Жестокие опыты над людьми ставили не только в нацистских концлагерях. Поддавшись азарту исследователя, иные ученые творили такое, что и в голову не могло прийти соратникам Гиммлера. Впрочем, полученные данные часто представляли большой научный интерес.

Эксперименты над людьми и исследовательская этика со временем эволюционируют. Зачастую жертвами экспериментов над людьми были заключенные, рабы, или даже члены семьи. В некоторых случаях врачи проводили эксперименты сами на себе, когда они не желали рисковать жизнью других людей. В этой статье можно узнать о 10 самых жестоких и неэтичных экспериментах над людьми.

Стэнфордский тюремный эксперимент.

Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Эксперимент был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо на территории Стэнфордского университета. Студенты-добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии.

Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы, и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.

«Чудовищное» исследование.

В 1939 году Уэнделл Джонсон и его аспирантка Мэри Тюдор из университета штата Айова провёл шокирующее исследование с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта, штат Айова. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, как чисто и правильно они говорят.

Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, ехидно высмеивала малейший изъян их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда в жизни не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни.

Эксперимент, впоследствии названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха навредить репутации Джонсона: похожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

Проект 4.1

Проект 4.1 – секретное медицинское исследование правительства Соединенных Штатов над жителями Маршалловых островов, тех кто подвергся воздействию радиации после ядерного испытания на атолле Бикини 1 марта 1954. Американцы не ожидали такого эффекта от радиоактивного заражения: выкидыши и мертворождения среди женщин выросли в два раза за первые пять лет после испытаний, а многие из тех кто выжил, вскоре заболели раком.

Министерство энергетики США прокомментировало эксперименты: «…исследования по воздействию радиации на людей можно было бы проводить параллельно с лечением пострадавших от радиации» и «…население Маршалловых Островов использовалось в эксперименте в качестве подопытных кроликов».

Проект МКULTRA.

Проект МКULTRA - кодовое название секретной программы американского ЦРУ, имевшей целью поиск и изучение средств манипулирования сознанием, например, для вербовки агентов или для извлечения информации на допросах, в частности, с помощью использования психотропных химических веществ (оказывающих воздействие на сознание человека). Программа существовала с начала 1950-х годов и, по крайней мере, до конца 1960-х годов, а по ряду косвенных признаков продолжалась и позже. ЦРУ намеренно уничтожило ключевые файлы программы MKULTRA в 1973 году, что значительно затруднило расследование её деятельности Конгрессом США в 1975 г.

Участников экспериментов непрерывно в течение нескольких месяцев вводили химическими средствами или электрическими разрядами в коматозное состояние и при этом заставляли прослушивать записанные на магнитофонную ленту и многократно воспроизводимые звуки или простые повторяющиеся команды. Целью данных экспериментов была разработка методов стирания памяти и полной переделки личности.

Эксперименты обычно проводились на людях, обратившихся в Аллан Мемориал Институт с незначительными проблемами, такими как неврозы тревоги или послеродовая депрессия. Впоследствии политический скандал, вызванный результатами парламентского расследования MK-ULTRA, повлиял на принятие значительно более строгих законов, обеспечивающих получение «информированного согласия» в любых экспериментах над людьми.

Проект «Аверсия».

В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. Вход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации. Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе «чисток» различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1 000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю «искореняли» гомосексуалистов: тех, кто не поддавался «лечению», отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола. В большинстве случаев «пациентами» были молодые белые мужчины в возрасте от 16 до 24 лет.

Руководил этим «исследованием», доктор Обри Левин, который ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.

Северокорейские эксперименты.

В прессе было много сообщений об экспериментах над людьми в Северной Корее. Эти обвинения в нарушениях прав человека отрицаются правительством Северной Кореи, которое утверждают, что ко всем заключенным в Северной Корее относятся гуманно.

Одна из бывших северокорейских заключенных рассказала, как 50 здоровых женщин заставили есть отравленные капустные листья, несмотря на крики боли тех, кто уже съел. После двадцатиминутной рвоты кровью и анального кровотечения все 50 женщин скончались. Отказ означал бы репрессии против семей заключённых.

Квон Хек, бывший начальник тюрьмы безопасности описал лабораторию, оснащенную ядовитым газом и приборами для экспериментов над кровью. В лабораториях проводились опыты над людьми, как правило целыми семьями. После прохождения медицинских осмотров, камеры опечатывались и ядовитый газ запускался в камеру, в то время как «ученые» наблюдали сверху через стекло. Квон Хек утверждает, что наблюдал как семья из 2 родителей, сына и дочери умирает от удушающего газа. Родителями до последнего пытались спасти детей, используя искусственное дыхание рот-в-рот.

Исследование сифилиса Таскиги.

Исследование Таскиги - медицинский эксперимент, длившийся с 1932 по 1972 год в городе Таскиги штата Алабама. Исследование проводилось под эгидой Службы общественного здравоохранения США и имело целью исследовать все стадии заболевания сифилисом у негров. Было весьма неоднозначным с этической точки зрения. К 1947 году пенициллин стал стандартным методом лечения сифилиса, но больным не сообщили об этом. Вместо этого ученые продолжили исследования, скрыв информацию о пенициллине от пациентов. Кроме того, ученые следили, чтобы участники исследования не получили доступ к лечению сифилиса в других больницах. Исследование продолжалось до 1972 года, когда утечка в прессу привела к его прекращению. В результате многие люди пострадали, многие умерли от сифилиса, заразив своих жён и детей, рождённых с врождённым сифилисом. Этот эксперимент называют возможно самым позорным биомедицинским исследованием в американской истории.

Отряд 731.

«Отряд 731» - специальный отряд японских вооружённых сил, занимался исследованиями в области биологического оружия с целью подготовки к ведению бактериологической войны, опыты производились на живых людях (военнопленных, похищенных). Также проводились опыты с целью установления количества времени, которое может человек прожить под воздействием разных факторов (кипяток, высушивание, лишение пищи, лишение воды, обмораживание, электроток, вивисекция людей и др.). Жертвы в отряд попадали вместе с членами семей (включая жён и детей).

По воспоминаниям сотрудников «Отряда 731», всего за время его существования в стенах лабораторий погибло около трёх тысяч человек. По другим данным погибло 10 000 человек, среди них боец Красной Армии Демченко, русская женщина Мария Иванова (убита 12 июня 1945 года во время эксперимента в газовой камере в возрасте 35 лет) и её дочь (в возрасте четырёх лет убита во время эксперимента вместе с матерью.

Токсикологическая лаборатория органов госбезопасности СССР.

Токсикологическая лаборатория НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ - специальное секретное научно-исследовательское подразделение в структуре органов государственной безопасности СССР, занимавшееся исследованиями в области токсических веществ и ядов.

В ряде публикаций, посвящённых тайным операциям советских органов госбезопасности, эту лабораторию называют также «Лаборатория 1», «Лаборатория 12» и «Камера». Утверждается, что её сотрудники занимались разработкой и испытаниями токсических веществ и ядов, а также способов их практического применения. Воздействие различных ядов на человека и способы их применения испытывались в лаборатории на заключённых, приговорённых к высшей мере наказания.

Эксперименты нацистов над людьми.

Эксперименты нацистов над людьми - серия медицинских экспериментов, проводившихся на большом числе заключенных в нацистской Германии на территории концентрационных лагерей во время Второй мировой войны.

Эксперименты над детьми-близнецами в концентрационных лагерях были начаты для того, чтобы обнаружить схожесть и различия в генетике близнецов. Основной фигурой в этих экспериментах был Йозеф Менгеле, который произвёл эксперименты над более чем 1500 пар близнецов, из которых только около 200 остались живы. Менгеле проводил свои эксперименты над близнецами в концлагере Аушвиц. Близнецов классифицировали по их возрасту и полу и располагали в специальных бараках. Эксперименты включали в себя инъекции различных химических препаратов в глаза близнецов, чтобы проверить, возможно ли изменить цвет глаз. Также проводились попытки «сшить» близнецов, чтобы искусственно создать сиамских близнецов. Эксперименты с попытками изменить цвет глаз часто заканчивались сильной болью, заражением глаз и временной или постоянной слепотой.

Менгеле также использовал метод заражения инфекциями одного из близнецов с последующим вскрытием обоих подопытных, с целью исследования и сравнения пораженных органов.

В 1941 году люфтваффе провели серию экспериментов для изучения гипотермии. В ходе одного из экспериментов человека на три часа помещали в резервуар, наполненный холодной водой со льдом. В другом случае заключенных голыми несколько часов держали на улице при очень низкой температуре. Эксперименты проводились с целью обнаружения различных способов спасти человека, перенесшего гипотермию.

С июля 1942 до сентября 1943 производились эксперименты, целью которых было изучение эффективности сульфаниламида - синтетического противомикробного средства. Людям наносились раны и производилось заражение бактериями стрептококка, столбняка или анаэробной гангрены. Кровообращение останавливалось при помощи жгутов, накладываемых с обеих сторон раны. В рану также помещали древесную стружку или стекло. Инфекцию лечили сульфаниламидом и другими лекарствами, чтобы определить их эффективность.

Врач не может стать по-настоящему хорошим врачом, пока не убьёт одного или двух пациентов.
Индийское изречение

Человеческое тело на 78% состоит из воды. Прописная истина, афоризм, который известен всем.
Этот факт был установлен в середине 1940-х годов. Честь его открытия принадлежит подполковнику японской императорской армии Эгути. Эксперимент выглядел следующим образом: живого человека привязывали к стулу в замкнутом помещении и нагнетали, нагнетали, нагнетали сухой горячий ветер… За 15 часов подопытный превращался в высохшую мумию. Умирал он обычно на шестом-седьмом часу, когда из тела уже испарялась большая часть воды. 22% первоначального веса тела - средний показатель по нескольким десяткам жертв.
А теперь на первом же уроке биологии в школе учитель сообщает: человек на 80% состоит из воды. «На семьдесят восемь!» - поправил однажды я. «Спасибо», - ответил учитель.

ВНИМАНИЕ! ДАННАЯ СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛЫ, НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЬМИ, СЛАБОНЕРВНЫМИ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ. МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!

Добровольные опыты

Современная этика и многочисленные законы о правах человека запрещают эксперименты на живых людях, по крайней мере, без их согласия. За деньги - пожалуйста. Нет ни одной фармацевтической компании, которая бы не проводила эксперименты на людях, ни одной. И мы молчим, поскольку знаем: если сегодня новое лекарство не попробуют на добровольцах, значит, завтра не выпустят на рынок, и кто-то умрёт, потому что этика перевесила логику и здравый смысл.

Все таблетки без исключения испытываются на добровольцах, получающих за участие в экспериментах деньги. Это легальная и пока незаменимая практика. Мой знакомый в 2007 году сдавал своё тело «в аренду» немецкой фармакологической лаборатории. Платили 300 евро в сутки и в течение двух недель кормили новым транквилизатором, иногда - в сочетании с другими лекарствами, иногда - на голодный желудок, иногда - после сытного обеда. Неделя забытья, неделя неприятных ощущений, деньги в кармане, лекарство - на рынке. Все счастливы.

Но не на всякий эксперимент найдётся доброволец. За хорошие деньги многие готовы принять какое-нибудь лекарство, послужить науке. А как, например, выяснить поведение палочки Коха в человеческом теле? Вы согласитесь добровольно заразиться или слабо?

Конечно, львиную долю подобного рода экспериментов героические учёные проводили на себе. Жак Понто вводил себе сыворотку, а затем сам подставлялся под укус гремучей змеи - итогом экспериментов было открытие работающего противоядия. Или последний пример: тридцать лет назад никто толком не знал, что такое гастрит, язва и тем более рак желудка. От них лечили, делали операции, создавали препараты, но никто не понимал, почему гастрит вообще возникает. В 1982 году австралийский профессор Барри Маршалл заявил, что гастрит вызывает в первую очередь плодящаяся в организме культура бактерий Helicobacter pylori (хотя, конечно, она не является единственной причиной). Научная общественность высмеяла учёного. Маршалл ставил опыты на свиньях и других лабораторных животных, но это ни к чему не приводило.

И тогда Маршалл поставил эксперимент на себе, приняв дозу культуры Helicobacter pylori и таким образом заразившись. Результаты эксперимента были опубликованы - и стали одной из самых известных медицинских статей 1980-х годов.

Сегодня в любой клинике берут пробу на Helicobacter pylori и в случае положительного анализа направляют лечение на их уничтожение, поскольку борьба с причиной позволяет ликвидировать следствие. В 2005 году Маршалл получил за свои исследования Нобелевскую премию по медицине - не только потому, что он гениальный учёный, но и потому что он смелый, очень смелый человек.

Их было много - людей, готовых пожертвовать собой ради других. Американец Роджер Смит на себе исследовал свойства яда кураре, француз Жак Понто на себе пробовал сыворотки против змеиных ядов, немец Эммерих Ульман на себе доказал работоспособность вакцины Пастера от бешенства, француз Николаус Миновицци на себе исследовал симптомы асфиксии… Примеров столько, что не перечислить. И благодаря этим людям медицина двигалась и продолжает двигаться вперёд.

Есть эксперименты, которые нельзя ставить на себе. Их можно ставить только на других. Можно ли?

Кухня дьявола: японский Отряд 731

Жил когда-то в Японии человек по имени Исии Сиро. Исии - это фамилия, но в японском языке она пишется перед именем. Он родился в 1892 году, окончил медицинский факультет Императорского университета в Киото, а затем аспирантуру по проблемам серологии, бактериологии, эпидемиологии и патологии. Он избрал военную стезю и к 1935 году дослужился до подполковника медицинской службы. А в 1936 году впервые был назначен начальником Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии. Он дважды покидал этот пост - и снова возвращался.

Отряд 731: охранник около склада тел, предназначенных для утилизации.

В Управлении по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии был один-единственный отдел, третий, который непосредственно занимался вопросами водоснабжения и изготовлением фильтров для воды в частности. Остальные три отдела (№1, 2 и 4) не имели к водоснабжению никакого отношения. Они имели отношение к медицине и биологическому оружию.

В истории Управление известно под названием «Отряд 731». После выхода книги Моримуры Сэйити «Кухня дьявола» это название стало нарицательным. Отряд базировался неподалёку от деревни Пинфань (сегодня - пригород Харбина, Китай), на оккупированных территориях, и за годы его деятельности в результате чудовищных опытов погибло более 3000 человек. Основной задачей отряда было создание бактериологического оружия (собственно, уже к 1944 году Япония была готова использовать его против США, но не решилась).

Отряд 731: быстрая дезинфекция подопытного специальным раствором в перерыве между экспериментами.

Параллельно велись чисто научные исследования, создавались вакцины против риккетсий и вирусов тифа, маньчжурской лихорадки, эпидемической геморрагической лихорадки, клещевого энцефалита, бешенства, натуральной оспы. Изучались способы лечения обморожений и ожогов, определялись потолки для лётчиков в различных условиях и так далее. Вопрос этики: стоило ли оно того? Сколько людей можно уничтожить, чтобы спасти от чумы остальных?

Полигон Аньда. Привязанные к столбу подопытные в ожидании взрыва бомбы с чумными блохами.

Подопытных называли «брёвнами». Осуждённые преступники, шпионы, пленные русские - все они служили материалом. Больше всего пострадало, конечно, китайцев. На полигоне близ станции Аньда проводили испытания бомб, начинённых чумными блохами и возбудителями газовой гангрены. Подопытных привязывали к столбам на определённом расстоянии от места планируемого сброса. Некоторых - одетыми, некоторых - с обнажёнными частями тела. И измеряли время, за которое чумная блоха способна преодолеть расстояние от точки взрыва до обездвиженной жертвы…

Ещё одним из классических опытов «кухни дьявола» было вскрытие заживо. В лабораторию приводили человека, вводили ему анестезию, вскрывали и разделяли на органы, виртуозно, чтобы не повредить ничего. Это делали с разными целями. Например, на вскрытом, но ещё живом человеке можно было изучить, как размножаются внутри бактерии той или иной болезни. Одному просто прививали чуму, другому прививали чуму и давали сыворотку, третьему - другой вид сыворотки. И сравнивали. Так выяснялась эффективность вакцин.

На заднем плане - легендарный грузовик Отряда 731, на котором «брёвна» доставлялись из города в расположение части. Под декоративным тентом - цельнометаллический кузов без окон.

Начальник Отряда 731 Исии Сиро сразу после капитуляции Японии сдался американским властям. Свою свободу и неподсудность он купил передачей США всех результатов работы отряда - и по биологическому оружию, и по медицине. Он умер в 1959 году, обеспеченный и свободный.

Всего несколько врачей из 731-го попали под суд - те, кого захватили советские власти. Более 2500 сотрудников спокойно дожили свои жизни в почёте, стали профессорами, докторами наук, получили множество грантов и премий от правительства Японии. Хирурги, натренированные на живодёрских опытах, впоследствии становились успешными врачами. А вакцины, разработанные японцами, мы используем и сегодня. Нам не стыдно?

Руины крематория в Пинфане.

Опыты в лагерях Рейха

Львиную долю того, что мы знаем о медицине экстремальных состояний, мы знаем благодаря чудовищным экспериментам, проведённым во время войны доктором Зигмундом Рашером в лагере Дахау и доктором Иосимурой Хисато из японского Отряда 731. Эти опыты проводились независимо друг от друга и с разными целями. Рашер получил от руководства задание выяснить влияние переохлаждения на организм человека, чтобы использовать эти знания для лечения пострадавших солдат. Иосимура проводил опыты в целях создания «холодильной» бомбы, начинённой жидким азотом. Про Отряд 731 и так сказано немало; обратимся к экспериментам Рашера.

В отличие от Японии, где все эксперименты проводились в одном месте, в специально оборудованном лабораторном комплексе, немецкие опыты имели несколько хаотичный характер. Если при лагере можно было создать лабораторные условия для экспериментов - они создавались. Яды испытывались в Бухенвальде, горчичный газ - в Заксенхаузене, гипотермия - в Дахау и так далее.

Зигмунд Рашер был весьма своеобразным человеком. Он не раз попадал под горячую руку собственного руководства и был близок к исключению из партии и даже расстрелу. Известной медицинской аферой Рашера стало утверждение, что женщина способна рожать до глубокой старости (вплоть до 80 лет); на исследования в этой области были выделены огромные средства, впоследствии присвоенные хитрым врачом. Собственно, на этом в 1944 году его карьера и закончилась в том же лагере Дахау, где по иронии судьбы ставились нацистские эксперименты.

Но с 1942 года именно опальный Рашер занимался экспериментами по обморожениям. В первой серии опытов узников погружали в ледяную воду - одних по грудь, других - по шею, третьих - вниз затылком. В разных условиях смерть наступала в разное время. Некоторых пытались реанимировать - в итоговом отчёте Рашер подробно описывал методы спасения людей, переживших тяжёлую общую гипотермию.

Во второй серии опытов исследовались местные обморожения и холодные ожоги. Людей обливали холодной водой и выставляли на мороз, доводили конечности до обморожения различной степени тяжести и пытались вернуть их в нормальное состояние. Как уже говорилось, в Японии проводились точно такие же опыты. Немецкие и японские отчёты до сих пор служат базовым материалом для лечения обморожений и реанимации пострадавших от переохлаждения людей. Можно ли было достигнуть таких результатов без человеческих жертв? Неизвестно.

Нацистские опыты по переохлаждению. Справа - Зигмунд Рашер, слева - доктор физиологии Хольцлёхнер, «приглашённый специалист».

Тот же Рашер инициировал серию опытов по выяснению практического потолка для лётчиков путём заключения подопытных в герметичных камерах и создания там разрежения. В барокамере моделировались условия, существующие на различных высотах - до 20 километров. Отряд 731 проводил точно такие же опыты, только порой доводил их до абсурда. Воздух из камеры выкачивали до такой степени, что человека внутри просто разрывало.

Одной из проблем нацистских исследований был, как ни странно, Гиммлер - их непосредственный начальник. Будучи не очень подкованным в данной науке человеком, он регулярно вмешивался в работу врачей, прикрывал перспективные исследования и финансировал бессмысленные, например, согревание обмороженных женским телом (на эти опыты было потрачено море денег).

Стоит заметить, что мы намеренно не акцентируем внимание на печально знаменитых опытах доктора Йозефа Менгеле. В процессе исследования материалов нам не удалось найти никакого смысла большинства его жутких экспериментов, проведённых в Освенциме и других лагерях смерти. Попытки сшивания близнецов, пересадки органов от одного близнеца к другому, изменения цвета глаз путём впрыскивания химикатов ничего не дали медицине. Всё говорит о том, что Менгеле был не более чем высокопоставленным безумцем.

Позорная биомедицина в США

Самое спорное медицинское «событие» в истории США - даже не принятие и оправдание японских медицинских преступников из Отряда 731, а собственные американские опыты, направленные на исследование развития сифилиса. С 1932 года Подразделение венерических заболеваний Службы общественного здравоохранения США проводило исследование сифилиса на темнокожем населении города Таскиги, штат Алабама. Почему на чернокожем? Потому что малограмотные и необразованные негры не знали, что существуют способы лечить эту пагубную болезнь.

Более того, когда для лечения сифилиса стали повсеместно использовать пенициллин (примерно с 1947 года), врачи намеренно скрыли этот факт от пациентов, продолжая исследования. Отношение врачей к подопытным чётко выразил доктор Джон Хеллер. «Они были предметами, а не больными, клиническим материалом, а не пациентами», - сказал он в одном из интервью, данных после прекращения проекта.

Снимок 1950-х годов: врач вводит подопытному из Таскиги плацебо под видом настоящего лекарства.

Конец опытам положила в 1972 году пресса. Специалист по исследованиям венерических заболеваний Петр Бакстун опубликовал разгромную статью об алабамском эксперименте. Статья вышла на передовицах крупнейших американских газет, в том числе New York Times, и под давлением общественности эксперимент был прекращён, выжившим предоставлена медицинская помощь, а все участники-врачи были лишены права на медицинскую практику. Надо отметить, что многие данные о развитии сифилиса, о передаче его от матери к ребёнку и о возможности заразиться получены именно благодаря этому неприятному эпизоду американской истории.

ЦРУ и манипуляции с сознанием

Рассекреченный документ ЦРУ, одобряющий использование ЛСД для опытов

История знала множество случаев, когда жертвами экспериментов становились психически ненормальные и не всегда понимающие, что происходит, люди. Широко освещены в прессе два подобных американских проекта, проводимых под эгидой ЦРУ, - Bluebird (1951-1953 гг, позже переименован в Artichoke) и МКULTRA (конец 50-х - начало 60-х гг). Собственно, целью обоих проектов было получение контроля над человеческим разумом. В качестве подопытных привлекались пациенты неврологических клиник - кто-то добровольно, в надежде излечиться (им сообщалось, что эксперименты - это новый вид терапии), иные - несознательно, без разрешения родственников и с молчаливого попустительства врачей.

Эксперименты проводились большей частью под различными психотропными средствами, в частности, ЛСД и кокаином, а также с активным применением электрошоковой терапии. Bluebird имел первоочередной задачей создание абсолютной сыворотки правды; в ходе экспериментов медики научились вызывать у людей искусственную амнезию на заданные промежутки времени, а также «подсаживать» ложные воспоминания гипнотическим путём. Например, в описаниях проекта фигурирует случай искусственного раздвоения личности у 19-летней девушки.

Другой документ описывает ситуацию, когда женщине-добровольцу (сотруднице ЦРУ) подсадили фальшивую личность; пациентка забыла всё о своей прошлой жизни и рьяно защищала новую, выдуманную. После обратной процедуры она не помнила ничего о втором «я». В большинстве случаев подопытные проекта Bluebird остались более или менее здоровыми (или столь же больными, сколь в начале экспериментов).

Гораздо более серьёзным стал второй проект Управления - МКULTRA. Официально открытый 3 апреля 1953 года, переименованный в MKSEARCH в 1964 году, он был со скандалом свёрнут в 1972-м, причём львиная доля документов была тайно уничтожена, чтобы не допустить расследования по антисоциальной деятельности ЦРУ. Оно таки началось тремя годами позже, но ни к чему толком не привело.

Проект подразделялся на 149 (!) субпроектов, бюджеты многих из них зашкаливали за несколько миллионов долларов, что по тем временам было неслыханно. Например, в рамках одного из субпроектов более 1500 солдат американской армии получали в своём дневном рационе порцию ЛСД в целях проверки их боеспособности и сознательности под действием наркотика. МКULTRA исследовал все возможные способы воздействия на разум - химические, биологические, гипнотические и даже радиологические. Скандал возник, когда вскрылись данные о многочисленных экспериментах на детях, в том числе по размножению неразвитого ещё сознания под действием психотропных веществ и радиации.

Надо отметить, что опыт, полученный в ходе обоих проектов, по сей день применяется спецслужбами и некоторыми медицинскими организациями. В частности, ряд сывороток правды, разработанных в рамках Bluebird, стоит на вооружении у различных стран мира.

Что творится сегодня

Основным документом, регламентирующим взаимоотношения врачей и участников медицинских экспериментов, является Хельсинская декларация, принятая в 1964 году и с тех пор претерпевшая множество поправок и изменений. Последняя её редакция вышла в 2008 году. В основу декларации лёг Нюрнбергский кодекс, принятый в ходе суда над нацистскими преступниками. Кодекс предписывал, чтобы «…до принятия утвердительного решения объект эксперимента был информирован о его характере, продолжительности и цели; методе и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможных неудобствах и рисках; о последствиях для его здоровья или личности». Помимо того, кодекс требовал «соблюдения права испытуемого на отказ от участия в исследовании на любом этапе его проведения».

Тем не менее иногда происходят случаи, которые никоим образом не подпадают под законодательство, но всё-таки остаются безнаказанными. Широкую огласку получила история девочки Стефани Фэй Боклэр по прозвищу «Бэби Фэй». Фэй родилась в Калифорнии в 1984 году с синдромом гипоплазии левых отделов сердца - ей требовалась моментальная пересадка органа. Подходящего донора для новорождённого не нашлось, и хирург Леонард Бэйли пересадил ребёнку - впервые в истории! - сердце бабуина. Девочка умерла спустя 21 день от почечной инфекции, - но сердце работало.

Этичен ли поступок Бэйли? Законен ли он? Дискуссии не умолкали в течение десяти лет после операции, но потом сошли на нет. В принципе, точно таким же гонениям некогда подвергся великий хирург Кристиан Барнард, проведший первую в истории успешную пересадку сердца.

В России для опытов на человеке есть серьёзная лазейка в законодательстве: федеральный закон «О лекарственных средствах» включает пресловутую статью 40, допускающую «испытания лекарств, предназначенных для лечения психических заболеваний, на психически больных, лишённых дееспособности». То есть, по сути, статья разрешает проводить опыты на людях без из согласия.

Итак, эксперименты с участием добровольцев проводятся и сегодня - здесь нет ни юридической, ни нравственной проблемы. Что делать с исследованиями, на которые добровольцев найти невозможно? Как исследовать то, что несёт реальный риск для жизни или гарантированные увечья? Ответа нет. Этика против науки - это вечный конфликт, который человечество вряд ли сумеет разрешить.

Опыты на трупах

Анатомический справочник Везалия был, помимо всего прочего, великолепно иллюстрирован.

В прошлом этика иной раз запрещала не только опыты на людях, но и вещи, которые сейчас кажутся нормальными - например, опыты на трупах.

Великий Андрей Везалий, основоположник анатомии, в XVI веке нарушил все возможные запреты церкви, выкупая захороненные трупы у кладбищенских сторожей и вскрывая их в своём анатомическом театре. В ходе экспериментов он нашёл более 300 (!) ошибок в работах Галена, по которым учили медицину в течение более чем десяти веков до Везалия.

Гален работал только с трупами животных, потому что этика не позволяла ему работать с человеческими. И потому строение многих органов он описывал «по образу и подобию». А Везалий рассматривал настоящее человеческое тело и создал объёмный труд «О строении человеческого тела» (1543), который лёг в основу анатомии как науки.

Инквизиция не простила великого врача - но это уже совсем другая история.

  • Александр Беляев «Властелин мира»
  • Кирилл Бенедиктов «Блокада»
  • Имре Кертес «Без судьбы»
  • Сэйити Моримура «Кухня дьявола»
  • Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»
  • Герберт Уэллс «Остров доктора Моро»

Что посмотреть?

  • Заводной апельсин (A Clockwork Orange, США-Великобритания, 1971)
  • Эксперименты над людьми (Human Experiments, США, 1980)
  • Куб (Cube, Канада, 1997)
  • Эксперимент (Das Experiment, Германия, 2000)
  • Остров (The Island, США, 2005)
  • Человеческая многоножка (The Human Centipede, Голландия, 2009)
  • Остров проклятых (Shutter Island, США, 2010)

Фашистская Германия, кроме того, что начала Вторую Мировую войну, еще и печально известна своими концентрационными лагерями, а также теми, ужасами, что там происходили. Ужас нацистской лагерной системы состоял не только в терроре и произволе, но и в тех, колоссальных по масштабам, опытам над людьми, что там проводились. Научные исследования были организованы с размахом, а цели их были настолько разнообразными, что потребуется много времени, чтобы хотя бы назвать их.


В немецких концлагерях на живом «человеческом материале» проводилась проверка научных гипотез и отработка разнообразных биомедицинских технологий. Военное время диктовало свои приоритеты, поэтому врачей прежде всего интересовало практическое применение научных теорий. Так, например, исследовалась возможность сохранения работоспособности людей в условиях чрезмерных нагрузок, переливание крови с разными резус-факторами, проводились испытания новых лекарств.

Среди этих чудовищных экспериментов можно назвать испытания давлением, эксперименты по гипотермии, разработка вакцины против тифа, эксперименты с малярией, газом, морской водой, ядами, сульфаниламидом, опыты по стерилизации и многие другие.

В 1941 году были проведены опыты с гипотермией. Руководил ими доктор Рашер под непосредственным контролем Гиммлера. Опыты проводились в два этапа. На первом этапе выясняли, какую температуру и как долго может выдержать человек, а второй этап заключался в определении способов восстановления человеческого организма после обморожения. Для проведения таких экспериментов узников вывозили зимой без одежды на целую ночь или помещали в ледяную воду. Опыты по гипотермии проводились исключительно на мужчинах, чтобы смоделировать условия, в которых находились немецкие солдаты на Восточном фронте, поскольку нацисты были плохо подготовлены к зимнему периоду времени. Так, например, в одном из первых опытов пленных опускали в емкость с водой, температура которой составляла от 2 до 12 градусов, в костюмах летчиков. При этом на них надевали спасательные жилеты, которые удерживали их на плаву. В результате проведенного эксперимента, Рашер установил, что попытки вернуть к жизни человека, попавшего в ледяную воду, равны практически нулю, если был переохлажден мозжечок. Это послужило причиной разработки специального жилета с подголовником, который прикрывал затылок и не давал задней части головы погружаться в воду.

Тот же доктор Рашер в 1942 году начал проводить опыты над заключенными, используя изменения давления. Таким образом, врачи пытались установить, какое давление воздуха способен выдержать человек, и какое время. Для проведения эксперимента использовали специальную барокамеру, в которой регулировалось давление. Одновременно в ней находилось 25 человек. Цель этих экспериментов заключалась в том, чтобы помочь пилотам и парашютистам, находящимся на большой высоте. Согласно одному из докладов доктора, опыт проводился над 37-летним евреем, который был в хорошей физической форме. Через полчаса после начала опыта он умер.

В эксперименте приняли участие 200 пленных, из них 80 умерли, остальные были просто убиты.

Фашисты вели также и крупномасштабную подготовку к использованию бактериологического . Упор в основном делался на быстротекущие болезни, чуму, сибирскую язву, тиф, то есть такие заболевания, которые в короткие сроки могли вызвать массовые заражения и гибель противника.

В Третьем Рейхе имелись большие запасы бактерий сыпного тифа. В случае массового их использования необходимо было разработать вакцину для обеззараживания немцев. По поручению правительства, разработкой вакцины против тифа занялся доктор Пол. Первыми, кто испытал на себе действие вакцин, стали узники Бухенвальда. В 1942 году там заразили тифом 26 цыган, которых перед этим вакцинировали. В итоге 6 человек умерли от прогрессирования болезни. Такой результат не удовлетворил руководство, поскольку смертность была высокой. Поэтому исследования были продолжены и в 1943 году. А уже на следующий год усовершенствованная вакцина вновь была опробована на людях. Но в этот раз жертвами вакцинации стали узники лагеря Нацвейлер. Проводил опыты доктор Кретьен. Для эксперимента было отобрано 80 цыган. Их заражали тифом двумя способами: с помощью уколов и воздушно-капельным путем. Из всего количества подопытных заразилось всего 6 человек, однако даже такому небольшому количеству не оказали никакой медицинской помощи. В 1944 году все 80 человек, которые были задействованы в эксперименте, либо умерли от болезни, либо были расстреляны надсмотрщиками концлагеря.

Кроме того, в том же Бухенвальде проводились и другие жестокие опыты над узниками. Так, в 1943-1944 годах там проводились эксперименты с зажигательными смесями. Целью их было решение проблем, связанных с взрывами бомб, когда солдаты получали ожоги фосфором. В основном для этих экспериментов использовали русских пленных.

Здесь же проводились эксперименты с половыми органами, для того, чтобы выявить причины гомосексуализма. В них задействовали не только гомосексуалистов, но и мужчин традиционной ориентации. Одним из экспериментов была пересадка половых органов.

Также в Бухенвальде проводились опыты по заражению пленных желтой лихорадкой, дифтерией, оспой, а также использовали отравляющие вещества. Так, например, для изучения эффекта воздействия ядов на человеческий организм, их добавляли в пищу заключенным. В результате часть жертв умирала, а часть была немедленно расстреляна для проведения вскрытия. В 1944 году всех участников этого эксперимента расстреляли, используя пули с ядом.

В концлагере Дахау также была проведена серия экспериментов. Так, еще в 1942 году часть узников в возрасте от 20 до 45 лет заразили малярией. Всего было заражено 1200 человек. Разрешение на проведение эксперимента было получено руководителем доктором Плетнером непосредственно от Гиммлера. Жертв кусали малярийные комары, а, кроме того, им вливали еще и споровики, которые брали из москитов. Для лечения использовался хинин, антипирин, пирамидон, а также особый лекарственный препарат, который носил название «2516-Беринг». В результате примерно 40 человек умерли от малярии, около 400 – погибли от осложнений после болезни, а еще часть умерла от чрезмерных доз медикаментов.

Здесь же, в Дахау, в 1944 году, проводились эксперименты по превращению морской воды в питьевую. Для опытов использовали 90 цыган, которых полностью лишили пищи и заставляли пить только морскую воду.

В концлагере Аушвиц проводились не менее жуткие эксперименты. Так, в частности, на протяжении всего периода войны там проводились опыты по стерилизации, целью которых было выявление быстрого и эффективного способа стерилизации большого количества людей без больших временных и физических затрат. За время эксперимента было стерилизовано тысячи человек. Процедура проводилась при помощи хирургического вмешательства, рентгена и различных лекарственных препаратов. Вначале использовались уколы с йодом или нитратом серебра, но такой способ имел большое количество побочных эффектов. Поэтому боле предпочтительным было облучение. Ученые установили, что определенное количество рентгеновских лучей может лишить человеческий организм вырабатывать яйцеклетки и сперму. В ходе проведения экспериментов большое количество заключенных получили радиационные ожоги.

Особой жестокостью отличались опыты с близнецами, которые проводил доктор Менгеле в концлагере Освенцим. До войны он занимался вопросами генетики, поэтому близнецы были ему особенно "интересны".

Менгеле самолично сортировал «человеческий материал»: наиболее интересных, по его мнению, отправляли на опыты, менее выносливых – на трудовые работы, а остальных – в газовую камеру.

В эксперименте было задействовано 1500 пар близнецов, из которых только 200 остались в живых. Менгеле проводил опыты по изменению цвета глаз, делая инъекции химических препаратов, в результате чего наступала полная или временная слепота. Кроме того, он сделал попытку «создания сиамских близнецов», сшив близнецов. Кроме того, он проводил эксперименты с заражением одного из близнецов инфекцией, после чего проводил вскрытия обоих, чтобы сравнить пораженные органы.

Когда советские войска подходили к Освенциму, доктору удалось бежать в Латинскую Америку.

Не обошлось без экспериментов и еще в одном немецком концлагере – Равенсбрюк. В экспериментах использовали женщин, которым вводили бактерии столбняка, стафилококка, газовой гангрены. Целью опытов было определение эффективности сульфаниламидных препаратов.

Узницам делали надрезы, куда помещали осколки стекла или металла, а затем подсаживали бактерии. После заражения за подопытными тщательно следили, записывая изменения температуры и других признаков заражения. Кроме того, здесь проводились опыты по трансплантологии и травматологии. Женщин намеренно калечили, а чтобы было удобнее следить за процессом заживления, - вырезали участки тела до кости. Более того, нередко им ампутировали конечности, которые затем отвозили в соседний лагерь и пришивали другим узникам.

Мало того, что нацисты издевались над заключенными концлагерей, так они еще и над «истинными арийцами» опыты проводили. Так, недавно было обнаружено большое захоронение, которое вначале приняли за скифские останки. Однако позже удалось установить, что в могиле были немецкие солдаты. Находка привела в ужас археологов: часть тел была обезглавлена, у других были распилены берцовые кости, у третьих - имелись отверстия вдоль позвоночника. Также было установлено, что при жизни на людей воздействовали химическими препаратами, а также во многих черепах были отчетливо видны разрезы. Как позже выяснилось, это были жертвы экспериментов «Аненербе», - тайной организации Третьего Рейха, которая занималась созданием сверхчеловека.

Поскольку сразу было очевидно, что проведение подобных экспериментов будет связано с большим количеством жертв, Гиммлер взял на себя ответственность за все смерти. Он не считал все эти ужасы убийством, поскольку, по его словам, узники концлагерей – это не люди.

Невероятные факты

Иногда наука бывает безжалостной. А что если ради спасения человечества, к примеру, от рака, будет необходимо оставить несколько десятков испуганных детей в лесу?

А если это нужно будет сделать всего лишь для удовлетворения научного любопытства?

Как вы думаете, ответы на эти вопросы очевидны? К сожалению, не для всех.

Некоторые ученые мужи не видят ничего страшного в том, чтобы во имя науки…

6) Оставить детей в диком лесу и натравить их друг на друга



Летом 1954 года турецкому психологу Музаферу Шерифу (Muzafer Sherif) пришла в голову интересная идея. Он подумал о том, что будет происходить, если две группы детей забросить в какое-либо очень отдаленное место, где нет людей и натравить их друг на друга, заставив враждовать.

Психолог не знал другого способа найти ответ на вопрос, кроме как провести самый настоящий научный эксперимент. Он собрал две группы, в каждой из которых было по одиннадцать 11-летних детей.

При этом детей уверили в том, что они едут в летний лагерь, где в течение трех недель их ждет безмятежное купание, рыбная ловля и лазание по горам.

Научные эксперименты, которые изменили мир

Ни один из детей не знал, что их родители перед самым «началом заезда» уже подписали контракт и дали согласие на участие их чад в этом эксперименте. Также никто не знал о том, что есть еще и вторая группа таких же детей, которая будет натравливаться на первую.

Первая неделя прошла очень хорошо, потому что две группы держались обособленно. Это время было предназначено на то, чтобы дети выстроили отношения внутри своей группы. В результате в обеих группах сформировалась иерархия, негласно были выбраны лидеры и придуманы названия – "Орлы" и "Гремучие змеи".



После того, как в группах была полностью "поделена власть" и стало понятно, кто ест кто, им позволили "случайно" прознать о существовании "себе подобных".

Пришло время второй части эксперимента. Это был период всяческих попыток ученых подстроить конфликты, после которых они внимательно наблюдали за тем, как далеко может зайти вражда.

Началось все с обычных игр типа баскетбола и перетягивания каната. Победители получали в подарок красивые перочинные ножи, а проигравшие таили обиду. Затем эксперты очень умело углубили конфликт, организовав вечеринку, на которую "Орлы" прибыли несколько раньше.

В итоге "Орлы" полакомились всем самым вкусным, что было на столе, а соперникам оставили лишь объедки. Ребят из второй команды, безусловно, это жутко обидело, и они начали выражаться очень нелицеприятно в адрес "Орлов".



Позднее началось бросание тарелками с остатками еды, которое продолжилось настоящей бойней. В итоге детей из разных групп одолевала жуткая ярость каждый раз, когда им приходилось видеть друг друга. Более того, постоянно при встречах они старались как-то напакостить соперникам.

Одним словом, Шериф и его команда сумели в кратчайшие сроки (менее трех недель) сделать из обычных детей, поведенческих проблем у которых не наблюдалось, стадо агрессивных дикарей. Браво, наука!



Стоит отметить, что психолог три раза проводил этот эксперимент с разными детьми. Результаты всегда были одинаковыми.

Жестокие эксперименты



В начале 1960-х годов по инициативе психолога Альберта Бандура (Albert Bandura) группа ученых решила выяснить, способны ли дети подражать агрессивному поведению взрослых людей.

Для этого они использовали большого надувного клоуна, получившего имя Бобо, и сняли фильм, в котором "взрослая тетя" ругала, била молотком и пинала его. После этого видео было показано группе из 24 малышей дошкольного возраста.

Вторая группа детей увидела обычное видео, без насилия, а третьей группе не показали ничего.

После этого всех детей поочередно пускали в комнату, в которой находился клоун, молотки и игрушечные пистолеты, несмотря на то, что ни в одном из видео не было никакого огнестрельного оружия.

В итоге дети из первой группы, которые видели "мучения" Бобо, сразу же «взялись за дело»:

Один малыш даже взял в руки пистолет, приставил его к клоуну и начал рассказывать надувной жертве о том, как он вышибет ему мозги:



Дети из двух других групп не проявили даже никакого намека на насилие.

После проведения этого эксперимента Бандура рассказал о своих выводах научному сообществу, однако одобрения ему получить практически не удалось, потому как огромное количество скептиков высказывалось о том, что таким экспериментом доказать ничего нельзя, ведь резиновая игрушка для того и создана, чтобы ее пинали.

7 жесточайших медицинских экспериментов в истории

В ответ на эту критику психолог снял фильм, в котором происходили издевательства над живым Бобо. Потом все происходило по ранее известному сценарию. Как вы и догадались, дети повели себя аналогичным образом, даже еще усерднее били живого клоуна.



Но в этот раз никто не решился оспаривать выводы Бандуры о том, что дети подражают взрослым и имитируют их поведение.

Эксперименты психологов

4) Эксперимент со сломанной игрушкой



Психологи университета Айовы задались вопросом о том, каким образом у малышей формируется чувство вины. Для этого они разработали эксперимент "Сломанная кукла".

Суть была в следующем: взрослый показывал ребенку какую-то игрушку и повествовал очень душещипательную историю о том, насколько ему дорога эта кукла, как сильно он ее любит, и как в детстве он с ней играл. Затем игрушка отдавалась ребенку с указанием бережного к ней отношения.



Но как только кукла оказывалась в руках ребенка, она тут же "ломалась", причем безнадежно. Для этого в игрушку был встроен специальный механизм. Далее «по программе» взрослый глубоко вздыхает, а затем еще сидит и некоторое время молча смотрит на ребенка.

10 необычных мысленных экспериментов

Только представьте себе малыша, сидящего в мертвой тишине под тяжелым взглядом взрослого. Ребенок тупит глаза, съеживается и прячет голову под руками. И все это тянется долгую минуту.

Любопытно отметить, что малыши, максимально травмированные экспериментом с куклой, в последующие пять лет вели себя более, чем примерно по сравнению с теми, кого он практически не тронул.

Вполне вероятно, что некоторые дети поняли, что такое чувство вины, а может быть просто осознали: от взрослых можно ожидать все.

Самые жестокие эксперименты в психологии

3) Жестоко обмануть младенца



С того момента, когда малыши начинают ползать, они сразу осознают, что вниз по отвесным поверхностям ни в коем случае нельзя лезть, потому что можно упасть и удариться.

Но откуда детки знают, что им будет больно после падения, если они ни одного раза в своей жизни не падали?

По мнению экспертов из Корнельского университета (Cornell University) Ричарда Уолка (Richard D. Walk) и Элеонор Гибсон (Eleanor J. Gibson), для того, чтобы изучить данный феномен необходимо подтолкнуть малыша к «пропасти» и убедить его двигаться дальше.

Ученые создали "зрительный обрыв", особую конструкцию из толстого стекла и щитов. Затем они замаскировали полученную конструкцию при помощи текстиля с соответствующим рисунком.

10 противоречивых генетических экспериментов

В итоге получилась полная иллюзия того, что на месте стекла находится пустота, вплоть до самого пола. Никакой опасности для младенца нет, казалось бы, ничего страшного. Безусловно, физического вреда эта задумка – эксперимент не могла принести ребенку. Но…

Детей поочередно провоцировали на движение к "обрыву", а их матери находились на другом "конце пропасти", убеждая их ползти вперед. Иными словами, ученым удалось найти матерей, которые готовы были подтолкнуть своего ребенка сделать то, что он считал (причем правильно делал) гибелью.



Таким образом, перед малышами стоял выбор: следовать чувству самосохранения или быть послушным. Этому испытанию подверглись 36 младенцев от полугода до 14 месяцев. При этом только три малыша повиновались и проползли по стеклу.

Большая часть деток развернулась и поползла обратно от своих мам, ослушавшись их. Оставшиеся просто разревелись.

Стоит отметить, что несмотря на то, что практически никто из малышей не попался на удочку ученых, они, тем не менее, оказались на краю "обрыва", поэтому если бы ситуация происходила на самом деле, то они могли бы легко упасть.

По результатам этого эксперимента ученые сделали "сенсационное" заявление: детей ни в коем случае нельзя оставлять у края "пропасти" независимо от того, насколько у них развито чувство самосохранения и насколько хорошо они ориентируются в определении глубины.

Эксперименты над людьми

2) Использование детей-сирот как подопытных кроликов для тренировки будущих мам



Эти эксперименты проводились в те далекие времена, когда девочки в специальных заведениях учились вести домашнее хозяйство, готовить пищу и угождать мужу.

Одному из ученых тех времен пришла в голову "гениальная" мысль: использовать детишек, оставшихся без родителей, как живое пособие для того, чтобы обучать девочек как быть матерью. То есть дети-сироты выступали подопытными кроликами.

Леденящая кровь наука: самые страшные эксперименты

Приблизительно с 1920-х годов такие учебные заведения стали "одалживать" сотнями детишек – сирот из детских домов, на которых практиковались юные девчонки. Сироты находились в специальных комнатах, куда на время урока наведывалось по несколько "мам".

Настоящие имена детей не назывались, поэтому девочки давали им свои имена, зачастую это были обидные и издевательские прозвища. Спустя несколько лет работы сиротские «наглядные пособия» были пристроены в приемные семьи.


Родители, естественно, были убиты горем и обратились за помощью к психологу Джону Мани (John Money), который изучал сексуальную идентификацию. Его рекомендация была крайне радикальной – операция по смене пола.

Главное, что интересовало родителей – это счастье их детей, поэтому они готовы были пойти на все, только бы видеть своих детей счастливыми. Однако, как выяснилось много лет спустя, самого доктора счастье мальчика интересовало в последнюю очередь.



Мани просто решил, что такую уникальную возможность упускать нельзя и превратил эту ситуацию в эксперимент, результаты которого должны были доказать, что именно воспитание играет ведущую роль в гендерной самоидентификации и сексуальной ориентации, а не природа.

Более того, психолог полагал, что наличие у Дэвида брата близнеца – это уникальный шанс подтвердить данную гипотезу.

Однако, проблемы начались тогда, когда Дэвид никак не соглашался быть Брендой. "Девочка" постоянно отказывалась носить юбки и платья, "она" не хотела играть с куклами, которыми была заполнена ее комната, "ее" всегда тянуло к машинкам и пистолетикам брата.

Самые неэтичные научные эксперименты

Даже в детском саду, а впоследствии и в школе Дэвида-Бренду регулярно дразнили за то, что ребенок ведет себя как мальчишка.

Убитые горем родители снова отправились к психологу, но Мани заверил их, что это всего лишь трудный возраст и совсем скоро все наладится. Параллельно с тем, как рос ребенок, жестокий психолог писал и опубликовывал научные статьи об этом "эксперименте". Мани считал это своей победой и полным научным триумфом.



Позднее, когда Дэвид вырос и выяснил всю правду, «доктор» свернул свою деятельность и перестал публиковаться. Несколько десятилетий о нем ничего не было слышно. Лишь в 1997 году всплыли документы, из которых было понятно, какой невероятный ущерб принес эксперимент Мани бедному мальчику.

Дэвид перенес многочисленные операции по "возвращению" в свой пол. Но новый образ жизни так и не принес ему желанного покоя. В возрасте 38 лет Дэвид покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову.

Хочу представить вам самые невероятные и ужасные эксперименты над человеческой и животной психикой


1. Малыш Альберт. 1920 год



Джон Уотсон, родоначальник бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые прежде страх не вызывали. Ученый проверил вероятность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совершенно не боялся и даже любил с ней играть.

В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Спустя два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. На первых порах малыш совсем не боялся крысы и безмятежно играл с ней. Спустя некоторое время Уотсон начал наносить удары железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка всякий раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Через неделю эксперимент повторили - в этот раз по металлической пластине ударили 5 раз, а затем положили крысу в колыбель к ребенку. Малыш теперь плакал на взрыд только при виде белой крысы.

Еще через 5 дней Уотсон решил проверить, будет ли мальчуган бояться похожих объектов. Ребенок до ужаса испугался ваты, маски Санта-Клауса и чуть не упал в обморок при виде белого кролика. Так как громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

2. Опыт Милгрэма. 1974 год



Опыт Стэнли Милгрэма из Йельского университета описан автором в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». В опыте участвовал исследователь, испытуемый и актер, игравший роль другого испытуемого. В начале эксперимента между испытуемым и актером «по жребию» распределялись роли «учителя» и «ученика». В действительности испытуемому постоянно доставалась роль «учителя», а нанятый актер неизменно был «учеником». «Учителю» перед началом эксперимента объясняли, что цель опыта – обнаружить новые методы запоминания информации. В реальности же экспериментатор исследовал поведение подопытного, получающего указания, расходящиеся с его внутренними поведенческими нормами.

«Ученика» привязывали к креслу, к которому был прикреплен электрошокер. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар током в 45 вольт. После этого «учитель» уходил в другую комнату и должен был по громкой связи давать «ученику» простые задачки на запоминание. При каждой ошибке ученика испытуемый должен был жать на кнопку, и ученик получал удар током в 45 вольт. В действительности актер, игравший ученика, только лишь делал вид, что получает удары током. Затем после каждой ошибки учитель должен был повышать напряжение на 15 вольт. В какой-то момент актер начинал требовать остановить эксперимент. «Учитель» начинал колебаться, а экспериментатор на это отвечал: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали. Продолжайте, пожалуйста».

По мере увеличения напряжения актер разыгрывал все более сильный дискомфорт, потом сильную боль и наконец срывался на вопль. Опыт продолжался до напряжения в 450 вольт. Если «учитель» колебался, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность за эксперимент и за безопасность «ученика» и что опыт должен быть продолжен. Результаты оказались шокирующими: 65% «учителей» дали разряд в 450 вольт, зная, что «ученик» испытывает страшную боль.

Несмотря на все предварительные прогнозы экспериментаторов, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом ученого и наказывали «ученика» электрошоком, притом в серии опытов из сорока испытуемых ни один не остановился до уровня 300 вольт, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, а 26 «учителей» из 40 дошли до конца шкалы.

Критики заявили, что испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета. В ответ на эту критику Милгрэм повторил эксперимент, сняв убогое хранилище в городке Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». Результаты качественно не изменились: 48% испытуемых согласились дойти до конца шкалы.

В 2002 году сводные результаты всех схожих экспериментов показали, что до конца шкалы доходят от 61% до 66% «учителей», независимо от времени и места эксперимента. Выводы из эксперимента следовали самые пугающие: неизвестная темная сторона человеческой натуры склонна не только бездумно подчиняться авторитету и исполнять самые немыслимые указания, но и оправдывать собственное поведение полученным «приказом». Многие участники эксперимента испытывали чувство превосходства над «учеником» и, нажимая на кнопку, были уверены, что «ученик», ошибочно ответивший на вопрос, получает по заслугам.

В конечном итоге, результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании так глубоко, что испытуемые продолжали исполнять указания, невзирая на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

3. Тюремный эксперимент. 1971 год.



Эксперимент с «искусственной тюрьмой» не задумывался его создателем как нечто неэтичное или вредное для психики его участников, но результаты этого исследования повергли в шок общественность. Выдающийся психолог Филипп Зимбардо решил исследовать поведение и социальные нормы индивидуумов, помещенных в нетипичную для них обстановку тюрьмы и вынужденных играть роли заключенных или надзирателей. Для этого в подвале факультета психологии оборудовали имитацию тюрьмы, а студентов-добровольцев в количестве 24 человек разделили на «заключенных» и «надзирателей».

Предполагалось, что «заключенные» изначально помещены в ситуацию, в ходе которой они будут испытывать личностную дезориентацию и деградацию, вплоть до полной деперсонализации. «Надзирателям» не дали никаких специальных инструкций по поводу их ролей. На первых порах студенты не очень-то понимали, каким образом им необходимо играть свои роли, но уже на второй день эксперимента все встало на свои места: мятеж «заключенных» было жестоко подавлено «надзирателями». С этого момента поведение обеих сторон в корне изменилось. «Надзиратели» разработали специальную систему привилегий, призванную разобщить «заключенных» и зародить в них недоверию друг к другу – порознь они не так сильны, как вместе, а следовательно, их легче «охранять». «Надзирателям» стало казаться, что «заключенные» в любой момент готовы поднять новое «восстание», и система контроля ужесточилась до крайней степени: «заключенных» не оставляли наедине с собой даже в туалете.

В результате «заключенные» стали испытывать эмоциональные расстройства, депрессию, бессилие. Через некоторое время посетить «заключенных» пришел «тюремный священник». На вопрос, как их зовут, «заключенные» чаще всего называли свои номера, а не имена, а вопрос, как они собираются выбираться из тюрьмы, приводил их в тупик. К ужасу экспериментаторов оказалось, что «заключенные» целиком и полностью вжились в свои роли и начали ощущать себя в настоящей тюрьме, а «надзиратели» испытывали настоящие садистские эмоции и намерения по отношению к «заключенным», еще несколько дней назад бывшими их добрыми друзьями. Казалось, обе стороны напрочь забыли, что все это – всего лишь эксперимент. Несмотря на то эксперимент должен был проходить в течении двух недель, он был прекращен досрочно, всего через 6 дней по этическим соображениям.

4. «Чудовищный эксперимент». 1939 год



В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, как чисто и правильно они говорят.

Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, ехидно высмеивала малейший изъян их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда в жизни не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в «негативной» группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни.

Эксперимент, впоследствии названный «чудовищным», долго скрывали от общественности из страха навредить репутации Джонсона: похожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии. В 2001 году университет штата Айова принес официальные извинения всем пострадавшим в ходе исследования.

5. Исследования по воздействию наркотиков на живой организм. 1969 год.


Нужно признать, что есть такие эксперименты, проводимые на животных, которые помогают ученым изобрести лекарства, которые в дальнейшем могут спасти десятки тысяч человеческих жизней. Но есть такие исследования, которые переходят все границы этики. Примером может послужить эксперимент, призванный помочь ученым понять и изучить скорость и степень привыкания человека к наркотическим веществам.

Эксперимент проводился на крысах и обезьянах, как на животных, наиболее близких к человеку по физиологии. Животных приучали самостоятельно впрыскивать себе дозу определенного наркотика: морфина, кокаина, кодеина, амфетаминов и т.д. Как только животные научились самостоятельно «колоться», экспериментаторы оставили им большое количество препаратов, предоставили животных самим себе и начали наблюдение.

Животные так растерялись, что многие их них даже пытались бежать, причем, находясь под действием наркотиков, они калечились и не чувствовали боли. Обезьяны, принимавшие кокаин, начали сходить с ума от конвульсий и галлюцинаций: несчастные животные вырывали себе фаланги пальцев. Обезьяны, «сидевшие» на амфетаминах, выдернули у себя всю шерсть. Животные-»наркоманы», предпочитавшие «коктейль» из кокаина и морфина, умирали в течение 2 недель после начала приема препаратов.

Несмотря на то что целью эксперимента было понять и оценить степень воздействия наркотиков на организм человека с намерением дальнейшей разработки эффективного лечения наркозависимости, способы достижения результатов трудно назвать гуманными.

6. Эксперименты Лэндиса. 1924 год



В 1924 году Карини Лэндис из университета Миннесоты начал исследовать человеческую мимику. Эксперимент, затеянный ученым, должен был выявить общие закономерности работы групп лицевых мышц, отвечающих за выражение отдельных эмоциональных состояний, и найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций. Испытуемыми стали его собственные студенты. Чтобы сделать мимику более отчетливой, он нарисовал на лицах испытуемых линии жженой пробкой, после чего предъявлял им нечто, способное вызвать сильные эмоции: заставлял их нюхать аммиак, слушать джаз, смотреть на порнографические картинки и засовывать руки в ведра с жабами и змеями.

В мгновение выражения эмоций студентов фотографировали. И все бы ничего, но последнее испытание, которым Лэндис подверг студентов, выходило за всякие рамки этики. Лэндис просил каждого испытуемого оттяпать ножом голову белой крысе. Все участники эксперимента поначалу отказывались это сделать, многие плакали и кричали, но затем большинство из них согласились это сделать. Хуже всего было то, что почти все участники эксперимента, что называется, в жизни и мухи бы не обидели и совершенно не представляли, каким образом исполнять требование экспериментатора. В результате животным причинили немало мук.

Последствия эксперимента оказались куда как более важными, чем сам эксперимент. Никакой закономерности в выражении лица ученым выявить не удалось, но психологи получили доказательство того, как легко и просто люди готовы подчиниться авторитету и сделать то, что в обычной жизненной ситуации не сделали бы никогда.

7. Приобретенная беспомощность. 1966 год



В 1966 году психологи Марк Селигман и Стив Майер провели серию экспериментов на собаках. Животных поместили в клетки, заранее разделив на три группы. Контрольную группу через какое-то время отпустили, не причинив никакого вреда, вторую группу животных подвергали повторяющимся ударам тока, которые можно было прервать нажатием рычага изнутри, а животных их третьей группы подвергали внезапным ударам тока, которые никак нельзя было предотвратить.

В результате у собак выработалась так называемая «приобретенная беспомощность» – реакция на неприятные раздражители, основанная на убежденности в беспомощности перед окружающим миром. Скоро у животных начали появляться признаки клинической депрессии. Через некоторое время собак из третьей группы выпустили из клеток и посадили в открытые вольеры, из которых запросто можно было убежать. Собак опять подвергли воздействию электрического тока, но ни одна из них даже не подумала о бегстве. Вместо этого они заторможенно реагировали на боль, воспринимая ее как нечто неизбежное. Собаки усвоили для себя из предыдущего негативного опыта, что бегство невозможно и больше не предпринимали никаких попыток вырваться из клетки.

Ученые предположили, что человеческая реакция на стресс во многом напоминает собачью: люди становятся беспомощными после нескольких неудач, следующих одна за другой. Непонятно только, стоил ли такой, в общем-то, плоский вывод страданий несчастных животных.

8. «Источник отчаяния». 1960 год



Свои жестокие эксперименты Гарри Харлоу проводил на обезьянах.


Исследуя вопрос социальной изоляции индивидуума и методов защиты от нее, Харлоу отбирал детеныша обезьяны у его матери и помещал в клетку в полном одиночестве, вдобавок выбирал тех детенышей, у которых связь с матерью была особенно крепкой. Обезьянка содержалась в клетке год, после чего ее выпускали.

У большинства особей обнаруживались различные психические отклонения. Ученый сделал следующие выводы: даже счастливое детство не является защитой от депрессий. Результаты, мягко говоря, не впечатляют: подобный вывод можно было сделать и без проведения жестоких экспериментов над животными. Как бы то ни было, движение в защиту прав животных началось именно впоследствии опубликования результатов этого эксперимента.

9. Из мальчика в девочку. 1965 год



В 1965 году восьмимесячный младенец Брюс Реймер, родившийся в канадском Виннипеге, по совету врачей подвергся процедуре обрезания. Но из-за ошибки хирурга, проводившего операцию, у мальчика был полностью поврежден пенис.

Психолог Джон Мани из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), к которому обратились за советом родители ребенка, посоветовал им «простой» выход из сложной ситуации: променять пол ребенка и воспитать его как девочку, пока он не вырос и не начал испытывать комплексы по поводу своей мужской несостоятельности.

Сказано – сделано: немного спустя Брюс стал Брендой. Несчастные родители не догадывались, что их ребенок стал жертвой жестокого эксперимента: Джон Мани давным-давно искал возможность подтвердить, что половая принадлежность обусловлена не природой, а воспитанием, и Брюс стал идеальным объектом наблюдения.

Мальчику удалили яички, и затем на протяжении нескольких лет Мани публиковал в научных журналах отчеты об «успешном» развитии своего подопытного. «Совершенно ясно, что мальчуган ведет себя как активная маленькая девчушка и ее образ действий сильно отличается от мальчишеского поведения ее брата-близнеца», – уверял ученый.

Вместе с тем и родные дома, и учителя в школе отмечали у ребенка типичное мальчишеское поведение и смещенное восприятие. Хуже всего было то, что родители, скрывавшиеся от сына-дочери правду, испытывали сильнейший эмоциональный стресс. В результате у матери наблюдались суицидальные наклонности, отец стал алкоголиком, а брат-близнец постоянно пребывал в депрессии.

Когда Брюс-Бренда достиг подросткового возраста, ему стали давать эстраген, чтобы стимулировать рост груди, а потом психолог стал убеждать на новой операции, в ходе которой Бренде должны были сформировать женские половые органы.

Но тут Брюс-Бренда взбунтовался. Он категорически отказался делать операцию и перестал приходить на приемы к Мани. Одна за другой последовали три попытки самоубийства. Последняя из них окончилась для него комой, но он поправился и начал борьбу за возвращение к нормальному существованию – в качестве мужчины. Он сменил имя на Дэвид, остриг волосы и начал носить мужскую одежду. В 1997 году он прошел через серию реконструктивных операций, чтобы вернуть физические признаки пола. Он также женился на женщине и усыновил троих ее детей. Но хеппи-энда не получилось: в мае 2004 года, после разрыва с женой, Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством в возрасте 38 лет.

10. Проект «Аверсия»



В армии ЮАР в период с 1970 по 1989 год осуществлялась секретная программа по очистке армейских рядов от военнослужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. Вход шли все средства: от лечения электрошоком до химической кастрации. Точное число жертв неизвестно, однако, по утверждению армейских врачей, в ходе «чисток» различным запрещенным экспериментам над человеческой природой подверглись около 1 000 военнослужащих. Армейские психиатры по поручению командования вовсю «искореняли» гомосексуалистов: тех, кто не поддавался «лечению», отправляли на шоковую терапию, заставляли принимать гормональные препараты и даже подвергали операциям по изменению пола. В большинстве случаев «пациентами» были молодые белые мужчины в возрасте от 16 до 24 лет.


Руководил этим «исследованием», доктор Обри Левин, который ныне является профессором психиатрии в университете Калгари (Канада). Занимается частной практикой.

11. Обучение иностранному языку под гипнозом



Сравнительно недавно в научных и околонаучных кругах увлекались приемами обучения человека иностранными языками в состоянии гипноза и сна. Некоторые «энтузиасты» считали это новой страницей в истории педагогики, но она оказалась новой страницей в истории психиатрии: у людей появлялись психические отклонения, заторможенность мысли, быстрая утомляемость и т.п. Немногие из тех, кто интенсивно подвергался такому обучению, прожили после этого более пяти лет. В 70-е годы двадцатого столетия в Болгарии был произведен эксперимент над 35 добровольцами - спортсменами, которых в состоянии гипноза обучали английскому языку. Все они умерли в течение 7 лет, после тяжелых заболеваний.