Помогите пожалуйста решить тест.
Российская империя в царствование Александра II.
Вариант 1.
Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?
А) Ф. Лагарп;
б) В.А. Жуковский;
в) С.С. Уваров.
Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»?
а) А.И.
Герцену;
б) председателю редакционных комиссий Я.И. Ростовцеву;
в) Александру III,
3. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864г.?
а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;
б) наказание розгами виновных;
в) гласность суда;
г) отделение полиции от следствия;
д) создание особого суда для дворян;
е) введение суда присяжных;
ж) бессословность суда.
Земские учреждения не решали вопросов…
а) строительства дорог;
б) строительства школ и больниц;
в) организации судебных органов;
г) развития торговли и промышленности.
Представители какого сословия преобладали в земствах?
а) крестьяне;
б) дворяне;
в) купцы;
г) мещане.
Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне.
Для чего были созданы Редакционные комиссии?
а) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;
б) для редакции журналов и газет;
в) для сбора статистических данных о крестьянских наделах.
По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…
а) собственностью крестьянской семьи;
б) собственностью крестьянской общины;
в) государственной собственностью.
9. Как крестьяне должны были платить за землю по реформе 1861 г.?
а) сразу 100% стоимости надела помещику;
б) в течение 49 лет государству, которое заплатило за них помещику;
в) 100% стоимости надела помещику в течение 59 лет.
10. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…
а) месячина;
б) испольщина;
в) барщина;
г) отработки.
11. Военная реформа 1874г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 20-летний срок службы;
в) объявляла новый рекрутский набор;
г) сокращала сроки службы до 6 лет.
12. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в.была заложена:
а) на Донбассе;
б) в Сибири;
в) в районе Баку;
г) в Средней Азии.
Соотнесите событие и дату:
1) начало перевода крестьян на выкуп а) 1878;
2) судебная реформа б) 1марта 1881;
3) убийство Александра III в) 1863;
4) Берлинский конгресс г) 1864.
Как называлась первая народническая организация в России?
а) «Земля и воля»;
б) «Чёрный передел»;
в) «Народная воля»;
г) «Освобождение труда».
К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжение реформ?
а) либеральное;
б) радикальное;
в) консервативное;
г) реакционное.
Какое имя лишнее и почему?
а) И.В. Гурко;
б) П.Д. Зотов;
в) М.Д. Скобелев;
г) П.С. Нахимов.
17. На Берлинском конгрессе произошло:
а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;
б) создание новой коалиции против России;
в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора.
18.С какой страной в 1860г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) с Японией;
б) с Китаем;
в) с США;
г) с Кореей.
Расставьте в хронологической последовательности:
а) Сан-Стефанский мирный договор;
б) отмена крепостного права в России;
в) введение всеобщей воинской повинности;
г) судебная реформа.
Распределите в 2 столбца термины, относящиеся к истории России до 1861г.(1) и после 1861 г.(2).
а) оброк;
б) выкуп;
в) тягло;
г) отрезки;
д) временнообязанные;
е) барщина;
ж) чересполосица.


Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латинское училище. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории. Однако к радости родителей Саши примешивалась изрядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына. «В 11 часов утра, - вспоминала Александра Федоровна, - я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович)целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федоровна), подойдя к нам, сказала: "Это сын". Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.

201 орудийный залп и плошки повсеместной иллюминации возвестили москвичам о рождении будущего наследника престола, положив начало соответствующим торжествам по городам и весям Российской империи. Крещение новорожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Михайловича (в том числе и преобразователя России Петра Великого). В первые годы своей жизни Саша попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю. Ф. Баранова и Н. А. Тауберг, а боннами (то есть нянями) - М. В. Коссовская и А. А. Кристи (тезка знаменитого автора детективных романов действительно была англичанкой, что не удивительно, поскольку именно англичанки считались в то время лучшими няньками в мире). До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне, которая успешно командовала маленьким внуком. Впрочем, эта властная и решительная дама считала себя главой клана Романовых и стремилась, с большим или меньшим успехом, руководить ими всеми. Жены Александра и Николая Павловичей перед ней трепетали, можно представить себе, как воспринимал ее команды маленький Николаевич.

С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был назначен Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А. Жуковский, близко знавший заслуженного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души - таковы отличительные черты его характера». Сестра нашего героя, Ольга Николаевна писала о Мердере в своих воспоминаниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье: действительно драгоценный человек!».

Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отдавая звонким голосом команды гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России всего драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое великое дело... Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он будет считать единственным наслаждением - помогать несчастным».

В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее крупнейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Александре Николаевиче образец нравственного совершенства. С самого раннего возраста на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников. Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ниве служения отечеству поистине геркулесовы подвиги, будущий император оставался скромным гражданином и человеком. Наследники же престола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали - то ли гордость от своего положения, то ли ужас от невозможности исполнить пожелания подданных.

Как бы то ни было, благие намерения Мердера получили конкретное воплощение, особенно после воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской площади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло остаться ярких и отчетливых воспоминаний. День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью и бабушкой под охраной гвардейского саперного полка, шефом которого был его отец. Однако нервный тик Александры Федоровны, начавший мучить ее после восстания, и частые упоминания отцом «друзей 14-го» не давали ему забыть об этом страшном для Романовых событии.

Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на десять классов, поручили составить все тому же Василию Андреевичу Жуковскому. Причем литературные заслуги Василия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно попадают в цель.

Жуковский отнесся к почетному и ответственному заданию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейшими педагогическими системами и приемами. В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его образования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского. Первый из них назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать даже в названиях разделов педагогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ребенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, человеке, понятие о религии, знакомство с иностранными языками. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13-18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было принято в его время, на «антропологические» (история, политическая география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап - «Окончание путешествия» - время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классических книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Свобода и порядок - одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой...

Отметим, что эти правила, во всяком случае, некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько это ему казалось возможным, действовать в соответствии с ними. Конечно же, жизнь порой вносила в эти правила жесткие коррективы. Кроме Жуковского, читавшего русскую историю и новейшую отечественную словесность, великого князя обучали такие знатоки своего дела, как К. И. Арсеньев - историк, географ, статистик.

Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера - это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.

Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера.

«В великом князе, - растерянно свидетельствовал генерал, - совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Интересно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребенок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время покушений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царственного воспитанника. «На том месте, - говорил учитель, - которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке». Представляете, что происходило ежедневно, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, потом юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъемен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить пальму первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и родителей, а также благоприобретенное желание угодить взрослым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.



Личность и воспитание императора Александра II

Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Приемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влиянием. Отец не получил в своё время хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему важному делу правления государством. Александр вступал на престол тридцати шести лет от роду (родился в 1818г.), зрелым человеком, достаточно опытных в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего “наставника” – известного поэта В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный “план учения” цесаревича, утверждённый императором Николаем. По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещённым и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вёл с ним “беседы о законах”. Домашние занятия добавлялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837г.). Двадцати трёх лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен – Дармштадской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

С этого времени началось служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своей кончиною: “Мне хотелось, приняв на себя всё трудное, всё тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе.”

Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Всё внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

В истории России началась новая полоса. Она получила название эпохи Освобождения, или эпохи Великих реформ . В сознании современников и потомков она прочно соединилась с именем императора Александра II .

Александр II — сын царя, воспитанник поэта. Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой » ее сын не забыл «святейшего из званий: человек ».

Прошло восемь лет, и император предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича. Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма. Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.

Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками ». «Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму » .

План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители. Императрица назначала Николая I «начальником штаба » то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе ».


Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».

Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.

Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с . В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же был переведен во Владимир.

Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника » И. С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Современники говорили о нем как о человеке c чистой душой и редким благородством. Его талант, политические взгляды и мировоззрение симпатизировали венценосным особам. Поэту удалось завоевать расположение царской семьи, которая смогла доверить ему самое дорогое - воспитание будущего наследника престола.

сайт вспоминает, как незаконнорожденный сын пленной турчанки смог стать учителем при царском дворе, имея возможность влиять на историю России, формируя характер будущего правителя.

Чужая фамилия

9 февраля 1783 года в Тульской губернии в усадьбе помещика Афанасия Бунина служанка родила мальчика, которого назвали Василием. Матерью ребенка была молодая восточная женщина, которая занималась воспитанием дочерей хозяина. По приданию, турчанка появилась в Тульской губернии в 1774 году. Якобы 16-летнюю девушку Сальху вместе с ее младшей сестрой Фатьмой привез в подарок помещику крестьянин, который вел торговлю с военными, принимавшими участие в Русско-турецкой кампании 1768-1774 годов. 11-летняя девочка вскоре умерла, а ее старшая сестра стала жить в усадьбе.

Как писала в своих воспоминаниях Анна Зонтаг, племянница Василия Жуковского, молодость и красота юной особы, которую после крещения стали звать Елизаветой Дементьевной Турчаниновой, не остались без внимания помещика.

«Сальха, как невольница, по своим магометанским понятиям, покорилась ему во всём, но всё так же была предана душою Марье Григорьевне, которая, заметя связь мужа своего с турчанкой, не делала ему ни упрёков, ни выговоров, а только удалила от Сальхи дочерей своих… Она считала себя второю женою, но всегда оставалась покорною первой жене, как госпоже своей, от которой не слыхала никогда неприятного слова», - отмечала она, подчеркивая, что супруга Бунина никогда не винила в случившемся соперницу.

Крестными родителями новорожденного мальчика стали одна из дочерей Бунина и бедный дворянин Андрей Жуковский, который согласился усыновить ребенка. Так незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина и пленной турчанки получил фамилию, которую позже прославил на всю страну.

Портрет Жуковского О. А. Кипренский, 1815, Третьяковская галерея. Фото: Commons.wikimedia.org

Правда, доброе сердце Марьи Григорьевны Буниной уже успело полюбить малыша. Вскоре ребенка вернули в усадьбу, где он стал для старших любимым сыном, а для детей помещика - настоящим братом.

Мальчик получил хорошее образование, которое позволило ему в 14-летнем возрасте поступить в Московский университетский благородный пансион. В этот же год он дебютировал в печати с «Мыслями при гробнице».

Позже, работая в «Вестнике Европы», он увлекся романтизмом, а в 1815 году стал одним из главных участников литературного общества « Арзамас».

Царский наставник

В 1816 году началась его карьера при дворе. В это время он стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Его знания, воспитание и обхождение сложили о нем самое приятное впечатление. Позже ему было предложено стать учителем русского языка для принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. А в 1823 году он занялся обучением принцессы, принадлежавшей к королевскому дому Вюртемберг, - Фридерики Шарлотты Марии. В Петербург она прибыла, чтобы сочетаться узами брака с Великим князем Михаилом Павловичем.

Когда на престол взошел Николай I, то одним из важных «семейных» вопросов стал выбор наставников для сына императора - Александра Николаевича. Высокое доверие было оказано Василию Жуковскому. С наследником он занимался русским языком и литературой, но при этом особое внимание уделял нравственным качествам юноши, стараясь «воспитать не царя, а гражданина».

При этом он опасался излишнего увлечения юного Александра военным делом. Сохранилось эмоциональное письмо, которое Жуковский написал императрице, узнав, что 8-летний наследник принял участие в разводе войск.

«Я в газетах прочитал описание развода, на котором наш маленький Великий Князь явился верхом и пр. Эпизод, государыня, совершенно излишний в прекрасной поэме, над которой мы трудимся. Ради Бога, чтобы в будущем не было подобных сцен. Конечно, зрители должны восхититься появлением прелестного младенца; но какое же ощущение произвело подобное явление на его разум? Не понуждают ли его этим выйти преждевременно из круга детства?» - вопрошал он.

При этом он подчеркивал, прося прощение за свои восклицания, что страсть к военному ремеслу может стеснить душу Александра: «он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве — казарму».

По мнению историков, именно Жуковский оказал немалое влияние на формирование личности будущего императора Александра II, который вошел в историю под эпитетом Освободитель.

В 1841 году Василий Андреевич ушел в отставку в связи с совершеннолетием наследника. В этом же году 58-летний поэт решил жениться на дочери придворного художника российского императорского двора Евграфа Рейтерна - 20-летней Елизавете.

В этом браке у них родились двое детей. В 1842 году на свет появилась дочь Александра, а в 1844 - сын Павел. Семья перебралась жить в Германию, где 12 (24) апреля 1852 года Василий Жуковский скончался в возрасте 69 лет. Тело его было доставлено в Россию и погребено в Александро-Невской лавре.

Морганистическая супруга великого князя

Интересна судьба дочери великого поэта. После смерти родителей Александра вернулась в Россию, где была назначена фрейлиной двора. Там она привлекла внимание великого князя Алексея Александровича, четвёртого сына императора Александра II.

К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27. Молодой человек воспылал к ней страстью и, по некоторым данным, обвенчался с Жуковской в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.