НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – БАКАЛАВР

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Ростов-на-Дону

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации»

Ростовский (г. Ростов-на-Дону) юридический институт (филиал)

Утверждаю

Заместитель директора РЮИ РПА Минюста России,

Председатель методического совета РЮИ РПА Минюста России

А.Р. Саруханян

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Семенцова И.А ., доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук, доцент.

Рецензенты:

Деркунский Д.В. , доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института, кандидат юридических наук, доцент;

Арзуманян А.А. , доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная экспертиза» подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

Учебно-методические материалы рекомендованы для студентов всех форм обучения Ростовского юридического института РПА Минюста России, призваны оказать им помощь при подготовке по вопросам (заданиям) практических занятий, а также систематизировать полученные знания к зачету по учебной дисциплине «Судебная экспертиза». Рассчитан для студентов Ростовского юридического института РПА Минюста России, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России.

© РЮИ РПА Минюста России, 2014.

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная экспертиза» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

    целевую установку;

    учебно-методическое обеспечение дисциплины;

    требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.

Целевая установка

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Судебная экспертиза» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника Ростовского юридического института РПА Минюста России.

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).

Изучив курс дисциплины «Судебная экспертиза», слушатели должны усвоить:

    современные научные основы судебной экспертизы;

    процесс экспертного исследования и его стадии;

    понятие специальных знаний и основные формы их использования в судопроизводстве; отличительную сторону их использования как в процессуальной форме, когда результаты их применения имеют доказательственное значение, так и в непроцессуальной форме;

    современное состояние и направления совершенствования судебной экспертизы как одной из основных видов процессуального использования специальных знаний.

У студентов должны быть выработаны практические навыки и умения:

          рассматривать теоретические, процессуальные и организационные вопросы, касающиеся проблем судебной экспертизы;

          уделять серьезное внимание особенностям назначения и производства судебных экспертиз;

          правильно давать оценку и использовать полученные результаты в доказывании при разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел;

          с учетом современных возможностей определять вопросы, подлежащие разрешению, и представлять в распоряжение эксперта объекты и материалы, которые необходимы для производства судебной экспертизы.

Преподавание дисциплины опирается на подготовку студентов по дисциплинам «Криминалистика», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право».

Предполагаются устойчивые знания базовых дисциплин «Теория государства и права», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика».

Требуется тесная координация с дисциплинами «Уголовный процесс»; «Криминалистика».

Дисциплина изучается в четвертом, пятом, шестом или седьмом учебном семестре (в зависимости от формы обучения) (в четвертом или пятом – для студентов, обучающихся на базе СПО) и выполняет базовые функции для дисциплин «Судебная психология»; «Судебная психиатрия»; «Судебная медицина».

Оканчивается изучение дисциплины сдачей студентами зачета по всему учебному курсу.

Разработка программ подготовки государственных судебных экспертов — важный этап развития судебной экспертизы в России

Стремительный рост потребностей нашего общества в использовании специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле, как в рамках судопроизводства, так и вне этих рамок, позволяет рассматривать сегодня судебную экспертизу как самостоятельный институт защиты прав и свобод граждан и интересов государства посредством производства научно обоснованных экспертиз и экспертных исследований. Можно с уверенностью говорить об актуальности оптимизации современной модели судебно-экспертной деятельности прежде всего в плане совершенствования всех видов ее обеспечения и определения критериев оценки ее качества. Основными организационными направлениями обеспечения качества судебной экспертизы, требующими сегодня теоретической и практической разработки, являются: аккредитация судебно-экспертных учреждений; стандартизация методического обеспечения (методов и методик); сертификация экспертных средств (оборудования и расходных материалов); совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников государственных судебно- экспертных учреждений (СЭУ). При этом важнейшим компонентом системы подготовки является аттестация судебных экспертов. Одной из приоритетных задач Федерального закона от 31.05.2001 №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Ф3) выступает регламентация организационного аспекта деятельности сложившихся и оправдавших себя на практике систем государственных СЭУ по производству судебных экспертиз. Так, одной из отличительных особенностей этих систем является аттестация их работников в качестве государственных судебных экспертов с предоставлением им права самостоятельного производства судеб­ных экспертиз. Статья 12 «Государственный судебный эксперт» и статья 13 «Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к экспер­ту» являются нормами, определяющими применение категории «аттестация эксперта» в государственной судебно-экспертной деятельностиСобрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2291.. Министерство юстиции России одним из первых приступило к практической реализации требований Ф3, обеспечивая реализацию указанных норм принятием ряда ведомственных нормативных актов. Аттестация экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России является необходимой организационной мерой, обеспечивающей управление профессиональной подготовкой экспертов, позволяющей с позиций единого научно-методического подхода обеспечивать надежность и обоснованность результатов, полноту и объективность экспертных исследований. Практике СЭУ известны два вида аттестации, которые не должны подменять друг друга: квалификационная и аттестация на соот­ветствие занимаемой должности. При этом аттестацию на соответствие занимае­мой должности проходят не все эксперты государственных СЭУ, а только являющиеся государственными служащими или военнослужащими (эксперты СЭУ Минюста России к таковым не относятся). Сущность, задачи и основные принципы квалификационной аттестации государственных судебных экспер­тов значительно отличаются от служебной аттестации, регулируемой Федераль­ным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Анализ практической деятельности государственных СЭУ выявил определенные проблемы введения указанных норм в существующий порядок аттеста­ции, в том числе их действия на межведомственном уровне, например, при согласовании квалификационных требований. Частным случаем, не получив­шим разрешения в законодательстве, стало рассмотрение вопросов переаттес­тации (взаимозачета аттестаций) экспертов, переходящих на работу из одного министерства (ведомства) в другое. Еще раз подчеркнем, что квалификационная аттестация эксперта — это внутриведомственная организационная процедура предоставления эксперту и (или) продления права самостоятельного производства судебной экспертизы (либо его лишения) по конкретному ее виду или экспертной специальности на основе всесторонней проверки уровня профессиональной подготовки работ­ника СЭУ. При этом Ф3 устанавливает единые требования к срокам прохож­дения квалификационной аттестации: право самостоятельного производства судебной экспертизы предоставляется эксперту сроком на 5 лет; через каж­дые 5 лет экспертно-квалификационная комиссия (ЭКК) должна рассматривать вопрос о его продлении. Кроме того, в свете требований Ф3 свидетельство, выдаваемое эксперту с правом самостоятельного производства судебной экспертизы, является ведомственным документом, выдаваемым сроком на 5 лет, и утрачивает юридическую силу по истечении указанного срока, а также при увольнении работника из системы СЭУ или подразделений соответствующего федерального органа исполнительной власти. При этом процедура взаимозачета свидетельств (резуль­татов квалификационных аттестаций), выданных разными федеральными орга­нами исполнительной власти остается не урегулированной. Поэтому пока единственный путь указанных выше взаимозачетов — прохождение вновь поступившим работником требуемой квалификационной аттестации по кон­кретной экспертной специальности и получение свидетельства на право само­стоятельного производства экспертизы утвержденного образца того федераль­ного органа исполнительной власти, куда работник принят на работу. В СЭУ Минюста России аттестацию экспертов на право самостоятельного производства экспертиз по конкретным экспертным специальностям проводят Центральная экспертно-квалификационная комиссия (ЦЭКК), созданная в РФЦСЭ при Минюсте России, и зональные ЭКК, созданные в региональных центрах судебной экспертизы Минюста России. В своей деятельности указан­ные комиссии руководствуются Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в СЭУ Минюста России, утвержденным приказом Минюста России № 20 от 23.01.2002. Отличительной особенностью данного Положения, по сравнению с предшествовавшим ему нормативным документом, является отсутствие нормы, касающей­ся проведения аттестаций экспертов других министерств и ведомств. Кроме того, аттестация в Минюсте России проводится по конкретным экспертным спе­циальностям, а не по родам (видам) судебных экспертиз, как это принято практически во всех государственных СЭУ иных федеральных органов исполнительной властиПриказ Минюста России от 23 января 2002 г. № 20 «Об утверждении Положения об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».. Приказом Минюста России № 114 от 14 мая 2003 г. «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных СЭУ Минюста России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ Минюста России» был уточнен и расширен перечень экспертных специальностей. Появились такие новые экспертные специальности, как: «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей»; «Исследование психологии и психофизиологии человека»; «Исследование информационных компьютерных средств»; «Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки» и др. Профессиональная подготовка экспертов СЭУ Минюста России осуществляется в соответствии с Положением об организации обучения кадров СЭУ системы Минюста России, согласно которому определены ее основные виды: подготовка к получению права самостоятельного производства экспертиз по конкретной экспертной специальности под руководством наставника в течение шести — двенадцати месяцев по индивидуальному плану и утвержденной программе подготовки экспертов; повышение квалификации; прохождение стажировок; участие в работе научно-практических семинаров и школ; обучение в аспирантуре; самостоятельная подготовка. Как следует из приведенного перечня видов подготовки экспертов СЭУ, ключевым и базисным элементом является программа подготовки экспертов. В связи с появлением новых экспертных специальностей согласно приказу Минюста России № 114, а также с потребностями в значительном обновлении ранее имевшихся программ подготовки экспертов в РФЦСЭ при Минюсте России проведена большая работа по разработке нового комплекса программ подго­товки экспертов по всему перечню экспертных специальностей (всего 48 спе­циальностей) с учетом последних теоретических и практических достижений судебной экспертизы. При этом все роды судебной экспертизы согласно назван­ному приказу обеспечены в плане видового разделения целым набором эксперт­ных специальностей; например, в КЭМВИ их 8, в автотехнической экспер­тизе — 4, в товароведческой экспертизе — 3 и т.д. Примечательным является комплекс экспертных специальностей по инструментальным методам иссле­дования в судебной экспертизе (5 специальностей), т.к. это экспертное направление существует в самостоятельном виде только в Минюсте РоссииПриказ Минюста России от 14 мая 2003 г. № 114 «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в ГСЭУ Министерства юстиции России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных СЭУ Минюста России».. Одним из достоинств новых программ является их унификация по структу­ре и содержанию. Программа подготовки эксперта включает в себя перечень учебных тем и вопросов, распределенных по соответствующим разделам, методические рекомендации и перечень рекомендуемой литературы, указывае­мой по алфавиту общим списком, а также срок подготовки эксперта. Программа состоит из общих и специальных дисциплин. При этом программа изучения специальных дисциплин составляется с учетом необходимости освоения экспертами основ конкретного рода (вида) судебной экспертизы, методик производства судебных экспертиз по соответствующей специальности и вопросов профилактической деятельности судебного эксперта. В целом программа представляет собой достаточно объемный документ, например, по специальности «Исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий» программа содержит более 40 страниц. Самостоятельное изучение курса предусматривает также освоение общих дисциплин «Основы криминалистики» и «Основы судебной экспертизы» по еди­ным для всех экспертных специальностей программам. Минимум содержа­ния программы обязательно включает в себя следующие разделы: I. Общая часть (1. Теоретические и методические основы конкретного рода (вида) судеб­ной экспертизы. 2. Основы назначения и производства конкретного рода (вида) судебной экспертизы); II. Специальная часть (1. Основы базовой науки. 2. Методики, применяемые при производстве экспертиз по конкретной экспертной специальности); III. Методические рекомендации по освоению тем типовой программы; IV. Литература. Все программы подготовки экспертов СЭУ Минюста России прошли внеш­нее рецензирование, предметное обсуждение на научно-методических советах, действующих в РФЦСЭ по каждому роду экспертизы, и представлены в Минюст России для утверждения в установленном порядке. Полагаем, что разработанный комплекс программ подготовки экспертов Минюста России может быть взят за основу для аттестации экспертов других органов исполнительной власти (за исключением Минздрава и Минобороны России). Проведение аттестаций экспертно-квалификационными комиссиями по специальностям, методически обеспеченным едиными программами подготовки экспертов, позволит решить проблемы межведомственного взаимозачета свидетельств (результатов аттестаций) и создаст реальные предпосылки методической интеграции судебной экспертизы на новом витке своего развития. Одним из ярких примеров, подтверждающих это, являются результаты школы-семинара по компьютерно-технической экспертизе, проведенной в апреле 2003 г. на базе Саратовского ЮИ МВД России. Слушатели данной школы из 14 СЭУ Минюста России, обучаясь в течение 20 дней по программе, первично раз­работанной СЮИ МВД России, по результатам сдачи экзаменов ЦЭКК в РФЦСЭ при Минюсте России были успешно аттестованы по специальности «Исследование информационных компьютерных средств». При этом секция ЦЭКК была сформирована по межведомственному принципу из представителей как Минюста России, так и МВД России. Автор: Т. П. Москвина — начальник Управления экспертных учреждений Минюста России, государственный советник юстиции 2 класса, кандидат химических наук, доцент.

СОЮЗ «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ

приглашают на профессиональную переподготовку по программе

«СУДЕБНАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

В результате обучения слушатель получает теоретические и практические знания проведения

финансово-экономической судебной экспертизы.

Занятия ведут лекторы из числа профессорско-преподавательского состава

Российского государственного университета правосудия, практикующие судебные эксперты.

приглашаются слушатели с высшим профессиональным образованием в области экономики,

финансов, а также оценщики и аудиторы, имеющие стаж работы не менее 3-х лет.

Объем программы: 550 часов

Форма обучения : очно-заочная, с применением электронного обучения,

лекции онлайн по субботам

Место проведения: г. Москва ул. Новочеремушкинская, д.69.

Стоимость обучения : 65 000 рублей,

для членов Союза ФЭСэ - 58 000 рублей

НДС не облагается.

Для зачисления необходимо направить:

1) Копию паспорта (стр. 2,3 + прописка).

2) Копию диплома о высшем образовании (о профессиональной переподготовке оценщика, аудитора – при наличии).

Руководитель программы:

Верхозина - Рогич Алена Валерьевна - вице-президент, Генеральный директор Союза Финансово – экономических судебных экспертов.