Во времена Крылова в России только вырабатывался литературный язык. В то время и писались басни.
Крылов обратился к басне как к самому народному жанру. Басня издавна являлась жанром, особенно близким народной поэзии. Ее связь с народными пословицами и поговорками, простота и ясность образов, народная мудрость ее морали - все это делало басню особенно любимой народом. Басни Крылова выросли из народных истоков, из мудрости, русских пословиц и поговорок с их острым и метким юмором. «Народный поэт, - писал по поводу Крылова Белинский, - всегда опирается на прочное основание - на натуру своего народа».
Самобытность и национальное своеобразие басен Крылова не снижаются тем, что многие сюжеты его басен заимствованы у Лафонтена. Интересную мысль по этому поводу высказал Жуковский - человек, который, как кажется, был так не похож на Крылова: «Крылов... занял у Лафонтена (в большей части своих басен) и вымысел, и рассказ: следственно, может иметь право на имя автора оригинального по одному только искусству присваивать себе чужие мысли, чужие чувства и чужой гений. Не опасаясь никакого возражения, мы позволяем себе утверждать решительно, что подражатель-стихотворец может быть автором оригинальным, хотя бы он не писал и ничего собственного. Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах - соперник».
Использование пословиц и поговорок придает языку и стилю басен Крылова народный характер и колорит. В пословицах он нашел живописные пути выражения своих взглядов. В пословицах полнее и ярче, чем где-либо, сказались юмор русского народа, его понимание жизни, его нравственное чувство. Очень многие басни Крылова восходят в своем замысле к пословице. Например, пословица «Дело мастера боится» перекликается с сюжетом и моралью басни «Два извозчика», пословица «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться» - с басней «Лев и Мышь».
Необходимо отметить и различие между басней и пословицей. Пословица дает лишь общую идею, общую формулу басенной морали, не раскрывая ее в образах. Басня наделяет эту общую формулу плотью и кровью поэтических образов (многие басни Крылова имеют поэтическую природу).
Речь в басне - это живое обращение автора к читателю и диалог героев.
Диалог в басне есть почти всегда. Хотя правила написания басен предостерегали от употребления просторечных слов, их было предостаточно в русской басне задолго до Крылова. Крылов использовал обороты разговорной речи не ради их грубости, а из-за меткости. И еще, он не только брал из разговорного языка, но и вводил в язык новое. Крылов широко черпал из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него.
Крылов сумел создать образ русской народной речи - народной в самом широком и серьезном смысле слова. Крылов широко пользовался народной речью, вводя в литературный обиход слова и выражения устного народного языка, сохраняющие свою красочность и живописность: «гуторя слуги вздор», «с натуги... и околела», «у кумушки-Лисы хлопот на ту беду случился полон рот» и т. д.
Пережив в творчестве Крылова свой высочайший взлет, русская басня потом уходит из большой литературы. Главная задача басни - сближение поэтического и разговорного языка - Крыловым была выполнена.
Как мы знаем, все басни Крылова, кроме басни «Стрекоза и Муравей», написаны вольным ямбом. Опыт крыловского вольного ямба, опыт использования разговорного языка в поэзии был учтен Грибоедовым в его комедии «Горе от ума».
У Крылова мы могли найти все стилистические приемы, применяемые в написании басен. Среди особенностей слога басни выделяется такой жанр, как живописность. Это можно наблюдать на примере басни «Водопад и Ручей»:
Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному Ручью с надменностью сказал...
Здесь вся прелесть и живописность в самих звуках.
Перед окном
Был дом
Ударил гром
И со стены Паук
Упал, лежит...
В этой строфе, напротив, вся красота в искусном соединении односложных слов, которые своей гармонией напоминают молоточек, забивающий в стенку непослушный гвоздик.
А вот еще пример того, как сам темп речи Крылова, а не только смысл слов изображает то, о чем говорится в басне «Белка»:
Но наша Белочка к орешнику лишь шаг...
Сначала длинное слово «Белочка» (хотя можно было написать просто «Белка»), потом - односложное «шаг».
Итак, басня основана на постоянном движении речи, на переходах от одного к другому: длинные слова сменяются короткими, многостопные строки - короткими, и наоборот.
Среди контрастов, на которых традиционно строится басня, - и стилистические контрасты.
Главная особенность стиля басни - это его лаконичность. По этому поводу Жуковский писал, что истинное дарование заключается «в том, что поэт описывает, и в том, о чем он умалчивает, полагаясь на чувство читателя».
Надо отметить, что и финалы играют далеко не последнюю роль в басне. Финальные фразы часто становятся пословицами: «Но сделать Соловьем Кукушки я не мог»; «Что ты посеешь - то и жни»; «А кто из мелочи не хочет кушать стоя, тот дома у себя сиди»; «Слона-то я и не приметил»; «Рыльце у тебя в пуху» и т. п. Но и такие высказывания не часто являются моралью к басне.
Смысл и точность поэтического мастерства Крылова во многом способствовали тому, что его стихи превращались в поговорки и пословицы. Поэтому так легко входили в народ строки и образы кры- ловских басен, выражавшие ум и смекалку.
Басни Крылова - образец словесного мастерства. В них как бы сконцентрирован весь творческий опыт Крылова как писателя-драматурга, поэта-лирика, сатирика и баснописца.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин - русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново, описание природы которого и заложено в основной теме произведения.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: хорей

Литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения С. А. Есенин:

  1. Метафора. Примеры: «меж лесных кудрей», «хвойной позолотой», «синий плат небес»;
  2. Олицетворение. Примеры: «слухают ракиты», «темным елям снится», «посвист ветряной»;
  3. Просторечия. Примеры: «тенькает синица», «слухают ракиты», «гомон касарей».

«Последний поэт деревни», как в шутку величал себя Есенин, с любовью и трепетом относился к природе. Она была его музой на протяжении всей его творческой жизни. Строки данного произведения буквально каждой фразой передают настроение лирического героя, его отношение к родному краю. Если взять во внимание тот факт, что в год создания этого стихотворения поэт находился далеко от родных мест и сопоставить его со строками, то можно предположить, что он очень тосковал по Родине.

Многие критики условно разделяют пейзажную лирику Есенина на две части, первая из которых приходится на годы поиска поэтом своего стиля изложения (1914 – 1920 гг.). Но уже тогда молодой лирик хорошо осознавал источник своего вдохновения - природа родного края. В стихотворении «Топи да болота» он очень выразительно, ярко и без прикрас описал осень в Константиново и хотя в нём встречается фраза «край ты мой забытый» - она не относится к самому поэту. Произведение во всех красках передаёт не только визуальные пейзажные образы, но также и звуки, запахи тех мест. Наполненное душевным патриотизмом, оно не оставляет равнодушными и читателей наших лет.

Картинка к стихотворению Топи да болота

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Цыганы

    Когда в 1821 году писателя Александра Сергеевича отправили в кишиневскую ссылку, он несколько провел в компании местных цыган. Он кочевал с их табором, что-то познавал, чему-то учился. Поэт был под большим впечатлением, именно переполняемые

  • Анализ стихотворения Цветаевой Родина

    Марина Цветаева является русской поэтессой 20 столетия и относится к писателям, творившим в эпоху серебряного века. Родилась она в 1892 году, в Москве, в семье основателя Музея изящных искусств и пианистки. Возможно именно эта семейная

  • Анализ стихоторения Апухтина Ночи безумные ночи бессонные

    А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским,

  • Анализ стихотворения Бунина Вечер

    Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Вечер" представляет неторопливые размышления автора о счастье. В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым.

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви

    1928 год стал для Владимира Маяковского очень знаменательным. Писатель отправляется за границу во Францию. Здесь он работает журналистом для газеты. Перед своим отъездом Маяковский обязался перед своим другом и редактором издания,

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Синий плат небес.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

помогите сделать анализ стиха Есенин "Топи да болота"

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение.
В стихах поэта деревья, травы, тихие воды все живет и Дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. Можно выделить большое количество цветовых образов, обилие звуков, запахов. В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок.
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес…
При восприятии стихов Есенина задействованы слух, зрение, обоняние, вкус
Свое состояние души поэт передает через картины природы.
Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа венец их творения. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках.
Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

Костя Ананьев Ученик (169) 10 месяцев назад

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

София Cat Ученик (132) 1 месяц назад

С. А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы родного края.

Именно в творчестве С. А. Есенина с такой силой звучит тема «малой» Родины, родной Рязани, села Константинова, подарившего нам «российского скандального пиита». Но для всех, кто любит стихи Сергея Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, – Русь.

Синий плат небес.

Русь Есенина сказочная, как на картинах Васнецова. Перед нами как бы три пространства, три основных цвета, создающих фон описываемой картины: зеленый со всеми его оттенками, полутонами, от темно-зеленого до ярко-изумрудного – земля, трава, болота; освещенные солнцем ели под ветром «взвенивают» позолотой; над всем этим буйством зелени и золота синее небо, как платком покрывающее землю.

Представим себе эту женщину по имени Русь, одетую в темную юбку с вышитыми по подолу кустиками, веточками, лесными ягодами… Она принарядилась: кофта ее таинственно поблескивает. Голова покрыта ярким синим платом, так идущим к ее голубым глазам. Природа под волшебным прикосновением поэта оживает, встряхивает «лесными кудрями». Она еще не проснулась, только пробуждается на рассвете, но и во сне темным елям у луга снится гомон косарей.

Человек и природа настолько тесно переплелись, что грань «природного» и «человеческого» неощутима: небо сравнивается с платком, ветви деревьев – с кудрями, колеса едущего по лугу обоза пахнут липой, из которой были сделаны.

Все полно звуков и запахов: лес «взвенивает», синица «тенькает», косари во сне елей «гомонят», обоз тянется «со скрипом», ракиты прислушиваются к посвисту ветра. Способностью слышать, видеть не только явь, но и сны, переговариваться друг с другом, наделено в стихотворении Есенина все живое и неживое.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Родной – да, конечно, но забытый ли?

Природа в стихах С. А. Есенина: анализ стихотворения "Топи да болота. "

Анализ стихотворения "Топи да болота. "

Глубинный патриотизм в стихах Есенина

В своем творчестве Сергей Есенин наибольшее место уделял родному краю, с его прекрасными русскими просторами. Поэт понимал природу, жил ею и воспевал её, посвящая ей большинство своих лирических произведений. Его стихи звучат очень нежно и чувственно, в них все живет и Дышит какой-то волшебной прелестью. В стихотворении «Топи да болота», Есенин красочно и с любовью описывает летнюю природу родного края, о котором он так трепетно отзывается: «край ты мой забытый, край ты мой родной!». Он восторгается его красотами, разнообразием родной природы и множеством звуков и ароматов, которые автор искусно передает в своих произведениях.

Стихотворение «Топи да болота», относится к ранней лирике поэта, где он очень чувственно и красочно описывает многообразие своего любимого края: «Топи да болота, синий плат небес». Здесь Есенин, описывая природу, использует глухие согласные, смягчая этим звучание текста, придавая ему нежность и теплоту. Этот прием используется автором очень часто для придания стихам не только красоты словесной, но и музыкальной. И действительно, его стихи передают не только картины природы, но и звуки, и запахи. И поэтому они очень мелодичны и нежны. «Хвойной позолотой вззвенивает лес» - из этих строк можно услышать звон, который передается использованием буквы «з».

Эти строки поэта описывают сказочную картину, изобилующую красками неба, болот, хвои и всеми её оттенками. Здесь автор объединяет в единое целое и землю, и природу, и небеса. Картины его природы - идеальны, они созданы Творцом и не имеют изъяна. Автор имеет особое родство с окружающим миром, гармонию и полное единение. Он тонко чувствует состояние природы, ее настроение и умеет очень точно передать словами его краски, запахи и звуки.

Прекрасная лирика Есенина, дарит читателю наслаждение её красотами: «слухают ракиты посвист ветряной. край ты мой забытый, край ты мой родной». Его лирика наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставляют равнодушным читателя, они наполняют его душу песней красоте русской природы.

Сочинение: Анализ стихотворения Есенина Топи да болота

С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.

Главная тема стихотворения «Топи да болота» – любовь к родному краю. Поэт называл своей малой родиной село Константиново, где он родился и вырос, где прошли юношеские годы, где произошло взросление и становление будущего поэта России. Ключевыми словами этого произведения можно назвать последние строки, которые обобщили созданную Есениным художественную картину:

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

Поэт описывает природу средней полосы России: топи да болота, синее небо, хвойный зеленый лес. Природа полна жизни, гармонична, и лирический герой упивается открывающимся перед ним пейзажем. Чтобы передать восторг лирического героя, автор использует метафоры, олицетворения: «синий плат небес», «хвойной позолотой», «меж лесных кудрей», «темным елям снится», «посвист ветряной». Стихотворение богато образными народными выражениями, которые делают лирическое произведение максимально понятным читателю: «плат небес», «тенькает синица», «гомон косарей», «слухают ракиты». Читатель слышит, как «хвойной позолотой взвенивает лес», «по лугу со скрипом тянется обоз», «посвист ветряной»; видит топи, болота, синее небо над головой, небольшой обоз; чувствует запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Родная сторона прекрасна, и хотя нет здесь у поэта описания бескрайних просторов, огромных морей, непроходимых лесов, зато есть самое дорогое – приметы родного края.

Именно в творчестве С.А. Есенина с такой силой звучит тема «малой» Родины, родной Рязани, села Константинова, подарившего нам «российского скандального пиита». Но для всех, кто любит стихи Сергея Есенина, край, который он воспел в своем творчестве, – Русь.

Синий плат небес.

Русь Есенина сказочная, как на картинах Васнецова. Перед нами как бы три пространства, три основных цвета, создающих фон описываемой картины: зеленый со всеми его оттенками, полутонами, от темно-зеленого до ярко-изумрудного – земля, трава, болота; освещенные солнцем ели под ветром «взвенивают» позолотой; над всем этим буйством зелени и золота синее небо, как платком покрывающее землю.

Представим себе эту женщину по имени Русь, одетую в темную юбку с вышитыми по подолу кустиками, веточками, лесными ягодами… Она принарядилась: кофта ее таинственно поблескивает. Голова покрыта ярким синим платом, так идущим к ее голубым глазам. Природа под волшебным прикосновением поэта оживает, встряхивает «лесными кудрями». Она еще не проснулась, только пробуждается на рассвете, но и во сне темным елям у луга снится гомон косарей.

Человек и природа настолько тесно переплелись, что грань «природного» и «человеческого» неощутима: небо сравнивается с платком, ветви деревьев – с кудрями, колеса едущего по лугу обоза пахнут липой, из которой были сделаны.

Все полно звуков и запахов: лес «взвенивает», синица «тенькает», косари во сне елей «гомонят», обоз тянется «со скрипом», ракиты прислушиваются к посвисту ветра. Способностью слышать, видеть не только явь, но и сны, переговариваться друг с другом, наделено в стихотворении Есенина все живое и неживое.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Родной – да, конечно, но забытый ли? Человек, который с такой любовью описывает свой край, не забыл его, он сохранил землю родную в памяти и заставил ее увидеть, услышать и даже как бы почувствовать, ощутить читателей.

«Топи да болота…» С.Есенин

«Топи да болота…» Сергей Есенин

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота»

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей» . Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе . когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Послушать стихотворение Есенина Топи да болота

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Топи да болота

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Топи да болота..."

Глубинный патриотизм в стихах Есенина

В своем творчестве Сергей Есенин наибольшее место уделял родному краю, с его прекрасными русскими просторами. Поэт понимал природу, жил ею и воспевал её, посвящая ей большинство своих лирических произведений. Его стихи звучат очень нежно и чувственно, в них все живет и Дышит какой-то волшебной прелестью. В стихотворении «Топи да болота», Есенин красочно и с любовью описывает летнюю природу родного края, о котором он так трепетно отзывается: «край ты мой забытый, край ты мой родной!». Он восторгается его красотами, разнообразием родной природы и множеством звуков и ароматов, которые автор искусно передает в своих произведениях.

Стихотворение «Топи да болота», относится к ранней лирике поэта, где он очень чувственно и красочно описывает многообразие своего любимого края: «Топи да болота, синий плат небес». Здесь Есенин, описывая природу, использует глухие согласные, смягчая этим звучание текста, придавая ему нежность и теплоту. Этот прием используется автором очень часто для придания стихам не только красоты словесной, но и музыкальной. И действительно, его стихи передают не только картины природы, но и звуки, и запахи. И поэтому они очень мелодичны и нежны. «Хвойной позолотой вззвенивает лес» - из этих строк можно услышать звон, который передается использованием буквы «з».

Эти строки поэта описывают сказочную картину, изобилующую красками неба, болот, хвои и всеми её оттенками. Здесь автор объединяет в единое целое и землю, и природу, и небеса. Картины его природы - идеальны, они созданы Творцом и не имеют изъяна. Автор имеет особое родство с окружающим миром, гармонию и полное единение. Он тонко чувствует состояние природы, ее настроение и умеет очень точно передать словами его краски, запахи и звуки.

Прекрасная лирика Есенина, дарит читателю наслаждение её красотами: «слухают ракиты посвист ветряной... край ты мой забытый, край ты мой родной». Его лирика наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставляют равнодушным читателя, они наполняют его душу песней красоте русской природы.