В этой подводной лодке все было удивительным. Невиданный титановый корпус, уникальные системы вооружения и всплытия. И даже факты, связанные с гибелью этого корабля не имеют аналогов в истории подводного флота. Спустя четверть века после гибели лодки, споры относительно причин ее катастрофы не утихают.

Подводная лодка К-278 «Комсомолец» («Mike», по классификации НАТО) была заложена в 1978 году, на верфи в Северодвинске, но работы над уникальным кораблем начались на десятилетие раньше – в 1966 году. Разработчикам ЦКБ-18 была поставлена задача создать боевую подводную лодку с немыслимой глубиной погружения и надо сказать, что эту задачу они блестяще выполнили. Проектные работы были завершены в 1974 году. К-278 стала первой (как потом оказалось и последней) подводной лодкой проекта 685 «Плавник».

С самого начала своей постройки тайна окружала эту подводную лодку. В западной прессе писали о якобы невероятной скорости новой советской субмарины и ее секретном вооружении или о том, что Советы строят подводную лодку колоссальных размеров. Все это не соответствовало действительности.

Из-за стоимости лодки и из-за длительности проектирования и постройки, моряки ласково прозвали К-278 «золотой рыбкой».

Описание К-278

«Комсомолец» — это атомная подводная лодка, которая относится к третьему поколению субмарин. Лодка несла на своем борту ядерное оружие, но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения, к «убийцам городов». К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, его задачей была борьба с кораблями и подводными лодками противника. Причем К-278 мог наносить удары врагу, сам оставаясь безнаказанным.

Субмарина могла погружаться на немыслимые глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль. Ее проектная глубина погружения – 1000 метров. До появления К-278 на такие глубины опускались только немногочисленные научные батискафы, имеющие небольшой размер и огромную стоимость.

Перед советскими разработчиками была поставлена задача сделать боевой корабль, который мог бы погружаться на глубину в 1000 метров, свободно маневрировать там и наносить удары по врагу. Дело в том, что К-278 была практически неуязвима для обычного оружия: любую торпеду или глубинную бомбу расплющит давлением задолго до того, как она сможет достигнуть километровой глубины. Более того, даже обнаружить лодку на такой глубине практически нереально: ниже глубины четырехсот метров под действием давления и температуры вода меняет свои свойства, и «услышать» лодку практически невозможно. Не работает на таких глубинах и эхолот.

Все это сулило небывалые преимущества глубоководной субмарине, но и проблемы, с которыми столкнулись ее строители, также были незаурядными. Прочный корпус пришлось делать из титана, что неимоверно увеличило стоимость корабля и прибавило немало седых волос кораблестроителям. Титан очень плохо взаимодействует с другими металлами, сварка его требует особых условий и точно можно сказать, что титановых изделий такого размера раньше в мире не делал никто. Перед разработчиками возникли множество иных проблем (например, как лодке всплыть с такой глубины), но все они были успешно решены.

На территории верфи, где проходили работы по строительству лодки были оборудованы три огромные барокамеры, в которых проходили испытания узлы и целые отсеки будущей субмарины.

Корпус К-278 имел форму, которая максимально уменьшала сопротивление воды. Легкий корпус также был создан с использованием титановых сплавов. Прочный корпус был разделен на семь отсеков. Разработчики стремились предельно уменьшить количество отсеков в прочном корпусе. На «Комсомольце» была предусмотрена специальная всплывающая камера, которой экипаж мог воспользоваться в случае катастрофы.

Еще стоит упомянуть специальную систему всплытия «Иридий», которая продувала балластные цистерны при помощи пороховых газогенераторов. Иначе всплыть с тех глубин, на которые могла погружаться подводная лодка, было нельзя.

На вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранит». И те и другие могли быть оснащены ядерной боевой частью. Лодка имела шесть носовых торпедных аппарата, калибром 533 мм. Лодка могла стрелять даже на предельной глубине погружения.

Силовая установка К-278 была представлена реактором ОК-650Б-3, с мощностью в 190 мВт.

Подытоживая описание лодки, можно сказать, что перед ее создателями стояла задача не менее сложная, чем перед конструкторами космических кораблей, а в некоторых аспектах, возможно, им было даже сложнее. Но советские кораблестроители с честью выполнили задание, и К-278 стал гордостью военно-морского флота СССР. Этот корабль должен был стать своеобразной испытательной моделью, опыт, полученный при его создании, планировали использовать при постройке следующих подобных кораблей. Но, увы. Этому не суждено было случиться. «Комсомолец», первый корабль этой серии погиб, а потом не стало и страны, которая умела строить подобные суда.

Технические характеристики К-278 «Комсомолец»

Ниже в таблице приведены технические характеристики подводной лодки К-278.

Водоизмещение, т

Надводное 7800
Подводное 9700

Размеры, м

длина 110
Ширина 12

Силовая установка

энергетическая установка водо-водяной реактор ОК-650Б-3
мощность реактора 190 МВт
количество парогенераторов 4
дополнительные ЭУ дизель-генератор, аккумуляторная батарея

Скорость хода

надводная 11 узлов
подводная 31 узел

Глубина погружения, м

проектная 1000
Максимальная 1250

Вооружение

Торпеды 6 носовых ТА, калибр 533 мм; 22 торпеды
Ракеты 10 ракет «Гранат»
Автономность 180 суток
Экипаж 60 человек

История подводной лодки К-278 «Комсомолец»

  • 1976 год. К-278 зачислен в список ВМФ СССР.
  • 1979 год. Составлен основной и запасной экипажи лодки.
  • 1983 год. Спуск на воду. В этом же году лодка успешно прошла ходовые испытания и принята на вооружение.
  • 1985 год. Были проведены глубоководные испытания корабля. Лодка достигла глубины 1027 метров. На глубине 800 метров были проведены учебные стрельбы торпедами.
  • 1987 год. Был закончен этап опытной эксплуатации.
  • 1989 год. Корабль получил почетное звание «Комсомолец».
  • 7 апреля 1989 года. Во время возвращения на базу, на глубине 380 метров, в одном из отсеков лодки вспыхнул пожар. Лодка экстренно всплыла на поверхность. После сигнала в штаб к аварийной лодке были направлены спасательные самолеты. Вследствие пожара прочный корпус лодки утратил герметичность и в 17.08 лодка стремительно затонула. Результатом катастрофы стали 42 погибших моряка.

Причины гибели подводной лодки

Пожар начался в 7-ом отсеке. О причинах его возникновения споры не утихают до сих пор. Основной версией пожара является сильные перепады напряжения в корабельной электросети, из-за неисправности системы защиты турбогенератора, которые послужили причиной пожаров в щитах и пультах управления по всему кораблю. Сразу после начала пожара была включена система пожаротушения (ЛОХ), однако она не смогла справиться с огнем. Автоматическая защита отключила парогенераторы и лодка остановилась.

После этого была подана команда продуть основной балласт, но в 7-ом отсеке был поврежден трубопровод высокого давления и воздух под большим давлением начал поступать в горящий отсек, превращая его в мартеновскую печь. Начался объемный пожар с очень высокой температурой. Гореть начал и соседний, 6-ой отсек, еще несколько были сильно задымлены. Загорелись еще несколько электрощитов в разных отсеках. Лодка несколько раз пыталась связаться со штабом, но это удалось не сразу.

В систему подачи воздуха для шланговых дыхательных аппаратов попали продукты горения, что вызвало массовое отравление моряков. Вода начала поступать внутрь прочного корпуса 7-го отсека, и после этого корабль уже был обречен. Лодка стала «валиться» на корму и через несколько минут затонула. Люди оказались в ледяной воде, держась за крошечные плотики. Советская плавбаза «Алексей Хлобыстов» подобрала 30 человек, трое из них умерли по пути в порт. В список погибших попал и командир К-278 — Евгений Ванин.

Видео о подводной лодке Комсомолец

В России день катастрофы К-278 отмечается, как «День памяти погибших подводников».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В мае 1983 года в Северодвинске была спущена на воду опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, впоследствии названная «Комсомолец», была единственной лодкой этого класса. Строилась лодка необычайно долго, и на флоте ее прозвали «золотой рыбкой».

Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Имея глубину погружения до 1000 м, «Комсомолец» являлся самой глубоководной боевой подводной лодкой в мире. Небывалый в истории подводного плавания рекорд был установлен 5 августа 1984 г. По словам штурмана «Комсомольца» капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что койку выгнуло, как лук. Гидроакустик, который слушал погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: «Я из-за вас чуть не поседел… Стоял такой скрип, такой скрежет…» В то же время это была наименее шумная советская атомная лодка. На борту К-278 была одна ядерная установка, а вооружение включало торпеды и ракеты, которые могли запускаться из торпедных аппаратов, расположеных в носовой части. Несмотря на наличие ядерного вооружения, лодка не предназначалась для нанесения ядерных ударов по берегу: ее боевая задача заключалась в защите от подводных ракетоносцев противника — «убийц городов». Лодка была оснащена всплывающей спасательной камерой для всего экипажа, установленной в средней части рубки. Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом для будущих кораблей подводного флота.

Технический проект был утвержден в декабре 1974 года. Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске Архангельской области. В августе 1983 года лодка была спущена на воду, а 5 августа 1984 года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии Северного флота. Еще в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на 1040 метров, установив абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.

Атомоход построили в единственном экземпляре, чтобы обкатать корабль и его команды — основную и сменную — на больших глубинах. В перспективе на основе «проекта 685″ предполагалось создавать глубоководные подводные лодки более совершенной модификации.

За пять лет службы в составе объединения «Комсомолец» с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надежности корабля ни у кого не возникало.

Основные тактико-технические данные:

водоизмещение надводное — 7800 т;

водоизмещение подводное — 9700 т;

длина — 110 м;

ширина — ок.12 м;

энергетическая установка — реактора водо-водянного типа;

скорость подводная — 26 узлов, (по другим данным 36-38 узлов);

глубина погружения — до 1000 м;

вооружение — 6 носовых ТА для торпед и ракето-торпед;

экипаж — ок. 65 человек

28 февраля 1989 года лодка К-278, получившая с основным экипажем весьма почитаемое на флоте звание «отличный корабль» с правом ношения соответствующего знака на надстройке и наименование, под которым известна ныне, приняла на борт сменный экипаж и вышла в очередное автономное плавание.

7 апреля 1989 года, находясь на боевой службе, К-278 следовала на глубине 386 метров со скоростью 6-8 узлов. Утром боевая смена несла вахту в обычном режиме.

В 11.00 вахтенный, капитан-лейтенант Александр Верезгов, принял доклады из отсеков. Из седьмого матрос Нодари Бухникашвили доложил: «Седьмой осмотрен, сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Замечаний нет». Это были его последние слова.

Между 11.00 и 11.03 в кормовом отсеке начался пожар. В 11.03 на пульте вахтенного механика зажегся сигнал: «Температура в седьмом отсеке больше 70 градусов». Вахтенный механик, капитан 3-го ранга Вячеслав Юдин, немедленно объявил: «Аварийная тревога». На главном командном пункте инженер-механик, капитан 2-го ранга Валентин Бабенко, пытался связаться с аварийным седьмым отсеком по общекорабельной связи. Седьмой не отвечал. Командир подлодки, капитан 1-го ранга Евгений Ванин, в считанные секунды принял единственно правильное в данной ситуации решение: применить в аварийном отсеке лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ). Но система, которая в теории должна нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной перед разыгравшейся стихией. От резкого повышения температуры нарушилась герметизация трубопровода высокого давления, и аварийный отсек сразу же превратился в подобие мартеновской печи.

Огонь перекинулся на шестой отсек. Немедленно был остановлен парогенератор. Левый турбогенератор отключился сам. Сработала автоматическая защита реактора. В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелое отравление.

Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход.

Командир корабля капитан 1-го ранга Е.А.Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. В воздух поднята авиация, в район бедствия направлены самые быстроходные корабли ВМФ СССР, включая атомный ракетный крейсер «Киров». Из близлежащих районов на помощь вышли гидрографическое судно «Колгуев» и плавбаза «Алексей Хлобыстов».

12.26 — лодка начала подавать закодированные сигналы бедствия, которые не могли быть принятыми иностранными спасательными службами.

14.20 — командир самолета-спасателя установил связь с командиром подлодки. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Просьб никаких нет.

Когда «Комсомолец» всплыл, экипаж сумел локализовать пожар в седьмом отсеке, дать в шестой отсек фреон и загерметизировать остальные.

14.40 — экипаж самолета-спасателя обнаружил подводную лодку. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе 6-го и 7-го отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма.

Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух. Врач, старший лейтенант Леонид Заяц, ни на минуту не останавливаясь, делал искусственное дыхание морякам. Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и еще не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. На палубе курили молча, глотая дым со слезами. Из седьмого отсека продолжал густо валить пар. «Видимо, там образовалась брешь, — считает моряк Семен Григорян, — сквозь которую хлынула вода. В том месте, думаю, выгорели кабельные тросы, которые выходили наружу».

Казалось, самое страшное позади. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.

14.50 — к этому времени в воздухе находятся уже 3 самолета. Два других, расположившись в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслировали переговоры командира лодки и штаба флота, а также наводили надводные суда в район аварии. Их капитаны расчитали примерное время прибытия — 18 часов.

15.20 — на лодке продолжается борьба с огнем. Ее командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Настроение у него уверенное, поступила лишь одна просьба — нужно буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подлодка потеряла ход. Видимо, опасаясь последствий пожара, на ней заглушили реактор.

16.00 — командир лодки неожиданно запросил фреон. Самолет-спасатель связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.

16.35 — летчики вдруг заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.

От высокой температуры прогорели сальники трубопроводов, связывающих внутренние помещения лодки с забортной средой. Вода стала быстро распространяться по отсекам, смежным с аварийными. Стало ясно, что нарушена герметичность прочного корпуса. Вероятно, титановая обшивка не выдержала перепада температур (несколько сот градусов в седьмом отсеке и всего плюс два за бортом). Лодка всплыла, но положение ее с каждой минутой становилось все более опасным: кормовая часть на глазах уходила в воду, а нос вздымался все выше и выше. Стало ясно, что надежд спасти ее нет.

«Всем покинуть отсеки! Плоты на воду!» — приказал командир корабля. Семен Григорян стал отсоединять их от корпуса лодки — на это ушло слишком много времени. Крепления не поддавались. Корабль тонул, кормовой частью заваливаясь вниз. Моряки бросились в ледяную воду. Наконец плот удалось отсоединить, но его отнесло от лодки волной.

Моряки стали прыгать в ледяную воду. Кому повезло, тот успел забраться на спасательный плот. Остальным оставалось надеяться на прибытие спасательных кораблей.

16.44 — Подводная лодка погружается с сильным дифферентом на корму. Вода подступила к основанию боевой рубки.

16.47 — боевая рубка наполовину скрылась в воде.

16.50 — командир подлодки передает радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17.00 — рядом с лодкой показались два развернутых аварийно-спасательных плотика, на 20 человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки.

Самолет-разведчик «Орион» с базы ВВС Норвегии в Андё получил приказ вылететь в район острова Медвежий для выяснения ситуации.

17.08 — подводная лодка затонула на глубине 1685 метров. Экипаж, за исключением 4 человек, погибших на пожаре, оказался в воде, температура которй плюс 2 градуса.

17.30 — министр обороны Норвегии Ю.Й.Хольст получил информацию о пожаре на советской подлодке по собственным военным каналам.

17.50 — Норвежский «Орион» прибыл в район бедствия, где обнаружил плотик, облепленный людьми, и в 100 м от него — два безжизненных тела.

18.20 — 30 из оставшихся в живых моряков подняты на борт плавбазы «Алексей Хлобыстов». Трое из них умерли по пути в Североморск. Из 69 членов экипажа К-278 «Комсомолец» в живых осталось 27 человек.

В настоящий момент лодка лежит на дне Норвежского моря в 180 км юго-западнее острова Медвежий (точные координаты: 73 град 43 мин 47 сек северной широты; 13 град 15 мин 84 сек восточной долготы) на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17.27 . . .

Звания и знаки различия красной армии в среднем, старшом и высшем начсоставе , 1936 г.

Звания и знаки различия красной армии в среднем, старшом и высшем начсоставе, 1940 г.

Через четыре года происходит еще одно изменение военной формы и званий.

Приказ НКО СССР № 226 от 26.07.40 г. вводит новые и изменяет старые знаки различия для командного и политического состава РККА.

Звание Знаки различия в петлице Нарукавный знак согласно званию

средний и старший ком. состав

Мл.лейтенант Один квадрат Один угольник из золотого галуна шириной 4 мм, сверху галуна просвет из красного сукна шириной 10 мм, внизу кант шириной 3 мм
Лейтенант Два квадрата Два угольника из золотого галуна шириной 4 мм, между ними просвет из красного сукна шириной 7 мм, внизу кант шириной 3 мм
Старший лейтенант Три квадрата Три угольника из золотого галуна шириной 4 мм, между ними два просвета из красного сукна шириной 5 мм каждый, внизу кант шириной 3 мм
Капитан Один прямоугольник Два угольника из золотого галуна шириной 6 мм, между ними просвет из красного сукна шириной 10 мм, внизу кант шириной 3 мм
Майор Два прямоугольника
Подполковник Три прямоугольника Два угольника из золотого галуна, верхний шириной 6 мм, нижний 10 мм, между ними просвет из красного сукна шириной 10 мм, внизу кант шириной 3 мм
Полковник Четыре прямоугольника Три угольника из золотого галуна, верхний и средний шириной 6 мм, нижний 10 мм, между ними два просвета из красного сукна шириной 7 мм каждый, внизу кант шириной 3 мм

Политический состав

Младший политрук Два квадрата
Политрук Три квадрата Красная звезда с серпом и молотом
Старший политрук Один прямоугольник Красная звезда с серпом и молотом
Батальонный комиссар Два прямоугольника Красная звезда с серпом и молотом
Старший батальонный комиссар Три прямоугольника Красная звезда с серпом и молотом
Полковой комиссар Четыре прямоугольника Красная звезда с серпом и молотом

Относительно воинских званий "образца 1935 г." для командного состава вводится звание "подполковник", а для военно-политического состава "старший батальонный комиссар".

Петличные знаки и нарукавные нашивки Красной Армии

Полковник и полковой комиссар теперь носят по четыре шпалы вместо трех на петлицах, которые отошли к подполковнику и старшему батальонному комиссару.
Приказом полностью пересмотрена система нарукавных знаков старшего и среднего командного состава. Красные суконные шевроны уступили свое место нарукавным знакам с использованием золотистого галуна.

По правилам ношения формы одежды от 1936 г., политработники не могли носить на петлицах эмблемы родов войск. Хотя они были приравнены в правах к командирам подразделений, приказом от 10 мая 1937 г. так же как и в 1925 г.

Извлекая опыт из финской компании 1939г, для укрепления единоначалия в июле - августе 1940 г., всех комиссаров перевели на должности заместителей командиров по политической части. Обязав носить петличные эмблемы своего рода войск, и овладеть воинской специальностью рода войск.

нарукавные нашивки с использованием золотистого галуна

Примеры петлиц различных родов и званий.

A. Майор. Одна шпала. Бронетанковые войска. Парадная форма 1935г.
В. Парадная офицерская петлица 1943г.
C. Шинельная петлица, мл. сержант 40 г.
D. Маршал Советского Союза. 1940 г.
Е. Пограничные войска старший лейтенант 1935 г.
F. Генеральская петлица 1943 г.

Знаки различия и форма одежды Маршала Со­ветского Союза и генералов РККА с мая 1940г.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 г. ввел генеральские звания. 13 июля были ут­верждены соответствующие знаки различия. Генеральская форма оказались схожей с генеральской формой царских генералов, такой же закрытый китель, брюки с лампасами, папаха и окантованная шинель с «гербовыми» пуговицами. Парадный однобортный мундир такой же как и в германской армии. Фуражка генерала имела круглую позолоченную кокарду. В довершении всего генералу был положен белый хлопчатобумажный китель.

Генерал в летнем обмундировании, генерал-майор парадная форма, Маршал в повседневной форме.

На петлицах Ге­нерала армии располагались пять позолоченных звеездочек, генерал-полковник - располагал четырьмя, генерал -лейтенант- имел три звезды, генерал-майору-было положено носить в петлицах две. Комкор Г.К. Жуков первым удостоился звания генерала армии.

Конструктор генерал-майор В.Г.Грабин И генерал Армии Жуков.Г.К в парадных генеральских мундирах 1940 гг

Звание Маршал Со­ветского Союза учреждено 22 сентября 1935 года постановлением ЦИКа и СНК СССР. Маршал был одет в генеральскую форму, отличия составляли красные петлицы, золотая вышитая звезда, лавровые ветви и на их перекрестии серп и молот, нарукавные угольники с лавровыми ветвями вышитые золотом ну и большие нарукавные звезды. До сорокового года на петлицах маршала орнамента из лавровых ветвей с серпом и молотом не было.

Отличие Маршальских петлиц четко видно на мундирах Буденного.С.М слева форма образца 1936 года, и К.Е. Ворошилова в мундире образца 1940 года

Первыми звания Маршал Со­ветского Союза были удостоены Тухачевский, Ворошилов, Егоров, Будённый и Блюхер.

Звания и знаки различия красной армии в среднем, старшом и высшем начсоставе. Через два месяца после начала войны в силу отличий военной формы старшего и высшего начсостава от остальной военной формы. 1 августа 1941 г. был отправлен по телеграфу приказ, обязывающий отменить ношение нарукавных знаков для всего начсостава, участвовавшего в боевых действиях, и установить для всех родов войск ношение петлиц защитного цвета с защитными знаками различия. Генералам выдать гимнастерки защитного цвета и шаровары без лампасов.

Что характерно, самый трудный период начала войны, казалось бы полная неразбериха, н к концу августа 1941 г. защитные петлицы и знаки различия были разосланы фронтам.

Личные вещи, мобилизационные, отпускные и наградные документы, черной стрелкой указан «белый билет»

Петлицы Красной Армии 1940, 1941, 1942,1943 гг.

В Красной Армии (РККА) использовались два типа петлиц: повседневные(«цветные») и полевые(«защитного цвета»). В свою очередь они были ромбовидными и в форме параллелограмма.

Повседневные петлицы ввели ещё в 1922 году. С тех пор они постоянно модернизировались вплоть до 1940 года. С началом войны модернизацию прекратили т.к. были введены полевые одноцветные петлицы защитного цвета, которые наряду с цветными повседневными, просуществовали вплоть до замены петлиц погонами в начале 1943 года.

Цветовая схема была очень разнообразной и довольно сложной. Цвет поля петлицы соответствовал роду войск (см. таблицу ниже), а цвет и (или) форма канта указывали на принадлежность к командному или начальствующему составу.

Например, повседневные петлицы капитана, командира стрелковой роты, имели малиновый цвет поля и золотистый 5-мм галунчик по краям (см. схему ниже). А политрук этой роты носил петлицы с малиновым цветом поля, но уже с черным кантом.

Курсанты военных училищ, милиция и органы Гос. Безопасности имели свои схемы для повседневных петлиц.

Полевые петлицы были введены приказом НКО СССР №253 от 1 августа 1941 г., которым было отменено ношение цветных знаков различия для всех категорий военнослужащих. Приказано было перейти на петлицы, эмблемы и знаки различия полностью зеленого защитного цвета (). Однако в условиях войны и быстрого увеличения численности армии защитные петлицы и знаки различия получали в основном военнослужащие, мобилизуемые из запаса. Для них в мирное время была заготовлена форма со знаками различия военного времени. Остальные переходили на новые знаки по возможности. Ряд военачальников противились переходу на знаки различия военного времени. Так, например, командир 9-го механизированного корпуса Киевского особого военного округа генерал-лейтенант Рокоссовский К.К. своим приказом категорически запретил всем командирам менять знаки различия на полевые, считая, что красноармейцы должны видеть в бою своих командиров.

Трудности в снабжении привели к тому, что в войсках одновременно встречались как те, так и другие знаки различия в самых различных сочетаниях (красные кубики и шпалы на полевых петлицах, полевые кубики и шпалы на цветных петлицах и т.п.). Это положение просуществовало вплоть до перехода армии на погоны зимой-весной 1943 года, а в тыловых округах и до середины лета 1943 года.

Поскольку полевые петлицы были полностью защитного цвета для всех категорий военнослужащих и различались только по количеству знаков различия, то подробно их разбирать нет смысла.

Размеры петлиц в Красной Армии (РККА):

  • Петлицы для гимнастёрок и френчей - в виде параллелограмма, шириной 32,5 мм вместе с кантами, длиной - около 10 см.
  • Петлицы для шинелей - ромбовидные, 11 см по большей диагонали и 8,5-9 см - по меньшей. Одна верхняя (окантованная) сторона имела длину от угла до угла 6,5 см.
  • Генеральские петлицы - ромбовидные, длина с угла на угол 11 см, ширина с угла на угол 7,5 см, длина окантованной стороны 6,1 см, ширина окантовки петлиц канителью 2,5 мм. Петлицы на генеральских шинелях были немного больших размеров - длина с угла на угол 11,5 см(13,5 см - у Маршала Советского Союза), ширина с угла на угол 8,5 см, длина окантованной стороны 6,5 см, ширина окантовки петлиц канителью 2,5 мм.

Пришивание петлиц Красной Армии (РККА):

  • подгибом не окантованного края под воротник — () ().
  • не окантованный край петлицы вшивался в воротник — () ().
  • ровно по краю воротника — () ().

Расцветка повседневных петлиц РККА:

  • открыть таблицу (таблица в разработке…)

Воинские звания ВС СССР 1935-1945 гг. (табель о рангах):

  • открыть таблицу (таблица в разработке…)

Петлицы рядового и младшего командного состава РККА
(рядовые, сержанты и старшины)

В виде параллелограмма. Цвет поля петлицы соответствовал роду войск. По трём сторонам цветной кант.

ПЕТЛИЦЫ ШИНЕЛЬНЫЕ - ромбовидные. По верхним сторонам цветной кант. Цвет поля петлицы соответствовал роду войск.

У военнослужащих командного состава в звании старшины помимо цветного канта также пришивался 3-мм золотистый галунчик по тем же сторонам где шёл цветной кант. Но не вместо цветного канта как у офицеров, а в дополнение к нему.

Знаки различия:

Равносторонние металлические треугольники покрытые красной эмалью. Сторона треугольника 10-мм.

В петлицы от ефрейтора до старшины также полагались: золотистый равносторонний треугольник, длина стороны 20-мм; продольная полоска 5-мм(на шинельных петлицах 10-мм) красного канта (цвет канта одинаковый для всех родов войск).

Эмблемы рода войск полагалось наносить краской жёлтого цвета, но это правило очень редко выполнялось. В следствии можно видеть рядовой и младший командный состав либо вообще без эмблем, либо с металлическими эмблемами положенными офицерскому составу.

В 1940 году в связи с изменением шкалы званий Красной Армии изменяются и знаки различия званий младшего командного и начальствующего состава. Приказом НКО СССР № 391 от 2 ноября 1940 г. для рядового и младшего командного и начальствующего состава установлены персональные звания: красноармеец, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант и старшина.

Этим же приказом для них были введены новые знаки различия, на которые было предписано перейти с 1 января 1941 года. До этого времени младший командный и начальствующий состав персональных званий не имел, а именовался и носил знаки различия по должностям.

Петлицы старшего и среднего командного состава РККА
(офицерский состав)

ПЕТЛИЦЫ ДЛЯ ГИМНАСТЁРОК И ФРЕНЧЕЙ - в виде параллелограмма. Цвет поля петлицы соответствовал роду войск. По трём верхним углам пришивался 5-мм золотистый галунчик вместо цветного канта.

ПЕТЛИЦЫ ШИНЕЛЬНЫЕ - ромбовидные. Цвет поля петлицы соответствовал роду войск. К двум верхним сторонам пришивался 5мм золотистый галунчик вместо цветного канта.

Знаки различия:

  • от мл.лейтенанта до ст.лейтенанта - носили равносторонние металлические кубы («кубари») покрытые красной эмалью. Сторона куба 10мм.
  • от капитана до полковника - носили металлические прямоугольники («шпалы») покрытые красной эмалью. Размер «шпалы» 16х7мм.
    ________________________________________________________________

В 1940 году несколько изменяется шкала званий старшего командного и начальствующего состава. 26 июля 1940 года приказом НКО СССР № 226 вводятся звания «подполковник» и «старший батальонный комиссар», и в связи с этим изменяются знаки различия старшего командного и начальствующего состава.

Петлицы среднего и старшего политического, технического, административного, ветеринарного состава, органов юстиции имели, как и у рядовых, цветную окантовку.

Кроме знаков различия по званиям в петлицах было определено носить эмблемы родов войск установленные приказом НКО СССР № 33 от 10 марта 1936 года. Эмблемы были металлические золотистого цвета. Политработники не имеют никаких эмблем, остальные носят эмблемы своих родов войск. Знаки различия - кубики и шпалы как и у командного состава.

Знаки различия в петлицах:

А. Средний командный и начальствующий состав:

1 кубик- младший лейтенант, младший воентехник.

2 кубика- лейтенант, младший политрук, воентехник 2-го ранга, техник-интендант 2-го ранга, военфельдшер, младший военюрист.

3 кубика- старший лейтенант, политрук, воентехник 1-го ранга, техник-интендант 1-го ранга, старший военфельдшер, военюрист.

Б. Старший командный и начальствующий состав:

1 шпала- капитан, старший политрук, военинженер, интендант, военврач, старший военюрист.

2 шпалы- майор, батальонный комиссар, военинженер 2-го ранга, интендант 2-го ранга, военврач 2-го ранга, военюрист 2-го ранга.

3 шпалы- подполковник, старший батальонный комиссар, военинженер 1-го ранга, интендант 1-го ранга, военврач 1-го ранга, военюрист 1-го ранга.

4 шпалы- полковник, полковой комиссар.

Примечание - Здесь просматривается любопытный момент. Начальствующий состав в званиях военинженер 1-го ранга, интендант 1-го ранга, военврач 1-го ранга, военюрист 1-го ранга как носили в петлицах три шпалы до 1940 года, так с тремя шпалами и остались. По сути совершенно ничего не изменилось, т.к. они и раньше считались на ступень ниже полковника. Но если раньше на петлицах у них было столько же шпал, сколько и у полковника, то теперь получалось, что их всех как бы понизили в звании. Было очень много обид, вплоть до того, что многие из них самовольно прицепляли четвертую шпалу. Полковые комиссары были довольны, т.к. они теперь носили четыре шпалы и этим отличались от интендантов, инженеров, военврачей полкового звена, т.е отчетливо подчеркивался их более высокий статус, равный командиру полка. Зато недовольны были батальонные комиссары (особенно те, кому вот-вот должны были присвоить очередное звание) из-за того, что между их званием и вожделенным званием полкового комиссара вклинивалось еще одно.

Средний и старший командный состав, средний и старший политический состав на рукавах имели дополнительные знаки различия. У командного состава в виде различных треугольных галунов различавшихся по званиям. У всех политработников они были одинаковые в виде пришивной звезды.

Средний и старший начальствующий состав (юристы, медики, ветеринары, интенданты, административный состав, технический состав) на рукавах никаких знаков не имели.

Хотя ношение эмблем родов войск в петлицах было обязательным (кроме политработников, пехоты и кавалерии для которых эмблем не существовало), но имелись значительные трудности в их изготовлении и снабжении войск. На эмблемы шла дорогостоящая красная медь; эмблемы штамповались на станках, а таких станков в стране недоставало. Шитье из золотистой нити эмблем запрещалось. Поэтому подавляющая часть красноармейцев и сержантов, и значительная часть офицеров эмблем в петлицах не имели вовсе. В качестве борьбы с дефицитом знаков различия стали использовать более дешёвые материалы для их изготовления. Но даже эти меры не смогли значительно выправить нехватку знаков различия.

Решением ГКО от 9 октября 1942 года в армии и на флоте ликвидируется система военных комиссаров, и всем им присваиваются командные звания. Причем звания присваиваются на ступень ниже. Так например, если раньше младший политрук равнялся лейтенанту, то новое звание ему присваивалось - младший лейтенант. Резко было сокращено число политических должностей. Часть вчерашних политруков и комиссаров назначались заместителями командиров по политчасти (от роты и выше), часть переводились на командные должности. Если раньше политрук или комиссар пользовались равной с командиром властью в подразделении, части, то теперь они стали заместителями командиров.

Очевидно трудно себе представить океан обиды политработников этим решением ГКО. Только обстановка военного времени и усилившаяся роль Особых Отделов (НКВД), пожалуй удержала их от открытого проявления недовольства. Многим из них пришлось сменить уютное положение ни за что не отвечающего, но всевластного начальника на горькую долю командира, отвечающего за вся и за все, другим смириться с участью второго лица в полку, батальоне, роте; места равного, а то и стоящего выше командира на место подчиненного. Гораздо легче представить себе облегчение командиров, утративших обязанность постоянно оглядываться на мнение комиссара, обязанных согласовывать с ним каждый шаг. Решать раньше приходилось вдвоем, а отвечать одному, а теперь сам решил, сам и отвечаешь.

Петлицы высшего командного состава РККА
(генералы, маршалы)

ПЕТЛИЦЫ МУНДИРНЫЕ И ДЛЯ КИТЕЛЯ (размеры в пришитом виде) - ромбовидные, длина с угла на угол 11 см, ширина с угла на угол 7,5 см, длина окантованной стороны 6,1 см, ширина окантовки петлиц канителью 2,5 мм. У генералов артиллерии и АБТВ поле петлиц чёрного цвета.

ПЕТЛИЦЫ ШИНЕЛЬНЫЕ - ромбовидные, длина с угла на угол 11,5 см(13,5 см - у Маршала Советского Союза), ширина с угла на угол 8,5 см, длина окантованной стороны 6,5 см, ширина окантовки петлиц канителью 2,5 мм. У генералов артиллерии и АБТВ поле петлиц чёрного цвета.

Знаки различия:

Звездочки для петлиц генералов изготовлялись из золоченой латуни правильной остроконечной формы диаметром 2 см. с ребристыми лучами. В полевых петлицах использовали звёзды выкрашенные в зелёный цвет (защитный 4БО).

Звезда на петлицах Маршала Советского Союза: на шинельных петлицах диаметр 5 см, на петлицах мундира и кителя диаметр 4,4 см. Звезда Маршала Советского Союза имела правильную остроконечную форму и вышивалась золочеными нитями. Вышивка сплошная выпуклая, все наружные края окаймлены перпендикулярной вышивкой тонкими нитями. В нижней части петлицы вышивались золотыми нитями две лавровые ветки, на перекрестии которых вышивался золотом серп и молот.

___________________________________________________________

13 июля 1940 года Приказом НКО СССР № 212 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года «Об установлении воинских званий высшего командного состава Красной Армии» установлено обмундирование и знаки различия на петлицах и рукавах для генералов.

Для высшего начальствующего состава знаки различия сохраняются прежние - ромбы числом от двух до четырех с теми же наименованиями званий.

Полевые петлицы

Повседневные петлицы

Литература:

  • Форма одежды и знаки различия красной армии 1918-1945 гг. АИМ, Ленинград 1960 г.
  • Знаки различий званий военнослужащих РККА 1940-1942 гг. Автор - Ю. Веремеев.
  • Знаки различия командно-начальствующего состава вооруженных сил на 22.06.41 г. (ссылка )
  • Униформа российского военно-воздушного флота. Том II, Часть 1(1935-1955 гг.)

код статьи: 89769

Знаки различия и петлицы Красной Армии 1924-1943г

Рабоче-Крестьянская Красная Армия сокращенно (РККА), термин Советская Армия (СА) появился позже, начало Второй мировой войны как не странно встретило в военной форме образца 1925 г.

Наркомат обороны своим приказом от 3 декабря 1935 г, ввел для всего личного состава РККА, новое об­мундирование и знаки различия. Старые должностные звания частично сохранялись для военно-политического, военно-технического. военно-юридического, военно-медицинского и младшего командно-начальствующего состава.

Петличные знаки различия, используемые с 1924 г, просуществовала практически без изменений до 1943 г. 1943 год, когда были введены погоны.

Петличные знаки различия с 1924 г, просуществовали без изменений до 1943 г

За 19 лет существования петличных знаков различий, изменения в Знаки различия и петлицы Красной Армии вносились небольшие.

Менялся внешний вид эмблем родов войск и служб, претерпевала изменения расцветка кантов и петлиц, количество знаков в петлицах и технология производства знаков.

В различные годы как дополнительный элемент к петлицам вводились и упразднялись нарукавные нашивки.

Но по большому счету знаки различия , всего довоенного времени и первые полутора года начала Великой Отечественной войны оставались практически без изменений. За исключением изменения технологий производства в сторону удешевления продукции, использовались более дешевые материалы. Но деградация качества использованных материалов, была не такой катастрофичной как в войсках вермахта, который как известно неуклонно снижал качество используемых материалов для производства военной униформы.

Роды войск различались расцветкой петлиц, цвета фуражек, кантов на обмундировании и эмблемами. Здесь все изложено подробней об образцах обмундирования Красной Армии 1940-43г.

Ширина петлиц для гимнастерок и кителей составляла 32.5 мм вместе с кантами, длину петлицы имели около 10 см. Ромбовидные шинельные петлицы по диагонали в сантиметрах 11 х 9, у Маршала Советского Союза большего размера 13,5 х 9.

Петлицы высшего военного состава окантовывались золотой вышивкой, для остальных использовалась суконная окантовка в зависимости от рода войск.

Для изготовления эмблем использовалась латунь, эмблемы серебрились и покрывали позолотой, но преимущественно красной эмалью.

Что интересно, по приказу эмблемы на петлицах у рядового состава предполагалось красить по тра­фарету, но встречалось это редко, использовались металлические эмблемы на лапках или винтах.

Рядовой состав: 0. красноармеец.

Младший начальствующий состав:

1. младший сержант,
2. сержант,
3. старший сержант,
4. старшина.

Многие запутываются в воинских званиях, все дело в изменениях в 391 приказе.

Петлицы и нарукавный знак старшины до 40 г и после

Например до 40 года у старшины было три треугольника в петлице и три нашивки на рукаве, а с 40 года четыре.

Квадраты и прямоугольники определяющие воинское звание, в просторечии именовались "кубари" или "кубики", соответственно прямоугольники "шпалы".

Ромбы и треугольники жаргонных наименований не имели, исключением являлся старшина, его четыре треугольника именовались "пилой".

Эмблемы и нарукавные нашивки Красной Армии

  • (A) Нарукавный шеврон. Младший лейтенант, образца 1935г
  • (B) Нарукавный шеврон зам.политов
  • (C) Нарукавный шеврон летчика ВВС, цвет хаки, полевая форма
  • (D) Нарукавный знак летчика ВВС "повседневная" форма одежды
  • (E) Нарукавный знак регулировщика движения
  • (F) Нарукавный шеврон артиллеристов

Артиллеристы и автобронетанковые войска использовали черные петлицы, но у командиров танкистов петлицы были бархатными. Эмблема артиллеристов и автомобилистов были введены в Первую мировую, скрещенные пушки и крылатые колеса с рулем у водителей. И те и другие с минимальными изменениями используются и сегодня. У танкистов эмблемы в виде миниатюрных танков БТ. У химиков на эмблеме были два баллона и противогаз. В марте 1943 года были изменены на молоток и ключ.

рядовой и младший начальствующий состав Красной Армии

Ефрейтор получил красную полоску из ткани независимо от рода войск. И ефрейтор стал походить на слушателя сержантской школы, что тоже внесло некоторую путаницу. При дальнейших присвоениях званий, треугольники так и наносились на тканевую полоску.

  • 1-красноармеец, автобат
  • 2-ефрейтор, артиллерист
  • 3-мл. сержант, тех служба
  • 4-сержант, военно воздушные силы
  • 5-старший сержант, автобронетанковые войска
  • 6-старшина, сапер

Петлицы старшины имели отличия от остального младшего начальствующего состава. Между кантом и полем петлицы, по краю проходит золотистый галун такой же как и у старших офицеров.

У летчиков эмблема тоже практически не изменилась до наших дней, все тот же крылатый пропел­лер, на голубых петлицах с черным кантом.

Золо­тистая или серебристая чаша со змеей (точно такая же как и в наши дни) у военных медиков и ветеринарной службы.

К 1937 г. относится время создания военных училищ. На петлицы по цвету войск наносились металлические буквы. Литеры МПУ, например, соответ­ствовали Московскому пограничному училищу.

На петлицы по цвету войск наносились металлические буквы

Учащимся Академии буква А перед ней крепились эмалевые треугольники, обозначавшие воин­ское звание.