Вариант 100

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

- (2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:

- (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

- (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

- (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

- (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) - писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик выпустил воздушный шарик?»

1)Потому что рассказчик - человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

2)Потому что рассказчик - человек услужливый и готов исполнить любое желание, о чём бы его ни попросили.

3)Потому что рассказчик решил испортить Алёнке настроение и заставить её плакать.

4)Потому что рассказчик - человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.

3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

— Ой, хочу шарик!»

1)антитеза

2)эпитет

3)сравнительный оборот

4)фразеологизм

Ответ: ____________________________________________

4.Из предложений 16 - 22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5. Из предложений 14—15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.

Ответ: ____________________________________________

6. Замените разговорное слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 8—22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я как взял, (1) так услышал, (2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, (3) наверное, (4) хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, (5) как он настойчиво потягивается из рук, (6) будто просится улететь.

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Шарик летел кверху плавно и спокойно, (1) как будто он этого и хотел всю жизнь.

И я стоял, (2) задрав голову, (3) и смотрел, (4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, (5) как летит шарик, (6) рассмотреть его.

Ответ: _____________________________________________________

13.Среди предложений 25-31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

14. Среди предложений 14-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________


Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:
— В большом магазине весенний базар!
Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные. Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали. А она снова набрала воздух и давай:
— Бежим, Дениска! Скорее! Там квас шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!
Кричит, как будто случился пожар. И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.
Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин. Там была целая толпа народу и в самой середине стояли сделанные из чего-то блестящего мужчина и женщина, огромные, под потолок, и, хотя они были ненастоящие, они хлопали глазами и шевелили нижними губами, как будто говорят. Мужчина кричал:
— Весенний базаррр! Весенний базаррр!
А женщина:
— Добро пожаловать! Добро пожаловать!
Мы долго на них смотрели, а потом Аленка говорит:
— Как же они кричат? Ведь они ненастоящие!
— Просто непонятно, — сказал я.
Тогда Аленка сказала:
— А я знаю. Это не они кричат! Это у них в середине живые артисты сидят и кричат себе целый день. А сами за веревочку дергают, и у кукол от этого шевелятся губы.
Я прямо расхохотался:
— Вот и видно, что ты еще маленькая. Станут тебе артисты в животе у кукол сидеть целый день. Представляешь? Целый день скрючившись — устанешь небось! А есть, пить надо? И еще разное, мало ли что… Эх ты, темнота! Это радио в них кричит.
Аленка сказала:
— Ну и не задавайся!
И мы пошли дальше. Всюду было очень много народу, все разодетые и веселые, и музыка играла, и один дядька крутил лотерею и кричал:
Подходите сюда поскорее,
Здесь билеты вещевой лотереи!
Каждому выиграть недолго
Легковую автомашину «Волга»!
А некоторые сгоряча
Выигрывают «Москвича»!
И мы возле него тоже посмеялись, как он бойко выкрикивает, и Аленка сказала:
— Все-таки когда живое кричит, то интересней, чем радио.
И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал:
— Ну что за красотулечка, сил моих нет!
Но Аленка от них убежала, а я — за ней, и мы наконец очутились возле кваса. У меня были деньги на завтрак, и мы поэтому с Аленкой выпили по две большие кружки, и у Аленки живот сразу стал как футбольный мяч, а у меня все время шибало в нос и кололо в носу иголочками. Здорово, прямо первый сорт, и когда мы снова побежали, то я услышал, как квас во мне булькает. И мы захотели домой и выбежали на улицу. Там было еще веселей, и у самого входа стояла женщина и продавала воздушные шарики.
Аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. Она сказала:
— Ой! Я хочу шарик!
А я сказал:
— Хорошо бы, да денег нету.
А Аленка:
— У меня есть одна денежка.
— Покажи.
Она достала из кармана.
Я сказал:

— Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик!
Продавщица улыбнулась:
— Вам какой? Красный, синий, голубой?
Аленка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит:
— Хочешь поносить?
И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря.

Аленка за голову схватилась:
— Ой, зачем, держи!..
И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала:
— Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы — посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.
Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде. И тут Аленка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.
И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль свой шарик.
И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Аленка сказала:
— Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтобы ты его выпустил.


Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:

В большом магазине весенний базар!

Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные. Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали. А она снова набрала воздух и давай:

Бежим, Дениска! Скорее! Там квас шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!

Кричит, как будто случился пожар. И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.

Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин. Там была целая толпа народу и в самой середине стояли сделанные из чего-то блестящего мужчина и женщина, огромные, под потолок, и, хотя они были ненастоящие, они хлопали глазами и шевелили нижними губами, как будто говорят. Мужчина кричал:

Весенний базаррр! Весенний базаррр!

А женщина:

Добро пожаловать! Добро пожаловать!

Мы долго на них смотрели, а потом Аленка говорит:

Как же они кричат? Ведь они ненастоящие!

Просто непонятно, - сказал я. Тогда Аленка сказала:

А я знаю. Это не они кричат! Это у них в середине живые артисты сидят и кричат себе целый день. А сами за веревочку дергают, и у кукол от этого шевелятся губы.

Я прямо расхохотался:

Вот и видно, что ты еще маленькая. Станут тебе артисты в животе у кукол сидеть целый день. Представляешь? Целый день скрючившись - устанешь небось! А есть, пить надо? И еще разное, мало ли что... Эх ты, темнота! Это радио в них кричит.

Аленка сказала:

Подходите сюда поскорее,

Здесь билеты вещевой лотереи!

Каждому выиграть недолго

Легковую автомашину «Волга»!

А некоторые сгоряча

Выигрывают «Москвича»!

И мы возле него тоже посмеялись, как он бойко выкрикивает, и Аленка сказала:

Все-таки когда живое кричит, то интересней, чем радио.

И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал:

Ну что за красотулечка, сил моих нет!

Но Аленка от них убежала, а я - за ней, и мы наконец очутились возле кваса. У меня были деньги на завтрак, и мы поэтому с Аленкой выпили по две большие кружки, и у Аленки живот сразу стал как футбольный мяч, а у меня все время шибало в нос и кололо в носу иголочками. Здорово, прямо первый сорт, и когда мы снова побежали, то я услышал, как квас во мне булькает. И мы захотели домой и выбежали на улицу. Там было еще веселей, и у самого входа стояла женщина и продавала воздушные шарики.

Аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. Она сказала:

Ой! Я хочу шарик!

А я сказал:

Хорошо бы, да денег нету.

А Аленка:

У меня есть одна денежка.

Она достала из кармана.

Я сказал:

Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик!

Продавщица улыбнулась:

Вам какой? Красный, синий, голубой?

Аленка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит:

Хочешь поносить?

И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря.

Аленка за голову схватилась:

Ой, зачем, держи!..

И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала:

Зачем ты его упустил?..

Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы - посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.

Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький... У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде. И тут Аленка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.

И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль свой шарик.

И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Аленка сказала:

Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик... чтобы ты его выпустил.

1. Читаем очень внимательно текст


(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

– (2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:

– (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

– (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

– (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

– (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972) – писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. Выполняем задания

1. Укажите ошибочное суждение.

а) В слове УЛИЧНОГО все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ВПРАВО первый звук – [ф].

в) В слове ЕЩЁ – четыре звука.

г) В слове ДЕНЬГИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

2. В каком предложении содержится противопоставление?

а) (10) Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!
б) (13) И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи.
в) (19) Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
г) (25) И тут все пошли по своим делам, и мы пошли.

3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет героиню не Леной, не Алёной, а Алёнкой?»

Такая форма имени говорит о …

а) покровительственном, высокомерном отношении рассказчика к героине.

б) ласковом, дружеском отношении рассказчика к девочке.

в) сочувствии и жалости рассказчика к героине.

г) чувстве вины, которое рассказчик испытывает по отношению к девочке.

4. Замените разговорное слово «позадирали» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил» (предложение 14).

а) пустил в обращение

б) перестал держать

в) утратил власть

г) совершенно забыл

6. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

8. Среди предложений 1 — 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

10. Среди предложений 18 — 22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

11. Среди предложений 25–31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

12. Выпишите грамматическую основу предложения 24.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

14. Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 14–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

16. Замените словосочетание «кирпичный дом» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Из предложений 14 — 15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.

18. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?

а) притихшая

б) рассмотреть

в) отпустил

г) рассказать

19. В каком слове правописание суффикса наречия зависит от приставки?

а) спокойно

б) вправо

в) наверно

г) немножко

20. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне слова проверяется ударением.

а) позадирали

б) потянул

в) фонаря

г) (всё) равно

21. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1 — 2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

— Ой, хочу шарик!»

а) антитеза

б) эпитет

в) сравнительный оборот

г) фразеологизм

22. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

а) (9) И протянула мне тонкую ниточку.

б) (14) Я взял и выпустил весёлый шарик.

в) (23) Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей...

г) (29) А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая.

23. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для героя-рассказчика важно, что шарик, который он отпустил, был красным?»

а) Красный — это цвет, символизирующий для рассказчика мятеж, неуспокоенность, борьбу.

б) Красный — это цвет, связанный для автора-рассказчика с образом Алёнки.

в) Красный на фоне синего — это цвет, связанный для рассказчика с такими понятиями, как красота, праздник, радость, мир.

г) Красный — это любимый цвет рассказчика, так как в его понимании этот цвет символизирует жизнь.

24. Почему герой-рассказчик считает, что он не сумеет «рассказать Алёнке» всё, что чувствовал, когда вместе со всеми смотрел на летящий в небе шарик?

а) Рассказчик считает, что обыкновенные слова не способны передать смену живых чувств и впечатлений.

б) Рассказчик полагает, что не вправе описывать эту ситуацию, потому что она возникла по его вине.

в) Рассказчик считает, что его чувства настолько исключительны, что их невозможно передать словами.

СМЫСЛ ФРАЗЫ? Аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. Она сказала: – Ой! Я хочу шарик! А я сказал: – Хорошо бы, да денег нету. А Аленка: – У меня есть одна денежка. – Покажи. Она достала из кармана. Я сказал: – Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик! Продавщица улыбнулась: – Вам какой? Красный, синий, голубой? Аленка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит: – Хочешь поносить? И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря. Аленка за голову схватилась: – Ой, зачем, держи!.. И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала: – Зачем ты его упустил?.. Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался. Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде. И тут Аленка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам. И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль свой шарик. И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Аленка сказала: – Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтобы ты его выпустил.