Эксперимент формирующий

Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Э. ф. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития (см. ), становления личности , определяя возможности оптимизации этого процесса. Синонимы Э. ф. - преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эксперимент формирующий

(эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий)

Применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного. Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого - в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в частности - в патопсихологии. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "эксперимент формирующий" в других словарях:

    ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ - – один из основных видов эксперимента, состоящий в целенаправленном воздействии на определенные характеристики конфликта для их изменения в нужном направлении. Примером Э. ф. м. б. такое исследование: выявляются наиболее конфликтные сотрудники в… …

    Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… …

    См. эксперимент формирующий. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Эксперимент (психология) - Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum – проба, опыт). 1. В психологии – метод, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.). В основе Э. лежит моделирование исследуемого явления в целях его… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Эксперимент обучающий - (формирующий) при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективность их применения … Исследовательская деятельность. Словарь

    Формирующий эксперимент - Психолого педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому… … Википедия

    ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ - – является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом. Э.о … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЭКСПЕРИМЕНТ

    ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол. пед.… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Экономическая социализация личности. Ценностный подход , Дробышева Т. В.. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…

Эксперимент в психологии - это основной метод научного познания. С его помощью исследуются изменения в поведении человека (либо же группы лиц) в ситуации планомерного управления теми факторами, которые его определяют. Для достижения цели исследователю необходимо создать конкретные для их появления условия.

Существенной чертой эксперимента является четкое и жесткое выделение конкретного изучаемого фактора. Обязательное условие - регистрация появляющихся изменений.

Но в психологии, естественно, невозможно добиться абсолютной изоляции. Именно поэтому выделение фактора осуществляется только подбором, а также сравнением и изучением двух групп респондентов, двух ситуаций и прочего.

Виды экспериментов

Можно выделить несколько параметров, на основе которых выделяются разные виды этого психолого-педагогического метода.

Во-первых, по форме организации выделяется естественный и лабораторный эксперимент. Второй вид проводится обычно в искусственных условиях, которые призваны обеспечить исключительную чистоту полученных результатов.

Естественный же эксперимент проводят, как правило, в обычных, стандартных для испытуемого условиях. Существенным его недостатком является обязательное присутствие неконтролируемых факторов. Но вот влияние их не может быть установлено, а также измерено количественно.

Во-вторых, по целям выделяется формирующий и констатирующий эксперимент. Попытаемся разобраться в основных нюансах их разделения.

Констатирующий эксперимент представляет собой который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Но для достижения этой цели он должен отвечать определенным требованиям. Так, эксперимент сможет стать констатирующим только в том случае, если перед исследователем стоит задача выявления имеющегося состояния, а также уровня сформированности определенного свойства, либо же изучаемого фактора. Следовательно, приоритетным для изучения становится актуальный уровень в развитии выделенного параметра у респондента, либо же группы испытуемых. Именно этим определяются данного метода. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерение имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.

Этот метод называют также обучающий и преобразующий, который ставит целью активное формирование определенных параметров в психическом развитии человека, уровнях деятельности и так далее. Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определенных путей Это обеспечивается при помощи комплекса наук. Так, например, при воспитании ребенка необходим будет синтез психологических знаний с педагогическими поисками.

Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям; развитие навыков и определенных качеств личности.

Но чтобы он имел положительный результат, к экспериментатору и самому методу будут предъявляться конкретные требования:

  • Необходима теоретическая разработанность представлений о выделенных в изучении психологических параметрах, которые, собственно, будут формироваться.
  • Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
  • В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.

Ученый должен уметь правильно выбрать в соответствии с тот метод, который ему необходим: констатирующий эксперимент, лабораторный, формирующий, либо же естественный.

Одним из методов научного исследования в педагогической психологии является формирующий эксперимент. В частности, его активно используют психологи и педагоги.

В чем суть формирующего эксперимента в психологии

Формирующий эксперимент в психологии предполагает формирование у человека тех или иных заданных качеств в специально созданных экспериментатором условиях. Происхождение результата в таком случае не вызывает никаких сомнений, так как совершенно ясно, что он стал следствием формирующего эксперимента.

Для чего используется формирующий эксперимент в психологии

В психологических и педагогических исследованиях формирующий эксперимент, используется для того, чтобы глубоко изучить процесс формирования личности в ходе его протекания. Кроме того он является эффективным способом испытания новых технологий и методик воспитания.

Техника проведения формирующего эксперимента в педагогической психологии

Проведение формирующего эксперимента в педагогической психологии всегда реализуется по плану. Сначала определяется проблема исследования, затем формулируется гипотеза, создается программа исследования и проводится ее испытание.

За ходом процесса ведется пристальное наблюдение, а результаты строго фиксируются для дальнейшего осмысления и формулирования выводов.

Как правило, в формирующем эксперименте участвуют два человека или две группы людей. Одна является экспериментальной, а вторая – контрольной.

Перед объектом эксперимента ставится определенная задача, выполнение которой экспериментатор считает необходимым для формирования того или иного заданного качества. А контрольная группа (или человек) такого задания не получает.

По завершению эксперимента проводится сравнительный анализ двух групп (или людей) с целью произвести оценку полученных результатов.

Примечательно, что формирующий эксперимент предполагает активные действия, как со стороны своего объекта, так и со стороны субъекта. И испытуемый, и экспериментатор в ходе исследования не могут оставаться пассивными. Первый выполняет поставленную перед ним задачу, а второй строго контролирует процесс и вмешивается по необходимости (что случается часто).

Корни эксперимента

Корни формирующего эксперимента уходят в психолого-педагогические разработки А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина, в основе которых лежит теория о том, что действие по отношению к развитию психики первично. То есть, определенная активность индивидуума формирует его личность, а не наоборот. Что и пытаются доказать исследователи в ходе проведения экспериментов формирующего типа.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента . Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод , который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами. Стратегия формирующего эксперимента . Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент . Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: - постановка цели; - планирование хода эксперимента; - проведение эксперимента (сбор данных); - анализ полученных экспериментальных данных; - выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

    Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

    Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

    Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Уже более 100 лет в психологии действуютэкспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы­является искомый психологический факт. Напомню, что первые экс­периментальные методики были разработаны именно для детей.

От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями: 1) в экс­перименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а на­блюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соот­ношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

В психологии развития успешно применяются оба традиционных вида эксперимента - естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. Вконстатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития со­ответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий экспе­римент (который может иметь обучающий или воспитывающий ха­рактер).Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки опреде­ленных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в ус­ловиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В известном смысле подобные же задачи решаются втренингах, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов (например, тренинг личностного роста для подростков, тренинг общения для школьников, психогимнастика для дошкольников и т.п.), и коррекционных системах.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных ме­тодов психологии выступаютблизнецовый метод, социометрия, ана­лиз результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тес­тирование (с целью диагностики или прогноза).

Большинство перечисленных методов является исследовательски­ми. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (фак­ты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в психологии требуется сравнить какие-то параметры личности, дея­тельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нор­мативами, т.е. преследуется цель испытания. Тогда речь идет о диаг­ностике, в которой широко используется тестирование - краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах инди­видуальных различий.

Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позво­ляет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность про­явится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-PF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественно­го обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, за­дач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобще­ний в плане целостного представления о развивающемся человеке;

2) эксперимент - это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обяза­тельного повторения.

образований разработал и предложил:

а) П. Жане;

б) З. Фрейд;

в) Й. Брейер;

а) Р. Готтсданкер;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

31. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввёл:

а) Р. Готтсданкер;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

32. Промежуточный между естественными методами проведения

исследования и методами, где применяется строгий контроль

переменных, является:

а) мысленный эксперимент;

б) квазиэксперимент ;

в) лабораторный эксперимент;

г) метод беседы.

33. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика

называется:

а) независимой;

б) зависимой ;

в) внешней;

г) побочной.

34. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к

переменным эксперимента:

а) независимым;

б) зависимым;

в) побочным;

г) внешним.

35. В качестве критерия достоверности результатов валидность , достигаемая

в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

а) внутренней;

б) внешней;

в) операциональной;

г) конструктной.

36. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной

реальности характеризует валидность:

а) внутреннюю;

б) внешнюю;

в) операциональную;

г) конструктную.

37. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается

валидность:

а) внутренняя;

б) внешняя;

в) операциональная;

г) конструктная.

38. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним

понятия «валидность»:

а) внутренняя;

б) внешняя;

в) операциональная;

г) конструктная.

39. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и

четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:

а) Р. Готтсданкер;

в) Д. Кэмпбелл;

г) В. Вундт.

40. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю

валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:

а) селекцией;

в) экспериментальным отсевом;

г) естественным развитием.

41. Эффект плацебо был открыт:

а) психологами;

б) педагогами;

в) медиками ;

г) физиологами.

42. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте

называется эффектом:

а) плацебо;

б) Хотторна;

в) социальной фасилитации ;

г) ореола.

43. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в

исследованиях:

а) психофизиологических;

б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации,

принятия решения и т. п.);

в) психологии личности и социальной психологии ;

г) психогенетических.

44. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод

прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного

воздействия исследователя на испытуемого - это:

а) пилотажный эксперимент;

б) формирующий эксперимент ;

г) включённое наблюдение.

45. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению

психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий;

б) формирующий;

в) квазиэксперимент;

г) естественный.

46. Синонимами формирующего эксперимента являются:

а) квазиэксперимент;

б) контрольный эксперимент;

в) генетико-моделирующий эксперимент;

г) проективный эксперимент.

47. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических

исследований с педагогическим поиском и проектированием

эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение;

б) формирующий эксперимент ;

в) лабораторный эксперимент;

г) метод анализа продуктов деятельности.

48. В исследовании предполагается построение или порождение объекта

внутри его структуры, после чего он и становится предметом

исследования:

а) естественнонаучный эксперимент;

б) формирующий эксперимент ;

в) констатирующий эксперимент;

г) естественный эксперимент.

49. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее

последовательно использовалась в психологических исследованиях:

б) В. Вундта;

г) З. Фрейда.

50. Психологические приёмы, конструируемые на учебном материале и

предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и

навыками, известны как тесты:

а) достижений;

б) интеллекта;

в) личности;

г) проективные.

51. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и

навыками, носящими общий или специфический характер,

осуществляется с помощью тестирования:

а) достижений;

б) интеллекта;

в) личности;

г) способностей.

52. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном

тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или

эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

а) валидности;

б) достоверности;

в) надёжности;

г) репрезентативности.

53. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия

области измеряемых психических явлений, представляет валидность

а) конструктивную;

б) по критерию;

г) прогностическую.

54. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо

сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру,

измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно,

известен как:

а) конструктивная валидность теста ;

б) валидность теста по критерию;

в) валидность теста по содержанию;

г) надёжность теста.

55. На данные личностных опросников не должно влиять:

а) использование обследуемыми неверных эталонов;

б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;

в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов

требованиям опросной процедуры;

г) личностное воздействие исследователя.

56. Для установления статистической взаимосвязи между переменными

применяется:

а) t – критерий Стьюдента;

б) корреляционный анализ;

в) метод анализа продуктов деятельности;

г) контент-анализ.

57. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:

а) Р. Кеттелл;

б) К. Спирмен;

в) Дж. Келли;

г) Л. Терстоун.

58. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных

называется:

а) медианой;

б) модой;

в) децилем;

г) процентилем.

59. Если психологические данные получены по интервальной шкале или

шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между

признаками применяется коэффициент корреляции:

а) линейной;

б) ранговой;

в) парной;

г) множественной.

60. Табулирование, представление и описание совокупности результатов

психологического исследования осуществляется:

а) в описательной статистике;

б) в теории ститистического вывода;

в) в проверке гипотез;

г) в моделировании.

61. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в

психологии допускает квантификация показателей в шкале:

а) наименований;

б) порядка;

в) отношений;

г) интервальной.

62. Дисперсия является показателем:

а) изменчивости;

б) меры центральной тенденции;

в) среднеструктурным;

г) среднестепенным.

63. К многомерным статистическим методам не относится:

а) многомерное шкалирование;

в) кластерный анализ;

г) корреляционный анализ.

64. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,

описываемыми большим количеством разнообразных переменных,

обеспечивает:

а) многомерное шкалирование;

б) факторный анализ;

в) кластерный анализ;

г) структурно-латентный анализ.

65. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых

переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между

этими признаками называется:

а) многомерным шкалированием;

б) факторным анализом;

в) кластерным анализом;

г) структурно-латентным анализом .

66. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные

вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений:

а) беседа;

б) анкета;

в) тест;

г) контент-анализ.

67. Метод, который заключается в получении информации в процессе

непосредственного общения исследователя и испытуемого:

а) беседа;

б) анкета;

г) наблюдение.

68. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого

делается попытка оценить тот или иной психический процесс или

личность в целом:

а) беседа;

б) анкета;

в) тест;

г) эксперимент.

69. Вариант метода анализа продуктов психической деятельности,

позволяющий выявить психологические характеристики человека на

основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:

а) графология;

б) анкета;

г) контент-анализ.

70. Сущностью экспериментального метода является:

а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально

созданных экспериментальных условиях;

б) тестирование объекта исследования для получения определённой

информации в ходе эксперимента;

в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на

модель независимыми переменными для измерения

экспериментальных переменных;

г) создание константных условий.

71. К основным формам экспериментального исследования относятся:

а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;

б) лабораторный и естественный эксперимент;

в) реальный эксперимент, моделирование;

г) научный и житейский эксперимент.

72. Под «моделью» понимается:

а) образец или подобие какого-либо предмета (объекта исследования);

б) способ переноса объекта исследования в экспериментальные

условия;

в) схема объекта исследования, применяющаяся в ходе

планирования эксперимента;

г) идеальный эксперимент.

73. К основным структурным элементам экспериментального метода

относятся:

а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация

результатов;

б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;

в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение

эксперимента, подтверждение гипотезы;

г) гипотеза, планирование, моделирование, интерпретация.

74. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя

переменная»:

а) система экспериментальных воздействий, которая является

причиной определённого экспериментального эффекта;

б) система психологических переменных, которые регистрируются в

ходе эксперимента;

в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и

являющаяся причиной артефактов;

г) репрезентативная выборка.

75. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:

«Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное

воздействие»:

а) репрезентативная выборка;

б) экспериментальная выборка;

в) контрольная выборка;

г) эквивалентная выборка.

ОТКРЫТЫЕ ТЕСТЫ:

1. В методах конкретизируется …………………., которую обычно понимают

как систему принципов научного исследования. (методология).

2. Основными группами методов в классификации выделены:

организационные методы, …………………. группа методов, методы

обработки данных, и интерпретативные методы психологических

исследований.

3. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное

исследование.

4. Научный …………………. - это конкретизация мировоззренческих

позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

(принцип).

5. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную

6. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

нахождении среднего арифметического.

7. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в

нахождении наиболее часто повторяющегося значения.

8. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории

является ………………

9. Метод самонаблюдения в психологии называется ……………..

10. «Идеальным экспериментом» в психологии называется ……………..

11. «Реальным экспериментом» в психологии называется ……………..

12. ……………… - метод психологической диагностики, использующий

стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу

значений.

13. ……………… - метод психологии, заключающийся в преднамеренном,

систематическом и целенаправленном восприятии внешнего поведения

человека с целью последующего анализа и объяснения.

14. ………………… - это выборка испытуемых, на которую направлено

15. ………………… - это выборка испытуемых, на которую не направлено

экспериментальное воздействие.

16. ………………… - это выборка испытуемых, отражающая качественные и

количественные характеристики генеральной совокупности.

17. ……………….. - это система внешних факторов, привносимых в

эксперимент со стороны испытуемого или экспериментатора и влияющий

на его результаты.

18. Системой научных догадок, основанной на косвенных эмпирических и

теоретических сведениях называется …………………..

19. ………………… - основной метод психологического исследования.

20. К ……………….. типу выборки испытуемых относится следующее

суждение: «Выборка испытуемых, исследуемые характеристики которой

идентичны экспериментальной выборке».

21. ………........ психологии - основные пути и приёмы научного познания

психических явлений и их закономерностей. (методы)

22. Важными характерными признаками науки являются: систематический

характер входящих в её состав знаний; пользование лишь допускающими

проверку объяснительными гипотезами; пользование определёнными

…………….. исследования. (методами)

23. Научная ……………………. - это вытекающая из мировоззренческих

позиций и усвоенных принципов специфическая система

аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание

изучаемой реальности и предопределяющая стратегию её изучения. (концепция)

24. Научный ……………….. - в широком значении, это олицетворение

определённых концептуальных позиций и принципов, а в узком - это

процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в

зависимости от уже определённых предмета и задач исследования. Но

именно она определяет ход исполнения исследовательского процесса, в

том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора,

обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. (подход)

25. ……………….. можно охарактеризовать как совокупность сведений о

целесообразном проведении метода в конкретных условиях. Отражает

оперативный уровень научного познания. (методика).

26. …………………… является теоретико-мировоззренческой основой

научного познания. Выступает как учение о методе познания. (методология).

27. Познавательными приёмами, которые могут быть использованы в любой

области знаний и любой наукой и которые позволяют вскрыть наиболее

общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов и

предметов называют …………………… методами. (Всеобщими).

28. Методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях

знания и использоваться многими, но не всеми науками называют

………………. методами. (общенаучные).

29. Методы, применяемые в отдельных областях знания, которые характерны

для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук называют

……………. методами. (конкретно-научные; специальные).

30. По типу ответов исследуемого методы психологических исследований

делят на: субъективные, объективные и …………….. (проективные).

31. С помощью исследовательских методов психологического исследования

возможна не только констатация и объяснение какого-либо

психического явления, но и ……………. его развития. (прогноз).

32. Данная группа методов психологического исследования нового знания о

предмете не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или

уровень развития каких-либо заведомо известных психических

характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий

характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их

обычно называют ……………… методами. (психодиагностическими).

33. Методы психологического …………….. - это способы взаимодействия

консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в

его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической

сферы. (консультирования).

33. Согласно делению методов психологического исследования по степени

унификации они подразделяются на: стандартизированные,

нестандартизированные и ………………… (полустандартизированные).

34. Методы психологических исследований, которые предполагают то или

иное техническое оснащение и специальное оборудование; применение

которых эффективно обычно в определённых стационарных условиях

называют ………………….. методы. (аппаратурные).

35. Методы, которые не предусматривают в своей организации жёсткой

привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или

бланкового обеспечения и обеспечение которых зависит в большей

степени от возможностей исследователя и решаемых им задач

называются …………… методами. (Свободными).

36. Деление методов по их познавательным возможностям подразделяет

методы объяснительной, описательной и ………………. психологии.

(Практической).

37. Согласно классификации методов психологического исследования

и в основе которой заложена идея

соотношения между субъектом (исследователем) и ……………… в

познавательном процессе. (объектом «исследуемым»).

38. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и

обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили название

……………….. методы. (Бланковые).

39. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является

классификация психологических методов, предложенная …………….

40. Организационные методы психологических исследований включают в

себя методы сравнительного изучения, лонгитюда и …………… подхода.

(Комплексного).

41. Эмпирическая группа методов психологических исследований

подразделяется на деление в этой группе методов на: основные и

…………….. (Дополнительные).

42. К интерпретационным методам в психологии относят: генетический

метод, структурный, функциональный, комплексный и ………………

(Системный).

43. В психологии методы обработки данных представлены количественными

и …………………. Методами. (Качественными).

44. Согласно классификации методов психологических исследований,

предложенных, группировка методов произведена в

соответствии с ………………… психологического исследования.

(Этапами).

45. Процессом, организующим и регулирующим совместную

экспериментальную деятельность называется …………….. (Общение).

46. Эффекты, которые могут привноситься в эксперимент со стороны

исследователя и испытуемого и влияют в дальнейшем на его результаты

в психологии принято называть ………………… (Артефактами).

47. Эффект …………….. был обнаружен медиками и возникает в результате

действия самой атмосферы проведения эксперимента, а не выделенная

независимая переменная. (Плацебо).

48. Эффект ………………… заключается в том, что испытуемый старается

угодить экспериментатору, старается ему понравиться, боится обидеть,

что в свою очередь влияет на выбор стратегии экспериментальных

задач. (Хотторна).

49. Влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним

(перенос) - обучение в ходе эксперимента, усталость, остаточное

возбуждение, адаптацию, попытку угадать правильный ответ сводят в

психологии к содержанию эффекта …………… (Последовательности).

50. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности

экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека,

выполняющего ту или иную работу. Данный механизм описывается с

позиций эффекта ……………… (Аудитории - фасилитации).