Конституция Казахской ССР была принята: D) 1937 году.

Конституция Казахской ССР была принята: D) 1978г.

Конституция РК 1993 года действовала в течение B) двух лет

Кризис в Ногайской Орде привел появлению групп феодалов выступавших за подчинение: C) Русскому государству.

Кризис в Ногайской Орде привел появлению групп феодалов выступавших за подчинение: D) Казахскому ханству.

Крупнейший в мире атомный полигон в советское время был расположен в: E) Семипалатинской области.

Купольное полуподземное сооружение над колодцем: B) Сардоба

Купольные жерди юрты называют: B) уык

Курс на ускорение социально-экономического развития страны был поставлен руководством в: C) 1985г.

Кюй «Аксак кулан» был создан еще в эпоху: E) Золотой Орды.

Летняя ставка Западно- Тюркского каганата находилась в районе: В) Минбулака

Летом 1919 г. в освобождении Уральска от белогвардейских войск участвовала 25 дивизия иод командованием А) В. Чапаева

Летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза: Е) Т.Бегельдинов.

Мавзолей Алаш-хаиа находится на: А) р.Каракенгир.

Мавзолей Арыеган-Баб находится у: B) Отрара.

Мавзолей Кок-Кесене находится у: В) Сыгнака.

Мамая на Куликовом поле разбил: C) Дмитрий Донской.

Местность Анракай. где состоялось самое кровопролитное сражение казахов с джунгарами. в народных преданиях носит название: В) «место стонов и рыданий врага»

Мечети в городах южного Казахстана существуют с: D) X в.

Мирное население в годы гражданской войны значительно пострадало от действий D) Красной и Белой армий

Младший сын Чингиз-хана получил: E) Монголию.

Младший сын Чингиз-хана: A) Тулуй.

Многолетняя война казахских ханов и Шайбанидов: B) нанесла урон земледелию и кочевому хозяйству.

Могольский хан Тоглук-Тимур распространял религию: Е) ислам.

Могольский хап из Кашгара не оставлял попыток: A) вернуть Жетысу.

Монголоидность у племен Казахстана усилилась в: D) VI-IX вв н.э.

Монгольские племена среди тюрков Казахстана: D) растворились, переняли язык и обычаи.

Н.А. Назарбаев в 1993 г. был назван лидером A) Союза «Народное единство Казахстана»

На курултае в Каракумах в 1710 году для организации отпора джушарам было решено: D) сформировать народные ополчения

На ослабление положения ханской группировки Нуралы оказывало(-и.-а) влияние: B) ежегодное получение жалованья в Оренбурге

На основе крупного гражданского движения «Азат» была создана партия D) Республиканская

На Северную и Южную группы Восточного фронта летом 1919 г. была возложена задача разгромить войска B) адмирала Колчака


Название «узбек» стали носить племена, откочевавшие в: C) Среднюю Азию.

Название Сайрам в VI веке носил город: A) Испиджаб

Наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть С) гражданская война

Наиболее распространенным жанром устной народной литературы был(и): A) сказки.

Найманы в XV веке жили в: А) от Ишима до Улытау.

Найманы переселились в Жетысу при хане: E) Кучлуке

Накануне индустриализации в экономике Казахстана преобладало: D) Сельское хозяйство.

Накануне монгольского нашествия хорезмийцы воевали с кыпчаками за: В) присырдарьинские города.

Население ханств Казахстана в XV веке состояло из: D) 92 племен.

Наследник огузского джабгу: B) Инал

Наставник наследника огузского джабгу: C) Атабек

Научная конференция «Казахи: вчера, сегодня и завтра» состоялась в 1992 г. в связи с А) Всемирным Курылтаем казахов

Нашествие монгол формирование казахской народности отбросило назад на: C) 150-200 лет.

Неудачи Хакназара в войнах с моголами и ойратами привели к потере: E) восточного Жетысу.

Нефтедобывающие предприятия республики в основном расположены в: А) Западном Казахстане.

О кыпчаках оставил записи: С) П.Карпини.

О том. что кыпчаки готовят айран писал: А) В.Рубрук.

Обожженная цветная глина: В) терракота.

Образование единой кыпчакской народности до XV века затормозили: C) монголы.

Образованию кыпчакской народности помешали: B) монголы.

Образцом письменной литературы XVI-XV11 вв. стала книга Кадыргади Жалаири: А) «Сборник летописей»(«Джами ат-тауарих»)

Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» было принято C) в период октябрьской революции

Общенародная борьба казахов против джунгар. достигнув значительных успехов, ослабла вследствие: Е) традиционных разногласий

Общественный строй кыпчаков продолжал общественный уклад: B) кимаков.

Огузское государство пало под напором: E) Кыпчаков

Один из организаторов борьбы народа против джунгар. дальновидный политик, пользующийся авторитетом среди чингизидов и батыров: C) Абулхаир

Одна из ветвей Великого Шелкового пути шла вдоль реки: C) Сыр-Дарьи.

Одна из ветвей Великого Шелкового пути шла по северному Приаралью через: Е) Жанкент.

Одна из особенностей индустриализации в Казахстане: Е) Преимущественное развитие добывающей промышленности.

Одна из причин ослабления Тюркског о каганата: С) Междоусобные войны

Одна из ставок кыпчаков находилась в: D) Сыгнаке.

Одним из крупных центров движения 1916 г. в Казахстане является А) Семиречье

Одним из крупных центров движения 1916 г. в Казахстане является А) Тургайская область

Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске в 1905 г. являлся: C) М. Дулатов

Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса: D) жент

Одно из последствий нашествия монгол в Казахстане: B) усиление монголоидности внешнего облика племен Казахстана.

Одно из сражений казахско-джунгарских войн: Е) сражение в местности Анракай

Одно из сражений казахско-джунгарских войн: С) битва в районе р.Аягуз

Одно из сражений казахско-джунгарских войн: С) Булантинское сражение

Одной из главных предпосылок участия казахов в революции 1905-1907 г. является: А) колониальная аграрная политика царизма

Одной из значительных достижений алма-атинской вст речи глав бывших союзных республик 21 декабря 1991 г. является A) договоренность в отношении ядерного оружия

Окончательное решение при дележе и перераспределении земель по «Жеты-Жаргы» принимал: D) великий хан

Оренбург в июне 1918 г. занял C) атаман Дутов

Оседлое население (по М.Кашгари): Е) Жатаки

Осенью 1993 года многие местные Советы прекратили свое существование в результате E) самороспуска

Основатель государства Караханидов: D) Сатук-Богра хан

Основатель государства Караханидов: В) Сатук-Богра -хан

Основатель государства Караханидов: В) Сатук-Богра-хан

Основатель казахской советской науки: A) К.Сатпаев.

Основная дисциплина, изучаемая во всех высших учебных заведениях в советский период: D) История партии.

Основное занятие найманов, кереитов, жалаиров: B) Скотоводство

Основное место расселения жалаиров на территории Казахстана: D) Жетысу

Основной причиной восстания 1916 г. является С) национальное и социальное угнетение

Основу казахской народности составили: В) кыпчаки.

От сглаза оберегали: D) бойтумары.

Отец Ясави бы: E) известным ученым.

Откочевка родов из ханства Абулхаира привела к: B) распаду самого ханства.

Отрар захватил: Е) Чагатай.

Отрар существовал до: B) XVII века.

Отрицательная сторона перемещения племен в XV веке в Казахстане и Средней Азии: С) ослабление этнополитического единства.

Отряд Е.Котибарова атаковал лагерь султана Жанторина: E) в июле 1855 года

Падение Казани и Астрахани придвинуло к границам казахов: B) Русское государство.

Памятник литературы VIII- IX веков: D) «Коркыт-Ага»

Памятник литературы Vlll- IX веков: А) «Огузнаме»

Партия кадетов в 1917 г. издавала в Семипалатинске газету E) «Свободная речь»

Первая Конституция РК была принята C) Верховным Советом

Первая мусульманская партия в России называлась А) Партия туркестанских федералистов

Первая стрижка скота происходила: A) весной.

Первую крупную военную экспедицию XVIII в. в Казахстан возглавлял: D) А.Бекович-Черкасский

Первый в республике национальный казахский театр открылся в городе: C) Кзыл-Орда.

Первый казахский хан: C) Керей.

Первый правитель Западно-Тюркского каганата: В) Тардуш

Первый секретарь ЦК K1I Казахстана в 1949-1954гг: C) Ж.Шаяхметов.

Первый этап участия казахов в Крестьянской войне Е.Пугачева (сентябрь 1773 г. - март 1774 Г.) характеризуется: В) распространением манифестов Пугачева в Казахской степи

Первым крупным восстанием в Казахстане, направленным против колониальной земельной политики царизма бы восстание: D) Сырыма Датулы

Первым министром обороны независимого Казахстана был назначен E) С.Нурмагамбетов

Перемены в культурной и духовной жизни общества в XVIII в. были обусловлены: B) присоединением к России

Переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому в основном завершился: С) В период второй пятилетки.

Переход на жайляу начинался в: C) мае:

Период нового подъема демократического движения в Казахстане после Первой русской революции начался в С) весной и летом 1912 г.

Письменность кереитов в IХ-ХI веках: А) Древнетюркская

Племена Ак-Орды. Моголистана. ханства Абулхаира говорили на одном языке: D) тюркском.

Племена Старшего и Среднего жузов. кочевавшие от Iашкента до р.Чу в 50-х годах XIX века были i A) Кокандского ханства

Племена, населявшие берега рек Орхон. Керулен в XI- XII веках: A) Кереиты

Племена, пришедшие на территорию Казахстана в X веке из центральных и западных районов Монголии: C) Найманы и кереиты

Племена, пришедшие па территорию Казахстана в X веке из центральных и западных районов Монголии: C) Найманы и кереиты

Пленный шведский офицер-картограф, участник исследовательской экспедиции И.Г.Ренат изложил собранные им материалы в труде: А) «Карта Джунгарии»

По Конституции 1995 г. законодательным органом Республики Казахстан является B) Парламент

По легенде, Младший жуз был закреплен за: А) Алшыном.

По легенде. Старший жуз был закреплен за: D) Уйсуном.

По личному распоряжению I lerpa I. «искавшего нуги в полуденную Азию», была организована экспедиция: D) И.Д.Бухгольца

По планам гитлеровской Германии Казахстан- должен был вой ти в будущею колонию: С) «Большой Туркестан».

По программе партии «Алаш» в России должна быть A) федеративная парламентская республика

По программе партии «Алаш» казахские области должны B) получить областную территориально-национальную автономию

По характеру февральская революция 1917 г. была Е) буржуазно-демократической

Победу в Великой Отечественной войне во многом предопределила: E) Созданная народом промышленность.

Поводом к восстанию 1916 г. является Е) набор жигитов-казахов на тыловые работы

Поводом к началу революционных выступлений 1905-1907 гг. в Казахстане является С) «Кровавое воскресенье»

Повстанцы не смогли достичь решающего успеха в 1858 года из-за: D) отсутствия единства

Под знаменем Жанкожи батыра в 1857 году сражалось: С) 5000 человек

Подавлением последних очагов Крестьянской войны Е.И.Пугачева командовал: E) генерал А.В.Суворов

Подготовка к перекочевке на зимовки начиналась в: E) октябре.

Позиция Нуралы в отношении освободительного движения Сырыма Датулы была: C) враждебной

Политика Шайбанидов по отношению к казахам заключалась в: С) препятствовании усилению Казахского ханства.

Полностью перешли на хозрасчет 586 совхозов Казахстана в период: Е) В 70-ые гг. XX века.

Положение казахов в 1723 году было осложнено: Е) джутом

После XX съезда К1ICC были возвращены на родину ранее насильно переселенные народы: D) Чеченцы и ингуши.

После XX съезда КПСС было восстановлено имя незаконно осужденного писателя и общественного деятеля: C) С.Сейфуллина.

После Булантинского сражения для казахов создалась неблагоприятная ситуация вызванная: E) опасностью втягивания в войну с волжскими калмыками

После Великой Отечественной войны определяющим фактором в формировании поли тического мировоззрения масс стала(-о): D) Пропаганда личности вождя.

После многолетних войн в конце XVI века Казахское ханство: А) стало сильным государством.

После нашествия монгол число городов Жетысу сократилось с 200: E) до 20.

После Первой российской революции в Юго-Западную Сибирь и Казахстан переселяли крестьян A) из районов активных социальных потрясений

После победы близ Лягуза в 1718 году джунгары добились победы над казахами на берегах реки: А) Арысь

После победы на/т жужанами Бумынь кагану был присвоен титул: D) «Елхан»

После смерти Абулхаира Шайбанида число подданных Жаныбека и Керея достигло: E) 200 тысяч.

После смерти гурхана власть могла перейти в руки жены или сестры у племен: E) Каракитаев

После смерти гурхана власть могяа перейти в руки жены или сестры у племен: E) Каракитаев

Постоянный участник поэтических состязаний XVIII в.. бичевал неприглядные стороны своих современников: B) Умбетей

Потомки киданьских племен, расселившиеся в Жетысу: A) Каракитаи

Почти всё своё правление Тауекель находился в сложных отношениях с: E) Шайбанидами.

Поэт Ахмед Иугнеки жил при: А) Караханидах.

Поэты-импровизагоры: D)акыны

Поэты-исполнители эпоса: А) жырау

Поэты-песенники у казахов назывались: А)сал и сери

Появление этнонима «узбек» связано с ханом: E) Узбеком.

Правители крупных городов платили каракигайскому гурхану земельный налог: B) Харадж

Правители крупных городов платили каракитайскому гурхану земельный налог: B) Харадж

Праздники кочевников происходили на: B) жайляу.

Представители казахских жузов, собравшиеся у подножия горы Ордабасы. приняли решение о (об): А) организации всенародной борьбы против врага

Представители казахской литературы XVIII века: А) Актамберды и Жанак

Представители казахской литературы XVIII века: А) Татикара и Умбетей

Представители коренной национальности в Казахстане составляли 29% по переписи: D) 1959г.

Прекращение войн казахов с Шайбанидами в сер.XVI века: B) укрепило Казахское ханство.

Преодолеть разобщенность родственных племен попытались: E) Жаныбек и Керей.

При Есиме в Ташкенте правил: D) Турсун.

При хане Бурундуке (1480-1511) фактическим правителем был: D) Касым.

Приближение кокандских войск в 1858 году вынудило восставших откочевывать в районы, находив1 контролем: B) России

Приватизация, создание кооперативов и малых предприятий осуществлялось в период: E) конец 80-х - начало 90-х годов XX века

Придерживаясь двойственной позиции. Ну рал ы остерегался ответных действий Пугачева и перекочевал: Е) ближе у военным линиям

Причина быстрого распространения ислама среди кочевников: B) ислам был суфийского (мистического) толка.

Причина быстрого распространения ислама среди кочевников: C) шаманизм близок исламу.

Причина народных восстаний жителей Жетысу против каракитаев: А) Ужесточение налоговой политики

Причина падения государства найманов: D) Походы Чингисхана

Произведение «Жусуп-Злиха»: B) воспевает любовь.

Против восставших под знаменем Жанкожи Нурмухамедулы был направлен крупный отряд под командованием: C) Фитингофа

Проходить обучение в вузах США. Франции. Германии казахстанским студентам позволила программа C) «Болашак»

Процесс формирования Казахстана как президентской республики завершился C) с принятием Конституции РК 1995 г.

Проявлением последствий военных действий в годы Первой мировой войны является C) увеличение кибиточной подати

Пугачевские манифесты обещали: D) утолить «земельный голод» кочевников

Разделение на жузы произошло в: E) X-XI1 вв.

Разногласия среди старшин Младшего жуза стало одной из основных причин поражения восстания: D) Сырыма Датулы

Разобщенность родов в Ак-Орде Моголистане и ханстве Абулхаира: C) затрудняла завершение формирование их в единую казахскую народность.

Распространению революционных идей в Казахстане содействовали А) ссыльные участники антиправительственных течений

Распространяли ислам среди кыпчаков: А) хорезмийцы.

Расцвет огузског о государства начался в период правления: D) Шахмалика

Расцвет огузского государства начался в период правления: D) Шахмалика

Реабилитация жертв политических репрессий проводилась после: E) XX съезда КПСС.

Регулярная армия у казахов: А) отсутствовала.

Реформа 1822 года: B) ликвидировала политическую самостоятельность народа

Решение о продлении полномочий Президента РКП. Назарбаева до 2000 года было принято D) Референдумом

Решение о создании Всемирного сообщества казахов было принято в 1992 году на А) Всемирном Курылтае казахов

Решением глав 11 бывших республик СССР на встрече 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате является Е) создание СНГ

Решением руководителей республик Средней Азии и Казахстана на встрече 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде является А) поддержка принятых в Минске решений о распаде СССР

Российские ученые, изучавшие Казахстан в XVIII веке: A) Миллер и Рычков

Руководители республики снятые со своих постов считали, что целина нанесет ущерб: А) Традиционному животноводству.

Русские называли кыпчаков: C) половцы.

Рядовые скотоводы платили феодалам налог: D) 1/20 скота.

С XII века кыпчаки начинают господствовать в: E) Приаралье.

С монголами в Казахстане появились племена: А) мангытов.

С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать: D) Великому и малому курултаю

С требованиями закрытия Семипалатинского полигона и ликвидации монополии союзных министерств выступили в 1989 году шахтеры: B) Караганды.

С.Садвакасов и Ж.Мынбаев были обвинены в местном национализме в период: E) В ходе осуществления индустриализации.

Самая крупная победа над джунгарами и освобождение Среднего и Младшего жузов произошли и: E) 1730 году

Самозванного хана Турсуна поддерживал род: B) кагаган.

Самый древний памятник тюркской письменности: C) Письмена «Культегина»

Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы Первой российской революции явилась забастовка: А) на Успенском (Нельдинском) руднике

Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: C) ташнау.

Сатук-Богра хан -основатель государства: C) Караханидов

Свадебные песни казахского народа: С) жар-жар. беташар

Сведения об участии хана Абылая и его окружения в Крестьянской войне: Е) отсутствуют

Свод законов хана Тауке состоял из: C) 7 разделов

Сибирская администрация, напуганная активными действиями казахских отрядов, поддерживающих Пугачева, распорядилась: B) укрепить гарнизоны крепостей

Силы повстанцев Среднего жуза. поддерживая Пугачева, действовали под предводительством казахских старшин A) Кудайменды и Тайыра

Система управления войска кыпчаков состояла из: D) правого и левого крыла.

Слово «алаш» у казахов: D) боевой клич.

Со второй половины 1929 года в республике форсированными темпами стало развиваться: C) Колхозное движение.

Советники огузского джабгу: D) Коль-еркины

Советская власть по всей России установилась в период D) с октября 1917 г. по март 1918 г.

Согласно «Жеты-Жаргы», в обязанность всем главам родов и племен вменялось: A) ежегодно являться на народное собрание

Социально-экономическая политика Советского государства в условиях Гражданской войны B) военный коммунизм

Социально-экономический подъем Казахстана в нач.XV в привел к: А) политическому размежеванию в ханствах Казахстана.

Союз восьми племен, населявший земли между Орхоном и Алтайскими горами с VIII века: A) Найманы

Среди рабочих казахской национальности в начале XX века было значительное число: C) железнодорожников

Став ханом, Тауке стремился: A) создать сильное централизованное государство казахов

Ставка Кереитского государства располагалась в местности: B) Битобе

Ставка киданей в XII веке: E) Гуз Орда

Ставка хана кыпчаков называлась: E) орда.

Ставку Е.И.Пугачева в ноябре 1773 года посетил: C) доверенное лицо хана - мулла Забир

Сталинским репрессиям подверглись А.Ермеков. Х.Досмухамедов. А.Бокейханов и многие другие члены партии: A) Алаш.

Старший сын Чингиз-хана: D) Джучи.

Столица государства найманов на берегу реки Орхон: B) Балыкты

Столица Западно-Тюркского каг аната, зимняя резиденция: E) Суяб

Столица Кимакского каганата: С) Имакия

Столица огузского государства: E) Янгикент

Столицей Казахского ханства при Тауке стал город: А) Туркестан

Столыпинская аграрная политика в Казахстане привела к B) падению удельного веса коренных жителей

Стремление хивинских феодалов усилить свое политическое влияние в районе Сырдарьи стало причиной восстания E) Жанкожи Нурмухамедулы

Султан Жаныбек был сыном: B) Барака.

США являются одним из главных инвесторов в экономике Казахстана и оказывают помощь Казахстану в С) области культуры и образования

Тауекель не оставлял надежды подчинить: В) Ташкент.

Титул верховного правителя огузов: C) Джабгу

Титул жены правителя огузов, принимавшей участие в управлении государством: B) Хатун

Титул кимакского правителя: E) Каган

Титул правителя каракитаев: С) Гурхан

Торговые потоки Великого Шелкового пути угасают из-за: Е) открытия морских путей.

Третий этап участия казахов в Крестьянской войне Е.Пугачева (сентябрь 1775 г. - февраль 1776 г.) характеризуется: Е) постепенным ослаблением движения

Треугольник Урал-Сибирь-Казахстан занимал ведущее место по производству: A) Цинк, медь, свинец.

Тюрки в VI веке стали единоличными властителями в восточной части Великой степи после падения: C) Жужанского каганата

Тюркский алфавит был создан на основе: B) Родоплеменных тамг

Тюркский каган, покоривший согдийцев: A) Иштеми каган

Тюркский каган, освободивший г осударст во от власти жужанского ханст ва: B) Бумынь каган

У жалаиров власть осуществлялась по системе: C) Улусной

У Огузов канкаш-это: B) «Совет знати»

У огузов распространено почитание: D) барана.

Угрожающие масштабы вторжения Джунгарии в казахские земли приняли в: D) 20-ые годы XVIII в.

Уйсуны жили в XV веке в: A) Жетысу.

Упорством и умелой организацией отличалось восстание в годы сплошной коллективизации: E) Сузакский район.

Усиливая свои позиции и влияние на юге Казахстана, кокандцы: E) привлекали на свою сторону верноподданых казахов

Участие в подавлении восстания 1869 года военного губернатора Н.А.Веревкина: D) привело к «покорности» некоторых родонравителей

Ученый-историк, был осужден на 25 лет лишения свободы за положительную оценку восстания Кенесары Касымова: A) Е.Бекмаханов.

Хакназар был убит людьми: С) Баба-султана.

Хакназар промосковски настроенных ногайцев: А) вытеснял на запад.

Хан Абулхаир Шайбанил потерпел поражение от: B) ойратов.

Хан Тауке с Бухарским ханством: A) старался поддерживать мирные отношения

Ханом могли избрать не того султана, кто имел много земли, а того кто имел: C) много скота.

Ханы кыпчаков были из племени: A) ельборили.

Ханы Старшего. Среднего и Младшего жузов при Тауке: B) имели намерения отделиться от Казахского ханства

Хорезмийцы пытались распространять среди кыпчаков: A) ислам.

Царское правительство в 1756 году запретило казахам кочевать на правобережье Урала, защищая интересы: B) казачьих войск

Цеван Рабдан обрушил всю военную мощь на казахов в: C) 1723 г.

Цель - закрытие Семипалатинского ядерного политопа, поставило перед собой движение: Е) «Невада-Семипалатинск».

Цель ликвидировать Джунгарию как самостоятельное государство вынашивала(-о): В) Цинская империя

Целью присоединения к Казахскому ханству в период правления Гауке значи тельной части родов и племен кыргызов каракалпаков было: C) создание военного союза для борьбы с джунгарами

Центральной фигурой на селе механизатор стал после: Е) Коллективизации.

Часто вместо названия «уйсуны» в источниках употребляли слово: А) дулат.

Часть ногайцев вошла в состав: Е) Младшего Жуза.

Часть юрты, состоящую из сборно-раздвижной решетки называют: A) кереге

Чингиз-хан умер в: B) 1227 году.

Членом Центрального Комитета партии кадетов являлся А)А. Бокейханов

Шерби у жалаиров решал вопросы: A) Внутренней политики

Шестая статья Конституции СССР 1977 года гласила, что «руководящей и направляющей силой советского общества является»: C) Коммунистическая партия.

Экологическим бедствием не только для Казахстана, но и всей Средней Азии стал(-о): B) Высыхание Аральского моря.

Эпическо-этническая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе: A) кыпчаков против калмыков.

Этническая централизация единой казахской народности произошла в: B) нач.XVI в.

Этнополитическая общность «казах» появилась в: A) KOH.XIV-1-Й пол.XV вв.

Ясави учился в: A) Бухаре.

История Казахстана 2009 (шпаргалка)

1. Резкое похолодание на Земле наступило около - 100тыс. лет назад

2. Территория расселения усуней - Семиречье

3. Произведение историка XVI века Мухаммед Хайдар Дулати – Тарих и Рашиди

4. Свадебный головной убор - Саукеле

5. В 1797г. По предложению Игельстрома на ханский престол в Младшем жузе был – Айшуак

6. Восставшие племена Адай в 1870г. На территории Мангыстаю нанесли поражение отряду – Рукина

7. Система заготовок сельскохозяйственных продуктов в период «военного коммунизма» - Продразвёрстка

8. В 1929 году столицей КАЗССР из Кызылорды стала – Алма-Ата

9. Новая конституция Казахстана была принята – 28.01.1993г.

10. Ослабление Западно - Тюрского каганата в середине VII привело к вторжению – Китая

11. Вдоль Шелкового пути располагались города – Жетысу

12. Культурные и этнополитические сведения, проповедь смирения и аскетизма содержится в произведение XII в. – Диван и Хикмет, Яссауи

13. Арабо – Тюрский словарь XIII века слову «казах» обозначает - Вольный

14. Управляемый аксакалом несколько казахских аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения, составлял – Ата аймак

15. В 1718г. Близ Аягуза в 3-х дневном сражение с джунгарами казахские ополчения потерпели поражение из за того что – казахские султаны действовали разрозненно

16. Изъятие земель и колониальная политика России в Младшем жузе в средине XVIIв. Вынудило казахов установить торговые связи с – Цинской империей

17. С разрешение русского правительства в 1881-1884г. Уйгуры и дунгане начали переселение на территорию – Семиречья

18. Закон о развитии просвещения положивший начало открытию русско-казахских школ – 1906 год

19. Жанибек Елеусов в годы ВОВ в боях за Днепр – Самый юный герой Советского союза

20. По данным археологических раскопок тюргешские монеты (704-766г.) выпускались в городе – Тараз

21. Крепость Таушубек – опорный пункт кокандцев в старшем жузе, без сопротивления сдалась русским войскам в – 1851 году

22. В 1906г. во вторую Госдуму от кочевого населения Акмолинской Области был - Кошыгулов

23. В 1916 году шла добровольная вербовка батраков- казахов для работы в кулацких хозяйствах.

24. Бурное развитие индустриальных отраслей промышленности и резкое увеличение численности населения в результате искусственно созданной миграции в 1954-1962гг. привело к развитию в Казахстане – Энергетики, транспорта, строительства.

25. В 70-е годы процесс преобразования колхозов в совхозы и переход на хозрасчет привёл к – Увеличению объёмов производства сельхозпродукции.

26. Прототипом юрты является – Круглое жилище андроновцев

27. Перенесённое жилище кочевников Казахстана - юрта

28. Все средневековые города Жетысу располагались - вдоль Шёлкового пути

В конце 18 века в приграничных российских крепостях появились первые школы.

Первые попытки комплексного изучения Каз-на в 18в. связаны с именем М.В. Ломоносова.

1768-1774 гг.- первая экспедиция П.С. Палласа (сев-зап.,северн.сев.-вост. Каз-на). Труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г. 3 части), ценные сведения об истории и этнографии казахов.

И.Г. Георги –самост. экспедиция, в 1796 г. – «Описание всех в Российском государстве обитающих … достопамятностей» - ценные сведения о быте казахов, культуре, обычаях, традициях, обрядах, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

И.К. Кириллов «Изъяснение о киргиз-кайсаках и к/калпакоах»- природные условия, п/ископаемые, торговые пути.

В.Н. Татищев – председатель Оренб. погран.комиссии – описывает историю, быт, культуру нерусских народов.

П.И.Рычков (член-корреспондент АН России) – его называли «Колумб Оренбургского края»,труды «История Оренбургская», «Топография или описание Оренбургской губернии(правление Хакназара, присоединение Мл. жуза)», подробно описал Пугачевское восстание, знал каз. Язык, ученик Ломоносова, первым написал труд о Казахстане, за что получил звание член - корресп. АН России.

Г.Ф. Миллер (1759) – «История Сибирского царства» (отец Сибири)

И.Г.Андреев «Описание Ср. орды киргиз-кайсаков» (1795 г)- об истории и границах Ср. Жуза, подробные описания обычаев и обрядов степняков, о переходе казахов на пр. берег Иртыша в зимнее время.

А.Д. Скалон (ген.-майор У-Каменогорской крепости) – первый уникальный рус-каз. словарь

Джон Эльтон (1735) –капитан морской службы, Джон Кэстль (1736)-художник, Реональд Гок – торговец – заметки о жизни казахов.

Казахская литература 18 века

Актамберды Сарыулы (1675- 1768 гг.) – жырау,батыр.

50-е годы 18 в.- борец за каз. земли, захваченные Джунгарией. Мавзолей на сопке Журек Жонта (ВКО)

Бухар жырау Калкаман улы (1693 -1787) жырау. бий, дипломат. гос. деятель. родился у горы Далба, Баянаул. район,Павлодарская область. Провидец, говорил правду в лицо. Основная тема сочинений – любовь к родной земле, мечтал когда Каз-н станет сильным, централизованным, независимым государством. Калкаман батыр – отец Бухар жырау, в народе известен как святой «комекей аулие»

Умбетай Тулеулы жырау (1706-1778 гг) (канжыгалы,аргын) – особенно известны - жоктау (плач) и ескерту (извещение) о смерти Богенбая.(канжыгалы), участник всех антидж. походов.

Таттикара жырау – родился в местности Сарыколь Кустанайской обл., участник войны с Цинской империей, батыр, входил в окружение Аблая, воспевал его в своих произведениях.

Котеш (1745-1818 гг) - песни о моральных и этических нормах каз. Общества, о религиозной жизни кочевников.

Тлеуке Кулекеулы (Шал акын) род. в Акмолинской обл. на берегу р. Есиль. Как акын прославился с 15 лет.. отец Тлеуке - батыр Кулеке. Шал акын презирал лесть, для него превыше всего были честь и достоинство.

В 19-20 вв. – произведения каз. акынов стали записываться и издаваться.

Ввиду отсутствия письменной литературы у казахов широкое развитие получили исторические рассказы.

Машхур Жусуп Копейулы собрал много исторических рассказов.

Шежире

18 в.- в каждой семье вели шежире (тюркско(седжере)-монгольское(цэжире) слово, означает память)

Функции шежире:

1.помогает правителю управлять общинами

2.функция исторической памяти

3. социальный изолятор

Собиратели шежире – А.Букейханов, М.Ж.Копейулы,Ш.Кудайбердиев

XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Освободительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духовное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

Выдающиеся казахские поэты – сказители испокон веков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. – не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так Актамберды жырау прославлял знаменитых казахских батыров (Кабанбай, Богенбай), призывая к защите отечества от врагов.

На 2 половину XVIII в. приходится расцвет творчества Татикары. Благодаря ему мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Богенбая.

Известный в XVIII в. жырау Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами.

Один из самых выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. – Бухар – жырау, сын батыра Калкамана. Он оставил весьма значительное поэтическое наследие, пронизанное, в основном, историко-философским содержанием.

Чтобы государство успешно развивалось, воплощая в жизнь планы и мечты, обществу нужна национальная идея. И она прозвучала в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Лидер нации провозгласил национальную идею «Мәңгілік Ел», которая рождена всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. «Мәңгілік Ел» - это новая идеологическая концепция страны, направленная на объединение, сплочение и согласие казахстанского народа.

Главная идея Послания 2014 года - «Стратегия «Казахстан -2050» – это реалистичный план по построению Казахстана будущего на благо всего народа и каждой семьи. Это наш путь продвижения в тридцатку развитых экономик мира. Послание Главы государства является конкретизированным руководством для дальнейших действий по достижению поставленных целей, нового этапа процветания нашего государства. Реализация Стратегии – наш общий долг и достойная цель, отметил Лидер Нации. В своем Послании Глава государства отметил, что «каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать манны небесной, а нужно эффективно трудиться. Задача государства - создавать для этого все условия». Стратегия «Казахстан-2050», состоящая из нескольких блоков, позволит Казахстану постепенно не только укрепить экономику, но и достойно предстать на мировой арене. А достигнуть намеченной цели возможно только в том случае, если каждый казахстанец внесет свою лепту. Завершая свое выступление, Президент обратился именно к нам, молодым, с призывом участвовать в реализации «Стратегии-2050», потому что нам пожинать плоды ее успеха. «Включайтесь в работу, каждый на своем рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!», – сказал Президент, и его слова, я считаю, должны стать девизом всей патриотично настроенной молодежи.



Билет 13

2) Приведите примеры, доказывающие наличие торговых связей кангюев с различными регионами древнего мира.
Кангюи жили на самом оживленном участке ВШп, контролировали путь, который шел на Кавказ и в Причерноморье.О развитии торговли говорят найденные на территории Ка-на монеты (~1300 шт; 3-4 вв.н.э; Присырдарьинский регион).Поддерживали торговые отношения со многими странами.О торговле с Китаем свидетельствуют китайские монеты, найденные в погребении Мардан(2 в. до н.э).Археологи находят коралловые бусы,изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы сирийского фаянса.

3) Объясните последствия реформ 1867-1868 гг. для Ка-на.
-Окончательное превращение Казахстана в колониальную окраину Российской империи;
-Централизация управления краем;
-Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения;
-Традиционный уклад жизни казахов кардинально изменился(кочевники-> оседлость);
- Смена административного деления(аул-волость-уезд-область-генерал губернаторство)
1)Взаимоотношения казахской диаспоры с РК.
Диаспора-часть народа, которая живет вне своей исторической родины.

В XVIII веке царское правительство начало активно исследовать историю, этнографию и географию Казахстана. Активизация этих исследований начинается после 30-40-х годов, когда часть казахов Младшего и Среднего жузов приняла российское подданство. В XVIII столетии казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов, жырау и биев. В конце XVIII столетия в приграничных российских крепостях появились первые школы.

С принятием казахами российского подданства активно начался процесс научного изучения края. Исследованиями занимались как научные учреждения, так и отдельные лица. Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии.

Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII веке, связаны с именем М.В. Ломоносова. Он был инициатором организации научных экспедиций на территорию края и создания его географических карт. В 1768-1774 годах одну из первых экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспытатель П. С. Паллас. В работе этой научной экспедиции приняли участие известные ученые, путешественники И.П. Фальк и И.Т. Георги. Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (СПб., 1773). Здесь содержатся ценные материалы об истории и этнографии казахского народа.

Исследователь И.Г. Георги организовал и самостоятельную экспедицию по территории Казахстана. В 1796 году он подготовил и опубликовал обстоятельную работу «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». В этой книге содержатся ценнейшие сведения о быте, культуре, обычаях и обрядах казахов, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

Российские исследователи работали в Казахстане, исходя из интересов колониального освоения края. Инициатор Киргиз-кайсацкой экспедиции И.К. Кириллов оставил после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах». В нем автор подробно описал казахские и каракалпакские земли: природные условия, полезные ископаемые и торговые пути. Он доказывал возможность и выгодность установления торгово-экономических связей России с народами Средней Азии и казахами. В.Н. Татищев был основателем исторической науки России, известным географом. Он продолжил начатые его предшественниками исследовательские работы в Оренбургском крае. В своих научных трудах описывает историю, быт и культуру нерусских народов края, в том числе и казахов.

Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П.И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба Оренбургского края», куда и относились тогда земли Младшего жуза. Он подготовил такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской губернии». В этих трудах содержится подробная информация о раннем появлении казахов в Волжско-Яицком регионе в период правления хана Хакназара, процессе вхождения Младшего жуза в состав Российской империи. Автор подробно описывает основание города Оренбурга, укреплений Уральской и Оренбургской пограничной линий, о налаживании торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. Купцам, выезжавшим из Оренбурга в Бухару, он давал заказы на приобретение литературы об истории местных народов даже на арабском языке. Исследователь подробно описывал события, связанные с Пугачевским восстанием. Он был признанным знатоком языка и культуры казахского народа, собрал много образцов казахского фольклора.

В 1759 году вышла работа известного историка и исследователя Сибири Г .Ф. Миллера «История Сибирского царства». Здесь он дает описание истории и этнографии народов Сибири и Казахстана.

В конце XVIII века вышел труд русского офицера И.Т. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков» (1795). В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах казахов Среднего жуза. Им были даны подробные описания обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в зимнее время на правобережье Иртыша Новоишимской линии.

Русским офицером, генерал-майором из Усть-Каменогорской крепости А.Д. Скалоном был составлен первый уникальный русско-казахский словарь. Это был один из первых шагов приобщения местного населения к русской грамоте и изучения русскими казахского языка.

В XVIII веке в Казахстане побывал ряд иностранных исследователей и путешественников. Они преследовали торговые и политические цели. Это были английские, немецкие исследователи.

В этот период в регионе побывали англичане капитан морской службы Джон Эльтон (1735), художник Джон Кэстль (1736), торговый служащий Реоналъд Гок (174 3 --42). Они оставили после себя заметки о хозяйстве, культуре и быте местного населения.

Казахская литература. XVIII век занимает особое место в истории культуры казахского народа. В условиях кочевого быта особенно было развито устное народное творчество, сказительство и песенное искусство.

Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально- освободительное движение жителей Степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени. Особое место в развитии казахской литературы принадлежит таким выдающимся акынам и жырау, как Актамберды Сарыулы, Бухар Калкаманулы, Таттикара, Умбетай Тулеулы и другие.

Одним из выдающихся казахских жырау (сказитель) был Актамберды-жырау Сарыулы (1675-1768). Жырау активно участвовал во многих походах против джунгар и был известен как батыр. В 50-х годах XVIII века он был во главе тех, кто возглавил возвращение казахов на земли, отвоеванные у джунгар. Все творчество Актамберды-жырау было посвящено призыву к героизму, воинской отваге и доблести. Его мавзолей до сих пор возвышается на сопке Журек Жота на территории Восточно-Казахстанской области.

В XVIII веке особой популярностью среди казахов пользовался жырау, би, прекрасный знаток казахского обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы (1693-1787). Он родился и вырос на территории современного Баянаульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба. Его отец Калкаман батыр стал популярен в народе благодаря личной отваге и храбрости. В народе он был известен как святой - «комекей аулие». Бухар-жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае. Он был его ближайшим и верным советником, соратником. В своих стихах он воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля: «О Абылай, богател твой народ, Ты в богатых местах дал пасти ему скот, Ты гостей принимал под сенью шатра, Угощеньем была им мяса гора, И ко всем твоя милость была щедра.»

Бухар-жырау отличался от других современников тем, что всегда говорил правду в лицо. Он также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основная тема сочинений Бухар-жырау - любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма казахских батыров. Перед лицом внешней угрозы он призывал народ к единству и сплоченности. Жырау также прославлял героев этой борьбы - батыров Богенбая, Кабанбая, Жаныбека и других. Он мечтал о том дне, когда Казахстан станет сильным, централизованным и независимым государством.

Одним из современников и близких по духу к Бухар-жырау был Умбетай-жырау Тулеулы (1706-1778) из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги казахских батыров в войне с агрессией захватчиков. В частности, им были созданы жоктау (плач) и естырту (извещение) о смерти выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

К концу XVIII-началу XIX веков относится и творчество таких популярных акынов, как Таттикара, Котеш и Тлеуке Кулекеулы (Шал-акын).

Таттикара-жырау родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области. Участвовал в войне с Цинской империей. Входил в ближайшее окружение хана Абылая, участвуя во многих его военных походах. В своих произведениях призывал воинов к мужеству, верности отчизне, прославлял подвиги хана Абылая и его прославленных батыров.

Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тлеуке Кулекеулы) (1748-1819) создавали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников. Их песни заучивали на всей территории Казахстана. Тлеуке Кулекеулы, прозванный в народе Шал-акыном, родился на территории современной Акмолинской области. Родился и вырос в семье именитого батыра Кулеке на берегу реки Есиль. Как акын прославился в возрасте 15 лет. Акын презирал лесть. Для него превыше всего были честь и достоинство. Он воспевал дружбу, единство и согласие среди своих соплеменников, не переставая призывать их быть сплоченными, добросердечными и справедливыми.

Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII века передавались из поколения в поколение в изустной форме. И только лишь в XIX-XX веках стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.

Исторические рассказы. Ввиду отсутствия у казахов широко распространенной письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические рассказы. Рассказчиками, как правило, были мудрые люди - бии и шешены (мастера слова). Они глубоко почитались в традиционном казахском

обществе. Исторические рассказы, так же, как и стихотворные произведения, передавались из поколения в поколение в устной форме. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На каждом крупном мероприятии {той, асы ) степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями. Исторические рассказы сопровождались мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. В частности, до наших дней сохранились известные рассказы и изречения Казыбек, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII века была связана с борьбой казахского народа против джунгарского нашествия, войной с волжскими калмыками. Много исторических рассказов было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-Жусупом Копейулы.

Шежире. В XVIII веке в каждой казахской семье вели шежире. Это слово имеет тюрко-монгольское происхождение. У монголов слово «цэжере» означает «память». Такой же перевод имеет схожее тюркское слово «седжере». В кочевых обществах было востребовано знание генеалогии, родословной. Если ходжи и султаны имели письменную традицию ведения шежире, то у степных кочевников существовала устная форма передачи этой информации. Шежире у казахов выполняло ряд специфических функций: во-первых, оно помогало правителям управлять кочевыми общинами. Во-вторых, шежире выполняло функцию исторической памяти. Каждый кочевник понимал историческое прошлое своего народа как развернутую историю своей семьи, рода и племени. В-третьих, шежире выполняло функцию социального регулятора. К примеру, оно регулировало семейно-брачные отношения, выполняло функции распределения пастбищных угодий, рассадки гостей во время трапезы, курултаев, порядка построения народного ополчения и т.д. Постепенно шежире стали записывать. В первую очередь этим занимались российские дипломаты, ученые, военные и гражданские администраторы края, а также грамотная часть казахского общества. Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А. Букейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш. Кудайбердыулы и другие.

Музыкальное искусство и айтысы. Музыка в духовной жизни казахов XVIII века занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В изучаемое время среди казахов было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз шертер, жетиген, сазсырнай, шанкобыз, дангыра, аса- таяк, сыбызгы, дауылпаз и другие.

Одним из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757-- 1820). Он родился и жил в окрестностях Торгая нынешней Костанай- ской области. В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. До нас дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и т.д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну Байтолесу.

Так, талантливым домбристом и поэтом Байжигитом из рода керей были созданы такие кюи, как «Актабан ш^бырынды» («Годы Великого бедствия»), «Кайын сауган» («Березовый дар»), «Ацшы зары» («Печаль охотника») и другие. Автором многих кюев был и знаменитый казахский хан Абылай.

Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы. На айтысах акыны открыто высказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни. Высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Поэтому степняки больше всего заботились о сохранении своей репутации. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовало общественное осуждение и порицание.

Победителям песенных турниров вручали ценные призы и подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец, а также рабов. Наиболее талантливых из них народ называл cepi, сал. Они считались любимцами народа.

Свадебные торжества начинались с песни «Тойбастар». На свадьбах и молодежных праздниках исполнялись песни «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невестки исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха ее встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха - «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни - жоктау (причитания).

Благодаря деятельности казахских певцов, акынов, музыкантов XVIII века до нас дошли такие поэмы, как «Козы Корпеш-Баян сулу» «Кыз Жибек», а также кюи, например, «Аксак кулан», «Жошыхан», «Кобыланды батыр» и другие.

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

По теории литературы и по истории русской литературы учащимся хорошо известны смысл и содержание слова «литература», ее основные признаки, то, что «литература — это искусство пластического изображения посредством слова» (М.Горький).

От того, как учитель преподнесет историю возникновения и основные черты казахской литературы, будет зависеть успех дальнейшей работы. Поэтому вступление к рассказу о казахской письменной литературе особо ответственно и трудно.

Введение, которое составляет первый раздел учебника, имеет значение для всего курса истории казахской литературы. Оно ставит задачи охарактеризовать в общей форме те исторические предпосылки, которые подготовили возникновение, движение казахской литературы и те условия, которые определили ее своеобразие и национальное значение. В этой части урока учитель вводит своих слушателей в художественную историю жизни казахского народа, показывает яркое воплощение его стремлений и чаяний, любовь к Родине, большой вклад в отечественную культуру. Казахская дореволюционная литература замечательна своими демократическими, гуманистическими, просветительскими идеями. Она неразрывно связана с судьбами родного народа, исполнена веры в его светлое будущее. Ей присущи неустанные поиски социальной правды, справедливости, тяга к глубокому реализму,

Казахская литература складывалась на почве народной словесности, на протяжении ряда столетий. В древности территория Казахстана была населена различными народностями, племенами, у которых была своеобразная самобытная культура. Например, в долине Сырдарьи жид певец, музыкант, сказитель Коркыт, чьи призведения и легенды хранит фольклор казахского и многих тюркских народов. Его считают создателем смычкового инструмента кобыза, схожего со скрипкой. На родине легендарного Коркыта сооружен своеобразный памятник. Напоминающий очертаниями кобыз, он при порывах ветра издает мелодичные звуки, свойственные этому инструменту.

На территории Казахстана были города Отрар, Тараз, Сарай, Баласагун. В Отраре жил и творил известный ученый Мухаммед Абу Наср аль-Фараби (840-950), писавший свои труды на арабском языке. В Х-ХIII веках развивалась культура народов, населявших территорию Казахстана. Труды Юсуфа Баласагунского, Махмуда Кашгарского являются общим наследием тюркоязычных народов. Установлено, что в создании памятников «Огузнаме» (XIII в.), «Муххабат-наме» (XIV в.) наряду с другими восточными народами участвовали и казахские племена, о чем свидетельствует наличие в них не только казахских слов и крылатых выражений, но близость ряда повествований к традиции устной национальной поэзии.

Процессу сложения казахской народности способствовало возникновение первых казахских ханств в XV веке. В этот же период наряду с фольклором начинает складываться письменная поэзия.

Приступая к изучению одного из первых представителей казахской письменной литературы XVIII века Бухара-жырау Калкама-нова (1693-1787), преподаватель должен обратить внимание учащихся на сложность исторической общественно-политической обстановки в казахской степи. Сложность эта выражалась в раздробленности казахской земли на отдельные ханства, в отсутствии единства между многочисленными родами и племенами, во вражде между ними, в постоянной угрозе захвата земель со стороны джунгарских завоевателей — все это выдвинуло на первый план мысль о необходимости единства казахских родов и племен, порождало идею согласия, проблему взаимоотношений ханской власти и народа. Основным выражением этих идей стали страстные, призывные стихи-обращения, стихи-размышления Бухара-жырау Калкаманова.

Из биографического материала учебника учащиеся узнали, что Бухар-жырау в ставке хана Аблая был влиятельным человеком, смело вмешивался в его внутреннюю и внешнюю политику. Имя его уже знакомо учащимся по урокам истории Казахстана. Поэтому им будет интересно узнать, как в творчестве Бухара-жырау Калкаманова отразилось сложное противоречивое время правления хана Аблая.

Приведенные в хрестоматии по казахской литературе стихи Бухара-жырау Калкаманова, условно названные «Песня об Аблае», относятся к числу сложных, трудно усваиваемых поэтических произведений. Содержание, смысл, идеи, художественное выражение их не уловить учащимся только при прочтении. Поэтому комментирование учителем текста стихотворения необходимо. В центре стихотворения — описание борьбы Аблая и его богатырей с сильными соседями и внутренними врагами. До Аблая дошла весть о том, что племена семиз-найманов и кунгра-тов разбиты и их стада угнаны соседями — киргизскими богатырями во главе с удалым Садыром. Опять нарушено спокойствие степи, и хан Аблай готовится к походу.

Пусть взойдет, сверкая, звезда Сумбуле,

Пусть кони откормятся.

Я задам тогда Садыру,

Как бывало раньше...

Бухар-жырау в стиле эпоса описывает сбор в поход, когда «взошла, сверкая, Сумбуле, кони разжирели», «саврасый, купленный за сто баранов, округлился, как сердце», когда хан Аблай, государь, собрал несметное войско и двинулся, «взмыл, как сокол-балабан, взмахнул, как ястреб, стал как кобчик под То-калтереком», то есть близко к территории киргизов. При чтении описания сцены, когда хан, «не слезая с коня, устроил там совет», учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, как Бухар-жырау отходит от традиционного фольклорного изображения трудностей, стоящих перед богатырями.

Анализируя стихотворения Бухара-жырау Калкаманова, надо раскрыть сложный, противоречивый характер его творчества, показать, какие детали приближают автора к письменной поэзии.

Хотя в программе и учебнике не говорится о других представителях казахской поэзии конца XVIII века, учителю необходимо сказать, что кроме Бухара-жырау Калкаманова известны и другие акыны-импровизаторы этого периода — Шал, Татикара, Умбетей, Жанкиси.

Подытоживая изучение казахской литературы XVIII века в лице ее наиболее крупного представителя Бухара-жырау Калкаманова, необходимо обратить внимание на ее главную тенденцию — отчетливое размежевание границ фольклора и литературы, проявление способности новой казахской письменной поэзии вмешиваться в общественную, политическую жизнь казахского общества. Свободное от религиозных, мистических наслоений здоровое, народное начало фольклора во многом повлияло и на то, что на самой заре, в самом начале казахской письменной поэзии отчетливо стали звучать гражданские мотивы, стали ставиться проблемы общественного, социального, даже политического порядка.