Эксперимент формирующий
Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживаний изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Э. ф. позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития (см. ), становления личности , определяя возможности оптимизации этого процесса. Синонимы Э. ф. - преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики.
Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .
Эксперимент формирующий
(эксперимент психолого-педагогический; эксперимент обучающий; воспитывающий; преобразующий; развивающий)
Применяемый в психологии возрастной и педагогической метод прослеживания изменений психики ребенка в ходе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы - эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод формирования психики активного. Форма эксперимента естественного, характерная тем, что изучение некоих процессов психических происходит при их целенаправленном формировании. Предполагает выявление закономерностей развития в ходе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого - в ходе формирования его психики. Основан на подходе к развитию психики как к явлению, ведомому обучением и воспитанием; из этого следует, что нельзя игнорировать сам процесс обучения, определяющий это развитие. При этом с помощью этого метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (например, сформулировать закономерность); затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается экспериментом констатирующим, благодаря чему удается установить различие начального, актуального уровня и конечного, соответственного зоне развития ближайшего. Эксперимент формирующий применяется не только в психологии теоретической, но и для диагностики развития умственного, в частности - в патопсихологии. Он позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, но через создание специальных ситуаций раскрыть закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития психического и становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому он широко применяется в отечественной психологии (с конца 30-х гг.) при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение исследований психологических с педагогическим поиском и проектированием особенно эффективных форм учебно-воспитательного процесса.
Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Смотреть что такое "эксперимент формирующий" в других словарях:
ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ - – один из основных видов эксперимента, состоящий в целенаправленном воздействии на определенные характеристики конфликта для их изменения в нужном направлении. Примером Э. ф. м. б. такое исследование: выявляются наиболее конфликтные сотрудники в… …
Предложение человеку по своей воле прожить, испытать, ощутить актуальное для него или пойти на осознанный эксперимент, воссоздав в ходе терапии спорную или сомнительную для него ситуацию (прежде всего в символической форме). Краткий толковый… …
См. эксперимент формирующий. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Эксперимент (психология) - Эту страницу предлагается объединить с Лабораторный эксперимент (психология) … Википедия
ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum – проба, опыт). 1. В психологии – метод, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект Э.). В основе Э. лежит моделирование исследуемого явления в целях его… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Эксперимент обучающий - (формирующий) при котором обучение проводится с введением нового фактора (новый материал, новые средства, приемы, формы обучения) и определяется эффективность их применения … Исследовательская деятельность. Словарь
Формирующий эксперимент - Психолого педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому… … Википедия
ЭКСПЕРИМЕНТ ОБУЧАЮЩИЙ - – является по форме естественным экспериментом (ибо осуществляется в привычных условиях обучения, где испытуемые могут и не осознавать себя участником специально создаваемой экспериментальной ситуации), по цели – преобразующим экспериментом. Э.о … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЭКСПЕРИМЕНТ
ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи к рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психол. пед.… … Российская педагогическая энциклопедия
Книги
- Экономическая социализация личности. Ценностный подход , Дробышева Т. В.. В монографии представлены результаты теоретического, экспериментального и эмпирических исследований экономической социализации формирующейся личности. Значительное внимание уделяется…
Эксперимент в психологии - это основной метод научного познания. С его помощью исследуются изменения в поведении человека (либо же группы лиц) в ситуации планомерного управления теми факторами, которые его определяют. Для достижения цели исследователю необходимо создать конкретные для их появления условия.
Существенной чертой эксперимента является четкое и жесткое выделение конкретного изучаемого фактора. Обязательное условие - регистрация появляющихся изменений.
Но в психологии, естественно, невозможно добиться абсолютной изоляции. Именно поэтому выделение фактора осуществляется только подбором, а также сравнением и изучением двух групп респондентов, двух ситуаций и прочего.
Виды экспериментов
Можно выделить несколько параметров, на основе которых выделяются разные виды этого психолого-педагогического метода.
Во-первых, по форме организации выделяется естественный и лабораторный эксперимент. Второй вид проводится обычно в искусственных условиях, которые призваны обеспечить исключительную чистоту полученных результатов.
Естественный же эксперимент проводят, как правило, в обычных, стандартных для испытуемого условиях. Существенным его недостатком является обязательное присутствие неконтролируемых факторов. Но вот влияние их не может быть установлено, а также измерено количественно.
Во-вторых, по целям выделяется формирующий и констатирующий эксперимент. Попытаемся разобраться в основных нюансах их разделения.
Констатирующий эксперимент представляет собой который устанавливает наличие определенного и обязательного явления или факта. Но для достижения этой цели он должен отвечать определенным требованиям. Так, эксперимент сможет стать констатирующим только в том случае, если перед исследователем стоит задача выявления имеющегося состояния, а также уровня сформированности определенного свойства, либо же изучаемого фактора. Следовательно, приоритетным для изучения становится актуальный уровень в развитии выделенного параметра у респондента, либо же группы испытуемых. Именно этим определяются данного метода. Констатирующий эксперимент имеет следующее назначение: измерение имеющегося уровня развития, а также получение начального материала для организации дальнейшего исследования, формирующего эксперимента.
Этот метод называют также обучающий и преобразующий, который ставит целью активное формирование определенных параметров в психическом развитии человека, уровнях деятельности и так далее. Формирующий эксперимент обычно используют при изучении определенных путей Это обеспечивается при помощи комплекса наук. Так, например, при воспитании ребенка необходим будет синтез психологических знаний с педагогическими поисками.
Целью формирующего эксперимента является: обучение знаниям и умениям; развитие навыков и определенных качеств личности.
Но чтобы он имел положительный результат, к экспериментатору и самому методу будут предъявляться конкретные требования:
- Необходима теоретическая разработанность представлений о выделенных в изучении психологических параметрах, которые, собственно, будут формироваться.
- Должен быть четко спланирован ход и программа эксперимента.
- В процессе работы необходим полный учет имеющихся факторов в реальном обучении, которые влияют на формировании изучаемых явлений в психике.
Ученый должен уметь правильно выбрать в соответствии с тот метод, который ему необходим: констатирующий эксперимент, лабораторный, формирующий, либо же естественный.
Одним из методов научного исследования в педагогической психологии является формирующий эксперимент. В частности, его активно используют психологи и педагоги.
В чем суть формирующего эксперимента в психологии
Формирующий эксперимент в психологии предполагает формирование у человека тех или иных заданных качеств в специально созданных экспериментатором условиях. Происхождение результата в таком случае не вызывает никаких сомнений, так как совершенно ясно, что он стал следствием формирующего эксперимента.
Для чего используется формирующий эксперимент в психологии
В психологических и педагогических исследованиях формирующий эксперимент, используется для того, чтобы глубоко изучить процесс формирования личности в ходе его протекания. Кроме того он является эффективным способом испытания новых технологий и методик воспитания.
Техника проведения формирующего эксперимента в педагогической психологии
Проведение формирующего эксперимента в педагогической психологии всегда реализуется по плану. Сначала определяется проблема исследования, затем формулируется гипотеза, создается программа исследования и проводится ее испытание.
За ходом процесса ведется пристальное наблюдение, а результаты строго фиксируются для дальнейшего осмысления и формулирования выводов.
Как правило, в формирующем эксперименте участвуют два человека или две группы людей. Одна является экспериментальной, а вторая – контрольной.
Перед объектом эксперимента ставится определенная задача, выполнение которой экспериментатор считает необходимым для формирования того или иного заданного качества. А контрольная группа (или человек) такого задания не получает.
По завершению эксперимента проводится сравнительный анализ двух групп (или людей) с целью произвести оценку полученных результатов.
Примечательно, что формирующий эксперимент предполагает активные действия, как со стороны своего объекта, так и со стороны субъекта. И испытуемый, и экспериментатор в ходе исследования не могут оставаться пассивными. Первый выполняет поставленную перед ним задачу, а второй строго контролирует процесс и вмешивается по необходимости (что случается часто).
Корни эксперимента
Корни формирующего эксперимента уходят в психолого-педагогические разработки А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина, в основе которых лежит теория о том, что действие по отношению к развитию психики первично. То есть, определенная активность индивидуума формирует его личность, а не наоборот. Что и пытаются доказать исследователи в ходе проведения экспериментов формирующего типа.
Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента . Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание. а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе. б) лонгитюдный метод , который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами. Стратегия формирующего эксперимента . Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский) Различают лабораторный и естественный эксперимент . Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов. Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: - постановка цели; - планирование хода эксперимента; - проведение эксперимента (сбор данных); - анализ полученных экспериментальных данных; - выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;
В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:
Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);
Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.
Уже более 100 лет в психологии действуютэкспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. Напомню, что первые экспериментальные методики были разработаны именно для детей.
От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;
2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.
В психологии развития успешно применяются оба традиционных вида эксперимента - естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. Вконстатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития соответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий эксперимент (который может иметь обучающий или воспитывающий характер).Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в условиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В известном смысле подобные же задачи решаются втренингах, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов (например, тренинг личностного роста для подростков, тренинг общения для школьников, психогимнастика для дошкольников и т.п.), и коррекционных системах.
В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов психологии выступаютблизнецовый метод, социометрия, анализ результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тестирование (с целью диагностики или прогноза).
Большинство перечисленных методов является исследовательскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в психологии требуется сравнить какие-то параметры личности, деятельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нормативами, т.е. преследуется цель испытания. Тогда речь идет о диагностике, в которой широко используется тестирование - краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.
Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позволяет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность проявится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-PF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.
Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке;
2) эксперимент - это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения.
образований разработал и предложил:
а) П. Жане;
б) З. Фрейд;
в) Й. Брейер;
а) Р. Готтсданкер;
в) Д. Кэмпбелл;
г) В. Вундт.
31. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввёл:
а) Р. Готтсданкер;
в) Д. Кэмпбелл;
г) В. Вундт.
32. Промежуточный между естественными методами проведения
исследования и методами, где применяется строгий контроль
переменных, является:
а) мысленный эксперимент;
б) квазиэксперимент ;
в) лабораторный эксперимент;
г) метод беседы.
33. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика
называется:
а) независимой;
б) зависимой ;
в) внешней;
г) побочной.
34. По Д. Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к
переменным эксперимента:
а) независимым;
б) зависимым;
в) побочным;
г) внешним.
35. В качестве критерия достоверности результатов валидность , достигаемая
в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:
а) внутренней;
б) внешней;
в) операциональной;
г) конструктной.
36. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной
реальности характеризует валидность:
а) внутреннюю;
б) внешнюю;
в) операциональную;
г) конструктную.
37. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается
валидность:
а) внутренняя;
б) внешняя;
в) операциональная;
г) конструктная.
38. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним
понятия «валидность»:
а) внутренняя;
б) внешняя;
в) операциональная;
г) конструктная.
39. Восемь основных факторов, нарушающих внутреннюю валидность, и
четыре фактора, нарушающих внешнюю, выделил:
а) Р. Готтсданкер;
в) Д. Кэмпбелл;
г) В. Вундт.
40. Фактор неэквивалентности групп по составу, снижающий внутреннюю
валидность исследования, Д. Кэмпбелл назвал:
а) селекцией;
в) экспериментальным отсевом;
г) естественным развитием.
41. Эффект плацебо был открыт:
а) психологами;
б) педагогами;
в) медиками ;
г) физиологами.
42. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте
называется эффектом:
а) плацебо;
б) Хотторна;
в) социальной фасилитации ;
г) ореола.
43. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в
исследованиях:
а) психофизиологических;
б) «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации,
принятия решения и т. п.);
в) психологии личности и социальной психологии ;
г) психогенетических.
44. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод
прослеживания изменений психики ребёнка в процессе активного
воздействия исследователя на испытуемого - это:
а) пилотажный эксперимент;
б) формирующий эксперимент ;
г) включённое наблюдение.
45. В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению
психического развития следующий эксперимент:
а) констатирующий;
б) формирующий;
в) квазиэксперимент;
г) естественный.
46. Синонимами формирующего эксперимента являются:
а) квазиэксперимент;
б) контрольный эксперимент;
в) генетико-моделирующий эксперимент;
г) проективный эксперимент.
47. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических
исследований с педагогическим поиском и проектированием
эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
а) наблюдение;
б) формирующий эксперимент ;
в) лабораторный эксперимент;
г) метод анализа продуктов деятельности.
48. В исследовании предполагается построение или порождение объекта
внутри его структуры, после чего он и становится предметом
исследования:
а) естественнонаучный эксперимент;
б) формирующий эксперимент ;
в) констатирующий эксперимент;
г) естественный эксперимент.
49. В качестве специально разработанной методики интроспекция наиболее
последовательно использовалась в психологических исследованиях:
б) В. Вундта;
г) З. Фрейда.
50. Психологические приёмы, конструируемые на учебном материале и
предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и
навыками, известны как тесты:
а) достижений;
б) интеллекта;
в) личности;
г) проективные.
51. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и
навыками, носящими общий или специфический характер,
осуществляется с помощью тестирования:
а) достижений;
б) интеллекта;
в) личности;
г) способностей.
52. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном
тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или
эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности;
г) репрезентативности.
53. Критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия
области измеряемых психических явлений, представляет валидность
а) конструктивную;
б) по критерию;
г) прогностическую.
54. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо
сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру,
измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно,
известен как:
а) конструктивная валидность теста ;
б) валидность теста по критерию;
в) валидность теста по содержанию;
г) надёжность теста.
55. На данные личностных опросников не должно влиять:
а) использование обследуемыми неверных эталонов;
б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;
в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов
требованиям опросной процедуры;
г) личностное воздействие исследователя.
56. Для установления статистической взаимосвязи между переменными
применяется:
а) t – критерий Стьюдента;
б) корреляционный анализ;
в) метод анализа продуктов деятельности;
г) контент-анализ.
57. Факторный анализ в психологии впервые начал применять:
а) Р. Кеттелл;
б) К. Спирмен;
в) Дж. Келли;
г) Л. Терстоун.
58. Наиболее часто встречающееся значение в совокупности данных
называется:
а) медианой;
б) модой;
в) децилем;
г) процентилем.
59. Если психологические данные получены по интервальной шкале или
шкале отношений, то для выявления характера взаимосвязи между
признаками применяется коэффициент корреляции:
а) линейной;
б) ранговой;
в) парной;
г) множественной.
60. Табулирование, представление и описание совокупности результатов
психологического исследования осуществляется:
а) в описательной статистике;
б) в теории ститистического вывода;
в) в проверке гипотез;
г) в моделировании.
61. Наиболее широкий диапазон применения математических методов в
психологии допускает квантификация показателей в шкале:
а) наименований;
б) порядка;
в) отношений;
г) интервальной.
62. Дисперсия является показателем:
а) изменчивости;
б) меры центральной тенденции;
в) среднеструктурным;
г) среднестепенным.
63. К многомерным статистическим методам не относится:
а) многомерное шкалирование;
в) кластерный анализ;
г) корреляционный анализ.
64. Наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами,
описываемыми большим количеством разнообразных переменных,
обеспечивает:
а) многомерное шкалирование;
б) факторный анализ;
в) кластерный анализ;
г) структурно-латентный анализ.
65. Совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых
переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между
этими признаками называется:
а) многомерным шкалированием;
б) факторным анализом;
в) кластерным анализом;
г) структурно-латентным анализом .
66. Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные
вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений:
а) беседа;
б) анкета;
в) тест;
г) контент-анализ.
67. Метод, который заключается в получении информации в процессе
непосредственного общения исследователя и испытуемого:
а) беседа;
б) анкета;
г) наблюдение.
68. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого
делается попытка оценить тот или иной психический процесс или
личность в целом:
а) беседа;
б) анкета;
в) тест;
г) эксперимент.
69. Вариант метода анализа продуктов психической деятельности,
позволяющий выявить психологические характеристики человека на
основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:
а) графология;
б) анкета;
г) контент-анализ.
70. Сущностью экспериментального метода является:
а) наблюдение за испытуемым в период работы с ним в специально
созданных экспериментальных условиях;
б) тестирование объекта исследования для получения определённой
информации в ходе эксперимента;
в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на
модель независимыми переменными для измерения
экспериментальных переменных;
г) создание константных условий.
71. К основным формам экспериментального исследования относятся:
а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;
б) лабораторный и естественный эксперимент;
в) реальный эксперимент, моделирование;
г) научный и житейский эксперимент.
72. Под «моделью» понимается:
а) образец или подобие какого-либо предмета (объекта исследования);
б) способ переноса объекта исследования в экспериментальные
условия;
в) схема объекта исследования, применяющаяся в ходе
планирования эксперимента;
г) идеальный эксперимент.
73. К основным структурным элементам экспериментального метода
относятся:
а) задача, планирование, организация исследования, интерпретация
результатов;
б) гипотеза, планирование, тестирование, выводы;
в) социальная (научная) потребность, гипотеза, проведение
эксперимента, подтверждение гипотезы;
г) гипотеза, планирование, моделирование, интерпретация.
74. Какое суждение относится к определению понятия «внешняя
переменная»:
а) система экспериментальных воздействий, которая является
причиной определённого экспериментального эффекта;
б) система психологических переменных, которые регистрируются в
ходе эксперимента;
в) система внешних факторов, влияющих на эффект эксперимента и
являющаяся причиной артефактов;
г) репрезентативная выборка.
75. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение:
«Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное
воздействие»:
а) репрезентативная выборка;
б) экспериментальная выборка;
в) контрольная выборка;
г) эквивалентная выборка.
ОТКРЫТЫЕ ТЕСТЫ:
1. В методах конкретизируется …………………., которую обычно понимают
как систему принципов научного исследования. (методология).
2. Основными группами методов в классификации выделены:
организационные методы, …………………. группа методов, методы
обработки данных, и интерпретативные методы психологических
исследований.
3. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное
исследование.
4. Научный …………………. - это конкретизация мировоззренческих
позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.
(принцип).
5. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную
6. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в
нахождении среднего арифметического.
7. Назовите метод количественной обработки данных, состоящий в
нахождении наиболее часто повторяющегося значения.
8. Создателем первой экспериментальной психологической лаборатории
является ………………
9. Метод самонаблюдения в психологии называется ……………..
10. «Идеальным экспериментом» в психологии называется ……………..
11. «Реальным экспериментом» в психологии называется ……………..
12. ……………… - метод психологической диагностики, использующий
стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу
значений.
13. ……………… - метод психологии, заключающийся в преднамеренном,
систематическом и целенаправленном восприятии внешнего поведения
человека с целью последующего анализа и объяснения.
14. ………………… - это выборка испытуемых, на которую направлено
15. ………………… - это выборка испытуемых, на которую не направлено
экспериментальное воздействие.
16. ………………… - это выборка испытуемых, отражающая качественные и
количественные характеристики генеральной совокупности.
17. ……………….. - это система внешних факторов, привносимых в
эксперимент со стороны испытуемого или экспериментатора и влияющий
на его результаты.
18. Системой научных догадок, основанной на косвенных эмпирических и
теоретических сведениях называется …………………..
19. ………………… - основной метод психологического исследования.
20. К ……………….. типу выборки испытуемых относится следующее
суждение: «Выборка испытуемых, исследуемые характеристики которой
идентичны экспериментальной выборке».
21. ………........ психологии - основные пути и приёмы научного познания
психических явлений и их закономерностей. (методы)
22. Важными характерными признаками науки являются: систематический
характер входящих в её состав знаний; пользование лишь допускающими
проверку объяснительными гипотезами; пользование определёнными
…………….. исследования. (методами)
23. Научная ……………………. - это вытекающая из мировоззренческих
позиций и усвоенных принципов специфическая система
аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание
изучаемой реальности и предопределяющая стратегию её изучения. (концепция)
24. Научный ……………….. - в широком значении, это олицетворение
определённых концептуальных позиций и принципов, а в узком - это
процедурная стратегия исследования. Эта стратегия выстраивается в
зависимости от уже определённых предмета и задач исследования. Но
именно она определяет ход исполнения исследовательского процесса, в
том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора,
обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте. (подход)
25. ……………….. можно охарактеризовать как совокупность сведений о
целесообразном проведении метода в конкретных условиях. Отражает
оперативный уровень научного познания. (методика).
26. …………………… является теоретико-мировоззренческой основой
научного познания. Выступает как учение о методе познания. (методология).
27. Познавательными приёмами, которые могут быть использованы в любой
области знаний и любой наукой и которые позволяют вскрыть наиболее
общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов и
предметов называют …………………… методами. (Всеобщими).
28. Методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях
знания и использоваться многими, но не всеми науками называют
………………. методами. (общенаучные).
29. Методы, применяемые в отдельных областях знания, которые характерны
для какой-либо конкретной науки или группы смежных наук называют
……………. методами. (конкретно-научные; специальные).
30. По типу ответов исследуемого методы психологических исследований
делят на: субъективные, объективные и …………….. (проективные).
31. С помощью исследовательских методов психологического исследования
возможна не только констатация и объяснение какого-либо
психического явления, но и ……………. его развития. (прогноз).
32. Данная группа методов психологического исследования нового знания о
предмете не дают, но позволяют установить наличие (отсутствие) или
уровень развития каких-либо заведомо известных психических
характеристик объекта. Они носят, как правило, констатирующий
характер и служат главным образом целям диагностики, поэтому их
обычно называют ……………… методами. (психодиагностическими).
33. Методы психологического …………….. - это способы взаимодействия
консультанта с объектом (человеком, группой), нуждающимся в
его жизнедеятельности и без прямого регулирования его психической
сферы. (консультирования).
33. Согласно делению методов психологического исследования по степени
унификации они подразделяются на: стандартизированные,
нестандартизированные и ………………… (полустандартизированные).
34. Методы психологических исследований, которые предполагают то или
иное техническое оснащение и специальное оборудование; применение
которых эффективно обычно в определённых стационарных условиях
называют ………………….. методы. (аппаратурные).
35. Методы, которые не предусматривают в своей организации жёсткой
привязки процедуры к тем или иным вариантам аппаратурного или
бланкового обеспечения и обеспечение которых зависит в большей
степени от возможностей исследователя и решаемых им задач
называются …………… методами. (Свободными).
36. Деление методов по их познавательным возможностям подразделяет
методы объяснительной, описательной и ………………. психологии.
(Практической).
37. Согласно классификации методов психологического исследования
и в основе которой заложена идея
соотношения между субъектом (исследователем) и ……………… в
познавательном процессе. (объектом «исследуемым»).
38. Безаппаратурные методы не требуют специальной аппаратуры и
обходятся в основном бумагой и карандашом, за что получили название
……………….. методы. (Бланковые).
39. Одной из наиболее успешных, удобных и широко признанных является
классификация психологических методов, предложенная …………….
40. Организационные методы психологических исследований включают в
себя методы сравнительного изучения, лонгитюда и …………… подхода.
(Комплексного).
41. Эмпирическая группа методов психологических исследований
подразделяется на деление в этой группе методов на: основные и
…………….. (Дополнительные).
42. К интерпретационным методам в психологии относят: генетический
метод, структурный, функциональный, комплексный и ………………
(Системный).
43. В психологии методы обработки данных представлены количественными
и …………………. Методами. (Качественными).
44. Согласно классификации методов психологических исследований,
предложенных, группировка методов произведена в
соответствии с ………………… психологического исследования.
(Этапами).
45. Процессом, организующим и регулирующим совместную
экспериментальную деятельность называется …………….. (Общение).
46. Эффекты, которые могут привноситься в эксперимент со стороны
исследователя и испытуемого и влияют в дальнейшем на его результаты
в психологии принято называть ………………… (Артефактами).
47. Эффект …………….. был обнаружен медиками и возникает в результате
действия самой атмосферы проведения эксперимента, а не выделенная
независимая переменная. (Плацебо).
48. Эффект ………………… заключается в том, что испытуемый старается
угодить экспериментатору, старается ему понравиться, боится обидеть,
что в свою очередь влияет на выбор стратегии экспериментальных
задач. (Хотторна).
49. Влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним
(перенос) - обучение в ходе эксперимента, усталость, остаточное
возбуждение, адаптацию, попытку угадать правильный ответ сводят в
психологии к содержанию эффекта …………… (Последовательности).
50. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности
экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека,
выполняющего ту или иную работу. Данный механизм описывается с
позиций эффекта ……………… (Аудитории - фасилитации).