С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

При чтении связь между докладчиком и слушателем обычно пропадает после пяти минут чтения. Поэтому стремитесь рассказывать материал! Некоторые сложные места или цитаты можно зачитывать, но их не должно быть много, так как на слух такие вещи воспринимать сложно. Хорошо, если выступление выглядит как рассказ. Говорите просто и ясно, недлинными предложениями -- будто рассказываете. Говорите достаточно громко, чтобы всем было слышно. Можете переспросить, хорошо ли вас слышно, всем ли видны демонстрируемые вами рисунки или таблицы. В пояснение своих мыслей приводите примеры. Смотрите на людей, улыбайтесь, не бойтесь пошутить или скаламбурить. Не пугайтесь, если вдруг потеряли нить рассуждений или что-то забыли. Это нормальные перерывы в речи человека -- вы ведь не по бумажке читаете. Остановитесь, помолчите, соберитесь с мыслями. Аудитория пока осмыслит ваши предыдущие слова -- ей ведь не так хорошо все известно, как вам, по данному предмету. «Поймав мысль», спокойно продолжайте дальше, -- так и выглядит обычный устный рассказ. Помните: слушатели дружественны вам, а не враждебны!

Если тебе трудно смотреть на людей в зале, сделай следующее. Выбери среди слушателей симпатичного тебе человека и рассказывай будто ему одному. Будто вы сидите за чашкой чая вечерком, и ты рассказываешь другу интересные вам обоим вещи. Затем ты можешь найти в зале еще несколько таких людей и рассказывать уже нескольким «друзьям». Такое твое отношение постепенно может распространиться и на всех слушателей в аудитории. Люди обязательно это почувствуют и будут слушать тебя с интересом.

Важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

  • 1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
  • 2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
  • 3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это -- проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример -- ораторы древности, которых слушали по 5--6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"? Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению -- его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей.

Есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

  • 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -- начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты -- первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Известно, что любую, даже самую замечательную идею можно испортить исполнением. И, наоборот: к исполнению любой идеи можно подойти творчески и подобрать форму, которая усилит идею и превратит выступление в шедевр. О том, в какой форме можно преподнести свое выступление, и пойдет речь дальше, а именно: об умении как удерживать внимание публики и привлекать его.

Возвращается муж домой под мухой. В прихожей цепляет велосипед. Велосипед падает, цепляет таз. Грохот, шум. Жена, дети выбегают из своих комнат. «Что, не можете без папки спать?»

Допустим, что Вы тщательно подготовились к составлению своей речи, у нее интересное, захватывающее начало, просто и доступно изложены все идеи, вдохновляющее, побуждающее к действиям заключение… Успех гарантирован? И да, и нет. Есть еще один важный момент – форма предоставляемой информации. Известно, что любую, даже самую замечательную идею можно испортить исполнением. И, наоборот: к исполнению любой идеи можно подойти творчески и подобрать форму, которая усилит идею и превратит выступление в шедевр. О том, в какой форме можно преподнести свое выступление, и пойдет речь дальше, а именно: об умении как удерживать внимание публики, как взаимодействовать с аудиторией и о способах привлечения внимания.

Часть 1. Как привлекать внимание

Концентрация внимания у среднего человека сохраняется на одной теме около 20 минут, то есть желательно каждый 15-20 минут менять тему беседы, делать лирические отступлений, рассказывать анекдоты, на время переключать внимание. При этом у аудитории создается впечатление отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности. Меняя темы сообщения, удается поддерживать впечатление новизны и легкости подачи информации. Поэтому при работе над речью желательно заранее продумать средства взаимодействия с аудиторией, как удерживать внимание публики, чтобы управлять вниманием зала.

Иногда наше выступление занимает значительное по продолжительности время. А если мы сейчас будем давать очень важный блок информации и нам нужно, чтобы каждый слушатель его воспринял, услышал? Для этого необходимо привлечь внимание.

Прежде чем начать говорить…

Прежде чем начать говорить… необходимо сделать паузу продолжительностью в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей (пример из фильма «Большие спорщики» финальная сцена). Пауза позволяет им настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед нами оратор начнет выступление?

Личное сближение

Оратор начинает свое выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызывало у них интерес и внимание к выступлению.

Неожиданность

Мы неожиданно заявляем о чем-то во время выступления. Это привлекает внимание точно так же, как когда мы идем по улице и вдруг слышим то ли скрип тормозов, то ли чей-то крик, то ли еще что-то неожиданное. Мы с Вами говорили о том, как стать успешным оратором, а вот 9 марта – день рождения Юрия Гагарина. «При чем тут Гагарин?», — спросите Вы. А он первый человек, которые полетел в космос. Все когда-то делают что-то в первый раз. Для некоторых людей первое выступление как первый полет Гагарина в космос. Поэтому я сейчас расскажу Вам о тех секретах, которые помогут подготовить успешное выступление.

Как-то я проводил тренинг по ораторскому искусству в Старом Осколе. В середине тренинга один участник выступает и произносит такое, от чего у меня мурашки по коже побежали от неожиданности. «Мне очень нравится ваш тренинг. Все так весело, интересно, столько практических игр и упражнений. Но в вашем тренинге есть один существенный недостаток…» В этот момент он делает паузу. У меня сразу мысли, что же не так? Обычно всем тренинг нравится. А тут заявляют совершенно противоположное. На лицах участников – удивление. А дальше этот оратор заявляет: «После стольких практических заданий и упражнений бизнес для подгузников и памперсов значительно сократится, так как мы уже чувствуем себя значительно увереннее!» После этого я облегченно вздохнул, а все участники рассмеялись. Внимание их в этот момент было полностью приковано к оратору, которые сумел так неожиданно их привлечь.

Провокация

На короткое время можно вызывать несогласие с излагаемой информацией и использовать этот период для подготовки аудитории к конструктивным выводам. Работа в сетевом бизнес бесперспективна. Все сложнее становится продавать продукцию сетевых компаний. У людей нет денег… Сколько раз мы слышали подобные фразы. Давайте проверим факты. Так ли это?

В данном примере мы сначала сделали провокационное сообщение о том, что работа в нашем бизнесе бесперспективна. Те, кто уже давно занимается сетевым маркетингом, прекрасно знают, что это не так. И естественно, это вызывает реакцию – такого быть не может! Слушатели становятся предельно внимательны. А дальше мы начинаем конструктивно излагать свой материал. Провокацию хорошо применять тогда, когда оратор прекрасно владеет темой. Он сначала заявляет нечто, что вызывает несогласие аудитории, а, следовательно, привлекает ее внимание, а затем вместе с ней приходит к конструктивным выводам.

Гипербола

Гипербола – умышленное преувеличение. Помните классику? Редкая птица долетит до середины Днепра. Хотя пересечь Днепр может любой человек, кто умеет плавать. В сетевом бизнесе каждый человек может легко стать миллионером за месяц. Правда, если работать 200 часов в сутки. Мы поговорим с Вами о более реальных вещах.

Литота

Литота – это противоположное гиперболе умышленное преуменьшение. Когда мы преуменьшаем значимость какого-либо факта, а затем показываем, как обстоят делал на самом деле, реальная картина кажется более привлекательной. Вам доставит удовольствие, если Вы будете получать один доллар дополнительно к вашим доходам? Сетевой бизнес как раз и предоставляет такую возможность… Только размер дохода бывает, как правило, гораздо выше, чем Вы ожидали вначале.

Сопоставление

Взвесьте все «за» и «против», а затем дайте, на ваш взгляд, правильное решение. Все познается в сравнении, поэтому, когда люди слышат, что где-то кто-то начал что-то с чем-то сравнивать, их внимание инстинктивно обостряется. Я предлагаю рассмотреть все плюсы и минусы моего предложения, посмотрим вместе, что Вы приобретаете и что теряете, приняв его.

Не формальность

Например, поведайте о собственных заблуждениях, предрассудках, своих ошибках и их последствиях. Я часто на своих тренингах рассказываю о своих ошибках то в публичных выступлениях, то в достижениях поставленных целей, то в обращении с деньгами. Это вызывает доверие, повышает уверенность в своих силах всех присутствующих и показывает, что в этом бизнесе все возможно.

Юмор

Смешные примеры, шутки, забавные истории из жизни дают возможность слушателям и подумать, и отдохнуть. Если у Вас есть пара анекдотов, которые иллюстрируют тему вашего выступления, вы всегда будете в выигрыше. Особенно важно, когда анекдот в тему, когда он иллюстрирует тему выступления. И люди будут долго помнить содержание вашего выступления. Вспоминая содержание анекдота, аудитория вспоминает содержание вашей лекции. Например, некоторые спикеры, когда говорят об этике сетевого бизнеса, приводят в пример такой анекдот: «Ося Абромович заключил договор с Одесским пароходством на ремонт теплохода. Проходит некоторое время. Приходит комиссия и восхищается, как все красиво, как перила начищены, прямо чудо какое. Заходят посмотреть на другой борт теплохода, и батюшки! Там все ржавое, ничего не сделано, они говорят: «Ося! Абромович! Как же так?» «А шо так? Я не понимаю. Так ведь написано – Ося Абромович с одной стороны и Одесское пароходство с другой стороны».

Когда лидеры сетевых компаний рассказывают о секретах продаж, часто можно услышать такой анекдот: «Встречаются два новых русских. «Слона купил. Ты не поверишь! Утром всю семью будит, завтрак готовит, детей в школу отвозит, в саду все убирает, дом защищает. Чудо просто!» Второй говорит: «Продай!» — «Ты что, с ума сошел?» — «300 тысяч!» — «Нет» — «800!» — «Ну, давай…». На следующей день покупатель прибегает и говорит: «Твой слон всю ночь орал, разворотил всю ограду, детей испугал, соседи милицию вызывали!» — «Э-э-э-э … ты слона зря ругаешь, так его не продашь никому». После этого можно говорить о чем-то важном в продажах, о каком-то секрете, особом способе. И люди его обязательно запомнят.

Собирайте и коллекционируйте анекдоты для своих выступлений. Нужно только следить, чтобы шутка не обидела никого из присутствующих, неумелый юмор дает обратный результат. Ироническое замечание или шутка, связанные с содержанием речи, эффективны тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям, или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу встречи. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории, но ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям.

Истории

Примеры и житейский истории имеют очень большое значение. Они помогают приблизить речь к реальности, вызывать доверие слушателей к оратору и излагаемой информации. Если после каждого блока информации рассказать историю, иллюстрирующую эту информацию, эффект от выступления будет максимальный.

Метафоры, притчи, легенды

Метафоры, притчи, легенды — какая-то история по теме, в которой есть мораль. Их интересно слушать. Это на уровне сказки, это абсолютно безопасно, и человек чему-то учится.

Новизна

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание, не известная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи; выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые еще нигде не публиковались. Сразу овладев вниманием слушателей, лидер объявил им, что поделится своими впечатления о трехлетнем пребывании в Париже.

Учет интересов

В этом случае лектор затрагивает наиболее волнующие слушателей вопросы. Этот случай произошел, когда действовало правило: молодые люди, подававшие заявление в ЗАГС, должны были прослушать цикл лекций по вопросам семьи и брака. Занятия проходили по вечерам, были скучны, и уставший после работы народ «отбывал» их как повинность. Лекторов не слушали, читали газеты, разгадывали кроссворды, играли в «морской бой» и т.д. И вот, в аудиторию будущих мужей зашел очередной преподаватель. Публика на него – ноль внимания. Подождав немного, успокоив взглядом самых шумевших, он начал: «Импотенция… (слушатели моментально стихли) грозит мужчинам в любом возрасте». Все дальнейшее было выслушано с огромным вниманием. Ведь никто не хотел назавтра оказаться инвалидом по этой части.

Проблемная ситуация

Метод заключается в том, что выступление начинается с просьбы к слушателям порекомендовать пути решения кратко изложенной проблемы. Так, врач в начале выступления сказал, что некоторые заболевания проявляются не сразу, а лишь со временем. Затем он обратился к слушателям: как же вести с ними борьбу? Слушатели призадумались – их внимание было привлечено. Помогает создать проблемную ситуацию вопрос к аудитории. Уважаемые друзья! Скажите, пожалуйста, почему все больше и больше людей начинают работать на себя и становиться индивидуальными предпринимателями? И чем это вызвано?

Личное соучастие

Оратор предлагает слушателям мысленно стать участником конкретного события, обращается к воображению слушателей. «Представьте себе, что Вы находитесь в Париже…», «Каждый из Вас бывал в ситуации, когда ему говорили «нет»…» и т.п. Этот прием вызывает образные представления, делает сообщение лучше воспринимаемым.

Личное сопереживание

Возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. Начинается выступление с рассказа о трагическом эпизоде из жизни одного или нескольких человек, вызывая у слушателей чувство личного сопереживания. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то, произошедшее во время или накануне выступления. «Когда я ехал на встречу с вами, со мной произошел интересный случай…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного!» Важно соблюсти мере: отступление должно быть достаточно непродолжительным.

Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а особо ленивых заставляют прислушиваться к говорящему. Ведь неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратился к вам с вопросом. Другой способ: «У кого из присутствующих наверняка возникла мысль: а почему лектор ничего не говорит о…? Отвечаю…»

Выдвижение гипотез, предположений

Осуществляется, например, словами: «А что, если предположить, что Вы заработали 1 000 долларов…» , «Но что произойдет, если Вы станете президентом компании…» , «Представим себе, что …» и т.п.

Видеоматериалы, слайды, плакаты, графики

Восприятие активизируется и демонстрацией материалов по теме выступления. В коре головного мозга появляется еще один очаг возбуждения – участок, отвечающий за переработку зрительной информации.

Логическая организация речи

Так же способствует сохранению внимания – последовательность, непротиворечивость, обоснованность сделают вашу речь более легко воспринимаемой слушателями.

Выразительность речи

Выразительность речи оратора – меняющиеся интонации, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения. Можно применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхил в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о Золотом венке: «Представьте себе: стены рушатся, град падает, дома в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции…»

Убежденность и эмоциональность оратора

Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка»

Умеренный темп речи

Такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. Для этого хорошо использовать паузы.

Важно учесть, что после каждого приема привлечения внимания аудитории должен следовать блок важной информации. Иначе очень скоро эти приемы перестанут срабатывать.

Оратор работает отнюдь не в идеальной обстановке, когда ничто не мешает ему воплотить свой замысел. На идеальные обстоятельства вряд ли можно надеяться хотя бы потому, что люди устают и отвлекаются, даже если они с интересом относятся к теме и оратору. Поэтому при работе над речью желательно заранее продумать средства управления вниманием. Желательно заранее наметить места, где будет использован тот или иной прием активизации внимания. Подсказка: уместным и целесообразным будет использование средства привлечения внимания на каждом стыке построения речи, то есть при переходе от части к части, от темы к теме, от одной мысли к другой. Например, после выступления следует задать вопрос, ответом на который должен быть тезис, то есть вся будущая речь; или сформулировать проблему, разрешению которой будет посвящена речь.

При расположении материала, особенно если речь значительна по объему, необходимо логические рассуждения равномерно чередовать с эмоциональными компонентами, которые, по мнению М.В. Ломоносова, «более всех служат и движению, и возбуждению страстей», и иметь их достаточно в запасе.

Часть 2. Как поддерживать постоянный интерес аудитории

Чтобы поддерживать постоянный интерес аудитории, существует несколько методов:

Индуктивный метод

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Хорошим примером является книга Д. Карнеги «Как приобретать друзей…»…

Дедуктивный метод

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретным примерах, фактах. Используя для разъяснения сложных задач. Например, для того чтобы успешно работать в нашем компании, необходимо: это, это и это. А затем раскрыть каждый пункт отдельно. На тренинге по публичным выступлениям я провожу одно упражнение, в котором показываю весь курс ораторского искусства, а затем разбиваю его на элементы, что позволяет быстро овладеть навыками успешных выступлений.

Ступенчатый метод

Ступенчатый метод – последовательно изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-то проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени; используется в речах, где необходимо указать точные даты, использовать формулы и цифры, показать динамику развития события или последовательность процессов.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Часть 3. Как работать с аудиторией в зале

В том случае, если ваше выступление рассчитано на 10-15 минут, проявить весь арсенал взаимодействия с аудиторией вы просто физически не успеете. Но если Вы выступаете долго, то хорошо продумать некоторые приемы.

Диалог с аудиторией

Диалог с аудиторией – задавание вопросов слушателям во время выступления. Это позволяет вовлекать людей в обсуждение, в беседу, в разговор. Таким образом, получается, что слушатели находятся «здесь и сейчас», и ваше выступление не превращается в простое зачитывание текста. Использование диалога с аудиторией превращает выступление в беседу с каждым, а это поднимает чувство значимости каждого слушателя – он чувствует себя творцом сегодняшнего выступления. Обращаясь к конкретному человеку, не забывайте, что в тот момент, когда Вы слушаете мнение одного человека, надо обращать внимание на всех. Пусть ваше тело будет повернуто в сторону говорящего, это демонстрирует внимание к нему, а ваши глаза контролируют других. Зачем? Чтобы другие участники не чувствовали себя ущемленными. Таким образом, вы управляете процессом.

Мозговой штурм

Одной из разновидностей диалога с аудиторией является «мозговой штурм». Вы даете какое-то задание и записываете на доске все ответы. Когда записываются все ответы, каждый чувствует себя значимым – его мнение не пропустили, а отметили.

Встроенные вопросы

Встроенные вопросы – вопросы, которые не предполагают ответа. Вопросы, на которые оратор сам тут же отвечает. Когда Вы задает вопрос во время выступления, аудитория тоже начинает думать над ответом, так уж устроено мышление человека. Как только человек слышит вопрос, его сознание автоматически начинает поиск ответа.

Руки

Руки – это ваш инструмент. Если Вы желаете, чтобы аудитория что-то сделал, Вы, должны не только об этом говорить, но, если возможно, показывать руками. Например, если Вы хотите, чтобы слушатели перестали шуметь или переговариваться, Вы говорите: «Тише!» и показываете указательным пальцем у губ знак «Тише!». Если говорите: «Тише! Тише!», не показывая это жестом, то уйдет в 2 раза больше времени, чем говорить «Тише!» и подтверждать это руками. Говорите и показывайте руками одновременно. Если Вы желаете, чтобы задавали вопросы, Вы спрашиваете «У кого вопросы?» и показываете руку, поднятую вверх. Вы говорите, чтобы задавали вопросы, и демонстрируете, как надо показать, что есть вопрос.

Демонстрация

Вы рассказываете и показываете. Не только руками, но и всем телом. Что-то изображаете во время своего выступления. Создаете образы и картинки с помощью своего тела. Люди не только слушают ваше выступление, но и видят его.

«Аквариум»

«Аквариум» — когда Вы приглашаете на сцену одного или несколько человек, чтобы продемонстрировать какую-то мысль или наблюдение для находящихся в зале слушателей. Это очень оживляет публику. А главное, они лучше осознают излагаемым вами материал. Например, некоторые ораторы делают такой «аквариум», который призван продемонстрировать, что не надо уговаривать людей. Чем больше Вы уговариваете людей, тем больше сопротивление поучаете. На сцену вызывают одного человека. Просят поставить ноги на ширине плеч и удерживать равновесие, когда его будут притягивать к себе и отталкивать от себя. Когда притягиваете человека к себе (физически), для того чтобы удержать равновесие, ему необходимо отклоняться в противоположную сторону. И чем сильнее тянете, тем сильнее он сопротивляется. Но если Вы отталкиваете от себя человека, то он, наоборот, к Вам притягивается. Так наглядно для всех присутствующих доносится мысль: не надо уговаривать людей. Чем больше мы их уговариваем, тем больше они сопротивляются.

Парные задания

Если Вы желаете, чтобы аудитория активно участвовала в вашем выступлении, придумайте для нее задания. Пусть они посоветуются со своим соседом справа или слева, как бы они поступили в той или иной ситуации – это оживит аудиторию. Если Вы говорите в вашем выступлении о комплиментах, то можно дать задание: повернитесь к своему соседу слева и скажите ему комплимент, повернитесь к своему соседу справа и скажите ему тоже комплимент, повернитесь к своему соседу сзади и скажите комплимент. Если Вы проводите выступление на тему денег, можно дать задание посоветоваться с соседом справа и слева, как поступить в ситуации, если у Вас просят в долг 100 у.е.? Задания могут быть разные, главное, чтобы они были продуманы, касались темы выступления либо развлекали аудиторию физически.

Физкультминутка

Физкультминутка известна нам еще со школьной скамьи, когда учитель прерывал урок, поднимал всех учеников и предлагал размять ручки: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем и опять писать начнем ». Аналогичные задания для аудитории можно применять и в своих выступлениях. Это очень оживляет слушателей и повышает энергетику в зале. Например, известная многим участникам моих тренингов и семинаров по ораторскому искусству техника «Чипсы, кетчуп, кока-кола». Когда ее все выполняют, в зале много смеха, радости, веселья.

В одной компании на грандиозном семинаре организаторы праздника придумали для всех слушателей мотивационный танец. Включается заводная музыка. Ведущие поднимают всех находящихся в зале зрителей, начинают пританцовывать и говорить: «Сейчас мы раздаем билеты на следующий семинар компании» и в танце показывают, как они раздают билеты. Потом в танце они показывают, как они приглашают людей на семинар компании. Те, кто приехал на семинар компании, достигают успеха в бизнесе – руки вверх и прыжки на месте. А потом приехал спонсор и дал всем мотивацию (хлопок руками себя по ягодицам). Когда делаете такие разминки в зале, это очень заряжает слушателей, все участники получают максимальное наслаждение и удовольствие.

Резюме

Итак, мало подготовить интересное, захватывающее выступление. Важно еще продумать форму предоставляемой информации. Так как известно, что любую, даже самую замечательную идею можно испортить исполнением. И, наоборот: к исполнению любой идеи можно подойти творчески и подобрать форму, которая усилит идею и превратит выступление в шедевр. Именно о том, в какой форме можно преподнести свое выступление мы с Вами и поговорили, а именно: об умении как удерживать внимание публики, как взаимодействовать с аудиторией и о способах привлечения внимания.

Перечисленные выше приемы удержания внимания, конечно же, лучше применять, когда ваше выступление длительно по времени. В коротком выступлении для них просто не хватит времени. Будет лучше, если в вашем выступлении будут присутствовать разные приемы взаимодействия. Такое чередование еще больше привлекает и удерживает внимание слушателей.

Если Вам понравилась данная статья, то сохраните ее в закладках, чтобы не потерять на просторах Интернета, а так же поделитесь ее со своими друзьями и знакомыми с помощью кнопочек социальных сетей ниже.

Ну, а если Вы желаете на практике освоить навыки удержания и привлечения внимания, то переходите дальше по этой ссылке: https://goo.gl/oHSDxr

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.S. Помните, спикерами не рождаються, спикерами становяться!

Аудитория обычно не ждет любого оратора с распростертыми объятиями. Ее, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее. Аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. В процессе выступления также может возникнуть ряд помех. Однако внимание и доверие любой аудитории можно завоевать. Вот несколько практических советов.

Одну и ту же мысль можно выразить как устно, так и письменно. Можно раздать написанный текст, чтобы слушатели ознакомились с вашими идеями, или выступить перед ними и устно изложить те же идеи. В каком случае вы достигнете большего эффекта? Конечно, при устном выступлении.

Сформулируем основные преимущества устной речи перед письменной:

  1. Устное выступление - наиболее древний и наиболее освоенный человечеством вид речи. Многим людям трудно изложить свои идеи письменно, но они легко могут рассказать о них. Устная речь - способ общения, которым в разной степени владеют все, включая детей; письменной же речью владеет не каждый.
  2. Устная речь содержит богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал Бернард Шоу, есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать.
  3. В устной речи легче передать эмоцию и эмоциональное состояние говорящего.
  4. В условиях устной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность и убежденность.
  5. В устной речи допускается многочисленное дублирование и повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
  6. В процессе устного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями; он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
  7. Устное выступление часто легче понять слушателям - ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.
  8. Устное выступление оперативнее письменного; оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация часто занимает меньше времени.
  9. Устное выступление характеризуется простотой реализации - не нужны материальные затраты, специальные средства письма, копирование текста и т.д.

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь - это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: оратор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боится, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

  • нельзя прервать выступление, когда хочется;
  • нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;
  • трудно понять отношение аудитории к себе;
  • слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами; с теми, кого видят по телевизору;
  • нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
  • по вашему выступлению о вас составят мнение, которое потом будет трудно изменить.

Трудностей много, поэтому первые выступления людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анализировать и исправлять свои ошибки.

«Борьба» слушателей с оратором

Ораторы знают, что внимание и доверие аудитории необходимо завоевать. Почему аудитория не ждет любого оратора с распростертыми объятиями? Почему аудиторию, как правило, необходимо «расшевелить», «достучаться» до нее?

Во-первых, аудитория инертна. Будучи собрана вместе, аудитория обычно уже имеет определенное мнение, чем и объясняется часто ее некоторый изначальный скептицизм по отношению к оратору: «Ну что он(а) может нам рассказать?». Конечно, часть аудитории может быть заинтересована в получении информации, однако таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%; примерно 60% не имеют мотивации, и их надо заинтересовать, а 10% обычно вообще «пробить» не удается: это негативная аудитория, которой ничего не будет интересно или полезно из услышанного (в силу разных причин). Таким образом, основная часть аудитории инертна, что создает эффект пассивного сопротивления аудитории оратору.

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б.Ф. Поршнев в своей работе «Социальная психология и история». По его мнению, «всякий говорящий внушает», слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере.

Выделяются три самых распространенных способа такой «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

  • Стратегия избегания характеризуется следующими признаками: аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься от восприятия выступления оратора, не смотрит на него, стремится сесть подальше от оратора или просто не является на его выступление. Избеганием является и такой «детский» прием, как закрывание глаз. Избегание проявляется также в уклонении от восприятия гой или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде курения читают и слушают 60% некурящих и только 30% курящих; остальные 70% курящих просто избегают их.
  • Стратегия подрыва авторитета основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для подрыва авторитета оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он отстал от жизни), или он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т.д. Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица. Очень высокий авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (Бога, царя, Сталина, учителя, тренера и т.д.)
  • Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая оратора, идея которого ей не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы как непонятные. На этом основании она отвергает и саму идею, отказываясь вникать в ее смысл. В таком случае аудитория говорит: «Мы не поняли его; мы не поняли, что он хотел нам доказать». Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему со стороны аудитории.

Контрприемы оратора

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Назовем основные из них.

1. Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм. Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

5. Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Помехи в поведении слушателей

В процессе выступления может возникнуть ряд помех.

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека», - справедливо отмечал Д. Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой. Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффективно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо. Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят. У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно срочно уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия. Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, - немного позже», и обязательно сдержите обещание. Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»), Как вести себя с такими людьми? Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить. Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше...».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы... Но, простите, нам нужно идти дальше...».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...». Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, используя иронию, шутку, сарказм, а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай...» - общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказали, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль...». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» (Как правило, второй раз грубость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слушательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-вашему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» - «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохоте аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задавшая вопрос.

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстановить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указательными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест успокаивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.

Иocиф Абpaмович Стepнин - доктор филологических наук, пpoфессор, заведующий кафeдpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского государственного университета; член правления Российской риторической ассоциации, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Пару слов об умных книгах

Взгляды пионеров маркетинга Дейла Карнеги и Роберта Чалдини отличаются, но, в целом, их труды посвящены одному и тому же. Им удалось одними из первых описать то, что мы все понимаем, но не можем объяснить.

Думаю, многие согласятся, что некоторым люди искусно владеют мастерством убеждения. Мы следуем за такими личностями, покупаем их продукцию, голосуем за них, даже сами того не подозревая почему. Карнеги и Чалдини удалось раскрыть секрет воздействия и объяснить с научной точки зрения, какая невидимая сила дает таким людям умение убеждать.

Беда многих маркетологов в том, что начитавшись умных книг, они надеются в скором времени стать миллионерами. Однако без терпения и оттачивания разученных приемов на практике их мечты напрасны. То же касается и тружеников event-бизнеса.

Если объект воздействия не удовлетворен мероприятием, вряд ли у него будет желание прийти на вашу вечеринку в следующий раз. Это основное правило ведения любого бизнеса.

Event -менеджерам на заметку

К сожалению, многие event-менеджеры всерьез полагают, что знание маркетинга пригодится только на этапе подготовки к мероприятию. Это большое заблуждение! Умение грамотно пользоваться инструментами маркетинга понадобится вам на этапе подготовки, во время самого мероприятия и после него.

Часть I. Карнеги

Ощущение собственной значимости

Одна из самых известных теорий Дейла Карнеги основывается на человеческой потребности в признании и уважении. Каждый наш поступок нуждается в одобрении.

Итак, первый шаг на пути к завоеванию аудитории, это дать людям возможность ощутить собственную важность. Несмотря на то, что это правило стало своеобразным клише в мире бизнеса, мало кому удается грамотно его применить.

Существует множество способов продемонстрировать гостям их значимость. В первую очередь необходимо позаботиться о качественном клиентском сервисе. Частенько event-менеджеры экономят именно не сервисе, забывая, какую важную роль он играет.

Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы потенциальные или существующие посетители чувствовали, что к ним относятся с уважением:

  • Позаботиться о клиентском сервисе во всех возможных социальных медиа. Отвечать на каждый вопрос быстро и по существу.
  • Позволить аудитории присылать электронные письма с вопросами и предложениями. Отвечать на письма максимально быстро, обращаясь к каждому клиенту по имени.
  • Обучить персонал вежливому и уважительному общению до, во время и после мероприятия.

Потребности аудитории

Довольно часто внимание организаторов приковано к их собственным потребностям, к мыслям о предстоящем успехе, прибылях, о спонсорах, в то время как потребности клиентов уходят на второй план.

Безусловно, все стороны в этом процессе одинаково важны, но вдумайтесь, состоится ли мероприятие без посетителей?

Зачем кому-то покупать билет на ваше мероприятие? Что может повлиять на его выбор? Образование? Окружение? Интересы?

Представим себя в роли клиента и ответим на пару несложных вопросов:

  • Я хочу посетить мероприятие, которое поможет мне _____
  • После посещения данного мероприятия я стану более _____
  • Я хочу посетить конференцию, которая _____

Когда вы поймете потребности клиентов, приоритеты будут расставлены верно.

Неподдельный интерес

Одним из наиболее важных и мощных инструментов воздействия по Карнеги является интерес.

Позвольте спросить, хорошо ли вы знаете вашу аудиторию? Знаете ли вы их имена? Общались ли вы уже с кем-нибудь из публики? Или у вас просто не хватает времени на общение? Вы находитесь в постоянной запарке и не успеваете уделить беседе с клиентами даже пару минут?

Бесспорно, уделить внимание каждому посетителю невозможно. Как раз для таких целей существуют социальные медиаресурсы, помогающие узнать о людях, которые приобрели билет, поистине многое.

Информация о предпочтениях посетителей, их образовании, интересах и хобби может помочь в организации крупных мероприятий. Попробуйте проанализировать клиентскую базу и подойдите к этому с полной серьезностью.

Обращение по имени

Местоимением «ваши» Userconfподчеркивает значимость события для каждого отдельного участника. Если на конференции речь пойдет именно о том, как удержать «ваших» клиентов, потенциальный посетитель непременно заинтересуется предложением.

Любопытство

Чем дольше аудитория будет испытывать любопытство к предстоящему мероприятию, тем большее количество билетов раскупят.

Только не затягивайте с сюрпризом! В конечном счете любопытство клиента должно быть удовлетворено, и сделать это надо вовремя.

Мастером по созданию интриги является компания SecretCinema . Информация о месте и времени очередного показа держится в строжайшем секрете до последнего, вызывая при этом страстное любопытство зрителей.

Опросники

Организаторы любят заваливать посетителей опросниками и анкетами после самого мероприятия. Иногда это только раздражает аудиторию, особенно, если впечатления от события не очень хорошие.

Попробуйте предложить анкету сразу после покупки билета. Согласно исследованиям, это помогает наладить контакт с клиентом. Таким образом вы демонстрируете уважение к человеку и его выбору, вселяя уверенность, что мероприятие пройдет именно так, как он ожидает.

Экстравагантность

Клиенты устали от слов «Надежно», «Бесплатно» или «Купите прямо сейчас!». Назойливые слоганы настолько приелись, что больше не привлекают внимания публики. Вместо этого блесните оригинальностью. Будьте экстравагантны! Недаром книга, автором которой является гуру маркетинга Seth Godin, называется «Purple Cow» («Фиолетовая корова») — маркетинг может быть экстравагантным.

Реверсивная психология

Реверсивная (или обратная) психология — отличный инструмент манипулирования людьми любого возраста и статуса. Она работает по принципу: «Скажи человеку, что ему не надо делать, и он с удовольствием это сделает».

Предположим, что в анкете стоит вопрос «Вы придете на наше мероприятие?» и варианты ответов:

поделились