Вариант1.
1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век
механически.

2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
Ответ: _________________________________________________________
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
(НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.
Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.
Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.
Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.
Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.
Ответ: _________________________________________________________
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им
загона для овец.
Ответ: _________________________________________________________
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком.
В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.
Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.
Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.
Ответ: _________________________________________________________
6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Грибоедов вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко
(НЕ)ИДЕАЛЬНА и из влюблённых соперников выбирает худшего.
Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.

Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет:
оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.
Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя
(НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.
Наш дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали
глаз.
Ответ: _________________________________________________________
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.
Ответ: _________________________________________________________
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки
и выпишите это слово.
В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО
ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков,
(НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их
особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий
океан.
Ответ: _________________________________________________________
9. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?
Герою (не) где применить свои силы.
Евгений (ни) кого не боится.
Не(к) кому обратиться с предложением о сотрудничестве.
Не(от) куда ожидать понимания.
Ответ: _________________________________________________________
10. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно?
(Ни) кто не сочувствует Игорю.
Походили ребята по лесу и ушли ни(с) чем.
Изведал враг в тот день (не) мало.
Отдыхать (не) когда.
Ответ: _________________________________________________________
11. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом
смерти.
Ключи до сих пор (не) найдены.
Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный.
Брат (не) удостоил его даже упрёком.
Ответ: _________________________________________________________
12. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Дети радостно бежали по (не) кошеному лугу.
Мне (не) чего было сказать в ответ.
Компьютер (не) подключён к сети.
Этот дом (не) большой, но очень уютный.
Ответ: _________________________________________________________


Князя Андрея раздражал холодный, (не) пропускающий в душу взгляд Сперанского.
(Не) каждый может точно сформулировать свою мысль.
Глубина идеи в романе (не) разрывно сочетается с художественностью.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (не) надо.
Ответ: _________________________________________________________
Задание № 12 из банка ФИПИ. Правописание НЕ и НИ.
Вариант2.
1. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно? Выпишите это слово.
Знаменитый Лоренцо (не) раз служил моделью многим живописцам.
(Не) смотря на молодость, Писарев уже был серьёзным и глубоким критиком.
Странные звуки походили (не) то на вой, (не) то на ворчанье.
Сазонов утверждает, что он (ни) (в) чём не виноват: вчера у него был выходной.
Ответ: _________________________________________________________
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите это слово.
Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
Оседает пыль, и взору открываются (не) высокие пирамидальные тополя.

Ответ: _________________________________________________________
3. В каком варианте ответа пишется И? Выпишите цифру (ы).
Тарас Бульба н(1)мог н(2)полюбоваться на своего старшего сына.
За год Валентин н(3)разу н(4)съездил к матери.
Ответ: _________________________________________________________
4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите слова.
(НЕ) СМОТРЯ на причитания бабушки, я ВСЁ(ТАКИ) ушёл.
Видимо, ему (НЕ) ЗДОРОВИЛОСЬ, (ПО) ЭТОМУ он отказался от пищи.
(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ мы ХОТЕЛИ(БЫ) поблагодарить устроителей праздника.
(ПО) НЕВОЛЕ заяц бежит, когда лететь (НЕ) (НА) ЧЕМ.
Ответ: _________________________________________________________

Нам (не) где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.
Было тихо, (не) жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.
Окно на кухне было (не) занавешено.
(Не) истовый, срывающийся лай наполнил сад.
Ответ: _________________________________________________________
6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Дождь хлынул на нас (не) укротимым потоком.
Наше внимание привлекла (не) высокая стройная лиственница.
Дождь продолжался, но (не) сильный, как утром, а слабый, моросящий.
В молчании добро должно твориться, но (не) чего об этом толковать.
Ответ: _________________________________________________________

Меня манили (не) изведанные уголки земли.
Объявили (не) продолжительный перерыв на обед.
Рассмотрение дела (не) завершено.
Оказалось, что такое сложное задание поручить было (не) кому.
Ответ: _________________________________________________________


(Не) доумевая, он взглянул на собеседника.
(Не) преодолимое желание увидеть своих родных заставило Широкова тут же отправиться в
обратный путь.
Причины миграции птиц из этих районов еще (не) изучены.
Сквозь густой туман пробивался (не) яркий свет фонарей.
Ответ: _________________________________________________________

Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
(Не) понятное нам правило трудно запомнить.
Ещё видны остатки (не) растаявшего снега.
Так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей.
Ответ: _________________________________________________________

(Не) исследованные геологами районы весьма перспективны.
На выставке Зверев показал (не) похожие на прежние работы акварели.
Перед нами лежала (не) широкая дорога.
Васильев (не) годующе посмотрел на старика.
Ответ: _________________________________________________________

Нужная книга (не) прочитана.
Клементьев ушёл, (не) ответив на наши вопросы.
Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
(Не) высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
Ответ: _________________________________________________________
13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
(Не) высказанные прямо претензии директора беспокоили Киру.
(Не) знакомая нам компания оказалась очень приятной.
Сестра сообщила далеко (не) радостные новости.
Туристы уснули, (не) дождавшись ужина.
Ответ: _________________________________________________________

Не(у) кого узнать, как найти этот дом.
Помочь Маше в беде было (не) кому.
(Не) каждый сможет решить задачу таким способом.
Костю (не) очень обрадовало наше посещение.
Ответ: _________________________________________________________
15. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Ветерок (ни) сколько не мешал нам.
(Ни) кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
Больше не(от) кого ждать помощи.
Детям (не) когда погулять.
Ответ: _________________________________________________________

Ещё (не) видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
Желтоватая мгла, (не) похожая на пыль, поднималась на востоке.
Валентин шел (не) спешным, но решительным шагом.
Наречия – (не) изменяемые слова.
Ответ: _________________________________________________________
17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите слова.
Буря (НЕ) ИСТОВСТВОВАЛА (НЕ) СКОЛЬКО часов.
Путешественник (НЕ) СУМЕЛ обратиться к (НЕ) ЗНАКОМЦУ.

(НЕ) ХУДО БЫЛО(БЫ) съездить к озеру.
ВСЁ(ТАКИ) (НЕ) ХОЧЕТСЯ в такую жару оставаться дома.
Ответ: _________________________________________________________
18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Люди, (не) бывавшие в тропиках, не могут представить себе зимний дождь.

В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.
Андрей вошёл в ещё (не) оштукатуренную комнату.
Ответ: _________________________________________________________
19. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Касьяна (не) слишком обрадовало наше внезапное посещение.
Чацкий уезжает, (не) найдя сочувствия живого.
Меня тянуло в какой­нибудь маленький городок, где (ни) что не помешает работать.
Анна Павловна дала понять, что ни она, (ни) кто­то другой не имеют права обсуждать желания
императрицы.
Ответ: _________________________________________________________
Задание № 12 из банка ФИПИ. Правописание НЕ и НИ.
Вариант 3.
1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Киты часто глотают предметы, явно (не) служащие для них кормом.
Я поселился в (не) большой, светлой комнате.
В квартире всё оставалось (не) тронутым со дня отъезда Лизы.
Альпиниста влекут (не) покорённые вершины.
Ответ: _________________________________________________________

(Не) желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.
Привыкнув к людям, бобры (не) страшились выходить днём из своих хаток.
(Не) расчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.
Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.
Ответ: _________________________________________________________
3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Характер дневниковых записей (не) совсем обычный.
Лиза (ни) когда раньше не видела моря.
Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова (не) исчезает.
Ответ: _________________________________________________________
4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Утром по степи, (не) успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.
Поэма состоит из отдельных (не) завершённых глав.
Очень (не) лёгкий выдался денёк!
Мачеха сразу (не) взлюбила падчерицу.
Ответ: _________________________________________________________
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Учёные утверждают, что есть (не) исследованная часть Антарктиды.
Никто (не) застрахован от ошибок.
Путешественникам (не) где было расположиться на ночлег.
Сегодня вы (не) плохо справились с работой.
Ответ: _________________________________________________________

(Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.
Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются.
Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова.
(Не) решённый до сих пор вопрос снова включён в повестку дня.
Ответ: _________________________________________________________
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.
Егор слыл (не) утомимым тружеником.
Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.
Домашним животным (не) чего было опасаться людей.
Ответ: _________________________________________________________

(Не) кого было спросить, как проехать к концертному залу.
В последние годы (не) измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.
Вдали показались (не) высокий дом и двор, обнесённый забором.
(Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Ответ: _________________________________________________________
9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
(Не) зачем думать о плохом: всё будет хорошо.
Гибнущий сад и (не) состоявшаяся любовь – две внутренне связанные темы пьесы.
Меня огорчило (не) вежливое замечание приятеля.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.
Ответ: _________________________________________________________
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Почти (не) заметная серая птичка вспорхнула из кустов.
(Не) вдалеке от дома начинался лес.
(Не) распроданные игрушки уценили.
Дуня (не) лишена обаяния.
Ответ: _________________________________________________________
11. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Наш спутник тоже (не) сидел сложа руки.
Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники.
Путники вышли к ещё (не) обросшему кромкой льда берегу.
(Не) мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Ответ: _________________________________________________________
12. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
(Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не) исследованной местности.
Пришлось подписать (не) выгодный контракт.
Семён Ростиславович казался (не) довольным.
Ответ: _________________________________________________________
13. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает.
(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.
Ответ: _________________________________________________________
14. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.
В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.
Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.
Некоторые упражнения (не) выполнены.

Ответ: _________________________________________________________
15. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Со мной поздоровался (не) знакомый человек.
Всех смутили (не) проверенные слухи.
А.Н. Толстой умер, (не) успев дописать роман «Пётр I».
(Не) лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.
Ответ: _________________________________________________________
16. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Ему (не) когда было съездить в город.
Я чувствую, что (не) обходимо переменить тему разговора.
К сожалению, задача (не) решена.
Ребята (не) доумевали, почему им не разрешили идти в поход.
Ответ: _________________________________________________________

(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
(Не) понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.
Надо было (не) спеша ехать дальше.
С середины XIX века русские ученые (не) раз предпринимали экспедиции на вулканы Камчатки.
Ответ: _________________________________________________________
Задание № 12 из банка ФИПИ. Правописание НЕ и НИ.
Вариант 4.
1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
(Не) помня зла, за благо воздадим.
(Не) прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.
После ремонта комната ещё (не) приведена в порядок.
(Не) обычная обстановка мешала сосредоточиться.
Ответ: _________________________________________________________
2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Бабушка, (не) смотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
Серёжа (не) торопясь перевернул страницу.
Месяца (не) было на небе, и звёзды ярко светили.
До Нового года (не) больше недели.
Ответ: _________________________________________________________
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
По колеям ещё стояла (не) впитанная почвой дождевая вода.
Почти (не) слышное журчание воды привлекло Лизу.
В следующем году И.С. Тургенев пишет рассказ о (не) состоявшейся любви.
Солнце палит – дышать уже (не) чем.
Ответ: _________________________________________________________
4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Такая речь, отнюдь (не) лишённая смысла, озадачила Ивана.
Откладывать поход (не) было никакой возможности.
Художник Саврасов родился в Москве в 1830 году в (не) богатой купеческой семье.
Дуня (не) торопясь возвращалась домой.

Ответ: _________________________________________________________
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Писатель упоминает (не) вышедший ещё перевод известного романа.
(Не) мало песен о зиме сложил русский народ!
Но (не) кому мне тайну рассказать.
После лесного похода (не) заметный шрам остался у неё на руке.
Ответ: _________________________________________________________
6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Стихи Случевского (не) забыты.
В повести «Дуэль» (не) только главные герои оценивают друг друга.
Выберите (не) высокие георгины.
Генерал рассказывал об ужасной сцене, (не) испытывая ни малейшего смущения.
Ответ: _________________________________________________________
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Врагу (не) сдобровать: за нашим лесочком уже выстроились танки.
(Не) смотря на ветер и стужу, птицы упорно летят на юг.

Мы ценим и любим (не) праздность, а труд.
Ответ: _________________________________________________________
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Мы устремляемся по (не) изведанному морю к новой земле.
Брат с (не) виданной ловкостью перемахнул через забор.
Вдалеке виднелись серые громады ещё (не) законченных построек.
Княжна Марья была (не) поколебима в своих решениях.
Ответ: _________________________________________________________
9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
(Не) испытанное никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера.
(Не) спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.
Я стою (не) подвижно.
Тимофей (не) спеша повернулся.
Ответ: _________________________________________________________
10. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Он мирно окончил свой век, (не) обидев ни одного человека.
В зале гремели долго (не) смолкавшие аплодисменты.
Этот (не) приятный мир был ему чужд.
Самые сложные задачи (не) решены.
Ответ: _________________________________________________________
11. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Финал рассказа выглядит как возвращение к (не) решённым вопросам.
(Не) ожиданно над городом вспыхнула радуга.
Однако выстрел (не) произведён.
Говорил Пётр Иванович (не) громко, но убедительно.
Ответ: _________________________________________________________
12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Эта (не) приятная история надолго осталась в моей памяти.
В Наташином пении уже (не) было детской старательности.
Ученье без уменья – (не) польза, а беда.
Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто­лиловую тучу.
Ответ: _________________________________________________________
13. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
(Не) законченная шахматная партия перенесена на завтра.
За полотном железной дороги (не) проходимой стеной стоит молодой сосняк.

(Не) редко предметом художественного изображения бывают чувства поэта.
В лёгкой синеве неба, ещё (не) потеплевшей после ночи, розовели облака.
Ответ: _________________________________________________________
14. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Тайна (не) раскрыта.
(Не) дочитанная до середины книга лежала на тумбочке.
(Не) заметь реставратор трещины, древнейшие фрески могли бы погибнуть.
Рассеянный, (не) внимательный пассажир оставил зонтик в метро.
Ответ: _________________________________________________________
15. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
Наши кони (не) были измучены.
Все оперативные документы, (не) исключая и боевые журналы, уничтожены.
Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не) понимающий в чистокровных лошадях.
Матросы относились к пассажирам с (не) обыкновенным радушием.
Ответ: _________________________________________________________
16. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Выпишите слово.
Вводное слово грамматически (не) связано с другими словами в предложении.
Речка была (не) широкой и мелкой.
(Не) годуя, Валентин вышел из кабинета.
(Не) варёные овощи и фрукты намного полезнее, чем варёные.
Ответ: _________________________________________________________
17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? Выпишите слово.
В России (не) было того среднего класса, который в Европе «соединял» аристократию и
простонародье.
На лугах стояла ещё (не) кошенная трава.
(Не) слыша звуков визжавших со всех сторон пуль, Пьер подъехал к полю.
Войско саксов умело скрывалось в (не) проходимых лесах и болотах.
Ответ: _________________________________________________________

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание:

Кустики брусники усыпаны ещё НЕ СОЗРЕВШИМИ ягодами. (Причастие.+зав.сл.)

Даже запах бензина НЕ МОГ заглушить луговой аромат.(Не+глагол)

В НЕБОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо. (Союз «Но» не разделяет)

Картошка на огородах до сих пор НЕ ВЫКОПАНА. (НЕ+краткое причастие)

НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически. (НЕ+деепричастие)

Ответ: небольшом

Ответ: небольшом

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: обычная

Правило: Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.Задание 13

Правописание НЕ и НИ.

По спецификации в задании данного типа проверяется:

−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;

−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;

−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.

В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.

Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.

12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.

Частица не пишется раздельно:

1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.

Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй-утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.

Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак "глубокое" и утверждается признак "мелкое").-Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака: "и мелкое, и широкое"; "хотя мелкое, но широко е") .

1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:

а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;

б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.

Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.

а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;

б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;

3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. 3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. Иначе они не будут причастиями, а будут отглагольными прилагательными. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то... не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния

а) в сравнительной степени

б) в роли сказуемого безличного сказуемого

6) двигался не громче, говорил не быстрее

мне не надо, ей не нужно

7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением 7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слитное написание НЕ и НИ.

Частица не пишется слитно:

1) Если слово без НЕ не употребляется. а) Существительные : небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;

б) прилагательные и наречия, образованные от них : небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;

в) глаголы : невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;

г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)

2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить - пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить - перелить, недодать- передать. 2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством. 3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.

Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени.

4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени. 6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно. 7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.

12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:

Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.

Основные случаи употребления отрицательных частиц

Частица НЕ используется Частица НИ используется
1) для выражения отрицания:

Писем и телеграмм не было.

Брат не похож на обманщика.

Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.

1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ

Ни писем, ни телеграмм не было.

Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника.

Меня не интересуют ни звёзды, ни луна.

2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание):

Он не мог не позвонить.

Мы не могли не заметить.

2) для выражения количественного отрицания:

На небе ни облачка.

Во рту ни росинки.

3) для выражения невозможности в безличных предложениях:

Не догнать тебе бешеной тройки!

Не бывать войне-пожару!

3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строчки!

4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не ударил!

Ну чем не герой!

4) для выражения неопределённости:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился!

(А. Пушкин)

Разве не правда, что мы поумнели?

С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой)

5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни.. , где бы ни.. и т.д.).

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет.

Сложные случаи разграничения НИ и НЕ

1.В придаточных предложениях. Сравните:
НЕ выражает отрицание:

Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.

Не бывает войн, где солдаты не погибают.

НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:

Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.

Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.

2. В оборотах не один и ни один ; не раз и ни разу . Сравните:
Не выражает отрицание:

Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.

Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем.

Ни выражает усиление отрицания:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.

Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.

3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а..)

Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древняя пещера.

Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто... не; ничто... не:

Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.

Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.

Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые - раздельно, например:

а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;

б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.

К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый ) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый ). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем , болезнь неизлечима , эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не , если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни , или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо . Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.

Примечание.

Следует различать написание не со словами на -мый , образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором - слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок - нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом - невидимая с Земли сторона Луны.

К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.

Вариант № 1

Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

Миражи - оптические обманы, возникающие в пустыне, - являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

Оптические обманы - миражи - возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ , -яя, -ее.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

языки ПЛАМЕНИ

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом

Б) ошибка в построении

сложного предложения

В) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

Г) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала поэзию Бориса Пастернака и восхищалась ею.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Поднявшись на смотровую

Площадку, видишь город как на ладони.

Сёстрык хорошо разбирались как в музыке, так и в живописи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист

к..сательная

д..ликатес

усм..рённый

объед…нение

Ответ: ___________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил

пр..странно, пр..вык

раз..грал, сверх..дея

н..грузить, раз..брал

под..езд, раз..яснил

Ответ: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

эмал..вый

бессонн..ца

податл..вый

удоста..ваться

виновн..к

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

знач..мый

утеша..мый

выруч..нный

Ответ: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил,
я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

Ответ: ___________________________.

14. пишется НН .

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности
и готовности воспринимать и переживать увиденное.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей - это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.
(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924-2013) - советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

В человеке от природы заложено больше энергии, чем в любом, даже самом крупном, животном.

Человек воспринимает время по-особенному: иногда секунды могут казаться часами, а сутки могут пролетать мгновенно.

Физика может объяснить законы природы, но объяснить природу человека, назначение энергии, заложенной природой в человека, эта наука не в состоянии.

Рассказчик сразу осознал смысл утверждения отца о том, что большая энергия дана человеку для работы.

Рассказчик успешно учился в школе, чему способствовало его стремление досконально изучить каждый предмет.



Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое связано с предыдущим
с помощью притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Конец формы

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

например

запертый

каменистая

Звучнее или более звучный

касательная

подъездразъяснил

эмалевый

значимый

небольшой

совсемнаперекор

альфойиомегой