Сокращение сроков реализации эпохального проекта по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) на два года (до 2018 года) с весьма туманными перспективами по привлечению полного объема средств (около 25% из 325 млрд должны поступить от инвесторов) - весьма шаткая позиция, которая скатится либо в долгострой, либо в значительное удорожание, либо и в то, и в другое. сайт разбирался в том, что, в принципе, готово для реализации проекта, из чего он состоит на данный момент, кто и за что отвечает. А также по каким причинам стройка может замедлиться. И все это - в ПЕРВОЙ ЧАСТИ мини-сериала о Центральной кольцевой, а финансовым проблемам проекта мы посвятили .

ЦКАД под грифом «совершенно секретно»

Стоит сказать, что работу над данным материалом мы начинали еще в июле, когда нынешний губернатор Московской области Андрей Воробьев (тогда с приставкой и.о.), чуть ли не каждую неделю радовал общественность оптимистичными заявлениями о перспективах строительства ЦКАД.

Плановые сроки завершения были перенесены с 2020-ого на два года раньше, а о пуске первого участка строителей призвали рапортовать уже в начале 2016 года. Характерно, что пока одни обещали, то другие - действующие и потенциальные исполнители этих обещаний (как от власти, так и от бизнеса) - всячески уклонялись от каких-либо конкретных комментариев на тему ЦКАД.

Дружно проигнорировали вопросы про дорогу потенциальные подрядчики: «Ингеоком», НПО «Космос», «Мостовик», «Мостотрест», АРКС и др. В СК МОСТ сказали, что отвечать на вопросы про ЦКАД не позволяет их информационная политика, поскольку компания в проекте не задействована, а вероятность ее участия в конкурсе до объявления условий не рассматривается.

Долгое время пришлось безуспешно добиваться ответа от структур администрации Московской области . Дошло до того, что один областной министр наконец-то дал интервью по проекту, потом неожиданно взял его обратно: оказывается, он надеялся, что издание передумает и напишет материал на другие темы, упомянув ЦКАД лишь вскользь, но когда план не сработал, чиновник и вовсе предпочел отказаться от своих слов.

Не стали раскрывать подробности своей работы, связанной с ЦКАД, и в «Союздорпроекте» , выполняющем на объекте функции генпроектировщика. В открытых источниках также много общих слов - и почти никакой конкретики. В итоге, самыми информационно открытыми оказались госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») , а также «Мосинжстрой» и «Трансстрой» .

Между тем удивительная неосведомленность о проекте большинства ответственных лиц и участников рынка (или старательное сокрытие ими своих знаний) наводила на некоторые вопросы. Достаточно ли хорошо он проработан и подготовлен? В середине сентября, правда, появилась некоторая ясность - отдельные характеристики «секретного» проекта были озвучены на совещании «О реализации проектов развития транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области» проведенном президентом России Владимиром Путиным, который поручил всем ответственным составить план реализации проекта.

Итак, попробуем систематизировать то, что удалось собрать.

Кто за что отвечает

Идея строительства самого крупного из московских колец возникла еще в 2003 году, когда стало понятно, что имеющиеся дороги не справляются с транспортным потоком. 18 октября 2005-ого было создано ОАО «Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога». Вероятно, эту дату и можно считать официальным днем рождения проекта. Паспорт инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД МО) был утвержден распоряжением правительства РФ (№ 897-р) в июле 2008 года.

Напомним, что изначально речь шла о выходе на стройку в 2011 году, но позднее сроки передвинулись на 2014. Надо заметить, что выполнившее небольшую часть предпроектных работ ОАО «ЦКАД», на сегодняшний день уже не имеет к одноименному проекту никакого отношения. Государственным заказчиком было сначала определено ФГУ «Дороги России» ФДА «Росавтодор», а с мая 2011 года эти функции возложены на государственную компанию ГК «Автодор».

Строительство ЦКАД предусмотрено Программой деятельности этой компании на долгосрочный период (2010-2020 годы). Помимо «Союздорпроекта» в работе над проектами планировок различных элементов ЦКАД на субподряде участвовали более ста проектных организаций. Финансирование проектной части осуществлялось за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Сколько было затрачено средств, к сожалению, узнать не удалось.

Градостроительные перспективы и последствия
Для страны в целом

В актуальности проекта ЦКАД сегодня никто не сомневается. В глобальном смысле дорога станет первым и, пожалуй, главным шагом на пути создания, как минимум, для европейской части страны современного транспортного каркаса, из-за отсутствия которого наше государство пока не имеет возможности успешно интегрироваться в систему международного транспортного коридора и, соответственно, получать существенные экономические дивиденды, ежегодно теряя не один миллиард долларов. Заметим, что 3-й и 4-й пусковые комплексы ЦКАД (о них будет сказано ниже) являются частью автодорожного маршрута «Европа - Западный Китай».
Кроме того, министр транспорта России Максим Соколов добавляет, что нужно предусмотреть строительство главных и дополнительных связанных с ЦКАД путей пригородного сообщения, чем сейчас активно занимаются Московская область, Москва и ОАО «РЖД».

Для Москвы

Функционально ЦКАД в первую очередь позволить распределять транспортные потоки в обход Москвы, существенно увеличив объемы и скорость межрегионального и международного трафика грузов. В частности, он позволит разгрузить МКАД, как от транзитных грузов, так и от третьей-четвертой части внутрирегиональных перевозок между городами ближнего Подмосковья.

Кроме того, трасса создает колоссальный инвестиционный потенциал для подмосковных земель и для территории Новой Москвы, через которую будет проходить часть кольца.

Дополнительным плюсом является то, что «новомосковский» участок ЦКАД соединяет аэропорты Домодедово и Внуково. При этом понятно, что эффективность ЦКАД не будет полной без одновременного ввода «вылетных магистралей». «Это важно рассматривать совместно с ЦКАД, потому что если радиальные, которые до неё доходят, не будут реконструированы, то ЦКАД как бы повиснет в воздухе сама по себе», - констатирует мэр Москвы Сергей Собянин .

Для Московской области

Сейчас по заказу администрации Московской области готовится техзадание на разработку концепции развития прилегающих к ЦКАД территорий. Ее предметом будет являться выявление точек роста, перспектив развития как существующих, так и новых мест проживания и трудовой деятельности людей. Всего в Московской области планируется организовать около 2 млн рабочих мест, и значительная их часть будет рассредоточена в районах ЦКАД - в промышленных кластерах, индустриальных парках, на отдельных предприятиях и т.д. Активное развитие объектов промышленно-производственного назначения в соответствии с генпланом планируется на юго-востоке. Естественно, крайне актуальным будет строительство вдоль трассы логистических распределительных центров.

Значительную роль новое кольцо должно сыграть и в развитии в регионе высокотехнологичного агропромышленного комплекса, который на сегодняшний день находится в плачевном состоянии. (Характерный факт: сегодня в областном сельском хозяйстве занято около одного миллиона человек - почти ровно столько же, сколько и сто лет назад, когда в Московской губернии проживало всего 1,3 млн. А сегодня общая численность населения - более 7 млн, шесть из которых живут в городах.)
Несомненно, будет развиваться жилищное строительство, объемы которого, впрочем, вопреки распространенной прежде практике, должны быть увязаны с созданием коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры, а также рабочих мест.

Этапы большого пути

Протяженность всего ЦКАД (включая дублирующие участки) - 530 км. Понятно, что столь грандиозный проект будет реализовываться по частям. В соответствии с заданием на проектирование этапов (пусковых комплексов - ПК) будет пять. Причем предусмотрено, что каждый из ПК сможет вводиться в эксплуатацию как самостоятельный инвестиционный объект.

В составе пяти пусковых комплексов выделены 10 участков строительства:

1. Пусковой комплекс № 1 - от автодороги М-4 «Дон» до автодороги М-1 «Беларусь» протяженностью 118,55 км.

В том числе:
- участок № 1 - от пересечения автомобильной дорогой М-4 «Дон» до начала обхода г. Наро-Фоминск протяженностью 49,49 км;
- участок № 2 - от пересечения начала обхода г. Наро-Фоминск до пересечения с автодорогой М-1 «Беларусь» протяженностью 69,06 км.

2. Пусковой комплекс № 2 - от автодороги М-1 «Беларусь» до автодороги М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» с учётом обхода г. Клин протяженностью 121,61 км.
В том числе:
- участок № 3 - от пересечения с автодорогой М-1 «Беларусь» до пересечения с автодорогой М-9 «Балтия» протяженностью 54,35 км;
- участок № 4 - от пересечения с автодорогой М-9 «Балтия» до пересечения с автодорогой М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» протяженностью 35,88 км;
- участок № 5 - от пересечения с автодорогой М-11 «Скоростная скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» до примыкания к автодороге А-108 МБК (обход г. Клин) протяженностью 31,38 км.

3. Пусковой комплекс № 3 - от автодороги М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» до автодороги М-7 «Волга» протяженностью 105,33 км.
В том числе:
- участок № 6 - от пересечения с автодорогой М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» до пересечения с автодорогой М-8 «Холмогоры» протяженностью 59,30 км. (В прошлом году подрядчик - ОАО «Центродорстрой» - приступил к подготовке территории строительства и разрабатывает рабочую документацию на переустройство инженерных коммуникаций.);
- участок № 7 - от пересечения с автодорогой М-8 «Холмогоры» до пересечения с автодорогой М-7 «Волга» протяженностью 49,03 км.

4. Пусковой комплекс № 4 - от автодороги М-7 «Волга» до автдороги М-4 «Дон» протяженностью 96,49 км,
В том числе:
- участок № 8 - от пересечения с автомобильной дорогой М-7 «Волга» до пересечения с автомобильной дорогой М-5 «Урал» протяженностью 62,18 км;
- участок № 9 от пересечения с автодорогой М-5 «Урал» до пересечения с автодорогой М-4 «Дон» - протяженностью 34,31 км.

5. Пусковой комплекс № 5 (участок № 10) - от начала обхода трассой ЦКАД г. Наро-Фоминск до автодороги М-11 «Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург» протяженностью 87,71 км.

Пусковой комплекс № 5 представляет собой нескоростной участок ЦКАД (реконструируемый участок автомобильной дороги А-107 ММК), эксплуатация которого предусматривается на бесплатной основе.

кликните на картинку, чтобы увеличить

Из схемы ЦКАД также видно, что на западе будет два дублирующих участка от М-1 «Беларусь» до М-11 «Москва - Санкт-Петербург»: один - на 50-ти, а другой - на 30-тикилометровом удалении от Москвы. Последний участок - пусковой комплекс №5, так называемый «звенигородский ход». Эта часть проекта будет представлять собой реконструкцию существующего участка «малой бетонки». Остальные четыре ПК предстоит построить с «нуля». Проект также будет разбит на две очереди. Первая предусматривает создание 4-х полос движения (по 2 полосы в каждом направлении) для всех пусковых комплексов до 2018 года, а вторая - доведение числа полос до 6-8 для конкретных участков кольцевой дороги после 2020 года в зависимости от фактических показателей загрузки. При этом полоса отвода по всему периметру ЦКАД уже сделана под его полное развитие. Сейчас вся ЦКАД запроектирована по нормам первой технической категории - с предельной расчётной скоростью до 140 км/час.

Первым в плане на строительство стоит третий пусковой комплекс ЦКАД (от М-11 «Москва - Санкт-Петербург» до М-7 «Волга»), связанный с Ленинградкой, по определению губернатора Андрея Воробьева - с «самой загруженной дорогой в нашей стране». Все населённые пункты на этом направлении сейчас буквально задыхаются от проходящего через них большегруза с дизельным топливом. ЦКАД позволит всю эту историю перенаправить по кольцу на трассу Нижний Новгород - Казань, которую, конечно, тоже свободной никак не назовешь, но где предусмотрена высокоскоростная магистраль. Следующий запланированный этап реализации -пусковой комплекс №3 (от М-7 до М-4 «Дон). Третий и четвертый ПК образуют полукольцо общей протяженностью 171 км. Затем на очереди стоят первый (М-4 - М-3) и пятый (М-3 - М-11) пусковые комплексы. Таким образом, к осени 2018 года должны быть введены в эксплуатацию все участки, проходящие параллельно ММК (А-107), суммарной протяженностью 339 км. «Участок, проходящий параллельно большому бетонному кольцу будет сдан позже», - сказали в ГК «Автодор». Но когда конкретно, не уточнили.

Что сделано на данный момент?

На сегодняшний день разработана и получила положительное заключение Главгосэкспертизы проектно-сметная документация по всем этапам строительства. Международным консорциумом консалтинговых и финансовых агентств (в числе которых EY и PwC) уже разработана документация для реализации проекта на основе механизмов государственно-частного партнерства, включая бизнес-планирование, транспортную, организационно-правовую и финансовую модели. Все они согласованы с Минэкономразвития, Минфином, правительствами Москвы и области, а также с ведущими финансовыми институтами - Фондом прямых инвестиций, Внешэкономбанком, Сбербанком, Газпромбанком.

Сейчас идет подготовка территории под строительство третьего и четвертого этапов (изъятие земель, вынос коммуникаций, разминирование, перезахоронение останков и пр.).

В конце сентября «Автодор» опубликовал информационный меморандум проекта, предусматривающего строительство, содержание, ремонт и капитальный ремонт первого строительного участка первого ПК (см. таблицу). Данный участок ЦКАДа (км 96 - км 146) проходит по территории городского округа Домодедово, Подольского района МО, Троицкого административного округа Москвы, Наро-Фоминского района МО.

Этапы строительства

Участок 1

Месторасположение:

Московская область

Протяженность участка км:

49,5

1 А

Расчётная скорость движения

140

Число полос движения:

4

Проектируемая интенсивность движения

50 000 авто/сутки

Государственное финансирование:

90%

Частное финансирование:

10%

Дата объявления конкурса

2013

Тип контракта:

Долгосрочное инвестиционное соглашение

Срок контракта:

22 года

Сроки строительства:

2014 - 2018

Можно ли уложиться в заявленные сроки?

Сроки - отдельная долгоиграющая тема в истории проекта. Еще в 2008 году Владимир Путин, будучи премьером, потребовал завершить через год проектные работы по ЦКАД, но его заявление не возымело эффекта, главным образом, потому что не до конца было понятно, из каких источников финансировать дорогостоящий проект.
Теперь с источниками инвестиций ситуация более или менее прояснилась, хоть и не до конца (об этом во второй части), но совершенно нет уверенности, что новое требование на это раз президента Путина будет выполнено. А именно, в начале сентября он поручил до ноября 2013 разработать план-график для ввода ЦКАД в 2018 году. Причем, уже в 2014 году нужно начать стройку.

Но даже если допустить, что с техдокументацией и планированием успеют, все равно есть ряд объективных препятствий для того, чтобы закончить проект за 4 года.
«Сейчас уже начинаются судебные тяжбы и скандалы с собственниками земельных участков, - рассказала Ирина Харченко , генеральный директор компании «Высота». - А принятый закон об изъятии земель под государственные нужды еще следует обкатать и доработать». Таким образом «зачистка» участков может, по оценке эксперта, занять не менее четырех лет. Поэтому более честный срок окончания строительства, по ее мнению, 2022 год.

Один из примеров: юридически подкованный собственник участка с большим опытом судебной практики вел тяжбу со строителями федеральной трассы около 5 лет. Но побороть собственника федеральные структуры так и не смогли. В итоге, все закончилось мирным соглашением и выплатой этому собственнику пятикратной цены за его участок со стороны застройщика. И таких случаев великое множество.

Тем самым, изъятие земель в зоне отчуждения действительно может вылиться в отдельную трудно и долго решаемую проблему, даже с учетом внесенных в закон правок, призванных упростить и ускорить процесс. .

Владимир Миронов, Анна Бабинцева

Решение построить ЦКАД было принято правительством Московской области еще в декабре 2003 года для того, чтобы снизить загруженность МКАД, «Бетонки» (A-107) и «Большой бетонки» (А-108).

Власти города планируют, что после завершения строительства примерно 34 000 автомобилей ежедневно будут проходить именно через платную автотрассу. Выбор водителей будет не случайным, ведь за небольшую плату они получат такие преимущества, как:

  • отсутствие пробок;
  • качественное современное покрытие;
  • возможность развивать скорость до 150 км/ч.;

С этой целью будут возведены 5 пусковых комплексов общей протяженностью 525 км. Первые два участка уже почти построены:

  1. Комплекс №1 протяженностью 113,45 км;
  2. Комплекс №5 протяженностью более 89,97 км.

Грядущий запуск

26 июля 2018 года Сергей Собянин пообещал, что первые два участка платной трассы будут открыты уже в конце текущего года, а вот открытия третьего и четвертого участков придется подождать, т.к. Владимир Путин перенес сроки их сдачи на 2019 год.

Пусковой комплекс №1

Дорога охватит территорию Подольского и Наро-Фоминского районов, а также городского округа Домодедово и Троицкого административного округа столицы. Общая протяженность введенного в эксплуатацию участка составит 49,5 километров (с 96 по 146 км).

1-й участок ЦКАД будет отличаться от других дорог наличием:

  • 24 путеводов;
  • 12 мостов;
  • 6 разноуровневых развязок;
  • 3 эстакад;
  • полотнами на 4 — 6 полос в обе стороны движения;
  • наличием специального барьера между потоками.

Важно! Каждый километр езды по участку обойдется хозяевам автотранспортных средств в 2,32 рубля. Льгот для москвичей и других категорий автомобилистов не будет.

При этом максимальная скорость автомобилей составит 140 км/ч.

Пусковой комплекс №5

5-й пусковой комплекс будет проложен вдоль Истринского, Наро-Фоминского, Одинцовского, Солнечногорского районов и городского округа Звенигорода. В будущем МКАД, ЦКАД и восстановленное Калужское шоссе образуют транспортную систему «новой Москвы».

В 2017 году первым открытым для движения участком ЦКАД стал сегмент пятого комплекса (протяженностью 3,6 км), проложивший дорогу в обход Звенигорода. Полное завершение строительства ожидается в декабре 2018 года. Хотя в интервью СМИ Андрей Воробьёв заявил, что уже в конце этого года запустят 50-90 км. новой кольцевой, он так и не уточнил, о каких именно участках идет речь.

Причины создания

Помимо ключевых технических факторов строительства автотрассы, среди которых эксперты особенно выделяют её малую загруженность и отсутствие большого количества съездов и перекрестков, у этого проекта есть еще целый комплекс социальных и планировочно-градостроительных причин.

Так, если бы власти решили пойти по пути реконструкции «Бетонок», им обязательно пришлось бы столкнуться с недовольством людей, чьи дома находятся рядом с магистралями. Например, A-107 проходит рядом с такими крупными городами, как:

  • Ногинск;
  • Бронницы;
  • Электросталь;
  • Звенигород;
  • Домодедово.

При этом застройки располагаются на расстоянии всего лишь 5-30 м от «Пятидесятикилометровки». Здания оказались бы неминуемо снесены в случае, если бы проектировщики начали расширение уже существующих трасс.

Заметим, что центральное кольцо будет представлять собой дорогу 1-ой технической категории (І-А). Это означает, что кривизна, ширина обочин, градус продольных уклонов и другие показатели магистрали будут отвечать строго установленным нормам. Поэтому здесь даже большегрузный транспорт сможет безопасно передвигаться на высоких скоростях.

Бесплатные A-107 и A-108 не могут похвастать соответствиями принятым стандартам. Для того чтобы подогнать их под регламент, обе автотрассы пришлось бы полностью переделывать, в т.ч. уничтожать многие примыкания, пересечения, смещения и развязки. Подобное перекраивание транспортного полотна оказалось бы куда менее целесообразным, чем строительство новой замыкающейся подмосковной дороги.

Концепция будущего развития

Власти разрабатывают планы по строительству 3-х дополнительных транспортных артерий в Новомосковском и Троицком округах. Развязки появятся на пересечении ЦКАД с Калужским и Варшавским шоссе и рядом с 26 пикетом, а их протяженность составит более 22 км. Этим департамент транспорта решил ограничиться для того, чтобы не переполнять транзитный путь.

Напомним, что воплощение схемы ЦКАД в жизнь впервые началось в декабре 2015 года. Проект, на реализацию которого ушло свыше 300 миллиардов рублей, имел своей целью создание современной 530-километровой магистрали.

Его финансирование провели с помощью 3 источников:

  • вложений инвесторов и концессионеров;
  • средств Фонда национального благосостояния России;
  • субсидий из федеральной казны.

На платных дорожных полотнах (восточном, северном и южном дублерах ММК, или A-107) автомобилисты смогут развивать скорость в 140 км/час, а на единственном бесплатном участке (западном) – 80 км/ч. К завершающему этапу, который выпадет на 2020-2025 года, ЦКАД будет являться крупнейшим многофункциональным транспортно-логистическим центром Москвы и Московской области.

Видео о строительстве ЦКАДа в 2018 году:

Транспортным потоком требует разгрузки существующих трасс. Решить эту задачу должен новый проект - Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Схема 2014 года сейчас принята в виде базовой при реализации упомянутого масштабного строительства. Давайте подробнее остановимся на данном проекте ЦКАД.

Основные причины строительства

Прежде всего нужно поговорить об основных причинах, которые способствовали возникновению самой идеи ЦКАД. Схема 2014 года позволит разобраться в главных предпосылках.

Уже давно назрела проблема очень сильной загрузки автомобильным транспортом а также тех трасс, которые служат непосредственно для обеспечения транзитного автомобильного потока через город. Перегруженность вызывает довольно частые пробки на различных участках шоссе, а также повышенный износ дорожного полотна, что, в свою очередь, вызывает потребность в частых неплановых его ремонтах.

Как раз вопрос о перенаправлении транспортного потока с МКАД и на другие пути сообщения и породил идею проекта ЦКАД. Цели данного проекта можно легко понять, лишь взглянув на его план, который мы подробно рассмотрим ниже.

Реализация проекта

На официальном уровне идея о строительстве ЦКАД возникла ещё в 2001 году. Тогда появился первый проект дороги, утвержденный Правительством России. Первоначально сооружение автотрассы планировалось начать ещё в 2011 году. Но по ряду причин на конец 2013 года не было даже утвержденной схемы строительства. В связи с этим в том же году премьер-министр России Дмитрий Медведев попросил ускорить процесс подготовки к сооружению ЦКАД. Схема 2014 года должна была ускорить темпы реализации данного проекта. Поэтому после её разработки многие считали, что строительство начнется почти сразу. В августе 2014 года была даже заложена капсула, свидетельствующая о начале работ. В этом событии приняли участие высшие руководители Москвы и Московской области. Тогда же начались подготовительные работы, сооружение обслуживающих коммуникаций первого участка трассы, но до строительства самого дорожного полотна дело так и не дошло.

Даже в 2015 году сооружение дороги так и не началось. Тогда же было объявлено, что начало строительства переносится на февраль 2016-го. Однако конечные сроки завершения постройки ЦКАД пока что остались неизменными. Сооружение дороги планировали закончить к началу Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Но из-за постоянного переноса сроков строительства и экономического кризиса, который переживает Россия в настоящее время, конечный срок реализации проекта был отодвинут на 2022-2025 годы. Тем не менее по-прежнему в планах остается закрыть кольцо уже к 2018 году, а далее будут продолжаться только работы по расширению числа полос. То есть, фактически, первые автомобили смогут проехать по дороге уже к началу мирового первенства по футболу.

На данный момент единственное, чего действительно удалось добиться на пути реализации строительства ЦКАД, - утвержденная схема 2014 года. Она и станет предметом нашего изучения.

Подрядчики и исполнители

Кем же будет реализована в строительстве схема ЦКАД 2014? «Автодор» будет основным куратором проекта. Именно эта организация проводит тендер среди потенциальных подрядчиков и выбирает наиболее достойных.

Первоначальным застройщиком первого участка дороги был назначен "Стройгазконсалтинг". Но, учитывая, что в течение 2014 года так фактически и не было ничего построено, в 2015 году «Автодор» сменил данного подрядчика на компании Crocus Group и "Мостострой N6". Также известно, что застройщиком пятого участка (схема ЦКАД, 2014) «Автодор» назначил компанию ООО «Кольцевая магистраль».

Финансирование

Естественно, реализация любого проекта невозможна без соответствующего финансирования. В настоящее время принято решение о том, что поступление денежных средств на строительство ЦКАД будет проводиться как из государственного бюджета, так и путем привлечения частных инвестиций.

Общая стоимость реализации проекта оценивается приблизительно в 350 млрд рублей, но из-за девальвации национальной валюты и появления непредвиденных расходов она может существенно увеличиться.

В обществе также ходят слухи о случаях нецелевого использования средств, выделенных на проект.

Основные технические характеристики дороги

Теперь давайте рассмотрим основные технические характеристики трассы, которые предусматривает новая схема ЦКАД 2014 года.

Общая протяженность трассы должна составлять 529,9 км. Число полос будет варьироваться от 3 до 8. Кроме того, предполагается сооружение разделительного барьера. На обычных участках трассы максимально допустимая скорость будет составлять 80 км/ч, а на скоростных - 140 км/ч. Но за проезд по последним автомобилистам придется заплатить деньги.

Участки строительства

На какие же участки будет разделено строительство ЦКАД? Схема 2014 года нам позволит подробно ответить на данный вопрос.

Проект реализации строительства предполагает наличие пяти пусковых комплексов. Первый будет разбит на два участка ЦКАД (схема 2014). Участок 1 будет иметь протяженность 49,5 км. Его начало предполагается в черте городского округа Москвы Домодедово, а конец - в Нарофоминском районе Московской области. Участок к тому же будет пролегать через Подольский район Московской области и Троицкий округ столицы. Он будет пересекаться такими автомагистралями, как М-4 «Дон», М-2 «Крым», А-110 Калужское шоссе и А-107 ММК.

Второй участок ЦКАД начнется на стыке с пятым пусковым комплексом и протянется до второго пускового комплекса при пересечении с Минским шоссе. Кроме того, он будет пересекать Киевское шоссе. Длина его составит 68,5 км. Он будет пролегать по Нарофоминскому району Московской области и Троицкому округу столицы.

Общая протяженность первого пускового комплекса составит 118 км, и, по первоначальному плану, его строительство должно завершиться к концу 2016 года.

Второй пусковой комплекс

Второй пусковой комплекс начнется от завершающей точки первого на пересечении с и продлится до и поселка Тучково на ЦКАД (схема 2014). Рузский район, в который входит данный населенный пункт, таким образом, тоже окажется включенным в систему данной автомобильной дороги. Трасса на втором пусковом комплексе будет пересекаться с Волоколамским и Ленинградским шоссе. Общая её дина составит 100 км.

Строительство данного пускового комплекса начнется позже всех других (в 2018 году), а дата его окончательного завершения ещё точно не определена.

Информация о третьем пусковом комплексе

Длина третьего участка ЦКАД составит 105,3 километра. Размещаться он будет между пятым и четвертым пусковыми комплексами. К последнему он примкнет на стыке с Горьковским шоссе. Кроме того, трасса этого комплекса пересечется с Ярославским и Дмитровским шоссе. Она будет проходить полностью по территории Московской области, не пересекая черту города Москвы.

Строительство данного участка ЦКАД планируется начать в 2016 году, а завершить - в 2018, но оба срока могут быть сдвинуты в сторону увеличения.

Данные о четвертом пусковом комплексе

Четвертый пусковой комплекс проляжет между первым и третьим. Начало его будет находиться на пересечении с Горьковским шоссе, а конец - на Каширском шоссе, где он примкнет к первому пусковому комплексу. Кроме того, этот участок будет иметь пересечение с Рязанским шоссе.

Общая протяженность трассы четвертого пускового комплекса составит 63,6 км. Как и третий, данный участок дороги будет полностью проходить по территории Московской области.

Период строительства этой части ЦКАД запланирован на 2016-2018 гг.

Пусковой комплекс ЦКАД № 5

Пятый пусковой комплекс является самым коротким. Протяженность его составит всего 76,0 км. Он начинается от стыка с первым и примыкает к третьему участку, пересекаясь с Киевским, Минским, Волоколамским и Ленинградским шоссе, и замыкает ЦКАД (схема 2014). Истринский район является последним административным образованием, по которому проходит трасса этого комплекса.

На пятом пусковом комплексе автотрассы самая большая протяженность нескоростного бесплатного участка. Также нужно указать ещё на одну особенность данного отрезка ЦКАД (схема 2014). Звенигород, через который он проходит, является одним из немногочисленных населенных пунктов, лежащих непосредственно на пути автомобильной дороги. Большинство других населенных пунктов она оставляет в стороне.

Реализацию строительства данного участка планировалось начать ещё в 2015 году, а завершить в 2018-м. Но, в связи со сдвигом сроков, работы начнутся только в феврале 2016 года.

Перспективы

Таким образом, реализация проекта ЦКАД позволит значительно разгрузить трассы Москвы, а также другие объездные дороги столицы, что существенно снизит количество пробок, повысит скорость передвижения транспорта и поспособствует понижению уровня изнашиваемости дорожного полотна.

Также на скоростных участках ЦКАД планируется ввести плату за проезд. Это способствует привлечению частных инвесторов в проект, а также в будущем послужит дополнительным источником пополнения бюджета.

Но если изначально планировалось завершить строительство автомобильной дороги к 2018 году, то сейчас эти сроки пересмотрены в сторону значительного увеличения. На данный момент плановое завершение всех работ обозначено датой не ранее 2022-2025 года. Впрочем, кольцевую часть ЦКАД все-таки планируют ввести в эксплуатацию до 2018 года. После этого будет идти продолжение строительства второго пускового комплекса до соединения с Московским большим кольцом, а также наращивание полос движения на уже эксплуатируемых участках ЦКАД.

Большинство автомобилистов Москвы и области с надеждой смотрят в будущее и ожидают результатов реализации данного проекта.

Редакция Портала Дороги России

Федеральная автодорога М-5 «Урал» протяженностью свыше 1800 км проходит по территории десяти субъектов России - Московской, Рязанской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Челябинской, Ульяновской и Оренбургской областей, а также Республик Башкортостан и Мордовия. Она начинается от МКАД в Москве и тянется до Челябинска через Рязань, Пензу, Самару. Трасса входит в состав международного транспортного коридора «Север - Юг» (NS), европейского маршрута E-30 «Корк (Ирландия) – Омск» и азиатского маршрута AH-7 «Екатеринбург – Карачи (Пакистан)». В прошлом году дорога М-5 не раз фигурировала в материалах СМИ. Портал «ДорИнфо» собрал наиболее значимые и резонансные события, которые произошли на трассе за 2017 год. Ремонт и реконструкция дорожных объектов, повышение безопасности движения, аварии и многокилометровые пробки – все это в одном материале.

Дорожные работы на трассе М-5 «Урал»: что и где сделано за 2017 год

В прошлом году на федеральной трассе М-5 «Урал» в границах Московской области было восстановлено свыше 100 км проезжей части. В ходе работ специалисты заменили дорожное покрытие, отремонтировали примыкания и съезды, укрепили обочины и откосы, нанесли дорожную разметку.

Так, к нормативному состоянию привели дорогу в обоих направлениях с 86-го км по 94-й км, с 94-го км по 101-й км, со 101-го км по 109-й км, со 109-го км по 117-й км и со 117-го км по 124-й. Отремонтировано не только дорожное покрытие, но и искусственные сооружения – пять путепроводов и два моста через реку Москва. Специалистами проведен ремонт пролетов, опор и конусов, восстановлены лестницы, заменены деформационные швы и обустроена гидроизоляция, уложено новое мостовое полотно, установлены ограждения и нанесена дорожная маркировка. В частности, такие работы выполнены в Коломенском районе на путепроводах в районе 104-го км и 106-го км, а также на речных мостах в районе 35-го км и 105-го км.

В Рязанской области в прошлом году реконструировали участок трассы М-5 «Урал» с 241-го км по 245-й км. В ходе работ дорожники сделали участок четырехполосным, привели к нормативу съезды и примыкания, устроили разворотные петли и переходно-скоростные полосы, установили 1 км шумозащитного экрана рядом с жилыми домами, построили водоотводную систему и установили новые очистные сооружения. Реконструкция позволила ликвидировать «бутылочное горлышко», которое находилось рядом с селами Добрый Сот и Заречье в Спасском районе. Помимо этого, на трассе появилось 145 дорожных знаков и 9 км нового ограждения, два пешеходных перехода оборудовали светофорами, на проезжую части нанесли разметку термопластиком, смонтировали уличное освещение.

Работы по реконструкции коснулись и моста через реку Проня. Для удобства автомобилистов к существующему сооружению специалисты пристроили новое, рабочее движение по которому открыли ещё в 2015 году. На старой «половине» были выправлены подвижные опоры и выполнена установка защитных кожух, устранены разрушения и восстановлен защитный слой, главные балки усилены, а полотно моста выровнено, заменены деформационные швы, отремонтированы водоотвод и лестницы. Также в Рязани в 2017 году продолжились строительные работы на развязке, которая находится на пересечении трасс М-5 «Урал» и Р-132 «Калуга - Рязань». В настоящее время движение разрешено по правой полосе М-5 и правому полукольцу.

На отрезке трассы М-5, проходящем по территории Пензенской области , восстановили изношенное покрытие на участке с 540-го км по 548-й км в Нижнеломовском районе и с 662-го км по 678-й км в Городищенском районе. На обходе Пензы прошла реконструкция участка с 634-го км по 645-й км, в ходе которой проезжая часть стала четырехполосной. Также специалистами построена развязка на пересечении М-5 и улицы Аустрина. Объект позволил сократить затрачиваемое на дорогу время, направляясь из Бессоновского района до Пензы. Вторая развязка, которая появилась на 645-м км трассы М-5, обеспечила свободный выезд с улицы Чаадаева на федеральную дорогу в сторону села Чемодановка. Помимо этого, в 2017 году открыли автомобильное движение по отремонтированному путепроводу через ж/д переезд и реконструированному мосту через реку Суру.

В Ульяновской области дорожники продолжили реконструкцию дороги с 814-го км по 835-й км. Проезд по двухполосному участку разрешили в границах Николаевского района в середине сентября. В рамках работ переустроили инженерные конструкции, построили водопропускную систему, устроили дорожную одежду. Также шли работы на строящемся мосту через ручей, где смонтировали балки пролетного строения, установили ограждение и устроили водоотвод. Реконструкцию планируют завершить в IV квартале 2018 года.

В Тольятти (Самарская область ) раньше запланированного срока отремонтировали мост через Волгу, который находится в районе 970-го км М-5 возле Жигулевской ГЭС. Работы на объекте шли круглосуточно в четыре этапа. Специалистами были восстановлены деформационные швы, отремонтированы конструктивные элементы моста, заменены водоотводные трубки и устроены дренажные каналы, покрытие дороги уложено в два слоя.

В Республике Башкортостан ремонтные работы шли на двух участках общей протяженностью 18 км. В ноябре специалисты капитально отремонтировали на 1281-м км. На объекте восстановлены береговые и промежуточные опоры, обновлено мостовое полотно, заменены деформационные швы и переходные плиты, отремонтирован водоотвод, укреплены конусы и восстановлены конструктивные элементы под мостом. После реконструкции открыли участок на 1418-м км. В ходе работ было заменено дорожное покрытие, расширена проезжая часть и устроены две трубы.

Капремонт выполнен в 2017 году на подъезде к Екатеринбургу (Свердловская область ) на участке со 138-го км по 143-й км и с 191-го км по 193-й км. Помимо этого, дорожниками отремонтированы путепровод через автодорогу в районе 185-го км, а также развязки на 139-м км, 157-м км, 161-м км, 178-м км и 185-м км. В Челябинской области на участках трассы М-5 восстановили порядка 60 км дорожного покрытия. К нормативному состоянию привели семь искусственных сооружений: мосты через реки Куваши (1722-й км), Бишбайтал (1851-й км), Серазак (1863-й км), а также два путепровода через ж/д переезды - в районе 1852-го км и 1777-го км.

Ограничения движения на трассе М-5 «Урал»

На федеральной трассе М-5 «Урал» в 2017 году ограничение движения в основном вводились на вышеперечисленных участках в связи с текущим и капитальным ремонтами, строительством и реконструкцией. Речь обычно идет о сужении дороги или организации проезда в реверсивном порядке. Помимо этого, на отрезке с 943-го км по 972-й км, который проходит по территории Самарской области, с 1 мая по 30 ноября в период с 7:00 до 22:00 действовали ограничения для большегрузов массой от 3,5 тонн и габаритами больше 3,4 метров. Такое решение было принято из ремонтных работ. Трассу под Екатеринбургом дважды перекрывали ночью из-за монтажа пролетных строений пешеходных переходов. Ограничения действовали в течение получаса.

Весной 2017 года талые воды с полей размыли участок трассы М-5 «Урал» в Алексеевском районе Самарской области, что привело к проседанию дорожного полотна и, соответственно, невозможности проезда.

Неоднократно вводили ограничения на трассе М-5 из-за неблагоприятных метеорологических условий. Так, зимой мощный снегопад, порывистый ветер и метели приводили к снижению видимости. Самым длинным перекрытым участком за минувший год стал отрезок в Самарской области. Для предотвращения аварийных ситуаций дорогу закрыли с 890-го км по 1194-й км. Протяженность закрытого участка составляла свыше 300 км. Кстати, из-за этого на дороге , которая держалась около суток.

Повышение безопасности дорожного движения на трассе М-5 «Урал»

Для повышения безопасности участников движения и снижения аварийности на трассе М-5 «Урал» в прошлом году дорожники провели ряд мероприятий. В частности, в Подмосковье для профилактики ДТП с участием пешеходов новое ограждение появилось на участках с 27-го км по 85-й км. Также был отремонтирован подземный переход в районе 28-го км трассы рядом с поселком Октябрьский. Его наземную часть защитили навесом из поликарбоната, установили перильное ограждение, смонтировали освещение, восстановили водоотводную систему, для спуска и подъема маломобильных групп устроили автоматическую площадку. В общей сложности на трассе выполнена установка 34-х камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД, пяти пунктов учета интенсивности движения и шести метеостанций. По информации ФКУ «Центравтомагистраль», с января по ноябрь 2017 года в регионе зафиксировано снижение аварийности почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

В 2017 году в границах Рязанской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской и Самарской областей трасса была оборудована системой освещения на 14-ти нерегулируемых пешеходных переходах, на восьми переходах появились светофоры. В Самарской области по оси барьерного ограждения выполнена установка свыше 6 км противоослепляющих экранов. Чтобы исключить выезд автомобилей на «встречку», в Пензенской области устроили более 2 км тросового ограждения, ещё порядка 300 метров появилось на подъезде к Самаре. Автономной системой освещения в ходе капремонта были оборудованы 17 автобусных остановок и 17 нерегулируемых пешеходных переходов. Согласно статистике ФКУ «Поволжуправтодор», проведенные мероприятия позволили снизить количество ДТП на трассе М-5 в этих регионах на 9%. За 11 месяцев 2017 года произошло 1137 аварий, в которых погибли 348 человек, ещё 1863 человека получили ранения. В 2016 году было зафиксировано 1247 ДТП с 356 погибшими и 1863 пострадавшими.

На участке трассы с 1214-го км по 1217-й км, проходящем по территории Башкирии, специалисты заменили почти тысячу погонных метров барьерного ограждения. Также на отрезке с 1401-го км по 1449-й км установили дублирующие дорожные знаки на 17-ти пешеходных переходах.

Согласно статистике ФКУ Упрдор «Приуралье», на подведомственных участках М-5 за 2017 год аварийность снизилась на 19,4%. Так, в 2016 году произошло 201 ДТП против 162-х в 2017 году. При этом число пострадавших уменьшилось примерно на 28 % - с 292 до 209 человек, а погибших на 7,5 % - с 53 до 49 человек. В Управлении добавили, что число ДТП, которые произошли из-за неудовлетворительных дорожных условий, стало меньше на 64 % по сравнению с 2016 годом.

Металлическое барьерное ограждение для разделения встречных потоков появилось на всех участках капремонта трассы М-5 «Урал» в Свердловской области. Помимо этого, для повышения безопасности выполнены монтаж столбов освещения и устройство надземных модульных пешеходных переходов в районах 191-го км и 193-го км рядом с автобусными остановками. Для исключения выхода пешеходов на проезжую часть обустроены тротуары с перилами к остановкам общественного транспорта. Помимо этого, на 191-м км и 193-м км подъезда к Екатеринбургу устроены две разворотные петли. В ФКУ «Уралуправтодор» сообщили, что проведенные мероприятия оказали положительное влияние на снижение аварийности в регионе на трассе М-5, а также повысили пропускную способность транспортного узла.

На территории Челябинской области в 2017 году специалисты заменили и установили свыше 10,5 тысяч погонных метров бокового металлического ограждения и установили порядка 11,3 погонных метров осевого ограждения. Три пешеходных перехода в районе 1779-го км («Миасс»), 1840-го км («поселок Биргильда») и 1843-го км («поселок Витаминный») оборудовали освещением с датчиками движения и светофорными объектами. Для повышения безопасности участников движения запрещен поворот налево на 1799-м км федеральной трассы. Предупреждающие щиты «Аварийно-опасный участок» были установлены в шести местах. В ФКУ Упрдор «Южный Урал» отметили, что в прошлом году в местах выполнения работ по повышению уровня безопасности движения было отмечено снижение аварийности и тяжести последствий ДТП по сравнению аналогичным периодом 2016 года.

Крупные аварии на трассе М-5 «Урал» в 2017 году

Федеральная трасса М-5 «Урал» пользуется большой популярностью у автомобилистов - по ней ежедневно проезжает несколько десятков тысяч машин в сутки, на дороге часто происходят аварии, в которых погибают и травмируются люди. Причиной автокатастроф становятся выезд на «встречку», нарушение скоростного режима, несоблюдение безопасной дистанции, опрокидывание транспортного средства в кювет. Также к ДТП может привести плохая погода.

Одним из трагических ДТП в 2017 году стало столкновение легковушки и грузовика, которое произошло на М-5 в границах Челябинской области. Авария, зафиксированная 24 января, унесла четыре жизни. По информации полиции, водитель легкового автомобиля Kia Rio на «высокой» скорости врезался снегоуборщик КАМАЗ, который двигался в том же направлении. Удар оказался настолько мощным, что иномарку выбросило в кювет, а оторвавшееся у КАМАЗа колесо отлетело в «Ладу». В результате этого водитель отечественной легковушки потерял управление и пробил металлическое ограждение вдоль дороги. В ДТП не выжили водитель легковой иномарки и три его пассажира. Согласно фотографиям с места ДТП, Kia Rio гнала на скорости свыше 160 км/ч. По уточненной информации, в салоне лежали несколько бутылок водки.

Ещё одна смертельная авария с участием грузовика случилась в середине февраля прошлого года в Рязанской области. При столкновении двух легковушек и грузовика погибли три человека, еще один попал в больницу. В районе 241-го км М-5 «Урал» 28-летний мужчина потерял контроль над рулевым управлением автомобиля «Лада Приора», в результате чего легковушку вынесло на

встречную полосу, где она врезалась сначала в Chevrolet Lacetti, а затем протаранила грузовик Volvo. В ДТП погибли водитель отечественной машины с двумя пассажирами. Третий пассажир «Приоры» с травмами был доставлен в больницу.

Жуткая авария с участием фуры и микроавтобуса произошла на трассе в Башкирии в первых числах марта. Как сообщила полиция, микроавтобус марки Peugeot с 17-ю пассажирами направлялся из Уфы в Малояз. На 1505-м транспортное средство столкнулось с большегрузом Scania, двигавшимся по встречной полосе. От удара у микроавтобуса буквально раскурочило переднюю часть, два его пассажира, мужчина и женщина, погибли на месте аварии, ещё шесть человек из него отвезли в медучреждение.

Несколько смертельных аварий было зафиксировано на федеральной автодороге летом прошлого года. В частности, в середине июня на территории Рязанской области в районе 292-го км из-за слишком высокой скорости водитель автомобиля Chevrolet потерял управление, выехал на «встречку» под колеса грузовика Volvo. В результате столкновения мужчина, управлявший легковушкой, а также трое его пассажиров - женщина, ребенок 11-ти лет и подросток 16-ти лет - погибли на месте происшествия. В ходе проверки полиция выяснила, что иномарка была обута в «зимнюю» резину. В июле ДТП с легковушкой Hyundai Solaris и фурой Renault Magnum в районе 951-го км в Самарской области стало причиной смерти четырех человек. Полиция выяснила, что легковое авто выехало на «встречку», где врезалось в грузовик. В аварии погиб водитель легковушки и три его пассажира. Ещё одному человеку потребовалась госпитализация.

В том же месяце четыре человека стали жертвой страшной аварии в Челябинской области. На 1798-м км трассы М-5 «Урал» водитель автомобиля «Газель» для того, чтобы повернуть налево, выехал со своей полосы на встречную, что привело к столкновению с большегрузом Volvo. В результате ДТП погиб мужчина, управлявший «Газелью», а также три его пассажира - женщина, парень и ребенок. В конце октября 2017 года в Оренбуржье произошло столкновение микроавтобуса Volkswagen и трактора с прицепом. Удар оказался такой силы, что трактор опрокинулся дороге. При столкновении смертельные травмы получил три человека, ещё троих транспортировали в лечебное учреждение.

Трое погибли и двое получили травмы в массовой аварии на подъезде к Оренбургу от трассы М-5 «Урал» в Самарской области. Авария случилась в конце прошлого года, 26 декабря. В ходе проверки полиция выяснила, что на 42-м км подъездной дороги к Оренбургу столкнулись четыре транспортных средства. Водитель автомобиля ВАЗ-21214 («Нива») буксировал на гибкой сцепке иномарку Daewoo Nexia. При мощном снегопаде отечественная легковушка выехала на «встречку» по колеса грузовика марки КАМАЗ. В это же время буксируемую иномарку протаранила ехавшая по трассе машина «Лада Приора». В результате ДТП погибли три человека - водитель «Нивы» и два его пассажира. Еще два человека - пассажир ВАЗа и водитель Daewoo Nexia были помещены в госпиталь с травмами.

Реконструкция Волгоградки Новорязанке – трассе М-5

Об этих планах рассказали в ФКУ «Центравтомагистраль»

Октябрьский обойдут слева

Развязку в Чулково достроят

Текст: Василий ИВАНОВ

Реконструкция Волгоградки в Москве близится к завершению, а развязка этой трассы с МКАД уже обновлена. Но дачники хорошо знают: в области реконструкция основных магистралей заметно отстаёт от того, что мы видим в Москве. В полной мере это относится и к Новорязанке – трассе М-5 . В прошлом году тут запустили обход Бронниц: 12-километровый участок новой дороги от бетонки А-107 до с. Ульянино. Но когда и как будут решаться остальные проблемы магистрали?

Об этих планах рассказали в ФКУ «Центравтомагистраль» (это управление «Росавтодора», обслуживающее федеральные трассы в московском регионе, оно является заказчиком работ по реконструкции этих дорог).

Октябрьский обойдут слева

Пожалуй, самый ожидаемый сегодня элемент обновляемой Новорязанки – это обход Октябрьского и Островцов. Как сообщили в ФКУ «Центравтомагисраль», его проект уже готов.

Обход будет начинаться с большой развязки, которую построят в месте слияния Рязанского и Новорязанского шоссе. Старая Рязанка пройдёт под эстакадой и далее – на Октябрьский, по нынешней траектории дороги. А основной ход обновлённой М-5 (по 5 рядов в каждую сторону) пустят поверху, по эстакадам, и далее – на совершенно новую дорогу, которая пройдёт левее Октябрьского и Островцев. Обход длиной 11 км получит развязки с Михневским и Островецким шоссе и выйдет к Москве-реке недалеко от существующего моста перед д. Чулково.

Cроки отодвинулись, но в 2016-2017 годах на месте строительства всё же начнётся подготовка территории, средства на это уже выделены. Само строительство обхода начнётся не ранее 2018 года и продлится ориентировочно 4-5 лет.

Развязку в Чулково достроят

В прошлом году, когда левый поворот на Жуковский, расположенный на М-5 сразу за Москвой-рекой в деревне Чулково, реконструировали, автомобилисты сразу заметили одну «странность». До реконструкции тут был светофор, теперь – двухуровневая развязка, однако пробки перед поворотом не уменьшились, а… выросли! А дело всё в том, что на развязке появился участок – небольшой, метров 100 – где вся федеральная трасса сужается до 1 ряда в каждую сторону!

Конечно, причина организовать движение именно так была: выезд на трассу с развязки прикрыли чем-то вроде островка безопасности, чтобы те, кто едет по прямой, и те, кто собирается влиться в поток, не попадали сразу на одну полосу. Но есть и проблема: до реконструкции тут было два ряда, и хотя их и держал светофор, поток двигался быстрее. Автомобилисты недоумевают: а что же будет, когда построят обход Октябрьского? Неужели 5 рядов так и будут сливаться в один?!

Конечно, нет. Как сообщили в ФКУ «Центравтомагистраль», в рамках строительства обхода Октябрьского через реку построят два отдельных моста для встречных потоков, каждый – на 5 рядов. Одновременно достроят и развязку в д. Чулково. На Жуковский будут уходить 2 ряда из 5, а 3 будут идти по прямой на Рязань.

Текст: Василий ИВАНОВ

Фотография на обложке статьи: highway