Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации

пишет rubin65 в

Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским "государством". В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина "может претендовать" только на 30% площади Азовского моря.


С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова "появились" принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Оригинал взят у в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях Территориальные воды России в Азовском и Чёрном морях до и после возвращения Крыма в состав Российской Федерации пишет в Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях Украина на осень 2018 года остаётся причерноморским и приазовским "государством". В рамках международных конвенций Россия продолжает обеспечивать возможность судоходства через Керченский пролив. По Азовскому морю продолжают действовать российско-украинские соглашения (ратифицированы обеими сторонами в 2004 году): это внутренние воды двух государств, заход сюда военных кораблей третьих стран (по приглашению, например, Украины без согласия России и наоборот) невозможен. Украина "может претендовать" только на 30% площади Азовского моря.

С марта 2014 года вокруг Крымского полуострова "появились" принадлежащие РФ территориальные воды ─ 12 морских миль, и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) ─ 200 морских миль. Изменения пока документально не оформлены. Самая простая ситуация с Турцией: граница ИЭЗ ─ где государство имеет исключительное право на вылов рыбы и разработку полезных ископаемых ─ здесь повторяет ещё советско-турецкую. У России вновь появилась граница с Румынией. Посредством Черноморского флота, ВКС, береговой охраны погранслужбы и ПВО Россия контролирует акваторию вокруг Крыма и Азовское море практически полностью.

=============================

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

Иногда просто удивляешься тому, как природа смогла создать самостоятельно, без помощи человека и современных машин, уникальные природные объекты. Некоторые подумают, что ничего сверхъестественного в природных памятниках, зонах и достопримечательностях нет, к ним стоит относиться как к данности. Океаны, моря, заливы, горы, водопады, пустыни - все это, по их субъективному мнению, обыденно.

Однако стоит заметить, что для большинства людей на планете все то, что нас окружает и создано природой, видится неповторимым, божественным, прекрасным и восхитительным. Сегодня мы поговорим о Таманском заливе - месте, где чудесным образом соединились два моря воедино. Раскроем тайну, касающуюся воды в этом уникальном месте, поговорим о дне, которое сплошь покрыто травой, и расскажем о том, как туристы и жители Таманского полуострова отзываются о заливе.

Небольшая географическая справка

Таманский залив расположился совсем недалеко от Краснодарского края на одноименном полуострове. Таманский полуостров лежит между двух морей, любимых многими российскими туристами и не только, Азовского и Черного, в акватории Кстати, Азовское море совсем недавно превратилось в курортную зону, потому как многие туристы смогли рассмотреть в соленом оазисе прекрасное место для проведения летнего отпуска. Центром полуострова считается город Темрюк - административная единица Краснодарского края. Говоря про главный город Таманского полуострова, хотелось бы отметить, что он достаточно древний. Дата его основания - 1556 год, а ведь многие города России начинают отсчет своего образования с 17, а то и с 18 веков.

Размеры

Сам Таманский залив небольшой: его протяженность - около 16 км, а место входа растянулось на 8 км. Стоит сказать, что глубина здесь достигает 5 метров. На Таманском полуострове преобладают низменности. В некоторых местах образовались огромные лиманы (природные оазисы, где почва проседает ниже уровня моря). Однако эти водоемы, несмотря на свои габариты (протяженность от 7 км и более), совсем неглубокие.

Поселения, разбросанные по периметру залива

Таманский залив вмещает на своих берегах несколько значительных поселений: сама Тамань, поселок Волна Революции, Сенной, Юбилейный, Приморский и Гаркуша. Место это никогда не было и сейчас не является излюбленной зоной для туристов. По некоторым неофициальным данным, в каждый поселок полуострова за весь летний период приезжает порядка 50-100 тысяч человек. Это цифра кажется смешной наряду с количеством посещений черноморских курортов нашей страны.

В советское время такой наплыв туристов в Таманский залив лишал многих местных жителей продовольствия, потому как продукты в поселения привозились из расчета количества местных жителей. Однако никто от голода не пострадал, потому что в каждом доме имелись подсобные хозяйства. Сейчас многие местные жители с большим удовольствием обеспечат приезжающих жильем за минимальную плату.

Соленый или пресноводный?

Многих людей интересует вопрос о том, какая вода в Таманском заливе. Однозначный ответ - соленая, хотя совсем недавно с этим можно было поспорить, и вот по какой причине. Так как в заливе встречаются два моря: Азовское и Черное, причем акватория залива преимущественно расположена на Азовской половине, то вывод напрашивается сам собой. Азовское море считается более пресным, хотя совсем лишенным соли его назвать нельзя, а Черное, как известно, соленое.

В Азовском море обитают пресноводные рыбы, и оно по праву считается одним из богатейших на улов местом в стране. Это связано с тем, что море имеет огромное количество речных притоков. Когда-то давно Таманский залив, фото которого можно увидеть в статье, имел более пресную воду и славился среди рыбаков. Со временем вода из Черного моря все больше поступала в залив, перемешиваясь там и вымещая пресноводную рыбу. Сейчас ее там практически не осталось, зато прибавилось туристов. Возможно, они считают теперь залив полностью Черноморским из-за его солености.

Уникальное дно

Дно Таманского залива полностью покрыто травой. Это может показаться удивительным, но она каким-то чудесным образом приспособилась к воде и прекрасно там себя ощущает. Многих туристов поначалу пугает это щекочущее чувство, которое сопровождает их во время входа в воду. Место, где нет растущей на дне травы, - это вытоптанная широкая коса. Такие гладкие поверхности дна образовываются в местах массового скопления купающихся.

Еще одной уникальной особенностью дна Таманского залива можно выделить наличие среди травы, крупного песка и камушков осколков древних глиняных кувшинов и амфор. Для археологов такие мелкие кусочки утраченных реликвий никакой ценности не представляют. Однако сам факт того, что под ногами лежат коричневые остатки древности, делает место по-настоящему уникальным. Кстати, многие хотят знать, какое море - Таманский залив. Точнее, можно ли его считать частью какого-то моря? Так вот, несмотря на то что залив большей частью лежит в Азовском море, многие считают его местом слияния двух морей: вышеупомянутого и Черного.

Почему сейчас многие отдыхают в акватории Керченского пролива?

В связи с тем что в настоящее время многие люди предпочитают отдыхать от суеты городов и крупных мегаполисов именно у моря, но при этом каждый свой отпуск проводить в новом месте, наслаждаясь неизведанными впечатлениями, огромное количество туристов открыло для себя Таманский залив. Отзывы, которые встречаются на просторах Интернета, пестрят положительными высказываниями и заверениями отправиться туда в следующем году. Туристов привлекает немноголюдность залива и удивительные красоты обрывистого побережья.

Отдых в Керчи позволяет одновременно побывать и на Черном, и на Азовском морях. Слияние водных бассейнов - зрелище удивительное, он делает город популярным для туристического отдыха.

Керчь - удивительно красивый город. Здесь древность удачно сочетается с современными технологиями, а природа необыкновенна. Он окружен двумя морями - Черным и Азовским, что ежегодно привлекает сюда туристов из России и ближнего зарубежья. После отпуска, проведенного в Керчи, остаются лишь положительные эмоции, и в город хочется возвращаться из года в год.

Слияние двух морей

Для чего едут в Крым? В первую очередь для того, чтобы вдоволь накупаться в море. Здесь мягкий климат, поэтому купальный сезон открывается в начале мая с наступлением жарких дней и заканчивается ближе к октябрю. Керченский полуостров окружен двумя морями, поэтому именно здесь перед туристами открывается уникальная возможность поплавать и в Азовском, и в Черном морях.
Азовское побережье раскинулось с северной стороны Керченского полуострова. Среди скал образовались небольшие «карманные» пляжи, здесь огромные мелководные бухты с песчаным дном. Вода в Азовском море прогревается значительно быстрее, чем в Черном.
С южной стороны Керчь омывают черноморские воды. Они несколько прохладней азовских из-за в 2 раза большей солености, зато приятно освежают в жаркий день.

Центральная часть Керчи не похожа на курорт. Здесь расположен огромный порт и вся транспортная развязка. Сюда едут за развлечениями культурными, чем физическими. Пригороды Керчи больше подходят для пляжного отдыха. Здесь умеренные цены, в отличии от Южного берега Крыма, и намного меньше людей.

Отдыхать в Керчи понравится тем, кто едет на полуостров провести спокойный и интересный отпуск. В городе остаточно интересных мест и достопримечательностей, чтобы не скучать.
Явным преимуществом Керченского полуострова является наличие не только галечных, но и песчаных пляжей. Это очень удобно, ходить по теплому песку гораздо приятнее, чем по раскаленным солнцем камням.
В Керчи есть пригород под названием Эльтиген, или Героевка. Это центр керченского пляжного отдыха. Здесь созданы все условия, чтобы комфортно проводить время на морском берегу. Море чистое и теплое, летом здесь настоящий рай для туристов.
Пляжи в Героевке просторные и широкие, а спуск в море очень удобный. Это делает пригород популярным среди отдыхающих с детьми, которым намного удобнее играть в песке, чем на твердой гальке. В Эльтигене можно снять отличное жилье, а в Керчь ездить на экскурсии общественным транспортом или на автомобиле.
На Аршинцевской косе наплыв туристов даже в сезон небольшой. Здесь экологически чистое место, отличные цены на услуги, питание и развлечения. Из-за отсутствия местных достопримечательностей сюда не стремятся отдыхающие. Однако, если на отдых у вас немного финансовых средств, а есть желание осмотреть все памятные места Керчи, остановится в Аршинцево станет лучшим решением. Это поможет прилично сэкономить и отдохнуть в приличных условиях на берегу моря.
Моря, омывающие Керченский полуостров, используются не только для развлечения. Это место, где сходятся морские маршруты, которые проходят от акватории Азовского моря до Черного, и затем в Средиземное.