Что такое "Объяснение"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Объяснение ОБЪЯСНЕНИЕ - функция познания, науки, научной теории, реализуемая через логико-методологическую процедуру экспликации сущности одного предмета, явления, события, действия и т.д. (объясняемое, «новое») через другое (объясняющее, «наличное»), имеющее статус достоверного, «очевидного», понимаемого. Противостоит пониманию (см. ИС-ТОРИЦИЗМ). Компонента О. входит в познавательные акты во всех сферах и на всех уровнях человеческой деятельности. Специально проблема О. поднималась и рассматривалась на дисциплинарном уровне в философии и теологии. В европейской культуре функция О. постепенно закрепилась прежде всего за научным знанием. Научное О. должно отвечать, как минимум, двум требованиям: 1) адекватности - его аргументы и характеристики должны иметь непосредственное отношение к предметам, явлениям, событиям, которые они объясняют; 2) принципиальной проверяемости (непосредственно или через свои следствия). По своей логической структуре О. представляет рассуждение или умозаключение, посылки которого содержат информацию, необходимую для обоснования такого рассуждения (умозаключения). Посылки называются экспланансом, следствия из них - экспла-нандумом. Эксплананс и экспланандум связаны между собой отношениями выводимости (следования). О. осуществляется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях организации научного знания. О. в естествознании ориентируется прежде всего на раскрытие причинно-следственных связей и отношений, хотя могут объясняться и генетические, структурные, функциональные зависимости, но в любом случае речь идет о выявлении картины детерминации объекта (явления, события), его зависимостей и обусловленностей. Чем полнее и глубже вскрыты обусловленности, тем выше ценность О. Наиболее известна и признаваема в методологии познания - дедуктивно-номологическая модель научного О. Поппер считал, что дать причинное О. события значит дедуцировать утверждение, которое его описывает, используя в качестве посылок один или более универсальных законов совместно с определенными единичными утверждениями о первоначальных условиях. Аналогично, Карнап утверждал, что эксплананс должен содержать хотя бы один закон науки. Таким образом, суть данной модели О. состоит в подведении под закон объясняемого явления. При этом дедукция понимается здесь не как умозаключение от общего к частному, а как любой вывод, заключение которого следует из имеющихся посылок с логической необходимостью по принятым правилам дедукции. С точки зрения К. Гемпеля, общий закон - это универсальное условное высказывание, которое может быть подтверждено или опровергнуто с помощью эмпирических данных, а само О. понимается как «гипотеза универсальной формы» (ссылка на причины или определяющие факторы данного события). Дедуктивно-номологиче-ская модель О. дополняется дедуктивно-фактуальной моделью (О. через эмпирически фиксируемую закономерность, иногда говорят об О. с помощью замаскированного закона), а их обобщение может быть обозначено как схема Поппе-ра - Гемпеля, суть которой У. Дрей определял как модель «охватывающего закона». Особые варианты дедуктивных О. - это О. эмпирических законов через теоретические принципы, через законы более высокого порядка, а также О. внутри гипотетико-дедуктивной теории (метода). Гемпелем подробно разработана и теория индуктивно - статистического О., предполагающая установление эмпирических отношений между классами событий как свое основание и трактующая индукцию не как процесс рассуждения от частного к общему, а как всякое рассуждение или умозаключение, посылки которого в той или иной степени подтверждают заключение, которое носит вероятностный характер. Гемпель рассматривает в этой связи как особый вид вероятностных О. - дедуктивно-статистические (эксплананс содержит по крайней мере один статистический закон или теоретический принцип). В целом любое дедуктивное О. можно истолковывать как особый случай индуктивного О., когда степень вероятности экспланандума становится равной единице (100%) и, следовательно, вероятностный вывод становится достоверным. Схемы О. могут не быть полностью развернуты (предъявлены) и тогда речь идет о неполных О. (»объясняющих скетчах», по Гемпелю). Как особый тип О. можно принять схемы операционализма и инструментализма, предполагающие экспликацию «неизвестного» и его (если это возможно) редукции к «известному». Дреем была предложена (прежде всего для анализа исторических событий) модель «непрерывной (последовательной) серии событий (происшествий) «, в которой О. есть заполнение пробелов в серии, восстановление ее непрерывности. Для анализа исторических событий Дреем и др. была предложена модель рационального О., суть которой заключается в О. поведения исторического агента (деятеля, лица) через его мотивы, т.е. через оценку его адекватности ситуации (что предполагает «проецирование» исследователя в ситуацию, ее «переигрывание», «вновь испытывание», «вновь продумывание»). У Коллингвуда цель рационального О. - воссоздание «внутренней стороны» исторического события, которую составляют мысли исторического агента. Основные трудности, с которыми сталкивается рациональное О., следующие: 1) наличие разных типов рациональности и различие их стандартов в различные исторические времена и в разных социокультурных слоях общества; 2) нерационализируемость полностью человеческого поведения. Гемпелем в связи с этим было предложено рациональное О. не через мотивы, а через меру следования системе принудительных норм, предзадающей цели действия (действие в соответствии с диспозициями). Особая разновидность рациональных О. предложена в этнометодологии. Г.Г. фон Вригт противопоставил как концепциям причинного (истоки которого он усматривал в установках физики Галилея на предсказание события), так и концепциям рационального О. - модель телеологического (интенционального) О., истоки которой он относил к установке Аристотеля сделать факты финалистически понятными. О. состоит не в указании рациональности действия, а цели, которую преследует индивид (или его интенций), и опирается на теорию «практического вывода» (в котором одна посылка говорит о желаемом результате (цели), другая же указывает на средства достижения этой цели, а выводное суждение представляет собой описание действия; при этом схема может быть усложнена введением в посылки дополнительных ограничений на возможное действие). Связь О. с описанием, нарративом, породила ряд нарративных концепций О. Так, Т. Никклз, исходил из того, что объясняя факты, мы имеем дело с различными их описаниями, которые трудно поддаются трансформации друг в друга и поэтому должны быть объяснены как отдельные. Отсюда модель сингулярных причинных О., исходящая из критического переосмысления идей Гемпеля. Тем самым в О. снимается требование наличия связей выведения, которые могут быть даны через рассказ (объясняющий нарратив, указывающий на то, что событие не было неожиданным, как это изначально казалось). Как особый тип О. рассматриваются так называемые модельные О. (О. с помощью моделей, прежде всего знаковой природы).

В процессе трудовых взаимоотношений в коммерческих или государственных учреждениях, часто оформляется объяснительная, что из себя представляет объяснительная записка работника её определение, виды, образец, рассмотрим в сегодняшней теме.

Объяснительная записка – это поясняющего характера документ, в котором описывается иные положения основного документа (проекта, отчета, плана) или объясняющие причины того или иного поступка, факта или события. Хотя действующий закон не дает установленного определения, что такое объяснительная записка работника.

Как правило, инициатором написания данного документа, является руководитель компании, правоохранительные органы либо служба охраны. Подобные действия, имеют правовую основу, которая обязывает нанимателей требовать в некоторых ситуациях письменного объяснения от трудящихся о сделанном ими поступке (ТК статья № 408, 199).

Если рассматривать в общем, то оформление объяснительной записки , считается ненормативной документацией, которая может разъяснить причины действия либо условия, какого-либо бездействия, происшествия или наступления определенного события. Она составляется работником предприятия, и предоставляется руководителю или лицу вышестоящему по должности.

Согласно конституции, оформление объяснительной записки – это право любого работника, а не обязанность. В тоже самое время, работодатель обязан потребовать составление данного документа (письменная форма):

До введения в силу дисциплинарного взыскания (ТК статья № 199);
до вынесения распоряжения, которое будет касаться взыскания определенной денежной суммы с оклада работника (ТК статья № 408).

В других случаях, наниматель имеет право, но совсем не обязан требовать от сотрудников предоставить разъяснения (для того, чтобы узнать позиции работника компании в какой-либо ситуации или для общей оценки причины содеянных действий, либо принятия какого-то решения).

Виды объяснительных записок

Существуют следующие виды объяснительных записок, которые делятся на:

Оправдательная, когда записка содержит в себе причины бездействия или неправильного действия.
Объяснительная, когда работник организации поясняет действия других лиц, описывает обстоятельства или условия сложившихся определенных событий, которые произошли по причинам независящих от него.

Как правило, объяснительная касается рассмотрения следующих аспектов:

Прогул либо неявка на рабочее место в положенное время;
Пребывание на работе в состоянии опьянения или любого другого характера (алкогольного, наркотического);
Опоздания;
Нарушение требований и норм охраны труда;
Хищение чужой собственности, если кража произошла на рабочем месте;
Аморальный поступок;
Предоставление не правдивых сведений в разные инстанции;
Нарушение трудовой дисциплины;
Неполное или некачественное выполнение обязанностей.

Образец объяснительной записки работника и правила составления

Данная записка составляется на листе бумаге А4 исключительно индивидуально в единственном экземпляре.

Некоторые предприятия используют специально установленную форму для своего персонала. При том, что установленная форма имеет лишь только рекомендательный характер, утверждение своего варианта осуществляется с помощью местного нормативно-правового акта.

Но, несмотря на это документ обязан нести в себе несколько частей:

Фактическую (нужно указать в соответствующем поле все факты, которые послужили для причины рассмотрения данного вопроса);
Причинную (приводятся и подробно записываются причины, которые в полной мере объясняют произошедшую ситуацию);

Каждая должна с объективной точки зрения отображать все приведенные факты, свидетельствующие в вашу пользу.

Если сравнивать с докладной запиской, то здесь может предусматриваться отсутствие логической части, в которой прописываются выводы.

Помимо того, что мы уже написали в записке должно отображаться следующее:

Точное наименование организации, где осуществляет деятельность работник;
Место составления документа;
Информация, которая в достаточной мере предоставляет сведения о получателе;
Точное наименование документа;
Дата написания;
Номер регистрации;
В конце записки обязательно ставится подпись.


Бывают ситуации, при которых работник может отказаться писать записку в связи с разными событиями, которые носят как законный характер, так и не законный. Если при законном отказе работника составлять записку, оформляется , который отображает всех имеющихся свидетелей. Наличие свидетелей должно составлять более двух человек. В обязательном акте указываются все обстоятельства сложившейся ситуации, по которой и произошли данные разногласия. Отображается личная и контактная информация свидетелей, место проживания, должность и так далее.


Так же нужно помнить, что регистрация объяснительной записки осуществляется в порядке, установленном руководителем и ни кем другим.

После рассмотрения материалов дела, ваш руководитель устанавливает резолюцию на исполнение приказа. Срок хранения данного документа в любой организации, составляет не менее трех лет.

Пожалуй, это все основные моменты, которые должным образом описывают, что такое объяснительная записка работника, её определение, виды и образцы документации.

lowchpok / 13.09.2017 Faris ты бы еще через 10 лет ему написал)))

Атеист / 2.10.2016 Я хочу рассказать о религии. Если верить во что-то, то в Иисуса Христа. Он единственный из всех богов известных всему миру дарует жизнь. Он воскрешал и исцелял.
Но я атеист и у меня есть один лишь смысл жить - это чувства, необходимость чувствовать. И вообще, библию переводили, дополняли и переписывали на протяжении пяти тысяч лет. Пять разных вроде авторов. На трех языках мира. Чего вы хотите? Чтоб я поверил, что бог есть? Я верю в то, что библия была доведена до идеала за эти пять тысяч лет и при этом там сохранились противоречия. Верить это глупо, так как доказать невозможно. Вы больше похожи на фанатиков, со своими уловками и способами отстаивания боженьки. На самом деле это грех. Всем рассказывать о своей вере - грех. Бороться за бога - грех. Давайте верить или не верить - это будет внутреннее решение человека и мы не будем никому ничего доказывать. Как говориться, все в этом мире клали на детородный орган ваше мнение и если вы еще меня не поняли, то просто заткнитесь и оставьте отзыв о книге. Вас же не заставляют срать, когда вы идете кушать? Вот и все. Вас просили оставить отзыв о книге, а не срать. Срите на других форумах.

Книгу еще не читал, но сказать в ее оправдание могу одно: Не все люди могут видеть выход там, где его нет. Так и вы, можете не видеть того, что собственно не видите. Смотрите поверхностно или же очень глубоко. Хватит писать чушь.

ужасная книга на 20-30 страниц / 23.09.2015 Прочитал эту книгу по методу Rusmusa и все-равно жалею о потраченном времени и несбывшихся надежд)).. Эта книга заполнена отвратительным количеством воды. Ощущение будто у автора вместо желания научить и поделится находились мысли "что написать".. Такое обилие матов я еще в себе ни разу не сдерживал.. Ужасная книга. Издевательство.

Rusmus / 21.11.2014 Метод, который можно было описать в двух словах, растянули на целую книгу. зачастую поражаюсь как автор в стремлении налить больше воды связывает между собой совершенно несвязные вещи.
Тем, кто всё таки решил прочесть эту книгу, советую начать читать со второго раздела (можно даже с третьего), и читать только первые предложения абзацев. Уверяю, ничего важного не пропустите.

апельсин / 7.11.2014 Кто играет в доту?

Гость / 3.11.2014 мне эта книга очень понравилась.всем советую!

Гость / 3.11.2014 а за какое время те,кто читал эту книгу,освоили данный в книге метод?

я / 2.11.2014 а кому эта книга помогла?и в чём?

Виталий Колючий / 18.02.2014 Прочитал, страниц 100, дальше идёт вода. Уловил суть, теперь использую в работе и учёбе. Очень сильно жалею что узнал про него не давно..

Дмитрий / 14.11.2013 Читаю некоторые отзывы и вздрагиваю. Меньше эгоизма, пожалуйста! Больше любви, пожалуйста, начните со слов благодарности, пожалуйста, можете даже не вслух. т.е. Если ничего умного сказать не можешь, молчи. А спорить это не умно. Спасибо что у нас появилась такая замечательная библиотека, где людям позволено высказывать своё мнение, так не будем же злоупотреблять этим гостеприимством, Мир Вам!

Гость / 5.04.2013 Что вы спорите про религию, читайте лучше восточных индийских мудрецов и тд. будет вам счастье, бог у каждого внутри, его только надо отыскать, то что вы читали Коран или Библию, это ничего не значит, над ним надо еще размышлять,чтобы понимать его, а то прочитав раз начинают свои бессмысленные утверждения приписывать. Мы все в этом мире гости. так что больше позитива.

Rusmus / 11.11.2012 Ну и бред понаписали. Это при всём при том, что в этой книге ни одного слова про религию) Веришь в своего бога - верь. И не нужно нападать на того, кто с тобой не согласен. Так и экстремистом недолго стать.

(L) / 12.10.2012 Человек.....он от того и Человек с большой буквы,что относится к окружающим и к себе очень хорошо,а не критикует религию и веру других людей,всё равно Религия она одна для всех,Бог он един для всех,просто в давние времена люди сделали большие разглашения по этому,человек в 21 веке думает что это священно.

Гость / 9.09.2012 Богов то развелось.... К кому бы в грешники попроситься. А по книге нельзя поговорить, товарищи верующие. Прочитал коран, - потерял Родину? Ахаха. Россия моя Родина есть и всегда будет, что бы я не прочитал.

Василий / 13.08.2012 Не стоит переводить на русский язык Коран и другие
иноязычныерелигии У русских своя религия славянские Веды и бог Сварог небесный отец всех славян и славянских богов А перевод Корана на русский это политическая экспансия и захват територии России
А в случае войны России с мусульманами этот
русмусульманин будет стрелять в спину Если русский
принял другую религию он теряет свою Родину народ
национальность он становиться политической пешкой
в руках мусульман А Россия лакомый кусок для мусульман и других народов Это все хитрая политика
мусульман сначала Коран а затем присвоениеРоссии
мусульманским миром

Марат. / 24.07.2012 Вообще-то Аллах переводя на русский язык Бог. Если Вы Faris читали священную книгу то наверное заметили что Бог един.А эти слова: "вот не надо трогать религию мою религию не трогай моего Господа (Аллаха) и не суде о коране" передают иной смысл. Если Вы не читали Коран, то советую почитать его в переводе Саблукова(в первом переводе на русский язык) , там Вы найдете подтверждение моим словам.Извините если мои слова могли показаться Вам не совсем тактичными.

МАРАТ / 8.07.2012 МММ ДА ПРОЧИТАВ КОМЕТЫ И ВИДЕШЬ СУПЕРМЫШЛЕНИЕ

Alisher / 4.07.2012 Ты эй гость, ты если вериш в бога верь, если не вериш не верь, но не болтай не по думов. Не тебе говорить такие слова

Виталий / 30.03.2012 Отличная практическая книга, рекомендую для личностного развития. С помощью технологии из данной книги можно легко стать психологом.

Гость / 4.02.2012 Рустам раб ты потому что ты так считаешь! к примеру я христианин и я сын моего Бога и Он меня любит!!! а твой Аллах тебя не любит потому что рабов не любит никто

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

Тони и Барри Бьюзен Супермышление

Мы посвящаем эту книгу всем тем, кто борется за свободу и процветание человеческого интеллекта.

Об авторах Тони Бьюзен

Тони Бьюзен – всемирно известный писатель, лектор и консультант правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Он дал рождение теории интеллект-карт (Mind Maps®) – инструменту мышления, метко прозванному швейцарским армейским ножом вашего мозга!

Кроме того, Тони Бьюзен является основателем благотворительного трастового общества Брейн траст черити и движения брейн-клубов, президентом совета по интеллектуальным видам спорта и Бьюзен организэйшн, а также создателем концепций радиантного мышления и ментальной грамотности.

Тони Бьюзен родился в 1942 г. в Лондоне. В 1964 г. закончил университет Британской Колумбии, получив два почетных диплома: один по психологии, английскому языку и литературе и математике, а другой по общим наукам. В конце 1960-х-начале 1970-х гг. он работал в Дейли телеграф на Флит-стрит и редактировал Интернэшнл джернэл-ов-МЕНСА (международное издание общества высокоинтеллектуальных людей MENSA).

Среди написанных им 82 бестселлеров ставшая классикой «Научите себя думать» , а также другие книги из знаменитой интеллект-серии Бьюзена возвели его в ранг самых лучших авторов международного масштаба, печатающихся в издательстве Би-би-си. Его книги напечатаны в более чем 100 странах и переведены на 30 языков. Книжные магазины Уотерстоунс, газетная группа Экспресс и их рецензенты недавно включили «Научите себя думать» Тони Бьюзена в свой перечень 1000 величайших книг прошедшего тысячелетия.

Тони Бьюзен стал звездой международной величины в средствах массовой информации, являясь участником, ведущим или продюсером многочисленных теле-, видео– и радиопрограмм -как национальных, так и международных, включая бьющий рекорды телесериал Работай головой (Би-би-си ТВ), сериал Открытый разум (Ай-ти-ви), полнометражный документальный фильм о загадках мозга Волшебный вид, а также многочисленные ток-шоу. Две его последние видеопрограммы -получившая награды Сила разума (Би-би-си ТВ), посвященная использованию интеллект-карт в бизнесе, и Семейный гений, видеопрограмма, посвященная обогащению интеллектуальной жизни в семье.

Тони Бьюзен консультирует правительственные учреждения и транснациональные компании, включая Бритиш петролеум, Электроник дэйта системс, Дженерал моторс, Ай-би-эм, Менеджмент сентр юэроуп и Уолт Дисней, и регулярно читает лекции в ведущих бизнес-школах, университетах и колледжах. Когда данная книга готовилась к печати, он, в сотрудничестве с правительственными организациями Англии, Лихтенштейна, Сингапура, Мексики, двух стран Персидского залива -Бахрейна и Кувейта, был занят претворением в жизнь крупных инициатив в сфере образования.

Тони Бьюзен – основатель Мемориалы, всемирных чемпионатов по использованию резервов памяти, зачинатель всемирных чемпионатов по скоростному чтению и один из тех, кто положил начало регулярному проведению олимпиад по интеллектуальным видам спорта, последняя из которых, проведенная перед самым началом XXI века (века мозга!), привлекла 25 000 участников из 74 стран мира. Члены Организации молодых президентов с любовью прозвали его мистер Брейн. Он также обладатель самого высокого в мире коэффициента творческого мышления (творческого IQ). Он сочинил более 4000 поэтических произведений, некоторые из них были удостоены литературных премий и наград.

Тони Бьюзен – консультант олимпийских сборных многих стран, олимпийской команды Великобритании по гребле, а также олимпийской команды Великобритании по шахматам. Консультируя спортсменов, Тони Бьюзен сам увлекается спортом и даже заслужил ряд спортивных наград. Он избран членом Международного совета психологов, а также является действительным членом совета Института обучения и развития. Кроме того, он член совета Института директоров, почетный гражданин Лондона и почетный председатель обществ молодых предпринимателей при Кембриджском и Бристольском университетах. Значительную часть своей работы он посвящает помощи людям со сниженными способностями к учебе.

В дополнение к перечню его регалий, включающему премию Лидер Организации молодых президентов, следует упомянуть признание его заслуг компанией Электроник дэйта системс, вручившей ему премию Игл Кэчер 1 , которую заслуживают те, кто предпринимает невозможное и достигает своей цели!

Интересовало ли вас когда-нибудь, как работает мозг? Хотели бы вы улучшить свою память, повысить творческие возможности, ясность и эффективность мышления, общий уровень интеллекта и быстроту мысли?

В книге «Супермышление», являющейся частью революционной интеллект серии Тони Бьюзена, вы ознакомитесь с инструментом под названием интеллект-карта (Mind-Map®), который позволит достигнуть всего этого, мобилизовав возможности, скрывающиеся в вашем мозгу.

Интеллект-карта (Mind-Map®), метко прозванная «швейцарским армейским ножом мозга», в настоящее время используется более чем 250 миллионами людей во всем мире. Неуклонно растет ее успех в сфере образования и бизнеса: сотни тысяч учащихся с ее помощью улучшилисвои отметки, а многие фирмы, работающие в области высоких технологий, сэкономили миллионы фунтов стерлингов или обеспечили себе соизмеримую по объему прибыль.

Данная книга знакомит вас с фундаментальными принципами повышения эффективности мышления и показывает, как их можно использовать с выгодой для себя. «Супермышление» предоставляет полный программно-методологический комплект для вашего сверхмощного биокомпьютера - головного мозга!

Книга представляет собой существенный этап в реализации революционного бьюзеновского подхода к мыслительной деятельности человека и предлагает Вам овладеть простым инструментом, резко повышающим её эффективность во всех направлениях.

Предисловие

Тони: «В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая, направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.
Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой. Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд неусвоенной попадет масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.

Предисловие
. Как научиться учиться?
. Какова природа моего мышления?
. Каковы приемы эффективного запоминания?
. Каков путь к творческому мышлению?
. Как овладеть техникой скорочтения?
. Каковы современные достижения в сфере развития общего мышления?

Имеется ли возможность разработать новые приемы эффективного мышления или, быть может, одну всеобъемлющую прикладную теорию?

Работая над ответами на эти вопросы, я принялся , нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, методы скорочтения и мнемонику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки. Со временем я понял, что более эффективной и производительной работы мозга можно добиться, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно, в помощь друг другу, нежели применять их как отдельные «инструменты».

Простейшие, на первый взгляд, приемы вносили самую впечатляющую лепту. Например, простое комбинирование двух кортикальных способностей, а именно речи и восприятия цвета, позволило мне коренным образом пересмотреть свой подход к конспектированию. Конспектирование с добавлением всего двух цветов в графику представления материала более чем в два раза улучшило мнемонические характеристики моих конспектов и, что еще важнее, внесло элемент развлекательности в процесс учебы.

Мало-помалу начали проступать очертания общей структуры, и, обретя первую уверенность в себе, я начал помогать, в порядке хобби, школьникам и студентам колледжей, которых по разным причинам в свое время отнесли к разряду «неспособных к учебе», «безнадежных», «неспособных к чтению», «отсталых» и «трудновоспитуемых». Все эти так называемые горе-дети очень скоро достигли нормального уровня в учебе, а некоторые даже стали настоящими отличниками.

Девочке по имени Барбара как-то сказали, что коэффициент ее интеллекта, по результатам стандартного теста, был ниже всех, когда-либо регистрировавшихся в данной школе. После месяца тренинга, в ходе которого она училась учиться, коэффициент ее интеллекта вырос до 160, а впоследствии, на момент выпуска из колледжа, она была лучшей из лучших. Пат, необычайно одаренный мальчик из США, которого в свое время ложно отнесли к категории «неспособных к учебе», впоследствии сказал (после того как с блеском сдал целый ряд тестов на творческое мышление и память): «Я не был неспособным к учению - у меня просто не было настоящего учения!».

В начале 1970-х гг. на сцену выступил искусственный интеллект. Настало время, когда я мог купить компьютер с жестким диском емкостью 1 мегабайт и в качестве приложения к нему 1000-страничное руководство пользователя. Вместе с тем в тот, казалось бы, период расцвета цивилизации все мы рождались на свет, оснащенные самым что ни на есть удивительным био-компьютером, в квадриллион раз более мощным, нежели любой известный человеку техно-компьютер, и где, спрашивается, были наши руководства пользователя?

Примерно в это время я решил написать серию книг, основываясь на своих изысканиях, и назвать ее «Энциклопедией человеческого мозга и его возможностей». Я начал в 1971 г., и по мере работы горизонт передо мной становился все шире и яснее, - и все более четко вырисовывались контуры концепций радиантного мышления и интеллект-карт.

На ранних стадиях разработки идеи интеллект-карт я предполагал применять их прежде всего как мнемонический инструмент. Однако, после долгих бесед и споров, мой брат Барри убедил меня, что рассматриваемая методология найдет одинаково важное применение в развитии творческого мышления.

Барри работал над теорией интеллект-карт с иных позиций, но его помощь необычайно ускорила работу над более общей концепцией. История его знакомства с рассматриваемой теорией поучительна и интересна, и лучше его самого рассказать ее не сможет никто».