МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Систематический методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное . Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные.
Общая занимается вопросами обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин получено, проблемой роли опыта в научном познании, различиями между науками и науками о культуре, структурами таких универсальных операций научного познания, как и понимание, проблемой единства научного познания и т.п.
Частная методология исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп. Можно говорить, напр., о методологии физики, о методологии биологии, о методологии наук исторического ряда и т.п. И в физике, и в биологии применяется объяснения. Вместе с тем многие биологические объяснения используют цели, которое теряет применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно заменить телеологическое объяснение обычным для др. естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии.
В социальных и гуманитарных науках сравнительно хорошо разработаны частные методологии социологии, экономической науки, психологии, ряда исторических наук. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для др. наук. Напр., объекты исследования всех социальных и гуманитарных наук находятся в процессе постоянного изменения, и каждый из них не может быть вполне понят в отвлечении от его истории; основываясь на этом обстоятельстве, иногда говорят, что является в некотором смысле «общей наукой», поскольку к ней вынуждены обращаться все др. . И вместе с тем своеобразная методология исторического исследования вряд ли может вызвать у лингвиста, психолога или экономиста. История не является парадигмой социальных и гуманитарных наук, точно так же, как не является парадигмой естественно-научного познания.
Конкретная методология, называемая иногда методикой, занимается методологическими аспектами, связанными с отдельными исследовательскими операциями в рамках конкретных научных дисциплин. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, напр., проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и т.п.
Истолкование научного познания как специфической человеческой деятельности, осуществляемой сообществом ученых, диктует широкое понимание М.н. Центральными ее проблемами являются: исследование способов обоснования научного знания, позволяющих придавать гипотезам интерсубъективного или объективного знания; анализ критериев приемлемости, или адекватности, систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления.
Социальные и гуманитарные науки (науки о культуре) принципиально отличаются от естественных наук (наук о природе). Это означает, что в рамках общей М.н. наряду с методологией естественно-научного познания должна разрабатываться также вполне самостоятельная методология социального и гуманитарного познания. Этим не отрицается единство науки, и в частности научного метода. Однако само это единство предстоит еще выявить и исследовать, поскольку очевидно, что оно не может быть сведено к уподоблению наук о культуре наукам о природе. Долгое считалось, что есть единая методология научного познания, хотя и разрабатываемая преимущественно на материале естественных наук. Предполагалось, что как только социальные и гуманитарные науки, существенно отстающие в своем развитии от естественных наук, станут полноценными научными дисциплинами, все сказанное по поводу методов естественных наук окажется приложимым к социальному и гуманитарному познанию. Пока господствовала эта т. зр., для утверждения которой в 20 в. многое сделал , М.н. о культуре находилась в зачаточном состоянии. Ее началось, в сущности, только в . 19 в. и было связано с именами В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, В. Дильтея и др. Однако и сейчас еще под «М. н.» нередко понимается методология естествознания, а под «философией науки» - естественных наук.
Существенные методологические различия между науками о природе и науками о культуре связаны с особой ролью ценностей (и, соответственно, оценок) в науках о культуре (за исключением наук исторического ряда, тяготеющих к чистому описанию и стремящихся избегать оценок). В социальных и гуманитарных науках ценности являются не просто строительными лесами, используемыми при возведении теорий, а неотъемлемыми структурными элементами самих этих наук и конструируемых в их рамках теорий. Данные науки должны, в конечном счете, содействовать рационализации человеческой деятельности, прояснению ее целей и перспектив, что невозможно без введения и обоснования определенных ценностей. Сложность проблемы ценностей в случае социальных и гуманитарных наук обусловлена в первую очередь тем, что эти науки не выражают (за редкими исключениями) явных оценочных суждений и не устанавливают предписывающих норм. Ценности входят в социальное и гуманитарное обычно в форме двойственных, описательно-оценочных высказываний или же в форме отнесения к ценностям, о котором говорил в свое время Вебер.
Социальные и гуманитарные науки широко используют не только обычные эмпирические и теоретические методы обоснования знания, но и контекстуальные методы, предполагающие к традиции, авторитетам («классике»), здравому смыслу, интуиции, вкусу и т.п. Обсуждение последних означает сближение М.н. о культуре с филос. герменевтикой.
Хотя социальные и гуманитарные науки, ориентированные на ценности, существенно отличаются от естественных наук своими методами обоснования, своеобразие познания общества и человека определяется гл.обр. той системой категорий, в рамках которой протекает это и которая задает его основные цели и ценности. Единая категориальная научного мышления отчетливо распадается на две системы понятий, самодостаточные, но в более широком плане взаимодополняющие друг друга. В первую из них входят абсолютные понятия: добро , динамический временной «было-есть-будет», предопределенность (« »), понимание и др. Во вторую систему входят сравнительные понятия: вероятность , предпочтение, статический временной ряд «раньше-одновременно-позже», средство, объяснение и др. Система абсолютных категорий тяготеет к представлению мира как становления, или потока. В системе сравнительных категорий предстает как сложившееся, как (см. АБСОЛЮТНЫЕ ). Бинарные оппозиции « - » и «бытие - » являются центральными оппозициями научного мышления. В русле восприятия мира как потока и становления идут гуманитарные и отчасти социальные науки, трактующие свои объекты как , порождающий ; , за исключением тех из них, которые тяготеют к наукам исторического ряда, отдают приоритет описанию мира как бытия, постоянного повторения одних и тех же элементов, их связей и взаимодействий.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ" в других словарях:

    Методология науки, в традиционном понимании, это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном… … Википедия

    методология науки - МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ научная дисциплина, занимающаяся исследованием и проектированием методов научно познавательной деятельности (см. Метод, Методология). М. н. всегда была органически связана с эпистемологией и философией науки, а также с… …

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как… … Философия науки: Словарь основных терминов

    Часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе … Словарь терминов логики

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - – учение о принципах и методах получения знаний … Философия науки и техники: тематический словарь

    Методология науки. Системность. Деятельность - «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. СИСТЕМНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» книга Э. Г. Юдина. Издана в Москве в 1997. Эрик Григорьевич Юдин (1930 1976) отечественный философ, занимавшийся проблемами методологии науки и философией системных исследований. Книга… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений … Философская энциклопедия

    Методология учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Методология Методология истории Методология клинического диагноза Методология науки Методология ARIS Методология программирования Методология экономической науки… … Википедия

    - (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы, применяемые в изучении политики, включают в себя научно исследовательскую работу в архивах; изучение ранее опубликованных материалов; социологические опросы и… … Политология. Словарь.

Культура

Каждый человек - особенный и заслуживает любви не только окружающих, но и самого главного существа в своей жизни – себя. Зачастую, особенно в период трудностей, нам кажется, что мы и вовсе не достойны любви.

Однако, никогда не нужно забывать о своём благополучии и счастье .

Это не означает, что человек должен стать самовлюблённым эгоистом, просто он должен любить себя прежде всего для того, чтобы прожить яркую жизнь и вырваться из круга ограничений и запретов.

Итак, прямо с сегодняшнего дня начинайте любить себя:

1. Пусть ваш день начинается с приятных слов себе. Говорите себе, как отлично вы справляетесь с работой, как превосходно вы выглядите сегодня и т.д. Говорите себе что угодно, от чего у вас повысится настроение.

2. Употребляйте в пищу не только то, что насытит вас физически, но и старайтесь есть то, что наполнит вас энергией.

3. Ежедневно занимайтесь спортом. Со временем вы полюбите то прекрасное тело, в котором родились.

4. Не всегда следует безоговорочно верить тем мыслям, которые таятся в вашей голове, потому что внутри каждого из нас затаился критик, стремящийся защитить от неприятностей.

Однако, зачастую, он отодвигает от нас не только неприятности, но и всё хорошее, что могло бы с нами случиться.

5. Пусть вокруг вас будут люди, которые будут любить и воодушевлять вас. Разрешите им напоминать вам, какой вы хороший человек.

6. Перестаньте постоянно себя с кем-то сравнивать. Второго такого как вы не существует, поэтому и сравнивать себя с кем-то другим нет никакого смысла. Сравнивайте себя исключительно с собой.

7. Избавьтесь от отравляющих личных отношений. Любой человек, в обществе которого вы чувствуете себя плохо, не заслуживает быть в вашей жизни.

8. Празднуйте любые свои достижения, большие или маленькие. Гордитесь собой.

9. Пробуйте что-то новое. Чувство, которое испытывает человек, занимаясь чем-то новым для себя, ни с чем нельзя сравнить. Это невероятно.

10. Примите то, чем вы отличаетесь от остальных и полюбите это в себе, потому что именно благодаря этому вы – особенный.

11. Уясните для себя, наконец, что красота исключительно в глазах смотрящего. Не разрешайте всем этим глянцевым фотошопным телам заставлять чувствовать себя несовершенным, но и не забывайте работать над собой.

12. Стремитесь сохранять спокойствие при любых обстоятельствах. Сделайте глубокий вдох и будьте собой.

13. Не отпускайте свою страсть, идите за ней. Каждый из нас знает свою страсть – это то, что одновременно и пугает, и притягивает вас. То, чем вы давно хотите заняться, но боитесь, что ничего не сложится. Разрешите себе следовать своей мечте.

14. Наберитесь терпения и оставайтесь настойчивы. Любовь к себе – это постоянный рост. Сегодня стремитесь быть лучше себя вчерашнего. Это необходимо практиковать ежедневно.

Будьте к себе добры, подбадривайте и поддерживайте себя.

Как полюбить себя

15. Осознайте то, о чем вы думаете, что чувствуете, и что вам нужно. Проживайте свою жизнь именно так.

16. Любовь и уважение должны быть в основе ваших отношений с другими людьми. Всем известная истина – относись к другому человеку так, как хочешь, чтобы он относился к тебе.

Безусловно, не все будут отвечать вам добром на добро, но это уже не ваша проблема, а их.

17. Ежедневно находите что-то, за что можно быть благодарным. В жизни каждого человека неизбежны взлёты и падения. Это норма, это жизнь.

Именно в тяжёлые моменты крайне важно найти что-то, за что можно поблагодарить судьбу даже в этот чёрный день. Это обязательно поможет вам найти выход из сложившейся ситуации.

18. В период неприятностей говорите со своей семьёй, с учителями, с друзьями, с теми, кто поможет вам пережить трудности. Вы не должны это делать в одиночку.

19. Начните говорить "нет". От этого вы не станете хуже, вы начнёте уважать себя и станете умнее.

20. Научитесь прощать себя. Вам всё ещё стыдно за какие-то свои поступки? Сейчас самое время отпустить их. Вы не в силах повлиять на своё прошлое, но в ваших руках ваше будущее.

Относитесь к случившемуся как к шансу получить опыт, простите себя, и верьте, что вы можете измениться.

Как развить любовь к себе

21. Фиксируйте свои мысли. В вашей голове столько мыслей, что вы не знаете, за что хвататься? Если мысли негативные, то независимо от того, какими бы сумасшедшими, агрессивными они бы вам не казались, запишите их на бумаге и сожгите их.

Так вы сможете от них избавиться.

22. Периодически заглядывайте в себя, отключаясь от внешнего мира. Налейте себе своего любимого напитка, и тихонечко посидите с самим собой. Без телевизора, телефона и компьютера – только вы.

Подумайте о всём том великолепии, которое происходит в вашей жизни сегодня, о своей мечте и о путях её достижения.

23. Перестаньте постоянно ждать одобрения от других людей.

"Вы можете быть самым сочным и спелым персиком в мире, но определённо найдётся человек, который их терпеть не может". Дита фон Тиз.

24. Смотрите на жизнь реалистично. Нет таких людей, которые счастливы каждый момент своей жизни. Почему? Потому что жизнь другая. Люди делают ошибки, переживают как положительные, так и отрицательные эмоции.

Это норма. Разрешите себе быть человеком.

25. Развивайте свою креативность. Оставьте своего внутреннего критика за дверью. Лепите, танцуйте, занимайтесь музыкой, рисуйте, пишите, делайте всё, что вам нравится.

Есть огромное количество способов самовыражения. Выбирайте тот, что вам по душе, и вперёд.

26. Не думайте о прошлых травмах и ранах . Это не просто. Если не получается, то попробуйте обратиться за помощью к тем, кто может помочь.

Зато после избавления от них, жизнь засверкает другими красками. Вы не должны постоянно носить с собой прошлые травмы, вы заслуживаете большего.

27. Отыщите место, в котором вам хорошо. Где же оно? Где вы можете почувствовать себя спокойно, радостно, счастливо и позитивно?

В тяжёлые времена такое место может вам помочь, отправляйтесь туда, или же мысленно представьте себя там. Представьте свои мысли и ощущения там.

28. Когда в следующий раз вы почувствуете, что счастливы и готовы свернуть горы, то составьте список своих достижений и лучших качеств.

Это может показаться в какой-то степени самолюбованием, однако этот список будет способен значительно улучшить ваше самочувствие в не самые хорошие дни.

29. Слушайте свой внутренний диалог.

Если услышанное не воодушевляет и не поддерживает, то время перемен настало. Вы должны думать и говорить о себе точно так же, как говорите о любимом друге, ребёнке, брате или сестре.

30. Не забывайте веселиться. Прямо сегодня сделайте что-то, что вам очень нравится, и делайте это постоянно, ведь жизнь у вас одна, и она прекрасна!

Кого мы любим, когда любим себя?

Один из людей, которых нам стоит полюбить, — мы сами. О любви к себе говорят много. Но правильно ли мы понимаем эту любовь?

«Порадуй себя — скушай шоколадку!» Все распространенные советы о том, как любить себя, сводятся к этому — к потаканию своим слабостям, к предпочтению своих интересов интересам других людей, к самообману. Как будто любовь к себе — совершенно другая вещь, чем любовь к другим людям, как будто она сделана из другого теста.

Любовь — это совершенно определенная, вполне конкретная вещь. Те свойства любви, которые мы описали выше, относятся и к любви к себе. Значит, те советы о том, как любить себя, которые дают популярные журналы, на самом деле не учат нас любить себя. Нас обманывают, нас учат всего лишь эгоизму.

Если мы хотим наполнить свою жизнь любовью, любить и быть любимыми, себя мы тоже должны любить по-настоящему. Мы достойны настоящей любви к себе! Мы — не последний человек в нашей жизни, чтобы отделываться каким-то суррогатом из шоколада, массажа, дорогих игрушек и прочих пустяков. Любовь к себе — это такая любовь, в которой нас никто не заменит. Если мы сами себя не полюбим по-настоящему, мы так и останемся нелюбимыми… собой. Хотя, возможно, с головы до ног в шоколаде и осетровой икре.

Чтобы разобраться в том, что же такое любовь к себе, давайте вспомним свойства настоящей любви.

Любящий желает добра любимому.

А в чем добро для нас? Добро для каждого человека в том, чтобы жить в ладу со своей совестью, жить в радости и любви. В том, чтобы достичь смысла человеческой жизни, то есть научиться любить. А что нужно для этого? Работать над собой, учиться любить, избавляясь от своих слабостей, дурных привычек.

Любящий видит все самое светлое, прекрасное, что скрыто в глубине любимого человека. И помогает ему раскрыть в себе эти лучшие стороны.

А в чем заключается это светлое, эта красота и сила нашей души? Опять, в том же — в нашей доброте, самоотверженности, любви.

Какое свойство любви ни возьми, получается, что, если мы хотим любить себя, мы должны работать над собой, искоренять свои недостатки, учиться любить.

Любой человек может увидеть по своей жизни, что это и есть та любовь к себе, которой ему недостает.

Два способа себя полюбить

Все мы время от времени страдаем оттого, что не любим себя. Порой даже ненавидим. А некоторые люди ненавидят себя хронически, доходят до того, что не признают даже своего права на жизнь среди людей, думают о суициде.

Отчего подобное происходит с нами? Оттого, что мы не обнаруживаем в себе тех великих и прекрасных качеств, которые (мы знаем это подсознательно) должны в нас присутствовать. Мы совершаем дурные поступки по отношению к другим людям и к себе. Мы становимся рабами гнилых привычек, не в силах выпутаться из их плена. Своей жизнью мы не делаем мир прекраснее, а людей счастливее. За что же нас таких любить?

Попытаться разрешить эту проблему можно двумя способами. Первый способ нам предлагают психологи дамских журналов: повышать самооценку. То есть внушать себе, что такой человек как ты — это и есть норма человека, даже больше того, это высокий уровень, высокое достоинство человека. А всех тех людей, которые вольно или невольно опровергают этот постулат, нужно унизить в своих глазах, победить и растоптать. Тем самым уничтожить значимость их оценки для нас.

Второй способ — трезво смотреть на себя, видеть и свои добрые качества, и недостатки, и работать над собой.

Какой способ лучше?

Дорогие мои, вспомним, что мы действительно великие, удивительные существа! Мы не какие-то безнадежные рабы своих эмоций, которых так легко обмануть, в том числе и нам самим. У нас внутри есть что-то, что четко отличает ложь от правды и отвергает ложь. Поэтому из самообмана никогда не выходит ничего хорошего. Если мы будем совершать дурные поступки и при этом стараться считать себя хорошими людьми, у такого поведения будут два последствия. Во-первых, наше справедливое недовольство собой уйдет вглубь, трансформировавшись в депрессию или соматические заболевания. Во-вторых, исказится наш взгляд на все вещи, поскольку точка отсчета — мы сами — далеко смещена от истинного положения.

Правда — необходимое условие успеха. Только она поможет нам.

Когда мы видим свои слабости, мы не должны закрывать на них глаза или впадать из-за этого в уныние, начинать ненавидеть себя, записывать себя в неудачники и т.д. Помня о том, что это лишь пятна на солнце, которое внутри нас, мы раскаиваемся в этих поступках и стараемся их не повторять. Для этого потребуется работа по проеодолению своих дурных привычек, страстей. По мере успехов в своей работе над собой, человек начинает уважать себя за проделанный труд и любить себя за все те прекрасные качества, которые открываются или возрастают в нем. Это похоже на постепенное очищение прекрасной картины от слоя грязи и копоти.

Теперь ему не нужно ничего выдумывать — ему действительно есть за что любить себя. И другим есть за что любить его. Именно такая любовь освобождает нас от всех зависимостей, делает людьми достойными и готовыми к созданию семьи.

Чудо снисходительности

Вы замечали, что с людьми, которые любят и принимают себя, легко и приятно общаться? Почему же они такие приятные?

Потому что, принимая себя, человек принимает и других, спокойно относясь к их слабостям.

Значит, если мы хотим лучше относиться к себе, надо стараться и к другим относиться лучше. Причем мой совет — не мерить свое отношение к людям слишком высокими категориями. Пусть проявления любви будут самыми мелкими, приземленными, так мы сохраним трезвый взгляд на вещи.

Самый первый шажок на пути к любви — снисходительность. Понимать слабость человеческой природы, помня о своих собственных слабостях, жалеть людей, прощать им ошибки, не судить строго. Вот что такое снисходительность.

Я с детства был очень строгим. Этим и людей отпугивал, и не давал себе полюбить себя. Считал себя добрым, так как был готов, как мне казалось, на великие жертвы ради других, а на самом деле не был даже готов прощать людям то, что они такие, какие есть.

Стать снисходительнее мне помогла встреча с девушкой, которой с детства была свойственна снисходительность к людям в большой степени. Она была поздним ребенком, воспитывалась в счастливой семье, в любви, без излишней строгости. Так появился человек, очень мирный к людям, принимающий себя, любимый многими.

Я тоже не устоял перед таким чудом, ухаживал за ней почти год. И этот год был для меня школой воспитания снисходительности. Во-первых, я понимал, что для каждой девушки хорош тот мужчина, который похож на ее отца, а ее отец человек очень терпимый, ни на кого никогда не раздражается. Во-вторых, находясь рядом с ней, просто невозможно было оставаться строгим.

Один мелкий случай показал разницу в моем и ее образе мыслей. Мы с ней наняли для одного ответственного мероприятия автобус. Водитель автобуса много ворчал, был недоволен заказом и заказчиками. Когда дело было сделано, мы с этой девушкой обсудили, дать ли ему чаевые. Я предложил не давать — в качестве наказания за его ворчание. А она предложила дать, да побольше — чтобы он хотя бы под конец перестал расстраиваться и уехал в хорошем настроении.

Хотите оставаться строгими, в том числе и к себе — поступайте с людьми так, как я хотел поступить с водителем этого автобуса. Хотите лучше к себе относиться — поступайте так, как поступила моя подруга.

Измениться можно. Я за год общения с этой девушкой сильно изменился в лучшую сторону. И чем снисходительнее я становился к другим — тем лучше я относился к себе. Конечно, хорошо иметь перед глазами такой прекрасный пример правильного отношения к другим и к себе. Но если вы будете искать его в окружающих людях — скорее всего, найдете такого человека.

 ( Победишь.ру 121 голос : 4.28 из 5 )

Предыдущая беседа

На определенном жизненном этапе человек задается вопросом: . Такое происходит при взрослении, становлении личности, переломных моментах жизни.

Вопрос о самоуважении встает перед человеком, который не нашел себя, находится в состоянии поиска фундаментальных представлений о самом себе.

Очень смежный и животрепещущий вопрос о любви к себе. Наши методы воспитания несут в себе элементы подчинения с малых лет. Когда же личность проходит этап взросления, необходимость принятия самостоятельных решений, выработки собственных суждений многих ставит в тупик. Они просто не привыкли этого делать.

Другая сторона медали - позиция протеста. Не зная как правильно, но желая быть свободным, человек начинает отрицать любые навязываемые ему нормы поведения, даже правильные.

Как научиться себя уважать

Для того, чтобы научиться себя уважать, необходимо выделить достаточно времени для самоанализа, определить прежде всего собственные сильные и слабые стороны. Научитесь наблюдению за собой со стороны, запишите на листке бумаги все свои плюсы и минусы. Можно делать это в течении недели или даже месяца. Когда список будет готов окончательно, подведите итоги: сколько плюсов, сколько минусов.

Относитесь к себе как к уважаемому человеку: станете уважать того, кто ходит в грязных ботинках, спит не снимая брюк и забывает утром даже умыться? Будет ли у такого человека беспорядок в квартире, мятые вещи и небритое лицо? Приведите в порядок все, что вас окружает.

  • Разберитесь в своем окружении: с какими людьми вы общаетесь. Достойны ли они уважения? Если круг общения тянет на дно, поменяйте его, заведите новые знакомства, общайтесь с единомышленниками. Всегда рядом с вами должны быть люди, перед которыми будет стыдно скатиться вниз. Состязайтесь с ними в достижениях, это развивает привычку расти, а радость победы всегда закрепляет самоуважение;
  • Научитесь говорить "нет". Отказывайте всякий раз спокойно и уверенно тогда, когда обещание будет идти вразрез с вашими интересами. Вы никому ничего не должны;
  • Давая обещание, выполняйте его в полном объеме, чтобы не быть пустозвоном. Таких людей никто не уважает;
  • Возвращайте долги сполна, отвечайте взаимностью на доброту, помогайте тем, кто нашел время для вас;
  • Признайте за собой право на ошибку, не занимайтесь самобичеванием. Любая ошибка - просто опыт, еще одна ступенька к мудрости. Извлеките свой урок и следуйте дальше;

Разберитесь, чего хотите в жизни и работайте над тем, чтобы этого достичь. Каждая маленькая победа будет добавлять вес в копилку самоуважения.