Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского и немецкого языков № 1955

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования

В условиях изменения парадигмы образования роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. Уже каждый выпускник начальной школы должен иметь опыт работы, включающий появление замысла, определение проблемы и гипотезы, разработку продукта или формулирование результата исследования через постановку задач, планирование, опытную проверку гипотезы и защиту работы. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект. То же касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования («выпускник научится…» или «выпускник получит возможность научиться…»). Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1 класса).

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Памятка «Этапы выполнения исследовательской работы»

Разработана и составлена учителем начальных классов МОУ «ЦО №14» Богородицкого района Тульской области

Чикасовой Татьяной Андреевной.

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами :

    Восполнение каких – либо пробелов в науке;

    Дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

    Своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

    Обобщение накопленного опыта;

    Суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

    Постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

    Выберите одно из слов типа:

Изучить, исследовать, выяснить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

    Добавьте название объекта исследования.

Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

    Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.

    Исследовать содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.

    Исследование истории и роли посёлка в истории страны.

    Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.

    Изучить пищевой рацион школьника.

    Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношение и деятельность.

    Изучить силу трения и её влияние на жизнь человека.

    Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.

    Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.

    Выявить влияние СЭЛФИ на психику человека.

    Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.

    Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.

    Определение качества продуктов быстрого питания.

    Определить роль животных в жизни людей.

    Определение причин нарушения осанки у детей.

    Определить зависимость от СЭЛФИ и СМС среди обучающихся и учителей школы.

    Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.

    Узнать , почему именно орёл изображён на гербе России.

    Узнать о происхождении животного мира.

    Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.

    Выяснить , какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.

    Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.

    Показать отражение исторических событий страны в литературных произведениях Л.Н.Толстого.

    Привлечь внимание общественности к проблеме бездомных животных нашего города.

    Привлечь внимание обучающихся и их родителей к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.

    Доказать , что среди растений встречаются хищники.

    Познакомить с историей развития города, её жителями, традициями.

    Проверить : мороженное – это польза или вред?

    Проанализировать вероятность заболевания при неправильном питании.

    Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.

    Обобщить материал по историческим событиям Куликовской битвы.

После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы , нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Примеры задач исследовательской работы:

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить историю родного города
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города.


Провести анкетирование обучающихся класса и их родителей
Провести опыты с солью
Провести эксперимент «Шпионская записка»
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп

Определить калорийность исследуемых продуктов питания
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о …
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ …
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Обобщить полученные результаты

Описать практический эксперимент

Установить основные причины ухудшения зрения.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш
выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Наблюдение

Интервью

Анкетирование

Собеседование

Тестирование

Фотографирование

Измерение

сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

эксперимент

лабораторный опыт

моделирование

исторический

логический

индукция

дедукция

гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение

абстрагирование

идеализация

формализация

анализ и синтез

индукция и дедукция

аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Я и моя семья

Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор

Окружающий мир

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин

Желаю Вам творческих успехов!

Ольга Даниленко
Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах . В данной статье я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми . Стремление наблюдать и экспериментировать,самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин .

Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :

Федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Проектная деятельность как педагогов , так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного . По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности , нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольиков . Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование , а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения ) , мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию. Проектная деятельность позволяет нам :

1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность , сделать коллектив более сплоченным;

2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста , которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей , общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

Проектный метод обучения , способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково – познавательную деятельность , которая направлена на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая – нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей

Метод проектов нашел свое отражение еще в идеях отечественных ученых 20 – х годов : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской. И в последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно – педагогической литературе (В. С Безруков, В. П. Беспалько, В. И. Звягинский) .Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых , таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.

Использование метода проекта в дошкольном образовании , позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основаного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным на только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

A promising method in the system DOE is that it allows the development of observation and analysis of phenomena, comparisons, generalizations, and skills to draw conclusions, creative thinking, logic of knowledge, inquisitive mind, a joint educational and research activities, communication and reflective skills, and much more, what is ingredients of a successful personality.

Литература

1. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников . Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду . Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е . С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ

Проблема актуальности проекта волнует не только студентов и школьников, но и их наставников. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит создавать востребованные и интересные проектные работы.

Специфика проектов

Оценка их масштабности осуществляется по таким показателям:

  • численность организаций (групп, людей), которые смогут использовать результаты проведенного проекта;
  • востребованность материала в кадровых ресурсах, его временные затраты;
  • финансовые ресурсы, необходимые для реализации поставленной в работе цели;
  • сложность проекта по формам создания, структуре, отчетности;
  • продолжительность и регионы исполнения.

Классификация

Обоснование актуальности проекта предполагает выделение различных вариантов деятельности.

  1. Микропроекты направлены на предоставление собственной инициативы окружающим в поисках их признания. Для их реализации необязательно внешнее финансирование, специальное оборудование. Его можно считать микросоциальным действием, но, в случае необходимости, рамки микроисследования можно расширить.
  2. Малые проекты предусматривают значительное число потребителей, они легки в управлении, не нуждаются в серьезном финансировании. Их особенность заключается в том, что составление допускает некоторые упрощения в ходе исследования и реализации.
  3. Мегапроекты - это целевые программы, которые состоят из нескольких взаимосвязанных проектов. Особенность их заключается в масштабах исполнителей, а также в проведении мониторинга исследований.

Алгоритм создания социального проекта

Рассмотрим актуальность социального проекта, а также последовательность его составления. Для начала важно провести мониторинг общественного мнения. Далее осуществляется определение социальной проблемы, она подробно описывается.

Следующим этапом будет выявление цели работы, а также постановка задач проекта. Далее осуществляется возможность применения готового материала в других регионах, составляется план деятельности, рабочий график, бюджет проекта.

Ответственным и важным элементом в проектной работе является распределение основных обязанностей между участниками группы. Актуальность проекта связана с подбором определенных ресурсов, источников для проведения работы, продумыванием бюджета.

Для того чтобы доказать важность и значимость материала, важно продумать общественную защиту, провести среди слушателей социологический опрос, по итогам которого можно будет оценить эффективность проделанной работы.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях

Рассмотрим актуальность метода проектов в детских садах. В рамках новых федеральных стандартов, внедренных в систему отечественного дошкольного образования, проектной деятельностью занимаются не только дети, но и их наставники. Прежде чем приступать к разработке плана мероприятий, педагог продумывает актуальность проекта, возможность трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Вариант проекта в ДОУ

Как воспитателю подобрать такой материал, чтобы актуальность проекта не вызывала сомнений? Например, неоспорима важность работы, направленной на укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения россиян. Какова актуальность проекта в детском саду, связанного с закаливанием? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос. Актуальность проекта «Закаливание как шаг к здоровью»:

  • основы жизни закладываются в детстве, поэтому так важно вести оздоровительную работу с дошкольниками;
  • здоровые дети легче адаптируются к условиям школы, требованиям жизни в обществе.

Для формирования здорового и активного ребенка педагоги в детских садах разрабатывают специальные программы закаливания.

Актуальность творческого проекта такого вида не вызывает сомнений. Именно здоровье является основополагающим условием для противостояния маленького человека неблагоприятным климатическим условиям.

Невозможно вести речь о полноценном развитии малышей без введения в детских дошкольных учреждениях процедур по закаливанию. Его считают важнейшей составной частью физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Целью закаливания является повышение сопротивляемости организма малышей к неблагоприятным природным факторам, уменьшение числа простудных заболеваний среди дошкольников.

Задачи проекта:

  • разработка и доказательство эффективности методики осуществления закаливания как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
  • демонстрация возможностей укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний посредством проведения разнообразных закаливающих процедур;
  • разработка программы оздоровления воспитанников путем закаливания;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • снижение заболеваемости в каждой отдельной группе.

Использование закаливающих методик поспособствует снижению заболеваемости дошкольников, станет стимулом для ведения детьми здорового образа жизни и в дальнейшем.

Участниками данного проекта являются ребята старшей группы, их родители, воспитатель. Продолжительность закаливания предполагается в течение учебного года (с сентября по июнь).

Ожидаемые результаты

Выделим те моменты, которые будут свидетельствовать о результативности внедрения данного проекта:

  • понижение численности респираторных заболеваний у детей старшей группы ДОУ;
  • увеличение заинтересованности сотрудников детского сада, а также родителей дошкольников в укреплении здоровья малышей;
  • повышение внимания со стороны родителей к вопросам рационального (здорового) питания, закаливания.

Заключение

Проектная деятельность в настоящее время является актуальной и значимой в сфере образования. После проведения серьезного реформирования отечественной системы образования в дошкольных учреждениях активное внимание педагоги стали уделять проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы планируемые в рамках подобной деятельности мероприятия были эффективными, важно уделить особое внимание актуальности создаваемого проекта. Тот вопрос, который будет составлять его основу, должен быть подтвержден авторитетными научными источниками.

Какие основные моменты важно учитывать, начиная работу над педагогическим проектом? Помимо актуальности, у любой проектной работы должна быть сформулирована четкая цель, выявлены задачи, выдвинута гипотеза исследования. Обязательным этапом в подобной деятельности станет и определение предполагаемых результатов внедряемого проекта.