История означает «исследование». Отдельные элементы исторической науки в форме летописей, генеалогий царей и героев, записей мифологический преданий, существовали уже в государствах Древнего Ближнего Востока, но лишь греки подошли к их изучению с точки зрения рационального анализа, стремясь вычленить из традиции элементы достоверного знания. Изобретение истории предполагало появление критического метода, разработка и применение которого нашло воплощение в работах историков классического периода.

Логографы

Первые сочинители, работающие в историческом жанре, занимались собиранием мифологической традиции, составлением генеалогии и хронологии. Фукидид с некоторым пренебрежением называл их логографами - «записывающими сказки». Сегодня под этим словом обычно объединяют авторов, предшествовавших Геродоту: Кадма из Милета, Харона из Лампсака, Гелланика из Митилены, Акусилая из Аргоса и наиболее известного Гекатея из Милета.

Геродот

Геродот (около 484-425 гг. до н. э.) родился в Галикарнасе в Карии, принадлежал к знатному роду, в молодости боролся против тирана Лигдамида, подвергся изгнанию и долго жил на Самосе. В 455-444 гг. до н. э. он путешествовал, объехал значительную часть Малой Азии и Ближнего Востока, Египта, Балканского полуострова и Причерноморья. Около 446 г. до н. э. историк поселился в Афинах, где познакомился с Софокломи вступил в кружок Перикла.

В 444 г. до н. э. он участвовал в основании колонии в Фуриях в Южной Италии, где провел последние годы жизни.

Перу Геродота принадлежит «Изложение событий», или «История», написанная на ионийском диалекте. Разделение на девять книг и их названия по именам муз относятся к более позднему периоду. Значительная часть сочинения была создана еще в пору пребывания историка на Самосе, поскольку известно, что Геродот читал свою книгу в Афинах и получил за нее награду в десять талантов. По образцу логографов автор не ограничивался изложением политической истории, а приводил обширный географический и этнографический материал.

Композиция всего произведения сложна и включает несколько параллельных линий повествования. В первой части сочинения Геродот рассказал историю лидийцев, мидян, вавилонян, египтян и скифов по мере их покорения персами. Вторая часть начинается с Ионийского восстания, после которого Геродот перешел к описанию греко-персидских войн. Кульминация повествования - описание похода Ксеркса, сражения при Фермопилах, Саламине и Платеях. Труд оканчивается описанием взятия Сеста афинянами в 478 г. Вопрос о том, успел ли Геродот его завершить, до сих пор остается открытым.

Согласно Фукидиду движущими силами истории являются страсти и воля людей, а не божественное вмешательство, чудеса или мифы. Эти рациональные представления позволили ему показать Пелопоннесскую войну как процесс, обусловленный политическим развитием Афин и Спарты в период, последовавший вслед за греко-персидскими войнами.

Фукидид

Фукидид (около 460 - около 396 гг. до н. э.) родился в Афинах в знатной семье. По-видимому, в юности он получил хорошее образование, в зрелом возрасте активно занимался политикой. По взглядам историк принадлежал к умеренной олигархии. В 424 г. до н. э. он командовал афинской эскадрой на севере Греции. Спартанский полководец Брасид при его попустительстве захватил Амфи-поль. Дома Фукидид был обвинен в измене и подвергся изгнанию.

В родной город он вернулся лишь после окончания войны и всеобщей амнистии. Будучи изгоем,историк внимательно продолжал следить за политическими событиями и перипетиями Пелопоннесской войны. Результатом его размышлений стала «История» в восьми книгах.

В сочинении Фукидид разработал рациональную концепцию и методологию истории. Главной задачей историка, по его убеждению, является отыскание истины и верное изложение событий, что позволяет извлечь из нее уроки на будущее. Для этого ученый должен сохранять беспристрастность и критически относиться к источникам информации. Фукидид старался основываться на личных наблюдениях и свидетельствах очевидцев, в сочинении он также использовал официальные документы. Значительное место уделялось изложению различных точек зрения и рассуждениям главных действующих лиц.

В философствованиях такого рода Фукидид часто излагал собственный взгляд на скрытые причины событий. Лучшей считается речь на могиле воинов, павших в первый год войны, вложенная им в уста Перикла, которая является яркой апологией демократии Афин и их заслуг перед греческой культурой. Произведение Фукидида было чрезвычайно высоко оценено еще в древности, у него были продолжатели и последователи, которым, впрочем, не удалось с ним сравниться.

Ксенофонт. Национальный музей Александрии

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье, в юности получил хорошее образование. В 401 г. до н. э. принял участие в походе 10 тыс. греческих наемников в Персию. В качестве одного из командиров наемников Ксенофонт затем служил во Фракии царю Севту, а после ходил в экспедицию спартанского царя Агесилая в Малую Азию. По возвращении в Грецию в 394 г. до н. э. историк сражался в битве при Коронее на стороне спартанцев против союзных Афинам фиванцев. За это он был приговорен к изгнанию и значительную часть жизни провел в подаренном ему Агесилаем имении близ Олимпии.

Литературное наследие Ксенофонта довольно обширно и включает сочинения различного жанра и содержания, написанные в разное время. Все они сохранились до нашего времени. Самым известным произведением является «Анабасис», в котором Ксенофонт изложил воспоминания о походе Кира Младшего против брата, персидского царя Артаксеркса, его поражении и гибели, и последовавшем 15-месячном возвращении греческих наемников домой. По литературным достоинствам и ценности сообщаемой информации «Анабасис» не знает себе равных. Еще одним сочинением Ксенофонта является «Греческая история» в семи книгах, продолжающая труд Фукидида. Эта работа весьма далеко стоит от оригинала. В то же время историку нельзя отказать в умении описывать ключевые события и выделять ярких личностей.

И сторическая проза возникла в V веке до н.э., и именно она стала основой для развития особой отрасли знаний — науки о развитии общества — истории.

Историки Древней Греции

Основателем этого литературного жанра является Геродот — уроженец города Геликарнаса. В своей жизни много путешествовал, и смог побывать во многих местах античного мира. Геродот написал сочинение о истории в девяти книгах. Первые четыре книги посвящены истории возникновения Персидской державы, а также даны некоторые сведения о государствах того времени. В следующих книгах он описал Греко-персидские войны до 478 года до н.э. Это произведение написанное Геродотом стало важнейшим источником знаний по античному миру, оно содержит очень большой фактический материал и пересказ многих легенд.

Фукидид — афинский историк и стратег (ок. 460-396 г. до н.э.). Фукидид был отстранен от командования за потерю города Амфиполя в 422 году до н.э., и будучи в изгнании написал книгу «История Пелопоннесской войны». В начале своего произведения, Фукидид написал краткий очерк о ранней истории Греции, когда еще только назревало столкновение между Афинами и Спартой. Изложение Фукидидом значительно отличалось от сочинений Геродота — полных легенд и сказаний, и явилось одной из вершин античной историографии.

Еще одним историком древней Греции был афинянин-аристократ Ксенофонт (ок. 445-355 г. до н.э.). Ксенофонт был довольно враждебно настроен по отношению к афинской демократии, поэтому он покинул , а позже перешел на сторону спартанцев. Ксенофонт известен своим произведением «Анабасис», в котором он описывает возвращение домой греческих наемников, сражавшихся на стороне персидского царевича Кира. Ксенофонт также является автором «Греческой истории» в семи книгах. Он превозносит в своих произведениях , и критикует афинскую демократию. Его произведения содержат ряд важнейших сведений по греческой истории и экономике конца V — начала VI века до н.э.

Историки Древней Греции

Геродот

Фукидид

Ксенофонт

Сессия неотвратима, как птичий грипп - или финансовый кризис. Увы, это понимаешь только тогда, когда «час Х» уже наступил - а ты к нему совершенно не готов. Сколько времени потребуется для того, чтобы написать отличный реферат или курсовую? А качественную дипломную работу? Неделя? Две? Месяц?

ПЯТЬ МИНУТ!

Именно столько потребуется, чтобы заполнить на нашем сайте. Опишите основные требования к нужной работе - и можете возвращаться к более интересным занятиям. Отныне Вашими проблемами займется агентство «Развитие».

Почему «Развитие»?

Потому что для Вас рефераты, курсовые или диплом - часть учебного процесса. Причем не самая приятная. А для нас это - работа. Которую мы любим. И знаем в ней толк. В агентстве «Развитие» заняты только дипломированные специалисты по всем отраслям - экономическим, техническим или гуманитарным. Вот только несколько цифр «Развития»:

  • Мы работаем в этой сфере уже 10 лет. Вдумайтесь: это два десятка учебных полугодий, в течение которых наши клиенты получали неизменно качественные рефераты, курсовые или дипломы на заказ.
  • Первый интернет-заказ на написание дипломной работы мы приняли в 2001 году. С тех пор агентство «Развитие» не ограничено не только тематическими, но и географическими рамками: мы выполняем рефераты, курсовые и дипломы всех специальностей из любой точки России и зарубежья. Достаточно заполнить форму онлайн-заказа, или связаться с нами по телефонам или e-mail - и Вам остается только вручить готовую работу своему преподавателю.

Теперь Вам не придется беспокоиться о несданной вовремя работе! Бессонные ночи, нервы и испорченное в библиотеках зрение Вам больше не грозят. Курсовые, рефераты и дипломы на заказ, выполняемые агентством «Развитие», спасут Вас от неминуемых последствий легкомысленного отношения к учебе - и гарантируют желаемую оценку. Достаточно заказать диплом в «Развитии» - и можно жить спокойно, забыв о бесконечной монотонной зубрежке.

Итак, почему рефераты, дипломы или курсовые на заказ, сделанные в «Развитии» - это стопроцентная гарантия качества?

  • Наши специалисты пользуются обширной научной библиотекой по всем специальностям, в которой представлены разнообразные пособия, тематическая периодика, практическая литература, энциклопедия, отечественные и переводные издания - вплоть до уникальных материалов, недоступным простым студентам;
  • В агентстве «Развитие» дипломы, курсовые или рефераты на заказ пишут только специалисты по данной отрасли. Все сотрудники агентства имеют профильное образование и обладают высокой квалификацией;
  • Вы оплачиваете работу только после того, как убедитесь в том, что она соответствует Вашим требованиям. Никаких «котов в мешке»!

Книга: Историки Греции. Геродот. Фукидид. Ксенофонт / пер. с древнегреч. И. Мартынова, Ф. Мищенко, С. Жебелева, С. Ошерова; сост. и предисл. Т. Миллер. Примеч. М. Гаспарова и Т. Миллер. - М. : Художественная литература, 1976. - 430 с. - (Библиотека античной литературы).

Характеристика: В древнегреческой литературе имена Геродота, Фукидида, Ксенофонта стоят в одном ряду с именами Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана или Платона. Как и великие драматурги или знаменитый автор диалогов, три названных историка создали произведения, которые уже в античности были оценены как классическая норма и образец литературного жанра. Их творчество завершает и увенчивает формирование в художественной прозе рационалистической картины мира, которая стала складываться в VI веке до н.э. Именно тогда утвердившееся после великой колонизации VIII–VI веков полисное рабовладельческое общество начало созидать внутри себя новую культуру, дополняя и исправляя то представление о мире, которое давал греку героический эпос.

В VI веке подвергались пересмотру присущие эпосу представления о космосе, богах, об известных грекам землях и народах. Тогда появились первые учения о материальной первооснове мира и его структурном единстве и были сделаны попытки аллегорически истолковать мифы и найти им не противоречащее разуму объяснение. В том же VI веке до н.э. появились и первые хроники , этнографические описания местностей и городов. Насколько можно судить по косвенным указаниям поздних авторов и по сохранившимся фрагментам, первые начатки повествовательной прозы сосредоточивали свое внимание на родословиях основателей городов, достопримечательностях местностей и обычаях народов. Составителям интересны были красочные детали и мелкие подробности. Источником сведений для хронистов служили старинные предания, мифы, сказы. Там, где «факты» казались бессмысленными, хронист отвергал их или находил для них согласное с разумом объяснение. Определяющей чертой этих первых памятников повествовательной прозы становилось стремление «найти правду» и взять из предания то, что можно проверить собственными глазами. К работе хронистов прилагалось слово ίστωρία («история»), которое имело двойной смысл: «свидетельство очевидца» и «расследование путём допроса».

Новой художественной прозой стало историческое повествование Геродота и Фукидида - литературный жанр, который возник в V веке и резко отличался и от ранних этнографических хроник, и от героического эпоса. От хроник он отличался тем, что рассматривал судьбу людей и народов, от эпоса - тем, что освобождал историю от мифа. То обстоятельство, что новое словесное творчество началось именно с этого жанра, было обусловлено особенностями жизни эллинского мира после греко-персидских войн (500–449 гг. до н.э.). Греко-персидские войны привели к неслыханному возвышению Афин. В таких условиях события современности приобретали для греков V века не меньшее значение и интерес, чем события далёкого прошлого. Живой интерес к современности способствовал появлению литературы, которая стала искать себе сюжеты не в мифологии, не в вымысле, а в реальной жизни. И первым событием, которое послужило материалом для создания новой литературы, стали греко-персидские войны.

Эти войны, в которых отстаивалась независимость Греции, поневоле заставляли задуматься и осмыслить происходящее, по-новому осветить взаимоотношения эллинского и восточного мира. Хроники VI и V веков до н.э. описывали лишь географию и этнографию местности. Теперь же требовалось понять и объяснить судьбу народов, втянутых в войну. Задачу эту выполнил Геродот в своей «Истории» - истории греко-персидских войн. Геродот поступал так же, как до него поступал эпический поэт, слагавший героический эпос из отдельных «малых песен». Необъятный материал хроник, легенд, устных преданий, собственные путевые наблюдения и сведения очевидцев, Геродот впервые собрал вместе и использовал для одной общей цели. Цель, которую Геродот ставил перед собой, была тоже вполне традиционной для эпоса. По его собственным словам, он написал свой труд для того, чтобы прославить подвиги греков и варваров и объяснить, почему они воевали друг против друга.

Свой рассказ Геродот сосредоточил вокруг истории царствования тех восточных правителей, с которыми греки вступали в столкновение, и протянул нить из глубины VII века к своей современности, от лидийского царя Креза к Ксерксу. При описании этих царствований Геродот применил обычный для эпоса композиционный прием: в канву основного повествования он ввёл подробные сведения о народах, имевших какое-то отношение к упоминаемым им властителям, и таким образом создал целостную картину всего знакомого грекам средиземноморского мира - его истории, географии, этнографии. Эта новая картина вселенной была близка эпосу по своим «космическим» масштабам, но несла в себе иное, чем в эпосе, видение мира. По ходу изложения событий Геродот не только сообщал то, что ему удалось узнать, но и опровергал то, что находил недостаточно достоверным, противопоставляя чужому мнению своё собственное как более разумное.

Как и хронисты, Геродот необычайно внимателен к предметам видимого мира, обычаям народов, ландшафту и животному миру разных стран. Но «История» Геродота существенным образом отличалась от хроник не только своим объёмом, но и замыслом. Она была задумана не как история местностей, а как история народов. Грекам V века она не только сообщала более точные сведения о знакомых им странах, но и давала ключ к пониманию событий современности. Геродот улавливал повторение одной и той же закономерности и благодаря этому получал возможность изобразить греко-персидские войны в их неразрывной связи с общим ходом мировой истории. Здесь опять Геродот использовал опыт хронистов. Для хроник, как и для более древних сказок и преданий, был обычен рассказ о вещих снах и сбывшихся предречениях оракулов, и Геродот внес этот элемент в описание жизни почти всех восточных правителей. Таким образом судьбы царей в «Истории» Геродота подчинены некоему таинственному миропорядку, где заранее предопределены их возвышение и падение. Все их попытки отвратить от себя беду обречены на неудачу. Но воля божества, подчиненность человека року - всё это для Геродота лишь одна сторона мирового порядка. С нею неразрывно связан и другой закон - закон возмездия за человеческие поступки. Через все повествование красной нитью проходит мысль, что все люди несут расплату за свои дела. Человеческая жизнь, показывает Геродот, не только предначертана свыше, она зависит также и от поведения самих людей. Этот второй угол зрения на события позволил Геродоту истолковать победу эллинов не только как явление космического масштаба, но и как факт этический, не только как свершение воли богов, но и как проявление морального превосходства эллинов над персами.

«История» Геродота была своеобразным «послесловием» к войне с персами. Примерно через пятьдесят лет после неё, как «послесловие» к другой войне, теперь уже междоусобной, было создано ещё одно произведение повествовательной художественной прозы - «История Пелопоннесской войны» Фукидида . Её автором был военачальник, который пережил всю эту войну, внимательно наблюдал отдельные её события и этапы, стоял близко к делам обеих воюющих сторон. Биографией Фукидида в значительной мере объясняется и характер источников, которыми он пользовался, и его взгляд на действительность. Геродот включал свои личные наблюдения в уже готовые, составленные до него хроники и в его «Истории» всё же преобладал материал, полученный из вторых рук. Фукидид писал по свежим следам событий, как очевидец, и старался говорить лишь о достоверных, заведомо проверенных фактах. В фокусе его внимания оказалась политическая и военная жизнь греческих городов-государств последней трети V века.

Фукидида интересовало и то, как ведутся сражения, и то, как ведётся политическая игра. Он не только сумел нарисовать в своей «Истории» картину столкновения интересов в греческом обществе, но и попытался поставить весь ход греческой истории в зависимость от действия чисто утилитарных стимулов. Далёкие легендарные времена, знакомые любому греку по мифам и эпическим преданиям, Фукидид переосмыслил в начале своего труда как историю постепенного роста богатств и морской мощи и связанных с этим изменении в политическом строе. Он не ссылался, подобно Геродоту, ни на волю рока, ни на закон возмездия, а скрупулезно исследовал реальную действительность. Анализ политики полисов приобрёл для Фукидида сугубо практический смысл: выяснить, благодаря чему Афины сумели достичь могущества и почему не сумели его удержать. Подобно тому как Геродот видел источник слабости персов в их покорности воле деспота, а силу эллинов - в отсутствии у них единовластия, Фукидид устанавливал связь между заинтересованностью афинян в делах государства и могуществом их полиса.

Если Геродот, описывая события, обычно задавал себе вопрос «Почему они произошли?», то Фукидид спрашивает себя «Чем определился выбор? Ради чего предприняты те или иные действия?». Cвязь реальных утилитарных причин и следствий Фукидид вскрывает не только в поведении отдельных лиц, но и в истории самого афинского государства. Если у Геродота трагическая судьба его героев предрешена заранее и все попытки избежать её заведомо обречены на неудачу, то для Фукидида трагический конец морского могущества Афин вовсе не фатален и не неизбежен. Он мог бы не наступить, если бы политические деятели не совершили всех своих ошибок, если бы свои корыстные интересы они не поставили выше интересов государства в целом. Несчастье постигло афинян не по воле богов и не как наказание за преступление, а в результате неверно поставленной цели.

«История» Фукидида осталась незавершённой: повествование обрывается в ней на событиях 410 года до н.э. Последние годы Пелопоннесской войны (411–404) описаны уже Ксенофонтом Афинским в его «Греческой истории», которая составлена как прямое продолжение труда Фукидида и доведена до 362 года до н.э. Ксенофонт родился во время Пелопоннесской войны, и его творчество принадлежало совершенно новому периоду как в политической истории Греции, так и в истории её литературы. В литературе этого времени центр тяжести переместился с поэтических жанров на прозаические, с мифологических сюжетов - на сюжеты, заимствованные из реальной жизни, а в них - с изображения жизни народов на изображение жизни отдельных людей.

Внимание Ксенофонта как писателя сосредоточено вокруг изображения жизни двух типов людей: философа и полководца. Памяти своего учителя Сократа Ксенофонт посвятил «Воспоминания о Сократе», «Апологию Сократа», диалоги «Пир» и «Домострой». Образ полководца нарисован им в таких произведениях, как «Киропедия» (вымышленное повествование о жизни персидского царя Кира Старшего), «Агесилай» (биография спартанского царя, в войске которого служил Ксенофонт) и, наконец, «Анабасис» (рассказ о походе Кира Младшего и возвращении греческого отряда на родину).

В центре повествования Ксенофонта стоит повседневная, будничная жизнь его героев с её практическими заботами, нуждами и мелкими развлечениями. Как никто до него, он видит, любит и живописует быт, которым живут его современники. Высшая доблесть человека в его глазах - это умение достойно вести себя в этом быту, умение дружески обращаться с другими людьми. Все положительные герои Ксенофонта обладают одними и теми же свойствами: они человеколюбивы, гуманны, верны своим друзьям и сами пользуются их любовью. Гораздо более тщательно, чем это делалось до него, Ксенофонт прослеживает, как нравственные качества проявляют себя в поведении человека. Творчество Ксенофонта - ещё один важный шаг на том пути созидания нового словесного искусства, начало которому было положено Геродотом. Это новое, невиданное до того искусство прозы впервые осмысливало жизнь человека рационалистически, как связь причин и следствий, и пыталось вскрывать эту связь при изображении реальной действительности.

Греческие писатели-прозаики отказывались от привычных для поэзии мифологических сюжетов, описывая события реальной жизни, и одновременно заимствовали у поэзии её художественные приемы, применяя их в своем новом искусстве. В сочинении Геродота разрозненные факты, собранные хронистами, были объединены в одну общую картину при помощи композиционных приемов, перенесённых в прозу из эпоса, и это дало возможность не только объяснить по-новому историческое прошлое народа, но и впоследствии раскрыть в самой реальной жизни причины, которые определяют ход исторических событий. Попытка эта была сделана Фукидидом. После него в прозаической литературе IV века до н.э. решалась по существу уже новая задача: рационалистически переосмысливалась не история народа, а развитие человеческой личности. Впервые писатели предлагали своим согражданам норму и пример идеального поведения не в образах героев эпоса, а в фигурах живых лиц, принадлежавших истории, а не мифу.

Формат: Djvu.

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 Кузнецов Александр

Орден Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский)

В числе российских орденов на короткое время оказалось и другая иностранная награда – орден Святого Иоанна Иерусалимского, весьма необычный для православной России. Необычный прежде всего тем, что покровителем рыцарского ордена Святого Иоанна Иерусалимского стал в 1113 году Папа Римский Пасхалий II, а сам святой Иоанн был католиком.

Названный его именем католический рыцарский «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского» (отсюда второе название рыцарей «госпитальеры») возник во время Крестовых походов в Палестине в XII веке.

Когда «госпитальеров» изгнали из Палестины, орден после многовековых скитаний по Средиземноморью обосновался в XVI веке на острове Мальта и стал называться «Мальтийским».

Орден Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийский)

В 1698 году Петр I послал на Мальту боярина Б. П. Шереметева с целью вовлечь орден в борьбу против турок на стороне России. Б. П. Шереметев был торжественно встречен рыцарями и первым из россиян награжден орденом Святого Иоанна Иерусалимского, получив золотой крест, покрытый белой эмалью, четыре конца которого по форме напоминали раздвоенный ласточкин хвост. Крест носили на черной ленте; а кроме него, кавалер получал и матерчатую звезду такой же формы, как и крест. Звезда носилась на левой стороне груди.

Дружеские контакты России с Мальтийским орденом продолжались весь XVIII век, достигнув своего апогея в самом конце столетия. Это было связано с тем, что в 1796 году в Санкт-Петербург с Мальты прибыл граф Юлий де Литта, контр-адмирал Российского флота, кавалер ордена Святого Георгия, награжденный также золотой шпагой «За храбрость». Он был рыцарем Мальтийского ордена и приехал, чтобы заключить конвенцию о восстановлении в России Великого приорства – части ордена – и ему, как кавалеру Большого креста, возглавить его. А Павла I от имени Капитула Мальтийского ордена он попросил стать покровителем ордена. Павлу I был поднесен старинный крест Гроссмейстера ордена и знак Мальтийского ордена, а также звезда и лента. Павел I наградил такими же регалиями наследника престола великого князя Александра и свою жену – императрицу Марию Федоровну.

Павел I учредил два приорства – католическое в Польше и православное в России, создав тем самым абсолютно беспрецедентный случай. К тому же Мальтийский орден указом императора получил в Российской империи различные финансовые и политические привилегии.

Весь мир знал о необычайной привязанности русского императора к Мальте, как вдруг 10 июля 1799 года на остров неожиданно высадился французский десант и объявил Мальту владением Франции. Операцией командовал Наполеон Бонапарт, захвативший остров по пути в Египет. Павел I воспринял это как личное оскорбление и приказал эскадре адмирала Ф. Ф. Ушакова очистить остров от французов.

Орден Иоанна Иерусалимского на ленте

15 августа граф де Литта и высшие сановники Российской империи, ставшие к тому времени кавалерами Мальтийского ордена, попросили Павла I принять сан Великого магистра Мальтийского ордена. 29 ноября русский император принял этот сан, и вскоре был опубликован указ об официальном учреждении в России ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Он вошел в наградную систему Российской империи, по статуту считался высшей военной наградой и делился на 3 степени: Большой командорский крест – высшая, 1-я степень; Командорский крест – средняя, 2-я степень и Кавалерский крест – низшая, 3-я степень. Знак ордена был золотым, покрытым белой эмалью. По форме Кавалерский знак ордена (3-я степень) представлял собой равноконечный крест с расширяющимися от центра концами, которые раздваивались наподобие ласточкиных хвостов, но у знака 3-й степени не было верхнего луча.

Что же касается знаков ордена 1-й и 2-й степени, то в их основе лежал белый четырехконечный Мальтийский крест, но он был значительно крупнее Кавалерского и украшен короной, золотыми лилиями, рыцарскими трофеями и назывались соответственно Большим и Малым командорскими крестами.

Как и рыцари других орденов, Мальтийские рыцари имели свои собственные орденские одеяния, которые они надевали в торжественных случаях при общем сборе во дворце или храме. Мундир мальтийских рыцарей представлял собой красный кафтан с черными лацканами, воротником и обшлагами. Пуговицы на кафтане были золотыми, и на них изображался Мальтийский крест. На плечах кафтана красовались золотые эполеты с золотою же бахромой.

В дни орденского праздника – 16 декабря каждого года – рыцари должны были собираться вместе, облачаясь в парадные одежды: золотой долматик – средневековую безрукавку с нашитым на нее серебряным Мальтийским крестом и в мантии красного цвета с восьмиконечным белым крестом ордена.

Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена. Худ. С. Тончи. 1798–1801 гг.

Особо ревнивое благорасположение Павла I к ордену Святого Иоанна Иерусалимского привело к тому, что кавалеры самой низшей его степени негласно считались обладателями награды более высокой, чем кавалеры орденов Святого Георгия и Святого Владимира 4-й и 3-й степеней, а пожалование ордена 2-й степени – Командорского креста – считалось более значительной наградой, чем вручение ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. А уж награждение Большим крестом убедительнейше свидетельствовало о сердечном отношении императора к награжденному.

Павел I своим указом учредил звания почетных кавалеров и командоров ордена, когда почетный командор получал знак ордена на шею, а почетный кавалер – в петлицу, причем не нужно было доказывать свое древнее дворянское происхождение.

Эти «почетные» кресты давались и за гражданские заслуги перед государством или перед самим императором.

Для награждения женщин существовали два класса крестов – Большой и Малый. Кавалерственные дамы Большого креста носили орден на черной муаровой ленте через левое плечо, дамы Малого креста носили знак отличия на банте из орденской ленте на левой стороне груди.

В ноябре 1800 года был учрежден донат ордена для награждения солдат и унтер-офицеров, который заменил Знак отличия ордена Святой Анны и назывался «солдатским знаком ордена Святого Иоанна Иерусалимского». Он представлял собой маленький медный Мальтийский крест с расположенными между его концами медными лилиями. Давался донат за 20-летнюю беспорочную службу, и награжденные им освобождались от телесных наказаний и получали пенсию из орденских сумм.

Солдатский (донатский) знак ордена Св. Иоанна Иерусалимского на ленте

Несомненно, что в 1798 – начале 1801 года орден Святого Иоанна Иерусалимского был первым орденом Российской империи. Его командорами Большого креста были первые сановники государства – светлейшие князья А. А. Безбородко и П. В. Лопухин, фельдмаршал А. В. Суворов, фаворит императора граф П. П. Кутайсов и подобные им «персоны первого градуса».

Такое место ордена в системе российских наград соответствовало и его положению в строе государственной символики России.

Знак ордена был включен в Государственный герб и Государственную печать России, а звание «Великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского» стало составным элементом титула российского императора, что означало: остров Мальта является неотъемлемой частью Российской империи.

Мальтийский орден имел на территории России 98 командорств, ему было передано 50 тысяч крепостных крестьян в разных местах Российской империи и значительные средства из казны. Столицей ордена был объявлен Санкт-Петербург. Павел I подарил ордену дворец канцлера графа М. И. Воронцова, построенный Бартоломео Растрелли, – роскошное трехэтажное здание в стиле барокко, окруженное садом с фонтанами и бассейнами. В глубине территории, со стороны сада, в 1798–1800 годах архитектор Джакомо Кваренги пристроил ко дворцу Мальтийскую капеллу, решенную в виде колонного зала.

В состав приорства могли зачисляться дворяне всех христианских конфессий, чьи предки не менее 150 лет служили в армии, гвардии и на флоте, а сам член ордена к моменту получения рыцарского достоинства должен был совершить не менее четырех походов в сухопутных войсках или не менее четырех морских плаваний. Он обязан был внести в казну ордена вступительный взнос в 1200 рублей и предоставить документы, что ничего не должен государственной казне.

Павел I утвердил «Правила для учреждения родовых командорств». Для их основания необходимо было владеть имением, приносящим 3 тысячи рублей годового дохода, и ежегодно сдавать в казну ордена 300 рублей. Членами Мальтийского ордена могли быть и дамы-дворянки, хотя для них, разумеется, отношение к воинскому сословию обязательным не было. Рыцарями и командорами Мальтийского ордена, естественно, были только кавалеры и кавалер-ственные дамы, награжденные знаком ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Так как Великим магистром (или Гроссмейстером) Мальтийского ордена был Павел I, то стать Мальтийским рыцарем и одновременно кавалером ордена Святого Иоанна Иерусалимского считалось большой честью. Придворные и дворяне обеих столиц и провинции всеми правдами и неправдами стремились стать кавалерами ордена, зная, кто удостоен этой награды.

Однако успех и популярность ордена тесно и напрямую были связаны с личностью его Великого магистра и с гигантской самодержавной властью, которой он обладал. Как только окончилось короткое царствование Павла I, тут же стал сходить с политической сцены Мальтийский орден с его главным символом – орденом Святого Иоанна Иерусалимского.

Через полтора месяца после убийства Павла I, 16 апреля 1801 года, новый император – Александр I – снял с себя сан Великого магистра, оставшись лишь покровителем ордена, а через 10 лет исключил мальтийскую символику из Государственного герба и Государственной печати. Указом от 20 ноября 1811 года были ликвидированы заповедные имения Мальтийского ордена, а императорским указом от 20 января 1817 года орден Святого Иоанна Иерусалимского был вычеркнут из системы российских государственных наград.

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Мальтийский орден Мальтийский орден – история мальтийского ордена, члены которого прежде назывались иоаннитами и родосскими рыцарями, начинается с 1530 г., когда рыцари получили от императора Карла V в ленное владение Мальту с двумя соседними островами, Гоццо и Комино,

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного Первым российским орденом стал орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Петр I учредил его 10 марта 1699 года, после возвращения из поездки в Западную Европу в составе «Великого посольства». Награжденным вручались

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

Орден Святого равноапостольного князя Владимира Орден Святого равноапостольного князя Владимира был очень высокой наградой: Владимир 1-й степени стоял по старшинству орденов сразу за Андреем Первозванным (если не считать женского ордена Екатерины).Орден учрежден 22

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Орден Святого Станислава Орден Святого Станислава был самым младшим среди русских орденов. Впервые он учрежден в Польше королем Станиславом Августом Понятовским в 1765 году. В 1831 году он, как и орден Белого Орла, был причислен к орденам Российской империи.По статуту ордена

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1998 года «О восстановлении ордена Святого Апостола Андрея Первозванного» учрежден новый высший орден России – орден Святого Апостола Андрея Первозванного. В указе говорится:

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Орден Святого Георгия Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 8 августа 2000 года утвержден статут ордена Святого Георгия. Как и императорский орден Святого Георгия, нынешний орден тоже является высшей военной наградой нашего государства, также содержит

Из книги Пираты автора Перье Николя

Орден Святого Владимира Первой наградой стал орден Святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси в 988 году (на Востоке крестителями были святые апостолы, основатели поместных церквей).Орден этот существует в трех степенях. Награда 1-й степени –

Из книги Филателистическая география. Европейские зарубежные страны. автора Владинец Николай Иванович

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного На заседании Священного синода Русской православной церкви, состоявшемся 27–28 декабря 1988 года, были учреждены сразу несколько орденов.Высшей наградой Церкви стал орден Святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Орден Святого мученика Трифона Ордена Святого Андрея Первозванного, Святого князя Даниила и Святой княгини Ольги не единственные награды, учрежденные в предстоятельстве Святейшего патриарха Алексия II. 22 февраля 1995 года Священный синод Рус-кой православной церкви

Из книги автора

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО КРЕСТА ИЕРУСАЛИМСКОГО По переулку Виале Карло Феличе (Viale Carlo Felice) пролегает путь к еще одной из семи паломнических церквей Рима – Санта Кроче ин Джерузалемме (S. Сгосе in Gerusalemme) (152), или церковь Святого Креста Иерусалимского. Это здание в стиле позднего

Из книги автора

Орден святого Андрея Первозванного 20 марта 1699 года секретарь австрийского посольства в России Иоанн Георг Корб записал в своём дневнике: «Его Царское Величество учредил кавалерский орден Св. Андрея Апостола».Это самое раннее из известных упоминаний первого

Из книги автора

Галеры Святого Иоанна Рыцари ордена отнеслись к новым обязанностям со всей ответственностью. Они возвели укрепления, да такие, которые раньше никто не строил, и придумали галеры, ставшие грозой любого мусульманского корабля. Их удачные рейды были у всех на устах, и даже

Из книги автора

Мальтийский орден Sovrano militate ordine di Malta13 марта 1979 почт, ведомство Италии подписало договор с М. о. о признании его почт, марок офиц. выпусками. Итал. почта обеспечивает доставку оплаченной корр. внутри страны и направление ее за границу. Договор заключен на 10 лет. Марки М. о. с

Из книги автора

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова 898 Не люби€те мира, ни того, что в мире. 1 Ин. 2:15 899 Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская <…>. 1 Ин. 2:16 900 Дети! последнее время. <…> Вы слышали, что придет антихрист. 1 Ин. 2:18 В Ветхом

Из книги автора

Откровение святого Иоанна Богослова 1019 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. Ап. 1:8 В Ветхом Завете: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6). ? «Нет божества, кроме Аллаха» (К727). 1020…Ты оставил первую