• 9. Образование Тюркского каганата. Западно-тюркский каганат.
  • 10. Тюргешский каганат.
  • 11. Образование Карлукского государства.
  • 12. Образование Огузской конфедерации.
  • 13. Кимекский каганат.
  • 14. Образование Караханидского государства.
  • 15. Государство Каракитаев (1128-1213).
  • 16. Государства кереитов, найманов.
  • 17. Кипчакское ханство. Кипчаки в истории средневекового Каз
  • 18. Духовная культура населения в Каз V – XII вв. (язык, письменность,устное творчесво, наука, искусство)
  • 19. Образование Монгольской империи. Казахстан накануне монгольского нашествия.
  • 20. Вторжение монголов на территорию Казахстана и Средней Азии. Оборона Отрара.
  • 21. Образование улусов на территории Казахстана в период монгольского ига.
  • 22. Поход Бату на Запад. Образование Золотой Орды. Казахстан под властью монголов.
  • 23. Распад Золотой Орды. Образование Ак Орды, Кок Орды, Ногайской Орды.
  • 24. Сибирское ханство. Поход Ермака в Сибирь.
  • 26. Образование и распад государства Абулхаира. Образование казахского ханства.
  • 27. Завершение формирования казахской народности. Термин "казах".
  • 28. Образование казахских жузов, территория и племенной состав.
  • 30. Обычаи, обряды и празднества казахов в 15 – начале 19 веков.
  • 31. Касым-хан. Возвышение ханства. Расширение территории.
  • 32. Хакназар-хан. Укрепление казахского государства во второй половине 16 века.
  • 33. Тауекель-хан. Поиски путей сближения с Россией.
  • 34.Есим-хан. Политическое положение к-на в начале XVII в.
  • 35. Жангир-хан. Казахское ханство в 30-50 годах 17 века.
  • 36. Укрепление верховной власти при Тауке-хане. «Жеты-жаргы»
  • 37. Казахские бии: Толе би, Казбек би, Айтеке би. Их роль в общестенной жизни казахов в XVII – XVIII вв.
  • 38. Казахско-джунгарские войны в 17-18 веках. "Актабан шубырынды". Борьба казахского народа за независимость.
  • 39. Маслихат у горы Орда басы. Анракайская битва.
  • 40. Русско-казахские отношения в конце 17-18 веков. Принятие Младшим жузом Российского подданства.
  • 41. Вхождение, завоевание, колонизация к-на в конце 17 – сер. 18 вв.
  • 43. Колониальные реформы российской империи в конце XVIII – нач XIX в
  • 44. Материальная культура казахов в XV-XVIII вв (хозяйство казахов, казахские жилища, одежда, украшения и оружие)
  • 45. Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др.
  • 46. Религиозные и космогонические представления казахов в 15 – начале 19 веков.
  • 47. Восстание под руководством и. Тайманова и м. Утемисова в Младшем жузе.
  • 48. Национально-освободительное движение под руководствомхана Кенесары. Цель, задачи, характер и основные этапы движения.
  • 49. Экономическое развитие казахского общества в 18 – середине 19 веков.
  • 50. Проникновение русских войск на юг Каз и завершение завоевания Каз.
  • 51. Административные, судебные, аграрные реформы в Казахстане 60-90 годов 19 века.
  • 52. Культура Казахстана во второй половине XIX в (народное образование, казахская литература, наука).
  • 53. Переселенческая политика царизма в конце 19 в
  • 54. Зарождение промышленного производства в Каз в последней четверти 19в
  • 55. Проникновение в Каз торгово-денежных отношений. Торговля, ярмарки в Каз.
  • 56. Соц-экон положение в начале 20в. Усилие переселенческой политики царизма в Каз
  • 57. Участие населения Каз в Рос революции 1905-1907гг
  • 71. Индустриализация в к-не. Успехи и просчеты.
  • 73. Малый Октябрь. Ф.И.Голощекина. Голод 1931 –1933 гг.
  • 75.Развитие культуры к-на в 20-30 годах. (Развитие народного образования, музыкальное и театральное искусство).
  • 78. Казахстанцы на фронтах вов.
  • 79. Экономика Казахстана в годы войны. Роль Карагандинского угольного бассейна в годы войны.
  • 80. Переход к мирному строительству. Общественно-политическая жизнь Казахстана 1946-1970 годов.
  • 81. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: последствия
  • 82. Развитие культуры Казахстана в 1940-1960 годах (образование, наука, музыка, театр, кино).
  • 83. Казахстан в период застоя советского общества (70-80 годы)
  • 84. Литература Каз в 1950-60 гг (творчество м. Ауэзова, с. Муканова, г. Мустафина, г. Мусрепова)
  • 86. Политическая жизнь и национальные отношения в Казахстане в 80-х годах. Декабрьские события 1986 года.
  • 87. Ядерные полигоны на территории Казахстана. Трагедия Арала.
  • 88. Развал ссср, образование суверенного, независимого Казахстана.
  • 89. Становлении суверенитета Казахстана. Гос символика и атрибутика.
  • 90. Республика Казахстан на международной арене. Внешняя политика Казахстана на современном этапе. (по книге н. Назарбаева «На пороге хх1 века»)
  • 91. Переходный период от тоталитарного режима к демократическому обществу на основе рыночной экономики. Программа стабилизации экономики. (По книге «На пороге хх1 века.» раздел 2, определение пути.)
  • 95. Принятие новой конституции рк. (1995)
  • 96. Где мы находимся сегодня?
  • 97. Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации.
  • 45. Устная, письменная литература и народное творчество казахов в 15-18 веках. Творчество Бухар-жырау, Умбетай, Актамберды и др.

    15 – начале 19 веков - эпоха жирау (поэты-импровизаторы); почитали Казтугана Суюншиулы (ногайский военоначальник) -воспевал подвиги, выступал за объединение племён под властью казахских ханов. В 18 веке популярен Бухар Калкаманулы (1668-1781) - бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов.

    Письменная литература: основные жанры - исторические и религиозные труды. "Тарихи Рашиди" (Мухаммед Хайдар) на персидском языке посвящена истории Казахского ханства и Могулистана.

    Устное народное творчество: песни – обрядовые (рождение, свадьба (жар-жар, той бастар, кыз танысу), смерть (коштасу). Распространились «терме» (речитатив). Песни выразительны, напевны. Основные жанры песен: трудовые, на тему эпоса, истории, борьбы, лирические, обрядовые. Сопровождались домброй, кобызом.

    Сказки и эпос: Сказки дают понимание общественной жизни, быта, стремлений народа. Жанры: о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. "Ер-Тостик", "Асан-Кайгы" (о подвигах батыров); об Алдаре косе, Коже Насыре (о мудрых выходцах из народа).

    Казахский эпос восходит к древности: "Карабек", "Канбар" относятся к 13-14 векам. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей ("Козы Корпеш и Баян-сулу", "Кыз жибек"). Влияние на казахскую поэму оказала классическая поэзия Востока. Развитие в казахском устном творчестве получили пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендiк создер), песни, словесные состязания.

    Музыкальное творчество: Развитию вокального и инструментального искусства способствовало то, что традиции поэтических состязаний распространились на исполнение вокал. И инструментальных произведений. Носитель народной музыкальной культуры - аккомпанирующий себе певец-солист. Распространенным музыкальным инструментом – домбра (щипковый) и кобыз (смычковый). Для струн и смычка использовался конский волос и бараньи кишки. Музыканты создавали кюи на различные темы. Перед исполнением кюя музыкант передавал его краткое содержание, затем говорил: "А теперь послушаем домбру". Акыны-исполнители произведений устного народного творчества подразделялись на жирши (сказатели) и оленши (песенники).

    46. Религиозные и космогонические представления казахов в 15 – начале 19 веков.

    Культура Казахского ханства в ХVI-ХVI веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия» посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна.

    Согласно казахским обычаям, праздновались такие события, как: рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников – сайыс, борьба за тушу козла - кокпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов импровизаторов. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга с праздником, готовили специальное блюдо - наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный порядок. Люди садились на строго определенные места с учетом возраста н положения в обществе, соответственно распределялось угощение в виде определенных частей туши животного (голова, грудина и т.п.).

    Казахи пользовались традиционным календарем. Годы объединялись в 12 летние циклы как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепши. Казахи имели знания о небесных светилах, звездах, созвездиях, планетах. Они вы дел ял и Полярную звезду, Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Венеру, Марс, Млечный путь и другие. Например, созвездие Большой Медведицы называлось Жетыген - семерка, Жеты карт - семь старцев и т.п. Это созвездие служило астрономическими часами, по нему менялись сторожа стад.

    В ХУ1-ХУП веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.

    В ХVI – ХVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями - жырау. Известны имена таких жырау, как Шалкииз-жырау (XV век), Доспамбет-жырау (XVI век), Жиембет-жырау (XVII век). В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргыи», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» - степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».

    Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература была в виде религиозных и исторических книг. Существовали исторические сочинения и генеалогии - шежре. Наиболее важным памятником является книга «Джамид ат-таварих» (сборник летописей), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги бий из рода Жалаир Кадыргалн, В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и-Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства,

    В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы. Струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.

    В период позднего средневековья в ХVI-ХVII веках сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.

    Культура Казахстана в XVIII и первой половине XIX века Казахская литература XVIII и начала XIX века Возникновение и развитие индивидуального поэтического творчества. Культура казахского народа XVIII - первой половины XIX в. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в это время в ней намечались новые явления. Все более ясно обозначались противоречия между культурой народной и феодально-байской, не получившие, правда, столь четко выраженных форм, как в культуре более развитых в социально-экономическом отношении народов. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России. До XVIII в. имена казахских акынов, творчество каждого из них, время, в которое они жили, почти не были известны. Сыпыра-жырау, Шалгез-жырау и другие упоминались лишь в преданиях, легендах, эпосе, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с середины XVTII в., когда значительная часть казахских земель присоединилась к России, и особенно в XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненных ими песен и сказаний. Некоторые же из акынов и сказителей сами записывали свои произведения, благодаря чему сохранились подлинные тексты их песен. С середины XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества. Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманова (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в роде каржас, теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения феодального строя, поддерживал хана Среднего жуза Аблая, в отдельных случаях оказывал существенное влияние на Аблая в его делах по управлению при разборе им различных споров и тяжб. В своей известной песне-толгау "Куда денешься, Керей?" Бухар угрожает роду керей, недовольному Аблаем: Ежели с Аблаем помиришься, Я твой сват и знакомый. Ежели с Аблаем не помиришься, Я тебе безродный чужак. Караваны твои рассеются в одну сторону, Скот твой разбредется в другую сторону. Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских феодалов, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Бугенбая, Кабанбая, Джаныбека. Песни-размышления Бухара пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. В песнях "Желание", "Эй, Аблай", "Смерть высокой горы" и других он в стихотворной форме, в форме частушек образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали. Бухар-жырау одобрял политику Аблая, лавировавшего между Россией и Китаем, он не понимал новых веяний и явлений, приходивших из России в казахскую степь. Но к концу своего сложного и противоречивого творческого пути Бухар пришел к выводу о необходимости мира с Россией. Он советовал Аблаю и биям из его окружения не обострять отношений с Россией: С русскими не воюй, Не разжигай своей злости! ...Если будешь воевать с русскими, Мне придется похоронить тебя. Бухар был правоверным мусульманином. Многие положения песен Бухара - размышления о мироздании, о морали - излагаются с точки зрения догм ислама. Песни других жырау - Татикары, Умбетея, Шала, Котеша - почти не сохранились. Известен жоктау (поминальная песня) Умбетея, посвященная смерти батыра Бугенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с калмыками. Крупнейшим певцом-импровизатором и сказителем XVIIIв. был Татикара. Сохранилось предание о том, что однажды казахское ополчение, потерпев поражение в битве с калмыками, при отступлении вышло к полноводной большой реке. Воины собрались у реки, не решаясь переплыть ее. Тогда певец Татикара, спев песню, задевшую самолюбие воинов, первым бросился в реку и переправился, за ним переплыли все воины. Певцы Шал, Котеш, Жанкиси-жырау, жившие в началеXIXв., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилия ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилия кокандских беков: Присланный вами баскак Жузбай находится у меня дома. А там, где пребывает Жузбай, Плач и стоны, крик ойбай!... Прикочевавший из Сары-Арки бедный найман Растерянно озирается. Если возразишь, баскак хлещет плетью, И не только хлещет, но и убивает, Иль гонит как стадо... Забирает скот, ненасытен баскак, Забавляется он нашими слезами. Девушкам и женщинам красивым Нет от него проходу. Почтенных наших людей ругает, Прямо с коня их пинает. Песни этих акынов-импровизаторов пелись на понятном, доступном для народных масс языке. Актамберды-жырау (жил в начале XIX в.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров: Настанет ли день, Когда нам удастся сесть На рыжих, звонко ржащих коней! Суждено ли нам надеть кольчугу С застежками массивными, С воротником из золота, с рукавами из меди, Каждое кольцо величиной с воробьиный глаз! Удастся ли нам надеть панцырь! Взяв в руки звонкое копье, Прижав его к прохладной груди, Удастся ли нам преследовать бегущего врага? Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству. Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы- импровизаторы, сказители, песни и сказания которых дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях много сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, жизнь народа. Несмотря на все противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII - начала XIX в., эти жырау занимают видное место в истории казахской литературы. Песни жырау по своей художественной форме гораздо более совершенны, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии. Отражение исторических событий в устном народном творчестве. Устное творчество казахов в XVIII - первой половине XIX в. охватывало все более разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героический эпос (былины), сказки, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни - произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием. Основной темой исторических песен XVIII в., как и былин, являлась борьба казахов против джунгарских феодалов. Исторические песни этого времени отличаются от былин тем, что здесь события передаются в связи с именами батыров, существовавших в действительности и оставивших заметный след в истории народа. Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г., принесшее народным массам неисчислимые бедствия, известные под названием "Актабан шубрунды, Алкакуль сулама" (Год Великого бедствия), породило много сказаний и песен. В суровую зиму 1723 г. от джута погибло множество скота; джунгарское войско разграбило захваченные аулы, не щадило ни старых, ни малых. Старики и старухи, раненые воины, отставшие в пути, гибли на дорогах; женщин и девушек захватывали в плен. Народ увековечил это тяжкое бедствие в известной песне "Елим-ай!" ("Родина моя!"): С хребта Каратау караван идет, Возле каждого каравана годовалый верблюжонок вольно бредет. Как горька и тяжела потеря родины и родных, Ручьем из глаз льются слезы! Что за время (заман) это? - Время тяжкое, Время, в котором счастье нам изменило, богатство улетело. Вереницей плетется народ,а по его следам снег вьюгой крутится, Хуже, чем в декабре, когда метель бушует. В песнях "Кап кагылган" ("Вытряхивали мешки"), "Шанды жорык" ("Пыльный поход") акыны пели о том, как в битвах погибло много казахов, возглавляемых батырами Жанатаем, Баяном и другими. Прославленный богатырь Жанатай, не раз бесстрашно выступавший против врага, однажды во главе 500 храбрецов напал на 10-тысячное джунгарское войско. В этом бою батыр Уйсунбай, друг Жанатая, дрался как лев, несмотря на тяжелую рану. Уцелело всего 10 человек. Когда пуля сразила коня Токаша, сына Жанатая, Уйсунбай слез с коня и отдал его Токашу, сказав при этом: "Садись и мчись через вражеские полчища к нашим, ибо если тебя убьют, некому будет отомстить врагу за меня!" Сам Жанатай пал в бою. В песнях, преданиях и сказаниях народа о битвах с джунгарскими феодалами прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Эти песни и предания во многом созвучны и близки казахским былинам XV-XVI вв. Характерно, что акыны, воспевавшие борьбу Аблая против Джунгарии, не одобряли походов Аблая на киргизов. В песнях и рассказах о схватках киргизского батыра Темиржана с казахским батыром Бейгазы, киргизского батыра Аманалы с казахским батыром Кабанбаем прославлялись мужество, храбрость киргизских батыров, осуждалась жестокость военачальников Аблая. Некоторые народные песни и рассказы посвящены восстанию казахов в Младшем жузе в конце XVIII в., роли батыра Срыма в этом восстании. В преданиях, легендах, рассказах о батыре Срыме повествуется о том, как он боролся с ханом и его окружением. В одном из таких рассказов говорится, что Срым спросил хана Нуралы: - Чего больше у лошади: гнедой масти или звездочек на лбу? Под "гнедой мастью" Срым подразумевал народ, а "звездочки на лбу" означали ханов и их потомков. Хан Нуралы не сумел ответить Срыму. В другом случае Срым говорит хану Нуралы: - Ты не сумел установить равенство между меньшинством и большинством, между белой и черной костью, между слабым и сильным. Один грабит другого, ты не сумел управлять народом. Хан возразил: - Батыр мой, больно уж задаешься ты! Срым, не колеблясь, отвечает: - Таксыр, нет, не задаюсь я, а, наоборот, не умея объединить казахов, в великом смятении нахожусь. Когда Срым собрал войско и напал на хана Нуралы, его вызвал к себе оренбургский генерал-губернатор. Но Срым не явился в Оренбург и велел передать: - У меня нет никакого дела к генерал-губернатору. Если он имеет ко мне дело, пусть едет сам. В рассказе о встрече Срыма с хивинским ханом батыр изображается находчивым, остроумным, не знающим поражений в словесных состязаниях. Легенда рассказывает, что хану не понравились остроумие и прямота Срыма, он подослал к нему убийцу, который его отравил. Мухтар Ауезов

    04.12.2012 14018 Пікір

    Культура К азахстана в XVIII и первой половине XIX века

    Казахская литература XVIII и начала XIX века

    Возникновение и развитие индивидуального поэтического творчества.

    Культура казахского народа XVIII - первой половины XIX в. была преемственно связана с культурой прошлого, с ее лучшими традициями. Вместе с тем в это время в ней намечались новые явления. Все более ясно обозначались противоречия между культурой народной и феодально-байской, не получившие, правда, столь четко выраженных форм, как в культуре более развитых в социально-экономическом отношении народов. Для дальнейшего развития казахской культуры большое положительное значение имело присоединение Казахстана к России.

    До XVIII в. имена казахских акынов, творчество каждого из них, время, в которое они жили, почти не были известны. Сыпыра-жырау, Шалгез-жырау и другие упоминались лишь в преданиях, легендах, эпосе, но конкретных данных о их жизни и творчестве мы не знаем. Только с середины XVTII в., когда значительная часть казахских земель присоединилась к России, и особенно в XIX в. русские ученые и отдельные представители казахской интеллигенции начали собирать сведения об акынах, певцах-импровизаторах, сказителях и даже записывать тексты сочиненных ими песен и сказаний. Некоторые же из акынов и сказителей сами записывали свои произведения, благодаря чему сохранились подлинные тексты их песен. С середины XIX в. песни и сказания отдельных акынов стали публиковаться. Это был период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества.

    Сохранилось несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманова (1693-1787), которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос в роде каржас, теперешнем Баянаульском районе Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения феодального строя, поддерживал хана Среднего жуза Аблая, в отдельных случаях оказывал существенное влияние на Аблая в его делах по управлению при разборе им различных споров и тяжб.

    В своей известной песне-толгау "Куда денешься, Керей?" Бухар угрожает роду керей, недовольному Аблаем:

    Ежели с Аблаем помиришься,

    Я твой сват и знакомый.

    Ежели с Аблаем не помиришься,

    Я тебе безродный чужак.

    Караваны твои рассеются в одну сторону,

    Скот твой разбредется в другую сторону.

    Являясь певцом феодального класса, Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских феодалов, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Бугенбая, Кабанбая, Джаныбека.

    Песни-размышления Бухара пропагандируют и защищают интересы патриархально-феодальной верхушки казахского общества. В песнях "Желание", "Эй, Аблай", "Смерть высокой горы" и других он в стихотворной форме, в форме частушек образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.

    Бухар-жырау одобрял политику Аблая, лавировавшего между Россией и Китаем, он не понимал новых веяний и явлений, приходивших из России в казахскую степь. Но к концу своего сложного и противоречивого творческого пути Бухар пришел к выводу о необходимости мира с Россией.

    Он советовал Аблаю и биям из его окружения не обострять отношений с Россией:

    С русскими не воюй,

    Не разжигай своей злости!

    Если будешь воевать с русскими,

    Мне придется похоронить тебя.

    Бухар был правоверным мусульманином. Многие положения песен Бухара - размышления о мироздании, о морали - излагаются с точки зрения догм ислама.

    Песни других жырау - Татикары, Умбетея, Шала, Котеша - почти не сохранились. Известен жоктау (поминальная песня) Умбетея, посвященная смерти батыра Бугенбая, где акын воспевает его подвиги в сражениях с калмыками. Крупнейшим певцом-импровизатором и сказителем

    XVIIIв. был Татикара. Сохранилось предание о том, что однажды казахское ополчение, потерпев поражение в битве с калмыками, при отступлении вышло к полноводной большой реке. Воины собрались у реки, не решаясь переплыть ее. Тогда певец Татикара, спев песню, задевшую самолюбие воинов, первым бросился в реку и переправился, за ним переплыли все воины.

    Певцы Шал, Котеш, Жанкиси-жырау, жившие в началеXIXв., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилия ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилия кокандских беков:

    Присланный вами баскак

    Жузбай находится у меня дома.

    А там, где пребывает Жузбай,

    Плач и стоны, крик ойбай!...

    Прикочевавший из Сары-Арки бедный найман

    Растерянно озирается.

    Если возразишь, баскак хлещет плетью,

    И не только хлещет, но и убивает,

    Иль гонит как стадо...

    Забирает скот, ненасытен баскак,

    Забавляется он нашими слезами.

    Девушкам и женщинам красивым

    Нет от него проходу.

    Почтенных наших людей ругает,

    Прямо с коня их пинает.

    Песни этих акынов-импровизаторов пелись на понятном, доступном для народных масс языке.

    Актамберды-жырау (жил в начале XIX в.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров:

    Настанет ли день,

    Когда нам удастся сесть

    На рыжих, звонко ржащих коней!

    Суждено ли нам надеть кольчугу

    С застежками массивными,

    С воротником из золота, с рукавами из меди,

    Каждое кольцо величиной с воробьиный глаз!

    Удастся ли нам надеть панцырь!

    Взяв в руки звонкое копье,

    Прижав его к прохладной груди,

    Удастся ли нам преследовать бегущего врага?

    Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству.

    Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы- импровизаторы, сказители, песни и сказания которых дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово-бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях много сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, жизнь народа. Несмотря на все противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII - начала XIX в., эти жырау занимают видное место в истории казахской литературы.

    Песни жырау по своей художественной форме гораздо более совершенны, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

    Отражение исторических событий в устном народном творчестве.

    Устное творчество казахов в XVIII - первой половине XIX в. охватывало все более разнообразные темы, сохраняя в то же время ранее возникшие жанры и их художественные особенности. Героический эпос (былины), сказки, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни - произведения всех этих жанров постепенно видоизменялись, наполнялись новым содержанием.

    Основной темой исторических песен XVIII в., как и былин, являлась борьба казахов против джунгарских феодалов. Исторические песни этого времени отличаются от былин тем, что здесь события передаются в связи с именами батыров, существовавших в действительности и оставивших заметный след в истории народа.

    Крупное поражение казахов в борьбе с Джунгарией в 1723 г., принесшее народным массам неисчислимые бедствия, известные под названием "Актабан шубрунды, Алкакуль сулама" (Год Великого бедствия), породило много сказаний и песен. В суровую зиму 1723 г. от джута погибло множество скота; джунгарское войско разграбило захваченные аулы, не щадило ни старых, ни малых. Старики и старухи, раненые воины, отставшие в пути, гибли на дорогах; женщин и девушек захватывали в плен. Народ увековечил это тяжкое бедствие в известной песне "Елим-ай!" ("Родина моя!"):

    С хребта Каратау караван идет,

    Возле каждого каравана годовалый верблюжонок вольно бредет.

    Как горька и тяжела потеря родины и родных,

    Ручьем из глаз льются слезы!

    Что за время (заман) это? - Время тяжкое,

    Время, в котором счастье нам изменило, богатство улетело.

    Вереницей плетется народ,а по его следам снег вьюгой крутится,

    Хуже, чем в декабре, когда метель бушует.

    В песнях "Кап кагылган" ("Вытряхивали мешки"), "Шанды жорык" ("Пыльный поход") акыны пели о том, как в битвах погибло много казахов, возглавляемых батырами Жанатаем, Баяном и другими. Прославленный богатырь Жанатай, не раз бесстрашно выступавший против врага, однажды во главе 500 храбрецов напал на 10-тысячное джунгарское войско. В этом бою батыр Уйсунбай, друг Жанатая, дрался как лев, несмотря на тяжелую рану. Уцелело всего 10 человек. Когда пуля сразила коня Токаша, сына Жанатая, Уйсунбай слез с коня и отдал его Токашу, сказав при этом: "Садись и мчись через вражеские полчища к нашим, ибо если тебя убьют, некому будет отомстить врагу за меня!" Сам Жанатай пал в бою. В песнях, преданиях и сказаниях народа о битвах с джунгарскими феодалами прославляются подвиги казахских батыров и рядовых воинов, воспевается их жгучая ненависть к врагу, их стойкость и доблесть в борьбе за свободу и независимость своего народа. Эти песни и предания во многом созвучны и близки казахским былинам XV-XVI вв.

    Характерно, что акыны, воспевавшие борьбу Аблая против Джунгарии, не одобряли походов Аблая на киргизов. В песнях и рассказах о схватках киргизского батыра Темиржана с казахским батыром Бейгазы, киргизского батыра Аманалы с казахским батыром Кабанбаем прославлялись мужество, храбрость киргизских батыров, осуждалась жестокость военачальников Аблая.

    Некоторые народные песни и рассказы посвящены восстанию казахов в Младшем жузе в конце XVIII в., роли батыра Срыма в этом восстании. В преданиях, легендах, рассказах о батыре Срыме повествуется о том, как он боролся с ханом и его окружением.

    В одном из таких рассказов говорится, что Срым спросил хана Нуралы:

    Чего больше у лошади: гнедой масти или звездочек на лбу?

    Под "гнедой мастью" Срым подразумевал народ, а "звездочки на лбу" означали ханов и их потомков. Хан Нуралы не сумел ответить Срыму.

    В другом случае Срым говорит хану Нуралы:

    Ты не сумел установить равенство между меньшинством и большинством, между белой и черной костью, между слабым и сильным. Один грабит другого, ты не сумел управлять народом.

    Хан возразил:

    Батыр мой, больно уж задаешься ты!

    Срым, не колеблясь, отвечает:

    Таксыр, нет, не задаюсь я, а, наоборот, не умея объединить казахов, в великом смятении нахожусь.

    Когда Срым собрал войско и напал на хана Нуралы, его вызвал к себе оренбургский генерал-губернатор. Но Срым не явился в Оренбург и велел передать:

    У меня нет никакого дела к генерал-губернатору. Если он имеет ко мне дело, пусть едет сам.

    В рассказе о встрече Срыма с хивинским ханом батыр изображается находчивым, остроумным, не знающим поражений в словесных состязаниях.

    Легенда рассказывает, что хану не понравились остроумие и прямота Срыма, он подослал к нему убийцу, который его отравил.

    Мухтар Ауезов

    В конце 18 века в приграничных российских крепостях появились первые школы.

    Первые попытки комплексного изучения Каз-на в 18в. связаны с именем М.В. Ломоносова.

    1768-1774 гг.- первая экспедиция П.С. Палласа (сев-зап.,северн.сев.-вост. Каз-на). Труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 г. 3 части), ценные сведения об истории и этнографии казахов.

    И.Г. Георги –самост. экспедиция, в 1796 г. – «Описание всех в Российском государстве обитающих … достопамятностей» - ценные сведения о быте казахов, культуре, обычаях, традициях, обрядах, а также особенностях хозяйственной жизни номадов.

    И.К. Кириллов «Изъяснение о киргиз-кайсаках и к/калпакоах»- природные условия, п/ископаемые, торговые пути.

    В.Н. Татищев – председатель Оренб. погран.комиссии – описывает историю, быт, культуру нерусских народов.

    П.И.Рычков (член-корреспондент АН России) – его называли «Колумб Оренбургского края»,труды «История Оренбургская», «Топография или описание Оренбургской губернии(правление Хакназара, присоединение Мл. жуза)», подробно описал Пугачевское восстание, знал каз. Язык, ученик Ломоносова, первым написал труд о Казахстане, за что получил звание член - корресп. АН России.

    Г.Ф. Миллер (1759) – «История Сибирского царства» (отец Сибири)

    И.Г.Андреев «Описание Ср. орды киргиз-кайсаков» (1795 г)- об истории и границах Ср. Жуза, подробные описания обычаев и обрядов степняков, о переходе казахов на пр. берег Иртыша в зимнее время.

    А.Д. Скалон (ген.-майор У-Каменогорской крепости) – первый уникальный рус-каз. словарь

    Джон Эльтон (1735) –капитан морской службы, Джон Кэстль (1736)-художник, Реональд Гок – торговец – заметки о жизни казахов.

    Казахская литература 18 века

    Актамберды Сарыулы (1675- 1768 гг.) – жырау,батыр.

    50-е годы 18 в.- борец за каз. земли, захваченные Джунгарией. Мавзолей на сопке Журек Жонта (ВКО)

    Бухар жырау Калкаман улы (1693 -1787) жырау. бий, дипломат. гос. деятель. родился у горы Далба, Баянаул. район,Павлодарская область. Провидец, говорил правду в лицо. Основная тема сочинений – любовь к родной земле, мечтал когда Каз-н станет сильным, централизованным, независимым государством. Калкаман батыр – отец Бухар жырау, в народе известен как святой «комекей аулие»

    Умбетай Тулеулы жырау (1706-1778 гг) (канжыгалы,аргын) – особенно известны - жоктау (плач) и ескерту (извещение) о смерти Богенбая.(канжыгалы), участник всех антидж. походов.

    Таттикара жырау – родился в местности Сарыколь Кустанайской обл., участник войны с Цинской империей, батыр, входил в окружение Аблая, воспевал его в своих произведениях.

    Котеш (1745-1818 гг) - песни о моральных и этических нормах каз. Общества, о религиозной жизни кочевников.

    Тлеуке Кулекеулы (Шал акын) род. в Акмолинской обл. на берегу р. Есиль. Как акын прославился с 15 лет.. отец Тлеуке - батыр Кулеке. Шал акын презирал лесть, для него превыше всего были честь и достоинство.

    В 19-20 вв. – произведения каз. акынов стали записываться и издаваться.

    Ввиду отсутствия письменной литературы у казахов широкое развитие получили исторические рассказы.

    Машхур Жусуп Копейулы собрал много исторических рассказов.

    Шежире

    18 в.- в каждой семье вели шежире (тюркско(седжере)-монгольское(цэжире) слово, означает память)

    Функции шежире:

    1.помогает правителю управлять общинами

    2.функция исторической памяти

    3. социальный изолятор

    Собиратели шежире – А.Букейханов, М.Ж.Копейулы,Ш.Кудайбердиев

    XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Освободительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духовное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

    Выдающиеся казахские поэты – сказители испокон веков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. – не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так Актамберды жырау прославлял знаменитых казахских батыров (Кабанбай, Богенбай), призывая к защите отечества от врагов.

    На 2 половину XVIII в. приходится расцвет творчества Татикары. Благодаря ему мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Богенбая.

    Известный в XVIII в. жырау Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами.

    Один из самых выдающихся представителей казахской литературы XVIII в. – Бухар – жырау, сын батыра Калкамана. Он оставил весьма значительное поэтическое наследие, пронизанное, в основном, историко-философским содержанием.

    Чтобы государство успешно развивалось, воплощая в жизнь планы и мечты, обществу нужна национальная идея. И она прозвучала в Послании Президента Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». Лидер нации провозгласил национальную идею «Мәңгілік Ел», которая рождена всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. «Мәңгілік Ел» - это новая идеологическая концепция страны, направленная на объединение, сплочение и согласие казахстанского народа.

    Главная идея Послания 2014 года - «Стратегия «Казахстан -2050» – это реалистичный план по построению Казахстана будущего на благо всего народа и каждой семьи. Это наш путь продвижения в тридцатку развитых экономик мира. Послание Главы государства является конкретизированным руководством для дальнейших действий по достижению поставленных целей, нового этапа процветания нашего государства. Реализация Стратегии – наш общий долг и достойная цель, отметил Лидер Нации. В своем Послании Глава государства отметил, что «каждый должен понимать и знать, что в рыночных условиях не надо ждать манны небесной, а нужно эффективно трудиться. Задача государства - создавать для этого все условия». Стратегия «Казахстан-2050», состоящая из нескольких блоков, позволит Казахстану постепенно не только укрепить экономику, но и достойно предстать на мировой арене. А достигнуть намеченной цели возможно только в том случае, если каждый казахстанец внесет свою лепту. Завершая свое выступление, Президент обратился именно к нам, молодым, с призывом участвовать в реализации «Стратегии-2050», потому что нам пожинать плоды ее успеха. «Включайтесь в работу, каждый на своем рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!», – сказал Президент, и его слова, я считаю, должны стать девизом всей патриотично настроенной молодежи.



    Билет 13

    2) Приведите примеры, доказывающие наличие торговых связей кангюев с различными регионами древнего мира.
    Кангюи жили на самом оживленном участке ВШп, контролировали путь, который шел на Кавказ и в Причерноморье.О развитии торговли говорят найденные на территории Ка-на монеты (~1300 шт; 3-4 вв.н.э; Присырдарьинский регион).Поддерживали торговые отношения со многими странами.О торговле с Китаем свидетельствуют китайские монеты, найденные в погребении Мардан(2 в. до н.э).Археологи находят коралловые бусы,изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях Жетыасарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы сирийского фаянса.

    3) Объясните последствия реформ 1867-1868 гг. для Ка-на.
    -Окончательное превращение Казахстана в колониальную окраину Российской империи;
    -Централизация управления краем;
    -Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения;
    -Традиционный уклад жизни казахов кардинально изменился(кочевники-> оседлость);
    - Смена административного деления(аул-волость-уезд-область-генерал губернаторство)
    1)Взаимоотношения казахской диаспоры с РК.
    Диаспора-часть народа, которая живет вне своей исторической родины.

    Изучение Казахстана российскими учеными. Социаль­но-экономические и политические изменения в Казахста­не, происходившие под влиянием его постепенного при­соединения к России, колонизация Степи империей обу­словили перемены в культурной и духовной жизни общества.

    Важным фактором явилось начало изучения Казах­стана русскими и зарубежными учеными. Известные картографы, географы, минерологи, историки, оказав­шись в составе научных и военных экспедиций, отправ­ляющихся в Казахскую Степь, впервые описали ранее малодоступные для них земли. Они впервые изучали северо-восточную часть Каспийского моря, знакомились с бытом, материальной культурой, историей казахского народа.

    Первая крупная военная экспедиция князя Алексан­дра Бековича-Черкасского окончилась безрезультатно. Контингент войска, отправленный для завоевания Хивы, почти весь погиб. Тем не менее экспедиция оказалась очень важной с точки зрения научного освоения терри­тории Западного Казахстана, по которой она проследо­вала.

    Более удачной оказалась военно-походная экспедиция подполковника И.Д.Бухгольца. Она была организована также по личному распоряжению Петра I, "искавшего пути в полуденную Азию”, рассматривавшего Казах­скую Степь в качестве "ключа и ворот” к внутренним районам Центральной Азии. В составе экспедиции находилось несколько пленных шведских офицеровкартографов, которые собрали ценные материалы о расположе­нии казахских жузов. Особенно интересна "Карта Джун­гарии” И.Г.Рената, пленного шведа, оставившего очень ценный историко-картографический материал. Долгие годы находившаяся вдали от взоров научной обществен­ности "Карта Джунгарии” впервые была опубликована в "Записках Русского географического общества” в 80-х годах XIX в. известным исследователем истории края В.В.Веселовским.

    В "Путевых отчетах” капитана В. Урусова, майора И. М. Лихарева и многих других имеются ценные кар­тографические материалы о Казахстане той поры.

    Говоря об изучении Казахстана русскими учеными, прежде всего следует упомянуть об академической экс­педиции Г. Ф. Миллера, досконально изучившего материа­лы, хранившиеся в сибирских архивах Тюмени, Тоболь­ска и Барнаула. Главной целью Миллера явилось изу­чение истории Сибири. Это он был прозван "отцом Сибирской истории”. Ученый собирал, изучал и система­тизировал разнородные материалы, в том числе и о казахских ханствах. Его "Сибирская история”, заключа­ющая в себе весьма ценные данные, особенно о казах­ских родах Среднего жуза, сохраняет свою научную значимость до сего времени выдающегося исследователя П. И. Рычкова, волею судьбы оказавшегося в далеких казахских степях, оставившего поистине громадное научное наследие по истории и эт­нографии казахского края. Его замечательные труды, такие, как "Топография Оренбургского края”, "История Оренбургская (1730-1750 гг.)”, по существу, впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее слож­ные проблемы и периоды истории Казахстана.

    Благодаря своим научным трудам о Казахстане П.И.Рычков стал первым членом-корреспондентом Рос­сийской Академии наук, пользовался уважением М.В.Ломоносова. П.И.Рычков опубликовал немало трудов по истории края, которые в свое время заслужили призна­ние общественности, обогатили скудные в то время све­дения о Казахстане. Его сын, капитан Н.П.Рычков, слу­жа в Оренбурге, также оставил оригинальный труд "Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771 г.” Он впервые подробно описал бегство волжских калмы­ков через казахские степи. Работа содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. В ней есть материалы и по исторической топографии Казах­стана. Н.П.Рычков, пожалуй, пер­вым описал в то время еще не­плохо сохранившуюся могилу хана Абулхаира.) Подробные сведения об истории,повседневной жизни казахского народа содержатся также в записках И. Муравина, Д. Гла­дышева, Я. Гуляева и других, которые неоднократно бы­вали в ставках Абулхаира, Нуралы. Они посещали съез­ды казахских старшин вблизи Орска (1738, 1740, 1742 гг.) и оставили довольно объективное описание политической ситуации в Казахстане той поры. В ряду многочисленных записок особо выделяются изданные впоследствии журнальные записки К Миллера, принимавшего участие в освобождении султана Абылая из ойратского плена. Маршрут следования Миллера в Джунгарию пролегал через казахские степи, и в его описании можно найти немало ценных сведений о Ка­захстане. Многие ученые, посланники царского правительства, на довольно длительное время задерживались в крае, собирая разнообразные сведения о казахских жузах. По сей день эти научные данные служат ценнейшими ис­точниками в воссоздании малоизвестных страниц исто­рии Казахстана. В частности, труды И. Г. Андреева о Среднем жузе, Я. Гавердовского о Младшем жузе и со­предельных владениях отличаются достоверностью со­держащихся в них сведений. В изучении Казахстана немалую роль сыграли и зарубежные путешественники 77. С. Паллас, И. Фальк, И. Ге­орги и многие другие. Они оставили потомкам глубокие научные труды, до сих пор поражающие обилием, раз­нообразием сведений и поныне не утратившие своего значения как ценнейшие источники. К примеру, капи­тальный труд немецкого путешественника-натуралиста П.С.Палласа еще в то время привлек внимание мировой общественности обстоятельностью описания. В его "Пу­тешествии по разным провинциям российского государ­ства” подробно охарактеризовано состояние народонасе­ления, назначение военных укреплений, их предназначе­ние.

    Казахская литература. XVIII в. в истории культуры Казахстана отмечен выдающимися достижениями. Осво­бодительная борьба народа с иноземными захватчиками, своеобразие родопатриархального уклада в повседневной жизни коренных обитателей Степи, материально-духов­ное наследие предыдущей эпохи нашли отражение в дальнейшем развитии литературы.

    Один из ярких представителей устного народно-по­этического творчества в XVIII в. - знаменитый Актам- берды жырау (1675-1768 гг.). По свидетельствам его современников, жырау с ранних лет проявил талант, пробуя свои силы в многочисленных поэтических состя­заниях.

    Выдающиеся казахские поэты-сказители испокон ве­ков в своих произведениях отражали народные чаяния. Почти все поэты - свидетели трагических событий пер­вой трети XVIII в. - не обошли молчанием последствия ойратской агрессии. Так, живший и творивший на бла­гословенной земле Каратау Актамберды прославлял зна­менитых казахских батыров, призывая к защите отече­ства от врагов. Он вдохновенно воспевал подвиги таких народных батыров, как Кабанбай (Дарабоз), Богенбай. Поэт похоронен на территории современного Абайского района Восточно-Казахстанской области.

    На вторую половину XVIII в. приходится расцвет творчества в то время весьма популярного Татикары (XVIII в.). Как и Актамберды, Татикара воспевал под­виги легендарных борцов за свободу родины. Происхо­дивший из бедной семьи, он по духу был близок многим выдающимся чингизидам своего времени. Участник ряда событий своей эпохи, Татикара был почитаем казахским народом. Благодаря поэтическому наследию Татикары, мы узнаем, как Абылай воспринял смерть батыра Бо- генбая. В плаче-причитании поэта по случаю кончины легендарного батыра содержится множество достовер­ных сведений о личности, жизни, деяниях Абылая и его соратника, замечательного полководца Богенбая. Послед­нее произведение может послужить серьезным источни­ком в изучении эпохи Абылая, жизни казахского обще­ства той поры. Он с чувством благоговения относился к тем, кто управлял ханством, не жалея сил для отраже­ния иноземной агрессии. Татикара был близок к Абы- лаю, активно участвовал во многих событиях в Среднем жузе.

    Жанибек из рода шакшак, Бокей и Сагыр из рода дулат, Дербисала, Баян из рода уак, Богенбай и другие яркие личности занимают центральное место в дошедших до нас поэтических фрагментах произведений Татикары.

    Известный в XVIII в. жырау Умбетей (1706-1778 гг.) также был очевидцем многих событий той эпохи. Жы­рау объездил большинство районов Казахстана. Постоян­ный участник поэтических состязаний, он снискал изве­стность своими философскими рассуждениями. Безжало­стно бичуя неприглядные стороны своих современников, он нажил немало недругов. Следуя принятой традиции, Умбетей воспевал кочевую жизнь, героическую борьбу батыров с врагами. До нас дошло множество произведе­ний жырау. Значительное место в них занимают посвя­щения известным личностям: прославленному батыру из рода абак-керей - Жаугашару (Шакантаю) и др. Его посвящение бию Бекболату представляет собой поуче­ние, назидание.

    Один из самых выдающихся представителей казах­ской литературы XVIII в. - Бухар-жырау (1684- 1781 гг.), сын батыра Калкамана. Вышедший из бедной казахской семьи, испытавший крайнюю нужду, он под­нялся на высокую ступень поэтического Олимпа. В по­следние годы жизни был дружен с ханом Абылаем, который внимательно прислушивался к его советам и был подвержен влиянию старого мудреца.

    Бухар-жырау оставил весьма значительное поэтичес­кое наследие, пронизанное, в основном, историко-фило­софским содержанием. Несколько его творений наполне­ны лирикой.

    Поэтическое наследие Бухара Калкаманова довольно достоверно воссоздает некоторые известные события в политической истории казахской государственности. Для нас очень ценным является то, что его поэтические строки подтверждают многие факты последних лет жизни Абылая.

    Ярким представителем казахской поэзии XVIII в. явил­ся знаменитый Жанак (1775-1846 гг.). Вошедший в исто­рию как непревзойденный акын-импровизатор, он выходил непременным победителем в поэтических состязаниях. Ро­дившись на территории бывшего Абралинского района Восточно-Казахстанской области, он за свою долгую жизнь исколесил большую часть степи. До нас дошли сведения его айтыса со знаменитым поэтом Орынбаем.

    В творчестве Жанака часты сентиментальные мотивы. Посещая аулы местных знаменитостей в сопровождении молодых почитателей своего таланта, он заслужил гром­кую славу. Один из лучших вариантов "Козы Корпеш - Баян Сулу” также принадлежит его поэтическому даро­ванию. Моей белой юрты размах Знают те, кто кочует в степях, Аул мой не тронь, Покарает тебя Аллах!

    0 Вопросы и задания

    1.Назовите научные экспедиции и исследователей, изучавших казахский край.

    2.Расскажите об изучении Казахстана российскими учеными.

    3.Какие обстоятельства и события отразились в творчестве казахских поэтов ХУШ в.?

    4.Охарактеризуйте творческое наследие выдающихся казахс­ких поэтов ХУШ в.

    Документы и материалы

    Выдержки из "Жеты жаргы”

    Если кто умертвит человека, то отмщалась кровь за кровь, или за убийство платили 200 лошадей всем родом того виновника.

    Кто украдет верблюда и будет в сем обличен, с того взыскивали за одного верблюда трижды по девяти верблюдов и одного слугу. В честь женского пола, когда кто растлит или насильно учинит блудодеяние, того человека умерщвляли, или за бесче­стие взыскивали с него 100 лошадей.

    Об открытии в Оренбурге и Троицкой крепости мечетей

    б августа 1785 г. правящий в должности Уфимского и Симбирского генерал-губернатора генерал-поручик барон О.А.Игельстром донес императрице, что построенные в Орен­бургской и Троицкой крепости мечети открыты. На что государыня 4 сентября того же года ответила: "Не сомневаем­ся, что такое сооружение места для публичной молитвы привлечет... , а сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольства, лучше всяких строгих мер...”.