Придумала и нарисовала отличные шпаргалки, которые помогут разбираться в направлениях искусства и взрослым, и детям. Они невероятно полезные и интересные.

Впрочем, Наташа сама расскажет о них. И, конечно, покажет. Кстати, каждую шпаргалку вы можете скачать и распечатать.

Как родилась идея

Идея шпаргалок по истории искусства появилась не случайно - я постоянно ищу эффективные методы обучения истории искусства. При этом сталкиваюсь с типичными проблемами в изучении и преподавании предмета:

Во-первых, лекции в виде сплошных записей на несколько листов очень быстро забываются.

Во-вторых, у большинства людей нет времени на глубокое погружение в материал, а тем более на проверку достоверности фактов и критическую оценку источников.

Шпаргалка по примитивизму. Автор - Наташа Кайя.

В-третьих, искусство - это об идеях. Оно как зеркало исканий каждой эпохи: в произведении отражаются представления о мире и его устройстве, об истине, о красоте и морали, о месте человека в жизни. Но большинство лекций почему-то построены на биографиях конкретных художников, перечислении произведений и дат их создания. На деле же, не так важны названия картин, даты и унылые факты из биографии вроде « родился-учился-женился » . Ведь все это забывается моментально.

В-четвертых, при преподавании истории искусства в формате « родился-учился-женился » не формируется понимания художественных процессов и их истоков.

Шпаргалка по кубофутуризму. Автор - Наташа Кайя.

Мне очень хотелось найти способ донести информацию в сжатом виде (= экономия времени), но при этом осветить явление с разных ракурсов, дать представление о конкретных художественных задачах и способах их решения (= понимание художественных процессов). И добавить несколько интересных фактов, которые могли бы завладеть воображением и остаться в памяти. Так и родилась идея шпаргалок по искусству.

Почему шпаргалки помогут вам быстро разобраться в искусстве

- Все емко и по делу. Формат листа позволяет вместить только действительно важную информацию.


Шпаргалка по аналитическому искусству. Автор - Наташа Кайя.

- Иерархия главного и второстепенного. Что-то непременно забудется: дата, факт из биографии или название третьего по счету манифеста именно этого великого художника. Зато в памяти останется главное - понимание сути художественного явления (будь то конкретный мастер, направление или стиль).

- Формат шпаргалки позволяет визуально разделить всю информацию на разные блоки. Так проще запоминать, поскольку одновременно работают разные виды памяти.

Шпаргалка по абстракционизму. Автор - Наташа Кайя.

Почему эффективны шпаргалки, написанные искусствоведом

- Они помогают сформировать у читателя грамотное представление об искусстве определенной эпохи, так как только человек, который разбирается в теме искусства, может выбрать самое значимое и правильно расставить акценты.

- Порядочный искусствовед прочитал научную литературу об эпохе/направлении/мастере, проверил факты, изучил дневники и документы - профессиональный взгляд позволяет выделить действительно ключевые особенности.

Шпаргалка по реализму. Автор — Наташа Кайя.

Шпаргалки по шести направлениям русского искусства

В книге «Играем в искусство» речь идет о русском искусстве рубежа XIX-XX веков и о шести основных направлениях того времени: реализме, модерне, кубофутуризме, примитивизме, аналитическим искусстве и абстракционизме. Поскольку книга для детей вызвала большой интерес и у взрослых, в дополнение к книге я сделала шесть шпаргалок по каждому из направлений.

Бытует мнение, что «реализм» - это когда изображаемое похоже на окружающий мир. Но всегда ли реализм действительно «реализм» ?


Модерн

Какие художественные ценности разделяли мастера эпохи модерна? И как научиться быстро определять, что произведение относится к стилистике модерна? Обо всем этом подробно рассказано в шпаргалке.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

- направление в русском искусстве начала ХХ века, появившееся в результате синтеза французского кубизма и итальянского футуризма. В шпаргалке подробно разбираемся, какие черты кубофутуризма откуда пришли, в чем его уникальность и каковы особенности « продвижения » нового направления на арт-сцене.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Примитивизм

Многих волнует вопрос, почему картины примитивистов признаются шедеврами искусства. Или, например, по каким причинам возник примитивизм? Почему примитивисты сознательно « забывают » ремесло и отворачиваются от реализма в пользу эмоций и чистых идей? И самое главное - на что обращать внимание, чтобы по достоинству оценить своеобразную красоту полотен примитивистов? В шпаргалке есть множество ответов на самые разные вопросы об этом направлении.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Одним из первых направлений в искусстве ХХ века, имевшим глубоко проработанную теоретическую базу, было аналитическое искусство. В шпаргалке разбираемся во взглядах на искусство основателя направления - Павла Филонова. А также наблюдаем, как художник благодаря своей технике переводит идеи в художественные образы.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Первые абстракционисты поставили один из самых важных вопросов в современном искусстве: « Достаточно ли одной точки для произведения искусства? » . В шпаргалке рассказывается о причинах рождения абстрактной живописи, основных идеях ключевых мастеров и о том, что на самом деле показывает абстракция.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Ну что, любопытно? У нас еще один сюрприз напоследок.

Мастер-класс по направлениям искусства для детей

Наташа Кайя придумала необычное творческое задание, которое поможет ребенку быстро разобраться в направлениях в искусстве (реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство и абстракционизм) и легко отличать одно от другого.

Вам понадобятся:

шесть фруктов одного вида или муляжи фруктов (продаются в магазинах для дома и сада или в магазинах для творчества)

гуашь или акрил разных цветов

большая и маленькая кисточки.

Идея: каждый фрукт будет символизировать одно из направлений искусства.

Каждый из раскрашенных перцев представляет одно направление искусства

РЕАЛИЗМ. Один фрукт оставляем неокрашенным - он будет «представителем» реализма.

Остальные фрукты покрываем белой краской.

Задания для детей по направлениям:

МОДЕРН. Раскрашиваем фрукт красивыми орнаментами.

КУБОФУТУРИЗМ. Обозначаем линией все грани фрукта. Грани можно покрасить в разные цвета

ПРИМИТИВИЗМ. Нужно старательно рисовать плохо. Например, выбирать только неправильные цвета, которыми фрукт не бывает окрашен в природе.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Рисуем частички или атомы, из которых природа «собрала» фрукт.

АБСТРАКЦИОНИЗМ. Раскрашиваем фрукт одним цветом, ведь форма превыше всего.

Теперь перед вами 6 фруктов, которые наглядно демонстрируют особенности каждого направления искусства.

Обложка поста - шпаргалка по модерну.

В основе проекта лежала идея научиться уменьшать силу штормов с помощью простых электромагнитных методов. Для этого использовались специальные погодные радиозонды, которые, как выяснилось, могли не только разрушать сильные штормы, но также создавать бури и оказывать психовоздействие на людей, возбуждая агрессию или, наоборот, подавленное состояние.

В конце 40-х годов возобновился проект "Радуга" (кодовое название филадельфийского эксперимента), в рамках которого было продолжено изучение феномена, неожиданно случившегося с военным кораблем США "Элдридж".

Работы велись над технологией "электромагнитного пузыря", которые привели на практике к созданию современного истребителя "Стеллс".

Доктора Джона фон Неймана и его команду исследователей вновь привлекли к работе в этом направлении. Эти специалисты стояли у истоков программы "Радуга" и теперь приступили к новой попытке.

Тот же проект, но другая цель. Им предстояло выяснить, что именно оказало столь негативное воздействие на участников эксперимента, и почему он закончился столь печально.

В начале 50-х годов два проекта,"Феникс" и "Радуга" решили объединить под общим названием "Феникс" подчинить проект изучению возможностей направленного воздействия на человеческую психику.

Руководил проектом доктор фон Нейман, математик, уехавший из Германии в Соединенные Штаты. Он был еще и физиком-теоретиком и добился известности благодаря своей передовой концепции пространства-времени.

Более десяти лет Фон Нейман и его команда выясняли, почему человеческие существа так пострадали от воздействия электромагнитного поля во время «Филадельфийского» эксперимента, и пришли в итоге к выводу, что сознание человека подвержено воздействию электромагнетизма и при дальнейшем техническом усовершенствовании возможно создание технологии по управлению мыслями людей.

Конгресс полностью субсидировал этот особый проект и внимательно изучил результаты.

В итоге в 1969 году проект был окончательно закрыт в связи с крайне опасной направленностью дальнейших экспериментов и непредсказуемостью их последствий.

К тому времени, когда конгресс закрыл проект "Феникс", группа в Брукхейвене уже создала вокруг него целое государство. Они располагали технологиями и оборудованием, с помощью которых могли воздействовать на разум человека.

Эта группа исследователей обратилась в военное министерство с сообщением о разработанной ими новой фантастической технологии. Они рассказали о приборе, который простым поворотом переключателя может заставить противника сдаться без боя. Конечно, военные очень заинтересовались, ведь это - мечта всякого профессионального военного. Представьте себе прибор, который заставляет врага уступить до начала сражения!

Военное министерство встретило сообщение с энтузиазмом и выразило готовность к сотрудничеству.

Поскольку прямое финансирование программы оказалось заблокировано конгрессом, часть средств могла поступать через Национальную лабораторию в Брукхейвене. Однако специалистам из Брукхейвена необходимо было предоставить место, где в полном уединении они проводили бы серии экспериментов.

Кроме того, военным надлежало выделить в их распоряжение определенную аппаратуру и людей. Исследователи передали в министерство перечень необходимого оборудования.

В частности, в этом списке значился устаревший "Мудрый радар". Таким образом, они хотели получить подобие огромного радиозонда, работающего на частотах от 425 до 450 мегагерц.

Из прежних исследований было известно, что в этом диапазоне находится "окно частот" электромагнитного излучения (точнее, одно из таких "окон"), воздействующего на человеческое сознание. Поэтому теперь им потребовалось мощное радарное устройство, работавшее на этих частотах.

Военные располагали тем, что искали исследователи: оставленной военно-воздушными войсками базой, оборудованной устаревшей системой "Мудрый радар". В состав этой системы входили источники нужных частот и модуляторы, которые позволяли создать фактически гигантский радиозонд.

Вплоть до этого времени конгрессу сообщали о происходящем.

Теперь же осуществить проект, от которого конгресс отказался, взялась независимая группа исследователей, которые оказались вне государственного контроля и даже сами использовали для этого вооруженные силы США.

Впрочем, трудно сказать, кто кого использовал. Однако факт заключается в том, что события вышли из-под контроля выборных органов власти и развивались вопреки их запрету.

Осуществление проекта требовало значительных средств. Финансирование покрыто тайной, ибо, по-видимому, обеспечивалось исключительно через частные источники. Поговаривали, будто эти деньги имеют нацистское происхождение.

В конце 1970-го и в 1971 году радар 0773 Монтаукской базы ВВС США был полностью восстановлен. Был набран необходимый штат, отремонтировано оборудование, появилась возможность приступить к полномасштабным исследованиям.

На это ушло около года, и в конце 1971 года Монтаукский проект начал работать.

В штат сотрудников входили военные и государственные служащие и сотрудники, направленные различными корпорациями. Среди них был и Николс.

Тут были и военные технические специалисты, обеспечивавшие работу "Мудрого радара" в 60-е годы. Эти специалисты сообщили группе исследователей, занимавшихся проектом "Феникс", что сумеют регулировать настройку станции, изменяя частоту и длительность импульсов радара.

Это оказалось неоценимой находкой для людей из "Феникса", которые признали, что изменяя длительность и частоту импульсов, они могли бы добиться воздействия на мысли человека - именно то, что они искали.

Внутри здания в экранированной комнате установили специальное кресло. В кресло сажали человека и проводили эксперименты с импульсами разной длительности, импульсами разной частоты следования и волновым излучением.

Выяснилось, что некоторые излучения заставляют человека спать, плакать, смеяться, волноваться и т. д. Говорили, что у всех на базе менялось настроение, когда начинал работать "Мудрый радар".

Это очень заинтересовало руководителей проекта. Исследователи хотели научиться изменять колебания мозга.

Это делалось путем изменения длительности и амплитуды импульсов, чтобы подобрать соответствие с различными биологическими функциями.

В диапазоне радиочастот 425-450 мегагерц они поистине получили окно в человеческий разум.

Следующим шагом было разобраться с тем, что же находится внутри разума. Объекты подвергались воздействию поля, достаточно сильного, чтобы повлиять на колебания мозга, но не нанести при этом ущерба здоровью. Однако выяснилось, что если облучать мозг несколько дней подряд, можно совершенно расстроить его деятельность .

Постепенно интерес переключился на проблему более тонкого изучения человека, чтобы точно влиять на его мысли, настроение и прочее.

На территорию базы приглашали разные войсковые подразделения, которые получали там возможность хорошо отдохнуть.

Параллельно, без ведома солдат их использовали в качестве подопытных животных для экспериментов по управлению настроением. Однако они были не единственными подопытными.

Эксперименты проводились также над жителями города Лонг Айленда, Нью-Джерси и проживающими на верхних этажах жителями Нью-Йорка и Коннектикута, на которых проверялась дальность действия излучения.

Время проходило в подборе различных параметров импульсов, пробовали то одно, то другое. Соответствующие реакции подопытных записывали, классифицировали. В результате чего накопилась большая база данных.

После длительной серии экспериментов исследователи разработали блок управления, с помощью которого можно было задать программу переключения частот с теми или иными параметрами модуляции и хронометрирования (то есть временными характеристиками сигналов).

Выяснилось, что некоторые сочетания параметров излучения придают мыслям человека определенное направление. Задав передатчику соответствующую программу и излучив этот сигнал через антенну, можно внушить человеку нужный образ мыслей. Таким образом они могли добиться буквально любого желаемого результата, составив определенную программу.

Было подготовлено несколько программ, которые позволяли изменять настроение людей, внушать преступные намерения или приводить их в состояние тревоги. Удавалось даже заставить животных из ближайших окрестностей совершать странные действия.

Кроме того, исследователи составили такую программу сигналов, которая позволяла отключить все электрические цепи в автомобиле, на который это излучение было направлено.

Однажды мимо базы проезжала колонна военных грузовиков, которые все вдруг встали без движения.

Естественно, исследователи принялись изучать и усовершенствовать программу, которая сработала в тот момент. Так, сначала они выделили сигнал, который значительно снижал яркость света фар. Впоследствии была разработана программа, которая полностью отключала все электрические цепи.

Несколько лет исследований и изучения накопленных сведений привели к созданию прибора, способного влиять на человеческие эмоции. Теперь желательно было обеспечить "точность" технологии, научиться внушать конкретные мысли.

Помощь пришла неожиданно. Еще в 50-х годах корпорация IТТ начала разрабатывать технологию, которая позволила бы получить изображение того, о чем думает человек. Можно с полным правом утверждать, что машина читала мысли: улавливала электромагнитное излучение человека и переводила их в понятную форму.

Когда группа в Монтауке узнала о приборе, читающем мысли, сообщение было воспринято с восторгом. Они захотели подключить установку IТТ к своему передатчику. На совмещение двух технологий ушло довольно много времени.

Наконец в начале 1976 года работы были завершены; передатчик функционировал просто превосходно. Но то, что произошло потом, превзошло все ожидания.

В конце 1977 года, после года работ по совершенствованию компьютерных программ, передатчик стал воспроизводить исходные мысленные формы с замечательной точностью.

После завершения отладки исследователям удалось осуществить необычный эксперимент - материализацию вещества из эфира в электромагнитном поле радара. При этом мощное излучение передатчика модулировалось мыслями человека, представлявшего в своем воображении материализуемый предмет. Система стала пространственно-временным модулятором эфира.

Престон Николс пишет:

“Экстрасенсу Дункану Камерону поручили создать мысленный образ твердого предмета. Угадайте, что произошло? Этот предмет реально выделился из эфира! Он мысленно представлял себе твердый предмет и место на территории базы, где тот должен появиться.

Что бы Дункан себе ни представил, передатчик формировал из эфира матрицу задуманного предмета, и ему хватало энергии, чтобы материализовать предмет в заданном месте. Получалось, что изобретен метод создания материальных тел из мысли с использованием передатчика.

Все, что Дункан ни задумывал, действительно появлялось. Зачастую оно было лишь видимым, но неосязаемым, как призрак. Иногда это был реальный твердый предмет, который так и оставался реальным.

В иных случаях этот твердый предмет оставался материальным лишь в течение того времени, пока работал передатчик. Считывание компьютера позволяло на промежуточном этапе регистрировать мысленные образы Дункана, классифицировать и отбирать их для транслирования через передатчик.

Материализация мысленных форм происходила по большей части поблизости от Монтаукской базы ВВС. Однако проводились опыты и в других местах.

То, что в качестве мыслей Дункана являлось его субъективной реальностью, в результате становилось объективной реальностью (твердой или призрачной, в зависимости от обстоятельств).

Например, он мог подумать о целом доме, и этот дом появился бы на базе. Обычно эксперименты так и проводились.

Система работала с хорошей степенью точности. Хотелось изучить разные возможности установки. Первый эксперимент назывался "Всевидящее око ".

С локоном человеческих волос или другим подходящим предметом в руке Дункан мог сконцентрироваться на их обладателе и мог видеть его глазами, слушать его ушами, чувствовать его телом.

Он мог буквально вселяться в других людей повсюду на планете. Последовала большая серия подобных экспериментов, и трудно предположить, как далеко они зашли.

Конечно, подобные действия совершенно недопустимы, и программа выглядела скорее зловещей, чем неправдоподобной. Ученых интересовало, как думают человеческие существа.

Так, Дункану устраивали встречу с каким-нибудь человеком. Затем, без ведома этого человека, Дункан концентрировался на нем.

В 95 процентах случаев подопытный действовал соответственно мыслям Дункана. Имея возможность внедрять свои мысли глубоко в разум других людей, Дункан мог управлять ими и заставлять их делать все, что хотел. В данном случае воздействие шло на более глубоком уровне, чем обыкновенный гипноз.

Используя Дункана, оборудование и передатчик Монтаука, ученые могли ввести в разум человека информацию, программы и приказы.

Мысли Дункана становились собственными мыслями человека, и можно было заставить его сделать то, что сам он никогда бы не сделал. Именно такой аспект приобрела задача контроля над разумом в Монтаукском проекте.

Это направление исследований продолжалось до 1979 года и включало в себя много различных серий экспериментов, из которых одни были чрезвычайно интересны, а другие приводили к ужасным последствиям.

Их мишенью служили как отдельные личности, так и массы людей, животные, конкретные районы и технологии.

Исследователи могли оказывать любое воздействие.

Например, навести на экране бытового телевизора помехи, заставить замереть изображение или полностью отключить его. Посредством телекинеза они передвигали предметы, устраивая в помещениях полный разгром.

В одном случае Дункан представил себе разбивающееся окно. Энергии передатчика хватило, чтобы разбить окно в одном из зданий прилегавшего к Монтауку города.

Кроме того, удавалось спугнуть животных с горы Монтаук, погнав их в город, и поднять настоящую волну преступности среди населения.

В 1978 году технику управления разумом уже прекрасно отладили, подготовили соответствующие записи и представили их в различные агентства для проверки в практических условиях".

Искривление времени


В 1979 году в ходе экспериментов обнаружили странное явление.

В момент прохождения через передатчик мысли Дункана неожиданно прерывались, исчезая и появляясь непонятным образом.

Случайно заметили, что не прерывались проекции мыслей (мысли, спроецированные на прошлое или будущее). Дело в том, что они находились вне нормального потока времени!

Например, Дункан концентрировался на чем-то в 8 часов вечера, а событие происходило в полночь или даже в 6 часов утра.

То, о чем он думал, происходило не в тот момент, когда он об этом думал.

Значит, ученые Монтаука могли использовать силу психики Дункана, чтобы изменить или запрограммировать историю!

Они с увлечением бросились исследовать особенности этого явления. На следующем шаге проекта система была доработана с целью манипулирования ходом времени в поле действия передатчика.

Для этого пришлось дополнительно подключить к передатчику особую конструкцию - флексагональную антенну Delta Time. В систему был введен электрогироскопический генератор нулевого стандарта времени, что позволило задавать колебания с разницей относительно нулевой точки, то есть центра вращения Вселенной.

После этих и других усовершенствований оператор, сидящий в кресле и мысленно управлявший модуляцией колебаний передатчика, мог целенаправленно изменять фазу колебаний эфира относительно нулевой точки, то есть локально изменять ход времени.

С февраля 1981 года началась новая серия экспериментов, в ходе которых открывались пространственно-временные тоннели в альтернативные вселенные.

Николс пишет об этом следующее:

“Команда начала просматривать предыдущую историю и будущее, производя простую разведку (прежде всего во вражески настроенных регионах). Пользуясь тоннелем, они могли брать пробы воздуха, земли и прочего, не проходя через выход.

Те, кто путешествовал по спирали, описывали ее как необычный спиральный освещенный тоннель, всегда ведущий вниз. Вступая внутрь, человек быстро преодолевал весь путь. Его бросало в другой конец, обычно в соответствии с тем, куда направлял передатчик, и он мог оказаться в любой точке Вселенной.

Тоннель изнутри напоминал спираль со светящимися поперечными кольцами и был не гладкий, а с выемками. Он постоянно изгибался и поворачивал, пока вы шли к другому концу.

Там вы кого-то встречали или что-то делали. Завершив свою миссию, вы возвращались в тоннель (для вас он всегда был открыт) и оказывались в итоге там, откуда вышли. Однако если в ходе работы возникали перебои в снабжении энергией, вы терялись во времени или оставались где-то внутри самой спирали. Обычно же потеря путешественника была вызвана сбоями в гиперпространстве. И хотя терялись многие, ученые не бросали их умышленно или по неосторожности.

По словам Дункана, тоннель времени обладал еще одним свойством. Пройдя приблизительно две трети пути вниз по тоннелю, тело словно теряло энергию.

Человек чувствовал сильное потрясение, сопровождаемое видением широкой ступени.

При этом он испытывал интеллектуальный подъем, прилив какого-то духовного знания , что объясняли состоянием полного небытия, проявления которого исследователи пытались обнаружить у Дункана. Это могло пригодиться для дальнейших экспериментов по программе "Всевидящее око" или в иных аспектах.

Стало уже обычным делом создать тоннель, схватить человека на улице и послать его вниз. Чаще всего эти люди были пьяницами и бездомными бродягами, исчезновение которых не могло вызвать скандала. Если они возвращались, то представляли полный отчет обо всем увиденном. Большинство использованных в экспериментах пьяниц не вернулось обратно.

Мы не знаем, сколько людей осталось в лабиринтах времени.

С развитием проекта, подобранные для эксперимента люди снаряжались разными видами телевизионного и радиооборудования, чтобы передавать сведения "вживую". Затем их отправляли в проход, иногда силой. Телевизионные и радиосигналы поступали из прохода. Пока эта связь поддерживалась, исследователи могли видеть и слышать то же, что и путешественник”.

12 августа 1983 года передатчик в Монтауке был специально введен в синхронизацию с передатчиком на эсминце “Элдридж”, включенным в 1943 году.

Вследствие этого, образовался устойчивый вариант земной истории от 1943 года до 1983 года.

Используя стабилизированный вариант истории, исследователи получили возможность строить другие альтернативные ветви истории, опираясь на ветвь 1943-1983.

Перемещаясь между альтернативными вариантами истории и превращая их в текущие реальности, манипуляторы получили возможность иметь для себя фиксированную исходную реальность, стабилизированную энергетическим туннелем 1943-1983.

Очевидно, целью проекта и было создание стабильного варианта истории, т.к. вскоре после возникновения устойчивого тоннеля 1943-1983 база в Монтауке была закрыта, персонал распущен.

Сотрудников обязали не разглашать известную им информацию и соответствующим образом "промыли мозги".

(Однако Престон Николс упоминает, что Монтаукским манипуляторам не удалось построить стабильный вариант истории далее 2012 года . Вследствие определенных причин, на пути исследователей в 2012 году находится “непреодолимая стена”) (намёки на конец света))) - прим. ImpCommiss).

Какие же результаты были достигнуты в результате Монтаукского проекта?

Прежде всего, прошлое и будущее можно изменить.

Представьте себе шахматную партию, в которой соперники уже сделали, например, тридцать ходов. Если бы кто-то из них "повернул время вспять" и изменил один из предыдущих ходов, это поменяло бы все последующие позиции на шахматной доске.

Время можно рассматривать как гипнотический импульс, которому мы подсознательно соответствуем и подчиняемся. Тот, кто способен манипулировать временем, может манипулировать нашими подсознательными ощущениями и переживаниями. Поэтому если произойдут изменения во времени, этого никто не осознает.

В Монтауке ученые изучали будущее.

Произведенные опыты позволили им воочию убедиться в многовариантности будущего. Если они решались на какое-то вмешательство и осуществляли его, посылая через тоннель кого-то или что-то, соответствующий вариант будущего становился фиксированным.

Однако это отнюдь не означает, что ученые не могут вновь изменить сценарий будущего в этой точке дополнительными манипуляциями.

Манипуляции со временем действительно имели место. К тому же в опытах использовали людей и причинили им неисчислимые страдания.

После событий 1983 года Монтаукская база военно-воздушных сил опустела. К концу года на базе не было никого. В мае или июне 1984 года туда прибыл отряд черных беретов. Точнее, задание поручили именно морским пехотинцам.

Говорят, им приказали стрелять во все, что движется. Цель состояла в том, чтобы очистить базу от всех, кто мог там оказаться.

За черными беретами последовала вторая команда, демонтировавшая секретное оборудование, оставлять которое в собранном виде сочли слишком рискованным шагом.

Затем подземные помещения подготовили к опломбированию. На этом этапе уничтожили также свидетельства преступных действий.

Так что в числе прочего освободили помещение, в котором хранились сотни скелетов.

Примерно шесть месяцев спустя на базу прибыл целый караван бетономешалок. Многие воочию видели эти машины. Получились огромные бетонные пломбы в подземном царстве Монтаука: смесью заполняли целые шахты. Ворота заперли и покинули базу навсегда.

Если кому-то придется побывать у горы Монтаук и остановиться на стоянке возле маяка, его взору предстанет огромная антенна радара, установленная на здании передающей станции.

Иные, кто порешительнее (или поглупее), могут добраться туда по заброшенной грунтовой дороге. Большинство ворот искорежены и повреждены, так что войти очень легко. Однако прогулкам по базе препятствуют рейнджеры государственной нью-йоркской парковой службы, которые патрулируют эту территорию.

По-прежнему остается невыясненным главный вопрос.

Кто в действительности стоял за Монтаукским проектом?

Джон Уильям Данн

Эксперимент со временем

Джон Уильям Данн в культуреXXвека

Кто-то обнаружил на его страницах отзвук доктрин Данна.

X. Л. Борхес. «Анализ творчества Герберта Кузина»

Дж. У. Данн (1875–1949) занимает более чем маргинальное положение в истории философии XX века. Лишь в книгах обзорного характера по философии времени, таких, например, как [ CloughI950,Уитроу 1964 ] его имя и труды, им написанные, упоминаются с не меньшим почтением, чем имена А. Эддингтона, Дж. МакТаггарта, Ф. Брэдли и Ч. Броуда. Данн не был профессиональным философом, при том что его построения порой избыточно строги - он имел техническое образование и был летчиком (авиатором - на языке того времени). Так или иначе, но на современную ему публику книги Данна действовали впечатляюще. Книга «Эксперимент со временем» была переиздана на протяжении 1920-х годов шесть раз.

Истоки философии Данна - это, во-первых, довольно приблизительно понятая общая теория относительности и, во-вторых, также довольно поверхностно воспринятый психоанализ. Из первой он почерпнул идею о том, что время можно рассматривать как пространственноподобное измерение. Из второго - интерес к сновидениям. В результате получился интеллектуальный бестселлер. Человек видит сны, которые сбываются. Почему это происходит? Потому что время многомерно. В особых «измененных» (этот термин был придуман уже после смерти Данна, в 1960-е годы Чарлзом Тартом) состояниях сознания одно из временных измерений человека становится пространственноподобным - по нему-то он и может передвигаться в прошлое и будущее (сюжет, согласитесь, для 1920-х годов - со свойственной им навязчивой идеей построения машины времени - чрезвычайно соблазнительный). Обоснованию и объяснению этой идеи и посвящен публикуемый ниже фрагмент.

Данн не был философом-мыслителем, таким, например, как Хайдеггер или Витгенштейн. Но он не был также философом-писателем, как Ницше или Бергсон. Он был философом навязчивой идеи. Его можно не рассматривать всерьез как мыслителя, но его книги (помимо «Эксперимента со временем», «Серийного мироздания» (см. перевод фрагментов этого произведения в публикациях [Данн 1992,1995]) и «Ничто не умирает») производили огромное впечатление на публику. А то, что среди этой публики был Хорхе Луис Борхес, написавший о Данне эссе «Время и Дж. У. Данн» [Борхес 1994] , позволяет отнестись к этому серьезно. Разговор о Борхесе, на которого Данн оказал чрезвычайно глубокое влияние, пойдет ниже. Сперва следует сказать, что Данн почувствовал нечто фундаментально верное в темпорально-ментальной структуре эпохи, то, что мы назвали «серийным мышлением» [Руднев 1992].

В культуре начала XX века существовала точка зрения на время, связанная с традицией английского абсолютного идеализма . Эти философы исходили из того, что ноуменально времени вообще не существует, а иллюзия времени возникает в статичном мире из-за непрерывного изменения внимания наблюдателя.

Наиболее интересной в плане семиотического рассмотрения проблемы времени является концепция Данна. Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству - в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста (подробно см. [Руднев 1986]) можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный Наблюдатель, движущийся в Абсолютном Времени, то есть Бог.

Интересно, что, согласно Данну, разнопорядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например, во сне. Так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем, тогда-то мы и видим пророческие сновидения. Теория Данна является синтетической по отношению к линейно-эсхатологической и циклической моделям (подробно см. [Руднев]986]). Серийный универсум Данна - нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. Вселенная, по Данну, иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка.

Концепция Данна оказала существенное влияние на культуру XX века, в частности на творчество X. Л. Борхеса, практически каждая новелла которого, посвященная проблеме времени и соотношению текста и реальности, закономерно дешифруется серийной концепцией Данна, которую Борхес хорошо знал. Так, в новелле «Другой» (к сожалению, по непонятным причинам эта, одна из лучших, на наш взгляд, новелл Борхеса была опубликована лишь в его первом русском сборнике новелл [Борхес 1984]) старый Борхес встречает себя самого молодым. Причем для старика Борхеса это событие, по реконструкции Борхеса-автора, происходит в реальности, а для молодого - во сне. То есть молодой Борхес во сне, будучи наблюдателем 2 по отношению к самому себе, переместился по пространственно-подобному времени 1 в свое будущее, где встретил самого себя стариком, который, будучи наблюдателем 1, спокойно прожил свой век во времени 1. Однако молодой Борхес забывает свой сон, поэтому, когда он становится стариком, встреча с самим собой, путешествующим по его времени 1, представляется для него полной неожиданностью.

Одним из основополагающих понятий концепции Данна является серия. Пояснить, что такое серия, можно на примере, взятом из его второй книги «Серийный универсум» . Там рассказывается притча о том, что некий художник сбежал из сумасшедшего дома, чтобы нарисовать картину всего мироздания. Он поставил свой мольберт в открытом поле и принялся задело. Он нарисовал все, что видел вокруг себя, но что-то его не удовлетворяло, чего-то не хватало на этой картине. Тогда он понял, чего не хватало - его самого, пишущего картину. Тогда он отодвинул мольберт подальше, поставил сельского парнишку, чтобы тот ему позировал, и нарисовал себя, пишущего картину мироздания. Но его опять что-то не удовлетворяло. Не хватало его самого, пишущего картину мироздания, на которой изображен он сам, пишущий картину мироздания. Пришлось опять отодвигать мольберт. Количество членов серии бесконечно, оно ограничено лишь Абсолютным Наблюдателем, движущемся в Абсолютном Времени. Для нас интереснее другое, а именно то, что Данн предсказывает здесь и метафизически обосновывает одну из основных гиперриторических фигур в искусстве XX века, которую принято называть «текст в тексте». Онтологический смысл этого построения, которое характерно для таких ключевых произведений XX века, как «Мастер и Маргарита», «Волхв» Дж. Фаулза, «Бледный огонь» Набокова, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, сформулировал сверхпроницательный Борхес в новелле «Скрытая магия в «Дон Кихоте»», по- видимому, не случайно вошедшей в тот же сборник, что и эссе о Данне («Новые расследования», 1952). Борхес задается вопросом, почему нас смущает, что во втором томе «Дон Кихота» персонажи рассказывают о событиях первого тома как о заведомом вымысле, то есть, говоря языком Данна, встают в позицию того сумасшедшего художника, который вынужден был все время отодвигать мольберт.

Джосайя Ройс в первом томе своего труда «The World and the Individual» (1899) сформулировал такую мысль: «Вообразим себе, что какой-то участок земли в Англии идеально выровняли и какой-то картограф начертил на нем карту Англии. Его создание совершенно - нет такой детали на английской земле, даже