Заметное влияние на формирование языка, культуры и этнического самосознания русских оказало христианство (православие). Недаром слово «крестьянин» происходит от «христианин». Массовая христианизация древнерусского населения началась в 988 году и продолжалась вплоть до XII, а в некоторых районах до XIII в. Однако некоторые дохристианские верования существуют по сей день.

Христианство создало идеологические предпосылки объединения всех русских (восточнославянских) земель, которое реализовалось в конечном итоге в создании Московского государства, способствовало переходу общинной земельной собственности к классу феодалов-землевладельцев, усиливало культурные контакты России с Европой, способствовало восприятию многих элементов как духовной так и материальной культуры, на начальных этапах стало ядром формирования общерусской культуры и самосознания.

Церковнославянский язык долго был языком официальных документов и литературы.

Церковь сыграла решающую роль в объединении земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Многие события русской истории XI-XVвв. были связаны с непрерывной распрей между светскими и духовными феодалами по поводу земельной собственности, а также по поводу политической власти. Церковь обладала судебной властью; именно на церковных землях в XV в. впервые было введено крепостное право, на 200 лет раньше его государственного узаконения. Важнейшим фактором экономического благосостояния Церкви были так называемые «белые слободы» - городские земли, принадлежавшие церкви, и освобожденные от налогов.

Могущество и самостоятельность Русской Православной Церкви непрерывно усиливались. В 1589 г. было учреждено Московское патриаршество, после чего русская православная церковь стала фактическим лидером православия. Периодом наибольшего могущества Церкви стали первые десятилетия XVII в. Последующие века русской истории были процессом непрерывного падения экономической и политической самостоятельности церкви и подчинения ее государству.

Церковный собор 1654 г. отлучил всех несогласных с реформами от церкви. Начались преследования раскольников, их массовые миграции на окраины государства, в частности в состав формировавшегося в эти годы казачества. В течение XVIII в. Церковь теряет самостоятельность и превращается в государственное учреждение. Реформы Петра I, Петра III и Екатерины II лишили ее экономической самостоятельности, политической и судебной власти.

В настоящее время роль православной церкви в жизни общества с каждым годом возрастает. Так, если по данным опросов 70-80-х годов ХХ века верующими среди русских признавали себя 10-12%, то опросы последних лет дают цифру 40-50% взрослого населения. В то же время необходимо отличать веру от воцерковленности, то есть знания и соблюдения основных религиозных канонов. Этот показатель значительно ниже.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Истинное Православие - это древнейшая вера на Земле. Оно впитало в себя многотысячелетнюю мудрость, знание, историю, культуру. В наше время язычниками называют тех, кто исповедует старую веру, бывшую до возникновения христианства.

А, к примеру, у древних евреев языческими религиями считались все верования, не признававшие Яхве, или отказавшиеся следовать его закону. Древнеримские легионы завоевали народы Ближнего Востока, Европы и Северной Африки. Одновременно это были и победы над местными верованиями. Эти религии иных народов, «языков» именовались языческими. Им предоставлялось право на существование в соответствии с интересами Римского государства. Но с возникновением христианства и сама религия Древнего Рима с культом Юпитера была признана языческой…

Что касается древнеруского многобожия, отношение к нему после принятия христианства было воинствующим. Новая религия противопоставлялась прежней как истинная - неистинной, как полезная - вредной. Такая установка исключала терпимость и предполагала искоренение дохристианских традиций, обычаев, обрядов. Христиане не хотели, чтобы потомкам их остались признаки “заблуждения”, которому они дотоле предавались. Подвергалось преследованию все то, что так или иначе было связано с рускими верованиями: «бесовские игрища», «нечистая сила», волхвование. Возник даже образ подвижника-«бесоборца», посвятившего свою жизнь не ратным подвигам на поле брани, а преследованию и уничтожению «темных сил». Такой ревностностью отличались новые христиане во всех странах. Но если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество древних мраморных изваяний, то Древняя Русь стояла среди лесов. И царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ, ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писаных славянскими резами на деревянных дощечках.

И лишь негромкие отголоски донеслись до наших дней из глубин ведического мира. А он прекрасен, этот мир! Среди удивительных божеств, которым поклонялись наши предки, нет отталкивающих, уродливых, омерзительных. Есть злые, страшные, непонятные, но куда больше прекрасных, загадочных, добрых. Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Перун поражал молнией злодеев. Лада покровительствовала влюбленным. Чур оберегал границы владений. Велес являлся олицетворением хозяйской мудрости, а также был покровителем охотничьей добычи.

Вера древних славян являлась обожествлением сил природы. Пантеон богов был связан с выполнением родом хозяйственных функций: земледелием, скотоводством, борт-ничеством, ремеслом, торговлей, охотой и т. д.

И не следует считать, что ведизм - это всего лишь поклонение идолам. Ведь даже мусульмане продолжают кланяться черному камню Каабы - святыне ислама. У христиан в этом качестве выступают бесчисленные кресты, иконы и мощи святых. А кто считал, сколько крови было пролито и жизней отдано за освобождение Гроба Господня в крестовых походах? Вот настоящий христианский идол, одновременно с кровавыми жертвами. И воскурить фимиам, поставить свечку - это то же самое жертвоприношение, только принявшее благообразный вид.

Расхожее представление о предельно низком уровне культурного развития «варваров» не подтверждается историческими фактами. Изделия древнеруских резчиков по камню и дереву, орудия труда, ювелирные изделия, былины и песни могли появиться только на почве высокоразвитой культурной традиции. Верования древних славян не были «заблуждением» наших предков, отражающим «примитивизм» их мышления. Многобожие - это верования не только славян, но и большинства народов. Оно было характерно для Древнего Египта, Греции, Рима, культуру которых никак не назовешь варварской. Верования древних славян мало чем отличались от верований других народов, и эти отличия определялись спецификой жизненного уклада и хозяйственной деятельности.


В конце 80-х годов прошлого века доживающая последние дни Советская власть решила отпраздновать 1000-летие крещения Руси. Сколько раздавалось приветственных криков: «1000-летие русской письменности!», «1000-летие русской культуры!», «1000-летие русской государственности!» Но ведь Руское государство существовало и до принятия христианства! Недаром же скандинавское название Руси звучит как Гардарика - страна городов. О том же пишут и арабские историки, исчисляя руские города сотнями. При этом утверждая, что в самой Византии есть только пять городов, остальные же - «укрепленные крепости». И руских князей арабские хроники именовали хаканами, «хакан-Рус». Хакан - это императорский титул! «Ар-Рус - это название государства, а не народа и не города», - пишет арабский автор. Западные же летописцы называли руских князей «короли народа Рос». Не признавала за правителями Руси царского достоинства только надменная Византия, но она не признавала его и за православными царями Болгарии, и за христианским императором Священной Римской империи германской нации Оттоном, и за эмиром мусульманского Египта. Жители Восточного Рима знали только одного царя - своего императора. Но даже на врата Царьграда прибили щит руские дружины. И, между прочим, персидские и арабские хроники свидетельствуют, что русы делают «отличные мечи» и ввозят их в земли халифов.

То есть русы продавали не только меха, мед, воск, но и изделия своих ремесленников. И те находили спрос даже в краю булатных клинков. Другим предметом экспорта были кольчуги. Их называли «прекрасными» и «отличными». Технологии, таким образом, в ведической Руси были не ниже мирового уровня. Некоторые клинки той эпохи сохранились до наших дней. На них имена кузнецов-русов - «Людота» и «Славимир». И на это стоит обратить внимание. Значит, кузнецы были грамотны! Вот это и есть уровень культуры.

Следующий момент. Расчет формулы мирового круговращения (Коло) позволил нашим предкам построить кольцеобразные металлические святилища, где они создали древнейшие астрономические календари. Славяне определяли продолжительность года в 365, 242, 197 суток. Точность уникальна! А в комментарии к Ведам упоминается расположение созвездий, относимое современной астрономией за 10000 лет до н.э. По библейской хронологии в это время не был создан даже Адам. Космические познания славян шагнули довольно далеко. Свидетельство тому - миф о космическом вихре Стрибоге. И это согласуется с теорией зарождения жизни на Земле - гипотезой панспермии. Суть ее сводится к тому, что жизнь не возникла на Земле сама, а была занесена целенаправленным потоком со спорами, из которых потом развилось многообразие живого мира.

Именно эти факты и являются показателями, по которому следует судить об уровне культуры и образованности славян. И что бы ни утверждали приверженцы христианства, но это пришлая, иноземная религия, которая прокладывала себе дорогу на Руси огнем и мечом. О насильственном характере крещения Руси написано немало, причем не воинствующими безбожниками, а церковными историками.


И не стоит считать, что население руских земель безропотно приняло повеление Владимира-отступника. Люди отказывались приходить на берег реки, уходили из городов, поднимали восстания, и отнюдь не таились в отдаленных лесах - еще век спустя после крещения волхвы объявились в крупных городах. А население никакой враждебности к ним не испытывало, и либо с интересом внимало им (Киев), либо вовсе охотно шло за ними (Новгород и Верхнее Поволжье).

Так и не смогло христианство полностью искоренить ведизм. Не принимали люди чуждую веру и свершали ведические обряды. Приносили жертвы водяному - топили коня, или улей, или черного петуха; лешему - оставляли в лесу коня или хотя бы масленый блин или яйцо; домовому - ставили плошку с молоком, обметали углы смоченным в петушиной крови веником. И верили, что если от досаждающей нечисти не помогает крестное знамение или молитва, то поможет происходящая от ведических заклятий матерная брань. Кстати, в Новгороде были найдены две берестяные грамоты. В них содержится, по крайности, единственный матерный глагол да «ласковое» определение в адрес некой новгородки, задолжавшей деньги составительнице грамоты, и обозначенной за это женским естеством.

Спору нет - за десять веков христианство оказало огромное влияние на историю, культуру, искусство России, на само существование Российского государства. Но вот принял бы Владимир Креститель католическую веру или ислам, и кричали бы нынешние апостолы «русской исконной веры» о «возрождении русского католичества…», или «… Россия - оплот мирового мусульманства!..» Хорошо еще, что не отправили послов к жрецам культа Вуду.

А старая вера древних русов все равно останется руской верой.

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осиновые Гаи Тамбовской области. Совсем молоденькая девушка проявила высшую человеческую доблесть. Зоя отдала жизнь защищая Родину. Я преклоняюсь перед Зоей и память о ее подвиге будет вечна в наших сердцах.

29 ноября 1941 года , Зоя Космодемьянская была казнена гитлеровцами после жестоких пыток в селе Петрищево Московской области. А через несколько дней после этого, 5 декабря 1941 года , началась переломная в Великой Отечественной войне . Теперь вам понятно почему гитлеровцы так жестоко пытали Зою и что именно Зоя им не сказала ценой своей молодой жизни.

Имя Зои Космодемьянской известно каждому из учебников истории. Фотографии расправы над юной советской девушкой, сделанные в 1941 году, облетели весь мир. Казнь отважной партизанки фашисты старались снимать со всех ракурсов, ее речь перед смертью свидетели запомнили слово в слово, а о подвиге Зои сняли десятки фильмов.

В ноябре 1941 года, группа советских военнослужащих, среди которых были и сотрудники НКВД, в том числе юная Зоя Космодемьянская, выходит за линию фронта. Их задача — вести разведку живой силы и техники врага, уничтожать коммуникации гитлеровцев, уничтожать продовольственные запасы, находящиеся в тылу врага. В подмосковном Петрищево смелой разведчице удалось вывести из строя узел связи. Здесь комсомолку и схватили фашисты.

Девушку долго пытали. Но отважная партизанка, несмотря на страшную боль, не выдавала товарищей и не просила о пощаде.

Зоя Космодемьянская стала первой женщиной — Героем Советского Союза. В честь нее названы поселки, школы, корабли, воинские соединения, а также десятки улиц по всей стране и за ее пределами. Интерес к жизни и подвигу Космодемьянской не утихает до сих пор. Ежегодно в музей в Петрищево приезжают около 20 тысяч человек.

Сначала Зоя Космодемьянская была похоронена в Петрищево. В 1942 году урна с прахом перезахоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Был установлен памятник, который до наших дней не сохранился.

Мама Зои Любовь Тимофеевна на похоронах дочери. Апрель 1942 .

Семья

Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай (село в различных источниках именуется также как Осинов Гай или Осиновые Гаи, что означает «осиновая роща» ) Гавриловского района Тамбовской области , в семье потомственных местных священников .

Дед Зои, священник Знаменской церкви села Осино-Гай Пётр Иоаннович Козьмодемьянский , был схвачен большевиками в ночь на 27 августа 1918 года и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду. Труп его был обнаружен лишь весной 1919 года , священник был похоронен рядом с церковью, которая была закрыта коммунистами, несмотря на жалобы верующих и их письма во ВЦИК в 1927 году

Отец Зои Анатолий учился в духовной семинарии, но не окончил её; женился на местной учительнице Любови Чуриковой.

Зоя болела нервным заболеванием с г., когда переходила из 8-го в 9-й класс… У неё… было нервное заболевание по той причине, что её ребята не понимали. Ей не нравилось непостоянство подруг: как иногда бывает, - сегодня девочка поделится своими секретами с одной подругой, завтра - с другой, эти поделятся с другими девочками и т.д. Зоя не любила этого и часто сидела одна. Но она переживала всё это, говорила, что она одинокий человек, что не может подобрать себе подругу.

Плен, пытки и казнь

Казнь Зои Космодемьянской

Внешние изображения
Зою Космодемьянскую ведут на казнь 2.
Тело Зои Космодемьянской.

Боевая подруга Зои Клавдия Милорадова вспоминает, что во время опознания трупа на Зоиных руках была запёкшаяся кровь, ногтей не было . У мертвого тела кровь не течет, значит, при пытках Зои были также вырваны ногти.

В 10:30 следующего утра, Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица ; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов». Когда Космодемьянскую подвели к виселице, Смирнова ударила её по ногам палкой, крикнув: «Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала…» .

Саму казнь одна из свидетельниц описывает следующим образом:

До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть - это моё достижение». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Офицер злобно заорал: «Русь!». «Советский Союз непобедим и не будет побеждён», - всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись.

В «Акте опознания трупа» от 4 февраля 1942 года , проведённого комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной Армии, представителя РК ВКП(б), сельсовета и жителей села, об обстоятельствах гибели на основании показаний очевидцев обыска, допроса и казни установлено, что комсомолка Космодемьянская З. А. перед казнью произнесла слова призыва: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Обращаясь к немецким солдатам, Зоя Космодемьянская сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас не вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов» .

Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни .

Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву»), согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Командир полка подполковник Рюдерер был захвачен фронтовыми чекистами, осуждён и по приговору суда позднее расстрелян. .

Посмертное признание подвига

О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда » 27 января 1942 года . Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля - пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Лидов отправился в Петрищево, подробно расспросил жителей и на основе их расспросов опубликовал статью. Её личность была вскоре установлена, об этом сообщила «Правда» в статье Лидова от 18 февраля «Кто была Таня»; ещё раньше, 16 февраля , был подписан указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).

Во время и после перестройки, на волне антикоммунистической критики, в печати появлялась и новая информация о Зое. Как правило , она основывалась на слухах, не всегда точных воспоминаниях очевидцев, а в некоторых случаях - и на домыслах, что, впрочем, было неизбежно в ситуации, когда документальная информация, противоречащая официальному «мифу», продолжала держаться в секрете или только-только рассекречивалась. М. М. Горинов писал по поводу этих публикаций, что в них «отразились некоторые факты биографии Зои Космодемьянской, замалчивавшиеся в советское время, но отразились, как в кривом зеркале, - в чудовищно искажённом виде» .

Исследователь М. М. Горинов, опубликовавший в академическом журнале «Отечественная история» статью о Зое, к версии о шизофрении относится скептически, однако сообщения газеты отнюдь не отвергает, но лишь обращает внимание, что их утверждение о подозрении на шизофрению выражено в «обтекаемой» форме.

Версия о предательстве Василия Клубкова

В последние годы существует версия, что Зою Космодемьянскую предал её товарищ по отряду, комсорг Василий Клубков. Она основывается на материалах дела Клубкова, рассекреченных и опубликованных в газете «Известия » в 2000 году . Клубков, явившийся в начале 1942 года в свою часть, заявил, что он был взят в плен немцами, бежал, снова был схвачен, снова бежал и сумел добраться до своих. Однако на допросах изменил свои показания и заявил, что был схвачен вместе с Зоей и выдал её, после чего согласился сотрудничать с немцами, прошёл обучение в разведшколе и был отправлен с разведывательным заданием.

Уточните обстоятельства, при которых вы попали в плен? - Подойдя к определённому мне дому, я разбил бутылку с «КС» и бросил её, но она не загорелась. В это время я увидел невдалеке от себя двух немецких часовых и, проявив трусость, убежал в лес, расположенный в метрах 300 от деревни. Как я только прибежал в лес, на меня навалились два немецких солдата, отобрали у меня наган с патронами, сумки с пятью бутылками «КС» и сумку с продзапасами, среди которых также был литр водки. - Какие показания вы дали офицеру немецкой армии? - Как меня только сдали офицеру, я проявил трусость и рассказал, что нас всего пришло трое, назвав имена Крайнева и Космодемьянской. Офицер отдал на немецком языке какое-то приказание немецким солдатам, они быстро вышли из дома и через несколько минут привели Зою Космодемьянскую. Задержали ли они Крайнева, я не знаю. - Вы присутствовали при допросе Космодемьянской? - Да, присутствовал. Офицер у неё спросил, как она поджигала деревню. Она ответила, что она деревню не поджигала. После этого офицер начал избивать Зою и требовал показаний, но она дать таковые категорически отказалась. Я в её присутствии показал офицеру, что это действительно Космодемьянская Зоя, которая вместе со мной прибыла в деревню для выполнения диверсионных актов, и что она подожгла южную окраину деревни. Космодемьянская и после этого на вопросы офицера не отвечала. Видя, что Зоя молчит, несколько офицеров раздели её догола и в течение 2 - 3 часов сильно избивали резиновыми палками, добиваясь показаний. Космодемьянская заявила офицерам: «Убейте меня, я вам ничего не расскажу». После чего её увели, и я её больше не видел.

Клубков был расстрелян за измену Родине 16 апреля 1942 года. Его показания, как и сам факт его присутствия в деревне во время допроса Зои, не находят подтверждения в других источниках. К тому же показания Клубкова путаны и противоречивы: он то говорит, что Зоя при допросе у немцев назвала его имя, то говорит, что не называла; заявляет, что не знал фамилии Зои, а затем утверждает, что назвал её по имени и фамилии, и т. д. Даже деревню, где погибла Зоя, он называет не Петрищево, а «Пепелище» .

Исследователь М. М. Горинов предполагает, что Клубкова заставили оговорить себя либо из карьерных соображений (чтобы получить свою долю дивидендов с разворачивавшейся пропагандистской кампании вокруг Зои), либо из пропагандистских (чтобы «оправдать» попадание Зои в плен, недостойное, согласно тогдашней идеологии, советского бойца). Впрочем, в пропагандистский оборот версия предательства так и не была запущена.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (16 февраля 1942 года) и орденом Ленина (посмертно).

Память

Памятник на станции метро «Партизанская»

Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище

Музеи

Монументальное искусство

Памятник Зое Космодемьянской у школы 201 в Москве

Памятник Зое Космодемьянской во дворе школы номер 54 в Донецке

Памятник Зое Космодемьянской в Тамбове

  • Памятник в селе Осино-Гай Тамбовской области , на родине Зои Космодемьянской. Тамбовский скульптор Михаил Салычев
  • Памятник в Тамбове на улице Советской. Скульптор Матвей Манизер.
  • Бюст в селе Шиткино
  • Памятник на платформе станции метро «Партизанская » в Москве .
  • Памятник на Минском шоссе близ деревни Петрищево .
  • Мемориальная плита в деревне Петрищево.
  • Памятник в Санкт-Петербурге в Московском парке Победы .
  • Памятник в Киеве : сквер на углу ул. Олеся Гончара и ул. Богдана Хмельницкого
  • Памятник в Харькове в «Сквере Победы » (за фонтаном «Зеркальная струя »)
  • Памятник в Саратове на улице Зои Космодемьянской, около школы № 72.
  • Памятник в Ишимбае у школы № 3
  • Памятник в Брянске у школы № 35
  • Бюст в Брянске у школы № 56
  • Памятник в Волгограде (на территории школы № 130)
  • Памятник в Челябинске на улице Новороссийской (во дворе школы № 46).
  • Памятник в Рыбинске на улице Зои Космодемьянской на берегу Волги .
  • Памятник в городе Херсоне у школы № 13.
  • Бюст у школы в селе Бармино Лысковского района Нижегородской области.
  • Бюст в Ижевске у школы № 25
  • Бюст в Железногорске Красноярского края у гимназии № 91
  • Памятник в Бердске (Новосибирская область) у школы № 11
  • Памятник в посёлке Большие Вязёмы у Большевязёмской гимназии
  • Памятник в Донецке во дворе школы номер 54
  • Памятник в Химках на улице Зои Космодемьянской.
  • Памятник в Ставрополе у гимназии № 12
  • Памятник в Барнауле у школы № 103
  • Памятник в Ростовской области, с. Тарасовский, памятник у школы № 1.
  • Бюст в селе Иваньково Ясногорского района Тульской областие во дворе Иваньковской средней школы
  • Бюст в пгт. Тарутино, Одесской области, у начальной средней школы
  • Бюст в Мариуполе во дворе школы № 34
  • Бюст в Новоузенске Саратовской области у школы № 8

Художественная литература

  • Маргарита Алигер посвятила Зое поэму «Зоя ». В 1943 году поэма была удостоена Сталинской премии .
  • Любовь Тимофеевна Космодемьянская опубликовала «Повесть о Зое и Шуре ». Литературная запись Фриды Вигдоровой.
  • Советский писатель Вячеслав Ковалевский создал дилогию о Зое Космодемьянской. В первой части, повести «Брат и сестра» , описаны школьные годы Зои и Шуры Космодемьянских. Повесть «Не бойся смерти! » посвящена деятельности Зои в суровые годы Великой Отечественной войны,
  • Поэмы Зое посвятили турецкий поэт Назым Хикмет и китайский поэт Ай Цин .
  • А. Л. Барто стихи «Партизанке Тане», «У памятника Зое»

Музыка

Живопись

  • Кукрыниксы . «Зоя Космодемьянская» ( -)
  • Дмитрий Мочальский «Зоя Космодемьянская»
  • К. Н. Щекотов «Последняя ночь (Зоя Космодемьянская)». 1948-1949. Холст, масло. 182х170. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.

Фильмы

  • «Зоя » - фильм 1944 года режиссёра Лео Арнштама.
  • «Во имя жизни» - фильм 1946 года режиссёров Александра Зархи и Иосифа Хейфица . (В этом фильме есть эпизод, где актриса играет в театре роль Зои.)
  • «Великая Отечественная », фильм 4-й. «Партизаны. Война в тылу врага».
  • «Битва за Москву » - фильм 1985 года режиссёра Юрия Озерова.

В филателии

Прочее

В честь Зои Космодемьянской назван астероид № 1793 «Зоя», а также № 2072 «Космодемьянская» (по официальной версии назван в честь Любови Тимофеевны Космодемьянской - матери Зои и Саши). Также посёлок Космодемьянский в Московской области, Рузского района, и Космодемьянская средняя общеобразовательная школа.

В Днепропетровске восьмилетняя школа № 48 (ныне СШ № 48) названа в честь Зои Космодемьянской. В этой школе учились певец Иосиф Кобзон , поэты Игорь Пуппо и Олег Климов.

В честь Зои Космодемьянской назван электропоезд ЭД2Т-0041(приписан к депо Александров).

В Эстонии, Ида Вирумааский уезд, на озёрах Куртна, в честь Зои Космодемьянской назван пионерский лагерь.

В Нижнем Новгороде, школе № 37 Автозаводского района, существует детское объединение «Школята», созданное в честь З. А. Космодемьянской. Ученики школы проводят торжественные линейки в день рождения и день смерти Зои.

В Новосибирске существует детская библиотека имени Зои Космодемьянской.

Именем Зои Космодемьянской был назван танковый полк Национальной народной армии ГДР .

В Сыктывкаре имеется улица Зои Космодемьянской.

В г. Пензе есть улица имени Зои Космодемьянской.

В городе Каменск-Шахтинский, на реке Северский Донец, расположен детский лагерь имени Зои Комодемьянской.

См. также

  • Космодемьянский, Александр Анатольевич - брат Зои Космодемьянской, Герой Советского Союза
  • Волошина, Вера Даниловна - советская разведчица, повешена в один день с Зоей Космодемьянской
  • Назарова, Клавдия Ивановна - организатор и руководитель подпольной комсомольской организации

Литература

  • Большая Советская Энциклопедия . В 30-ти томах. Издательство: Советская энциклопедия, твёрдый переплёт, 18240 с., тираж: 600000 экз., 1970.
  • Народная героиня. (Сб. материалов о Зое Космодемьянской), М., 1943;
  • Космодемьянская Л. Т. , Повесть о Зое и Шуре. Издательство: ЛЕНИЗДАТ, 232 с., тираж: 75000 экз. 1951, Издательство: Издательство Детской литературы, твёрдый переплёт, 208 с., тираж: 200000 экз., 1956 М., 1966 Издательство: Детская литература. Москва, твёрдый переплёт, 208 с., тираж: 300000 экз., 1976 Издательство: ЛЕНИЗДАТ, мягкая обложка, 272 с., тираж: 200000 экз., 1974 Издательство: Народная асвета, твёрдый переплёт, 206 с., тираж: 300000 экз., 1978 Издательство: ЛЕНИЗДАТ, мягкая обложка, 256 с., тираж: 200000 экз., 1984
  • Горинов М. М. Зоя Космодемьянская (1923-1941) // Отечественная история . - 2003.
  • Савинов Е. Ф. Зоины товарищи: док. очерк. Ярославль: Ярославское кн. изд., 1958. 104 с.: ил. [О боевой работе партизанского отряда, в котором воевала Зоя Космодемьянская.]
  • Ты осталась в народе живая…: Книга о Зое Космодемьянской / Составители: Заслуженный работник культуры РФ Валентина Дорожкина, Заслуженный работник культуры РФ Иван Овсянников. Фотографии Алексея и Бориса Ладыгиных, Анатолия Алексеева, а также из фондов Осиногаевского и Борщёвского музеев.. - Сборник статей и очерков. - Тамбов: ОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2003. - 180 с.

Документальное кино

  • «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге» «Студия Третий Рим» по заказу ГТРК «Россия», 2005 г.

Примечания

  1. В некоторых источниках указана ошибочная дата рождения Зои Космодемьянской - 8 сентября
  2. Журнал «Родина»: Святой из Осиновых Гаев
  3. Зоя сменила фамилию в 1930 году
  4. М. М. Горинов. Зоя Космодемьянская//Отечественная история
  5. Закрытие церкви в селе Осиновые Гаи | История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица
  6. Г. Набойщиков. Зоя Космодемьянская - Орлеанская дева России
  7. Сенявская Е. С. «Героические символы: реальность и мифология войны»
  8. 1941-1942
  9. …197-я пехотная дивизия и её 332-й полк нашли свою гибель в двух котлах под Витебском 26-27 июня 1944 года: между деревнями Гнездилово и Островно и в районе озера Мошно, севернее деревни Замошенье
  10. Манипуляция сознанием (книга)
  11. Библиотека - ПСИПОРТАЛ
  12. Владимир Лота «О подвиге и подлости», «Красная звезда» 16 февраля 2002 г.
  13. Глава 7. КТО ПРЕДАЛ ЗОЮ КОСМОДЕМЬЯНСКУЮ