Реферат по учебной дисциплине "Культурология"

на тему: "Русская культура XVII века".

План

1. Введение.

2. Русское зодчество.

3. Живопись в XVII веке.

4. Русская литература XVII века.

5. Сфера образования.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

XVII век в русской культуре, как и в истории страны в целом, явился этапом, завершающим средневековье. Со второй половины столетия происходят серьёзные сдвиги в социально-экономической сфере. Развитие экономических связей способствовало устранению местной обособленности, росту национального самосознания, укреплению национальных традиций и их распространению. Тормозящим элементом являлось крепостное право, которое приковало крестьян к земле.

Главным содержанием культурно-исторического процесса этого периода следует назвать обмирщение культуры, придание ей светского характера. Это было обусловлено демократическими тенденциями в русской культуре, формированием новых идеалов, художественных вкусов и морально-этических норм.

В духовной жизни русского общества всё больше внимания уделялось человеку, укреплялось представление о ценности земной жизни со всеми её горестями и радостями. Подобные настроения особенно сильно утвердились в исторической, общественно-политической, художественной литературе и искусстве.

Основным содержанием культурного процесса XVII века становится борьба двух направлений: светского и церковного. Тогда это выглядело как конфликт. Сегодня предстаёт как убеждение в том, что обе эти враждующие тенденции взаимно обогатили друг друга. В результате чего на свет появились новые самобытные искусство и культура, которые и сегодня не утратили своей привлекательности, актуальности, духовной, исторической и эстетической ценности.

2. Русское зодчество.

Зодчество XVII века имеет свои отличительные черты, среди которых выделяется усиление светских мотивов. Мастера стремятся к внешней парадности, делают акцент на живописности и декоративных элементах. Примером упомянутой тенденции является Теремной дворец в Московском Кремле (1635 - 1636), имеющий светское назначение. Архитектурные формы этого строения воплотили в себе народные представления о красоте, а также продемонстрировали наилучшие черты народного искусства в строительстве. Об этом свидетельствуют изразцы, выполненные в многоцветье, привлекающие взор своими переливами; великолепные, радующие глаз, росписи. Всё это придавало Теремному дворцу буквально сказочный облик.

Если говорить о церковном зодчестве, то здесь начинала развиваться шатровая архитектура, но и в ней преобладало стремление к внешней красоте, праздничности. Таким образом, она начинала перекликаться с бытовой архитектурой. Народные светские традиции наглядно отразились в зданиях Успенской церкви Алексеевского монастыря в Угличе (1628), церкви в Медведкове под Москвой, которая была сооружена по заказу князя Д.М. Пожарского (1578 - 1642). Аналогичный стиль наблюдается в церквях Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой лавре и пяти шатровом соборе в Вязьме.

Особого внимания заслуживает развитие посадского зодчества в Ярославле, который являлся крупнейшим торгово-промышленным центром России. Здания здесь строились на средства купцов, а потому ощутимо превосходили архитектуру других городов по своему масштабу и изяществу интерьера. В ярославских церквях удивительным образом сочетались грандиозность, величие древних пятиглавых соборов с нарядностью и жизнерадостностью народного искусства. Таковы церкви Ильи Пророка (1647), Иоанна Златоуста (1654), построенных в Ярославле на средства богатых купцов. Но самой красивым из храмов Ярославля считается церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671 - 1678). Она отличается строгой монументальностью, необыкновенной выразительностью архитектурного языка и красотой пятнадцати позолоченных глав. По этой причине она была названа «ликующей симфонией народной фантазии» [Воронин; 75].

Начиная с 1656 года, под Москвой, велось строительство Новоиерусалимского монастыря (архитекторы А. Мокеев и Я. Бухвостов), который должен был стать загородной резиденцией патриарха. Как это следует из названия, Новоиерусалимский монастырь должен был повторить главные святыни христианского мира. Например, Воскресенский собор возводился по чертежам иерусалимского храма Гроба Господня. Но русские строители следовали только общей композиции, добавив в интерьер специфически русский национальный орнамент.

В русской архитектуре кремлей и монастырей, невзирая на их общий суровый облик и защитную функцию, весьма ощутимо стремление к декоративной нарядности. Об этом свидетельствуют многие строения: Спасская башня Московского Кремля выделяется своей кирпичной надстройкой, на которой красуются белокаменные узоры (зодчие Б. Огурцов и Х. Галовей). Подобная работа была продолжена и на других башнях Кремля.

Под воздействием данной тенденции преобразовывается и суровый облик центральной России. Стены Новодевичьего, Данилова, Донского монастырей в Москве, Троице-Сергиевой лавры, Спасо-Евфимьева в Суздале были украшены каменным узорочьем. Почти по всей России в монастырях велось строительство нарядно декорированных колоколен, часовен и трапезных.

Развитие русской архитектуры происходило очень интенсивно. Среди исторических памятников XVII века - деревянные церкви в Кижах, Ростовский кремль, Успенская церковь в Угличе. В церковном зодчестве семнадцатого столетия царствует шатёр, горделиво, представая во всей своей красе, в храмах Зосимы и Савватия Троице-Сергиевой лавры, в московской церкви Рождества Богородицы в Путинках.

И всё же русское зодчество XVII века поражает своим разнообразием, искусством и богатством мысли. Основными типами русских храмов, распространёнными в тот период, являются: крестово-купольные, шатровые, ярусные, церкви-ротонды, храмы-корабли - кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием. Последний представляет собой архитектурную метафору: храм - это корабль, на котором можно отправиться в плавание по полному соблазнов и опасностей житейскому морю. Примером подобного храма является церковь Димитрия-на-крови в Угличе.

Итак, в семнадцатом столетии существенно меняется тип церковных построек, зодчество проходит существенную эволюцию: от шатровых форм к ярусным пятиглавым сооружениям и далее - к ротондам и церквям-кораблям.

3. Живопись в XVII веке.

Живопись XVII века, прежде всего, представляет собой церковные фрески. Многие церкви тогда строились на деньги купцов, следовательно, сообразно вкусу заказчиков. Так мирское начало медленно, но верно теснит строгие правила и каноны, свойственные древнерусской храмовой живописи. На смену бесплотным фигурам и строгим ликам приходят образы земных людей. Выяснилось, что библейские истории воспринимаются лучше, если преподносятся через привычные сцены и лица.

В то же время, очевидно, что бытовые мелочи и детали не снижают значение фрески до обыденности, не заслоняют религиозного содержания. Они лишь оживляют их народным мироощущением. Поборники прежней иконографии, как, например, протопоп Аввакум, резко осудили эти отклонения от устоявшихся традиций, положив начало острым спорам.

Крупнейшим представителем церковной живописи семнадцатого столетия является Симеон Фёдорович Ушаков (1626 - 1686). В его творчестве преобладает странный парадокс: картины и парсуны напоминают иконы, а иконы картины. Ушаков даже написал сочинение «Слово к любителю иконного писания», в котором утверждал, что художник не вправе отступать от правды, а должен писать «как в жизни бывает» [Соловьёв; 209].

Впоследствии он собирался создать своего рода азбуку искусства, которая послужила бы полезным руководством для других художников, но по каким-то причинам не сумел этого сделать. Сам Ушаков был выдающимся живописцем. Его произведения (икона «Нерукотворный Спас»), изображения Богородицы отличают верные пропорции, точная передача светотени, синтез божественного и человеческого.

Так, Симеон Ушаков первым сделал попытку сблизить иконопись с живописью. Воспитавшись на образцах старой иконописной школы царских мастеров, он не ушёл от влияния западных художников, его рисунок отличается выразительностью, а в фигурах святых много жизни, заключающейся в выразительности лиц, широко раскрытых глазах. Свой материал он черпал из гравюр, иллюстрированных изданий или прямо брал его в природе. Лучшие произведения Ушакова находятся в Грузинской церкви, в Москве.

Великолепные образцы религиозной живописи являют собой ярославские церкви, фрески Ильинской и Толчковской церквей. В них отображено сказочное богатство фигур, разнообразие ярких, сильных красок. Обращают на себя внимание колоссальность размеров самих фресок и щедрость, с которой художник расписывает весь интерьер: стены, паперти, крыльца, их своды, двери, столбы, скамьи.

Эти фрески - первоклассный памятник русского искусства XVII века. И.Э. Грабарь писал: «Русская стенная живопись поднялась на такую высоту, до которой она уже никогда позже не доходила; по огромности декоративных замыслов, по их блестящему решению роспись этих храмов можно сравнить с совершеннейшими итальянскими фресками» [Грабарь; 178].

Но не только фрески характеризовали живопись семнадцатого столетия. Интерес к личности человека выразился в создании парсун - так назывались возникшие в то время портреты. Техника их создания была подобна иконам - темперными красками (на основе куриных яиц) и на досках. А.В. Захаревич пишет: «К концу века парсуны теряют свою условность и больше передают индивидуальные черты, особенности личности портретируемого» [Захаревич; 271]. Именно такими являются портреты царственных особ - Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

Итак, живопись XVII века является первым шагом к развитию светской живописи. Творчество С. Ушакова и других художников закладывает основы для дальнейшего развития неповторимого русского живописного искусства, выявляет тенденцию к реалистическому изображению человека и жизни.

4. Русская литература XVII века.

Поскольку роль человека в жизни общества и внимание к личности, её духовному миру существенно возрастали, литература получила новый стимул для своего развития. В Средневековье предпочтительными литературными жанрами являлись жития святых, летописи, повести на исторические сюжеты. В XVII веке их вытеснили иные литературные формы: биографическая повесть, мемуары и даже демократическая сатира.

Важным моментом было и то, что в литературных произведениях действовал теперь вымышленный герой, дававший автору возможность более свободно выражать свои взгляды на жизнь.

Сатирическому изображению подверглось духовенство, о чём свидетельствуют следующие литературные произведения: «Сказание о попе Савве и о великой его славе», «Сказание и куре и лисице», «Калязинская челобитная» и другие.

Объектом критики стали также чиновники и присущие им во все времена пороки: взяточничество, волокита в делах, бюрократизм. Таковы были знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Служба кабаку».

Появлялись и вовсе новаторские произведения, в которых действовали придуманные герои, посредством которых авторы анализировали проблему отцов и детей, актуальную в любую эпоху. Наиболее яркими произведениями этого направления являются «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии».

Эти повести отличаются юмором и острым словом. Очевидно, что в XVII веке литература приближалась к жизни, и если раньше герои были взяты из церковных проповедей, то теперь они больше были похожи на простых смертных. В повествованиях происходило практически всё как в жизни: одним людям улыбалась удача, другим нет. Как и в случае почти со всеми литературными памятниками предшествующих столетий, авторы острых сатирических повестей неизвестны.

Шедевром XVII века, до сих пор привлекающим внимание исследователей, оказалось «Житие» протопопа Аввакума Петрова, который был лидером старообрядческого движения. Будучи противником светского направления в культуре, Аввакум, тем не менее, дал начало жанру мемуаров.

Одновременно с эти происходил процесс превращения житийной литературы в биографическую повесть. Таково произведение под названием «Повесть об Уильяне Осорьиной», автором которой явился её сын Дружина.

Новатором поэзии стал Симеон Полоцкий (1629 - 1680). Он ввёл силлабическое стихосложение, которое основывалось на упорядочении числа слогов в стихе [Рассолов; 8]. Полоцкий является автором двух книг - «Ветроград многоцветный» и «Рифмологион». Кроме того, он переложил на поэтический язык Псалтирь. Последний его труд пользовался огромной популярностью и у взрослых, и у детей. Сам Симеон Полоцкий занимал важное место в общественной жизни России XVII века, поскольку был учителем в царской семье (правление Алексея Михайловича Тишайшего, 1645 - 1676).

Заслуживают внимания и появившиеся в этот период в большом количестве исторические песни. Народ складывал их о прославившихся чем-либо личностях или событиях: атамане Ермаке, взятии Казани, гневе Иоанна Грозного на сына, о смерти царевича Димитрия, о походе казаков на Азов и, конечно, о Стеньке Разине. В них отражались различные происшествия, восславлялись подвиги защитников русской земли, оплакивались павшие, высмеивались враги.

Исторические песни ценны тем, что доносят до нас малоизвестные факты и имена. Бывает, что новые находки историков и археологов подтверждают достоверность песенных сведений. В них сохраняется народная память и отображено прошлое именно так, какими его видели предки.

Итак, русская литература получает новый импульс для развития. Помимо духовных, появляются светские, бытовые жанры с ярко выраженной сатирической окраской.

5. Сфера образования.

В жизни русских людей всё большее значение приобретала городская жизнь. Это способствовало возникновению потребности в образовании, в грамотных людях. К началу XVII века в России уже функционировала начальная школа, благодаря чему уровень грамотности был достаточно высок. Наиболее грамотными были две группы населения: белое духовенство (не монахи) и купечество.

Купцы владели и грамотой и математикой, вследствие чего были в состоянии вести собственную документацию. Кроме того, они прилагали все возможные усилия, чтобы их дети получали доступное образование. Не является широко известным весьма интересный факт: купцы занимались изучением иностранных языков, беря в учителя их носителей - заморских гостей - и даже составляли словари.

Образованность белого духовенства вполне объяснима, но и среди чёрного также было немало образованных людей (70%). Среди дворянства процент образованных представителей этого класса составлял не менее 65%. Посадские люди и крестьяне также не являлись поголовно невежественными. Даже среди крестьянства встречались те, кто владел грамотой и иными навыками (15%). Наибольший процент грамотного крестьянства приходился на территорию русского Севера, поскольку там не так интенсивно проявлялся крепостнический гнёт. У крестьян не только была возможность отдавать детей в школы. Они сами стремились к знаниям: известны случаи написания ими книг, собирания библиотек, создания летописных и хозяйственных записей. Что же касается дворян и купцов, то они приглашали на дом учителей, оказывая предпочтение тем, кто владел иностранными языками.

Главным учебником, по которому учились в XVII веке, был букварь. Его Печатный двор переиздавал неоднократно. Букварь был поистине универсальной книгой и содержал в себе грамматику, азбуку, основы математики, кодекс поведения и моральных правил, религиозный ликбез, небольшие словари. В арсенале учеников были и азбуки-прописи, и арифметические тетради.

Азбуковники (так назывались рукописные сборники) охватывали в себе не только те науки, которые перечислялись по отношению к букварю, но ещё и сведения из истории, географии, литературе, философии, мифологии.

Обязательной наукой в начальной школе было пение. Знание музыки являлось, чуть ли не главным показателем грамотности. Возможно, это было напрямую связано с церковными традициями, с храмовым пением, ведь религиозная сторона жизни по-прежнему имела огромное значение.

Но и выйдя из школы, человек продолжал учиться. Мировоззрение человека XVII века предполагало учение, длящееся всю жизнь: у природы, у книг, т.к. «книги суть реки, наполняющие вселенную мудростью» [Владимиров; 44].

Итак, образование всё активнее входило в жизнь всех прослоек населения. Во многом этому способствовали укрепление торговых связей с другими странами Европы; освоение новых территорий, особенно восточных, где были распространены незаурядные знания; стремление населения к познанию наук.

6. Заключение.

Русская культура и искусство представляют собой новаторское явление, отразив перелом общественной жизни, при котором вступили в борьбу религиозная и светская тенденции. Этот конфликт отражается во всех сферах: литературе, архитектуре, живописи и даже образовательном процессе.

На смену мрачным образам Средневековья, подавляющим всякую радость жизни, приходит праздничность, яркость, многоцветье, стремление отразить реалистические стороны жизни и обычного человека, т.е. процесс обмирщения. Таким образом, проявляется естественное желание человека к оптимизму, к бытовым наслаждениям, к праздничности. Но это совсем не означало, что духовность отвергалась мастерами XVII века. Напротив, органично соединившись, эти два направления образовали новое качество искусства и культуры.

В литературе эта особенность проявилась в виде вымышленных сюжетов и героев, в появлении сатирических, критических и юмористических произведений, авторы которых получили возможность выражать своё отношение к происходящему в обществе.

Происходят изменения и в сфере образования: растёт спрос на грамотных людей; одновременно отмечается тяга к знаниям во всех прослойках общества. Увеличивается роль книги, количество школ и образованных людей, которые встречаются и среди крестьянства.

Таким образом, XVII век характеризуется не просто расцветом культуры, но и формированием её нового типа, отличительной чертой, которой является обмирщение и обращение к земным человеческим радостям.

7. Список литературы.

1. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги/Л.И. Владимиров. - М: Книга, 1988. - 312 с.

2. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. В 2-х книгах/Н.Н. Воронин. - М.: АН СССР, 1962. — 1148 с.

3. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях / В. Воскобойников. - М.: МГУК. 1995.

4. Грабарь И.Э. История русского искусства. Том 6. Выпуск 22. История живописи. Допетровская эпоха / И.Э. Грабарь. - М.: Искусство, 2004. - 534 с.

5. Захаревич А.В. История Отечества /А.В. Захаревич. - М.: ИТК «Дашков и К˚», 2005. - 755 с.

6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии/Б.И. Кононенко. - М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. - 512 с.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси /Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 1974. - 336 с.

8. Рассолов М.М. Симеон Полоцкий/М.М. Рассолов. - М.: Терра, 2008. - 352 с.

9. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней/В.М. Соловьёв. - М.: Белый город, 2004. - 736 с.

10. Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Просвещение………………………………………………………………….4

II. Литература…………………………………………………………………..5

III. Архитектура………………………………………………………………..10

IV. Изобразительное искусство……………………………………………….13

V. Музыка и театр…………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название "обмирщения" культуры (от слова "мирской" светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, "латинское" влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д.

Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается

печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

I. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

О развитии просвещения в XVII веке свидетельствует работа печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 году. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце – богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина .

Возникают регулярные школы. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 году, обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили грамматике, риторике, диалектике, философии и богословию. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. Возглавили Академию братья Лихуды. Здесь готовили священников и чиновников.

В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 году составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII века сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова .

II. ЛИТЕРАТУРА.

В начале XVII века произведениях литературы отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказания Авраамия Палицина», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец», который излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол .

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII века начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII века утвердились два течения: панегирическое и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например, «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубить» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 году и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов. Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» – остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. Герои повести – богатые купцы Грудцыны – Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью казанской иконы Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемяки – он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 года Герои повести - рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скопил в хворост: только того Ерша и видели».

Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью. Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить» .

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил "Синопсис" (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII первой половине XVIII в. "Синопсис" использовался как учебник русской истории .

III. АРХИТЕКТУРА.

Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII века многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII века, в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля - церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках.

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей. Внутреннее убранство зданий отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца здания, резные обрамления арок. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII века относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Гражданское строительство в XVII веке не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661–1665 гг.) и в Архангельске (1668 – 1684 гг.), а также Хамовным двором в Москве. Гостиный двор в Архангельске, построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулся вдоль Северной Двины на 400 метров, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри гостиного двора размещалось более двухсот торговых помещений.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые, постройки, которым были приданы более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683 год), а также Монетного двора .

IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII веке.

Живопись относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявлялось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII века представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. Возникнув еще в XV веке, как хранительница драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, она в XVII веке становится художественным центром страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие художники со всей страны, а также иностранные мастера. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди художников Оружейной палаты сложилось разделение труда: одни из них разрабатывали композицию иконы, другие писали лица, третьи – одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных.

Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев страны, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта творчества Ушакова – пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отличался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суровость выражения, аскетичное лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спас Нерукотворный».

Широко известна другая его икона – «Насаждение древа государства Российского». У истоков древа находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа стоит царь Алексей Михайлович, справа – его супруга и двое царевичей. Это был живописный панегирик Романовым, якобы составлявшим единое древо с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой. Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова .

В XVII веке было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсунах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и др.

V. МУЗЫКА И ТЕАТР.

К XVII веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающие самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

О начале обмирщения культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра в 1672 году. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин Артамон Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра. Режиссером театра был пастор Грегори. Репертуар театра составляли пьесы, написанные на основе библейских сюжетов. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды, это были исключительно мужчины и юноши.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661с.

ISBN 978-5-94879-739-7

Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года. 3-е издание. – М.: «Высшая школа», 2004. – с. 233-234

Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 176

Предварительные замечания

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры, поскольку именно в это столетие: а) начался процесс формирования русской нации и подъем национального самосознания и б) более отчетливо обозначился процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения, а вместе с ним обмирщение или секуляризация культуры.

При этом ряд авторов (Д. Лихачев, А. Панченко) утверждают, что именно барокко (рис. 1) выполнило в России ту же историческую миссию, что и культура Возрождения в Европе. Барокко, которое в Европе стало антитезой Ренессанса, в России оказалось близким к возрожденческим традициям и идеалам, поскольку несло в себе просветительское начало и способствовало процессам «обмирщения» культуры и религиозного мировоззрения.

Устное народное творчество

В XVII в. дальнейшее развитие получило устное народное творчество и появились первые литературные записи фольклора, в частности многочисленных пословиц и поговорок: «баснями соловья не накормишь», «взялся за гуж не говори, что не дюж», «кому тошно, а кому мошно», «где тонко, там и рвется», «Богу молись, а сам не плошай», «муж любит жену здоровую, а брат сестру - богатую», «закон что дышло, как повернешь, так и вышло», «наказал бог народ - наслал воевод», «законы наши святы, да исполнители лихие супостаты» и т. д.

Традиционным жанром устного фольклора оставались народные песни, в которых отразилась вся многообразная палитра народных чаяний и чувств. Особенно ярко эта тенденция проявилась в многочисленных песнях, главным героем которых стал Степан Разин - предводитель самой мощной Крестьянской войны «бунташного века» (рис. 2).

Рис. 2. Лубок о восстании С.Разина ()

Грамотность и письменность

Основными новшествами в этой области культуры стали:

1. Издание первых печатных учебников: «Азбуки» Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648) (рис. 3), «Лексикона речений языка славенска и греческа со инеми языки… в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов».


Рис. 3. Грамматика Мелентия Смотрицкого ()

2. Создания первых частных школ при Чудовом монастыре (Филарет, 1633), Андреевском мужском монастыре (Ф. Ртищев, 1646), Заиконо-Спасском монастыре (С. Полоцкий, 1664), церкви Иоанна Богослова (Иосиф, 1667), Московском Печатном дворе (Тимофей, 1680) и т. д.

3. Создание первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии (1687), которую возглавили Иоанникий и Софроний Лихуды.В 1694 г. из-за интриг иерусалимского патриарха Досифея, они вынуждены были покинуть Москву, и академию возглавили их ученики, Николай Семенов и Федор Поликарпов. В 1699 г. она была преобразована в Московскую Духовную академию, первый ректором которой стал Палладий Роговский.

4. Возникновение первых библиотечных коллекций печатных изданий на русском, латинском, греческом и польском языках у царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, князя В.В. Голицына, А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева и других.

5. Выход первой рукописной газеты «Куранты» (1621) , которая представляла собой антологию переводных печатных изданий, выходивших в разных странах Европы.

Научные знания

XVII в. стал временем накопления научных знаний, произошел заметный рост интереса к научной литературе европейского Возрождения с ее светским подходом к объяснению многих природный явлений. Именно в этот период в России появляются переводы ряда трудов крупных европейский мыслителей и ученых: «О строении человеческого тела» (Е. Славинецкий, 1658), «Шестоднев» (А. Холомогорский, 1663), «Прохладный вертоград» (А. Никифоров, 1672) и другие.

В тоже время на свет появляются и оригинальных научные трактаты русских авторов: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающийся до воинской науки» (О. Радышевский, 1621), «Книга сошного письма» (1629), «Фармокопея» (И. Венедикттов, 1682) и другие.

В XVII в. особый интерес стал проявляться к накоплению и развитию географических знаний, и появляются «Книга Большому чертежу» (1627), «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря» (1656) «Роспись сибирским городам и острогам» (1640), «Роспись морского пути вдоль Охотского моря» (1649), «Годуновский чертеж» (1667) и другие.

Исторические знания и общественно-политическая мысль

В XVII в. характерная для средневековья идеология провиденциализма, объяснявшая исторический процесс как осуществление божественного промысла, постепенно стала разбавляться попытками рационального толкования исторических событий и поиска реальных причин их возникновения.

Рис. 4. Москва в XVII веке ()

В центре внимания русских историков и публицистов первой половины XVII в. были трагические события Смуты, которой были посвящены: «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим», «Сказание, каких ради грехов попустил господь бог нам праведное свое наказание», «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Скопина», «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», созданные в 1610-х гг.

Затем в 1620-х гг. XVII в. были созданы «Временник» Ивана Тимофеева, «Сказание» или «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына, «О псковском разорении», «О бедах, скорбях и напастях», «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостина и «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.

В 1630-х г. на свет появились «Новый летописец» или «Летопись о многих мятежах» и «Сибирское царство и княжение и о взятии», написанное дьяком сибирского архиепископа Саввой Есиповым.

Особое место в развитии исторических знаний сыграл знаменитый «Синопсис» ректора Киево-Могилянской Духовной академии и настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля, вышедший тремя изданиями в 1674 г., 1678 г. и 1680 г.

Во второй половине XVII в. вышел еще целый ряд интересных исторических трактатов, в частности «Думы политичны» (1663) Юрия Крижанича, «Памяти» Афанасия Ордина-Нащокина, «Созерцание краткое» (1682) Сильвестра Медведева и «Скифская история» (1692) Андрея Лызлова.

Литература

По мнению многих авторов (И. Еремин, В. Андрианова-Перетц, Д. Лихачев), самыми важными новшествами в русской литературе того периода стали: а) распространение светского, личностного начала в литературе и ее освобождение от традиционной провиденческой идеологии и б) становление и развитие новых литературных жанров.

В жанре демократической сатиры были написаны «Сказание о куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Повести о Карпе Сутулове», «Сказание о попе Савве и его славе», «Повесть о бражниках», «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

В жанре бытовой реалистической повести созданы «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Ереме», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть об Улиане Осорьиной», «Повесть о Марфе и Марии» и «Повести о Тверском Отроче монастыре».

В жанре казацкой повести появились «Написание о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь» (1623) и «Повесть об Азовском взятии и сидении» (1641). В жанре мемуарной литературы были созданы «О России в царствование Алексея Михайловича» (1664), написанное подьячим Посольского Приказа Г.К. Катошихиным и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1680), автором которого был Аввакум Петров

Новым явлением в литературе стало становление силлабического стихосложения или виршей. Наиболее яркими представителями этого жанра являлись:

1. Симеон Полоцкий (1629-1680) , автор таких поэтических сборников, как «Обед душевный», «Вечеря душевная», «Венец веры», «Орел Российский», «Гусль доброгласная», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов» и «Псалтырь рифмотворная», а так же двух пьес «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Новохудоносаре-царе».

2. Сильвестр Медведев (1641-1691), перу которого принадлежали вирши «Епитафион», «Приветство брачное Федору Алексеевичу», «Плач и утешение на смерть Федора Алексеевича», «Подписи к портрету царевны Софьи», «Вирши на Великую субботу», «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» и полемические и исторические трактаты «Хлеб животный» и «Известие истинное», «Созерцание краткое…» и «Оглавление книг и кто их сложил».

3. Карион Истомин (1640-1717), автор таких сочинений, как «Катехизис», «Летописец великия земля Российская» «Книга вразумления», «Едем», «Еклессиа» «Стихи на воскресение господа нашего Иисуса Христа», «Книга стамна духоносная» и энциклопедический трактат в стихах «Град царства небесного» или «Полис».

Архитектура

Выдающимися произведениями русского деревянного зодчества стали царский дворец в селе Коломенском под Москвой (рис. 5), построенный в 1667-1678 гг . под руководством Семена Петрова, Ивана Михайлова и Саввы Дементьева, и шатровые храмы церковь Иоанна Предтечи на Широковом погосте под Вологдой, Вознесенская церковь в Торжке и Троицкий собор под Архангельском.


Рис. 5. Царский дворец в Коломенском ()

XVII в. стал временем дальнейшего развития каменного зодчества, что было вызвано: а) военно-оборонительными потребностями государства и б) усилением царской власти, авторитет и величие которой требовало особого выражения в монументальном каменном зодчестве. Поэтому еще при Борисе Годунове был создан Приказ каменных дел.

В 1624-1625 гг. под руководством английского архитектора Христофора Галовея и русского зодчего Бажена Огурцова были возведены шатровые перекрытия на Спасской и Никольской башнях. Затем, в 1672-1686 гг., аналогичные перекрытия были воздвигнуты над остальными башнями Московского Кремля. Затем аналогичной перестройке подверглись башни и стены Калязинского, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьего, Кирилло-Белозерского, Симонова, Новодевичьего, Донского и многих других монастырей. В 1670-1683 гг. под руководством ростовского митрополита Ионы Сысоевича был воздвигнут уникальный ансамбль Ростовского митрополичьего двора (Ростовский кремль), который по праву считается шедевром русской культовой и крепостной архитектуры XVII в.

Выдающимися светскими сооружениями XVII в. были Теремной Дворец Московского Кремля (1635-1636), построенный под руководством русских зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова, Патриарший дворец в Московском Кремле, возведенный в 1642-1656 гг. под руководством Дмитрия Охлебнина и Аверкия Мокеева, Царицыны палаты Саввино-Сторожевого монастыря под Звенигородом (1650-1652), Потешный дворец в Московском Кремле (1651-1652), Патриаршие палаты и трапезная Валдайского Иверского монастыря (1552-1556), Хамовный двор в Москве (1658-1661), Гостиные дворы в Москве (1661-1665) и Архангельске (1668-1684), Земский Приказ в Москве (1683), Патриаршая трапезная Троице-Сергиева монастыря (1692) и Архиерейский дом в Суздале (1694).

Каменное культовое зодчество было представлено тремя основными стилями: а) крестово-купольным, б) шатровым и в) нарышкинским.

Среди крестово-купольных храмов особо следует отметитьцерковь Вознесения в селе Медведково под Москвой (1619-1621), Казанский собор на Красной площади в Москве (1626), Успенскую церковь Алексеева монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (1628-1651), церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1635-1638), храм Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), Вознесенский собор в Устюге (1648) и Троицкий храм в Москве (1642-1648), церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (1657). Но, безусловно, среди этих построек особое место занимает любимое детище патриарха Никона Ново-Иерусалимский монастырь (1656-1694) и его кафедральный Воскресенский собор (1685).

Несмотря на жесткий запрет, продолжало успешно развиваться «посадское» направление в культовом зодчестве, отличительной чертой которого были шатровые перекрытия и разнообразные «узорчия». Наиболее интересными памятниками этого стиля по праву считаются храм Рождества в Медведково (1635), храм Преображения в селе Остров под Москвой (1646), церковь Воскресения в Костроме (1652), церковь Косьмы и Домиана в Садовниках (1657-1662), церковь Вознесения в Романове-Борисове (1678), церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1683), церковь Николы в Хамовниках (1679), церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1679) и многие другие.

По мнению ряда ученых (Н. Воронин, А. Сахаров, А. Муравьев), особенно зримо светское начало проявилось в ярославском культовом зодчестве, где заказчиками храмов выступали богатые купеческие корпорации (Скрипины, Неждановские). Характерными памятниками ярославского зодчества являются храм Ильи Пророка (1647-1650), храм Иоанна Златоуста на Которосле (1649-1654), храм Николы Мокрого (1665-1672) и грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1689), которая, по выражению Н. Воронина, являла собой «ликующую симфонию народной фантазии».

В 1670-х гг. возник новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Самыми значительными постройками этого стиля, вошедшими в сокровищницу русской культуры, были: трапезная Троице-Сергиева монастыря (1689), колокольня Новодевичьего монастыря (1690), Успенский собор Иосифо-Волоцкого (1688-1696) и Большой собор Донского (1698) монастырей, здание Московского Печатного двора (1676), церковь Вознесения в селе Уборы (Яков Бухвостов, 1694-1697), Троицкая церковь в Троице-Лыково (Яков Бухвостов, 1698-1704), Крутицкое подворье в Москве (Осип Старцев, 1693), палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве (1657-1672), Сухарева башня (Михаил Чоглоков, 1692-1701) и эталонный шедевр московского барокко церковь Покрова в Филях (1690-1694), построенная по заказу Льва Кирилловича Нарышкина (рис. 6).

Рис. 6. Церковь Покрова в Филях ()

Живопись

В XVII в. дальнейшее развитие получила техника фресковой и темперной росписи. Среди наиболее известных произведений этого направления следует назвать фрески Княжина монастыря во Владимире (1648), Архангельского собора Московского кремля (1652 ), Преображенского собора Спасо-Евфимьего монастыря в Суздале (1689) и другие.

В иконописании по-прежнему были сильны традиции « Строгановской школы», но отмечалось существенное огрубление техники письма и упрощение художественных композиций. Вместе с тем, появились и определенные новшества: живописцы стали более точно изображать пространство и начали активно использовать приемы светотехники. По мнению большинства авторов (И. Грабарь, А. Муравьев), высший этап в развитии живописного искусства XVII в. связан с именем выдающегося русского художника Семена Федоровича Ушакова, возглавлявшего артель живописцев Оружейной палаты Московского Кремля, которой руководил боярин Богдан Матвеевич Хитрово.

С. Ушаков отдал дань уважения фресковой живописи, принимая активное участие в росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Московского кремля (1660). Но в историю русского искусства С. Ушаков все же вошел как блестящий мастер станковой живописи. Самыми знаменитыми его иконами являются «Спас Великий Архиерей» (1656-1657), «Спас Нерукотворный» (1657-1658) «Троица» (1671), «Насаждение древа государства Российского» или «Владимирскую богоматерь» (1668), «Архангел Михаил попирающий диавола» (1676) (рис. 7) и «Тайная Вечеря» (1685). С. Ушаков оказал огромное влияние на развитие русской живописи и создал блестящую школу живописцев, яркими представителями которой были его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Половец, Федор Зубов и многие другие.

Рис. 7. «Архангел Михаил попирающий диавола» ()

Кроме того, С. Ушаков вошел в историю русского искусства и как крупный теоретик, написавший два трактата «Слово к люботщательному иконному писанию» (1667) и «Алфавит художеств» (1673).

Наряду с традиционными формами изобразительного искусства в начале XVII в. зарождается жанр портретов-парсун. Именно в такой живописной манере были написаны парсуны с изображением Ивана Грозного, Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича (Ерофеей Елин, 1675), Федора Алексеевича (Лука Смолянин, 1686), Натальи Кирилловны Нарышкиной, Льва Кирилловича Нарышкина, Григория Петровича Годунова, Бориса Ивановича Репнина и ряд других.

Музыка и театр

В музыкальном искусстве, наряду с традиционным многоголосьем: а) появились «канты» - внецерковные музыкальные произведения и б) возникло «партеносное пение» для трех голосов, берущее свои традиции в далекой Венеции.

В театральном искусстве, наряду с традиционными «медвежьим» цирком, театром скоморохов и кукольным театром Петрушки, появляется Придворная хоромина (1672-1676), режиссерами которой были Иоганн Грегори и Степан Чижевский. Самыми заметными постановками этого театра были «Артаксерксово действо», «Юдифь», «Товий», «О блудном сыне», «О Егории Храбром», «Грехопадение Адама», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Давид и Соломон» «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», «Комедия о Бахусе с Венусом» и другие.

Список литературы для изучения темы "Русская культура XVII в.":

  1. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. - М., 1984.
  2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. - М., 1987.
  3. Андрианова-Перетц В.А. Русская демократическая сатира XVII в. - М., 1977.
  4. Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. - Л., 1970.
  5. Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. - М., 1955.
  6. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984.
  7. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России в XVII в. - М., 1982.
  1. Abc-people.com ().
  2. ArthistorV.ru ().
  3. Oreninform.ru ().
  4. Manhunter.ru ().
  5. Abc-people.com ().