По дорогам сказок

Цель: выявить степень знания сказок.

Развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.

Прививать любовь к сказкам

Ребята вы, наверное, все любите сказки, читать, слушать. Сегодня мы посетим загадочную, таинственную и неповторимую страну сказок.

С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам, так из поколения к поколению. И даже когда вы вырастите и станете совсем взрослыми, и у вас тоже будут дети, вы тоже будете им рассказывать сказки свои любимые, знакомые с детства.

Сказка-это самое большое чудо - это наша драгоценность. И так перенесёмся в мир сказок и приключений.

1. Конкурс «Реплика»

-Угадай, из какой сказки реплика?

2. Конкурс «Угадай сказочного героя».

-Угадать по описанию героя сказки.

3. Конкурс «Телеграмма»

-Угадать адресата, кто отправил телеграмму .

4. Конкурс «Волшебные предметы »

-Кому принадлежат эти предметы?

5.Конкурс «Название сказки»

-Угадай название сказки по опорным словам .

6.Конкурс «Найди пару»

-Соедини слова, чтобы получилось название сказки

7.Блиц – турнир.

-Кто быстрее ответит на 5 вопросов

8.Что стало былью?

1 . Узнай из какой сказки реплика .

1) Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл (колобок)

2) Свет мой, зеркальце, скажи. Да всю правду расскажи (сказка о мёртвой Царевне)

3) Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и

выстрелили (Царевна-лягушка)

4) Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребёнка да где же его взять

(Дюймовочка)

5) Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку (Огниво)

6) Тянут потянут, вытянуть не могут (Репка)

7) По щучьему веленью, по моему хотенью

Ступайте сани домой сами. (по щучьему велению)

8) Кто сидел на моём стуле? (три медведя)

9) Дурачина ты, простофиля. (сказка о рыбаке и рыбке)

10) Спи, глазок, спи другой (Хаврошечка)

11) Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

На этом у них и дружба кончилась. (Лиса и журавль)

12) Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей (

Кот в сапогах)

2 Угадай сказочного героя

1 . Вышел дедка в огород

Видит, чудо там растёт

Кругло, а не мячик

Желто, а не солнце

С хвостиком, а не мышка (Репка)

2. Не в санях, не на коне,

Мчится баба на метле,

Хитрая и злая. Кто она такая?

Кто её перехитрил, братца кто освободил? (сестрица баба Яга)

3 .В этой книжке - именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто – то голову срубил (муха, комарик, паук)

4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача (золотая рыбка)

5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.

Он сам того не ведая несёт её домой. (Маша,медведь)

6.Он всегда живёт всех выше, у него есть дом на крыше

Если ляжешь быстро спать, ты с ним можешь поболтать (Карлсон)

7.Укатился он из дома по дороге незнакомой.

Это самый непослушный, говорливый, простодушный.

Ты его узнал, дружок? Он румяный ………(колобок)

8. Всех грязнуль очистит быстро, всех нерях умоет чисто.

Умывальников - начальник и мочалок – командир (Мойдодыр)

9.Лечит всех зверей подряд, лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит, добрый доктор (Айболит)

10. С Пятачком он ходит в гости, любит мёд, варенье просит.

Это кто, скажите вслух! Медвежонок …(Вини-Пух)

11. Такое лишь в сказке волшебной случается

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,

Со сказочным принцем знакомится ….(Золушка)

3 Телеграмма

Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл.

Скоро подкачу к вам.

Телеграмма

Емеля, приходи за водой. Засиделась в проруби.

Телеграмма

Простое яичко уже снесла.

Телеграмма

Спасите! Нас съел серый волк

4 Кому принадлежат эти предметы ?

1) Золотой ключик (Буратино)

2) Туфелька (Золушке)

3) Игла (смерть Кащея)

4) Горошина (королеве)

5) Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)

6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

7) Термометр (доктору Айболиту)

8) зеркальце (королеве)

9) яйцо (курочке Рябе)

10) мыло (Мойдодыру)

11) Воздушный шарик (Вини – пуху)

5 Назови сказку по опорным словам

Солдат старуха топор.

Брат сестра баба Яга.

Петух курочка кузнец.

Баба мышка дед

Старик корыто

Зеркало яблоко царица

Туфелька фея бал

Король кот сапоги

7 БЛИЦ - ТУРНИР

Что несла Красная шапочка бабушке? (пирожок и горшочек масла)

Зачем пошла падчерица в зимний лес в сказке 12 месяцев? (за подснежниками)

Как называл себя Карлсон? (мужчина в полном рассвете сил)

Что любит Вини - пух? (мёд)

Что нёс Вини – пух в подарок Ослику? (шарик)

Кто первый поселился в теремке? (мышка)

Сказочная хитрюга. (лиса)

За кого держалась внучка? (за бабку)

Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)

Кто любит сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Вини – пух)

Сказочная замарашка. (Золушка)

Подружка 7 гномов. (Белоснежка)

Кто такой Елисей? (королевич)

Как звали поросёнка, который любил трудиться? (Наф наф)

где находится смерть Кащея? (на конце иглы)

Сказочные существа, живущие в лесу. (эльфы)

Сколько лет черепахе Тортиле? (300)

Этот персонаж занимался торговлей пиявок. (Дуремар)

Растаявшая внучка. (Снегурочка)

Мальчик – луковичка. (Чипполино)

Друг Чебурашки. (крокодил Гена)

В кого превратился братец Иванушка? (в козлёночка)

Жилище бабы Яги. (избушка) Сколько шоколада просил слон? (6-7 пудов)

Какая избушка была у зайчика? (лубяная)

Чем пожертвовала Русалочка, чтобы увидеть принца (голосом)

Что всегда побеждает в сказках? (добро)

8 Что стало былью?

Конёк – Горбунок Ракета

Золотой петушок Радиолокатор

Чудо зеркало Телевизор

Перо жар птицы Прожектор

Сани, которые едут сами Аэросани

Клубок ниток Компас

Викторина по русским народным сказкам

(Средний дошкольный возраст)

Цель: расширение знаний детей о русских народных сказках и создание положительного эмоционального состояния у детей во время образовательной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Учить правильно называть название русских народных сказок и их героев ; продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Формировать безопасное поведение в обращении с незнакомыми предметами.

Развивающие:

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением; активизировать мыслительную деятельность детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание читать их.

Предварительная работа:

Чтениерусских народных сказок ;

Рассматривание иллюстраций к сказкам ;

Оформление выставки книг с русскими народными сказками с участием родителей.

Оборудование : «Сундук со сказками », книги со сказками, письмо, разрезные картинки к сказкам , карточки с элементами сказок, презентация.

Ход занятия.

Приветствие «Здравствуйте!»

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, а потом приглашает их в круг.

Воспитатель:

Здравствуй правая рука (протягивают вперёд),

Здравствуй левая рука (протягивают вперёд)

Здравствуй друг мой справа (протягивает руку соседу вправо),

Здравствуй друг мой слева (протягивает руку соседу влево),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качают руками вперед-назад)

Сюрпризный момент - игровая ситуация «Сундук сказок».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну сказок, где встретимся героями сказок и поиграем с ними.

В мире много сказок , грустных и смешных

И прожить на свете, нам нельзя без них,

В сказке может всё случиться-

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится

Скажем гостю: «Заходи»

(Воспитатель обращает внимание на сундук, накрытый платком, открывает его, а в нем книга сказок и письмо .)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это?

Дети: - Сундук.

Воспитатель : Молодцы, это- сундук. Думаю, что этот сундук волшебный и просто так не откроется.

Значит его надо… (Ответы детей)

Воспитатель : - Прежде чем открыть сундук, мне хотелось бы вам, ребята напомнить, что при находке незнакомых игрушек и предметов их трогать без взрослых нельзя. Поэтому сундук открою сегодня я. (Пытается открыть)

Не открывается, кажется его нужно расколдовать. Давайте мы с вами на него подуем (Дети дуют на сундук) .

Не открывается, может мы… похлопаем (Дети хлопают) .

Что-то не открывается, предлагаю… потопать (Дети топают) .

Ребята, сундук очень сильно заколдован, давайте все вместе одновременно подуем, потопаем и похлопаем (дети дуют, хлопают и топают одновременно) .

Воспитатель :

Смотрите, сундук открылся, предлагаю присесть, чтобы всем было видно и удобно. (Берет большую книгу с пустыми страницами).

Это же книга сказок, мы сейчас ее прочитаем. Ой, посмотрите, а книга… пустая. А где же сказки ? (Предположения детей)

Наверное, сказки обиделись , что их никто не читает.

Ой, здесь есть какое-то письмо. (Читает)

- «Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений , много сказочных свершений .

Но чтоб сказки вам найти , нужно многое пройти: сложные задания, забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь, всказках вы не заблудитесь !

И подпись: Ваши сказки ».

Воспитатель : - Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу ? (Ответы детей)

-Воспитатель:

И так первое задание «Угадай сказку».

Я вам загадаю загадки, а вы постараетесь угадать название сказки .

Стоял домик расписной,

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

Какая это сказка ? («Теремок» )

Кто первый пришел к теремку? (Мышка-норушка)

Воспитатель: - А кто последний? (Медведь)

Воспитатель: -Почему медведь не смог войти в теремок? (Медведь большой, а теремок маленький) .

Воспитатель: - Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.

В лесу темном на опушке, жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали, в домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят…) Волк и семеро козлят).

Сколько козлят было у мамы козы? (Семь козлят.)

Воспитатель: - А это из какой сказки ?

Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он, сам того не ведая, несет ее домой. … («Маша и медведь» )

Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу не садись на пенёк…)

Воспитатель

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался? («Колобок» )

Кого встретил колобок в лесу? Зайца, медведя, волка, лису.)

Кто помнит, какую песенку пел колобок? (Я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)

Воспитатель : - Молодцы. Угадываем следующую сказку:

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите сказку? (Гуси-лебеди)

Воспитатель : - Молодцы. Угадываем следующую сказку: вот однажды корнеплод все тянули – градом пот. Мышь мала, но все ж она вырвать овощ помогла. (Русская народная сказка «Репка»).

Воспитатель : - Молодцы. Угадываем следующую сказку:

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка.)

Воспитатель : Хорошо. Все справились. Наша викторина продолжается .

Я знаю, что вам всем нравится собирать пазлы. Поэтому сейчас предлагаю собрать пазлы к сказкам и назвать, отгадать название сказки.

Второе задание «Собери и назови сказку».

(Дети берут конверты с разрезными картинками. Собирают группами из 3-4 человек. Пока дети собирают пазлы звучит сказочная музыка .)

Воспитатель : - Молодцы, все справились отлично. Предлагаю поразмяться.

Физминутка:

Вперед четыре шага,

Назад четыре шага.

Покружились в хороводе

Ножками потопали,

Плечиком подвигали

И слегка попрыгали.

Воспитатель : - Размялись немного? Молодцы.

Воспитатель : Продолжим наше испытание, предлагаю вам угадать сказку по предметам .

Третье задание «Назови сказку по предметам».

(В конвертах лежат изображения предметов, а дети должны назвать сказку , по предложенному набору предметов.)

1 набор : Миска, кровать, дом в лесу – «Три медведя»

2 набор : Петух, избушка, снег и лёд – «Заюшкина избушка»

3 набор : Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди»

4 набор : Дом, лягушка, волк – «Теремок»

5 набор : Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»

6 набор : Лужа в форме копытца, Сестрица-Аленушка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель : - Молодцы. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич) . Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово .

Четвертое задание «Подбери слово герою».

Царевна … (лягушка)

Гуси… (лебеди)

Серый… (волк)

Мишка… (косолапый)

Зайка …(побегай-ка)

Красная …(Шапочка)

Баба …(Яга)

Кощей… (Бессмертный)

Петушок… (Золотой гребешок)

Воспитатель : Молодцы отгадали всех персонажей.

Ребята, мы с вами совсем забыли про сундук. Давайте заглянем в него еще раз.

(Воспитатель с детьми подходит к сундуку и заглядывает в него. Берет в руки книгу со сказками . )

Посмотрите, а ведь в книге сказки появились !!!

Воспитатель : - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями нашей викторины . Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки .

Теперь мы обратно положим книгу со сказками в сундук и отправим её в сказочную страну. Сначала все вместе скажем волшебные слова: Фокус, мокус, покус, а потом предлагаю всем вместе одновременно подуть, потопать и похлопать, чтобы случилось волшебство!

(Дети встают вокруг сундука, повторяют волшебные слова, хлопают, топают и дуют. А воспитатель книгу прячет в сундуке под подкладку, а затем показывает, что книги в сундуке нет.)

Заглянем сундук? Получилось книгу отправить сказочную страну.

Молодцы! У нас все получилось!

Литературная викторина

«Путешествие в мир сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.
Ведущий:
Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас на нашей викторине «Путешествие в мир сказок». Давайте поприветствуем наших участников.
Представляем вам жюри. Жюри оценивает каждый правильный ответ одним баллом.
Итак, мы начинаем!

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?

(Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

2 конкурс «Загадочный».

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

1.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)

2.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

3.Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

4.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

5.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

6. Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

7. Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

8.Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

9. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

    «Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне» (Емеля)

    «Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

    «Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад» (Волк)

    «От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

Если бы не коровушка» (Хаврошечка)

5. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

6. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

7. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

8. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

9. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

10. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

4 конкурс «Угадай из какой это сказки?».

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:


Сапоги-скороходы. (мальчик-с-пальчик)
Скатерть-самобранка. (Старик Хоттабыч, Два Ивана)
Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Молодцы, ребята! Я не знала, что вы так хорошо знаете сказки.

5 конкурс «Исправь ошибку в названии сказок»

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Петушок Ряба»

«Утки – лебеди»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

6 конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями.

«Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Какие внимательные у нас гости, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

7 конкурс «Вопрос-ответ».

Командам нужно ответить на мои вопросы:


1. Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
2. Кому подошла по размеру хрустальная туфелька? (Золушке)
3. Кто родился в чашечке цветка? (Дюймовочка)
4. Кто взял спички и поджёг синее море? (Лисички)
5. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)
6. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба)
7. Как звали девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
8. Как называлась деревня, где жил почтальон Печкин? (Простоквашино)
9. Кто лечил больных зверей? (Айболит)
10. Назовите героя, который живёт на крыше? (Карлсон)
11. Кто из героев ездил по улице на печке? (Емеля)
12. Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
13. Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

8 конкурс «Волшебный сундучок»

Дети вытаскивают из сундучка задания. Отвечают на вопрос « Кому принадлежат эти слова?»

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано (Корова)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная (Морозко)

Не пей братец, козленочком станешь (Аленушка)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам (Лиса)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Битый не битого везет,

Битый не битого везет (Лиса)

Молочная река, кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели (Аленушка)

Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском (Козлята)

9 конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят»).

10 конкурс «Найди домик для героя сказки»

На полу перед каждой командой разложены имена героев сказок. На магнитной доске размещены домики с разным количеством окошек. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги.
Дети берут любую картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок, Кот, Золушка, Дюймовочка, Волк, Лиса, Мальвина, Айболит, Петух)

11 конкурс «Сказочные задачки».(Конкурс капитанов)

Каждой команде нужно внимательно послушать задания и решить сказочные задачки.

1.Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4 - заяц, волк, лиса, медведь)
2.Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)
3.Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». 4.Сколько их стало всех вместе? (8 – волк и 3 поросенка, Маша и 3 медведя)
5.Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5 – дедка, бабка, внучка, жучка. Кошка, мышка)
6.Назовите пять сказок, героем которых была лиса.
7.Сколько героев в сказке «Зимовье зверей»? (Волк и медведь, бык, баран, гусь, петух и свинья.)

Молодцы, капитаны!


Вот и подошла к концу наша викторина «Путешествие в мир сказок». Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок.


А сейчас слово предоставляется жюри.

Подведение итогов.
Награждение. Вручение призов.
Звучит музыка, дети выходят из зала.

Внеклассное мероприятие в начальной школе «В гостях у сказки»

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.

Задачи:

1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;

2) воспитание любви к сказкам;

3) формирование читательского интереса.

Конкурсная программа рассчитана на младших школьников.

В конкурсе принимают участие две команды.

За правильный ответ 1 балл. Победитель определяется по количеству баллов.

1 конкурс «Измени букву»

В названиях сказок изменена одна буква. Определите название сказки.

1 команда

1. Кепке. (Репка)

2. Кот и киса. (Кот и лиса)

3. Золотая рубка. (Золотая рыбка)

2 команда

1. Шар-птица. (Жар-птица)

2. Лиса и мак. (Лиса и рак)

3. Чадо лесное. (Чудо лесное)

2 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

3 конкурс «Подумай»»

Отгадайте загадку и назовите героя сказки.

1 команда

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена … (Крокодил)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

2 команда

1. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола». (Золушка)

2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)

3. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин и приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник и на мёд - особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок … (Вини-Пух)

4 конкурс «Расшифруй ребус»

Расшифруй ребус-название русской народной сказки.

В чём заключается ключ к разгадке?

1 команда

ТЕЯРЕЯМОКЯ (Теремок)

ЯБЯЛОЧЯКО (Яблочко)

2 команда

КОЯЛОЯБОКЯ (Колобок)

МОЯРОЗЯКО (Морозко)

5 конкурс «Путаница»

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев.

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2. ОЛКАЯШКП (Шапокляк)

2 команда

1. ЙДМОРЫДО (Мойдодыр)

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

6 конкурс «Угадай название сказки»

Угадайте сказку по отрывку.

1 команда

1. Елена взяла волшебную книгу, посмотрела - и всё словно на ладони увидела. («Елена Премудрая»)

2. - Мы пойдём далеко, а ты оставайся домавничать, да голоса не подавай: когда придёт лиса, в окошко не выглядывай. («Петушок - золотой гребешок»)

3. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. (Иван-царевич и серый волк)

2 команда

1. Василиса добыла всё, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан.? («Василиса Прекрасная»)

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. («Крошечка-Хаврошечка»)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается … (По щучьему веленью)

7 конкурс «Где, кто?»

Каждой команде ответить на вопросы.

1 команда

1. Где спрятался седьмой козлёнок? (Под печкой)

2. Кто одолел тараканище из сказки К.Чуковского «Тараканище»? (Воробей)

3. Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

2 команда

1. Где баба взяла муку на колобок? (Наскребла по сусекам)

2. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орёл)

3. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые)

8 конкурс «Когда мы так говорим»

1 команда

«Медведь на ухо наступил»

«Как рыба в воде»

2 команда

«Убить двух зайцев»

«Держать нос по ветру»

9 конкурс «Составь пословицу»

Каждой команде раздаются карточки. На карточках написаны слова. Ребята должны собрать из них пословицу.

СКАЗКА ДЕЛО СКОРО ДА ДЕЛАЕТСЯ НЕ СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ ДЕЛАЕТСЯ

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

10 конкурс «А ну-ка, отыщи!»

В сетку по горизонтали и по вертикали вписаны восемь действующих лиц книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». Найдите их и подчеркните.

Ответ:

По горизонтали: Митя, Шарик, Гаврюша, Печкин.

По вертикали: Матроскин, Хватайка, Мурка, Фёдор.

Литература:

1. Козак О.Н. «Загадки и скороговорки» - Санкт-Петербург: Союз, 1997

2. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина «1000 загадок» - Ярославль: Академия развития, 1997

3. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников», 1 класс - М.: РОСТ, 2011

4. Э.В.Померанцева «Русские пословицы и поговорки» - М.: Детская литература, 1973

5. Русские народные сказки. ЗАО «Славянский дом книги». - М.: Слово, 2001

В гостях у сказки

(сказочная викторина)

Цели : развивать чувство юмора, внимание, воображение, воспитывать чувство коллективизма, умение общаться.

вызвать у учащихся интерес к чтению, вспомнить прочитанные книги.

Время проведения: каникулярное, праздничное.

Праздник может проводить классный руководитель, вожатый, библиотекарь.

Форма: сценарий-игра.

Участники: четыре команды по шесть-семь человек.

Оборудование: на доске плакат: «…Русские сказки- память нашего минувшего,хранилище русской мудрости» (Н.А. Некрасов).


Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам, кто по- настоящему любит книгу.Хорошая книга-это просто праздник. Книга - это самое лучшее, что когда- либо создавал человек, потому что она нас и учит, и воспитывает, и ведет по жизни. А самое главное- она делает шире наш кругозор, развивает память. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник книги.Ход викторины:

Итак, друзья начнем программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Конкурс: «Угадай героя».

Ваша первая задача в литературном лабиринте- суметь по маленькому отрывку вспомнить название произведения..

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула, три кружки,

Три кровати, три подушки.

(Русская народная сказка. Три медведя)

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

(Ш. Перро. Золушка)

Столяр Джузеппе- Сизый нос

Полено как- то в дом принес

Он начал что- то мастерить,

Полено стало говорить

(А. Толстой. Приключения Буратино)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила

(Ш. Перро.Красная шапочка)

Хвост засунул в прорубь волк

И какой же в этом толк?

(Русская народная сказка. «Лиса и волк »)

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Подлетает к пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает»

(К. Чуковский. « Муха-цокотуха»).

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

45 размера

Покупал он сапоги.

И того, кто ростом мал,

На параде поднимал,

Потому что все должны

Видеть армию страны»

(С. Михалков «Дядя Степа»).

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене».

(А. Пушкин. « Сказка о царе Салтане»).

« Я тучка, тучка, тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно тучке

По небу лететь!»

(А. Милн « Вини Пух и все- все- все»).

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.

И говорит так сладко, чуть дыша:

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки».

(И. Крылов. « Ворона и Лисица»).

Я вам буду зачитывать описание сказочного героя, а вы должны будете угадать, кого я имею в виду.

    Это героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку.
(Красная шапочка. Из одноименной сказки Ш. Перро)
    Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед. Ш. Перро « Кот в сапогах»)
    Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема- белая шапочка, на носу очки, а в руках - саквояж. Но, как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот – лечит.
(Доктор Айболит. Из одноименной сказки К. Чуковского).
    Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, летчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям.(Дядя Степа. Из одноименного стихотворения С. Михалкова.)
    Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди.
(Буратино. А. Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
    Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой.
(Дядя Федор. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).
    Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу.
(Золушка. Из одноименной сказки Ш. Перро)
    Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры.
(Карлсон. А. Линдгрен. « Малыш и Карлсон»)
    Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие.
(Маугли. Из одноименного произведения Р. Киплинга).
    Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать.
(Мальвина. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино).
    Этот мальчишка очень непослушный и очень любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты.
(Незнайка. Н. Носов «Приключения незнайки и его друзей»)
    Этот «неизвестный науке зверь» приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей, и все его жилищные проблемы разрешились.
(Чебурашка. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)

Конкурс: «Сказочная шкатулка».

Ответь на предложенные вопросы.

    В этой сказке рассказывается, как мачеха послала падчерицу под Новый год за подснежниками(12 месяцев).
Какие волшебные предметы есть в русских сказках? (палочка, гребень, топор, скатерть- самобранка, ковер- самолет).
    На чем передвигаются сказочные герои? (гуси- лебеди, ступа, сапоги- скороходы, ковер- самолет и др.)
    В этой сказке рассказывается о семи богатырях. Один мог построить железный столб от земли до неба. Другой- влезть на него и во все стороны посмотреть, третий -сделать корабль, четвертый- муху на лету убить, пятый -считать звезды. Как называется эта сказка? (Семь Симеонов).
Из какой сказки эти слова:
    «Кря- кря, мои деточки, кря- кря лебядяточки. Погубила нас злая сестра, подколодная змея» (Белая уточка).

Конкурс: « Узнай сказку»


Рыбка не простая, чешуя сверкает,

Плавает, ныряет, желанье исполняет.

(Сказка о рыбаке и рыбке»)

Конь ретивый долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Конь росточком малый

Но зато удалый.

(«Конек- горбунок»)

Лисичка дом себе нашла:

Мышка добрая была

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов

(Теремок ).

Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

(Колобок).


Конкурс: « Сказка стала былью».

Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах- помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.
Гусли- самогуды- (магнитофон) Ступа- (ракета, самолет) Чудо- зеркало-(телевизор, компьютер )Перо жар птицы (лампа, люстра). Сани, что везут сами (автомобиль )Клубок ниток, указывающий дорогу(компас). Ведущий: Молодцы, ребята, очень внимательные! А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о книге.Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

    Хорошая книга – лучший… (друг). Кто много читает- тот много…(знает). С книгой жить- век не …(тужить). Книга твой друг- без нее как без…(рук). Книга поможет в труде, выручит в..(беде). Книга подобна воде – дорогу пробьет ..(везде).

А сейчас исполним песню о сказках на мелодию песни «Улыбка».
1 Знай, от сказки, хмурый день светлей, Знай, от сказки в жизни чудо происходит Поделись ты сказкою своей, Пусть она тебе друзей вокруг находит. Припев: И тогда наверняка Ты увидишь колобка Ну а бабушка Яга Станет доброй навсегда Знай, от сказки маленькой одной Перестанет плакать самый хмурый мальчик, А когда ты встретишься с бедой, Выручат тебя герои доброй сказки. Припев: И тогда наверняка Ты увидишь колобка И Снегурочка тебе во сне приснится Ну а бабушка Яга Станет доброй навсегда Верь мне - это обязательно случится.

Мы закончили игру,

Но праздник продолжается,

Жюри объявит нам итоги,
Когда посовещается
.

(награждение победителей и активных зрителей)


Подошел к концу наш праздник небольшой,

Увлекательного чтения вам желаем всей душой.

Вам, девчонки, вам, мальчишки,

С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить!

МБОУ Старо- Матакская общеобразовательная средняя школа

Альккевский район Республика Татарстан



Разработка

внеклассного мероприятия

библиотекаря Старо- Матакской

общеобразовательной

средней школы

Астафьевой Н. В.

2011