Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете комитента операций продажи товаров по договору комиссии с участием комиссионера в расчетах. Рассматриваемая схема проводок отражает следующий порядок событий:

Продавец (комитент) отграужает товары посреднику (комиссионеру). Посредник осуществляет продажу товара покупателю. Расчеты за полученные товары покупатель производит с посредником (комиссионером). Далее посредник отчитывается перед продавцом (комитентом) о результатах продаж, определяет сумму комиссионного вознаграждения и перечисляет денежные средства, полученные за проданные товары, за вычетом комиссионного вознаграждения. Денежные средства могут перечисляться комитенту в полном объеме (определяется условиями договора комиссии). В этом случае продавец (комитент), на основании предоставленных счетов и актов выполненных работ, оплачивает комиссионное вознаграждение посреднику (комиссионеру) отдельно.

Список счетов, участвующих в бухгалтерских проводках:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
45 41 Стоимость товаров Товарная накладная по форме № ТОРГ-12
76.05 90.1 Отражаем реализацию товаров на основании отчета комиссионера (экземпляры или копии счетов фактур должны прилагаться к отчету)
90.2 45 Отчет комиссионера о продажахСчет фактура
90.3 68.2 Сумма НДС Отчет комиссионера о продажахСчет фактура
44 76.05 Отражаем возмещаемые расходы комиссионера на основании отчета комиссионера (с приложенными документами, подтверждающими понесенные расходы) Сумма расходов Отчет комиссионера о продажахСчет фактура
19 76.05 Отражаем НДС, относящийся к возмещаемым расходам комиссионера Сумма НДС с расходов Отчет комиссионера о продажахСчет фактура
44 60.01
19 60.01 Акт выполненных работСчет фактура
51 76.05 Отражаем получение денежных средств от комиссионера за проданные товары
60.01 51 Сумма комиссионного вознаграждения Платежное поручениеБанковская выписка
51 76.05 Отражаем получение денежных средств от комиссионера за проданные товары, за вычетом комиссионного вознаграждения Сумма выручки, уменьшенная на сумму комиссионного вознаграждения и расходов Платежное поручениеБанковская выписка
60.01 76.05 Сумма комиссионного вознаграждения

Учет продажи товаров с участием комиссионера в расчетах. Проводки в бухгалтерском учете комиссионера

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете комиссионера операций продажи товаров по договору комиссии с участием комиссионера в расчетах.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
004 Стоимость товаров
62.01 76.05 Отражаем реализацию товаров покупателю Выручка от реализации товаров
004 Стоимость товаров Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)
76.05 60.01 Отражаем расходы, возникшие при реализации товаров и возмещаемые комитентом Сумма расходов Акт выполненных работСчет фактура
60.01 51 Отражаем оплату расходов, возникших при реализации товаров Сумма расходов Платежное поручениеБанковская выписка
62.01 90.1 Отражаем комиссионное вознаграждение с реализованного товара Сумма комиссионного вознаграждения Акт выполненных работСчет фактура
90.3 68.2 Сумма НДС Акт выполненных работСчет фактура
Вариант расчетов с перечислением суммы выручки комитенту в полном объеме
51 76.05 Отражаем перечисление выручки комитенту за проданные товары за вычетом сумм расходов, возникших при реализации Сумма выручки, за вычетом суммы расходов Платежное поручениеБанковская выписка
51 62.01 Отражаем полученную сумму комиссионного вознаграждения Сумма комиссионного вознаграждения Платежное поручениеБанковская выписка
Вариант расчетов с перечислением суммы выручки комитенту за вычетом комиссионного вознаграждения
51 76.05 Отражаем получение денежных средств от комиссионера за проданные товары, за вычетом комиссионного вознаграждения и суммы расходов Сумма выручки, уменьшенная на сумму комиссионного вознаграждения и сумму расходов Платежное поручениеБанковская выписка
76.05 62.01 Отражаем зачет задолженностей по выручке и комиссионному вознаграждению. Зачет может проводиться на основании договора комиссии или договора зачета Сумма комиссионного вознаграждения Договор зачета взаимных требованийДоговор комиссииБухгалтерская справка-расчет

Учет продажи товаров без участия комиссионера в расчетах. Проводки в бухгалтерском учете комитента

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете комитента операций продажи товаров по договору комиссии без участия комиссионера в расчетах. В данной ситуации учетные первичные документы (товарная накладная, счет фактура), передаваемые покупателю, формируются от лица продавца. Соответственно и расчеты покупателя за проданные товары производятся напрямую с продавцом.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
45 41 Отражаем отгрузку товаров комиссионеру для дальнейшей реализации Себестоимость товаров Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)
62.01 90.1 Отражаем реализацию товаров Выручка от реализации товаров Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)Счет фактура
90.2 45 Списываем себестоимость проданных товаров Сумма себестоимости товаров (определяется методикой списания материальных ценностей) Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)Счет фактура
90.3 68.2 Начисляем НДС, относящийся к реализованным товарам Сумма НДС Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)Счет фактура
51 62.01 Отражаем получение денежных средств от покупателя Продажная стоимость товаров Платежное поручениеБанковская выписка
44 60.01 Отражаем комиссионное вознаграждение на основании актов и счетов комиссионера Сумма комиссионного вознаграждения Акт выполненных работСчет фактура
19 60.01 Отражаем НДС, относящийся к комиссионному вознаграждению Сумма НДС с комиссионного вознаграждения Акт выполненных работСчет фактура
60.01 51 Отражаем перечисление суммы комиссионного вознаграждения Сумма комиссионного вознаграждения Платежное поручениеБанковская выписка

Учет продажи товаров без участия комиссионера в расчетах. Проводки в бухгалтерском учете комиссионера

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете комиссионера операций продажи товаров по договору комиссии без участия комиссионера в расчетах

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
004 Отражаем поступление товаров от комитента Стоимость товаров Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)
004 Отражаем отгрузку товаров покупателю Стоимость товаров Товарная накладная (форма № ТОРГ-12)
62.01 90.1 Отражаем выставленное комитенту комиссионное вознаграждение с реализованного товара Сумма комиссионного вознаграждения Акт выполненных работСчет фактура
90.3 68.2 Отражаем НДС с комиссионного вознаграждения Сумма НДС Акт выполненных работСчет фактура
51 62.01 Отражаем полученную от комитента сумму комиссионного вознаграждения Сумма комиссионного вознаграждения Платежное поручениеБанковская выписка

По закону, в рамках комиссии одна сторона, именуемая «комиссионер», обязуется по поручению другой стороны, именуемая заказчик, за вознаграждение совершить одну либо несколько сделок от своего имени (п. 1 ст. 990 ГК РФ). При этом товары, поступившие комиссионеру, являются собственностью продавца (п. 1 ст. 996 ГК РФ), а расходы, понесенные для исполнения поручения заказчик обязан возместить.

По комиссионному договору вы­плата вознаграждения обязательна (ст. 991 ГК РФ).

Если посредник совершает сделку на условиях, более выгодных, чем те, что указал заказчик, образуется дополнительная выгода, она может быть разделена поровну между контрагентами, если иное не предусмотрено договором (ст. 992 ГК РФ).

В зависимости от условий контракта, связанного с продажей товаров, комиссионер может участвовать или не участвовать в расчетах с покупателями. В первом случае денежные средства от покупателей поступают комиссионеру, во втором – непосредственно продавцу. Комиссионер всегда действует от своего имени, то есть при реализации товаров покупателю документы составляются от имени посредника.

Оформление документов

При передаче товаров для реализации комиссионеру составляется первичный документ (например, накладная по форме ТОРГ-12), в которой указывается, что продукция передается на реализацию по договору комиссии.

После исполнения поручения комиссионер обязан представить отчет (ст. 999 ГК РФ).

Отчет комиссионера, с точки зрения бухгалтерского учета, является первичным документом для обеих сторон договора. Форма отчета может быть произвольной или установлена в договоре. При этом она должна содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.

Кроме этого, в отчете рекомендуется указать и иные сведения, позволяющие определить, во исполнение какого договора он составлен. А также – дату совершения каждой сделки, информацию по контрагентам (наименование, организационно-правовую форму, ОГРН и ИНН) и так далее.

Периодичность составления и срок передачи отчета стороны определяют самостоятельно и указывают в договоре. Комиссионер отчитывается либо по каждому факту продажи товара, либо представляет отчет в установленное время. Также он может отчитаться при выполнении всего поручения.

Бухгалтерский учет

На дату передачи товаров комиссионеру нужно сделать проводку:

Дебет 45   Кредит 41
- переданы товары на реализацию по договору комиссии.

С самого рождения человека окружают разные люди, поэтому можно утверждать, что он является частью социального взаимодействия. В течение жизни он приобретает разный опыт, приспосабливается к жизни в обществе, в результате чего происходит социализация личности. Она имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга.

Что такое социализация личности?

Под этим термином понимают процесс усвоения человеком социального опыта от общества, к которому он принадлежит, и активную реализацию и увеличение количества социальных связей. В течение жизни люди не только воспринимают социальный опыт, но и корректируют его под собственные понятия и ценности. Социализация личности – это своего рода опыт, который состоит из множества составляющих, например, входят сюда нормы и ценности социальной среды, и культура труда разных видов деятельности.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные . Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Что способствует социализация личности?

На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.

  1. Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
  2. Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
  3. Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг. Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Функции социализации личности

Для человека и общества в целом социализация имеет важно значение и к его основным функциям относят:

  1. Нормативно-регулятивную. Все, что окружает человека в большей или меньшей степени оказывает на него влияния. Сюда можно отнести: семью, политику страны, религию, образование, экономику и так далее.
  2. Личностно-преобразовательную. Процесс социализации личности происходит во время того, когда человек общается с другими людьми, проявляя свои индивидуальные черты и отделяясь от «стада».
  3. Ценностно-ориентационную. Эта функция имеет связь с первой в представленном списке, поскольку человек придерживается ценностей, которые характерны для его ближнего окружения.
  4. Информационно-коммуникативную. Во время общения с разными людьми человек получает информацию, которая в той или иной степени влияет на формирование его образа жизни.
  5. Творческую. При правильном социальном воспитании человек будет стремиться творить и усовершенствовать окружающий мир. Сталкиваясь с разными проблемами, он будет находить решения, опираясь на собственные знания и опыт.

Этапы социализации личности

Процесс формирования личности в социуме проходит в несколько этапов:

  1. Детство. Доказано, что в этом возрасте формируется личность примерно на 70%. Ученые определи, что до семи лет ребенок намного лучше понимает собственное «Я», чем в старшие годы.
  2. Подростковый возраст. В этот период происходит больше всего физиологических изменений. Уже с 13 лет большинство детей стремиться брать на себя как можно больше обязанностей.
  3. Молодость. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.
  4. Взрослая жизнь. Начиная с 18 лет, у большинства людей основные работают в направлении работы и личной жизни. Человек познает себя через трудовой и сексуальный опыт, а еще через дружбу и другие сферы.

Значимый вопрос о доминирующем влиянии на развитие и становление человека либо наследственной, генетической предрасположенности, либо среды остается одним из самых главных и волнующих умы ученых - психологов, социологов и культурологов - на протяжении долгих лет. Несмотря на успехи генетиков в расшифровывании генетических кодов, невозможно объяснить появление у человека определенной личностной черты или особенностей поведения только влиянием наследственных факторов, равно как и социального окружения. Практически любое поведение и наличие тех или иных личностных особенностей у индивида объясняется как генетическими факторами, так и влиянием среды. Поэтому первостепенным становится вопрос не о том, кто играет главную, а кто второстепенную роль в формировании личности - наследственность или среда, а то, как они при этом взаимодействуют между собой. Наш генетический код - это одна из отправных точек развития, включающая физические и поведенческие особенности, унаследованные от предков, окружающая социальная и культурная среда - это еще одна отправная точка нашего развития, процесса, который сопровождает нас на протяжении всей жизни и называется социализацией.

Социализация - это освоение различных а также усвоение этических и и норм, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех зависит от трех основных факторов:

  1. Понимания того, что ожидает от тебя окружение в соответствии с правилами общества.
  2. Изменения поведения в ответ на эти ожидания.
  3. Конформизма, т.е. желания и стремления следовать общественным нормам и правилам.

Этапы социализации

Длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации - это периоды постижения и освоения они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества.

Более поздние этапы социализации человека принято называть вторичными. Они относятся ко второй половине его жизни, когда он сталкивается с различными общественными институтами - государством, армией, учебным и производственным коллективом, влияние которых на становление и развитие индивида более значимо и ощутимо уже в сознательном возрасте. Вторичные этапы социализации - это этапы, которые позволяют уже социализированной личности постигать новые социальные роли, входить в неизвестные, но важные области объективного мира.

Где можно провести границу между первичными и вторичными периодами социализации? Как правило, принято считать, что этапы сменяют друг друга при достижении ею политической, экономической и социальной самостоятельности, а именно, получение паспорта, профессии и работы, создание семьи и т.д.

Процесс социализации - процесс взаимодополняющий и двусторонний. Входя и постигая систему социальных связей, индивид приобретает значимый для себя опыт, с другой стороны, в процессе деятельностного усвоения он не пассивно принимает полученный опыт, а преобразует его в собственные установки, ценности и ориентации.

Социализация обязательно проходит при чьем-то постороннем участии и помощи. Людей и учреждения, с которыми человек сталкивается при постижении социального опыта, называют агентами социализации. Так же как и этапы социализации, агентов подразделяют на первичных (близкое значимое окружение) и вторичных (общественные институты и учреждения, их администрация, представители и т.д.).

Социализация - это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными которые обозначают главные события его биографии.

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.