Период с 1929 по 1940 гг. – коллективизация и свертывание кооперативных принципов.

В 1927 г. руководством страны было примято решение о проведении коллективизации сельского хозяйства . Массовая коллективизация стала осуществляться с 1929 г. с наруше­нием принципов кооперации, прежде всего таких, как добровольность объединения, право члена кооператива на свой паевой взнос, осуществление хозяйственной деятель­ности на основе самоуправления.

Однако уже в 30-е годы XX века в стране были ликвидированы многие формы коопе­рации. Все товарищества по совместной обработке земли и сельскохозяйственные ком­муны преобразованы в колхозы; снабженческо-сбытовые функции переданы государ­ству и потребительской кооперации. Вместо сочетания различных форм сельскохозяй­ственной кооперации, к которым призывал А. В. Чаянов, остались только колхозы.

В эти годы новые колхозы создавались насильственными методами . ЦК ВКП(б) принял два постановления «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» в январе 1930 г. и «О темпах дальней­шей коллективизации и задачах укрепления колхозов» в августе 1931 г. В них требовалось любыми средствами завершить «сплошную коллективизацию» к 1932-1933 гг. Кроме того, с середины 30-х годов решением СНК и ЦК ВКП(б) потребительскую кооперацию обязали работать только на селе, лишили права вести хозяйственную деятельность в городах. Она потеряла 2/3 имущества в результате передачи его государственным структурам.

Аналогичные процессы происходили и на территории Беларуси. Так, за 1929 г. пло­щадь под колхозами расширилась с 94,5 до 574,6 тыс.га. В последующие годы процесс коллективизации в БССР приобрел нормальные и даже несколько замедленные темпы, особенно со второй половины 1931 г. С середины 1930 до июля 1931 г. в колхозы вступило более 220 тыс. крестьянских хозяйств и процент коллективизации повысился с 11,1 до 40,2. В течение последующего года в колхозы вступило менее 22 тыс. крестьянских хо­зяйств, а процент коллективизации увеличился на 3,5 пункта. Еще за один год число вступивших составило 50,7 тыс. хозяйств, количество колхозов достигло 9545, коллективи­зацией было охвачено 50,3% крестьян.

Коллективизация в Белорусской ССР была в основном завершена в 1939 г. В 1937 г. 9664 колхоза, объединявшие 87,5% крестьянских хозяйств, имели 2949 тыс. га посевных площадей, в 200 МТС насчитывалось более 8 тыс. тракторов и 600 комбайнов, колхозы имели 1,5 тыс. грузовых автомобилей. В 1940 г. в колхозах в расчете на 100 га сельскохо­зяйственных угодий имелось по 8,5 головы крупного рогатого скота, в том числе более 3 коров, почти 6 овец и более 5 свиней на 100 га пашни. К началу Великой Отечественной войны механические двигатели в составе энергетических мощностей превысили 50%. Коллективизация, развитие производительных сил привели к преобразованию мелкого крестьянского хозяйства в крупное социалистическое.


Послевоенный этап развития сельского хозяйства БССР в организационно-хозяйствен­ном отношении характеризуется тенденцией концентрации землепользования и увели­чения удельного веса государственных сельскохозяйственных предприятий - совхозов .

Укрупнение колхозов путем организационного объединения мелких хозяйств было осуще­ствлено в основном в течение V пятилетки, хотя этот процесс продолжался и в 1956 - 1960 гг. Характерным явлением для VI пятилетки было массовое преобразование экономически слабых колхозов в совхозы, удельный вес которых в площади сельскохозяйственных угодий за 1956-1960 гг. увеличился с 2,2 до 3 0%, а средний размер – с 1212 до 8669 га сельскохозяйствен­ных угодий. Во многих случаях размер землепользования новых совхозов превышал 20 тыс. га.

Вместе с тем анализ показывает, что создание чрезмерно крупных хозяйств в условиях БССР имело отрицательные факторы. В таких совхозах ухудшалось управление производ­ством, нарушался принцип материальной заинтересованности коллективов производствен­ных подразделений в результатах хозяйственной деятельности. Поэтому в течение VII пяти­летки в республике была разукрупнена часть ранее созданных хозяйств, в результате чего количество совхозов на той же земельной площади увеличилось более чем в 2 раза.

Тем не менее, по нашему мнению, процесс концентрации землепользования сыграл положительную роль. Производство основных продуктов животноводства в совхозах и кол­хозах Белоруссии неуклонно возрастало на протяжении всего послевоенного периода. Так, в 50-х годах, когда основная часть колхозов была укрупнена, осуществлялась оптимизация состава и размеров совхозов, производство молока в общественном секторе увеличилось в 2,94 раза, мяса - в 2,05 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой. За следующие 5 лет производство молока возросло в 1,64, мяса - в 1,54 раза, за 1966-1970 гг. - на 71 и 94% соответственно.

В 60-х годах в сельском хозяйстве Белоруссии начался процесс углубления специализа­ции производства колхозов и совхозов с целью повышения концентрации отраслей и увели­чения на этой основе выпуска сельскохозяйственной продукции. Задачей данных меропри­ятий являлась оптимизация размеров каждой товарной отрасли хозяйства, целесообразной в данных природно-экономических условиях, до уровня, который позволил бы вести эту от­расль на основе прогрессивной технологии и организации производства.

Результаты научных исследований о пределах концентрации в те годы позволяли считать оптимальными молочные фермы на 300-600 коров, по откорму крупного рогатого скота - на 3000 голов, свиноводческие фермы с законченным производ­ственным циклом - на 100-200 основных свиноматок или 3-6 тыс. свиней в год. Однако уже на начальном этапе развития данного процесса повышение концентра­ции отраслей в условиях сложной производственной структуры хозяйств встретило затруднения, связанные с ограниченным кормопроизводством в колхозах и совхозах.

Поиски решений рационального углубления специализации сельскохозяйственных предприятий вышли на международный уровень .

Исследования показывают, что в 60-е годы был осуществлен также ряд мер по укреп­лению демократических принципов хозяйствования, усилению материальной заинтере­сованности колхозников в результатах своего труда, Трудодень был заменен денежной оплатой труда, гарантированной на определенном уровне, расширялись закупки продукции по каналам свободной реализации, на сверхплановые закупки устанавливались более высо­кие цены. Расширялась хозяйственная самостоятельность в определении структуры произ­водства, применялись новые формы организации труда и хозяйственный расчет.

Вместе с тем процессы неоднократного укрупнения и разукрупнения колхозов и совхозов послужили основой развития межхозяйственной кооперации.

Межхозяйственная кооперация вначале осуществлялась путем создания межкол­хозных мелиоративных отрядов, межколхозных строительных организаций, затем - межхо­зяйственных предприятий и объединений по откорму молодняка крупного рогатого скота, свиней и др. Многие хозяйства участвовали в деятельности двух и более межхозяйственньгх предприятий и объединений. Здесь принимали участие не только колхозы, но и совхозы.

Кроме того, в этот период успешно развивается потребительская кооперация. По­требительские кооперативы, входящие в союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), достигли значительных успехов в развитии кооперативной торговли на селе,- организации закупок сельскохозяйственной продукции и ее переработке, укреплении экономических связей между городом и деревней. Накануне перестройки (1985 г.) потребительская коо­перация располагала довольно развитой материально-технической базой, квалифициро­ванными кадрами, обеспечивала сельское население товарами и услугами не хуже, а по ряду позиций даже лучше, чем государственная торговля в городах.

Таким образом, развитие кооперации в годы советской власти характеризуется со­кращением многообразия ее форм, отступлением от основных принципов, огосудар­ствлением кооперативной собственности.

Усиленным темпом развивало и укрупняло колхозы; результаты же получились обратные тем, на которые коммунистические руководители рассчитывали и которые они обещали в своих пропагандных декларациях.

Иных результатов, конечно, и не следовало ожидать. Насильно согнанное в колхозы и живущее впроголодь крестьянство работало весьма неохотно. Дисциплина труда в колхозах стояла на низком уровне. И без того нелепая организация труда и производства в колхозах на каждом шагу еще больше осложнялась и нарушалась из-за игнорирования колхозниками всех и всяческих распоряжений и приказов администрации и из-за плохо скрываемой нерадивости. Все сельскохозяйственные планы, все общественные работы и мероприятия неизменно проваливались и срывались. Восстановление разрушенного коллективизацией сельского хозяйства шло с чрезвычайным напряжением. Сталин и коммунистическая партия, желая, во что бы то ни стало, доказать жизненность формы сельского хозяйства и ее необычайные преимущества, изобретают бесконечное количество всяких мер и мероприятий, наводняют деревню миллионами пропагандистов и агитаторов, вводят и внедряют соревнование и всевозможные формы и методы социалистического труда, раздают ордена и медали, присваивают «передовикам» звания героев социалистического труда, бесконечно пересматривают нормы выработки, переводят большинство колхозников на сдельную оплату труда, вводят оплату труда в зависимости от урожаев и результатов работы, применяют премии и штрафы. Наряду с этим в деревне проводится гигантская работа по «коммунистическому воспитанию» колхозников.

Коллективизация. Россия на крови

И вот, несмотря на все это, колхозная форма сельского хозяйства продолжает оставаться чрезвычайно нерентабельной и чрезвычайно непроизводительной. Постоянный непрекращающийся нажим на крестьянство со стороны партии и правительства вызывает в среде крестьянства все больше и больше недовольство и все более упорное пассивное сопротивление. Гигантское количество труда, как со стороны государственных и партийных чиновников, так и со стороны крестьянства, тратится совершенно впустую. Именно благодаря колхозной системе и ее нелепым порядкам страна ежегодно несет несметные убытки. Уборка урожаев постоянно затягивается до морозов. Высыпается на ветру хлеб, мерзнет в поле картофель, свекла, овощи, гниет лен, гниет под дождями незаскирдованное сено, миллионы гектаров трав остаются нескошенными, по зимам голодает и гибнет от падежа скот, ржавеет, ломается и растаскивается «богатая сельскохозяйственная техника»…

В своем докладе на сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС Хрущев заявил, что главной причиной «отсталости» (вернее следовало бы сказать – развала) сельского хозяйства явилось то, что партия и правительство, занятые всемирным развитием тяжелой промышленности, не могли, якобы, уделить должного внимания сельскому хозяйству. Пленум ЦК КПСС не только согласился с доводами Хрущева, но и подтвердил их со своей стороны.

Это, конечно, совершенно неверно. Наоборот, правительство и партия уделяли сельскому хозяйству чрезвычайно много – даже слишком много – «внимания», и именно от избытка этого коммунистического внимания сельское хозяйство и пришло в катастрофическое состояние.

Коммунистическое «внимание», оказываемое сельскому хозяйству со стороны советского правительства и коммунистической партии, обусловливалось двумя причинами. Во-первых, советские руководители стремились, как можно скорее и как можно полнее, вытравить из души крестьянства частнособственнические «пережитки», преодолеть его антиколхозные настроения. Коммунистические руководители, не покладая рук, работали не только над переделкой крестьянской психологии путем пропаганды и агитации и прочих методов «культурного воздействия», но и над тем, чтобы подорвать у крестьянина всякую основу его экономической самостоятельности и целиком и полностью поставить крестьянина в экономическую зависимость от колхоза. Во-вторых, «внимание» со стороны правительства и партии в отношении колхозного хозяйства вызывалось бесконечными неудачами на колхозном фронте и провалом всех хозяйственных планов.

Вся колхозная история есть история большевицкой борьбы с колхозными трудностями, история коммунистических попыток преодоления этих непреодолимых трудностей и бесконечное заштопывание дыр.

Попробуем в хронологическом порядке проследить за тем коммунистическим «вниманием», которое было оказано сельскому хозяйству, вкратце коснувшись лишь главнейших советских законов, распоряжений и мероприятий эпохи Сталина по укреплению колхозной системы.

1) МТС (Машинно-тракторные станции). Стремясь поставить колхозы и работающих в колхозах крестьян в зависимость от государства в отношении техники, государство в 1930 году реквизирует у кооперативных организаций и у частных лиц все имеющиеся тракторы и другие сложные машины, огосударствляет все имеющиеся в стране и в большинстве принадлежавшие кооперативам МТС и создает сеть государственных организаций МТС в деревне, «через которые государство оказывает техническую и организационную помощь…» . Взаимоотношения МТС и колхозов регулируются специальными «типовыми договорами», имеющими силу закона, одинаково обязательными и для МТС, и для колхозов. При помощи типового договора МТС осуществляет наблюдение за ведением хозяйства в колхозе в отношении соблюдения колхозом всех предписанных государством агрикультурных мероприятий, производственных планов, сроков и порядка выполнения работ, государственных поставок и т. п. В техническом отношении колхозы находятся в полной зависимости от МТС, так как в них сосредоточена вся более или менее сложная техника. При помощи же МТС государство получает от колхозов значительную долю сельскохозяйственных продуктов в порядке так называемой натуроплаты за услуги МТС.

2) Закон от 7.8 1932 г. Разоренное коллективизацией сельское хозяйство в первые годы колхозной кампании пришло в полный упадок, продукция сельского хозяйства резко сократилась, крестьянство было ввергнуто в страшную нужду. В то же время государство чрезвычайно обостряет свою заготовительную политику и подчистую выкачивает из деревни всю продукцию. Голодное крестьянство отвечает массовым хищением колхозного добра. Правительство издает знаменитый закон от 7-го августа 1932 года («Закон семь-восемь ») об охране общественной колхозной собственности. По этому закону каждый колхозник или колхозница за клубень вырытого на колхозном поле картофеля, за пучок срезанных на колхозном поле колосьев подлежат расстрелу и лишь при смягчающих обстоятельствах, осуждению и ссылке в концентрационные лагеря сроком не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

3) Политотдел . К 1933 году развал в сельском хозяйстве достиг такой степени, что власти на местах окончательно потеряли голову. Крестьянство открыто перешло к саботажу, решительно отказывалось подчиняться колхозной администрации и местным властям. Сельскохозяйственные планы срывались один за другим, крестьянство массами бежало из деревни.

Для спасения колхозов январский пленум ВКП(б) 1933 года по предложению Сталина вынес постановление об организации при МТС политотделов. На политотделы была возложена задача «по разоблачению классовых врагов, засевших в колхозах, по очистке колхозов от всяческих враждебных и вредительских элементов, по сколачиванию в колхозах партийного, комсомольского и беспартийного актива и по политическому воспитанию колхозной массы» .

Для осуществления этого решения пленума в деревню было послано 15 тысяч наиболее стойких, проверенных ипреданных Сталину и Политбюро членов партии, которые и составили основной кадр работников политотделов. С этого времени в деревне началась полоса самого свирепого террора. Миллионы крестьян были репрессированы, арестованы, сосланы и расстреляны. В советской терминологии это выражалось так, что «политотделы за два года своего существования провели огромную работу по политическому воспитанию колхозной массы… В частности, при непосредственном содействии политотделов в колхозах была в 1933 и 1934 годах проведена огромная работа по внедрению в сознание колхозников ясного понимания того, что выполнение обязательства перед своим социалистическим государством есть первая задача колхозников…» . С осени 1934 года политотделы были официально упразднены, но политическая работа в деревне в том или ином виде не прекращалась.

4) Поставки. В период с 1932 по 1935 гг. советское правительство издает целый ряд законов, постановлений, инструкций и распоряжений по регулированию жизни и работы в колхозах, устанавливает нормы обязательных поставок зерна, мяса, молока, маслосемян, кож, шерсти и другой продукции, устанавливает размеры натуроплаты, вводит договоры контрактации, организует гигантский заготовительный аппарат, выкачивающий из деревень львиную долю сельскохозяйственной продукции и устанавливает грабительски низкие цены, которые государство платит колхозам за эти продукты.

5) Устав сельскохозяйственной артели. В 1935 году, на втором съезде колхозников-ударников принимается «Примерный устав сельскохозяйственной артели», юридически закрепляющий рабское положение колхозника. Устав утверждается правительством 17 июля 1936 года. Введение устава в жизнь, однако, на каждом шагу и в каждом колхозе наталкивается на необычайно усилившееся пассивное сопротивление крестьянской массы. В колхозах падает дисциплина труда, среди колхозников с новой силой вспыхивают антиколхозные настроения. Летом и осенью 1936 года по всей стране наблюдается самовольный дележ колхозниками колхозного урожая, из-за чего срываются государственные заготовительные планы. Государство и партия вновь усиливает «воспитательную работу». По деревне прокатывается мощная волна арестов. Отдаются под суд и ссылаются в концлагеря десятки тысяч председателей и членов правления колхозов, принимавших участие в этом дележе или допускающих этот дележ.

Стремясь уменьшить свою зависимость от колхозов, крестьянство главное свое внимание и силы отдает развитию и укреплению своих собственных хозяйств и, где возможно, захватывает колхозные земли и расширяет свои приусадебные участки. Государство начинает непримиримую борьбу с этими антиколхозными настроениями крестьянства. Резко повышается налоговое обложение колхозников: устанавливается налог на неземледельческие заработки колхозников, вводится самообложение, в десятки раз повышаются облагаемые нормы доходности с подсобного хозяйства колхозников. Указом Президиума Верховного Совета от 1 сентября 1939 г. нормы доходности с приусадебных участков колхозников устанавливаются не с одного гектара, как было раньше, а с одной сотой гектара. При этом нормы доходности повышаются (считая на 1 гектар): по зерновым – с 80 до 4.000 руб., по картофелю – с 400 до 12.000 руб., по огородам и бахчам – с 675 до 16.000 руб. Норма доходности от коровы повышается с 105 до 3.500 руб., с овцы – с 5 до 350 руб., т. е. в 70 раз!

Указ от 27 мая 1939 года уже открыто направлен против личного, подсобного хозяйства колхозников. В этом указе прямо говорится, что «колхозники, обходя закон, нелегальными способами стягивают крупные участки земли, отвлекаются от колхозной работы, уделяя ей лишь 20-30 дней в году, или совсем не работают». Этим законом приусадебные участки были сокращены до 0,1 га в орошаемых районах, до 0,5 га – в огородных и свекловичных и до 1 га в прочих районах. На основании этого же закона по всей стране были уничтожены хутора, хуторские постройки были снесены, а хуторяне насильно переселены в деревни. Этим же декретом был установлен и обязательный для колхозников минимум трудодней, который они должны были отрабатывать в колхозе: 100 трудодней – в хлопковых районах и 60-80 трудодней – в прочих.

6) Звенья. К концу 30-х годов советские вожди приходят к заключению, что труд в колхозе, несмотря ни на какие правительственные меры, оказывается малопроизводительным. Поэтому, не прекращая борьбы с антиколхозными настроениями крестьян, партия и правительство идут на некоторые уступки. Со времени XVIII съезда партии начинается насаждение в колхозах производственных звеньев, для чего производственные бригады колхозов, достигавшие насколько десятков работников, разбиваются на мелкие группы-звенья в 5-8 человек. Звеньевая система позволяет ликвидировать существующую в бригадах обезличку, предоставляет колхознику больше инициативы, делает его труд более осмысленным и повышает его заинтересованность.

Эта система дала неплохие результаты и получила широкое распространение. Особенно расцвела звеньевая система во время войны, когда правительство, заинтересованное в возможно большей продукции хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, вынуждено было идти на дальнейшие уступки крестьянству. Однако звеньевая система чрезвычайно затрудняет контроль над колхозом со стороны государства, делает колхозника более независимым от колхоза и развивает у него антиколхозные настроения. Колхозник начинает смотреть на звено как на переходный этап от колхоза к индивидуальному хозяйству.

В 1950 году звенья, как противоречащие идее коллективной обработки земли, были преданы анафеме. Член Политбюро Андреев , в течение одиннадцати лет по поручению Политбюро насаждавший эти звенья, принес публичное покаяние .

7) Антиколхозные настроения. Во время войны, когда государство под влиянием обстоятельств вынуждено было пойти на послабление колхозного режима, антиколхозные настроения крестьянства расцветают с новой силой. Защищая колхозы от развала, государство принимает все зависящие от него меры. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК от 15 апреля 1942 года установленный ранее для колхозников минимум трудодней повышается до 150, и устанавливается уголовная ответственность колхозников за невыполнение этого минимума. Эта строгая мера однако не достигает результатов и новым постановлением ЦК ВКП(б) и СНК от 18 июля 1943 года колхозам «рекомендуется» не выдавать колхозникам авансов, если они не выполнили минимума трудодней до уборки урожая. Иными словами, обязательный минимум трудодней фактически увеличивается почти вдвое.

Однако, практически эти суровые меры во время войны почти не могли применяться. Власть на местах – секретари областных и районных комитетов партии и председатели областных и районных исполнительных комитетов, головой отвечающие перед центром за поставку хлеба – вынуждены были идти на послабления. Колхозники, пользуясь этим послаблением, массами захватывают колхозные земли, расширяют приусадебные участки, растаскивают колхозное добро и всячески уклоняются от работы в колхозах. Колхозное хозяйство приходит в крайний упадок, и колхозам грозит полный развал.

Но сразу по окончании войны, 19 сентября 1946 года, партия и правительство издают специальное постановление «О мерах борьбы с нарушением колхозного устава», и создают при правительстве специальный Совет по делам колхозов, который немедленно приступает к выявлению этих нарушений и повсеместно производит отобрание у колхозников захваченных ими колхозных земель.

Плакаты с агитацией за повышение производительности колхозного труда указывали и конкретные способы достижения этой цели

На все эти суровые партийные и правительственные меры по «борьбе с нарушением колхозного устава» и на общее обострение колхозного режима крестьянство отвечает усилением пассивного сопротивления. Февральский пленум ЦК ВКП(б) в 1947 году вынужден был констатировать большой упадок колхозного производства, резкое падение урожайности, очень плохое использование техники, срыв колхозами всех агрикультурных мероприятий, резкое падение сборов зерна и технических культур, буквально катастрофическое состояние животноводства, невиданное еще падение трудовой дисциплины и расстройство организации труда в колхозах. На основании решений пленума ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР издают специальное постановление от 19 апреля 1948 года «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах». В частности, это постановление предусматривает повышение в колхозах норм выработки на 25-29%, большинство работ в колхозах переводится на сдельщину. Кроме того, этим постановлением вводится система дополнительной оплаты труда за хорошие показатели и штрафы (списание трудодней и снижение оплаты труда) за плохие показатели работы.

Однако эти правительственные меры не возымели должного действия, а лишь усилили пассивное сопротивление колхозников.

8) Трёхлетний план развития животноводства. Вследствие полного упадка животноводства вообще и катастрофического состояния общественного колхозного и совхозного животноводства, правительство создает в 1949 году специальный трехлетний план развития общественного животноводства. Для пополнения почти совершенно опустевших к тому времени общественных животноводческих ферм колхозы и совхозы получают право «в порядке предварительной контрактации», т. е. попросту говоря, насильно и за бесценок, покупать личный скот у колхозников. Колхозника почти лишают возможности приобретать фураж для его индивидуального скота. Вследствие этих мер частнособственническое животноводство колхозников было сильно подорвано. Общественное же животноводство, вследствие сознательно нерадивого отношения к нему обиженных колхозников, несет громадные потери от плохого ухода, систематической бескормицы приводит к невиданно высокому падежу скота.

Призывы партии к крестьянам развивать животноводство подкреплялись народными поговорками

9) Укрупнение колхозов. В 1950 году, под руководством Хрущева, бывшего тогда членом Политбюро, в СССР в спешном порядке было проведено укрупнение колхозов. 252 тысячи колхозов слили в 97 тысяч более крупных. Население слитых колхозов было срочно переведено в центральные пункты укрупненных колхозов. Миллионы крестьянских домов были разобраны, частью они были восстановлены в новых пунктах, частично же переводившееся население размещалось по чужим избам в ожидании обещанных Хрущевым культурных и благоустроенных «агрогородов», которые, якобы, должны быть в будущем построены. В деревнях возник невероятный жилищный кризис, для постройки «агрогородов» не оказалось ни материалов, ни рабочих рук. Тогда сселение было приостановлено, а сама идея агрогородов – заброшена и забыта.

Вот такие агрогорода Сталин и Хрущёв обещали создать по всему пространству СССР. «Генеральный план колхозного города» сулил даже обустройство в них ипподромов

Официальным мотивом слияния колхозов было то, что, по утверждению Хрущева, в мелких колхозах, имеющих по 80-200 га земли, якобы невозможно экономно и эффективно использовать высокую технику, невозможно рационально поставить дело, обеспечить высокую продуктивность и рентабельность колхозов, а, стало быть, и зажиточную жизнь колхозников . В действительности же укрупнение колхозов было своего рода генеральной мерой, при помощи которой партия и правительство рассчитывали преодолеть, наконец, антиколхозные настроения. Путем укрупнения и усиления административного аппарата и партийных организаций в колхозах советские вожди надеялись установить над каждым колхозником полный и исчерпывающий контроль, а путем ликвидации приусадебных участков – что легко достигалось при сселении населения, они надеялись поставить, наконец, колхозника в полную экономическую зависимость от колхоза.

Однако и на этот раз расчет Сталина и его подручных не оправдался. Экономических выгод слияние колхозов не принесло, организация производства не улучшилась, сопротивление крестьянства не только не было сломлено, но, наоборот, еще больше усилилось. Состояние сельского хозяйства СССР к середине 1953 года оказалось близким к катастрофе, о чем достаточно откровенно сказано и в докладе Хрущева, и в постановлении сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС.

Cтраница 1


Укрупнение колхозов, проведенное в 1950 - 1951 годах, явилось важным шагом в развитии колхозного строя.  

Укрупнение колхозов и связанные с этим успехи в развитии колхозного производства способствовали росту товарности и денежных доходов колхозов, а следовательно, расширению и углублению их связей с финансовой и кредитной системой социалистического государства.  

Последовавшие меры по укрупнению колхозов были проведены очень быстро - количество колхозов сократилось с 252 тыс. до 94 тыс. к концу 1952 г. Укрупнение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян, сокращением натуральной оплаты, которая составляла значительную часть колхозного заработка и считалась большой ценностью, поскольку давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам за наличные деньги.  

В связи с укрупнением колхозов значительно возросла роль колхозных первичных партийных организаций. Они теперь стали более крупными, значительно возросли объем их деятельности и ответственность за развитие крупных многоотраслевых хозяйств колхозов. Поэтому возникла настоятельная необходимость в укреплении состава секретарей партийных организаций. При наличии крупных колхозов с большим количеством колхозников - членов и кандидатов партии - необходимо иметь освобожденных секретарей партийных организаций в каждом колхозе.  

Не подлежит сомнению, что укрупнение колхозов, оказанная им материальная поддержка и улучшение работы МТС сыграли важную роль в развитии колхозного строя, подъеме всего сельского хозяйства на более высокую ступень.  

Тогда же был взят курс на укрупнение колхозов с целью более рационального использования сельхозтехники.  

В 1950 - 1952 гг. прошло массовое укрупнение колхозов, в результате чего их количество сократилось с 254 тысяч до 97 тысяч. В соответствии с постановлением Правительства О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель начинается широкомасштабное освоение целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и частично Северного Кавказа.  

Потом, вы знаете, мы провели укрупнение колхозов, серьезно укрепили их кадрами, техникой. Затем в стране было проведено еще одно укрупнение, на более высокой технической базе. После укрупнения в некоторых областях - на Кубани, в Ставрополье, в Ростовской области - были районы с одним-двумя колхозами. Не ясно ли, что в этих условиях административное деление на мелкие районы утрачивает свое значение. На одну производственную единицу в таком районе уже не один с сошкой и семеро с ложкой, а, может быть, один с сошкой и двести с ложкой. Совершенно очевидно, что сложившееся районирование ныне себя уже изжило. Если взять современный уровень связи, то он отвечает потребностям укрупненных районов. Телефон, телеграф, наверное, в каждом районе теперь, а телефон уж обязательно. Телефоны, по-моему, имеются в большинстве сельсоветов.  

У нас еще, видимо, будет идти процесс укрупнения колхозов.  

Хозяйство Майское создано в 1992 г. в процессе реорганизации и укрупнения мелких колхозов. Специализируется на свиноводстве, а также имеет значительное поголовье крупного рогатого скота.  

Эти средние числа указывают на то, что необходимо вести самую энергичную борьбу за укрупнение колхозов, за объединение мелких колхозов - в бодее крупные и за вовдече-ние в колхозы значительно большего числа бедняцко-середняцких хозяйств.  

Новой панацеей от всех бед на селе в начале 1950 - х годов стало административное укрупнение колхозов, призванное усилить политический и экономический контроль над ними. Логика была приблизительно такая: мелкие, разбросанные на большой территории колхозы, с дефицитом рабочей силы, трудно поддаются партийному влиянию, следствием чего и является такая низкая производительность труда. В результате этой красногвардейской атаки на колхозы существенно вьфосла площадь пахотных угодий, от которой рассчитывались государственные плановые задания. Многие деревени именно тогда были объявлены неперспективными, а их жители подлежали сселению.  

Мне думается, что он найден Центральным Комитетом партии, который предложил исправить допущенные ошибки при укрупнении колхозов. Надо разукрупнить хозяйства там, где это целесообразно. Но делать это опять же следует разумно, чтобы новая перестройка не принесла еще большего вреда.  

В настоящее время в организации колхозного производства, особенно в зерновом хозяйстве, важнейшее место занимают машинно-тракторные станции, поскольку они выполняют основные работы в земледелии и определяют уровень механизации этих работ в колхозах. Между тем проведенное за последние годы укрупнение колхозов, быстрый рост их экономики, развитие колхозов как крупных многоотраслевых сельскохозяйственных предприятий требуют изменения установившегося порядка производственно-технического обслуживания колхозов.  

Принимались и другие меры, которые по замыслам высшего руководства страны должны были привести к нормализации положения в сельском хозяйстве. Интенсивно проводилось начавшееся еще в 1950 укрупнение колхозов, что при разбросанности сельских поселений, плохих дорогах и отсутствии современных средств связи 390 затрудняло взаимодействие между от - дельными частями крупных хозяйств. В течение 1950 - х гг. часть колхозов была реорганизована в совхозы, что означало перевод вчерашних крестьян-колхозников в разряд наемных сельскохозяйственных рабочих. Неоднозначная в социальном плане, эта мера в экономическом плане ничего не дала: примерно 3 / 4 новых совхозов были убыточными.  

Начал Никита Хрущёв свою деятельность с разрушения сельского хозяйства, русской деревни - основы жизнедеятельности русской цивилизации на протяжении тысяч лет. Для всех врагов России и русского народа этот ход - старая проверенная классика. Русская деревня - это основа хозяйства, воспроизводства русского суперэтноса, его духовного здоровья. Если страна не может себя прокормить, она вынуждена закупать продовольствие, платя за них золотом и своими ресурсами, которые необходимы для развития страны. Отсутствие продовольственной безопасности очень опасно в условиях начавшейся мировой войны и может привести к голоду.

Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец. Хрущёв вдруг приказал ликвидировать государственные машинно-тракторные станции (МТС).


Эти государственные предприятия на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание. Большинство колхозов и совхозов не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно покупать сложные сельскохозяйственные машины, трактора и обеспечивать их бесперебойную работу, готовить соответствующие кадры. К тому же техники на первых этапах не хватало, и существовала необходимость её концентрации и централизованного распределения. Сосредоточение крупной сельхозтехники в МТС давало в таких условиях большой экономический выигрыш. Также МТС играли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В Советском Союзе появился крупный слой сельского технически грамотного населения - квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.

Хрущёв же ликвидировал МТС и приказал коллективным хозяйствам выкупить сельскохозяйственную технику - тракторы, комбайны и т. д. Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг., что ухудшило их финансовое положение. Также коллективные хозяйства не имели средств, чтобы сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих технических специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам машинно-тракторных станций большую зарплату, чем колхозы. Поэтому большинство рабочих стало искать себе более выгодные ниши и нашли себе другое применение. В результате многие машины без соответствующего обслуживания быстро превратились в металлолом. Сплошные убытки. Это был сильный удар по экономическому потенциалу советской деревни.

Кроме того, Никита Хрущёв развернул кампанию по укрупнению колхозов и совхозов. Их число сократили с 83 тыс. до 45 тыс. Считалось, что они будут объединяться в мощные «колхозные союзы». Хрущёв надеялся реализовать свой старый проект по созданию «агрогородов».

В результате были созданы новые гигантские, в подавляющем большинстве своем неуправляемые, хозяйства, включавшие в себя десятки деревень. Руководители этих «агрогородов» стали быстро перерождаться в продовольственно-сбытовую «мафию», которая диктовала властям свои правила, в том числе цены и объемы поставок. Так, «колхозные союзы» фактически добились права сбывать «свою» продукцию главным образом на городских рынках по взвинченным ценам. Кроме того, этот проект требовал крупных капиталовложений, которых не было у колхозов. Колхозы и так потратили последние средства на выкуп техники. В итоге кампания по укрупнению провалилась. К середине 1980-х годов свыше 60% совхозов, созданных в хрущевско-брежневский период в российском Нечерноземье, оказались убыточными.

Интересно, что даже ценовая политика была направлена против русской деревни. Минимальные закупочные цены на сельхозпродукцию государство устанавливало именно в Нечерноземье РСФСР. Такую политику вели с конца 1950 годов и до конца СССР. В результате национальные республики Закавказья и Средней Азии получили дополнительный канал стимулирования и денежной поддержки.

Приговор русской деревне

Ещё один мощный удар Хрущёв нанёс по деревне, когда начал курс на ликвидацию «неперспективных» деревень. Вдруг ни с того, ни с сего тысячи процветающих советских деревень объявили нерентабельными, «неперспективными» и в короткий срок по такой обманной причине уничтожены. Невесть откуда взявшиеся «специалисты» стали оценивать, какие деревни можно оставить, а какие «бесперспективны». Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» деревень. Этот процесс начался в 1958 году с Северо-Западного региона РСФСР, в соответствии с «закрытым» решением Президиума ЦК КПСС и Совмина РСФСР.

Фактически нынешние российские «оптимизаторы» («оптимизация» сельских школ, поликлиник и т. д.) повторили опыт хрущевцев. Политика была направлена на сселение жителей из мелких сел в крупные и сосредоточение в них основной части населения, производственных и социально-бытовых объектов. «Реформаторы» исходили из ложного посыла, что высокомеханизированному сельскому хозяйству должны соответствовать высококонцентрированные формы расселения. Предполагалось, что в будущем каждый колхоз (совхоз) будет включать 1 или 2 поселка с числом жителей от 1-2 тыс. до 5-10 тыс. человек. Исходя из этого, в поселенческой сети выделялись опорные пункты - перспективные села. В них планировалось переселить жителей из малых, так называемых неперспективных деревень, в разряд которых попадало до 80 % (!) их общего числа. Считалось, что подобное изменение поселенческой структуры не только создаст возможности для более быстрого развития социально-культурной и бытовой сферы села, приблизив ее к городским стандартам, но и снизит поток мигрантов из деревни в город.

Сселение и ликвидация «неперспективных» селений осуществлялись в приказном порядке, без учета желания самих сельчан. Попав в «черный» список, село уже было обречено, т. к. в нем прекращалось капитальное строительство, закрывались школы, магазины, клубы, ликвидировались автобусные маршруты и т. д. Такие условия вынуждали людей сниматься с хорошо обжитых мест. При этом 2/3 переселенцев мигрировали не в определенные для них населенные пункты, а в районные центры, города, другие регионы страны. Жителей «неперспективных» деревень переселяли, по всему Советскому Союзу пустели сёла и хутора. Так, число сел в Сибири за 1959-1979 гг. сократилось в 2 раза (с 31 тыс. до 15 тыс.). Наибольшая убыль произошла с 1959 по 1970 г. (35,8 %). Произошло значительное сокращение количества малых сел и всей поселенческой сети.

Надо сказать, что эта же политика, но по «умолчанию», без централизованного сгона людей с насиженных мест, была продолжена и в Российской Федерации. «Неперспективными» деревни, села и посёлки никто не объявлял, но прекратилось капитальное строительство, начали «укрупнять» школы («оптимизировать», по сути ликвидировать), сокращать поликлиники, госпитали, автобусные маршруты, движение пригородных поездов-электричек и т. д.

Только к концу 1970-х годов политика ликвидации «неперспективных» деревень в СССР была признана ошибочной, но тенденцию сокращения численности малых сел остановить было уже трудно. Деревни продолжали гибнуть и после свертывания этой политики. По Уралу, Сибири и Дальнему Востоку за 1959-1989 гг. количество сел уменьшилось в 2,2 раза (с 72,8 тыс. до 32,6 тыс.). В большинстве случаев эта политика негативно отразилась на всем социально-экономическом развитии деревни и страны в целом. Страна понесла серьёзный демографический урон. Процесс концентрации привел к снижению уровня заселенности территорий. Поредение сети населенных мест в восточных районах ослабляло и нарушало межселенные связи и отрицательно влияло на обслуживание населения. Деревня утрачивала одну из главных функций - пространственно-освоенческую. Деревня теряла наиболее активных, молодых людей, многие из которых навсегда покидали свою малую родину. Также имелись морально-нравственные негативные последствия. Произошла маргинализация значительной части населения, люди утрачивали свои корни, смысл жизни. Не зря тогда деревенские люди считали менее испорченными пороками городской цивилизации. Разгромленная деревня начала «опускаться», спиваться. Резко возросли заболеваемость и смертность сельского населения в «неперспективных» регионах.

Произошло резкое социальное обострение отношений города с деревней. Политика привела к сильному перенаселению городов, так как переселенцы предпочитали мигрировать не в определенные для них населенные пункты, а в районные центры, города. Это вело к постоянному падению цены рабочей силы, как и квалифицированного труда в промышленности и добывающих отраслях. Разумеется, это нередко приводило к конфликтам с горожанами, не говоря уже о так называемых «колбасных десантах» селян в города.

Эта кампания, инициированная Хрущёвым, нанесла страшный вред русской деревне. Не зря русский писатель Василий Белов назвал борьбу с так называемыми «неперспективными» деревнями «преступлением перед крестьянами». В первую очередь пострадали коренные русские области Нечерноземья, а также русское сельское население Сибири. Вред был многогранным и огромным: от урона сельскому хозяйству до демографического удара по русскому народу. Ведь именно русская деревня давала основной прирост суперэтносу русов.

Стоит отметить, что удар наносился именно по русскому народу и русской деревне с её традиционными сельскохозяйственными отраслями. Ведь национальных автономий в РСФСР эта кампания почти не затронула. И такие меры не предусматривались в отношении сельских регионов национальных республик СССР.

Последствия этой «реформы» были очень многочисленны и сказывали на русской цивилизациями десятилетиями. И до сих пор сказываются. Так, деградация села с конца 1950-х годов всё активнее распространялась по всему Нечерноземью РСФСР, особенно европейскому. В результате ко второй половине 1980-х годов свыше 70% всех совхозов и колхозов европейского Нечерноземья России оказались хронически убыточными, а товарные урожаи большинства сельхозкультур и продуктивность свиноводства с птицеводством оказались здесь даже ниже, чем в первой половине 1950-х годов. Схожие тенденции проявились на Урале и в Сибири.

Это был удар по продовольственной безопасности империи. Если при Сталине продукты вывозились из СССР, то с конца 1960-х годов была сделана ставка на импорт сельхозпродуктов из восточноевропейского соцлагеря и Кубы. Это были долгосрочные последствия политики Хрущёва в области сельского хозяйства и деревни (включая целинную и «кукурузную») эпопеи. Дело доходило до того, что в 1970-х публиковались статьи о нецелесообразности выращивания сахарной свеклы в России (!) ввиду «гарантированных поставок тростникового сахара-сырца с братской Кубы». К середине 1980-х годов доля восточноевропейского и кубинского импорта в снабжении городов РСФСР мясом (в том числе и мясом домашней птицы), сахаром и плодоовощами превысила 70%, а деревень - достигла 60%. Это был позор и катастрофа. Огромная советская держава, имевшая традиционно сильное сельское хозяйство, не могла себя обеспечить продовольствием!

Таким образом, СССР подсадили на поставки продовольствия извне, хотя Россия-СССР, как в то время, так и сейчас имеет все возможности для самостоятельного и полного обеспечения продовольствием. Всё это последствия политики Хрущёва и его последователей, включая современных российских либералов. Не удивительно, что русская деревня с тех времен в хронической агонии, а политика Горбачева - Ельцина - Медведева практически добила её. А в российских магазинах мы видим мясо, молоко, овощи и даже ягоды со всего света: из Парагвая, Уругвая, Аргентины, Израиля, Китая и т. д.

Никита Хрущев (слева) пьет пепси-колу, за ним наблюдает Ричард Никсон (в центре). Американская выставка в Москве, июль 1959 года

Удар по воспроизводству населения

Как уже отмечалось, эксперименты Хрущёва в сельском хозяйстве нанесли большой вред советской деревне, привели к её обескровливанию. Ещё одним ударом по народу стал указ, разрешивший аборты. В 1936 году в связи со сложной демографической ситуацией операции по искусственному прерыванию беременности были запрещены под страхом уголовной ответственности Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов…» Постановление также увеличивало материальную помощь роженицам, установило государственную помощь многосемейным, расширялась сеть родительных домов, детских яслей и детских садов и т. д. При этом аборты можно было производить по медицинским показаниям.

23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» производство операции по искусственному прерыванию беременности разрешили всем женщинам при отсутствии у них медицинских противопоказаний. Надо отметить, что СССР в этом деле был передовой страной. Во всех развитых западных странах аборты по-прежнему были под запретом. Советская республика в 1920 году стала первой в мире страной, которая узаконила прерывание беременности по желанию женщины. Надо отметить, что в 1920 году в советском правительстве преобладали троцкисты. В 1955 году снова возобладал курс, который вел Россию-СССР к разрушению, а русский народ к вымиранию. Для сравнения, аналогичный закон в Великобритании приняли только в 1967 году, в США - в 1973 году, во Франции - в 1975 году и т. д.

С одной стороны, «реформы» Хрущёва были хаотичны и беспорядочны, с другой - они были системны. Суть этой системы - разрушение. При всей их кажущейся сумбурности и беспорядочности, при всем широчайшем спектре хрущевских затей всегда можно выделить одну общую закономерность. Все реформы вели к развалу Советского Союза и советского проекта в целом.

22-10-2017, 18:13 |

История нашего государства насчитывает немало важных событий. относится как раз к таким. Данный отрезок времени с 1604 по 1613 гг. стал предопределяющим для дальнейшего развития России. Это время борьбы за власть, в которой участвовало множество претендентов. Победителем вышел нечем не примечательный юноша 16 лет, у которого не было ни военных, ни политических навыков. Это был . Сложно даже предположить, как сложилась бы дальнейшая судьба страны, обернись все по-другому. Но, как известно «история не знает сослагательного наклонения».

Смутное время хронология в таблице

Итак, началось все, пожалуй, со смерти . на момент своей кончины имел лишь двух наследников - царевича Федора и царевича Дмитрия. был слаб здоровьем, но так как он был гораздо старше Дмитрия, то после смерти отца он вступил на престол. Однако правление его было недолгим и в 1598 г. он умер. А еще ранее в 1591 г. при загадочных обстоятельствах , это событие получило название в истории как «Углическая драма». Таким образом, с 1598 г. в стране начинается политический кризис, который продлиться около 15 лет. Именно династический кризис после смерти стал началом Смутного времени.