, выбрав одну из книг о силе мысли, она точно не ошибется.

Все эти литературные произведения написаны простым и понятным языком, с юмором и задором, авторы часто приводят примеры из жизни и своей работы с клиентами, включают практические упражнения, задания, советы и рекомендации.

Конечно, не стоит забывать, что написано немало классических трудов выдающихся психологов, с которыми полезно ознакомиться, чтобы глубже понять и постичь науку психологию. Это труды З. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна, Ф. Перлза и других выдающихся психологов. Такие произведения читать не всегда легко и просто, но в них сокрыто много глубоких мыслей, послуживших развитию психологии.

Вы точно уверены, что ваше поведение с подчинёнными эффективно? Как вести себя с подчинёнными читайте в статье.

1. Коммуникации между руководителем и подчиненным

Как показывает практика, назначение нового руководителя в коллектив, не . Главная ошибка не опытного руководителя, при взаимодействии с подчинёнными, это не правильное его невербальное поведение. То есть:

  • Жесты
  • Мимика
  • Тембр голоса
  • Контакт глаз
В комуникации между руководителем и подчинённым, подсознание постоянно оценивает сходство вербалики и невербалики. И если есть расхождение, то побеждает невербалика. Оформление речи, как более древний язык. А мы знаем, содержанием речи врать можно, оформлением нет. Сигналы тела нас выдадут. На самом деле можно, но люди этого делать не умеют. Поэтому очень важно, не производить , или переговоров из закрытых позиций.

При этом желательно избегать любых инвариантов закрытости. Нога на ногу для мужчин не допускается. Когда это критично конечно, смотреть телевизор с ногой на ногу можно. Но если предстоят важные переговоры, или предстоит , то есть нужно скорректировать некоторые модели его поведения, то нужно весьма тщательно подготовить себя. А не вступать в бой с ходу.

То есть если вы хотите воздействовать на окружающих людей, не забудьте про невербалику, настройте себя. Чтобы это настроить, этому надо учиться. Учиться естественно не в периоды воздействия на подчинённого.

Дело в том, что любая закрытость, не смотря на то, что она достаточно комфортна для человека, это защита. А любая закрытость, подсознательно воспринимается как настороженность, страх, ложь, сокрытие информации, неуверенность в себе. И если вы хотите произвести на подчинённого правильное впечатление о себе, ни когда не нужно общаться из закрытой позы. Не важно какие у вас привычки, не важно удобно вам так, или не удобно, это не принципиально. Хотите произвести правильное впечатление, забудьте про закрытые позы.

Это касается продаж, переговоров, и это касается межличностной коммуникации. Потому что когда руководитель оказывает воздействие на подчинённого из закрытой позы, то как подсознательно подчинённый это оценит? Фактически как у Станиславского: "Не верю!". Не верю в грозность, в авторитет, в ресурсы в порошок стереть, в мотивацию не верю. Вот главная проблема не опытного руководителя, в расхождение вербалики и невербалики.

Что бы каждый раз не испытывать дискомфорта, общаясь в открытой позе, эту позу нужно отрабатывать. И отрабатывать её в ситуациях не пиковых, просто приучайте себя находиться в открытой позе. Тренируйтесь, периодически ловите себя, где у вас там руки. Избегайте всех инвариантов: держать ручку перед собой, руки в замок итп.

2. Правильное поведение руководителя с подчинёнными - как выработать? Пример

Что-бы руководителю выработать в себе правильное поведение с подчинёнными, можно заучить правильную команду, паттерн, шаблон, которым мы легко настраиваем себя. Поскольку тело пытается нас закрыть, привычка есть привычка, то периодически надо отключать эту боевую систему.

Дело в том, что эта боевая система, по большому счёту нам сегодня не нужна. Она нужна для физического выживания, у нас же сегодня не стоит вопрос о физическом выживании, в большинстве случаев. Речь идёт о социальной борьбе, а когда ведёшь социальную борьбу, приёмами физической, то это не правильно.

Потому что с точки зрения защиты своего тела, чтоб не сгрызли внутренности, конечно нужно его защищать. Но с точки зрения межличностного контакта, социального, это лишнее. Потому что вы оказываете не правильное воздействие. И поэтому, эту боевую систему нужно отключать. И отключать её нужно, чем то вроде команды: "Тебя не съедят!"

Сформулируйте для себя такую команду, и периодически посылайте её, из правого полушария в левое. То есть эту систему боевую, нужно периодически как кнопку заглушать. Она нам не нужна. В реальной сегодняшней, городской жизни, она нам не нужна. Она только мешает, потому что она работает по совершенно другим принципам. Эта система родилась в физическом противостоянии.

И ещё пример. Если мы хотим оказать должное на подчинённого, если он сидит, то мы можем выйти из-за своего стола, и начать к нему подходить, держа контакт глаз. И вот человек уже начинает думать, что дальше то будет? А что нам и требуется на самом деле, наша задача оказать влияние. Если сотрудник работает и занят, например что-то пишет на компьютере. А вам нужно оказать некое лидерское воздействие, вызовите человека в свой кабинет, пригласите его в переговорную комнату, попросите его отвлечься.

8. Как разговаривать с подчиненными - влияние дикции

Роль деловой культуры и взаимодействия между руководящим составом и подчиненными в настоящее время играет огромную роль. Важно не только уметь грамотно выполнять свои обязанности, но и правильно выстраивать отношения с сотрудниками.

Норма деловых взаимоотношений

Сегодня культура деловых взаимоотношений достигла больших позиций. Это связано с тем, что в процессе служебной деятельности люди все больше переходят на формальные отношения, и не концентрируются на личных симпатиях и впечатлениях о людях. Особые требования предъявляются к общению между руководителем и подчиненным.
Руководитель – это всегда самая ключевая фигура в рабочем коллективе. От его поведения, политики поощрений и наказаний, а также отношения к сотрудникам, зависит многое.
Специалисты считают, что быть достойным руководителем, во многом означает иметь хорошие взаимоотношения с подчиненными. Сотрудники будут работать интенсивнее и давать большие результаты, если начальник правильно ими руководит. При плохом руководстве, работа превращается в ад, который подчиненные каждый день переживают, вследствие чего их интерес угасает и эффективность оставляет желать лучшего.

Правила поведения руководителя

Всегда нужно помнить, что на взаимоотношения воздействуют личные, культурные, социальные особенности индивидов. От этих, и многих других факторов, зависит микроклимат в офисе и отношения между работниками организации.
Терпение и выдержка нужны для успеха в любом деле, эти факторы, вместе с корректностью создают благоприятную деловую атмосферу в коллективе.
Именно поэтому нужно запомнить несколько простых правил для выстраивания адекватных отношений между начальником и подчиненными.

  • Руководитель должен относится ко всем сотрудникам ровно и беспристрастно, вне зависимости от симпатий или антипатий.
  • В случае возникновения вопросов и инициатив, необходимо обеспечить свободный доступ к главному менеджеру для обсуждения любых проблем и критики от руководства.
  • Начальник организации вправе самостоятельно принимать ответственные решения, требовать их исполнения и делегировать свои обязанности подчиненным.
  • Если руководитель желает наладить работу сотрудников, ему нужно постоянно требовать выполнения актуальных поставленных задач.
  • Другое правило – это использование ненормативной лексики в присутствии подчиненных. К сожалению, не все обладают хорошим воспитанием. Применение крепких выражений некоторыми расценивается, как приобретение авторитета. Спешим разуверить – это не так. Человек, позволяющий себе говорить в офисе матерные слова не достоин никакого уважения. Это относится в одинаковой мере к начальствующему составу и к исполняющим обязанности сотрудникам.
  • Следующее правило этикета для руководителя – это непримиримость к лестным замечаниям и комплементам. Нет лучшего способа управлять человеком и усыпить его бдительность, чем использование лести. Порой бывает трудно отличить проявление уважения и восхваление человеческих достоинств от неприкрытой и грубой лести. Такого рода разговоры и реплики, опытный руководитель всегда пресекает.

Безответственность начальствующего состава дезорганизует работу офиса и приводит к низкой производительности подчиненных.

Служебный этикет в отношениях руководителя и подчиненного


Служебный этикет руководителя заставляет организовывать ход работы таким образом, чтобы обязанности всех подчиненных были четко разграничены. Служебные полномочия должны быть распределены равномерно, вне зависимости от индивидуальных предпочтений сотрудников и личного отношения начальника.
Неважно скольким доверием пользуется сотрудник, мониторинг за исполнением необходим всегда. От главного менеджера компании будет зависеть и поведение сотрудников. Не стоит повторять и разъяснять задания много раз и «стоять над душой» подчиненных. Все являются взрослыми и ответственными работниками, поэтому следует сочетать грамотное поручение обязанностей с непрекращающимся контролем.
Серьезное отношение к работе можно сдобрить использованием шуток и хорошего настроения. Однако, при использовании юмора нужно быть предельно осторожным. Ведь слишком веселое настроение убивает дисциплину, а острые и оскорбительные замечания могут настроить против Вас не одного человека. Нужно помнить, что шутки с представителями старшего поколения неуместны, это может быть воспринято как нарушение должного уважения и почтения к ним. Необходимо всегда соблюдать корпоративную этику.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Типичные ситуации взаимодействия начальника и сотрудника


Ниже, мы приведем некоторые ситуации, которые могут возникнуть при налаживании личных взаимоотношений. Пожалуй, большинство руководителей в силах адекватно оценивать свое поведение и недостатки характера. Поэтому, если чрезмерно вспыльчивый характер сказывается на взаимоотношениях с людьми, попробуйте избавиться от них, или следовать следующим правилам:

      • Понаблюдайте приобщении с кем и в каких ситуациях негативные черты характера проявляются;
      • Избегайте таких ситуаций и минимизируйте время общения с такими людьми;
      • Заранее предупреждайте людей об имеющихся недостатках;
      • Сразу извиняйтесь, если пришлось вспылить или оскорбить человека.

Бывает так, что среди подчиненных встречаются люди со сложным характером или отрицательным поведением. С ними сложно общаться и практически невозможно найти общий язык. В таких случаях, эффективный и грамотный руководитель может:

      • Вызвать подчиненного на разговор и выяснить причины его поведения. Этого может быть достаточно, чтобы человек пересмотрел свои действия;
      • Если характер работника сказывается на выполнении служебных обязанностей существенным образом, стоит предупредить его о санкциях за плохие результаты;
      • Для рассмотрения ситуации в целом, нужно решать вопрос не в одиночку, а с привлечением опытных сотрудников и авторитетных коллег для влияния на «проблемного» работника.

Руководитель столкнулся с тем, что с каким-либо сотрудником у него установились личные дружественные отношения. В этом случае есть плюсы и минусы тесного общения:

      • Положительная сторона образована тем, что появляется доверие между подчиненным и начальником, прозрачность с обеих сторон и открытый диалог;
      • К негативным факторам можно причислить невозможность руководителем объективно оценивать работника, его зависимость от подчиненных, умаление уважения начальника.

Этикет руководителя и подчиненного сегодня играет большую роль. В основе хороших манер лежит принцип золотого правила нравственности «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Отношения между коллегами должны базироваться на взаимном уважении, субординации и ответственном отношении к общему делу.

Вконтакте

Негласные и гласные правила поведения в трудовом коллективе зачастую устанавливают для оптимального взаимодействия между руководством и подчиненными, а также для правильного общения сотрудников друг с другом. Если иметь элементарные знания в данной области, можно избежать множества ошибок и недоразумений, которые, к сожалению, нередко случаются в коллективе.

Задача начальства

Какова же задача стоит перед начальником? Любой руководитель, зная элементарные правила поведения в коллективе, прежде всего должен быть требователен к себе и являться примером для подчиненных. Ему нужно четко и грамотно ставить перед подчиненными задачи, а также объяснять, каким должен быть результат. Если младший по службе коллега справляется с заданием без замечаний и в намеченные сроки, то управляющему необходимо поощрять сотрудника. Причем, чем больше заслуг — тем больше награждение.

Если же подчиненному не удается выполнить намеченную задачу, то критикуя его, не следует переходить на личности. Разумная критика должна касаться лишь деловых вопросов, нельзя вмешиваться в личную жизнь сотрудника.

Перед начальником стоит еще одна задача — защита своих сотрудников от вышестоящего начальства. Ему необходимо по возможности оберегать подчиненных и от руководства компании, и от нападок извне.

Поведение сотрудников и начальника

Правила поведения в коллективе предписывают начальнику следующий важный навык: он должен грамотно отдавать распоряжения. Как и в какой форме это делать? Главное — учитывать характер, личность подчиненных и обстоятельства. Приказывать следует лишь в крайних случаях, когда ситуация выходит из под контроля или сотрудник недобросовестно выполняет свои обязанности.

Желательно распоряжения давать в мягкой форме, в виде просьбы. Это создаст доброжелательную атмосферу в коллективе, и сотрудники быстрее и добросовестнее выполнят поставленное поручение.

Как относиться к начальнику

Правила поведения сотрудников в коллективе почти всегда одинаковы. Во-первых, каждый член коллектива, имеющий над собой начальника, не должен относиться к нему как к личному врагу. А во-вторых, работник должен создавать в обществе, где он проводит сутки напролет, доброжелательную атмосферу - но не навязывать другим свою точку зрения. Если мнение одного сотрудника не сходится с мнением другого, то личную позицию необходимо вводить гибко и мягко, при этом не льстить и не угождать начальству.

Отстаивать собственное мнение необходимо, соблюдая интересы организации. Ни в коем случае нельзя, обойдя мнение начальника, обращаться к вышестоящему руководству за помощью. Этим сотрудник ставит под сомнение профессиональные качества руководителя и снижает мнение руководства о нем.

Взаимоотношения между коллегами

Каждый сотрудник должен с уважением относиться к другим членам коллектива. Для этого необходимо найти правильный тон общения. Он должен быть дружеским, доброжелательным, иначе взаимосвязь будет нарушена. Правила поведения человека в коллективе, особенно в рабочем, должны быть прежде всего устремлены на плодотворный, творческий подход к делу и на доброжелательную обстановку.

Рассмотрим некоторые случаи, когда в коллектив приходит новый руководитель. Насколько он сумеет управлять новым обществом и сможет ли избежать досадных ошибок?

Каким должен быть руководитель?

Известно, что шансы на успех больше даются тому, кто наделен обаянием или, как сейчас говорят, харизмой. Для начальника под харизмой можно обозначить следующее:

  • приятную, впечатляющую внешность и зычный голос;
  • энергичность, желательно даже повышенную;
  • наличие каких-либо отличительных способностей;
  • личное обаяние, доброжелательность;
  • умение руководить коллективом, вести за собой людей.

Правила поведения в коллективе бывают разные, поэтому, придя в новую команду, начальник должен внимательно следить за реакцией каждого сотрудника. Чем раньше он поймет, кто является формальным и неформальным лидером в коллективе, кто формирует общественное мнение, кто исполняет роль «серого кардинала», тем легче ему будет в дальнейшем исполнять свои обязанности.

Налаживание взаимоотношений

Разумный начальник чутко присмотрится как к тем, кто встретит его тепло и доброжелательно, так и к тем, кто, наоборот, будет вести себя отчужденно. И с «теплыми», и с «холодными» он должен сблизиться как можно скорее. Особенно с последними, чтобы сгладить неприятное впечатление от первой встречи.

При первом удобном случае руководителю желательно собрать всех на корпоративную вечеринку и понаблюдать за поведением сотрудников. Зачастую люди в подвыпившем состоянии расслабляются и говорят правду. Заодно начальник поймет, кто более или менее подвержен «зеленому змию».

Пока новый руководитель не вник в суть взаимоотношений коллег, лучше правила поведения в коллективе резко не менять. С женским коллективом крайне необходимо наладить хорошие взаимоотношения, так как именно женщины формируют общественное мнение.

Безусловно, начальник должен быть компетентным в своем деле, но в первое время страстное желание показать себя во всей красе необходимо в корне ликвидировать. В устоявшемся обществе все «роли» распределены, и ломать устоявшуюся систему — это все равно, что нажить себе врагов. При этом можно неосторожно сморозить глупость и заработать соответствующий ярлык, который потом с трудом придется отдирать.

Правила поведения в коллективе на работе, где все новички — это единственный случай, когда стоит поставить все точки над i и обозначить свое место под солнцем.

В чем состоит задача руководства?

Для адаптации в новом обществе каждый человек, будь то начальник или сотрудник, нуждается в некотором времени. Обычно это длится около трех месяцев. После (начальнику в первую очередь), необходимо показать себя с лучшей стороны и приступить к решительным действиям. Если этого не произойдет, люди не будут его воспринимать всерьез и уважать. Скромность украшает руководство до некоторого времени.

Новому руководителю легче заметить недочеты на новом месте. Отдавая распоряжения, он не должен сидеть сложа руки. Это резко поднимет его в глазах коллег. Правила поведения и общения в коллективе, который уже сложился, диктуют начальнику не рубить все с плеча, не торопиться менять и устанавливать свои «законы».

Главная задача руководителя — это привлечение единомышленников, людей, которые для достижения общей цели готовы пожертвовать чем-либо. Такие иногда могут спорить до хрипоты, ошибаться, но идти к намеченному. А людей, заглядывающих в рот руководителю и старающихся всячески угодить, желательно избегать. Как правило, их поступки нацелены на достижение собственного продвижения вверх.

Нормы и правила поведения в коллективе, где есть «странные» сотрудники

В любом коллективе собираются люди с разными характерами. Зная некоторые особенности поведения, можно избегать множества неприятных ситуаций. Условно людей, подрывающих желание других исполнять свои обязанности, пожирающих драгоценное время коллег, делят на четыре вида:

  • скандалисты;
  • сплетники;
  • жалобщики;
  • болтуны.

К скандалистам относятся люди, всячески ищущие поводы к склокам. Любая мелочь выводит их из себя, включая перегоревшую лампочку или неработающую кофеварку. Если подобные люди начинают досаждать, то тот, на кого они направили свою энергию, не должен идти у них на поводу и ругаться в ответ. По сути, такие люди провоцируют других на ссору и всегда выходят «победителями» из подобной ситуации. Доброжелательные работники, не привыкшие к подобным скандалам, почти на сто процентов окажутся побежденными. Поэтому будет мудрее не обращать внимания на провокацию скандалиста, выслушать все его обвинения в свой адрес и даже посочувствовать им. Это охладит пыл склочника.

Если один из сотрудников начинает ощущать странное поведение коллег при его появлении, замечает недоумевающие взгляды, брошенные на него, то он должен понимать, что стал жертвой сплетника. При подобной ситуации необходимо вычислить человека, распространяющего слухи, - и в дальнейшем всячески избегать общения с ним.

Жалобщиков можно распознать по тому, что у них "всегда все плохо". И на работе, и дома, и дети, и родители — все больны, плохо учатся и так далее. Они не могут закончить свои дела, будь то ремонт или чтение книг. Необходимо знать, что стоит один раз помочь таким людям в решении проблем, как это станет постоянным занятием. Поэтому жалобщику нужно сочувствовать, выслушивать его жалобы - и тут же рассказывать о своих.

Болтуны — это самый надоедливый тип людей, которые на работе практически пожирают время других людей. Своими разговорами они не дают другим сосредоточиться на самых элементарных вещах. Единственное спасение от болтунов — это хороший книжный шкаф, а на худой конец преграду можно соорудить из цветов или обычных сканеров.