По значению в лингвистической литературе нет.

Виноградов В. В. выделил 8 разрядов частиц:

  1. Усилительно-ограничительные, или выделительные частицы: только , лишь , хоть .
  2. Присоединительные частицы: тоже , также .
  3. Определительные частицы: именно , подлинно , как раз .
  4. Указательные частицы: вот , вон , это .
  5. Неопределённые частицы: -то , -либо , -нибудь , кое- .
  6. Количественные частицы: почти , ровно , точно .
  7. Отрицательные частицы: не и ни .
  8. Модально-глагольные частицы: бы , да , хоть бы , лишь бы .

Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. выделяют четыре разряда частиц по значению: смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные, формообразующие.

Смысловые частицы

Смысловые частицы выражают различные смысловые оттенки значений .

Подразделяются на несколько подгрупп:

1. Указательные частицы. Указывают на предметы и явления внешнего мира: вот , вон , это , оно , во .

  • Вот парадный подъезд.
  • (Н. А. Некрасов)
  • Кто это пришёл?
  • Оно , конечно, говорить легко.

2. Определительно-уточняющие, или определительные частицы. Уточняют отдельные знаменательные слова в предложении: точно , именно , ровно , почти , подлинно , как раз .

  • Мне как раз сюда и надо.
  • Это точно тот дом?

3. Выделительно-ограничительные частицы. С их помощью происходит логическое выделение слов или словосочетаний: только , лишь , только лишь , разве лишь , хотя , хотя бы , хоть бы , всего , исключительно , единственно .

  • Это только начало.
  • Ты хотя бы позвони.

К смысловым частицам, по мнению Шанского Н. М. и Тихонова А. Н., примыкают ещё усилительные частицы, выступающие в функции выделений: даже , (даже и ), же , ведь , уже (уж ), ну , ни , ещё , то , просто , прямо , положительно , определённо , решительно .

  • Всё это просто мелочи, быть может...
  • (Дж. Гордон Байрон)
  • Даже и не думай!

Модальные частицы

Модальные частицы выражают отношение к достоверности высказывания .

Выделяют несколько подгрупп:

1. Утвердительные частицы: да , так , точно , ага , угу , определённо , как же .

  • Мне определённо нравится ход его мыслей.

2. Отрицательные частицы: не , ни , нет , вовсе не , отнюдь не .

  • На небе ни облачка.

3. Вопросительные частицы: ли , разве , неужели , как , что , что ли , а , да .

  • Разве так можно поступать?
  • Неужели всё позади?

4. Сравнительные частицы: будто , как будто , точно , словно , вроде , как бы , будто бы .

  • Она вроде изменилась.
  • Точно ты не знала.

5. Частицы, употребляющиеся для передачи чужой речи: дескать (др.-русск. дѢеть «говорит» + съказати ), мол (молвил), -де , якобы .

  • А коль увижу-де , что казнь ему мала,
  • Повешу тут же всех судей вокруг стола.
  • (И. А. Крылов)
  • Отлучиться разрешите,
  • Дескать , случай дорогой,
  • Мол, поскольку местный житель,
  • До двора - подать рукой.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Так-таки и передайте: Аркадий, дескать , Иванович Свидригайлов кланяется.
  • (Ф. М. Достоевский)

Эмоционально-экспрессивные частицы

Эмоционально-экспрессивные частицы усиливают выразительность эмоционального высказывания : что за , ну и , где там , как , вот так , куда , куда там , что там , то-то , вот .

  • Ну что за шейка, что за глазки!
  • (И. А. Крылов)
  • Где тебе тягаться со мною,
  • Со мною, с самим Балдою?
  • (А. С. Пушкин)

Формообразующие частицы

Формообразующие частицы используются для образования ирреальных (частица бы ) и : да , пусть , пускай , да , давайте .

  • Давайте говорить друг другу комплименты.
  • (Б. Окуджава)
  • Я хотел бы жить и умереть в Париже,
  • Если б не было такой земли - Москва.
  • (В. В. Маяковский)

Бабайцева В. В. и Чеснокова Л. Д. включают сюда слова самый , более и менее , которые используются для образования аналитических форм степеней сравнения прилагательных. Кроме того, вслед за Виноградовым В. В. к формообразующим частицам они относят -то , -либо , -нибудь , кое- .

После своего переезда в Москву Симеон Полоцкий имел возможность сделать блестящую карьеру и занять самые высокие посты в церковной иерархии, однако он уклонился от этого пути, предпочтя ему роль приближенного царской семьи в ранге простого монаха. Выдающаяся личность Полоцка.

Симеон Полоцкий краткая история

Симеон Полоцкий, оставшийся под этим именем в истории, на самом деле при крещении получил имя Самуил, а фамилия его была — Петровский-Ситнианович. Родился он в Полоцке или его окрестностях в 1629 году. В конце 1640-х годов учился в Киево-Могилянской коллегии, бывшей средоточием православной учености в юго-западной Руси. Позже, вероятнее всего, молодой человек продолжил образование в Виленской иезуитской академии, где, по некоторым данным, вступил в униатский базилианский орден. Исследователями этот факт часто ставится ему в вину, но по-другому получить приличное образование в те времена было невозможно — этот путь прошли многие выходцы из южной Руси, после униатского искуса вернувшиеся в лоно православия, перебравшиеся в Россию и ставшие знаменитыми церковными иерархами.


В 1656 году документально засвидетельствовано пребывание Самуила Ситниановича уже в Полоцке. Он принял монашеский постриг с именем Симеон, вступил в братию Полоцкого Богоявленского монастыря и стал дидаскалом (учителем) братского училища. В этом же году царь , выехавший к русской армии, которая тогда воевала со шведами, побывал в Полоцке, где состоялось его личное знакомство с молодым учителем. Двенадцать учеников Симеона продекламировали приветственные стихи его сочинения, чем поразили самодержца в самое сердце, — такие вещи в Москве были тогда неизвестны. Знакомство упрочилось в 1660 году, когда Симеон Полоцкий в составе полоцкой делегации присутствовал на московском Соборе, посвященном самовольному оставлению Никоном патриаршего престола.

В начале 1660-х годов Полоцк вновь попал под власть Польши, и лица, выражавшие свои симпатии к России, почувствовали себя там неуютно. Есть глухие сведения о том, что на Симеона Полоцкого поступил донос, после чего он бежал на Русь.

Симеон Полоцкий в Москве

В 1664 году мы застаем его в Москве. Московитов своей европейской ученостью белорусский монах буквально потряс, и вскоре он выдвинулся на первые роли при царском дворе. Ему доверяли важнейшие миссии. Так, по поручению Собора 1666 года Симеон Полоцкий написал «Жезл правления» с обличением взглядов Никиты Пустосвята и попа Лазаря, лидеров русского раскола. В 1670 году появилось новое Симеоново богословское сочинение: «Венец веры кафолическим». В середине 1660-х годов он обучал молодых подьячих Приказа тайных дел, готовя их к дипломатическому поприщу. С 1667 года ученый монах стал воспитателем царских детей — через его руки «прошли» , и позже малолетний Петр.

С восшествием на престол в 1676 году влияние его бывшего наставника выросло еще больше. В 1678 году Симеону Полоцкому разрешили завести собственную типографию, неподотчетную Патриарху, — первым ее изданием стал «Букварь». Годом позже Симеон подготовил проект будущей , первого в России высшего учебного заведения, — ее открыли уже после смерти «автора», в 1687 году.

При этом официальной карьеры он делать не захотел — по свидетельству современника, Симеон Полоцкий в «начальники» никогда не стремился, предпочитая «спокойное житие близ солнца». Он воплощал в себе чистейший тип кабинетного ученого и поэта, погруженного в мир собственных поэтических грез. У него имелась обширная библиотека, включавшая в себя по преимущество книги античных и западных авторов; писал Симеон ежедневно — в его творческом наследии насчитывается около пятидесяти тысяч поэтических строк.

Симеон Полоцкий родоначальник русской силлабической поэзии

Симеон Полоцкий явился родоначальником русской силлабической поэзии, сообщив своему творчеству яркие барочные черты: это и стилистическое «украшательство», и мощное античное эхо, и орнаментализм (чего стоят его стихи, выполненные в виде звезды или сердца!), и нарочитая затрудненность речи, вызываемая необычным расположением слов... В 1678 году Симеон Полоцкий подготовил два поэтических сборника («Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»), открыв жанр поэтической книги в русской культуре, а также переложил на стихи Псалтирь. Кроме того, известны две его «нравоучительные» пьесы для придворного театра.

Смерть Симеона

Умер просветитель в 1680 году. Похоронили его в Заиконоспасском монастыре.

Увы, посмертная судьба оказалась к Симеону Полоцкому не слишком милостива. В конце 1680-х годов его религиозные сочинения были осуждены и запрещены — по настоянию Патриарха Иоакима, который всегда недолюбливал выходцев из юго-западной Руси, не без оснований считая их зараженными латинством. Лучший ученик Симеона Сильвестр Медведев, обвиненный в ереси, был обезглавлен.

Уже в XIX—XX веках чуть ли не общим местом стало мнение о посредственности поэтического творчества Симеона. Вряд ли это так. Явления прошлого нельзя судить по меркам современности; их можно понять, лишь погружаясь в ушедшие времена, в их «предметный» и духовный контекст. И с этой точки зрения Симеон Полоцкий выступает целой эпохой в истории отечественного просвещениясовременном понимании), его зачинателем. Да и в русской культуре, если непредвзято глядеть на факты, новое время открывается, пожалуй, его именем.

Годы жизни: 1629-1680

Из биографии

  • Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.
  • В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.
  • Известность пришла к Полоцкому С. в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем и наставником царских детей , а также придворным поэтом.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность. Получив духовное образование, будучи преподавателем в духовной школе, Полоцкий выступал против раскольников. Он поддерживал реформу Никона. В 1667 году написал книгу « Жезл правления», в которой выразил свои взгляды по поводу поддержки нововведений в церкви.

Свои духовные воззрения он изложил и в книге «Венец веры», а также в кратком катехизисе (это официальный документ церкви, содержащий основы веры) . Им было написано много проповедей («Обед душевный» (1681), « Вечеря душевная »(1683) – оба сборника вышли после смерти автора), в которых много внимания уделяется религиозно-нравственному идеалу. И хотя они написаны несколько казённым слогом, значение их велико, так как Полоцкий призывал к нравственному совершенствованию, даже вплоть до аскетизма.

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

Другим направлением была поэтическая деятельность.

Симеон Полоцкий стоял у истоков силлабического стихосложения (в котором длина строки имеет одинаковое количество слогов). Им были написаны два сборника стихов. Первый — «Вертоград многоцветный »(1677-1678) , посвящённый нравственному воспитанию, содержащий наставления. Одновременно это своего рода энциклопедия — справочник, где читатель мог найти много интересных сведений из истории, географии, минералогии, зоологии и др.

«Рифмология» (1679) — произведение, в котором были представлены речи на различные торжественны случаи в царской семье.

Талант Полоцкокго С. проявился и в драматургии . Им были написаны три пьесы, которые поставили и показали при царском дворе: «О блудном сыне», « О Навуходоносоре и Олоферне « и «« О Навуходоносоре и трёх отроках». Все они были написаны на нравственные темы.

Был Полоцкий и просветителем. Он многое делал для того, чтобы в стране открывались школы , при его содействии была открыта типографи я в 1678 году. Первой изданной книгой был «Букварь».

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учрежденияСлавяно-греко-латинской академии , но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи. Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий — яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий С. считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) по эпохам Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Алексея Михайловича(1645 – 1676)

События, явления.
Укрепление единства церкви, усиление её роли в жизни общества.

Церковная реформа, проводимая Никоном, при поддержке Алексея Михайловича, имела целью унифицировать церковные обряды, способствовать нравственному совершенствованию как представителей духовенства, так и всего общества. Одним из сторонников царя в данном процессе был просветитель, религиозный деятель Симеон Полоцкий.

Дальнейшее развитие культуры страны.

Одним из ярких религиозно — общественных деятелей периода правления Алексея Михайловича был Симеон Полоцкий. Он многое сделал в развитии культуры страны: способствовал открытию школ, сам написал несколько важных трудов по нравственному совершенствованию людей, был поэтом, одним из основателей новой поэзии — силлаботонической, а также писал пьесы.

Эпоха правления Фёдора Алексеевича (1676-1682)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Дальнейшее развитие культуры, просвещения. Одним из ярких религиозно — общественных деятелей периода правления Фёдора Алексеевича был Симеон Полоцкий. Он многое сделал в развитии культуры страны: способствовал открытию школ, открыл типографию, в которой издавалась и учебная литература (первая книга — «Словарь»).Именно в период правления Фёдора Алексеевича им были написаны основные труды (см. выше), задуман проект открытия высшего учебного заведения – академии. Он написал несколько важных трудов по нравственному совершенствованию людей, был поэтом, одним из основателей новой поэзии — силлаботонической, а также писал пьесы.С.Полоцкий был духовным наставником царевича, его воспитателем. Благодаря во многом ему, Фёдор Алексеевич стал образованным человеком, получившим прекрасное образование, освоившим основы многих наук, знал латынь, польский язык, писал стихи.

В период правления Фёдора Алексеевича Полоцкий был на вершине славы, известности и влияния в обществе, в духовной и культурной жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Город Полоцк - это не просто областной центр современной Республики Беларусь. Это также город с древними традициями, пополнивший историю культуры не одним именем, прославившим нашу землю. Одним из таких славных земляков был Симеон Полоцкий - «книжник», богослов, поэт, переводчик и драматург. Если говорить о жизненном пути Симеона Полоцкого и о его талантах и успехах, то можно выделить несколько областей, где он проявил свой недюжинный ум и политическую смекалку. Это - религия, педагогика, литература. Не вдаваясь в чрезмерные подробности, попытаемся дать обобщенную характеристику его.

1629 год ознаменовался рождением в городе Полоцке Самуила Гавриловича Петровского-Ситняновича, в будущем - Симеона Полоцкого. Про родителей и детство будущего общественного и религиозного деятеля источники умалчивают. Известно лишь то, что отец его умер достаточно рано.

В 1651 году Самуил заканчивает крупнейшее православное учебное заведение - Киево-Могилянскую коллегию, где можно было получить гуманитарное и богословское образование. Далее была Виленская иезуитская академия. Обучение в этих, для того времени лучших учебных заведениях, заложило основы для дальнейшей деятельности Самуила.

Симеон Полоцкий: педагогическая деятельность.

В 1656 году Самуил принимает монашество и становится Симеоном. Впоследствии, уже в Москве, к этому имени добавится еще топонимическое прозвище «Полоцкий». В этом же году он становится дидаскалом (преподавателем) в местной братской школе (такие школы создавались при православных монастырях, их целью было распространение образованности и православия среди населения). Этот же год ознаменовался для Симеона знакомством с русским царем Алексеем Михайловичем (Тишайшим). В 1664 году Симеон отправляется в Москву, что кардинально меняет его жизнь. Из обычного, пусть и отличающегося незаурядным умом и талантами, монаха, Симеон Полоцкий превращается в значительного общественного деятеля своего времени. Сначала царь поручает ему обучать подьячих Приказа тайных дел, а после - назначает учителем своих детей - царевны Софьи и Петра (в будущем великого Петра I).

Именно Симеону Полоцкому было поручено восточными патриархами выступить с речью перед царем и призвать царя Алексея Михайловича «взыскати премудрости», то есть поспособствовать повышению уровня образованности в Русском государстве, с чем он справился блестяще.

Религиозная и литературная деятельность.

В Москве Симеон Полоцкий не только преподавал, но и с головой окунулся в религиозную жизнь, которая в те времена была достаточно сумбурной. Так, он лично участвовал в низложении патриарха Никона, и был активным участником Московского собора. Также Симеон Полоцкий активно участвует в религиозной полемике, благодаря чему публикуются некоторые его публицистические работы.

Кроме публицистики, Симеон Полоцкий был неплохим поэтом. В 1667 году он был назначен придворным поэтом царя. Известность и популярность приобрела его книга «Псалтырь Рифмотворная» (перевод библейской книги «Псалтирь» поэтическим слогом) Вершиной же поэтического творчества С.Полоцкого считается сборник нравственно-дидактических поэм «Вертоград многоцветный».

Итоги российского общественного мнения в конце 17 века

Просветительская деятельность Симеона Полоцкого (1629–1680 гг.) оказала огромное влияние на укрепление Русского государства и общества. По разносторонности своих интересов Симеон Полоцкий был близок деятелям эпохи Возрождения: монах, богослов, философ, писатель, поэт, церковный и общественный деятель, педагог и воспитатель. С 1661 г. навсегда поселившийся в Moскве, Симеон стал учителем латинского языка в школе Спасского монастыря. Успешная его деятельность в качестве учителя стала известна царю Алексею Михайловичу, и он пригласил его в наставники к своим детям. Будучи по натуре своей просветителем, Симеон Полоцкий развернул в Москве широкую просветительскую деятельность – преподавал, открыл в Кремле типографию, свободную от церковной цензуры, возглавил созданную при Приказе тайных дел первую в Россию школу нового типа, где обучал латинскому языку будущих государственных чиновников. Он разработал также проект организации в Москве высшей школы, который позднее был положен в основу создания Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий принял активное участие в проведении церковной реформы и в борьбе со старообрядчеством. В 1666–1667 гг. он написал трактат «Жезл правления», обличающий старообрядцев. По просьбе царя Симеон встречался с протопопом Авакуумом и имел с ним беседу. Это была встреча двух выдающихся личностей эпохи и двух антиподов, людей с противоположными взглядами и жизненными ценностями. Протопоп – религиозный бунтарь, желающий сохранить не испорченную образованием московскую старину, «простоту души». Симеон – сторонник сильного государства, просвещенного абсолютизма. Он считает необходимым поднимать культуру русского народа, ибо, чем выше культура, тем выше нравственность.

Полоцкий преданно служил делу просвещения. Он стал первым в России профессиональным писателем, переводил с латин­кого и польского и литературно редактировал церковные и светские произведения, участвовал в подготовке полного перевода русской Библии.

Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял «семи свободным наукам» – традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум – грамматика, риторика, диалектика; квадриум – арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти «свободные науки» на русской почве.

Вера, «разумность» и образованность позволяли решить главную задачу – воспитание «совершенного человека, на всякое дело уготованного». В представлении Симеона Полоцкого «совершенный человек» – это добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя. Больше всего этому идеалу соответствует, конечно, «иноческое житие».


В понимании Симеона Полоцкого «совершенный человек» включает в себя множество прежде всего нравственных качеств. Именно нравственные качества составляют духовную основу человека. Но и обучение «добронравию» Симеон Полоцкий понимал как научение ребенка «разумному» знанию.

Одним из важнейших качеств «совершенного человека» Симеон Полоцкий считал любовь и верность государю. В изданном им «Букваре языка славенска» (1667) обобщенный образ «совершенного человека» приобретает конкретные черты верноподданного царя. В этой книге утверждается, что благополучие царя является главной целью существования остальных членов общества.

В понимании Симеоном Полоцким роли российского монарха прослеживается еще одна важная черта – он стремится обозначить русского царя как вселенского, ибо именно в создании вселенского православного царства он и видит главную задачу России как «Нового Израиля» в новых исторических условиях.

В других сочинениях его идеал выражен еще более четко. Так, в «Рифмологионе» он не просто воспевает российского царя, но формулирует смысловые и целевые установки будущего развития России: «Царю восточный, царю стран премногих».

Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Формулу «царь-солнце», являющуюся характерным атрибутом абсолютной монархии, в русскую политическую культуру он ввел впервые. Царь и Бог у него почти равные величины. «Небом Россию наречии дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты – Солнце, Луна – Мария царица».

Полоцкий настаивает на различии между царем и тираном. «Кто есть царь и кто тиран хощеши знати, Аристотеля книги потщись почитати».

Он убежден, что просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. «Под законом все казни должны страдать», и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство и «чинна и славна содеевает царства».

Мыслитель обращал также внимание на недопустимость неправды. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения». Он мечтает о равном для всех суде, который будет «равно судити мала и велика», невзирая на лица («на лице не зри, равен суд твой буди»). Организаций судебных учреждений, по его мысли, должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. «Единый суд всем... иже в единой суть области люди». Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.

Мыслитель стоит за мир, придерживается традиционной для русской политической мысли ориентации на мирное разрешение всех внешнеполитических конфликтов. Он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», никогда не искать «брани» и вступать в войну только в случае нападения врага, а к побежденным всегда являть милосердие. Слава России должна расширяться не мечом, «но скоротечным типом через книги».

В политической литературе XVII в. следует отметить работы хорватского богослова, философа, писателя Юрия Крижанича (ок. 1617 – 1683 гг.), всю свою жизнь посвятившего идее славянского единения. Получивший хорошее образование в Западной Европе, Юрий Крижанич долгое время пробыл в России, но не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь не получили поддержки, и он был сослан в Тобольск. В ссылке Крижанич пробыл 16 лет, здесь он написал самые значительные свои сочинения.

В 1663 г. Крижанич начал писать на общеславянском языке главный труд своей жизни – трактат «Беседы о правлении», позже названный «Политика». В своем сочинении он тщательно анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Крижанич указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.

Государство. Происхождение государства . Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху, царю Алексею Михайловичу. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность. Царя он считает наместником Бога на Земле, власть его – священной. «Ни один человек не может ставить царей, но один лишь Бог. Бог ставит царей либо с помощью чудесного пророчества, либо посредством народного соглашения, либо с помощью оружия». Крижанич полагал, что русские цари получили власть из рук Бога, и называл «басней» теорию о призвании варягов, «глупыми и нелепыми» – теории о получении власти от Константина Мономаха, происхождении рода русских царей от римского императора Августа. Был он против и концепции «Москва – третий Рим».

Форма государства . Из всех форм правления (на основе работ Платона и Аристотеля, выделяя правильные и неправильные формы) самой лучшей для России он считает «совершенное самовлавство» – неограниченную монархию. «Это жезл Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть введены всякие благие законы».

Обращаясь к царю, Крижанич говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом. Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.

Экономика. В области экономики Крижанич руководствуется наиболее передовыми для того времени воззрениями. Он подчеркивает, что разо­рительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Необычайно актуально звучит сегодня мысль Крижанича об опасности, исходящей от бюрократии.

Религия. Что касается вопросов религии, то тут Крижанич окончательно отвергает Унию и призывает укреплять православие. Конечная цель «Политики» – показать, как надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал «самым прославленным между народами» и возглавил все славянские племена.

Одно из первых мест среди политических деятелей второй половины XVII в. принадлежит Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину (1605–1680 гг.), занимавшему при Алексее Михайловиче пост главного управителя Посольского приказа. Будучи прогрессивным государственным деятелем, Ордин-Нащокин хорошо понимал необходимость проведения реформ в России.

Ордин-Нащокин критиковал и порицал старые порядки, считая, что русские люди должны многое у себя перестроить, призывал учитывать пример «сторонних чужих земель», но в то же время подчеркивал, что «не все нужно брать без разбора».

Приказная администрация и отжившее свой век местничество бояр возмущали Ордин-Нащокина.

В бытность воеводой в Пскове Ордин-Нащокин высказывался за расширение прав местного управления. Он полагал, что воеводам не обязательно при решении всех дел на местах ждать указания из центра, то есть считал, что местная власть лучше может решать ряд дел самостоятельно, приняв во внимание местные особенности. В Пскове им был разработан проект организации городского самоуправления.

Ордин-Нащокин видел в дворянстве основную опору феодального государства. Он был сторонником неограниченной власти царя.

На основе личного опыта в качестве участника войн с поляками и шведами Ордин-Нащокин считал необходимыми укрепление войска и замену конного дворянского ополчения постоянной армией.

В области внешней политики он был сторонником тесного союза России со славянскими странами.

27. Социально-политические идеи украинских историко-публицистических памятников втор. пол. 16 век – послед пол. 17 века (синопсис, гизель, баранович, казацкие летописи)

Политическими мыслителями в Украине в конце XVI - первой половине XVII в. были также Х.Філалет (? -?), И. вишенский (1560-1620), П.Могила (1597-1647).

Х.Філалет (основной труд - "Апокрисис") строил свою концепцию в виде антитезы взглядам польского иезуита П. Жалобы, изложенным в "Синод брестский" (1597). Концепция Філалета вытекала из следующих положений: защита в религиозной форме идеи равенства людей независимо от социального статуса; обязательный элемент общественного климата - религиозная толерантность, свобода совести; необходимость соблюдения прав народа его обладателями; право народа на защиту нарушенных свобод (в том числе вооруженное); отрицание абсолютной власти королей, магнатов и папы римского; подчиненность действий феодалов суда подданных. Х.Філалет одним из первых украинских мыслителей, которые находились в русле гуманистической и рационалистической традиции, предложил и обосновал идеи общественного договора и естественного права, ограничения власти законом.

Проблема соотношения религии и политики, власти духовной и светской занимала центральное место в политических концепциях І.Вишенського и П.могилы. Вишенский, автор многочисленных полемических памфлетов, направленных против всевластия духовных и светских властей, пытался обосновать свои взгляды, опираясь на идею необходимости возвращения к гуманистических и демократических принципов раннего христианства. Он, в частности, определил эти принципы (равенство, братство, свобода, справедливость) краеугольными для построения справедливых общественных отношений в сфере как религиозной, так и светской жизни; основываясь на идее равенства, высказал мнение о необходимости соборного правления христианской церкви людьми духовного сана и мирянами: утверждал равноправие церквей и необходимость подчинения их только Богу; отверг как абсолютно безосновательное, необоснованную и неоправданную доктрину католического универсализма и абсолютного централизма папы римского; подверг острой критике действия светской власти, что нарушали идеалы раннего христианства; большую роль отводил правосудию, в частности судебном защите гражданских прав и свобод в случае их нарушения с власть имущими.

Продолжая аргументацию І.Вишенського, П.Могила отстаивал идею верховенства церкви над государством, что объективно способствовало вмотивуванню независимого от власти папы римского и польского короля существования Украинской православной церкви и сохранению идентичности украинского народа. Взгляды П.могилы на соотношение воздействий церкви и государства в общественной жизни разделяли многие его современники и получили широкое распространение с утверждением российского влияния на украине в XVII-XVIII ст.

Национально-освободительная революция середины XVII века, и создание казацко-гетманского государства начали новую фазу развития украинской политической мысли (середина XVII-XVIII ст.). Этот период ее эволюции характерен прежде всего усиленным вниманием к осмыслению проблем международных союзов и межгосударственных объединений Украины с Польшей, Россией, Османской империей, Крымским ханством и другими субъектами тогдашней международной политики, определению политического статуса украинского народа и созданием первых конституционно-правовых документов.

Решения поднятых проблем было предложено на государственном уровне Б.хмельницким (1595-1657) в "Мартовских статьях" 1654 г. и І.Виговським (?-1658) и Ю.Немиричем (1612-1659) в "Гадячском трактате" 1658 г. В первом случае речь шла об установлении межгосударственного (прежде всего военного союза с Россией, во втором - о создании федералістського объединения Польши, Великого княжества Литовского и Украины. Оба политико-правовые документы не были полностью реализованы: в первом случае - через сознательное нарушение Россией условий заключенной сделки, во втором - через отсутствия социальной базы.

Самым заметным украинским политическим мыслителем второй половины XVII в. был И.гизель (1600-1683), основной труд которого "Мир с Богом человеку" запретил 1690 г. Священный Синод за оригинальность мысли и несоответствие некоторых ее идей догмам официального русского православия. Концепция И. Гизеля базировалась на постулатах общественного договора и естественного права. Мыслитель, в частности, признавал за подданными, право в случае нарушения обладателем условий соглашения между ним и народом восстать и отобрать у него власть. Позиция І.Гізеля относительно Москвы отмечалась непоследовательностью и противоречивостью: именно из круга людей, близких к нему, вышел "Синопсис" (1663), что имел четкую промосковскую и промонархічну ориентацию.

Идея объединения Украины и России не навязывалась Русским государством, а изначально являлась украинской и исходила от части казацкой старшины, причем её актуализация в этой среде обозначилась уже в конце XVI века и закреплялась весь XVII век . В эпоху Руины концепция малороссийства и единой Руси одержала победу в высших церковных и светских кругах . Важным шагом на пути к её оформлению стало в 1674 году издание Киевского синопсиса архимандритом Киево-Печерской лавры и ректором Киево-братской коллегии Иннокентием Гизелем, в котором была предпринята попытка обосновать религиозно-династическую связь между Киевом и Москвой, а население Малой и Великой Руси того времени именовалось еди­ным и целостным «православнороссийским народом». В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России .

Близкие к І.Гізеля позиции занимали также Л.Баранович (1620-1693) и І.Галятовський (?-1688).

Баранович Лазарь [около 1620 - 3(13).9.1693], украинский религиозно-политический деятель и писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией. Вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от Московского патриарха. С 1650 ректор Киевской коллегии; с 1657 черниговский архиепископ. В 1674 основал в Новгороде-Северском типографию, перенесённую в 1679 в Чернигов, где было напечатано около 50 богослужебных книг и литературных произведений на церковнославянский, польский и латинский языки. Б. являлся автором "слов", панегириков, полемических сочинений, в которых защищал православие от наступления католической церкви, опубликовал сборник своих проповедей: "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1674). В 1671 опубликовал на польском языке сборник "Лютня Аполлона", содержавший более 1 тыс. стихов, в которых писал о любви к родине, о необходимости соединения сил русского, украинского и польского народов для борьбы против общих тогда врагов - татар и турок.

Казацкие летописи - историко-литературные произведения 2-й половины XVII - середины XVIII века, посвященные казацким войнам. Ценные источники для исследования отечественной истории и важные памятники литературы. Язык большинства летописей-книжный, близкий к народноразговорного.

До наших дней дошли три крупнейшие казацкие летописи - Самовидца (о событиях 1648 - 1702 лет, вероятный автор - Роман Ракушка-Романовский), Грабянки (1710, о событиях от возникновения казачества в 1709) и Величка (1720, о событиях в Украине 1648 - 1700 лет).

Во всех этих летописях не только подробно рассказывается об освободительной войне украинского народа 1648 - 1654 лет, а подается экономическая, политическая и культурная характеристика страны, факты из истории России, Польши, Венгрии, Швеции, Молдовы, Турции и других государств.

Источниками казацких летописей были давние украинские летописи, собственные наблюдения, воспоминания современников, документальные материалы (правительственные официальные и частные письма, акты, грамоты, универсалы), произведения чужеземных историков, народные легенды, переводы и т.д..